Научная статья на тему 'Научно-теоретические подходы к инновационному управлению (на примере транспорта)'

Научно-теоретические подходы к инновационному управлению (на примере транспорта) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОДХОД / КЛАССИЧЕСКИЙ / ЭВОЛЮЦИОННЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ / ТРАНСПОРТ / éVOLUTIONAIRE / CONDUITE-DéPENDANT / STRATéGIQUE / ENTREPRISE-DéPENDANT / INNOVATION / MANAGEMENT / APPROACH / CLASSIC / EVOLUTIONARY / BEHAVIOR-DEPENDENT / INSTITUTIONAL / STRATEGIC / ENTREPRENEURSHIP-DEPENDENT / TRANSPORT / ADMINISTRATION / APPROCHE / CLASSIQUE / INSTITUTIONEL / VERWALTUNG / ANSATZ / KLASSIK- / EVOLUTION- / VERHALTEN- / INSTITUTION- / STRATEGIE- / BETRIEB-

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дунаев О. Н.

Инновационное управление это интерактивная деятельность, построенная на системе прямых и обратных связей с объектом управления инновационным процессом. В настоящее время концепция инновационного управления находится в стадии разработки и становления, являясь еще не выделившейся частью стратегического управления. Для развития концепции инновационного управления на транспорте особую значимость имеют классический, эволюционный, поведенческий, институциональный, стратегический и предпринимательский подходы к изучению организации. Сформулированы ключевые ценности системы инновационного управления организацией на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC/THEORETIC APPROACHES TO INNOVATIVE MANAGEMENT (WITH TRANSPORT AS AN EXAMPLE)

Innovative management is a type of interactive activities based on a system of direct and reverse links with innovative process, the object of the management. At present, the innovative management concept is in the research and development phase as a part of the strategic management concept; the former having not yet get separated from the latter. So far as development of the innovative concept for the transport industry is concerned, the classical, evolutionary, behavior-dependent, institutional, strategic and entrepreneurship-dependent approaches are of special importance in terms of organization of the management. Key values of the transport innovative management organization system are formulated.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические подходы к инновационному управлению (на примере транспорта)»

ИННОВАЦИИ

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИННОВАЦИОННОМУ УПРАВЛЕНИЮ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТА)

SCIENTIFIC/THEORETIC APPROACHES TO INNOVATIVE MANAGEMENT (WITH TRANSPORT AS AN EXAMPLE)

О. Н. Дунаев,

доктор экономических наук, профессор

Инновационное управление - это интерактивная деятельность, построенная на системе прямых и обратных связей с объектом управления - инновационным процессом. В настоящее время концепция инновационного управления находится в стадии разработки и становления, являясь еще не выделившейся частью стратегического управления. Для развития концепции инновационного управления на транспорте особую значимость имеют классический, эволюционный, поведенческий, институциональный, стратегический и предпринимательский подходы к изучению организации. Сформулированы ключевые ценности системы инновационного управления организацией на транспорте.

Innovative management is a type of interactive activities based on a system of direct and reverse links with innovative process, the object of the management. At present, the innovative management concept is in the research and development phase as a part of the strategic management concept; the former having not yet get separated from the latter. So far as development of the innovative concept for the transport industry is concerned, the classical, evolutionary, behavior-dependent, institutional, strategic and entrepreneurship-dependent approaches are of special importance in terms of organization of the management. Key values of the transport innovative management organization system are formulated. L'administration innovative est un type d'activité basée sur un système de directes et inverses relations avec le processus innovatif qui est le but de l'administration. A présent, le concept d'administration innovative est en étape du recherche et développement comme une part du concept de l'administration stratégique ; le premièr n'est pas encore separé du dernièr. Pour le développement du concept d'administration innovatif dans le demain du transport, c'est tels approches que classique, évolutionaire, conduite-dépendant, institutionel, stratégique et entreprise-dépendant qui sont d'importance particulière du point de vue d'organisation du développement. On formule les valeures cleves du système d'organisation de l'administration innovative dans le domain du transport.

Innovative Verwaltung ist ein Typ der Tätigkeit die auf ein System der Direkt- und Ruckbeziehungen mit dem Innovationsprozess als Verwaltungsziel basiert ist. Heutzutage der Innovationsverwaltungsprozess ist auf dem Entwicklung- und Forschungsstufe als Teil der strategischen Verwaltung von deren hat sich die Innovationsverwaltung noch nicht abgetrennt. Was Entwicklung des innovativen Transportverwaltungskonzepts anbetrifft, die Klassik-, Evolution-, Verhalten-, Institution-, Strategie- und Betriebsansätze sind vom Entwicklungsorganisationsstandpunkt vom besonderen Interesse. Schlüsselschätze des innovativen Verwaltungsorganisationssystems im Transportgebiet werden formuliert.

