ОБЗОР ИЗДАНИЙ PUBLICATIONS REVIEW
НАУЧНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА 2012 ГОДА RESEARCH AND EDUCATIONAL EDITIONS OF VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY IN 2012
Монографии Monographs
Аршинова Н. И. Формирование иноязычной лингвистической компетенции студентов вуза с применением средств компьютерных технологий : монография / Н. И. Аршинова. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 226 с. — ISBN 978-5-7968-0466-7.
Монография посвящена исследованию условий развития иноязычной лингвистической компетенции у студентов, изучающих иностранный язык в вузе, через активное применение средств компьютерных технологий на учебном занятии и в самостоятельной языковой практике. В основе исследования — поиск путей профессиональной подготовки лингвистически грамотных специалистов, способных использовать компьютерные средства в целях непрерывного самообучения, самосовершенствования и саморазвития. Автор осмысливает субъектную позицию студента, устанавливает и анализирует факторы, тормозящие продуктивность учебного процесса. Важное место в работе занимает описание многолетнего экспериментального обучения; приведены данные, которые убедительно свидетельствуют в пользу компьютеризированного обучения иностранным языкам.
Бучек А. А. Этническое самосознание личности в пространстве полиэтнического мира : монография / А. А. Бучек. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 386 с. — ISBN 978-5-7968-0406-3.
В монографии, посвященной изучению этнического самосознания, рассматриваются психологические закономерности его функционирования в полиэтничном пространстве современного мира. Анализируются теоретико-методологические подходы к пониманию феномена этнического в философии и социальной психологии, описываются структура, функции и особенности развития этнического самосознания в системе полиэтничности культурных связей и современных межэтнических отношений. Особое внимание уделено исследованию этнического самосознания личности в пространстве традиционной этнической культуры коренных народов Северо-Востока России.
Воробьёва Т. В. Калифорнийская историческая школа о расширении территории Российского государства : монография / Т. В. Воробьева. — Петро-павловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 223 с. — ISBN 9785-7968-0462-9.
Постановка темы монографии открывает дополнительные возможности исследования сущностных основ методологии американских историков. Недостаточная разработка англоязычной историографией вопросов, касающихся хронологически длительного периода в российской истории, объединенных идеей территориального роста, повышает значимость исследования, проведенного автором. Монография является первым историографическим исследованием, в котором обоснованно очерчивается как сам круг представителей Калифорнийской исторической школы, так и подвергается специальному исследованию опыт изучении ими территориального расширения Российского государства. Впервые в отечественной историографии исследована история и эволюция Калифорнийской школы в контексте влияния на нее российской историографии. Используя компаративный метод, автор квалифицирует фундаментальные отличия в оценке российскими учеными и представителями калифорнийской школы и их последователями процессов российской и американской экспансии.
Ильинская Н. Г. Лексика камчатских говоров: названия одежды и обуви : монография / Н. Г. Ильинская, Л. А. Полищук. — М. : Макс Пресс ; Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 343 с. — (Сер. Университет — Камчатке).
Монография представляет собой исследование, посвященное описанию лексики одежды и обуви в говорах камчадалов. В книге представлены системные отношения, свойственные основным родо-видовым группам лексики одежды и обуви. Книга адресуется научным сотрудникам, учителям-словесникам, аспирантам и студентам лингвистических специальностей, может быть интересна историкам, этнографам.
Ильинская Н. Г. Лексика камчатский говоров: общерусское имя существительное: монография / Н. Г. Ильинская, А. Е. Хаданович. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 286 с. — ISBN 978-5-79680470-4. — (Сер. Университет — Камчатке).
Исследование посвящено лексико-семантическому и грамматическому анализу общерусских существительных, функционирующих в говорах камчадалов; проведен сопоставительный анализ с лексемами литературного языка, представлена типология различительных признаков. Книга адресуется научным сотрудникам, учителям-словесникам, аспирантам и студентам лингвистических специальностей, может быть интересна историкам, этнографам.
Камардина Н. В. Советский Дальний Восток в военные и послевоенные годы: идеология и общественное сознание (1941-1953 гг.) : монография / Н. В. Ка-мардина. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 154 с. — ISBN 978-5-7968-0469-8.
В монографии на основе разнообразных источников исследуется изменение идеологических установок ВКП(б) — КПСС и их отражение в общественном сознании дальневосточников в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Издание адресовано профессиональным историкам, студентам исторических факультетов вузов, а также для интересующихся проблемами истории России ХХ в.
