Научно-производственные консорциумы как институциональная основа реализации национальной технологической инициативы
ю
о
СП СП
ю
О
Анализируются итоги институциональных реформ научно-промышленного комплекса, которые принимаются за начальные условия разработки перспективной научно-промышленной политики, направленной на обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики. В качестве ядра данной политики принимается национальная технологическая инициатива (НТИ). Предложена концептуальная организационно-методическая модель реализации НТИ, институциональную основу которой составляют научно-производственные консорциумы.
Ключевые слова: национальная технологическая инициатива, НТИ, наука, промышленность, технологии, научно-техническая политика, инновационная политика, промышленная политика.
Введение
Проблема поиска эффективных форм и инструментов научно-технической, инновационной и промышленной политики, обеспечивающих устойчивый рост экономики, в настоящее время стоит перед всеми развитыми и развивающимися странами. Во многих из них выстроены эффективные (или считающиеся таковыми) национальные инновационные системы, которые можно определить, как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ [1, 2].
В настоящее время развитие реального сектора экономики снова становится наиболее приоритетным направлением социально-экономической политики развитых стран. Причины и истоки данного феномена тесно связаны с осмыслением последствий мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг., одной из фундаментальных причин которого стал оформившийся разрыв между ростом капитализации компаний и доходности вложений в финансовый сектор и доходностью вложений в реальный сектор и ростом производительности труда [3]. Как следствие выделяются контуры новой промышленной политики ряда развитых и развивающихся стран, которая представляет из себя, по сути, реиндустриализацию2 экономики, а в частных случаях — «решоринг» (возвращение производственных подразделений транснациональных компаний в пределы национальных границ, которые в период активной глобализации были по экономическим причинам перемещены, как правило, в Азиатско-Тихоокеанский регион) [4].
В. Р. Месропян,
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации1
Анализ тенденций развития российского научно-промышленного комплекса
В России в первой декаде текущего столетия наметился социально-экономический рост, локомотивом которого служило экстенсивное развитие сырьевого сектора экономики. Это привело к тому, что в настоящее время налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины, налог на прибыль добывающего сектора формируют около половины доходной части федерального бюджета, а доля минеральных продуктов в структуре экспорта увеличилась за последнее десятилетие на 15% и достигла уровня более 70%. При этом доля высокотехнологичной продукции неуклонно снижается: например, доля машин, оборудования и транспортных средств снизилась за период 2002-2011 гг. с 9 до 4% (рис. 1).
Таким образом страна попала в категорию «ресурсных доноров» [5], находящихся в критической зависимости от иностранных технологий и оборудования. На рис. 2 представлена ежегодная динамика развития промышленного производства в процентах к 1990 г.: очевиден спад начала 1990-х гг., последствия которого в обрабатывающих отраслях до сих пор не преодолены, в то же время совокупный ВВП России превысил уровень советской экономики в середине первой декады 2000-х гг. за счет экстенсификации минерально-сырьевого сектора с применением преимущественного импортного оборудования, технологий и услуг [6]. По данным Министерства промышленности и торговли, средний уровень импортозависимости в топливно-энергетическом комплексе составил в 2013 г. 61%, а в сегменте программного обеспечения для разведки и добычи полезных ископаемых — 90-95%.
1 Аналитические заключения, предложения и рекомендации настоящей статьи выражают личную позицию автора и не должны расцениваться как официальная позиция организации.
2 Реиндустриализация — это совокупность экономических, социальных и политический процессов, направленных на достижение экономического роста посредством увеличения доли реального сектора в валовом внутреннем продукте.
150 140 130
Р.
/ Ч
f
V"
Л* Лт
П-- ? » -
д - / \
V. *
"N У
Рис. 1. Динамика объемов экспорта и ее структура, 2002-2011 гг.
Источник данных: Федеральная служба государственной статистики
Сырьевая модель роста российской экономики исчерпала себя, так как столкнулась с рядом внутренних и внешних негативных факторов и ограничений. Внутренние факторы: системный кризис управления развитием минерально-сырьевого комплекса, попавшего на «технологическую иглу»3, а также общий кризис государственного управления. Внешние факторы: мировая финансового-экономическая нестабильность, снижение товарно-ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках и торговые санкции со стороны ряда стран Запада, связанные с геополитическим кризисом на Украине.
