6. Малкина Е.В. Дидактическая система обучения технологии мультимедиа студентов-мате-матиков в классическом университете : дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород : НГУ, 2005.
7. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании : учеб. пособие для студ. пед. вузов. М. : Изд-во МГПУ, 1998.
Methodological aspects of multimedia technologies education of future specialists of aesthetic and liberal sphere
There is considered the meaning and essence of multimedia technologies in the conditions of information society establishment. There are analyzed the existing approaches to investigation of multimedia technologies. There is suggested the component model of the methodological system of multimedia technologies education at the informatics courses with the consideration of the specific character of training future specialists of aesthetic and liberal sphere in the system ofsecondary professional education.
Key words: multimedia, multimedia technologies, multimedia project, specialist of aesthetic and liberal sphere in the system of secondary professional education.
о.в. Смирнова
(Нижний Новгород)
этапы становления методики изучения природного и культурного наследия в школьной географии россии
Изложены актуальные вопросы развития школьного географического образования, связанного с изучением школьниками природного и культурного наследия России; представлены и раскрыты этапы становления методики его изучения в школьной географии России.
Ключевые слова: природное и культурное наследие, школьная география России, географическая и экологическая культура учащихся, культурноэкологический подход.
На современном этапе развития географического образования творческий поиск педагогов направлен на повышение обще-
го уровня географической и экологической культуры школьников. Содержание школьной географии переосмысливается в русле мировоззренческих идей о взаимодействии общества и природы, идей гуманизации и личностно ориентированного образования. В программах, учебниках и учебных пособиях особое внимание уделяется творческой и праксиологической направленности обучения. Данные особенности обусловливают закономерное введение в содержание школьной географии России понятий, отражающих познавательные, ценностные, деятельностные аспекты взаимодействия человека и окружающей среды. Сюда относится и понятие природного и культурного наследия. В ходе анализа методической литературы мы установили, что вопросы природного и культурного наследия в той или иной степени всегда рассматривались в школьной географии России, но в разные исторические периоды имели свои особенности. Мы выявили основные этапы становления методики изучения наследия в школьной географии России.
Начальный - культурно-просветительский - этап (40-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в.) связан с появлением первых предпосылок к изучению достопримечательных объектов преимущественно культурного наследия. Анализируя становление и развитие географии в школе дореволюционной России,
О.Ю. Колпачева отмечает, что еще Екатерина II обязывала наставников великих князей уделять географии России повышенное внимание, используя для этого рисунки и виды знаменитых мест, описания народов, проживающих в империи. Позднее с развитием географии как учебного предмета уже в 40-х гг. XIX в. в учебниках географии появились разделы этнографии и отечествоведения. Так, «География России» И. Павловского (1848) включала сведения о населявших Россию народах, их быте, образе жизни и традициях [4, с. 43]. С 1876 г. издается целая серия учебников с этнографическим уклоном Е. Лебедева (1876), А. Брызгалова (1876), А. Пуликовского (1889), А. Баранова (1911), Н. Новоселова (1914), Э. Лесгафта (1912) и др. [1, с. 36]. Среди названных учебников «Краткий курс географии России» Э. Лесгафта отличал еще и культурно-исторический подход в изложении учебного материала. Изданные
© Смирнова О.В., 2013
позднее учебники отечественной географии С. Меча [10], А. Крубера, С. Григорьева, А. Баркова, С. Чефранова [6] также в качестве важной составляющей содержали культурологические сведения о достопримечательных объектах наследия. Одним из официальных требований министерства этого периода было обязательное включение в описание городов достопримечательных религиозно-культовых сооружений. Н.Н. Баранский указывает на то, что рассмотрение подобных объектов занимало центральное место в учебнике географии Российской Империи, составленном П.Н. Белохой (1916). Например, по Московской промышленной области в учебнике отмечались кремль с древними соборами, царскими палатами, памятником Александру II, Троице-Сергиева лавра, монастырь Нилова Пустынь, Ипатьевский монастырь. В рецензиях на учебники, помещавшихся в «Журнале Министерства народного просвещения», пропуск таких достопримечательностей специально отмечался. Например, в рецензии на 7-е издание учебника Линберга (1901) указывалось: «...опущены многие важные монастыри» [1, с. 36]. В некоторых учебниках по «обозрению Российской Империи сравнительно с важнейшими государствами» встречались опыты деления России на культурно-исторические области. однако эти области лишь перечислялись, а их описание отсутствовало.
