7. Rodionova D.D. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy muzeeveda v usloviyakh vzaimodestviya vuza i muzeya [Formation of professional competencies of the museum expert in the conditions of interaction between the university and the museum]. Vestnik Altayskogogo sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Altai State Pedagogical University], 2016, no. 26, pp. 216-223. (In Russ.).
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya «Khoreograficheskoe iskusstvo» [Federal State Educational Standard of Higher Education "Choreographic Art"]. Moscow, 2016. 27 p. (In Russ.).
9. Yalalov F.G. Deyatel'nostno-kompetentnostnyy podkhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniyu [The activity-competence approach to practice-oriented education]. Internet-zhurnal"Eydos" [Internet-magazine "Eidos"], 2007, January 15. (In Russ.). Available at: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (accessed 11.04.2018).
УДК 378
АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Лазарева Маргарита Викторовна, аспирант, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В современных социально-экономических условиях вопрос актуальности непрерывного профессионального образования не вызывает сомнений. Однако непрерывное профессиональное образование как явление сформировалось в обществе в середине двадцатого века, а предпосылки становления были описаны многим ранее, в связи с чем в статье приведен анализ подходов исследователей исторических этапов развития непрерывного образования. Во всех исследованиях исторических этапов ученые сходятся во мнении, что непрерывное образование рассматривалось только в контексте «образования взрослых» и основной целью являлась компенсация недостатков предшествующих этапов образования. В статье определены методологические подходы исследователей к формулировкам и определению сущности непрерывного профессионального образования. Все исследуемые подходы авторов были разделены на две группы. Первая группа исследователей рассматривает «непрерывное образование» используя системный подход в различных направлениях, например, как педагогическую систему, систему государственных и общественных образовательных организаций и др.; вторая группа - в рамках личностно-ориентированного подхода, определяя сущность понятия как философско-педагогическую концепцию, непрерывное развитие возможностей человека, процесс приращения профессиональных компетенций и др. В результате исследования автором уточнено понятие «непрерывное профессиональное образование» как процесса непрекращающегося целенаправленного развития, в рамках которого четко определены роли как образовательной организации, так и личности обучающегося.
Ключевые слова: непрерывность, непрерывное профессиональное образование, прерывность профессионального образования.
ANALYSIS OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF "CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION"
Lazareva Margarita Viktorovna, Postgraduate, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
In modern social and economic conditions, the question of the relevance of continuous vocational education is beyond doubt. However, continuing vocational education as a phenomenon was formed in society in the middle of the 20th century, and the prerequisites for its formation were described earlier. In this connection, the article analyzes the approaches of domestic and foreign scientists whose work is devoted to the historical
stages of the development of continuous vocational education. In all studies of historical stages, scholars agree that continuing education was considered only in the context of "adult education." The goal of continuing professional education is to compensate for the shortcomings of previous stages of education. The article defines theoretical and methodological approaches of scientists to formulations and definition of the essence of continuous vocational education. All the authors'approaches were divided into two groups. The first group of scientists consider "continuous professional education" using a systematic approach, in various directions, for example, as a pedagogical system, a system of state and public educational organizations, and others. The second group of scientists analyze the continuous professional education on the basis of the person-oriented approach, defining the essence of the concept as a philosophical and pedagogical concept, the continuous development of human capabilities, the process of increasing professional competencies and others. In concluding this article, the author specified the notion of "continuous professional education" as a process of continuous, purposeful development, within the framework of which the roles of both the educational organization and the personality of the learner are clearly defined.
Keywords: continuity, continuous vocational education, discontinuity of vocational education.
Непрерывное образование, как явление, сформировалось в обществе в середине ХХ века, однако предпосылки его становления можно найти еще в философско-педагогических трудах Платона, Аристотеля и Я. А. Коменского и в более ранний период, когда непрерывное образование связывали с достижением полноты человеческого развития посредством воспитания человека как члена общества и гражданина государства.
В России процесс непрерывного образования, как условие достижения полноты человеческого развития, был отражен в трудах Н. И. Пиро-гова, К. Д. Ушинского, Д. И. Писарева и др. Так, например, Д. И. Писарев отмечал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого» (см. [1]).
