О.В. Лебедева
Научно-практические основы учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога»
Статья посвящена анализу феномена «психологическое здоровье» в контексте системы высшего профессионального образования, в частности, подготовки будущего педагога на этапе вузовского обучения. Уровень существующих научных исследований в области изучения особенностей формирования профессиональной культуры будущего педагога с учетом индивидуальных вариантов его психологического здоровья является недостаточно высоким. В связи с этим мы рассматриваем проблему системного анализа феномена психологического здоровья с целью выяснения его роли в системе образования в контексте ком-петентностного подхода. Изучаемая проблематика раскрывается в рамках спецкурса, разработанного и апробированного нами в условиях современной образовательно-воспитательной системы педагогического вуза.
Ключевые слова: психологическое здоровье, профессиональная культура, профессиональные компетенции, образовательно-воспитательная среда вуза.
Современная ситуация развития системы высшего профессионального образования в нашей стране характеризуется четко выраженной тенденцией получения высоких результатов образовательной деятельности. Это выражается, прежде всего, в социальном заказе на «сверхсложный идеальный продукт» системы высшего профессионального образования. Результатом обучения в вузе должен быть квалифицированный специалист с ярко выраженным стремлением к самореализации в профессиональной деятельности, к самосовершенствованию, активный, самостоятельный, инициативный, креативный, способный к творческим свершениям, открытый инновациям. Соответствовать столь высоким требованиям может, на наш взгляд, лишь психологически здоровая личность выпускника высшей школы.
Исходя из этого, система высшего профессионального образования, безусловно, не может оставаться в рамках привычных способов, форм и методов обучения и воспитания студентов - будущих профессионалов. Компетентностная модернизация содержания образования предполагает
™ е 55 наличие новых составляющих личности выпускника школы, таких как
0 11 этическая норма, нравственное убеждение, эмоционально-ценностные
1 о Л ориентиры, экзистенциальный смысл, общеучебные, ключевые компе-
Ц. тентности и другие личностные качества. Кроме того, необходима ориен-
О) о _ ^
^ & тированность образовательной компетентности на инновации, «авторство в Культуре» (В.И. Слободчиков), творчество и масштабное социальное восприятие последнего.
Одним из важнейших условий, которое способствует эффективности процесса модернизации системы высшего профессионального образования в условиях многоуровневой системы обучения, является, на наш взгляд, разработка новых учебных курсов. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме сохранения, укрепления и развития психологического здоровья человека (Дж. Бьюджен-таль, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, А. Маслоу, Р. Мэй, В.Э. Пахальян, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В. Франкл, О.В. Хухлаева и др.), нами разработана программа учебного курса, предназначенная для студентов педагогического вуза - будущих педагогов начальной, средней, старшей школы, а также системы дошкольного образования.
Рассмотрим структуру и содержание учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога». Целью учебного курса является ознакомление студентов с положениями зарубежной и отечественной психологии в аспекте проблемы психологического здоровья человека; терминологией; различными подходами к рассмотрению актуальных психологических проблем, связанных с сохранением и формированием психологического здоровья человека.
Исходя из цели учебного курса, мы выделили следующие задачи:
• осветить ведущие научные подходы зарубежной и отечественной психологии к рассмотрению феномена «психологическое здоровье»;
• раскрыть специфику психологического здоровья человека, сущность и значение изучаемого феномена в контексте формирования профессиональной компетенции будущего педагога в образовательной среде педагогического вуза;
• раскрыть студентам логику психологического исследования и возможностей использования методов научного изучения психики.
Учебный курс относится к профессиональному циклу, дисциплины по выбору. Данный учебный курс опирается на «Общую психологию», «Возрастную психологию», «Социальную психологию» и является предшествующим для дисциплин: «Психология детей дошкольного, младше-
го школьного и подросткового возраста», «Детская практическая психология», «Клиническая психология детей и подростков».
В таблице 1 представлены компетенции или их составляющие, формируемые в процессе изучения данного учебного курса.
Таблица 1
Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
Наименование компетенций № раздел в фо ов дисциплины, участвующих рмировании компетенции
1 2 3 4
ОПК-1: способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях + +
ОПК-2: готов использовать знание различных теорий обучения и развития + +
В результате освоения учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога» студент должен знать: основную психологическую терминологию в рамках изучаемой проблематики; подходы к рассмотрению сущности феномена «психологическое здоровье» в гуманистической психологии; структурный анализ изучаемого феномена в отечественных психолого-педагогических исследованиях; методы и методики исследования основных составляющих изучаемого феномена; возможности современной психологической науки и практики в процессе сохранения, укрепления и формирования психологического здоровья.