Кошкарева С. Г. Советская концессионная политика на Северо-Востоке страны в 1920-1945 гг. : монография / С. Г. Кошкарева. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 155 с. — ISBN 978-5-7968-0475-9.
Целью исследования является анализ концессионной политики на Северо-Востоке Советского государства в 1920-1945 гг. В монографии акцентируется внимание на тех аспектах советской концессионной политики, которые ранее были представлены эпизодично в научной исторической литературе. Автором данного труда был введен в научный оборот широкий круг не публиковавшихся ранее документов, что позволило уточнить хронологические рамки проведения советской концессионной политики в регионе. Представленные в работе сведения, фактический материал, обобщения могут быть полезны при создании обобщающих трудов по истории Дальнего Востока и в современной практике привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.
Романова Е. А. Устойчивые сочетания с компонентом «сердце» в английском и немецком языке : моногр. / Е. А. Романова. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 203 с. — ISBN 978-5-7968-0336-3.
В настоящем издании рассматриваются актуальные для современной лингвистики вопросы, связанные с лингвокультурным подходом к исследованию фразеологического фонда языка и с понятием национально-культурной специфики фразеологизмов. Работа включает в себя сопоставительный анализ английских и немецких фразеологических единиц, объективирующих представления носителей сравниваемых языков о концепте сердце.
Токарева Г. А. У Блейк: философия смеха и поэтика комического : монография / Г. А. Токарева. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 246 с. — ISBN 978-5-7968-0467-4.
Размышления о природе блейковского смеха определили основные направления данного исследования. Смеховое и комическое рассматриваются в работе как мировоззренческий и эстетический феномены соответственно. В монографии существенен теоретический компонент, отсылающий читателя к природе сатирических жанров, представленных диахронически. Феномен гротеска, явление parodia sacra, макабрические мотивы исследуются с позиций как филологических, так и культурологических. Онтологический и оценочно-эстетические аспекты смеха у Блейка представлены в их неразрывном единстве, что и предопределило общую структуру работы: от частных историко-литературных фактов (сатирические произведения в английской литературе на рубеже XVIII-XIX вв.) — к широкому философскому осмыслению природы романтической иронии, карнавального начала в романтизме, к специфике романтического гротеска, к поэтике абсурда.
Весна Е. Б. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности : монография / Е. Б. Весна, О. С. Ширяева. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 246 с. — ISBN 978-5-7968-0485-8.
Монография посвящена проблеме психологического благополучия личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. В работе представлен новый подход к пониманию психологического благополучия как к совокупности личностных ресурсов, обеспечивающих гармонию в системе «субъект — среда». Авторами разработаны модели достижения психологического благополучия в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности. Доказано, что экстремальные условия жизнедеятельности могут выполнять не только разрушающую роль, но и способствовать развитию личности, достижению ее психологического благополучия.
Яковенко И. М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога : монография / И. М. Яковенко. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 219 с. — ISBN 978-5-79680487-2.
В монографии раскрывается процесс педагогического сопровождения развития творческого потенциала будущего педагога с позиции накопленного педагогического опыта практической работы подготовки специалистов в сфере образования. Рассматриваются понятия: «потенциал», «творческий потенциал», «творческое пространство студента», «педагогическое сопровождение», «педагогическая технология», «творческая лаборатория». В качестве примера развития творческого потенциала будущего педагога в условиях вуза предлагаются педагогические условия, модель и технология педагогического сопровождения развития творческого потенциала будущего педагога. Определяются их принципиальные основы и особенности интеграции в образовательный процесс вуза.
Научные сборники Collections of Scientific Works
Восток — Запад: проблемы межкультурной коммуникации : сб. науч. ст. межрегион. науч.-пракг. конф. с междунар. участием, Петропавловск-Камч., 16-17 ноября 2012 г. / науч. ред. Г. А. Токарева ; под общ. ред. А. В. Деркача, Г. А. Токаревой, В. В. Федорова. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 385 с. — ISBN 978-5-7968-0489-6.