Весьма характерно то, что, рассматривая непрерывное образование в России, В. Л. Анош-кина и С. В. Резванов согласны с утверждением Н. И. Пирогова, который трактует принципы постоянного пополнения знаний следующим образом: «Жизнь, вечно движущаяся, требует полноты и всестороннего развития человеческих способностей». Но это произойдет лишь тогда, когда «учиться, образовываться и просветиться, - сделается такой же инстинктивной потребностью, как питаться и кормиться телу» (см. [1, с. 36]). В свою очередь К. Д. Ушинский определяет главную задачу непрерывного образования «в развитии у учеников способности и желания "учиться всю жизнь"» (см. [13, с. 47]).
Необходимость воплощения в жизнь идеи непрерывного образования отмечалась в 20-е годы. В. И. Лениным, Н. К. Крупской, А. В. Луначарским (см. [1, с. 30]), которые идею непрерывного образования напрямую связывали с российскими культурно-образовательными традициями.
Термин «непрерывное образование» был обоснован и введен П. Аренцом в США в 1950-х годах. Ученый определил цели непрерывного образования следующим образом: распространение культуры, подготовка граждан к изменяющимся условиям общественного развития, дополнительное общее образование для всех, профессиональная подготовка и повышение квалификации на всех ступенях системы образования (см. [6]).
Для уточнения сущности непрерывного профессионального образования необходимо рассмотреть этапы развития концепции непрерывного образования, так как в различных исследованиях приведено разное количество этапов, причем переход к каждому из них сопровождается попыткой переосмысления самого понятия «непрерывное образование». В рамках исторических этапов развития непрерывного образования были изучены подходы таких авторов, как Т. В. Пишу-лина, В. Г. Онушкин и Е. П. Тонконогая. Аналитический анализ позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, во всех исследованиях исторических этапов ученые сходятся во мнении, что непрерывное образование рассматривалось только в контексте «образования взрослых» и основной целью являлась компенсация недостатков предшествующих этапов образования.
Во-вторых, все последующие изменения в исторических этапах развития непрерывного профессионального образования связаны с теоретико-методологическим переосмыслением проблем профессионального образования и, как следствие, установлением более значимых целей в соответствии с социально-экономическими условиями развития общества в целом. Об этом свидетельствует изменение цели непрерывного профессионального образования с «повышения профессиональной квалификации работника» на цель «научение учиться на протяжение всей жизни». Сравнительный анализ между отечественным опытом и определением исторических этапов развития образования вышеперечисленных авторов показывает, что они не противоречат друг другу, а наступление каждого последующего этапа связано с возникновением проблем в области непрерывного образования и появлением необходимости их решения.
В диссертационном исследовании А. Р. Са-дыковой на основании анализа отечественной и зарубежной литературы выделено четыре предпосылки развития непрерывного профессионального образования.
К первой предпосылке, по мнению автора, следует отнести научно-технический прогресс, который в свою очередь связан с возникновением принципиально новых технологий, что обуславливает необходимость в постоянном пополнении знаний [14]. Мы разделяем мнение автора, что знания, полученные специалистом в рамках базового профессионального образования, проходят процесс устаревания, а также становятся недостаточными на определенных этапах профессиональной деятельности, что, в конечном счете, приводит к необходимости модернизации и ускоренного обновления образовательных программ.
С точки зрения автора, «экономическая эволюция» является второй предпосылкой развития непрерывного образования. Современные экономические условия требуют от специалиста довольно высокого уровня сформированности экономической компетентности потому, как «прогресс производственных сил позволяет современному человеку иметь больше свободного времени для развития своих способностей, повышения своего профессионального уровня, что является существенным для сохранения рабочего места при угрозе безработицы, продвижения по службе, повышения заработка или дохода» [14, с. 46].
Третью предпосылку автор определяет, как проблему соотношения образовательной системы и экономической потребности общества. Определяя воздействие социально-демографических условий выделяет четвертую предпосылку развития непрерывного профессионального образования в России. Автор подчеркивает, что во второй половине XX века наряду с преобладанием людей пожилого возраста в составе населения складывается ситуация абсолютного темпа устаревания знаний и профессиональных навыков [14].