Ключевые слова: инновация,управление, подход, классический, эволюционный, поведенческий, институциональный, стратегический, предпринимательский, транспорт.

Key words: innovation, management, approach, classic, evolutionary, behavior-dependent, institutional, strategic, entrepreneurship-dependent, transport. Mots clefs: innovation, administration, approche, classique, évolutionaire, conduite-dépendant, institutionel, stratégique, entreprise-dépendant, transport.

Schlüsselwörter: Innovation, Verwaltung, Ansatz, Klassik-, Evolution-, Verhalten-, Institution-, Strategie-, Betrieb-, Transport.

В современном мире в постиндустриальную эпоху изменяется природа конкурентного процесса. Все меньше остается традиционных отраслей, в которых успех определяется искусством балансировать между затратами и выручкой. Все более актуальной стратегией, которую используют фирмы, становится не ценовая конкуренция, а получение временного монопольного преимущества на рынке в результате внедрения инноваций.

Отметим, что концепция инновационного управления находится в стадии разработки и становления, являясь пока еще не выделившейся частью стратегического управления, которое, в свою очередь, базируется на интегрирующем подходе, объединяющем достижения современных научных школ управления, которые имеют выход на организацию и управление процессами инноваций. Совре-

менные научно-теоретические подходы к инновационному управлению формировались в рамках основных школ, входящих в теорию менеджмента. Для развития концепции инновационного управления на транспорте особую значимость имеют классический, эволюционный, поведенческий, институциональный, стратегический и предпринимательский подходы к изучению организации.

Классический подход традиционно рассматривает управление как систему функций планирования, организации и контроля и придает большое значение роли личностных характеристик руководителя, которые представляют собой некий «сплав» врожденных и приобретенных способностей. В настоящее время частью обязанностей руководителя являются инновации и предпринимательство 1.

1 Друкер П. Бизнес и инновации. М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2009. - С. 7.

МИР

О. Н. Дунаев

Научно-теоретические подходы к инновационному управлению (на примере транспорта)

Эволюционный подход имеет в своей основе идею эволюционного развития организации в ходе конкурентного («естественного») отбора. Борьба как необходимая составляющая процесса развития модифицируется применительно к экономическим агентам и принимает форму борьбы за редкие ресурсы и конкуренцию в разных ее видах.

В эволюционной экономике, развившейся на базе эволюционного подхода, экономические процессы рассматриваются как спонтанные, открытые и необратимые. Особое внимание уделяется: процессу инноваций: появлению, закреплению и распространению нового; конкуренции как процессу отбора; проблемам информации, неопределенности, временных интервалов развития. Большое значение придается учету воздействия институциональных и других нерыночных факторов на поведение экономических агентов.

Использование таких предпосылок экономического анализа, как неопределенность и ограниченная рациональность экономических агентов, позволили разработать эволюционную теорию фирмы \ в которой соединяются концепции неявного (идиосинкразического) знания и организационных рутин с динамической концепцией конкуренции по Шум-петеру. Центральная идея заключается в том, что организационные способности основаны на рутинах, которые эксплицитно непознаваемы, но создаются и улучшаются путем повторения и практики, и которые поэтому крайне сложны для копирования другими фирмами. Следовательно, накопление подобных «уникальных» факторов чрезвычайно важно в аспекте динамического характера инновационной деятельности фирм, а также с точки зрения создания основ для инноваций. Не случайно, что в рамках эволюционного подхода предложены модели экономического роста, основанные на технологическом развитии компаний и их взаимодействии, изменяющем структуру рынка.

