Научная статья на тему 'Научно-практические основы учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога»'

Научно-практические основы учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна

Статья посвящена анализу феномена «психологическое здоровье» в контексте системы высшего профессионального образования, в частности, подготовки будущего педагога на этапе вузовского обучения. Уровень существующих научных исследований в области изучения особенностей формирования профессиональной культуры будущего педагога с учетом индивидуальных вариантов его психологического здоровья является недостаточно высоким. В связи с этим мы рассматриваем проблему системного анализа феномена психологического здоровья с целью выяснения его роли в системе образования в контексте компетентностного подхода. Изучаемая проблематика раскрывается в рамках спецкурса, разработанного и апробированного нами в условиях современной образовательно-воспитательной системы педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and practical fundamentals of the training course “Psychological health of future teachers”

This article analyzes the phenomenon of “psychological health” in the context of the higher professional education system, in particular, the preparation of future teachers at the universities. The novelty of many problems of modern educational situation and dynamic tendencies of its development determine the relevance of the issue. However, the level of existing scientific research papers in the field of studying the peculiarities of forming the professional culture of future teachers based on individual options of their psychological health is not high enough. In this regard, we are studying the problem of a systematic analysis of the phenomenon of psychological health in order to clarify its role in the educational system in the context of the competence approach. The problems studied are revealed in the framework of this course, developed and proven by us in the modern educational system of pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Научно-практические основы учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога»»

О.В. Лебедева

Научно-практические основы учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога»

Статья посвящена анализу феномена «психологическое здоровье» в контексте системы высшего профессионального образования, в частности, подготовки будущего педагога на этапе вузовского обучения. Уровень существующих научных исследований в области изучения особенностей формирования профессиональной культуры будущего педагога с учетом индивидуальных вариантов его психологического здоровья является недостаточно высоким. В связи с этим мы рассматриваем проблему системного анализа феномена психологического здоровья с целью выяснения его роли в системе образования в контексте ком-петентностного подхода. Изучаемая проблематика раскрывается в рамках спецкурса, разработанного и апробированного нами в условиях современной образовательно-воспитательной системы педагогического вуза.

Ключевые слова: психологическое здоровье, профессиональная культура, профессиональные компетенции, образовательно-воспитательная среда вуза.

Современная ситуация развития системы высшего профессионального образования в нашей стране характеризуется четко выраженной тенденцией получения высоких результатов образовательной деятельности. Это выражается, прежде всего, в социальном заказе на «сверхсложный идеальный продукт» системы высшего профессионального образования. Результатом обучения в вузе должен быть квалифицированный специалист с ярко выраженным стремлением к самореализации в профессиональной деятельности, к самосовершенствованию, активный, самостоятельный, инициативный, креативный, способный к творческим свершениям, открытый инновациям. Соответствовать столь высоким требованиям может, на наш взгляд, лишь психологически здоровая личность выпускника высшей школы.

Исходя из этого, система высшего профессионального образования, безусловно, не может оставаться в рамках привычных способов, форм и методов обучения и воспитания студентов - будущих профессионалов. Компетентностная модернизация содержания образования предполагает

™ е 55 наличие новых составляющих личности выпускника школы, таких как

0 11 этическая норма, нравственное убеждение, эмоционально-ценностные

1 о Л ориентиры, экзистенциальный смысл, общеучебные, ключевые компе-

Ц. тентности и другие личностные качества. Кроме того, необходима ориен-

О) о _ ^

^ & тированность образовательной компетентности на инновации, «авторство в Культуре» (В.И. Слободчиков), творчество и масштабное социальное восприятие последнего.

Одним из важнейших условий, которое способствует эффективности процесса модернизации системы высшего профессионального образования в условиях многоуровневой системы обучения, является, на наш взгляд, разработка новых учебных курсов. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме сохранения, укрепления и развития психологического здоровья человека (Дж. Бьюджен-таль, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, А. Маслоу, Р. Мэй, В.Э. Пахальян, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В. Франкл, О.В. Хухлаева и др.), нами разработана программа учебного курса, предназначенная для студентов педагогического вуза - будущих педагогов начальной, средней, старшей школы, а также системы дошкольного образования.