Каждая предпосылка, обозначенная А. Р. Са-дыковой, указывает на то, что меняется смысл непрерывного профессионального образования, то есть его сущность, в том числе связанного со сменой парадигмы образования с учетом развития цифровой экономики.
В монографии «Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты» [10] отмечается, что С. А. Беляков, В. С. Вахштайн, В. А. Галичин, А. А. Иванова, Е. А. Карпухина, Т. Л. Клячко, Д. Л. Константиновский, Д. Ю. Куракин, Е. А. По-лушкина, Ю. А. Яхин предлагают три подхода к пониманию сущности непрерывного образования. В рамках первого подхода непрерывное образование рассматривается как образование на протяжении всей жизни человека, предельно раздвигая границы этого понятия, поскольку при данной трактовке процесс обучения будет доступен как для маленького ребенка, так и для пенсионера. Второй подход к пониманию непрерывного образования, как образования взрослых, определяет специфику контингента в виде особенностей их возраста и выбора соответствующих технологий обучения. Третий подход характеризует непрерывное образование, которое рассматривается «как профессиональное образование в течение всей жизни и должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний, умений и навыков, однако, обладает функциональной спецификой в отношении контингента» [10, с. 22].
В междисциплинарном словаре терминологии по образованию взрослых авторы, формируя понятийный аппарат, дают следующие определение: «непрерывность - философская категория, обозначающая целостность того или иного процесса, состоящего из отдельных дискретно идущих стадий. Противоположная категория - фраг-
ментарность, характеризующая процесс, связь между отдельными стадиями которого разорвана или связь носит случайный, неупорядоченный, чисто формальный характер. Факт продолжения учебной деятельности во взрослом возрасте не является достаточным основанием для утверждения о том, что индивид вовлечен в систему непрерывного образования» [12].
Вместе с тем А. А. Вербицкий, рассматривая проблемы непрерывного образования, обращает внимание на понимание принципа непрерывности и выступает против трактовки непрерывного образования как обучения с заранее установленной периодичностью, то есть механического решения проблем. Для их содержательного решения автор предлагает, введение понятия «квалификация», которое характеризует не сумму полученных документов об образовании, а уровень компетентности специалиста, его способность решать определенные классы профессиональных и социальных задач. Автор считает, что своего рода заполнителем резервов непрерывности (то есть прерывности) выступает самообразование, которое предполагает сохранение и развитие познавательного отношения человека к миру, его умение учиться [5].
М. Г. Балыхин связывает понятие «непрерывность образовательного процесса» с преемственностью и с организационной структурой высшего профессионального образования. Автор отмечает, что данный процесс представляет собой взаимосвязь ряда образовательных уровней, создающих в совокупности пространство образовательных программ и услуг. Только в такой совокупности непрерывность профессионального образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в конкретном профессиональном поле. Системообразующим фактором непрерывного профессионального образования выступает, несомненно, его целостность, под которой исследователь понимает не механическое приращение элементов, а глубокую интеграцию всех подсистем, уровней, структур и образовательных процессов [2].
Определяя методологические проблемы непрерывного профессионального образования, В. Н. Введенский рассматривает понятие «прерывности профессионального образования» и отмечает, что данный процесс имеет собственную «дискретность, а значит, должны быть выявлены
точки дискретности (разрыва), выявлен характер этих разрывов, их классификация и причины, порождающие эти разрывы» [4, с. 62].
Так, «непрерывность» в образовательном процессе должна прослеживаться в последовательном преодолении обучающимся определенных уровней образования, которое позволит человеку не только удовлетворять свою потребность в образовании, но в то же время будет способствовать увеличению его конкурентоспособности на рынке труда. Переход от одного уровня образования к другому свидетельствует об окончании предшествующего, однако это не говорит о том, что обучающийся прекращает свою непрерывную профессиональную подготовку в какой-либо области.
