УДК 37.01
Захарова Светлана Михайловна
кандидат педагогических наук,
заместитель директора по научно-методической работе,
Волжского городского лицея
Васильева Светлана Евгеньевна
кандидат филологических наук,
заведующая кафедрой естественнонаучных
социально-экономических и общетехнических
дисциплин Волжского филиала Поволжского
государственного технологического университета
тел.: 89050083770
Svetlana M. Zakharova
the pedagogical science candidate,
the vice principal of scientific methodological activity
Volzhsk municipal lyceum
za-svetal 3 @yandex.ru
Svetlana E. Vasil'eva
The candidate of philological Sciences
the head of Department of Science, social and economic subjects of the Volzhsk department of Volga State Technological University Tel.: 89050083770
Научные интерпретации непрерывного профессионального образования
The Scientific interpretation of ^ntinuous professional education
Аннотация. В статье рассматриваются научные интерпретации непрерывного профессионального образования, которые представлены множеством концепций, зависящих от того, в рамках предмета какой науки или парадигмы эта проблема рассматривается. Рассматривая проблему непрерывного профессионального образования, специалисты выделяют несколько походов к раскрытию ее сущности - философские, педагогические, психологические. Анализ теоретических исследований показывает, что в настоящее время в литературе наиболее широко представлен подход к образованию, непрерывному в пространстве и времени.
Ключевые слова: непрерывное образование, сетевое обучение, единое образовательное пространство.
Annotation. The article examines the scientific interpretation of continuous professional education, which are represented by a set of concepts, depending on that within the subject of a science or paradigm this problem is considered. Considering the problem of the continuous professional education the specialists distinguish several hikes to the disclosure of the philosophical, pedagogical, psychological essence. The analysis of the theoretical research shows, that now in the literature approach to education, continuous in space and time is most widely represented.
Keywords: continuous education, online training, common educational space.
Значительное увеличение, интеллектуализация направлений профессиональной деятельности, глобализация рынка труда и доступность глобальных сетей обмена информацией значительно повышают роль человеческого фактора в определении рейтинга государств. Именно человеческий капитал - «...накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни» определяет сегодня степень развития государства, его способность жестко отстаивать свои интересы в мире, его экономическую и социальную стабильность. Основой этого процесса является формирование профессионального уровня специалиста, что невозможно без создания системы непрерывного образования.[5, с.48]
Сегодня делаются попытки направить перспективную реорганизацию общего среднего образования на социальное воспроизводство трудовых, главным образом интеллектуальных ресурсов России. И при этом образование обязано реагировать уже сейчас на потребности общества, которые будут через 5 - 15 лет.
Сегодня выпускник средней школы оказывается в ситуации очень сложного выбора в отношении профильного направления будущей работы. В условиях непрерывно меняющегося мира, в котором постоянно появляются новые и, наоборот, уходят в прошлое профессии и виды деятельности, которые уже стали для нас привычными, становится необходимым максимально разнообразить формы ориентации подростка. Это должно помочь молодому человеку правильно выбрать свою будущую профессию, соответствующую возможностям и желаниям личности, сформировать мотивацию на последующее углубленное изучение того или иного вида деятельности. Профильная подготовка учащихся учитывает интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями работать в будущем в выбранных отраслях экономики.
Одной из главных тенденций развития современной образовательной ситуации является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня, самостоятельных, творческих, имеющих все необходимое для самостоятельной работы. А это требует коренного изменения
концептуальной системы взглядов на профессиональное образование. Главным фактором, определяющим успешность процессов профессиональной самореализации и саморазвития, является непрерывное образование личности.
Анализ научно - педагогической литературы показал, что существуют различные точки зрения на процесс формирования и развития непрерывного сетевого профильного обучения.
В толковых словарях слово «сеть» трактуется как некая сумма однородных учреждений, организаций, находящихся зачастую далеко друг от друга. В педагогической литературе сеть рассматривается как совокупность учреждений, стремящихся к общей цели, и которые имеют для этого необходимые ресурсы и единый центр управления.
Вылегжанина И.В. рассматривает сеть как расширенную группу людей с одинаковыми интересами, работающими совместно и поддерживающими неформальные контакты с целью взаимной поддержки и помощи. В рамках нашей статьи мы рассматриваем сеть как совокупность образовательных учреждений, осуществляющих взаимодействие субъектов образовательной деятельности для повышения результативности и качества образования.[3,с.14]
Рассмотрим ключевые понятия - «непрерывное обучение», «сетевое профильное взаимодействие». Ввиду того, что термин «взаимодействие» рассматривается как взаимная связь явлений, взаимная поддержка, то сетевое взаимодействие мы понимаем как объединение учреждений, обеспечивающих взаимную поддержку друг друга и имеющих общие цели, содержание и ресурсы для их реализации.
Основой сетевого взаимодействия в системе образования является способ организации образовательной деятельности учреждений, исходя из интеграции и кооперации информационных, инновационных, методических, кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов. Главное отметить, что интеграция и кооперация ресурсов образовательных учреждений обеспечивает создание единого образовательного пространства.
Научные интерпретации непрерывного профессионального образования представлены множеством концепций, зависящих от того, в рамках предмета какой науки или парадигмы эта проблема рассматривается. Так, философия образования исследует феномен через категории непрерывности, взаимосвязи, интеграции, преемственности, единства, системы, свободы, самореализации и др. В психологии концепция непрерывного профессионального образования описывается как выявление мотивационных и смысловых основ получения профессии, совершенствования в ней, понятия личности как субъекта профессионального выбора. Основа педагогической концепции, обобщающей результаты междисциплинарных исследований, заключается в раскрытии природы непрерывного профессионального образования
посредством категорий цели, содержания образования, методов и форм обучения, конкретных образовательных критериев эффективности процесса непрерывного образования, механизмов управления.