Рассмотрим структуру и содержание учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога». Целью учебного курса является ознакомление студентов с положениями зарубежной и отечественной психологии в аспекте проблемы психологического здоровья человека; терминологией; различными подходами к рассмотрению актуальных психологических проблем, связанных с сохранением и формированием психологического здоровья человека.

Исходя из цели учебного курса, мы выделили следующие задачи:

• осветить ведущие научные подходы зарубежной и отечественной психологии к рассмотрению феномена «психологическое здоровье»;

• раскрыть специфику психологического здоровья человека, сущность и значение изучаемого феномена в контексте формирования профессиональной компетенции будущего педагога в образовательной среде педагогического вуза;

• раскрыть студентам логику психологического исследования и возможностей использования методов научного изучения психики.

Учебный курс относится к профессиональному циклу, дисциплины по выбору. Данный учебный курс опирается на «Общую психологию», «Возрастную психологию», «Социальную психологию» и является предшествующим для дисциплин: «Психология детей дошкольного, младше-

го школьного и подросткового возраста», «Детская практическая психология», «Клиническая психология детей и подростков».

В таблице 1 представлены компетенции или их составляющие, формируемые в процессе изучения данного учебного курса.

Таблица 1

Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций № раздел в фо ов дисциплины, участвующих рмировании компетенции

1 2 3 4

ОПК-1: способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях + +

ОПК-2: готов использовать знание различных теорий обучения и развития + +

В результате освоения учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога» студент должен знать: основную психологическую терминологию в рамках изучаемой проблематики; подходы к рассмотрению сущности феномена «психологическое здоровье» в гуманистической психологии; структурный анализ изучаемого феномена в отечественных психолого-педагогических исследованиях; методы и методики исследования основных составляющих изучаемого феномена; возможности современной психологической науки и практики в процессе сохранения, укрепления и формирования психологического здоровья.

Студент должен научиться: анализировать и обобщать накопленный научный опыт; устанавливать связи между различными психическими явлениями; самостоятельно осмысливать возможность практического применения основных теоретических положений научной психологии; использовать полученные знания в изучении других профессиональных дисциплин.

После окончания курса «Психологическое здоровье будущего педагога» студент должен владеть следующими навыками: способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения; способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; различными средст-

™ е« вами коммуникации в профессиональной педагогической деятельнос-

| | | ти; способами совершенствования профессиональных знаний и умений

1 § л путем использования возможностей информационной среды образова-

тс и О

Цф тельного учреждения.

^ & Тематический план, отражающий объем учебного курса, представлен в таблице 2.

Содержание учебного курса можно представить по разделам. В первом разделе обоснована необходимость введения в научный психологический аппарат термина «психологическое здоровье». Мы опираемся на определение, предложенное И.В. Дубровиной и отражающее сущность изучаемого феномена: «психологическое здоровье относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [5, с. 52].

В данном разделе также отражено соотношение понятий «психологическое» и «психическое» здоровье человека и рассмотрены основные подходы к выделению структурных компонентов изучаемого феномена в отечественной и зарубежной литературе. Подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения богатства развития личности наиболее полно отражен в рамках гуманистической психологии, признающей своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации. Компоненты психологического здоровья - положительные самоотношение и отношение к другим людям, личностная рефлексия и потребность в саморазвитии, - находятся в тесной взаимосвязи или динамическом взаимодействии. В отечественной психологической литературе наиболее полным с точки зрения структурного анализа нам представляется подход О.В. Хухлаевой, которая рассматривает психологическое здоровье как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потреб-ностно-мотивационный компоненты [8].