При проведении сравнительного анализа понятия «непрерывное образование» как формы обобщения (его сущности и содержания) следует учитывать, что сущность - «это смысл явления, то что оно есть само по себе в отличие от всех других явлений вещей» [17, с. 402], а содержание - это «определённый образ упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет и явление» [17, с. 372].
Исследователи первой группы [9; 16; 18] рассматривают «непрерывное образование» в рамках системного подхода, в формулировках фигурируют такие ключевые понятия, как: педагогическая система, система государственных и общественных образовательных организаций, программы различных уровней образования, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.
Т. М. Чурекова считает, что непрерывное образование - это педагогическая система, «то есть целостная совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, гражданского, этического, эстетического воспитания и др., а также процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченного системой государственных и негосударственных образовательных учреждений и соответствующего потребностям личности и общества» [18].
«Как систему государственных и общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное
единство и преемственность всех звеньев образования», - непрерывное образование рассматривает Н. Г. Милорадова, также она пишет, что «решение задач воспитания и обучения, политехнической и профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны удовлетворять стремление человека к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни» [9, с. 127].
A. А. Татарникова рассматривает непрерывное образование как «институционально обеспеченную систему учебной деятельности, адаптированную к новым социально-экономическим условиям и направленную на совершенствование знаний, навыков и умений человека на протяжении всей его жизни, главным фактором которой является личная мотивация и различные образовательные ресурсы» [16].
Во второй группе [1; 7; 11; 13; 15] в рамках личностно-ориентированного подхода составляющих трактовок непрерывного профессионального образования исследователи делают акцент на личность обучающегося, его потребности, способности и предпочтения, определяя сущность понятия как философско-педагогическую концепцию, непрерывное развитие возможностей человека, процесс приращения профессиональных компетенций.
В частности, Г. А. Ключарев и Е. И. Огарев пишут, что непрерывное профессиональное образование - это «пожизненное развитие социальных, адаптивных и креативных возможностей человека посредством освоения новых профессиональных или иных навыков и знаний с целью наиболее полной самореализации и социальной интеграции» [7, с. 5].
B. Л. Аношкина и С. В. Резванов определили сущность непрерывного профессионального образования как философско-педагогическую концепцию, согласно которой «образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики» [1].
Необходимо, чтобы непрерывное образование на протяжении всей жизни взрослого человека обеспечивалось созданием условий для самообразования и всестороннего личностного развития, совокупностью переменных, согласованных и разнообразных образовательных программ разных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и представляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации [13].
В основе системно-организованного процесса непрерывного образования людей на протяжении всей трудовой жизни должны лежать нормативные предписания, обязывающие работодателя обеспечить работнику необходимые и достаточные условия для приращения профессиональных знаний и умений всякий раз, когда изменение условий его трудовой деятельности связано с предъявлением ему новых или дополнительных профессиональных требований, что позволяет ему оставаться эффективным работником, быть конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках труда и сохранять социальные условия жизни, адекватные уровню его профессионального рейтинга на рынке труда [15].
В большей мере понятие «непрерывное профессиональное образование» должно отображать концепцию образовательной политики страны, нежели последовательность образовательных уровней в жизни каждого отдельного человека, как это происходит в настоящее время. Справедливым будет утверждение, что непрерывное образование является многомерным понятием и включает в себя не только государственные и частные образовательные организации, осуществляющие деятельность на всех уровнях профессионального образования, и процесс разностороннего развития личности, но и важнейший социально-педагогический принцип развития системы образования. Данный принцип, в свою очередь, актуализирует роль образования в процессе становления личности, посредством формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Непрерывное образование для общества выступает механизмом воспроизводства и функционирования сложной социальной деятельности по-
средством формирования личности, способной компетентно решать современные задачи и являющейся важнейшим фактором социокультурного развития общества и государства.
В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется внимание на образовании взрослых за пределами базового образования - приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д. В современном обществе идея непрерывного образования приобретает характер парадигмы научно-педагогического мышления. Белкина В. Н. и Сергеева Г. В., рассматривая теоретические подходы к определению сущности непрерывного профессионального образования, используют понятие Гершунско-го Б. С., который трактует «суть непрерывного образования как процесс создания необходимых условий для всестороннего гармоничного развития личности независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, специальности, места жительства с обязательным учетом личностных особенностей, мотивов, интересов, ценностных установок» (см. [3, с. 160]).
