го продвижения, кооперирования с другими субъектами познавательной деятельности [4; 5].
Анализ исследований даёт нам возможность считать, что познавательная активность отражает определенный интерес учащихся к получению новых знаний, умений, навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний.
Г.И. Щукина отмечает, что познавательная активность - это качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму [6]. Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникший в процессе обучения.
Это нацеливает учителей на решение такой задачи, как использовать в учебной деятельности с учащимися инновационные методы. Наиболее эффективными в формировании познавательного интереса оказались интерактивные методы и приемы, способы и формы. При активном обучении используются разные технологии: игровые, тренинговые, проектные и др. К интерактивным относятся такие обучающие и развивающие личность интенсивные технологии достижения целей специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, обратной связи между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения, рефлексивном анализе [4]. Интерактивное обучение основано на собственном опыте учащихся, их прямом взаимодействии. На занятиях с использованием игр, тренингов, решением ситуаций, работой в малых группах, обучаемые побуждаются к такой деятельности, которая требует самостоятельного поиска информации, принятия решений.
Как отмечают исследователи, любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность обучаемых, и каждая из них является значимой для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными учебными и развивающими целями. Дидактической целью использования интерактивных методов является: расширение кругозора; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование познавательной мотивации и интереса к изучаемому предмету. Воспитывающие цели: воспитание самостоятельности, воли, формирование подходов, позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих
Библиографический список
установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности. Развивающие цели: развитие мышления, памяти, внимания, речи, умений сравнивать, сопоставлять, анализировать; развитие творческих способностей, рефлексии, мотивации к учебной деятельности.
Анализ практического опыта учителей Президентского лицея г. Грозного показал, что они используют различные пути активизации познавательной деятельности старшеклассников. На уроках обществознания наибольший эффект в активизации познавательной деятельности имеет использование технологии анализа ситуаций. Специфика данной технологии заключается в том, что при проведении занятия в виде ситуационного упражнения можно достичь прогнозируемого результата. Именно работа в малой группе, по анализу ситуации, позволяет обучаемым усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать сложные ситуации, развивают навыки анализа и критического мышления; отрабатываются коммуникативные навыки, учатся учиться - самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуации, проявляют активность, немотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес.
Например, решение ситуации на уроке обществознания (11 класс), при изучении темы: «Отклоняющееся поведение и социальный контроль». Задание связано с анализом ситуации о хулиганствующих футбольных фанатах после неудачи российской команды, когда они устраивают погромы, драки, вандализм в метро и т. д. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, каковы причины этих событий? Что необходимо сделать чтобы предотвратить подобные явления? Работа ведётся в малых группах. По завершении обсуждения, представители групп объясняют свой ответ: учащиеся предлагают варианты поведения, которые позволили бы остаться фанатами футбольной команды, но при этом не нарушали бы принятые в обществе законы и правила; учащиеся должны понять, что важно не внешнее проявление своих эмоций, удачам и неудачам кумиров, а понимание содержания смысла того, что они делают; каковы последствия их поступков.
При решении таких ситуаций активизируется интерактивная деятельность школьников на уроке, развивают аналитические и коммуникативные способности; отрабатывают умение ясно и точно излагать собственную точку зрения, обоснованно защищать свою позицию; развивают умение устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, интерактивные технологии активизируют познавательную активность обучаемых, при этом учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя проблемные, поисковые и творческие задания.
1. Белкин Е.Л. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Ярославль, 1974.
2. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва, 1994.
3. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ). Педагогика и логика. Москва, 1993.
4. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. Москва, 2004.
5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - Москва, 2009.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Москва, 1979.
References
1. Belkin E.L. Didakticheskieproblemy upravleniya poznavatel'nojdeyatel'nost'yu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Yaroslavl', 1974.
2. Shadrikov V.D. Deyatel'nost'isposobnosti. Moskva, 1994.
3. Schedrovickij G.P. Sistema pedagogicheskih issledovanij (metodologicheskij analiz). Pedagogika ilogika. Moskva, 1993.
4. Guzeev V.V. Poznavatel'naya samostoyatel'nost' uchaschihsya i razvitie obrazovatel'noj tehnologii. Moskva, 2004.
5. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: aktivnoe obuchenie. - Moskva, 2009.
6. Schukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti v uchebnom processe. Moskva, 1979.
Статья поступила в редакцию 29.01.16
УДК 37
Volkov A.V., adjunct, Pedagogy Department, Military University OF Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC AND APPLIED BASIS FOR A MODELING METHOD IN PEDAGOGY. The article describes the scientific and applied foundations of a modeling method applied to pedagogical research, the basics of which consists in the theoretical construction of models of pedagogical phenomena in their purest form, freed from the empirical framework in the interests of theoretical analysis and practical recommendations to improve the organization of the pedagogical process to mentally simulate, i.e. to reproduce, components, features, select, and display certain aspects of a real process. The work concisely describes the task and classification of
the modeling methods, with the positions targeted in teaching some selected kinds of models. The author comes to conclusion that in modern conditions the pedagogy needs to unite all knowledge about man and his special development, understanding of specific feature of its functioning, education, self-development, which are used to develop more effective models of teaching.