Студент должен научиться: анализировать и обобщать накопленный научный опыт; устанавливать связи между различными психическими явлениями; самостоятельно осмысливать возможность практического применения основных теоретических положений научной психологии; использовать полученные знания в изучении других профессиональных дисциплин.
После окончания курса «Психологическое здоровье будущего педагога» студент должен владеть следующими навыками: способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения; способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; различными средст-
™ е« вами коммуникации в профессиональной педагогической деятельнос-
| | | ти; способами совершенствования профессиональных знаний и умений
1 § л путем использования возможностей информационной среды образова-
тс и О
Цф тельного учреждения.
^ & Тематический план, отражающий объем учебного курса, представлен в таблице 2.
Содержание учебного курса можно представить по разделам. В первом разделе обоснована необходимость введения в научный психологический аппарат термина «психологическое здоровье». Мы опираемся на определение, предложенное И.В. Дубровиной и отражающее сущность изучаемого феномена: «психологическое здоровье относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [5, с. 52].
В данном разделе также отражено соотношение понятий «психологическое» и «психическое» здоровье человека и рассмотрены основные подходы к выделению структурных компонентов изучаемого феномена в отечественной и зарубежной литературе. Подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения богатства развития личности наиболее полно отражен в рамках гуманистической психологии, признающей своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации. Компоненты психологического здоровья - положительные самоотношение и отношение к другим людям, личностная рефлексия и потребность в саморазвитии, - находятся в тесной взаимосвязи или динамическом взаимодействии. В отечественной психологической литературе наиболее полным с точки зрения структурного анализа нам представляется подход О.В. Хухлаевой, которая рассматривает психологическое здоровье как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потреб-ностно-мотивационный компоненты [8].
Таблица 2
Тематический план учебного курса | о
Количество часов Итого по разделам
Разделы Лекции Практические, семинарские занятия Самост. работа
Раздел 1. Феномен «психологическо-
го здоровья» в отечественной и зарубежной психологической литературе 6 4 9 19
1.1.Понятие «психологическое 2 3 5
здоровье»
1.2. Соотношение понятий «психиче- 2 2 3 7
ское» и «психологическое здоровье»
1.3. Психологическая структура феномена «психологическое 2 2 3 7
здоровье»
Раздел 2. Проблема психологического здоровья будущего педагога в психолого-педагогической 6 2 9 17
литературе
2.1. Критерии, уровни, этапы развития психологического здоровья 2 3 5
студента педагогического вуза
2.2. Понятие профессиональной культуры будущего педагога 2 3 5
2.3. Соотношение компонентов пси-
хологического здоровья и компонентов профессиональной культуры 2 2 3 7
Раздел 3. Диагностика основных
компонентов психологического 2 6 9 17
здоровья будущего педагога
3.1. Критерии отбора психодиагнос- 2 3 5
тического инструментария
3.2. Комплекс методик 4 3 7
3.3. Критерии анализа полученных 2 3 5
результатов
Раздел 4. Программа формирования 4 6 9 19
основных компонентов психологиче-
ского здоровья будущего педагога
4.1. Подходы к проблеме сохранения
и укрепления основных компонентов 4 3 7
психологического здоровья будущего педагога
4.2. Тренинг эмоционально-волевой 4 3 7
регуляции поведения и деятельности
4.3. Анализ полученных результатов 2 3 5
Итого: 18 18 36 72
s g ss Во втором разделе раскрываются особенности формирования психо-
о|| логического здоровья студента-будущего педагога на этапе обучения в
!¡S- педагогическом вузе. И.С. Кон подчеркивает, что 18-23-летний человек
Ц. является взрослым как в биологическом, так и в социальном отношении.
ф о _ w
^ & По мнению С.А. Гапоновой, «адаптационные и оптимизационные возможности функциональных состояний студентов имеют существенную специфику, содержание и характеристики в зависимости от курса обучения и общего отношения к учебному процессу и отражают тот наличный потенциал, который может быть актуализирован в процессе учебной деятельности» [2, с. 47].
В контексте изучаемой проблематики раскрывается практическая значимость профессиональной компетенции, а шире - профессиональной культуры будущего педагога. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.
Мы убеждены, что «большинство школьных проблем у детей, их родителей, у педагогов обусловлены отсутствием системы сформированных профессиональных компетенций у педагогов» [3, с. 6]. В исследованиях Т.М. Сорокиной профессиональная компетенция учителя трактуется как «динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных» [6, с. 110-111].