Поведенческий подход представляет собой один из исследовательских подходов, который считается альтернативным основному неоклассическому течению (mainstream) экономической науки. К поведенческой экономической теории можно отнести совокупность подходов, описывающих процессы принятия решений в различных областях экономики, чаще всего, внутри организаций и фирм, но также применительно к домашним хозяйствам, которые выполняют функцию потребления и санкционируют, наряду с

потребительскими расходами, и сбережения. Поведенческая теория пытается исследовать реальное поведение экономических субъектов, что означает более поверхностный, или, что то же самое, более близкий к реальности уровень анализа 2.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что поведенческая теория не ограничивается чисто описательными методами, а стремится построить обобщенную модель принятия решений, которая имеет в своем основании поведенческую рациональность или рациональность процесса принятия решений. Поведенческая рациональность включает как продуманность, так и результативность решений, предпринятых экономическими агентами в ходе экономического выбора. Здесь процесс выбора зависит не только от сложности задачи выбора, но и от ее повторяемости (воспроизводимости), следовательно, от возможности обучения в ходе повторения ситуации выбора. Предполагается, что экономические агенты/индивиды действуют в соответствии с некоторыми образцами поведения. Тот факт, что поведение индивида отвечает некоторым стереотипам, означает примат для него той информации, которая отбирается в ходе повторяемости процесса принятия решений, постепенно превращаясь в правила, нормы, институты. Из этого следует, что выбор экономических агентов будет определяться не только структурой их собственных предпочтений, но и структурой предпочтений, определяемой институциональными правилами и нормами.

В рамках поведенческого подхода была поставлена проблема разграничения интересов менеджмента как особой части организации, имеющей свои целевые функции, которые значительно шире, чем максимизация прибыли 3, что предопределило последующий анализ оппортунистического поведения в фирме в новой институциональной теории.

Были развиты идеи о специфике организационного поведения, определяемого такими особенностями деятельности, как риск и неопределенность 4, которые имеют важное значение для принятия предпринимательских/инновационных стратегий поведения.

Ситуационный подход акцентирует внимание на влиянии окружающей среды на сам процесс управления, на создание «ситуационного» управления, которому должен соответствовать руководитель. Основываясь на эмпирических исследованиях, которые свидетельствовали о том, что реализация

1 Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений: пер. с англ. М.: Дело, 2002.

2 Иногда ее называют также бихевиористской, что неточно, так как порождает ассоциации с бихевиоризмом в психологической науке. Поведенческий подход в экономической науке опирается не только на бихевиоризм, но и на другие психологические подходы.

3 Williamson O. E. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. Free Press: N. Y., 1975.

4 Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль, 1922.

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2011

основных функций управления (планирование и организация) в разных ситуациях может приводить к разным результатам, ситуационное управление поначалу понималось довольно упрощенно, в терминах процесса достижения соответствия организации ее внешней среде.

Центральной идеей ситуационного подхода стал тезис: организация может функционировать длительное время только при условии, если она осознает существенные для нее изменения экономического, политико-правового и общественного окружения и при использовании определенных инструментов управления реагирует на них. Если менеджмент организации своевременно фиксирует изменения, происходящие в окружающей среде, и на базе сравнительного анализа формулирует долгосрочные цели организации, то ее управление приобретает стратегические черты.

Появление первых концепций стратегической адаптации фирм к внешней среде положило начало разработке теории инновационного управления (1960-е гг.). Именно в русле ситуационного подхода появляются работы, в которых показывается, что характер управленческой организации находится в ситуационной зависимости от «внешней неопределенности», а выбор технологий и производственных процессов влияет на решения об организационной структуре компании.

Институциональный подход. Неудовлетворенность традиционной экономической теорией, уделявшей слишком мало внимания институциональной среде, в которой действуют экономические агенты, привела к возникновению новой школы, выступившей под общим названием «новая институциональная теория».

Первая статья, положившая начало этому направлению, «Природа фирмы» Р. Коуза, была опубликована еще в 1937 году. Но вплоть до середины 1970-х годов она оставалась на периферии экономической науки и лишь в последние десятилетия выдвинулась на передний план. В настоящее время новая институциональная теория осознается как особое течение экономической мысли, отличное как от неоклассической ортодоксии, так и от различных неортодоксальных концепций. На первых порах она разрабатывалась почти исключительно в США. В 1980-е годы в этот процесс включились западные, а с начала 1980-х годов и восточноевропейские экономисты. Признание заслуг нового направления выразилось в присуждении Нобелевской премии по экономике его

виднейшим представителям - Рональду Коузу (1991) и Дугласу Норту (1993).

Институциональный подход в теории менеджмента занимает особое место, поскольку фокусирует внимание на изучении внутренних механизмов развития организации 1. К таким внутренним механизмам относятся: права собственности на различные типы ресурсов (традиционные, специфические и интерспецифические) и их распределение внутри фирмы; система контрактов (формальных и неформальных); организационно-правовые формы, определяемые правами собственности и системой контрактов. Именно эти характеристики обеспечивают уникальность организации, а координация внутрифирменных ресурсов формирует «организационные способности», которые могут рассматриваться как особые конкурентные преимущества.