Key words: modeling, model, method, pedagogical validity.
А.В. Волков, адъюнкт каф. педагогики, Военный университет МО РФ, г. Москва, Е-mail: [email protected]
НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
В статье раскрываются научные и прикладные основы метода моделирования применительно к педагогическому исследованию, суть которого заключается в теоретическом построении моделей педагогических явлений в «чистом виде», освобождённых от эмпирической основы, позволяющих в интересах теоретического анализа и выработки практических рекомендаций по совершенствованию организации педагогического процесса мысленно смоделировать, т. е. воспроизвести, компоненты, характеристики, выделить и отобразить определённые стороны реально существующего процесса. Кратко раскрыты цели и классификация метода моделирования, с позиции целевой направленности в педагогике выделены некоторые виды моделей. Автор приходит к выводу, что в современных условиях педагогика испытывает потребность в объединении всех знаний о человеке и его специальном развитии, в осмыслении особенностей его функционирования, образования, саморазвития, которые используются для разработки более эффективных моделей обучения.
Ключевые слова: моделирование, модель, метод, педагогическая валидность.
Современный этап развития педагогической науки характеризуется междисциплинарным синтезом различных подходов в изучении проблем образования. На методологическом и теоретическом уровнях педагогика использует основные идеи, положения, обобщающие выводы и методы исследования общественных и естественных наук для образования. Происходит интеграция педагогики с другими науками на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях. Метод моделирования являет собой в аккумулированном виде все эти процессы, выступая и как общенаучный, и как специфически педагогический. Анализ научных источников показывает, что различные аспекты проблем по вопросам моделирования посвящены работы С.И. Архангельского, И.Б. Новика, В.А. Штоффа. В ходе теоретического анализа установлено, что на современном этапе понятие «моделирование» трактуется с нескольких научных позиций. С одной стороны, моделирование рассматривается как один из методов познания и преобразования мира, раскрывающих новые функции самого метода (моделирование процессов и явлений микро-, макро-, и мега мира и др.). Моделирование в качестве универсальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности. Модель есть аналог, заместитель исследуемого объекта [1]. С другой стороны, под моделированием понимается метод создания и исследования моделей. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволит получить новую информацию об этом объекте. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование [2].
Также под моделированием понимается метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором используется вспомогательный промежуточный или естественный «квазиобъект» (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в определённых отношениях и дающий при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [3].
В психологическом аспекте возможность использования человеком метода моделирования обусловлена его способностью осуществлять практически весь набор известных мыслительных операций, в частности: анализ, абстрагирование, идеализация, сопоставление, классифицирование, иерархирование, синтез, конкретизация, индукция, дедукция. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности [4]. На связь с моделированием указывают термины «отражение», «обобщение», «опосредование». Суть метода моделирования применительно к педагогическому исследованию заключается в теоретическом построении моделей педагогических явлений в «чистом виде», освобождённых от эмпирической основы. Этот метод позволяет в интересах теоретического анализа и выработки практических рекомендаций по совершенствованию организации педагогического процесса мысленно смоделировать, т. е. воспроизвести, компоненты, ха-
рактеристики, выделить и отобразить определенные стороны реально существующего процесса.
Для более детального освещения вопроса рассмотрим понятия «модель», которое используется во многих областях науки. Слово «модель» произошло от латинского слова «modus, modulus», что означает: мера, образ, способ и т. п. Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [5]. Выделяют особенность модели, отличающую её от других абстракций: «модели - это форма научной абстракции, в которой выделенные существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов. Это своеобразное единство единичного и общего, при котором на первый план выдвинуты моменты общего, существенного характера» [6]. Подавляющее большинство созданных ныне педагогических моделей относится к дидактическим явлениям. Воспитательные процессы, на которые прежде всего надо направлять гносеологический луч моделирования, исследуются на моделях явно не достаточно. Причиной тому невероятная сложность воспитания, сотни факторов, влияющих на его результаты. Моделирование, несомненно, метод плодотворный, но и коварный.
По существу метод моделирования служит трём полезным целям. Эвристической - для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных. Вычислительной - для решения вычислительных проблем с помощью моделей. Экспериментальной - для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями. Для полного успеха формализации должны быть непременно соблюдены важные условия: ясная непротиворечивая гипотеза; модель, включающая необходимое число переменных; «проигрывание» этой модели, а затем заполнение ее экспериментальными фактами. Рассматривая значимости моделирования в практической педагогике, целесообразно обратиться к функциям моделирования: дескриптивной, прогностической и нормативной. Дескриптивная функция заключается в том, что за счёт абстрагирования модели позволяют достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы. Прогностическая функция моделирования отражает его возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем. Нормативная функция моделирования позволяет построить её нормативный образ - желательный с точки зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями [7].
В современных условиях педагогика испытывает потребность в объединении всех знаний о человеке и его специальном развитии, в осмыслении особенностей его функционирования, образования, саморазвития. Актуально это и для педагогики высшей военной школы [8; 9], в которой активно осваиваются и апробируются современные образовательные технологии и используются для разработки более эффективных моделей обучения.
