УДК 1 Агамырадова М.Б., Акмырадов К., Тахыров С.
Агамырадова М.Б.
старший преподаватель, Заведующий кафедрой Всемирная истории методики преподавания Туркменский государственный педагогический институт им. С. Сейди
(г. Туркменабад, Туркменистан)
Акмырадов К.
преподаватель кафедры Истории Туркменистана Туркменский государственный университет им. Махтумкули (г. Ашхабад, Туркменистан)
Тахыров С.
преподаватель кафедры "Истории Туркменистана с методики преподавания" Туркменский государственный педагогический институт им. С. Сейди
(г. Туркменабад, Туркменистан)
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ОМАРА ХАЙЯМА: ОТ АСТРОНОМИИ ДО ФИЛОСОФИИ
Аннотация: статья посвящена выдающемуся ученому Омара Хайяму, который был не только великим математиком и астрономом, но и философом и поэтом. Рассматриваются ключевые моменты его жизни и деятельности, включая его образование, научные исследования и вклад в развитие астрономии и математики. Особое внимание уделено его созданию солнечного календаря Джалали, который стал важнейшим достижением в области астрономии. В статье также подчеркивается роль Омара Хайяма в Султанской обсерватории и его влияние на развитие науки и образования в Средней Азии. Его работы и идеи оказали значительное влияние на развитие научной мысли в мире. Современные исследования подтверждают точность календаря Джалали, а также важность его вклада в развитие математики и философии.
Ключевые слова: Омар Хайям, математика, астрономия, солнечный календарь Джалали, Султанская обсерватория, календарная реформа, философия, поэзия, Средняя Азия, научное наследие.
Ученый Гияседдин Абульфат Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури родился 18 мая 1048 года в Нишапуре, в провинции Хорасан. В 8 лет Омар Хайям увлекся математикой, астрономией и философией. С 12 лет учился в медресе Нишапура, Балха, Самарканда, Бухары. В результате он занимается религиозными и медицинскими профессиями. Но медицинская профессия его не интересовала. Омар Хайям начинает изучать труды великих ученых Востока и Запада, связанные с математикой и астрономией. Омар Хайям остался сиротой в 16 лет и переехал в Самарканд. Он начал преподавать студентам в Самаркантском медресе. В 20 лет он переехал в Бухару, где работал в библиотеке. В то время Омар Хайям написал четыре работы, связанные с наукой. Омар Хайям тогда работал астрологом в Султанской обсерватории в Мары.
В 1074 году Омар Хайям посетил дворец Испыхана. За два года во дворце он стал духовным сторонником Малик-шаха. Омар Хайям, с его широким и глубоким образованием, природными способностями и талантом, является первоклассным человеком. В то время «надимами» называли людей, приближенных к королям и султанам. Они играли большую роль в жизни дворца.
Омар Хайям, помимо того, что был великим ученым, великим математиком, астрономом, поэтом, теоретиком слова, он прекрасно знал Коран и легенды, историю и литературу арабов, персов, среднеазиатских народов. Малик доверяет Омару Хайяму возглавить дворцовую обсерваторию. Малик также предоставил значительные средства Омару Хайяму на приобретение необходимого астрономического оборудования для обсерватории. Омар Хайям собрал вокруг себя величайших ученых и астрологов своего времени, чтобы оправдать оказанное ему доверие. Среди них можно упомянуть таких великих
ученых, как Абу Музаффар аль-Исфазири, Маймун ибн Наджиб аль-Васити, Абул Рахман Хазини и Абул Аббас Локари. Омар Хайям руководил обсерваторией 18 лет.
Большой заслугой Омара Хайяма во время правления Малик-шаха было создание нового точного календаря в результате проведенной в стране календарной реформы. Этот календарь является величайшим достижением учёного в астрономии. В то время в государстве Сельджуков велись одновременно два счёта — Солнечного календаря и Лунного календаря. Солнечный календарь основан на одном обороте Земли вокруг Солнца, а лунный календарь — на одном обороте Луны вокруг Земли. Календари существенно отличались друг от друга. Это свидетельствует о необходимости календарной реформы.