Центральное место в данном подходе имеет идея о наделении предпринимателей полномочиями по управлению распределением ресурсов внутри фирмы, наиболее ярко выраженная в работах Р. Коуза 2. В его концепции объединены предприниматель и управление ресурсами в условиях риска и хозяйственной неопределенности.

В институциональном подходе большое внимание уделено категории «транзакционных издержек», их роли в преодолении дефектов в правах собственности, установлении контрактов, создании условий для ограничения оппортунистического поведения внутри фирмы. Теория транзакционных издержек, наиболее полно представленная в работах О. Уильямсона 3, исходит из совокупности предпосылок, в рамках которых анализируется сравнительная эффективность различных организационных форм, рассматривается проблема оптимизации размера фирмы. К таким предпосылкам относятся положения об ограниченной рациональности экономических агентов, специфичности активов/ресурсов фирмы, информационной асимметрии и оппортунистическом поведении агентов.

Для концепции инновационного управления принципиально важными являются подходы, позволяющие определить принципы построения, во-первых, структуры оптимальных стимулирующих контрактов между принципалом и агентом (собственник/инвестор-менеджер, менеджер-работник), и, во-вторых, конфигурацию прав на финансовые доходы фирмы, а также ее общую структуру управления 4. Именно на базе указанных подходов возможно разработать

1 См., например, Пенроуз Э. Теория роста фирмы, 1959.

2 Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007. - 224 с.

3 Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб.: Лениздат, 1996.

4 Дженсен М. К., Меклинг У. Х. Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. - 2004. - № 4. - С. 118-191.

53

МИР

О. Н. Дунаев

Научно-теоретические подходы к инновационному управлению (на примере транспорта)

принципы инновационного управления, механизмы трансформации организации в инновационную/ предпринимательскую фирму.

Стратегический подход появляется в 1990-е годы в ответ на потребность анализа различных типов стратегий, условий их выбора и сравнительной эффективности как источника и фактора конкурентных преимуществ организаций.

Конкурентное преимущество возникает на базе ценных и редких организационных ресурсов (истоки в эволюционном подходе) в результате реализации такой стратегии создания стоимости, которая одновременно не может быть реализована никем другим из ее нынешних или потенциальных конкурентов 1 Акцент, таким образом, делается на относительной ценности различных организационных ресурсов и организационных способностей 2. Такое понимание конкурентных преимуществ расходится с традиционным представлением, согласно которому конкурентным преимуществом обладают фирмы, постоянно получающие прибыли, превышающие среднеотраслевые.

Стратегическое управление рассматривается не столько как инструмент достижения оптимального соответствия фирмы специфической и изменчивой внешней среде (ситуационный подход), сколько как инструмент формирования внешней среды. Задачей стратегии в этом случае является опережающее формирование и развитие уникальных организационных ресурсов и способностей 3. Эффективность успешных стратегий стала оцениваться не подавлением соперника в рыночной конкуренции, а созданием собственных, трудно копируемых другими фирмами, организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе. Эти новые взгляды нашли наиболее полное отражение в девизе «конкурировать за будущее» на базе философии «стратегических намерений» и «стратегической архитектуры» 4.

Присутствующий в рамках стратегического подхода акцент на внутренние ресурсы и организационные способности, дающие в соединении со стратегией устойчивые относительные конкурентные преимуще-

ства, а, следовательно, экономические ренты, дает основание рассматривать их как разновидность «шумпетерианской конкуренции» и «шумпетериан-ских рент», что возвращает нас к инновационному предпринимательству.

Предпринимательский подход, или подход П. Дру-кера, который не просто, подобно Шумпетеру, соединяет новаторство и предпринимательство, но представляет новаторство и предпринимательство, дающее в соединении «новые технологии», или предпринимательский менеджмент, как целенаправленную деятельность, которую можно соответствующим образом организовать, координировать и мотивировать, то есть ею управлять. Новаторство и предпринимательство являются органичными составляющими инновационной деятельности, практики предпринимательства и предпринимательских стратегий. В свою очередь, каждая из этих трех частей является «аспектом» инноваций и предпринимательства, а не стадией их развития 5.

Институтом, который является носителем новаторства, является предпринимательский менеджмент в трех областях: существующем бизнесе, государственном учреждении и новом предприятии. Такое проникновение предпринимательского менеджмента на разные уровни и в разные сектора экономики позволяет говорить о формировании предпринима-тельской/инно- вационной экономики 6.