Сборник научных статей является результатом работы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Восток — Запад: проблемы межкультурной коммуникации», состоявшейся 16-17 ноября 2012 г. в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга. В сборник, подготовленный филологическим факультетом и факультетом иностранных языков, вошли статьи ученых из Москвы, Владивостока, Ростова-на-Дону, Уфы и других городов Российской Федерации, а также исследования японских ученых из городов Такаматцу и Мацуяма. В рамках научного направления «Меж-культурная коммуникация» рассматриваются вопросы лингвистики и лингвопрагматики, зарубежной литературы и художественного перевода, иноязычного журналистского дискурса; проблемы методического обеспечения процесса преподавания иностранных языков.
Личность в экстремальных условиях. Вып. 2 : сб. науч. тр. : в 2 ч. / науч. ред. А. В. Серый, М. С. Яницкий ; под общ. ред. А. А. Бучек, Ю. Ю. Неяскиной, М. А. Фризен. — Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — Ч. 1. — 217 с. — ISBN 978-5-7968-0479-7 ; Ч. 2. — 267 с. — ISBN 978-57968-0481-0.
Сборник посвящен актуальной для современной науки и практики проблеме экстремальности условий бытия личности. Статьи, вошедшие в сборник, содержат теоретический анализ феномена экстремальности, а также результаты эмпирических исследований, посвященных специфике функционирования личности в особых условиях. Материалы, изложенные в статьях, обсуждались в рамках II Всероссийской конференции «Личность в экстремальных условиях», их актуальность, научная новизна и практическая значимость получили высокую оценку профессионального психологического сообщества.
Смысловое пространство текста. Вып. 11. Сер: Лингвистические исследования» : сб. науч. ст. межвуз. науч.-практ. конф., Петропавловск-Камч., 29 ноября 2010 г. / отв. ред. О. Г. Берестова. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 90 с. — ISBN 978-5-7968-0468-1.
Сборник включает научные статьи, посвященные исследованию актуальной проблемы современной лингвистики — проблемы функционирования языковых единиц в литературной и диалектной речи. Тематика научных докладов традиционной межвузовской научно-практической конференции, состоявшейся в ноябре 2011 г., обширна и разнообразна, на заседаниях секций рассмотрены философские, прагматические, методологические, культурологические, стилистические и функционально-семантические аспекты исследования языка.
Смысловое пространство текста. Вып. 11. Сер.: Литературоведческие исследования и журналистика : сб. науч. ст. межвуз. науч.-практ. конф., Петропавловск-Камч., 9 дек. 2011 г. / отв. ред. Г. А. Токарева. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 130 с. — ISBN 978-5-7968-0421-6.
Издание является ежегодным сборником научных работ преподавателей и аспирантов кафедры литературы и журналистики КамГУ им. Витуса Беринга. Научные статьи, размещаемые в сборнике, имеют фундаментальный и прикладной характер и посвящены актуальным проблемам современного литературоведения и журналистики. В публикуемых материалах представлены статьи по истории русской и зарубежной литератур, по теории литературы, а также исследования в области переводоведения и журналистики.
Социальное развитие и становление личности в образовательной среде Камчатского края : сб. науч. ст. : в 2 ч. // X Бушелевские чтения : материалы науч.-практ. конф., Петропавловск-Камч., 29-31 марта 2011 г. / отв. ред. М. А. Фри-зен. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — Ч. 1. — 287 с. — ISBN 978-5-7968-0463-6 ; Ч. 2. — 367 с. — ISBN 978-5-7968-0465-0.
Сборник содержит статьи преподавателей вузов, ученых, педагогов дошкольных детских учреждений, школ, учреждений среднего профессионального образования, посвященные вопросам теории и практики современной психолого-педагогической науки. Материалы, представленные в сборнике, позволят оптимизировать образовательный процесс, сделать его эффективным, творческим, увлекательным для учащихся и учителей.
Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. Вып. 1 : в 3 ч. : материалы ежегодной межрегион. науч.-практ. конф., Петропавловск-Камч., 8-11 февр. 2011 г. / отв. ред. Ю. В. Корчагин. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — Ч. 1: Теоретические аспекты современных гуманитарных наук. — 226 с. — ISBN 978-5-7968-0380-6 ; Ч. 2: Практические аспекты современных гуманитарных наук. — 281 с. — ISBN 978-5-7968-0382-0 ; Ч. 3: Теоретические и практические аспекты современных естественных наук — 146 с. — ISBN 978-5-7968-0384-4.