В целом на данном этапе, несмотря на включение в содержание школьной географии России отдельных достопримечательных объектов культуры, учебный материал о них не был разъяснен, структурирован и собран воедино. Сам термин наследие практически не употреблялся. Среди культурных объектов доминирующими являлись религиозно-культовые, в то время как природные выполняли подчиненную к ним функцию. Целью изучения подобных объектов было информационное просвещение. Некоторый подъем в изучении культурного наследия наметился к 1918 г., когда в соответствии с требованиями государственной политики этого времени в России была начата школьная реформа, отличавшаяся культурологической направленностью. однако в ходе последующих реформирований школы произошел явный отход от культурологического принципа как основополагающего [7, с. 246]. Изучение культурного насле-
дия приобрело резко выраженный идеологический характер, а его восприятие школьниками во многом искажалось. так, изучавшиеся в дореволюционный период культовые памятники, по выражению Н.Н. Баранского, «поповско-монархические достопримечательности» [1, с. 50], подвергались резкой критике и отрицанию, исключались из школьных программ и учебников вплоть до 1990-х гг. культурологический подход большей частью был вытеснен из школьной географии уже к началу 30-х гг. XX в. На смену ему пришел принцип научности. Это предопределило второй этап развития методики изучения природного и культурного наследия - природно-просветительский (20-е гг. XX в. - конец 80-х гг. XX в.). Его особенность связана с раскрытием и научным обоснованием методистами-географами высокого природоохранительного потенциала школьной географии (Н.Н. Баранский,
Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская). Всплеск природоохранных идей акцентировал внимание методистов на изучении уникальных и достопримечательных природных объектов. Природоохранительные знания, изучавшиеся до этого времени в основном в различных внешкольных занятиях, вошли в учебные программы по географии [8, с. 15]. Основополагающее значение для изучения наследия имеет высказанная на этом этапе Н.Н. Баранским важнейшая природоохранительная идея о необходимости выявления в школьном курсе географии общего, особенного и уникального при изучении взаимодействия человека и природы [2]. Наибольшее развитие природоохранная тематика получила в 1960-1970-х гг., когда в школьной географии обозначилось новое сквозное, «дирижирующее» направление - экологизация (И.И. Баринова, А.В. Даринский, М.К. Ковалевская, Т.В. Кучер, В.П. Максаковский, И.С. Ма-трусов, Н.Н. Родзевич, Б.Б. Родоман и др.). В эти годы терминологический аппарат школьной географии России пополнился отдельными понятиями о ландшафтах, оказавшихся под угрозой уничтожения, о заповедниках, охраняемых природных территориях. К изучению данных понятий привлекались и картографические материалы -основные заповедники страны были нанесены на карту природных зон школьных атласов СССР для 7-8-х классов. Уделялось внимание изучению развития заповедно-
го дела, природоохранных территорий в школьной географии России и в 1970-х гг. в русле стратегии природоохранного просвещения. особенностью изучения охраняемых природных территорий являлось включение в основной текст учебников для учащихся названий природных объектов и информации о них. Однако ценностносмысловые аспекты объектов природного наследия в учебниках отсутствовали, учебный материал о них отличался значительным фактологизмом, справочным характером и был представлен преимущественно с утилитарной позиции. Цели изучения объектов природного наследия на данном этапе трансформировались от репродуктивных к понятийным. Культурное наследие на протяжении этого периода упоминалось в основном в районном обзоре СССР, сведения о нем имели отрывочный и бессистемный характер, а приоритет в изучении отдавался тем памятникам культуры городов, которые представляли интерес с точки зрения идейно-политического воспитания молодежи [3, с. 6-7].