Рассматривая проблему непрерывного профессионального образования, можно выделить несколько походов к раскрытию ее сущности.
По мнению В. Л. Аношкиной, понятие непрерывности образования, в том числе и профессионального, можно рассмотреть по отношению к 3-м основным составляющим (субъектам).
Во-первых, по отношению к личности. Непрерывность в таком контексте означает, что человек учится постоянно, причем учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием.
Во-вторых, по отношению к образовательным процессам (образовательным программам). В этом случае непрерывность характеризуется преемственностью содержания образовательной деятельности при различных ее видах и на различных этапах жизни человека.
В-третьих, по отношению к образовательным учреждениям. Непрерывность в таком случае связана с особой сетью образовательных учреждений, которые создают необходимое и достаточное пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все общеобразовательные потребности. [1,с. 53]
Г. А. Ягодин основным системным фактором непрерывного образования считает личность как цель и конечный результат процесса постоянного и неуклонного восхождения к новым высотам познания и преобразования мира. [7,с. 112]
По мнению Н.К.Чапаева, основой непрерывного образования является приобретение человеком дополнительных знаний. Разнообразные формы дополнительного образования не лишены при этом самостоятельного значения. [6,с.27]
Б. С. Гершунский трактует основу непрерывного образования как процесс создания нужных условий для всестороннего гармоничного развития личности, не связанных ни с возрастом, ни с первоначально полученной профессией или специальностью, ни с местом жительства, с обязательным учетом особенностей, мотивов, интересов, ценностных установок личности. В данной трактовке выделяется главная мысль непрерывного образования - развитие личности человека. [4,с.34]
А. А. Вербицкий, говоря о проблеме непрерывного образования, акцентирует внимание на понимании принципа непрерывности и выступает против трактовки непрерывного образования как обучения с заранее определенной периодичностью, то есть механического решения проблемы. Содержательное решение данной проблемы автор предлагает, введя понятие «квалификация», которое характеризует не количество полученных документов об образовании, а уровень профессиональной
грамотности специалиста, его способность решать различные классы профессиональных и социальных задач. А. А. Вербицкий считает, что своего рода заполнителем резервов непрерывности (то есть прерывности) выступает самообразование, задача которого - сохранение и развитие познавательного отношения человека к миру, его умение учиться.[2,с.47]
Теоретические подходы к сущности непрерывного образования нашли свое отражение в моделях данного явления, которые могут быть отнесены и к профессиональному образованию:
- непрерывное образование как профессиональное образование взрослых, необходимость в котором вызвана задачей получения знаний и умений, требуемых в условиях современного технологического уровня развития общества;
- непрерывное образование как пожизненный процесс («образование всю жизнь») в условиях функционирования педагогически организованных формальных структур;
- пожизненное образование, которое связано с желанием личности лучше узнать себя и окружающий мир ; целью непрерывного образования в этом случае становится всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологического, социального и духовного уровня, а в конечном итоге - его «окультуривание», как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.
Таким образом, анализ теоретических исследований показывает, что в настоящее время в литературе, педагогической и психологической, наиболее широко представлен подход к образованию, непрерывному в пространстве и времени. Согласно этому подходу, непрерывное профессиональное образование - это системно организованный процесс образования людей в течение всей их жизни, дающий возможность каждому человеку получать, обновлять и расширять знания, необходимые для успешного решения различных социально-экономических задач, задаваемых ему обществом, выбрав для этого ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует и отражает потребности личности и образовательной потребности общества.
Литература
1.Аношкина В.Л.Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год.-176 стр.
2.Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦПКПС.- 2004.- 84 с.
3.Вылегжанина И.В. Безопасность ребенка в информационном обществе: методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению родительского всеобуча на тему детской безопасности в Интернете / И.В. Вылегжанина. - Киров: КОГ АУ ДПО (ПК) «ИРО Кировской области», 2011. - 17 с. 4.Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для
5
студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.
5.Ибрагимов Г.И. Принципы управления качеством профессионального образования// Педагогика. - 2007. - № 4 - C.47-54.
б.Чапаев Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. - М.: НП АПО, 2009. - 60 с.
7.Ягодин Г.А. Школа должна приобрести вектор развития. -Прогресс, Пангея, 1994.-214с.
Literature
1 . Anoshkina V.L.Obrazovaniye. Innovation. Future. (Methodological and sociocultural problems). - Rostov-on-Don: RO IPK and missile defense publishing house, 2001. -176p.
2 . Verbitsky A.A. Competence-based approach and theory of contextual training. - M.: ITs PKPS. - 2004 . - 84 pages.
3 . Vylegzhanina I.V. Safety of the child in information society: methodical recommendations for educational institutions on carrying out a parental general compulsory education on children's safety in Internet / I.V. Vylegzhanina. - Kirov: KOG HEY DPO (personal computer) "IRO of the Kirov region", 2011. -17pages.
4 . Gershunsky B. S. Filosofy of education: Manual for students of the highest and average pedagogical educational institutions. - M.: Moscow psikhologo-social institute, 1998. - 432 pages.
5 . Ibragimov G. I. Principles of quality management of professional education/Pedagogics. - 2007. - No. 4 - C.47-54.
6 . Chapayev N. K. Education and production integration: methodology, theory, experience. - M.: NP APO, 2009. - 60pages.
7 . Yagodin G. A. Shkola has to get a development vector. - Progress, Pan-gay, 1994. - 214с.