Издание представляет собой собрание научных трудов коллектива авторов. В него включены статьи, обобщающие результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей и научных сотрудников Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, сотрудников иных учебных заведений и научных учреждений Камчатки и других регионов России, прошедшие апробацию на итоговой ежегодной межрегиональной научнопрактической конференции в г. Петропавловске-Камчатском 8-11 февраля 2011 г.
ФИЗИЧЕСКАЯ
Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. Вып. 2 : материалы ежегодной межрегион. науч.-практ. конф., Петропавловск-Камч., 8-10 февр. 2012 г. / отв. ред. Я. А. Сурикова, О. В. Шереметьева. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 208 с. — ISBN 9785-7968-0443-8.
Издание является сборником научных трудов коллектива авторов. В него включены статьи, представляющие результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей и научных сотрудников Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, сотрудников иных учебных заведений и научных учреждений Камчатки и других регионов России, прошедшие апробацию на итоговой ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук» 8-10 февраля 2012 г. в г. Петропавловске-Камчатском.
Физическая культура : сб. науч.-метод. ст. в рамках частных методик преподавания по курсу / отв. ред. Л. А. Баранова. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 85 с. — [б/н].
В сборнике представлены работы преподавателей КамГУ им. Витуса Беринга раскрывающие разнообразные формы проведения занятий по физической культуре в вузах. Излагаемый материал сборника имеет содержательно-методическую направленность, поэтому он не только расширит познания преподавателей, студентов и выпускников вуза, но и окажет помощь при проведении факультативных и индивидуальных занятий.
Учебные издания Educational Editions
Баранова Л. А. Методика преподавания физической культуры в вузе : метод. разработка по курсу / Л. А. Баранова. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 55 с. — [б/н].
Разработка составлена в соответствии с ГОС ВПО по физической культуре. Содержит практические рекомендации по организации учебной и факультативной работы, теоретической и практической подготовке студентов вузов.
Бучек А. А. Ранняя социализация личности в традиционной культуре: на примере коренных народов Северо-Востока России : учеб. пособие / А. А. Бучек. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 281 с. [18 ил.] — ISBN 978-5-7968-0461-2.
В пособии рассматривается феномен ранней социализации личности — один из разделов социальной психологии и культурной антропологии, исследующий данный процесс как определяющий все последующее психическое развитие и структуру личности взрослого человека. Анализируются основные понятия, категории и научные подходы. На примере исследования процесса ранней социализации в культурном опыте коренных народов Северо-Востока России анализируются особенности формирования личности человека в специфических условиях этнической реальности.
Воробьёва Т. В. Крымская война и Петропавловская оборона 1854-1855 годов : учеб.-метод. пособие / Т. В. Воробьева. — Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 223 с. — ISBN 978-5-7968-0483-4.
Учебно-методическое пособие охватывает раздел по истории Крымской войны, который изучается в соответствующих аспектах дисциплин «Отечественная история», «История России», «История Дальнего Востока», «История Камчатки». Пособие написано на основе последних историографических исследований и архивных источников. Адресовано студентам всех специальностей и направлений подготовки, а также всем, кто интересуется историей Камчатки и Дальнего Востока.
гаБІЗБІЗБИВІЗЕ
A. C. Скорих
СИНТАКИС
СЛОЖНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Коряжкина О. В. Стилистика английского языка : учеб. пособие. Ч. 1. / О. В. Коряжкина. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 158 с. — ISBN 978-5-7968-0464-3.
В настоящем пособии по стилистике английского языка освещаются вопросы классификации функциональных стилей и стилистической дифференциации лексического состава английского языка. Теоретические разделы пособия содержат основные положения лекционных курсов. Практические разделы направлены на то, чтобы расширить знания студентов за счет конкретного языкового материала, включенного в упражнения. Формулировка заданий к упражнениям нацеливает студентов на аргументированный подход к фактам языка, требует рассуждения и доказательства. Пособие адресовано студентам факультетов иностранных языков и всем интересующимся вопросами функциональных стилей английского языка.
Максименко Н. Л. История и культура Японии: учеб. пособие / Н. Л. Максименко. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 215 с. — ISBN 978-5-7968-0423-0.
В пособии повествуется о главных исторических периодах становления японского общества, взаимоотношениях Японии с разными странами на протяжении всей истории существования японского архипелага. В связи с тем, что материал излагается с применением большого количества терминологии на японском языке, в конце книги размещен историко-культурологический глоссарий. Книга предназначена для студентов младших курсов языковых факультетов педагогических вузов, а также для всех желающих изучить историю Японии самостоятельно. Наряду с основным лекционным материалом книга содержит справочный материал, иллюстрации, административно-территориальные карты Японии.