Исходя из вышесказанного, цель непрерывного образования заключается в развитии человека как личности и его способности обучаться самостоятельно в течение всей жизни, что подтверждается мнением И. А. Макаровой: «Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей жизни» [8, с. 56]. Мы согласны с мнением И. А. Макаровой, так как данное понятие выступает и в качестве важнейшего социально-педагогического принципа, отображающего современную тенденцию построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и являющейся одним из условий социального прогресса.
Возможность включения в систему непрерывного профессионального образования человека в качестве обучающегося независимо от уровня и (или) формы получаемого образования предполагает наличие определенного ряда объективных условий:
1. Наличие необходимой сети организаций, которые могут осуществлять образовательную де-
ятельность. Следует учитывать, что образование относится к лицензируемым видам деятельности. Лицензирование, в свою очередь, предполагает наличие у организации нормативно определенной материальной базы, соответствующей требованиям образовательной деятельности и кадрового потенциала, способного эту деятельность осуществлять. Из чего следует, что в системе непрерывного образования должно быть определенное количество институциональных организаций для осуществления образовательной деятельности в необходимых для развития государства масштабах; в образовательных организациях должно быть достаточное количество мест для обучения желающих и достаточное число квалифицированных преподавателей, а также иных специалистов для обучения всех желающих в соответствии с их потребностями.
2. Наличие программ, методических материалов, учебников, учебных пособий и других необходимых для осуществления образовательной деятельности ресурсов. Причем всего перечисленного должно быть достаточно для обеспечения процесса обучения всех желающих, оснащения всех учебных мест в образовательных организациях, а их «ассортимент» должен соответствовать технологии обучения и спросу обучающихся. В идеальном варианте необходимо, чтобы эти характеристики системы непрерывного образования, с точки зрения органов государственного управления, соответствовали государственным требованиям, которые, в свою очередь, отражали бы объявленную и реализуемую в отношении непрерывного образования государственную политику [10, с. 46].
Таким образом, непрерывное профессиональное образование представляет собой процесс непрекращающегося целенаправленного профессионального развития потенциала личности обучающегося, который при определенных организационно-педагогических условиях осуществляется в созданной педагогической системе государственных и общественных образовательных организаций, мотивирующей к развитию профессионально-творческих способностей на протяжении всей жизни и формирующей общие и профессиональные компетенции средствами реализации общеобразовательных и профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, а также эффективности деятельности сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при этом мы акцентируем внимание на том, что между образовательными организациями в рамках про-
цесса непрерывного профессионального образования должна присутствовать согласованность, что позволит создать единое профессиональное образовательное художественно-творческое пространство.
Подводя итог вышесказанному, необходимо уточнить, что особенностью непрерывного профессионального образования в вузах культуры является развитие художественно-творческой индивидуальности обучающегося, обладающего способностями к коллективной творческой деятельности на всех уровнях профессионального обучения.
Литература
1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов/н Д.: РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
2. Балыхин М. Г. Подготовка бакалавров-магистров в системе непрерывного профессионального образования как социально-историческая и педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Уч. зап. ЗабГУ. Сер.: Филология, история, востоковедение. - 2012. - № 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-bakalavrov-magistrov-v-sisteme-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-sotsialno-istoricheskaya-i-pedagogicheskaya.
3. Белкина В. Н., Сергеева Г. В. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярослав. пед. вестн. - 2011. - № 1, т. II: Психол.-пед. науки. - С. 159-162.
4. Введенский В. Н. Методологические проблемы непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. -2015. - № 13. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-problemy-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
5. Вербицкий А. А. Методологические проблемы непрерывного образования // Непрерывное образование: методология и практика. - М., 1990. - С. 25-34.
6. Гебос А. И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Вопр. психологии. - 2003. - № 4. - С. 11-17.
7. Ключарев Г. А. Огарев Е. И. Непрерывное образование в трансформирующемся российском обществе. -М.: Франтэра, 2002. - 145 с.