Не принес ожидаемых результатов и новый курс на модернизацию и инновационное развитие страны, утвержденный в 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. и базирующейся на ней Стратегией инновационного развития России на период до 2020 г. (утверждена в 2011 г.). Оба стратегических документа имеют значительные недостатки («врожденные пороки») как на уровне невнятного целеполагания, так и на уровне набора предлагаемых в них инструментов решения важнейших задач инновационного развития экономики страны [5]. Достаточно отметить, что заявленные в документах индикаторы в большинстве своем не были достигнуты, а по некоторым до сих пор нет принятых методик сбора данных. Например, доля внутренних затрат на исследования и разработки (ВЗИР) в процентах к внутреннему валовому продукту вопреки плановым показателям снизилась за период с 2003 по 2013 гг. с 1,29 до 1,12% ВВП (рис. 3), а абсолютное
о?>"* Op* J? oS^ oi? ci? d^ cS^ <S>b c^ ri?
ВВП
—г —Промышленное производство * Обрабатывающее призводство
—Производство машин и оборудования Производство электро, электронного и оптического оборудования > Производство транспортных средств и оборудования
Рис. 2. Динамика развития российской экономики в 1991-2011 гг. (в % к уровням 1990 г.). Источник: [6]
значение ВЗИР увеличивается за счет увеличения затрат федерального бюджета, доля которых достигла 88% в 2013 г. Также неуклонно снижается доля затрат на фундаментальные исследования: в 2010 г. доля затрат на фундаментальные исследования составляла 20% ВЗИР, в 2013 г. — 17%, предварительное значение за 2014 г. — 16%.
С 2013 г. по официальным данным российская экономика находится в условиях, так называемой, стагфляции, негативный характер которой усугубился обвальным падением мировых цен на нефть, газ и иное минеральное сырье в 2014 г., и введением секторальных торгово-экономических санкций ряда западных стран, вызвавших резкое ослабление национальной кредитно-денежной системы и отрезавших страну от внешних источников дешевого кредита, современного оборудования и технологий.
С 2007 г. уровень добычи неосложненных запасов нефти снизился с 272,8 млн т/год до 220,6 млн т/год, а уровень добычи трудноизвлекаемых запасов за тот же период повысился с 185,1 млн т/год до 259,5 млн т/год. Такое распределение в добыче сильно повлияло на рост себестоимости нефти, с 3,6 тыс. руб. за 1 т в 2007 г. до 8,6 тыс. руб. за 1 т в 2014 г. по данным Федеральной службы статистики.
По данным Министерства промышленности и торговли, средний уровень импортозависимости в топливно-энергетическом комплексе составил в 2013 г. 61% (в сегменте программного обеспечения для разведки и добычи полезных ископаемых — 90-95%), что в условиях внешнеторговых секторальных санкций на поставку технологий и оборудования ставит под угрозу дальнейшее развитие отрасли и обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности.
Рис. 3. Внутренние затраты на исследования и разработки
и их доля в % от ВВП Источники данных: Федеральная служба государственной статистики, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г
Ю
О CN
СП СП
Ю
J <
СО
о
3
Стратегией выхода из этой «потенциальной ямы» должен стать переход к активной научно-промышленной политике, который направлен на форсированное решение оперативных задач импортозамещения и обеспечение конкурентоспособности экономики России в наиболее перспективных секторах и сегментах мировых рынков в долгосрочной перспективе. Такая политика должна учитывать особенности как научного, так и промышленного комплекса, объединяя самым тесным образом их функционирование и развитие.
В декабре 2014 г. в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент объявил о разработке и реализации национальной технологической инициативы (НТИ). НТИ должна стать ядром перспективной научно-промышленной политики, обеспечивающей устойчивый рост реального сектора экономки России в долгосрочной перспективе.
Цели и задачи НТИ
За основу разработки системы целей и задач НТИ приняты основные экономические положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. (далее — Послание) [7], которое было сделано в качественно новых условиях при осмыслении вступивших в силу негативных внутренних и внешних факторов давления на экономику России.