Неяскина Ю. Ю. Методы исследования идентификационных процессов супружеских взаимоотношений : учеб. пособие / Ю. Ю. Неяскина. — Петро-павловск-Камчатский : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 170 с. — ISBN 978-5-7968-0445-2.
В настоящем пособии рассматриваются теоретические представления об идентификационных процессах, общих закономерностях их формирования и функционирования в системе супружеских взаимоотношений. Обосновывается авторская модель типологии идентичности супругов, оценки системы интегральных показателей сформированности и уровня развития идентификационных процессов, приводится комплекс методик их диагностики.
Осокина О. В. История Древнего мира: Древняя Греция : учеб. пособие / авт.-сост. О. В. Осокина. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 459 с. — ISBN 978-5-7968-0471-1.
Учебное пособие представляет собой комплекс учебных материалов по дисциплине вузовского курса «История Древнего мира» модуля «История Древней Греции». Содержание модуля представлено следующими компонентами: конспект лекции, вопросы для обсуждения на семинарском занятии (понятия, персоналии, даты), методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, список обязательной и дополнительной литературы, практические задания. В приложении студентам предлагаются дополнительные материалы, представленные статьями современных исследователей, работами автора данного пособия, а также историческими источниками. Организация самостоятельной работы студентов в различных формах отражена в отдельной главе.
Скорик А. С. Синтаксис сложного предложения : учеб.-метод. пособие / А. С. Скорик. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 105 с. — ISBN 978-5-7968-0473-5.
Данное пособие включает материалы по основным разделам курса «Современный русский литературный язык. Синтаксис сложного предложения». Оно содержит весь комплекс материалов, необходимых для первоначального знакомства с синтаксисом сложного предложения и усвоения его основных особенностей: теоретические сведения, представляющие трудности при анализе, и систему практических и контрольных заданий разных типов. Пособие адресовано студентам очной и заочной формы обучения филологического факультета, преподавателям вузов, а также студентам специальностей гуманитарного профиля.
Сторчеус М. А. На пути к новому обществу: Англия, США, Франция в раннее новое время: XVII-XVIII вв. : учеб.-метод. пособие / М. А. Сторчеус. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 138 с. — ISBN 978-5-7968-0419-3.
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, изучающих всеобщую историю, в частности, новую историю стран Запада. Оно содержит теоретический материал, раскрывающий общие черты перехода западного мира от аграрного общества к индустриальному на примере стран-лидеров — Англии, Франции и США, краткий корпус документов, извлечения из работ всемирно известных историков, поэтические произведения, задания для самостоятельной работы, списки научной и художественной литературы. Материалы пособия нацелены на воспитание гражданственности у современного студенчества. Пособие адресовано преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений, учителям общеобразовательных школ.
Хохлова И. Н. Практическая фонетика английского языка : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 3. / И. Н. Хохлова. — Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга. — 2012. — 207 с. — ISBN 978-5-7968-0409-4.
Пособие предназначено для развития фонетических навыков современного английского языка. Пособие состоит из трех частей: теоретической, упражнений для тренировки самостоятельной работы и хрестоматии. В нем имеется поурочный план, в котором точно указывается дозировка учебного материала на каждое занятие, последовательность его введения. Предлагаемое пособие может быть использовано как для работы в аудитории, так и для самостоятельной работы. Для студентов факультетов иностранных языков, студентов других факультетов, где английский язык изучается как дополнительная специальность.
Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для специальностей 033.200 «Иностранный язык с дополнительной специальностью», 022.900 «Перевод и переводоведение» и направлений подготовки 031100.62 «Лингвистика», 050100 «Педагогическое образование»
Эйрих С. В. Введение в иероглифику : учеб. пособие / С. В. Эйрих. — Пет-ропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 111 с. — ISВN 978-5-7968-0477-3.
Пособие представляет собой вводный курс иероглифики. Его целью является формирование у обучаемых, как самостоятельно, так и под руководством преподавателя устойчивых продуктивных и репродуктивных навыков владения иероглификой. Издание предназначено для студентов и учащихся, осваивающих систему японского письма на начальном этапе под руководством преподавателя, а также для самостоятельного изучения.