8. Макарова, И. А. Целостный подход в образовании взрослых [Электронный ресурс] // Грани познания: электрон. науч.-образов. журн. ВГСПУ - 2014. - № 6 (33). - С. 47-51. - URL: www.grani.vspu.ru.
9. Милорадова Н. Г. Психология и педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 335 с.
10. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / науч. рук. А. Е. Карпухина. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 340 с. - Сер. Мониторинг. Образование. Кадры.
11. Николаева С. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности специалиста интегратив-ного профиля в процессе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2014. - 22 с.
12. Новиков А. М. Педагогика: слов. сист. основ. понятий. - М.: ИЭТ, 2013. - 268 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. Г. Панов. - М.: Большая рос. энцикл., 1993. - 1160 с.
14. Садыкова А. Р. Эвристическое обучение преподавателя высшей школы как компонент непрерывного педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2011. - 350 с.
15. Скворцов В. Н. Основные тенденции развития непрерывного образования [Электронный ресурс] // Царскосельские чтения. - 2013. - № XVII. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya.
16. Татарникова А. А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2007. - № 299. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-sostavnaya-chast-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
17. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталь. - М.: Изд-во полит. лит., 1972. - 495 с.
18. Чурекова Т. М. Теоретико-методологические основы непрерывного образования личности в инновационных образовательных учреждениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Кемерово, 2002. - 42 с.
19. Якунин В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Полиус, 1998. -639 с.
References
1. Anoshkina V.L. Rezvanov S.V Obrazovanie. Innovatsiya. Budushchee. (Metodologicheskie i sotsiokul'turnye prob-lemy) [Education. Innovation. Future. (Methodological and socio-cultural problems)]. Rostov-na-Donu, RO IPK i PRO Publ., 2001. 176 p. (In Russ.).
2. Balykhin M.G. Podgotovka bakalavrov-magistrov v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya kak sotsial'no-istoricheskaya i pedagogicheskaya problema [Preparation of bachelors-masters in the system of continuous vocational education as a socio-historical and pedagogical problem]. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedenie [Scientific notes Transbaikal State University. Series: Philology, History, Oriental Studies], 2012, no. 2. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-bakalavrov-magistrov-v-sisteme-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-sotsialno-istoricheskaya-i-pedagogicheskaya.
3. Belkina V.N. Sergeeva G.V. Aktual'nye problemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya budushchikh pedagogov [Actual problems of continuing professional education of future teachers]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2011, no. 1 (II), pp. 159-162. (In Russ.).
4. Vvedenskiy V.N. Metodologicheskie problemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Methodological problems of continuing professional education]. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya [Education Throughout Life: Continuing Education for Sustainable Development], 2015, no. 13. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-problemy-nepreryvnogo-professional-nogo-obrazovaniya.
5. Verbitskiy A.A. Metodologicheskie problemy nepreryvnogo obrazovaniya [Methodological problems of continuing education]. Nepreryvnoe obrazovanie: metodologiya i praktika [Continuing Education: Methodology and Practice]. Moscow, 1990, pp. 25-34. (In Russ.).
6. Gebos A.I. Psikhologicheskie usloviya formirovaniya polozhitel'noy motivatsii k ucheniyu [Psychological conditions for the formation of positive motivation for learning]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 2003, no. 4, pp. 11-17. (In Russ.).
7. Klyucharev G.A., Ogarev E.I. Nepreryvnoe obrazovanie v transformiruyushchemsya rossiyskom obshchestve [Continuing education in a transforming Russian society]. Moscow, Frantera Publ., 2002. 145 p. (In Russ.).
8. Makarova I.A. Tselostnyy podkhod v obrazovanii vzroslykh [Holistic Approach in Adult Education]. Elektron-nyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal VGSPU "Grani poznaniya" [Electronic scientific and educational journal of the Volgograd State Social and Pedagogical University "The Edge of Knowledge"], 2014, no. 6 (33), pp. 47-51. (In Russ.). Available at: www.grani.vspu.ru.