Таблица 2

Тематический план учебного курса | о

Количество часов Итого по разделам

Разделы Лекции Практические, семинарские занятия Самост. работа

Раздел 1. Феномен «психологическо-

го здоровья» в отечественной и зарубежной психологической литературе 6 4 9 19

1.1.Понятие «психологическое 2 3 5

здоровье»

1.2. Соотношение понятий «психиче- 2 2 3 7

ское» и «психологическое здоровье»

1.3. Психологическая структура феномена «психологическое 2 2 3 7

здоровье»

Раздел 2. Проблема психологического здоровья будущего педагога в психолого-педагогической 6 2 9 17

литературе

2.1. Критерии, уровни, этапы развития психологического здоровья 2 3 5

студента педагогического вуза

2.2. Понятие профессиональной культуры будущего педагога 2 3 5

2.3. Соотношение компонентов пси-

хологического здоровья и компонентов профессиональной культуры 2 2 3 7

Раздел 3. Диагностика основных

компонентов психологического 2 6 9 17

здоровья будущего педагога

3.1. Критерии отбора психодиагнос- 2 3 5

тического инструментария

3.2. Комплекс методик 4 3 7

3.3. Критерии анализа полученных 2 3 5

результатов

Раздел 4. Программа формирования 4 6 9 19

основных компонентов психологиче-

ского здоровья будущего педагога

4.1. Подходы к проблеме сохранения

и укрепления основных компонентов 4 3 7

психологического здоровья будущего педагога

4.2. Тренинг эмоционально-волевой 4 3 7

регуляции поведения и деятельности

4.3. Анализ полученных результатов 2 3 5

Итого: 18 18 36 72

s g ss Во втором разделе раскрываются особенности формирования психо-

о|| логического здоровья студента-будущего педагога на этапе обучения в

!¡S- педагогическом вузе. И.С. Кон подчеркивает, что 18-23-летний человек

Ц. является взрослым как в биологическом, так и в социальном отношении.

ф о _ w

^ & По мнению С.А. Гапоновой, «адаптационные и оптимизационные возможности функциональных состояний студентов имеют существенную специфику, содержание и характеристики в зависимости от курса обучения и общего отношения к учебному процессу и отражают тот наличный потенциал, который может быть актуализирован в процессе учебной деятельности» [2, с. 47].

В контексте изучаемой проблематики раскрывается практическая значимость профессиональной компетенции, а шире - профессиональной культуры будущего педагога. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

Мы убеждены, что «большинство школьных проблем у детей, их родителей, у педагогов обусловлены отсутствием системы сформированных профессиональных компетенций у педагогов» [3, с. 6]. В исследованиях Т.М. Сорокиной профессиональная компетенция учителя трактуется как «динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных» [6, с. 110-111].

В третьем разделе представлен психодиагностический комплекс, сконструированный нами, исходя из цели и задач исследования. Методики, направленные на изучение различных компонентов психологического здоровья, имеют высокие показатели валидности и надежности, носят взаимодополняющий характер и дают возможность получения большого объема фактического материала с целью его дальнейшей количественной и качественной обработки. Анализ полученных результатов производится на основе принципов конфиденциальности, объективности, достоверности выводов; анализ количественных показателей дополняется качественными характеристиками. Анализ полученных результатов может проводиться как с позиции отдельной личности, так и группы в целом; в последнем случае применяются статистические методы обработки данных.

В четвертом разделе раскрываются возможности образовательной среды вуза в сохранении и формировании психологического здоровья будущего педагога. И.А. Баева, В.В. Семикин отмечают, что образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а

также возможности для развития, включенные в социальное и простран- к ственно-предметное окружение, психологической сущностью которой | о является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаи- | § моотношений участников учебно-воспитательного процесса [1]. По мне- с ^ нию многих исследователей (В.Г. Асеев, Л.П. Гримак, О.В. Дашкевич, Л.Г. Дикая, Е.П. Ильин, В.И. Медведев, В.И. Мясников, Г.С. Никифоров, А.О. Прохоров), основные резервы повышения эффективности и надежности человека в разных видах профессиональной деятельности находятся на пути разработки научно-обоснованных методов оптимизации функциональных психических состояний за счет внешних методов управления и регуляции.