В Послании определены ключевые цели научно-технологического развития реального сектора экономики России. В кратко- и среднесрочном периоде — поддержка ведущих отечественных производителей несырьевого сектора экономики, имеющих высокую конкурентоспособность и научно-технологический потенциал. Для таких предприятий должен быть создан «инвестиционный лифт» и иные инструменты государственной поддержки, позволяющие эффективно преодолеть финансовые, технологические, административные и кадровые барьеры роста. Решение оперативно-тактических задач «разумного» импорто-замещения с ориентацией на требования и стандарты лучших образцов продукции и услуг должно стать мощным «стартовым импульсом» развития широкого класса новых компаний - национальных технологиче-
ских лидеров. Сформированный уже в среднесрочной перспективе (до 2020 г.) «массовый слой производственных компаний» должен стать эффективным агентом инновационного развития экономики, обеспечивающим тонкую настройку функционирования инструментов и институтов развития и стабильный спрос на результаты исследований и разработок малых предприятий в научно-технической сфере, научных организаций и высших учебных заведений. В долгосрочной перспективе (до 2035 г.) необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российской экономики в наиболее перспективных секторах и сегментах мировых рынков с учетом перехода к перспективному технологическому укладу.
С учетом указанных установок высшего политического руководства страны определим цель национальной технологической инициативы, как создание глобально конкурентоспособных секторов российской экономики на основе передовых достижений науки перспективного технологического уклада [8] (до 2035 г.).
Для обеспечения решения ключевых социально-экономических задач и ответа на вызовы должны быть определены требования к государственной политике в кратко- и среднесрочной перспективе, а также целям и задачам деятельности государственного и частного секторов экономики, в том числе для инфраструктурных компаний и естественных монополий. Эти задачи аккумулируют необходимые и достаточные ресурсы и имеют формализуемые параметры продукции и услуг. Все необходимые научные и производственные мероприятия в рамках решения социально-экономических задач могут быть агрегированы по функциональному признаку в систему межотраслевых научно-технологических проектов. Для реализации этих проектов предлагается формировать научно-производственные консорциумы, имеющие четкую структуру количественно измеримых целей и задач.
Структурная схема НТИ, состоящая из двух крупных блоков, представлена на рис. 4. В рамках 1-го трека объединены направления реализации НТИ, нацеленные на решение задач в катко- и среднесрочной перспективе, в рамках 2-го — долгосрочные мероприятия по переходу к новому технологическому укладу.
ю
о
СП СП
ю
<
со О
Рис. 4. Структура национальной технологической инициативы
Ключевые направления реализации НТИ в кратко-и среднесрочной перспективе:
• формирование системы приоритетных межотраслевых научно-технологических проектов, реализуемых научно-производственными консорциумами организаций научного, образовательного и производственного профиля, которые направлены на решение важнейших социально-экономических задач развития России в условиях внешнеполитических и внешнеэкономических вызовов;
• системная работа по устранению административных, нормативно-правовых и иных барьеров для развития малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, в том числе в рамках решения задач импортозамещения и создания условий для разработки и внедрения передовых платформенных технологических и продуктовых решений перспективного технологического уклада;
• институциональная модернизация научно-промышленного комплекса, включающая восстановление академического сектора науки, развитие системы государственных научных центров, восстановление потенциала вузовской науки на основе интеграции с ведущими научными организациями, совершенствованием корпоративных систем управления госкорпораций и акционерных обществ с государственным участием [2]. Ключевые направления реализации НТИ в долгосрочной перспективе:
• осуществление перехода к новому технологическому укладу экономики и общества, в том числе с помощью проведения форсайтов, по результатам которых инициируются пилотные проекты по наиболее перспективным направлениям совместно с инициативными группами технологических предпринимателей и творческих коллективов;
• создание и совершенствование институтов и механизмов, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие экосистем инновационного технологического предпринимательства4, с концентрацией производственного, финансового и интеллектуального капитала;
• обеспечение перехода к перспективной системе подготовки кадров;
• наращивание финансирования фундаментальных исследований.
В исследовании [9] была обоснована структура актуальных целей и задач национальной технологической инициативы, обеспечивающая реализацию «умного» импортозамещения и достижение глобального технологического паритета в долгосрочной перспективе. В своей основе предложенные подходы совпадают, но в работе [9] не рассматриваются институциональные
и организационные вопросы создания структур, обеспечивающих реализацию целей и задач НТИ. Вместе с тем это один из ключевых вопросов, который будет раскрыт в настоящей статье далее.