Омар Хайям и ученые спорили по этому поводу и в конечном итоге предпочли вернуться к солнечному календарю, существовавшему в Средней Азии и Иране до прихода арабов. По мнению ученых, эту идею подхватили Малик-хан и его премьер-министр Низам аль-Мульк. Они одобрили поступок мудреца и благословили его. В результате был разработан календарь под названием Джалалия, или Таквим-и Джалали, или Таквим-и Малики. По этому календарю новым годом считалось 21 марта (1079 г. н.э.). В календаре Таквим-и Джалали были изменены названия месяцев и добавлены слова «Кадим» (старый) и «Джелали» для обозначения предыдущего и последнего месяцев («Фервердин-и Кадим», «Фервердин-и Джелали»). Солнечный календарь Омара Хайяма состоял из 33 лет, каждый из 25 лет состоял из 365 дней, а каждый из 8 лет состоял из 366 дней и 5 часов, 43 минут и 5,45 секунды. Годы 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28 и 33 считаются високосными. Календарь Джелали считается более точным, чем григорианский и юлианский календари. Этот календарь до сих пор официально используется в Иране (Раджабов, 2017).
Точность календаря Джелали оценили Нысыреддин Тусы в его труде «Астрономические таблицы Ильхама» и Султан Улугбек в его труде «Новые астрономические таблицы Гургена». Омар Хайям также написал работу под
названием «Созвездие короля» о 100 звездах, наблюдая за небесными телами. К сожалению, сохранилась только копия этой работы, а не настоящая рукопись.
Во время правления Малик-шаха Омар Хайям был плодовитым художником. Он написал «Комментарий к книге Евклида», «Необходимые условия расширения», «Краткое содержание физики», «Сокровищницу ценностей», «Определение содержания золота и серебра», «Существование и долг» и множество замечательных научных философских и математических трудов. Омар Хайям также оказал положительное влияние на работу ученых Мервской обсерватории в те годы. Среди ученых, внесших вклад в усилия султана Малик Шаха по развитию астрономической науки, первым упоминалось имя Омара Хайяма.
В последние годы изучение научного наследия Омара Хайяма не ограничивается лишь его математическими и астрономическими открытиями. Все большее внимание уделяется философскому и культурному контексту его трудов, а также их влиянию на развитие научной мысли в Европе в эпоху Ренессанса. Его работы оказали значительное влияние на развитие как исламской, так и западной науки, что подтверждают современные исследования (Шахиди, 2021, Алескандри, 2018).
В целом собранные выше сведения доказывают, что Омар Хайям был великим математиком, блестящим астрономом и мастером, который мог наизусть применить свои науки для жизни и счастья человечества. Омар Хайям внес свой достойный вклад в развитие науки, образования, искусства и культуры в годы правления Малик-шаха. Он был ближайшим советником Малик-шаха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Раджабов, С. (2017). Астрономия Омара Хайяма и ее современное значение. Тегеран: Иранское издательство;
2. Алескандри, К. (2018). Математика Омара Хайяма: достижения и влияние на европейскую науку. Международный журнал по математике, 56(1), 99-110;
3. Шахиди, С. (2021). Философия Омара Хайяма: междисциплинарный подход к науке и жизни. Тегеран: Академия философии Ирана;
4. Тус, Н. (1979). Астрономические таблицы Ильхама. Тегеран: Университет Тегерана
Agamyradova M.B., Akmyradov K., Takhyrov S.
Agamyradova M.B.
Turkmen State Pedagogical Institute named after S. Seidi (Turkmenabad, Turkmenistan)
Akmyradov K.
Makhtumkuli Turkmen State University (Ashgabat, Turkmenistan)
Takhyrov S.
Turkmen State Pedagogical Institute named after S. Seidi (Turkmenabad, Turkmenistan)
SCIENTIFIC HERITAGE OMAR KHAYYAM: FROM ASTRONOMY BEFORE THE PHILOSOPHY
Abstract: the article is dedicated to the outstanding scientist Omar Khayyam, who was not only a great mathematician and astronomer, but also a philosopher and poet. The key moments of his life and work are considered, including his education, scientific research and contribution to the development of astronomy and mathematics. Special attention is paid to his creation of the Jalali solar calendar, which became the most important achievement in the field of astronomy. The article also highlights the role of Omar Khayyam at the Sultan Observatory and his influence on the development of science and education in Central Asia. His works and ideas had a significant impact on the development of scientific thought in the world.
Keywords: Omar Khayyam, mathematics, astronomy, Jalali solar calendar, Sultan Observatory, calendar reform, philosophy, poetry, Central Asia, scientific heritage.