Для всех этих типов предприятий предпринимательский менеджмент выдвигает четыре главных требования 7: (1) концентрация на рынке, поскольку инновация проверяется не ее новизной, не научным обоснованием или разумностью - она проверяется успехом на рынке; (2) построение финансовых прогнозов (и особенно планирование прихода наличных средств) и потребностей в капитале в будущем; (3) создание команды управленцев высшего звена до того, как новому предприятию она понадобится и до того, как оно сможет себе это позволить; (4) определение предпринимателем-основателем своей собственной роли, сферы приложения усилий и отношений с окружающими.

1 Barney J. B. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. - 1991. - № 17 (1). - P. 99-120.

2 См., например, Priem R. L., Butler J. Is the Resource-based View Barney J. B. 2001. Is the Resource-based «View» a Useful Perspective for Strategic Management Research? Academy of Management Review, 26 (1): 22-40.

3 Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - С. 72-89.

4 Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2002.

5 Друкер П. Бизнес и инновации: пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. - С. 8.

6 Там же. - С. 33.

7 Там же. - С. 296.

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2011

Неотъемлемой частью предпринимательского менеджмента являются предпринимательские стратегии, среди которых (в зависимости от типа инноваций) П. Друкер называет: «побеждать числом и скоростью», «бить их там, где их нет», «занять экологическую нишу», «измерять экономические характеристики товара, рынка или отрасли».

Изучение современной отечественной литературы показывает, что инновационное управление сводится лишь к специфической (конкретной) функции в системе управления, то есть к управлению нововведениями, реализация которого направлена на разработку и внедрение того или иного типа инноваций - продуктовых, технологических, организационных, маркетинговых и других. Такие понятия как «управление инновационным процессом», «управление инновациями», «управление в инновационной сфере» рассматриваются либо как тождественные, либо одного порядка и имеют «привязку» либо к конкретному процессу инновации, либо к инновационной сфере.

Рассматриваемые при этом «инновационные организации» принадлежат «инновационной сфере», они отождествляются с организациями научной сферы (НИИ), функцией которых являются НИОКР, охватывающие стадии цикла «исследование-освоение». Такой подход, безусловно, обедняет и «укорачивает» перечень инновационных организаций, к которым (в духе Шумпетера и Друкера) следует отнести организации, реализующие предпринимательский/инновационный менеджмент.

На наш взгляд, инновационное/предпринимательское управление - это интерактивная деятельность, построенная на системе прямых и обратных связей с объектом управления - инновационным процессом и направленная на создание новой ценности в результате целенаправленного изменения экономического и социального потенциала организации для достижения стратегического результата и лидерства на рынке.

Рассмотрение научно-теоретических подходов к инновационному управлению позволяет сформулиро-

вать ряд базовых или ключевых ценностей инновационного управления, которые являются актуальными и для транспортных организаций.

1. Инновации являются центральным звеном инновационной, т.е. предпринимательской экономики, а конкуренция инновациями, или «шумпетерианская конкуренция», все больше определяет характер взаимодействия фирм в постиндустриальной экономике.

В настоящее время все большее распространение получает взгляд, согласно которому инновации рассматриваются как системный процесс, включающий технико-технологические, организационно-экономические, социальные и институциональные параметры, что выдвигает перед транспортными организациями требования к их гибкости, подвижности и адаптивности. Требуется, следовательно, и соответствующее инфраструктурное обеспечение в виде эффективно функционирующих рынков труда, финансовых ресурсов, транспортной инфраструктуры, рынков транспортных услуг, сети институтов в государственном и частном секторе, которые, взаимодействуя, инициируют, импортируют, модифицируют и распространяют инновации.

2. В инновационном предпринимательстве стратегия и стратегический контроль, организация и ее функциональная и иерархическая интеграция, финансовые ресурсы тесно взаимосвязаны в динамическом процессе, результатом которого является инновация. Эта взаимосвязь обеспечивается и поддерживается инновационным управлением.

3. Ключевые ценности для каждой инновационной организации, безусловно, должны быть индивидуальны (уникальны), чтобы обеспечивать конкурентные преимущества. Однако общим является «набор» таких инновационных ключевых ценностей, как: стратегии, обеспечивающие временную монопольную ренту; стратегический контроль за инвестиционными ресурсами; организационный капитал с интегрированной структурой образующих его компонентов; надежные источники финансовых ресурсов.

Дунаев О. Н. - доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Dounayev O. N. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Financial Institute under the Government of the Russian Federation

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.