Концептуальная модель организации деятельности научно-производственных консорциумов
Научно-производственный консорциум — объединение предприятий реального сектора экономики, научных организаций и высших учебных заведений, выполняющих совместную производственную и научно-технологическую программу, направленную на реализацию приоритетных научно-технологических проектов и создание базовых платформенных технологических решений и цепочек поставок, выполняющих оперативно-тактические задачи замещения высокотехнологичного импорта и определяющих глобальную конкурентоспособность российской экономики в средне- и долгосрочной перспективе.
Эффективность деятельности консорциума и применяемых инструментов государственно-частного партнерства обеспечивается созданием системы «сквозной» ответственности во взаимоотношениях поставщиков различных уровней за качество промежуточной и конечной продукции, а также результаты исследований и разработок.
Крупные компании частного и государственного секторов экономики, вносящие наибольший вклад в решение актуальных социально-экономических задач, в настоящее время сосредоточены на профильной операционной деятельности и, в большинстве случаев, могут выступать только в роли квалифицированного заказчика перспективных компонентов и систем, которые необходимы для эффективного развития их деятельности. Поставщиком таких интегрированных решений должен стать класс средних и крупных компаний («системных интеграторов»5), которые уже добились значительных успехов на внутренних и международных рынках и имеют необходимый ресурсный и интеллектуальный потенциал. Объединение «заказчиков» и «поставщиков» высокотехнологичной продукции и услуг в научно-производственные консорциумы значительно повысит эффективность решения конечных задач, позволит в кратчайшие сроки собрать и локализовать необходимые цепочки поставок и создать устойчивую администрируемую среду для внедрения стимулирующих пакетов мер государственной поддержки (рис. 5). При этом деятельность консорциума в гражданских секторах экономики не замыкается внутри страны и должна иметь конкретные целевые показатели по конкуренции за доли на соответствующих мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг.
ю
о
СП
ел
ю
4 Экосистема инновационного технологического предпринимательства — это совокупность научно-исследовательских и образовательных организаций, хозяйствующих субъектов, производящих высокотехнологичную продукцию и услуги, а также государственных и частных институтов, поддерживающих инновационные процессы (финансовые организации, экспертно-консалтинговый сектор, центры трансфера технологий и др.).
5 Системный интегратор — средняя или крупная частная высокотехнологичная компания, которая выступает интегратором цепочек поставок и поставщиком конечной продукции научно-производственного консорциума.
<
СО О
Рис. 5. Организационно-методическая схема формирования научно-производственного консорциума
ю
о
СП
ел
ю
< СО
о
В научно-производственном консорциуме возможно создание модели конкуренции между системными интеграторами. При необходимости в рамках создания цепи поставок нового продукта к участию в консорциум могут быть также приглашены иностранные компании, а к экспертизе проектов привлечены зарубежные эксперты.
Цель деятельности научно-производственного консорциума — обеспечить выпуск глобально конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и услуг, захватив целевые доли существующих или сформировав новые национальные и глобальные рынки.
Основные задачи организации научно-производственного консорциума:
• сформировать условия для динамичного развития средних и крупных частных компаний — системных интеграторов («национальных технологических лидеров»), способных осуществлять производство высокотехнологичной продукции и услуг и формировать перспективный спрос на продукцию и услуги малых и средних предприятий в научно-технической сфере, вузов и научных организаций;
• выстроить на базе компаний — системных интеграторов — преимущественно российские технологические цепочки поставок6, в том числе обеспечивающие выполнение задач импортоза-мещения высокотехнологичной продукции на старте реализации производственной и научно-технологической программы;
6 Цепочка поставок — совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания добавленной стоимости.
• сформировать вокруг консорциума «инновационный пояс» из компаний, научных организаций и высших учебных заведений, успешно выполняющих свои контрактные обязательства в рамках исполнения производственной и научно-технологической программы;
• обеспечить выход компаний — системных интеграторов — на целевые показатели по долям на внутренних и мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг.
Порядок организации научно-производственных консорциумов состоит из следующих этапов: 1. Под цели, задачи и параметры приоритетных межотраслевых научно-технологических проектов формируются научно-производственные консорциумы при совмещении двух базовых подходов в зависимости от технологических и экономических особенностей проекта.