На современном коэволюционно-ценност-ном этапе (с конца 1980-х гг. по настоящее время) в связи с переориентацией целей образования с «человека знающего» на «человека культурного» изучение природного и культурного наследия становится крайне востребованным. Само понятие «наследие» включается в содержание школьной географии, происходит заметный перелом в направлении включения ценностно-смыслового аспекта коэволю-ционной стратегии в его изучение. Уже в 1989 г. в Концепции географического образования говорилось о необходимости воспитания в учениках трепетного и бескорыстного уважения к неповторимой индивидуальности природного и культурного лица каждого уголка планеты, чувства сострадания к его проблемам и радости его успехам, личной ответственности за него [5]. В том же году Россия ратифицировала Конвенцию о сохранении Всемирного культурного и природного наследия, среди основных положений которой признается включение наследия в программы образования [9]. К 1998 г. появляются первые учебники по курсу «География России» с учебным материалом об объектах Всемирного культурного и природного наследия. Вопросы изучения наследия становятся центром вни-
мания географов-методистов Г.П. Акса-каловой, И.И. Бариновой, С.В. Васильева, Н.Ф. Винокуровой, А.В. Даринского, И.В. Ду-шиной, Т.В. Кучер, В.П. Максаковского, И.С. Матрусова, В.В. Николиной, Е.Я. Чер-ниховой и др.
Методологическую основу изучения природного и культурного наследия на этом этапе составляет культурно-экологический подход (Н.Ф. Винокурова). Изучение культурного наследия осуществляется в соответствии с исследованиями культурной географии, а универсальной единицей его познания является культурный ландшафт. Природное наследие связано с геоэкологией и изучается как особо охраняемые природные территории. такой подход позволяет рассматривать наследие в неразрывном единстве природных и культурных объектов конкретной территории (наследие как феномен «сотворчества» человека и природы); в качестве реальной окружающей учащихся среды, отражающей «диалог культур» прошлого, настоящего, будущего.
таким образом, представления о природном и культурном наследии в школьном курсе географии России прошли путь от определяющего значения культурологического подхода в изучении отдельных достопримечательных культурных объектов к изучению достопримечательных природных объектов в процессе экологизации географии до введения понятия «природное и культурное наследие» на основе культурно-экологических идей. Последние принципиально новые изменения позволяют выполнить требования модернизации современного школьного образования и определяют в нем ключевое значение понятия «природное и культурное наследие».
литература
1. Баранский Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934). М., 1954.
2. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии: пособие для учителей. М., 1960.
3. Даринский А.В. Методика преподавания географии: учеб. пособие для студ. геогр. спец. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1975.
4. Колпачева О.Ю. Становление и развитие географии в школе дореволюционной России // География в школе. 2004. №1. С. 4345.
5. Крищунас В.Р., Наумов А.С., Рогачев С.В. Концепция географического образования в средней школе // География в школе. 1990. № 1. С. 17-23.
6. Крубер А., Григорьев С., Барков А. [и др.]. Курс географии России. М., 1917.
7. Максаковский В.П. Географическая культура : учеб. пособие для студ. вузов. М., 1998.
8. Матрусов И.С. Школа и охрана природы. М., 1976.
9. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.
10. Меч С. Россия : учебник отечественной географии. 32-е изд. М., 1917.
Investigation stages of nature and cultural heritage at school geography of Russia
There are covered the urgent issues of school geographic education development regarding pupils’ investigation of the nature and cultural heritage of Russia. There are described the stages of development of methods of nature and cultural heritage at school geography of Russia.
Key words: nature and cultural heritage, school geography of Russia, geographic and ecological culture of pupils, cultural and ecological approach.