Библиографический список
1. Алехин И.А., Караяни А.Г., Гожиков В.Я. Инновационные ресурсы формирования компетенций курсантов военных вузов: психолого-дидактический контекст. Мир образования - образование в мире. 2015; 2: 179 - 188.
2. Алехин И.А., Тренин И.В. Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса на основе интеграции информационных и дидактических ресурсов. Мир образования - образование в мире. 2015; 2: 169 - 174.
3. Кудрявцев Ю.М., Уткин В.Е., Казакова У.А. Развитие педагогической культуры в ходе профессиональной психолого-педагогической подготовки преподавателя военного вуза. Мир образования - образование в мире. 2015; 1: 24 - 27.
4. Новик И.Б. Гносеологическая характеристика кибернетических моделей. Военный флот. 1963; 8.
5. Ермаченков А.В. Педагогическое моделирование: характеристика современных представлений. Мир образования - образование в мире. 2015; 4: 254 - 259.
6. Штофф В.А. Моделирование и философия. Ленинград: Наука, 1966.
7. Ленев Ю.А., Шишков А.И. Самосовершенствование профессиональной компетентности военных специалистов. Мир образования -образование в мире. 2015; 1: 165 - 169.
8. Марченков В.И., Цибиков В.А. О реализации возможностей сети интернет и программных средств в информационно-пропагандистской работе с военнослужащими. Мир образования - образование в мире. 2015; 3: 197 - 204.
9. Парфенов М.В. Применение современных технических средств в военно-специальной подготовке курсантов вузов. Мир образования - образование в мире. 2015; 1: 176 - 180.
References
1. Alehin I.A., Karayani A.G., Gozhikov V.Ya. Innovacionnye resursy formirovaniya kompetencij kursantov voennyh vuzov: psihologo-didakticheskij kontekst. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 2: 179 - 188.
2. Alehin I.A., Trenin I.V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa na osnove integracii informacionnyh i didakticheskih resursov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 2: 169 - 174.
3. Kudryavcev Yu.M., Utkin V.E., Kazakova U.A. Razvitie pedagogicheskoj kul'tury v hode professional'noj psihologo-pedagogicheskoj podgotovki prepodavatelya voennogo vuza. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 1: 24 - 27.
4. Novik I.B. Gnoseologicheskaya harakteristika kiberneticheskih modelej. Voennyj flot. 1963; 8.
5. Ermachenkov A.V. Pedagogicheskoe modelirovanie: harakteristika sovremennyh predstavlenij. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 4: 254 - 259.
6. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Leningrad: Nauka, 1966.
7. Lenev Yu.A., Shishkov A.I. Samosovershenstvovanie professional'noj kompetentnosti voennyh specialistov. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2015; 1: 165 - 169.
8. Marchenkov V.I., Cibikov V.A. O realizacii vozmozhnostej seti internet i programmnyh sredstv v informacionno-propagandistskoj rabote s voennosluzhaschimi. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 3: 197 - 204.
9. Parfenov M.V. Primenenie sovremennyh tehnicheskih sredstv v voenno-special'noj podgotovke kursantov vuzov. Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire. 2015; 1: 176 - 180.
Статья поступила в редакцию 25.01.16
УДК 378.02:372.8
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
INTERACTIVE NETWORK SYSTEMS OF LEARNING AND MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES. The high-tech educational information environment requires searching for new approaches and fundamentally new systems of education that constitute the School of Digital Age. At present time the innovative systems in music pedagogy are closely connected with using Music Computer Technologies (MCT) - an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The MCT are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among the different social groups, as well as a unique technology for implementation of inclusive pedagogical process in training the people with disabilities. Among the main objectives worked up by contemporary teachers and researchers in music, the authors focus their attention on the actual effectiveness of the use of digital technologies in enriching and enhancing the role of traditions that have been crystallized in practice of musical pedagogy during many centuries.
Key words: music education, high-tech educational information environment, pedagogy, music computer technologies, information technologies in music.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., главн. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе цифрового века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) - современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. В статье рассмотрены проблемы, затрагивающие вопросы актуализации традиционной музыкальной нотации, обусловленные развитием высокотехнологичной информационной образовательной среды, а также пути решения некоторых проблем обучения с помощью музыкально-компьютерных технологий. В качестве основных задач, разрабатываемых музыкальной педагогикой в настоящее время, автор выделяет возможности современных цифровых технологий в обогащении и усилении роли откристализовавшихся традиций многовековой педагогической музыкальной практики на примере интерактивных сетевых технологий обучения музыке.
Ключевые слова: музыкальное образование, высокотехнологичная информационная образовательная среда, педагогика, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке.
Музыка является одной из граней постижения духовной содержательности мира, его красоты, находящей отражение в звучании. Звучание музыки воспринимается человеком как осо-
бое информационное пространство. Аудиальность восприятия музыкальной ткани связана с живым, непосредственным опытом человека, основанном на временной природе слухового пережи-