В рамках первого подхода — проводится анализ наиболее успешных частных высокотехнологичных предприятий, в том числе на основе данных российских и международных рейтингов, анализируются их цепочки поставок, формируются предложения по составу консорциума.
В рамках второго подхода — под приоритетные межотраслевые научно-технологические проекты определяются потребности в создании научно-производственных консорциумов и по конкурсу отбираются средние и крупные частные предприятия, способные стать системными интеграторами соответствующих технологических цепочек поставок.
Затем к участию в консорциумах с помощью стимулирующего пакета привлекаются крупные частные и государственные компании («потребители» высокотехнологичной продукции), заинтересованные в реализации целей межотраслевых научно-технологических
проектов с использованием готовой продукции и услуг системных интеграторов.
2. Компании «потребители» и «производители» совместно проводят мероприятия по формированию параметров спроса на перспективную продукцию, анализ оперативных задач импортозамещения и формируют долгосрочное видение развития рынков и технологий в сферах деятельности консорциума. По результатам этих мероприятий между ними заключаются специальные долгосрочные контракты (имеющие привязку к перспективным технико-экономическим параметрам продукции лучших образцов на мировых рынках) или иные юридически обязывающие соглашения о приобретении перспективной продукции и услуг консорциума, с учетом которых формируются производственная и научно-технологическая программа деятельности консорциума.
3. Управление консорциумом осуществляет совет директоров, в состав которого входят представители всех участников, и экспертные органы, организованные в рамках автономных некоммерческих организаций («проектные институты»).
4. На базе производственной и научно-технологической программы консорциумов создается инфраструктура механизмов государственно-частного партнерства, а также стимулирующий пакет льгот и инструментов развития для компаний-участников, в том числе с учетом существующих мер государственной поддержки инновационной деятельности. Таким образом происходит консолидация и координация профильных государственных программ, часть ресурсов которых концентрируется на поддержке приоритетных проектов в консорциумах. При этом в принятии управленческих решений по распределению государственной поддержки, связанной с исследованиями и разработками в рамках научно-технологической и производственной программы консорциума, и приемке результатов НИОКТР решающий вес должны иметь представители предприятий — системных интеграторов, отвечающих за качество конечной и промежуточной продукции и услуг конкретного этапа инновационного цикла.
5. Субподрядчики и поставщики второго и третьего уровня включаются в состав консорциума при условии успешного выполнения контрактов на НИОКТР и поставку оборудования, комплектующих и услуг (возможно, со статусом ассоциированных членов). Субъекты, зачисленные в консорциум, при выполнении своих контрактных обязательств также пользуются стимулирующим пакетом государственной поддержки и льгот. Автономная некоммерческая организация имеет
коллегиальный орган управления с избранным директором консорциума, экспертную панель и экспертные рабочие группы по основным направлениям деятельности и осуществляет следующие функции: • координация и мониторинг реализации производственной и научно-технологической программы, а также ее периодическая актуализация на основе проведения комплексных исследований рынков,
технологий и анализа результатов передовых исследований и разработок;
• построение и запуск динамического процесса технологического прогнозирования в сфере деятельности консорциума, в том числе с использованием постоянно действующей системы мониторинга технологических разработок инновационных компаний, которая будет использоваться:
- для оценки разработок инновационных компаний на предмет соответствия приоритетам;
- определения барьеров и выработки предложений по их устранению;
- обеспечения адресности поддержки инновационных компаний;
- отбора поставщиков второго и третьего уровня для консорциума;
- отслеживания развития отдельных компаний;
• разработка стандартов и содействие сертификации перспективных технологических решений, машин, оборудования, программного обеспечения и услуг в направлениях деятельности консорциума;
• участие в разработке и актуализации профессиональных стандартов, образовательных программ и формирование заказа на подготовку инженерно-технических кадров и иных специалистов;
• взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, институтами развития и иными уполномоченными организациями, осуществляющими поддержку деятельности консорциума, в рамках процедур распределения государственной поддержки и приемки результатов НИОКТР, профинансированных с привлечением бюджетных средств;
• взаимодействие с органами управления реализацией национальной технологической инициативы.