9. Miloradova N.G. Psikhologiya i pedagogika: uchebnik [Psychology and pedagogy: a textbook]. Moscow, Gardariki Publ., 2005. 335 p. (In Russ.).
10. Monitoring nepreryvnogo obrazovaniya: instrument upravleniya i sotsiologicheskie aspekty [Monitoring continuous education: a management tool and sociological aspects]. Moscow, MAKS Press Publ., 2006. 340 p. (In Russ.).
11. Nikolaeva S.V. Formirovanie gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti spetsialista integrativnogo profilya v protsesse nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: avtoreferat diss. kand. pedagogicheskikh nauk [Formation of readiness for professional activity of a specialist of an integrative profile in the process of continuous vocational education. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Samara, 2014. 22 p. (In Russ.).
12. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy [Pedagogy. Dictionary of the basic concepts]. Moscow, IET Publ., 2013. 268 p. (In Russ.).
13. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya [Russian Pedagogical Encyclopedia]. Ed by V.G. Panov. Moscow, Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya Publ., 1993. 1160 p. (In Russ.).
14. Sadykova A.R. Evristicheskoe obuchenie prepodavatelya vysshey shkoly kak komponent nepreryvnogo peda-gogicheskogo obrazovaniya: diss. doktora pedagogicheskikh nauk [Heuristic training of a teacher of higher education as a component of continuous teacher education. Diss. Dr. of pedagogical sciences]. Moscow, 2011. 350 p. (In Russ.).
15. Skvortsov V.N. Osnovnye tendentsii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya [Main trends in the development of continuing education]. Tsarskosel 'skie chteniya [The Tsarskoye Selo Readings], 2013, no. XVII. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya.
16. Tatamikova A.A. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie kak sostavnaya chast' nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Additional professional education as an integral part of continuing professional education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2007, no. 299. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-sostavnaya-chast-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
17. Filosofskiy slovar' [Philosophical dictionary]. Ed by M.M. Rozental'. Moscow, Izdatel'stvo politicheskoy literatury Publ., 1972. 495 p. (In Russ.).
18. Churekova T.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy nepreryvnogo obrazovaniya lichnosti v innovatsionnykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: avtoreferat diss. doktora pedagogicheskikh nauk [Teoretiko-methodological bases of continuous formation of the person in innovative educational institutions. Author's abstract of diss. Dr. of pedagogical sciences]. Kemerovo, 2002. 42 p. (In Russ.).
19. Yakunin V.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie [Pedagogical psychology: a textbook]. St. Petersburg, Polius Publ., 1998. 639 p. (In Russ.).
УДК 78(47)
ТВОРЧЕСТВО Г. В. СВИРИДОВА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Косьяненко Юлия Александровна, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]
В статье анализируются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников. В связи с постоянно меняющимися требованиями к подготовке подрастающего поколения к жизни в современном развивающемся обществе, в котором всё больше и больше отдаётся предпочтение людям креативным, с активной жизненной позицией, творчески мыслящим, умеющим быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, способным быстро находить нужный выход из критических ситуаций, принимающим верное решение в возникающих жизненных задачах, актуальность совершенствования такой системы резко возрастает. Формирование творческой личности возможно только при условии комплексного развития духовных и интеллектуальных способностей. Поскольку музыкальное искусство побуждает к развитию и духовной, и интеллектуальной составляющей, автор статьи предлагает рассмотреть его как универсальное средство развития личности. Поэтому цель данной статьи - показать возможности музыкального искусства, а именно - музыки Г. В. Свиридова в организации совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Выполнена методическая разработка, направленная на решение проблемы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников; подведены итоги исследования существующего методического обеспечения и опроса школьных учителей музыки; изучены наиболее важные, на наш взгляд, вопросы практического применения адаптированного варианта программы по музыке с включением наиболее ярких фрагментов произведений Г. В. Свиридова на уроках музыки; разработана классификация произведений Г. В. Свиридова по образному содержанию, облегчающая подбор музыкальных примеров к каждому занятию согласно тематическому плану.
В работе были использованы методы наблюдения педагогического процесса, изучения и анализа документации (программ и сопровождающих их документов).