В данном разделе мы предлагаем ряд тренинговых занятий, направленных на сохранение и укрепление отдельных компонентов психологического здоровья будущего педагога. В частности, цель разработанного нами тренинга «Выразительные движения в межличностном общении» - дать представление о выразительных движениях, которые играют чрезвычайно большую роль в процессе межличностного взаимодействия; познакомить участников с возможными формами передачи чувств и эмоций посредством мимики, пантомимики, голосовой мимики; закрепить полученные знания в процессе межличностного взаимодействия участников группы. Цель тренинга «Развитие навыков волевой саморегуляции поведения и деятельности» - дать понятие о стрессе как адаптационном синдроме, рассмотреть его поведенческие и эмоциональные характеристики; продемонстрировать модели поведения в ситуациях чрезвычайных эмоционально-личностных нагрузок; выработать навыки волевой саморегуляции в ситуации испытания (тестового контроля, устного экзамена).

Реализация дисциплины требует наличия лекционной аудитории, оборудованной компьютерами, видеолекционным оборудованием для презентации, средствами звуковоспроизведения, электронной доской, выходом в сеть Интернет. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины содержит перечень основной и дополнительной литературы, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, технологий проблемного обучения, интерактивных технологий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований (таблица 3).

О. Ф

Ф о

Таблица 3

Фонды оценочных средств

№ п/п Название № разделов дисциплины

1 2 3 4

1 Аналитическое задание «Общее и различие в подходах к пониманию сущности психологического здоровья в отечественной и зарубежной психологии» +

2 Анализ и решение профессиональной ситуации «Условия предупреждения синдрома эмоционального выгорания у педагога» +

3 Тест «Теоретические основания методик изучения компонентов психологического здоровья» +

4 Реферат «Саморегуляция психических состояний» +

Таким образом, данный учебный курс является оригинальным учебно-методическим средством, способствующим накоплению студентами необходимых знаний о специфике изучаемого феномена, формированию умений использования полученных знаний в профессиональной деятельности, а также формированию навыков самостоятельного регулирования своего поведения и деятельности, что напрямую соотносится с основными компонентами психологического здоровья человека. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра. Апробация данного учебного курса в практической работе со студентами таких направлений подготовки бакалавра, как «Психолого-педагогическое образование» (профиль обучения «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика начального образования») и «Психология» (профиль обучения «Возрастная психология») в условиях педагогического вуза показала свою результативность в осознании будущими педагогами необходимости сохранения и укрепления психологического здоровья уже на этапе вузовского обучения. Это выступает ведущим фактором с точки зрения более широкого контекста использования рассматриваемого опыта в условиях высшего профессионального образования. Содержание рассматриваемого учебного курса может быть чрезвычайно востребовано в подготовке бакалавров и магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения «Иностранный язык и начальное образование», «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура») и «Специальное (дефектологическое)

г

образование» (профиль обучения «Специальная психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). 2002. № 2 (3). С. 16-26.

2. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: Монография. Нижний Новгород,

3. Лебедева О.В. Психологическое здоровье будущего учителя как необходимое условие профессиональной компетенции. Нижний Новгород, 2012.

4. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 45-52.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.,

6. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004. № 2. С. 110-111.

7. Сорокоумова Е.А., Бобоёбов З.Х. Психологические механизмы личностного самоопределения // Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 49-51.

8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

А.В. Пархоменко

Интернет-технологии в организации учебного процесса в православных высших учебных заведениях

В статье представлен обзор средств интернет-технологий, использующихся в организации учебного процесса вузов Русской православной церкви, в которых любой человек имеет возможность в той или иной степени получить знания в области теологии.

Ключевые слова: образование в области теологии, Интернет, интернет-технологии, дистанционное обучение в области теологии.

2004.

2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.