Заключение
Предложенная модель организации и функционирования научно-производственных консорциумов в рамках НТИ должна обеспечить модернизацию производственной базы и вывод на конкурентоспособный уровень крупнейших российских компаний государственного и частного сектора экономики, а также развитие класса частных высокотехнологичных компаний («национальных технологических лидеров»), интегрирующих цепочки поставок российских разработчиков и обеспечивающих устойчивый спрос на результаты исследований и разработок.
Модель организации научно-производственных консорциумов обладает существенными различиями по сравнению с внедренной в 2011 г. моделью технологических платформ в соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям [10], цели, задачи и деятельность которых во многом остались сугубо декларативными. Реперные точки, которые должны определить эффективность данного решения: организация консорциума на базе стартового пакета контрактов и долгосрочных юридически обязывающих соглашений (3-7 лет) крупных субъектов (естественных монополий, инфраструктур-
ю
о
СП
ел
ю
<
со О
ных компаний, государственных корпораций, компаний с государственным участием, государственного заказа и др.) с системными интеграторами (частными высокотехнологичными компаниями); управление техническими требованиями и приемкой результатов НИОКТР, в том числе в рамках субподрядов с государственной поддержкой с ключевым весом решения системных интеграторов, отвечающих за итоговое качество продукции и услуг; создание прозрачной и контролируемой среды для внедрения и администрирования мер государственной поддержки, налоговых льгот и иных преференций.
Список использованных источников
1. Н. И. Иванова. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2003.
2. В. В. Иванов. Инновационная парадигма XXI. М.: Наука, 2015.
3. Г. И. Белова. Инструменты антикризисной конструктивной политики и преодоление последствий мирового финансового кризиса: научный доклад. http://www.econorus.org/onim/ upload/uix8.pdf.
4. Another Step for American Manufacturing (Еще один шаг к американскому производству). https://www.whitehouse.gov/ blog/2010/08/11/another-step-american-manufacturing.
5. Научная и инновационная политика: Россия и Мир. 2011-2012/ Под ред. Н. И. Ивановой и В. В. Иванова. М.: Наука, 2013.
6. В. М. Коновалов. Деиндустриализация и реиндустриализация/ Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей//Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 8. Ч. 1. М., 2013.
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. http:// www.kremlin.ru/news/47173.
8. В. В. Иванов. Перспективный технологический уклад: возможности, риски, угрозы//Экономические стратегии, № 4, 2013.
9. В. В. Иванов. Концептуальные основы национальной технологической инициативы//Инновации, № 1, 2015.
10. Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям № 2 от 1 апреля 2011 г. http://innovation.gov.ru/sites/default/files/ documents/2014/5867/1408.pdf.
Science and industry consortiums as an institutional basis of National Technology Initiative development and implementation
V. R. Mesropyan, Analytical Centre for the Government of the Russian Federation.
The results of institutional reforms of Russian scientific-industrial sector are analyzed and taken as the initial conditions for the development of prospective science, technology and innovation policy aimed at sustainable development of the «real» sector. The National Technology Initiative (NTI) is placed as the core of the policy. A conceptual model of organizational and methodical implementation of NTI is based on the science and industry consortiums development.
Keywords: National Technology Initiative, NTI, science, technology, industry, science and technology policy, innovation policy, industrial policy.
— ~ ---OB ИННОВАЦИОННОЙ АЕИТЕЛЬНОСТГИ
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА
Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка во первом полугодии (январь-июнь) 2015 года (12 номеров) 16320руб. 00 коп. (Шестнадцать тысяч триста двадцать рублей 00 коп.), в том числе НДС — 1483 руб. 64 коп.
Название организации _
Фамилия, имя, отчество_
Должность _
Почтовый адрес (адрес доставки).
Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве
Нами уплачена сумма _
Платежное поручение №_ от _
.экземпляров.
20 .
Банковские реквизиты редакции:
ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,
к/с 30101810900000000790, БИК 044030790
Дата заполнения талона подписки.
Подпись.
Подписка на год. а также полугодие оформляется с любого месяца. Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская.
По каталогу «Агентство "РОСПЕЧАТЬ"» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2015 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.
Подписной индекс: 38498.
ЖУРНАЛ OB ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
нн овлиии
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА