УДК 338(470+571)
Формирование инновационных механизмов частно-государственного партнерства как часть реализации Национальной технологической инициативы в Российской Федерации
В. В. Гусев, О. А. Милючихина
Гусев Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративной экономики, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов, [email protected]
Милючихина Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративной экономики, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов, [email protected]
В статье рассматриваются новые подходы к развитию партнерства между государством, бизнесом и российской системой образования, выстроенные в логике реализации стратегии Национальной технологической инициативы. Национальная технологическая инициатива (НТИ) по своей сути представляет собой экономическую философию, основанную на деятельности по формированию принципиально новых рынков для нашей страны. Большая роль в реализации стратегии отводится частно-государственному партнерству, которое выстраивается в форме консорциумов как институтов поддержки развития технологических инициатив. При реализации НТИ также большое внимание уделяется стратегическому прогнозированию, понятиям сетевых рынков и «уберизации» экономики на основе распространения информационно-цифровых технологий Ключевые слова: частно-государственное партнерство, Национальная технологическая инициатива, инвестиции, инновации, сетевой рынок, нейрокоммуникации.
Formation of Public-Private Partnerships Innovative Mechanisms as a Part of National Technology Initiative Implementation in Russian Federation
V. V. Gusev, O. A. Miliuchikhina
Vladimir V. Gusev, https://orcid.org/0000-0002-6634-1663, Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25 Sobor-naya St., Saratov 410031, Russia, [email protected]
Olga A. Miliuchikhina, https://orcid.org/0000-0002-7165-9270, Sto-lypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25 Sobornaya St., Saratov 410031, Russia, [email protected]
The article deals with new approaches to the development of partnership between the state, business and the Russian education system, built in the logic of the strategy of the National Technological Initiative. The National Technology Initiative (NTI) is essentially an economic philosophy based on activities aimed at creating fundamentally new markets in this country. A large role in the implementation of the strat-
egy is given to private-public partnership, which is made in the form of consortia of institutions for supporting the development of technological initiatives. In the course of NTI implementation, much attention is also paid to strategic forecasting, the concepts of network markets and the «uberization» of the economy based on the spread of information and digital technologies
Keywords: public-private partnership, the National technology initiative, investment, innovation, network market, nanocommunication.
DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-179-182
Выстраивание партнерских взаимоотношений между государством и бизнесом является для России чрезвычайно важной задачей. В настоящий момент именно развитие частно-государственного партнерства во многом позволит снизить те негативные тенденции, которые имеют место в российской социально-экономической системе, в частности, привлечь инвестиции в различные сектора экономики. Частно-государственное партнерство является важной частью современных эффективных мировых хозяйств. При этом рост эффективности российской экономики напрямую зависит от ускорения научно-технического развития и скорости формирования нового технологического уклада. На наш взгляд, в парадигме развития цифровой экономики во взаимоотношениях между государством и бизнесом приоритетное значение должны приобрести партнерские отношения, при этом патерналистским настроениям в данном секторе деятельности целесообразно отойти на второй план, поскольку предполагаемая модель развития основана на паритетном, равноправном взаимодействии между государственными институтами и бизнес-сообществом, при котором государство рассматривается как поставщик услуг, обеспечивающих развитие инновационной экосистемы, а не как гарант безрискового развития.
В настоящее время в Российской Федерации партнерство между бизнесом и государством декларируется и развивается, но недостаточно активно. Более того, сама трактовка этого понятия зачастую сужается и отождествляется с развитием концессионных отношений. Напомним, что согласно Федеральному закону «О концессионных соглашениях»1 концессия предполагает вовлечение бизнеса в процесс управления госсобственностью или оказание услуг, которые обычно оказывает государство на взаимовыгодных условиях. Ограничена и сфера применения концессионных механизмов, это в основном такие инфраструктурные отрасли,
© Гусев В. В., Милючихина О. А., 2019
как ЖКХ, дорожное строительство, в меньшей степени медицина, образование, туризм. Проблема в том, что данный механизм ориентирован, прежде всего, на вовлечение бизнеса в те сферы, которые традиционно считаются малоэффективными в условиях современной России. Очевидно, что такой механизм не способен обеспечить эффективное развитие партнерских отношений между бизнесом и государством в текущей перспективе, а тем более в будущем, во время перманентно разворачивающейся глобальной технологической революции, приводящей к колоссальным изменениям в самой структуре производства и экономики.
В подобных условиях и государству, и бизнесу, ориентированному на работу в России, очевидно, что частно-государственное партнерство должно охватывать более масштабные сферы и, что очень важно, отталкиваться от новых структурных и временных координат. В Послании Федеральному Собранию 2014 г. при формировании контуров будущего Президент РФ В. В. Путин обозначает эту мысль так: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада»2. В настоящий момент этой логике отвечает развитие российской стратегии Национальной технологической инициативы (далее - НТИ). Результатом ее реализации должно стать достижение долгожданного преимущества России на мировых рынках или как минимум занятие достойной позиции в экономике будущего.
Стратегия НТИ представляет, на наш взгляд, принципиально новый подход к организации взаимоотношений государства, частных компаний разного уровня (от крупных корпораций до стартапов), а также еще одной категории участников - научного сообщества в лице ученых, исследователей, научно-исследовательских институтов и базовых университетов.
Национальная технологическая инициатива - это, прежде всего, новая экономико-технологическая философия, на основе которой могут строиться взаимоотношения государства, бизнеса и общества. К примеру, в НТИ нет задач импорто-замещения или модернизации существующих отраслей. Вместо этого НТИ предполагает создание стратегий формирования принципиально новых рынков, где импортозамещение рассматривается не как самоцель, а как один из путей модернизации и достижения технологических преимуществ в отдельных отраслях и секторах экономики.
С позиции развития социально-экономических связей и отношений Национальная технологическая инициатива предполагает формирование коалиции лидеров рынка из числа высокотехнологичных предпринимателей, представителей университетов и бизнес-объединений, институтов развития и органов исполнительной власти.
При этом НТИ призвана поменять сложившийся в России вектор инициирования инноваций. Исторически в нашей стране запрос на инновационную активность формируется сверху, со стороны государства. НТИ же предполагает трансляцию запроса на инновации системе государственного управления «снизу», со стороны потенциальных лидеров новых рынков.
К тому же предполагается изменение самой формы диалога между властью, бизнесом и научным сообществом, которая может быть представлена в виде формулы: люди, а не институты (сокращение бюрократических барьеров), инвестиции, а не отчеты (сокращение имитационной экономической активности), новые рынки, а не старые отрасли (новый способ формирования структурных связей между элементами экономических систем), без галстуков и формальностей (отказ от традиционной иерархии частно-государственного взаимодействия). По мнению Д. Пескова, руководителя направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, «НТИ нельзя сделать бюрократическими методами... Опыт показывает, что результат возможен, когда есть сеть лидеров, каждый из которых делает свою часть работы»3.
Логику социального взаимодействия между акторами Национальной технологической инициативы определяет матрица НТИ, объединяющая в единую систему технологии, рынки, таланты и сервисы/инфраструктуру. Для отечественных технологических компаний матрица НТИ работает по принципу спирали (улитки). Это значит, что компании, работающие на глобальном рынке, могут активно взаимодействовать с российским научным сообществом и заимствовать в России технологический и кадровый ресурс, а также задействовать в своей деятельности целый ряд государственных сервисов, адаптированных под потребности компаний НТИ.
Организационно частно-государственное партнерство выстраивается в форме консорциумов как институтов поддержки развития инициатив. Государственные органы в консорциумах опираются на институты развития, в частности на Российскую венчурную компанию, которая становится проектным офисом реализации Национальной технологической инициативы, и на Агентство стратегических инициатив. При этом представители бизнес-сообщества активно взаимодействуют с университетами в плане коммерциализации результатов научной деятельности.
На наш взгляд, одна из важнейших составляющих философии НТИ - это понимание необходимости стратегического прогнозирования на долгосрочную перспективу. Причем прогнозирования как взгляда в отдаленное будущее (2035 г.) и в современную перспективу (2018 г.). 2035 г. -это точка, которую использует большинство западных технологических стратегий в качестве ключевой. Ближайшие десять лет они отводят
на доработку технологических решений и вывод на рынок новых продуктов, а следующие десять лет уйдет на раздел мирового рынка и замещение существующих технологий. Например, нет ни одной крупной автомобильной компании, которая инвестировала бы в двигатель внутреннего сгорания или в человека за рулем после 2025 г. - все они готовятся к беспилотному электротранспорту. Реализация НТИ предполагает 3 основных этапа: от формирования приоритетов к 2035 г. к прогнозу 2018 г. и далее от задач 2018 г. до момента начала разработки стратегии НТИ. На каждом этапе предполагается ответить на ряд вопросов. На первом этапе основным является понимание того, как изменится мир и какое место у России в новом мире. На втором этапе (настоящее время) необходимо определить, что государство и бизнес должны изменить в ближайшие годы, чтобы создать инновационную инфраструктуру. И, наконец, на третьем этапе должна быть разработана тактика конкретных шагов государства, бизнеса и научного сообщества по достижению запланированных изменений. Таким образом, в данный момент мы находимся в точке бифуркации, которая покажет жизнеспособность стратегии и тактики Национальной технологической инициативы.
На каждом этапе ключевым становится понимание рынка как основы для формирования целей, задач и конкретных тактических шагов. В частности, понятие «отрасль» в НТИ рассматривается как неактуальное и заменяется понятием «сетевой рынок». Это происходит по той причине, что все складывающиеся новые рынки НТИ либо используют физическую инфраструктуру Интернета или его протоколы, либо строятся по его подобию. По такому принципу в будущем будут работать «умные сети», связывающие множество производителей и потребителей товаров и услуг.
По своей сути сетевой рынок - это инновационная форма взаимодействия между социальными и экономическими акторами, в основе которой лежат новые принципы их функционирования. Ключевыми характеристиками сетевых рынков являются следующие:
- рынок еще только формируется (причем формируется по принципу сети, без единого центра, жесткой структуры и иерархии);
- ключевыми для рынка являются быстро меняющиеся потребности и запросы. Как следствие, на сетевых рынках будет наблюдаться приоритет В2С продуктов (продуктов, ориентированных на конечного пользователя) над В2В продуктами (товарами, создаваемыми для бизнеса);
- в настоящее время отсутствуют единые стандарты рынка;
- рынок будет играть стратегически важную роль в мире в 2035 г.
На подобных рынках коренным образом поменяется система распределения продукта. Посредников в системе движения продукта от производителя к потребителю заменит соот-
ветствующее программное обеспечение, т. е. произойдет своего рода «уберизация» процесса товародвижения, поставки и сбыт посредством использования программных и телекоммуникационных технологий4.
В рамках разработки стратегии НТИ было выделено и согласовано 9 ключевых сетевых рынков. Ставка сделана на те рынки, в которые очевидно много инвестируется в развитых странах, и те рынки, где в России есть сильные лидеры и сообщества. Эти рынки организованы по следующей логике: три из них касаются безопасности страны и ее системного обеспечения ресурсами, следующие три - преобразований в транспортной системе и, наконец, последние три касаются наиболее важных сфер человеческой жизни, где происходят сверхбыстрые технологические и инновационные изменения.
К первой тройке формируемых рынков относятся:
- рынок питания (FoodNet) - рынок производства и реализации питательных веществ и конечных видов пищевых продуктов (персонализированных и общих, на основе традиционного сырья и его заменителей), а также сопутствующих 1Т-решений (например, обеспечивающих сервисы по логистике и подбору индивидуального питания);
- рынок энергии (Бпег§у№^ - рынок оборудования, программного обеспечения, инжиниринговых и сервисных услуг для разномасштабных комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики;
- рынок безопасности (Ба£е№^ - безопасные и защищенные компьютерные технологии, решения в области передачи данных, безопасности информационных и киберфизических систем.
Ко второй тройке относятся:
- умные транспортные сети (АШ:о№^;
- распределительные системы беспилотных летательных аппаратов (Аего№^;
- сети морского/речного транспорта и системы освоения мирового океана (Мап№^.
И, наконец, самыми динамичными и персонифицированными являются рынки последней тройки:
- рынок медицинских услуг, профилактики и средств долголетия (НеакШе^;
- рынок новых финансов, т. е. децентрали-зированных финансовых систем и персональных сетевых финансовых сервисов
- рынок нейрокоммуникаций и систем «человек-машина» (№иго№^.
Данный перечень формируемых рынков не является неизменным. В частности, в дальнейшем в матрицу НТИ был включен рынок инновационных медиакоммуникаций (MediaNet), объединяющий высокотехнологичные формы и способы потребления информационного контента человеком. Появление такого сетевого рынка обусловлено теми революционными изменениями, которые претерпевает сфера массовых коммуникаций в
Социология
181
настоящий момент, и превращением информации в ресурс, самостоятельную движущую силу социального и технического прогресса. Кроме этого, появление новых рынков может предопределяться быстрым распространением какой-либо технологии, принципиально изменяющей производственные процессы по форме, содержанию и затратам времени на них. В частности, повсеместное распространение технологий ЭБ-печати может стимулировать появление такого направления, как рынок модных технологий (Ра8юп№1). По каждому рынку утверждены рабочие группы, которыми разрабатываются или уже утверждены дорожные карты (рынок Кеиго№;), содержащие основные целевые ориентиры, количественные показатели, контрольные индикаторы по сегментам рынка, этапы и сроки реализации, перечень ответственных лиц и т. д.
Каждый рынок в лице высокотехнологичных компаний формулирует свой запрос к государству в аспекте тех государственных услуг, которые ему необходимы для развития. Господдержка, обозначенная в матрице НТИ как «сервисы НТИ», разрабатывается с учетом роста значимости частно-государственного взаимодействия как общемировой тенденции. К основным сервисам НТИ относятся:
- развитие сети технопарков и других элементов инновационной инфраструктуры;
- формирование и наращивание механизмов венчурного финансирования;
- поддержка экспорта инновационной продукции;
- популяризация философии НТИ;
- госзакупки и формирование спроса на инновации через систему госзаказа;
- развитие института интеллектуальной собственности;
- стимулирование потребителей рынков НТИ;
- обеспечение особых условий на внутреннем рынке (квазимонополии);
- особые меры в сфере маркетинга и поддержки экспорта регионов;
- поддержка стартап-активности и усиление роли институтов развития (таких, как Российская Венчурная Компания или Фонд Сколково) в продвижении стратегии НТИ5.
Особую роль среди направлений НТИ занимает новая образовательная политика. Комплекс мер в сфере образования предполагает развитие кружкового движения, стимулирование конкур-
сов, олимпиад и в конечном итоге формирование сети квалифицированных молодых специалистов, способных к научно-техническому творчеству и готовых решать стратегические задачи, сформулированные в стратегии НТИ.
Обобщая все перечисленное, можно сделать следующие выводы. Частно-государственное взаимодействие на современном этапе в рамках реализации стратегии НТИ предполагает:
- формирование запроса от высокотехнологичного бизнеса к государству на создание инфраструктуры сетевых рынков;
- пересмотр иерархической модели взаимоотношений между государством, бизнесом и университетами в пользу сетевой модели, развитие и реальное воплощение в практику теории «тройной спирали»6;
- применение новых механизмов частно-государственного партнерства как рычага, способного повысить эффективность российских компаний в глобальной долгосрочной перспективе.
Примечания
1 О концессионных соглашениях: федер. закон от 21 июля 2005 г. №№ 115-ФЗ. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/47173/ (дата обращения: 12.09.2018).
3 Песков Д. Н. Национальная технологическая инициатива : цели, основные принципы и достигнутые результаты. Для обсуждения на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Правительство РФ (09 июня 2015). URL: http://static.government.ru/ media/files/T9Crayp8PsBQU6hdVAl0SsDlu2XvCvYG. pdf (дата обращения: 14.09.2018).
4 См.: Павлюц А. Уберизация экономики. Теория правильного «убера». URL: https://pavlyuts.ru/posts/360 (дата обращения: 14.09.2018).
5 См.: Гусев В. В., Милючихина О. А. Российский инновационный центр «Сколково» : современное развитие и формирование будущих перспектив // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 378-382. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-4-378-382
6 См.: Малый В. И., Гусев В. В. Инновационность развития региона : взаимодействие государства, предприятий и университетов (на примере Саратовской области) // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21). С. 20-37.
Образец для цитирования:
Гусев В. В., Милючихина О. А. Формирование инновационных механизмов частно-государственного партнерства как часть реализации Национальной технологической инициативы в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 179-182. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-179-182
Cite this article as:
Gusev V. V., Miliuchikhina O. A. Formation of Public-Private Partnerships Innovative Mechanisms as a Part of National Technology Initiative Implementation in Russian Federation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2019, vol. 19, iss. 2, рр. 179-182 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-179-182