В третьем разделе представлен психодиагностический комплекс, сконструированный нами, исходя из цели и задач исследования. Методики, направленные на изучение различных компонентов психологического здоровья, имеют высокие показатели валидности и надежности, носят взаимодополняющий характер и дают возможность получения большого объема фактического материала с целью его дальнейшей количественной и качественной обработки. Анализ полученных результатов производится на основе принципов конфиденциальности, объективности, достоверности выводов; анализ количественных показателей дополняется качественными характеристиками. Анализ полученных результатов может проводиться как с позиции отдельной личности, так и группы в целом; в последнем случае применяются статистические методы обработки данных.
В четвертом разделе раскрываются возможности образовательной среды вуза в сохранении и формировании психологического здоровья будущего педагога. И.А. Баева, В.В. Семикин отмечают, что образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а
также возможности для развития, включенные в социальное и простран- к ственно-предметное окружение, психологической сущностью которой | о является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаи- | § моотношений участников учебно-воспитательного процесса [1]. По мне- с ^ нию многих исследователей (В.Г. Асеев, Л.П. Гримак, О.В. Дашкевич, Л.Г. Дикая, Е.П. Ильин, В.И. Медведев, В.И. Мясников, Г.С. Никифоров, А.О. Прохоров), основные резервы повышения эффективности и надежности человека в разных видах профессиональной деятельности находятся на пути разработки научно-обоснованных методов оптимизации функциональных психических состояний за счет внешних методов управления и регуляции.
В данном разделе мы предлагаем ряд тренинговых занятий, направленных на сохранение и укрепление отдельных компонентов психологического здоровья будущего педагога. В частности, цель разработанного нами тренинга «Выразительные движения в межличностном общении» - дать представление о выразительных движениях, которые играют чрезвычайно большую роль в процессе межличностного взаимодействия; познакомить участников с возможными формами передачи чувств и эмоций посредством мимики, пантомимики, голосовой мимики; закрепить полученные знания в процессе межличностного взаимодействия участников группы. Цель тренинга «Развитие навыков волевой саморегуляции поведения и деятельности» - дать понятие о стрессе как адаптационном синдроме, рассмотреть его поведенческие и эмоциональные характеристики; продемонстрировать модели поведения в ситуациях чрезвычайных эмоционально-личностных нагрузок; выработать навыки волевой саморегуляции в ситуации испытания (тестового контроля, устного экзамена).
Реализация дисциплины требует наличия лекционной аудитории, оборудованной компьютерами, видеолекционным оборудованием для презентации, средствами звуковоспроизведения, электронной доской, выходом в сеть Интернет. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины содержит перечень основной и дополнительной литературы, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, технологий проблемного обучения, интерактивных технологий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований (таблица 3).
О. Ф
Ф о
Таблица 3
Фонды оценочных средств
№ п/п Название № разделов дисциплины
1 2 3 4
1 Аналитическое задание «Общее и различие в подходах к пониманию сущности психологического здоровья в отечественной и зарубежной психологии» +
2 Анализ и решение профессиональной ситуации «Условия предупреждения синдрома эмоционального выгорания у педагога» +
3 Тест «Теоретические основания методик изучения компонентов психологического здоровья» +
4 Реферат «Саморегуляция психических состояний» +
Таким образом, данный учебный курс является оригинальным учебно-методическим средством, способствующим накоплению студентами необходимых знаний о специфике изучаемого феномена, формированию умений использования полученных знаний в профессиональной деятельности, а также формированию навыков самостоятельного регулирования своего поведения и деятельности, что напрямую соотносится с основными компонентами психологического здоровья человека. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра. Апробация данного учебного курса в практической работе со студентами таких направлений подготовки бакалавра, как «Психолого-педагогическое образование» (профиль обучения «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика начального образования») и «Психология» (профиль обучения «Возрастная психология») в условиях педагогического вуза показала свою результативность в осознании будущими педагогами необходимости сохранения и укрепления психологического здоровья уже на этапе вузовского обучения. Это выступает ведущим фактором с точки зрения более широкого контекста использования рассматриваемого опыта в условиях высшего профессионального образования. Содержание рассматриваемого учебного курса может быть чрезвычайно востребовано в подготовке бакалавров и магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения «Иностранный язык и начальное образование», «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура») и «Специальное (дефектологическое)
г
образование» (профиль обучения «Специальная психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия»).
Библиографический список
1. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). 2002. № 2 (3). С. 16-26.
2. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: Монография. Нижний Новгород,
3. Лебедева О.В. Психологическое здоровье будущего учителя как необходимое условие профессиональной компетенции. Нижний Новгород, 2012.
4. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 45-52.
5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.,
6. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004. № 2. С. 110-111.
7. Сорокоумова Е.А., Бобоёбов З.Х. Психологические механизмы личностного самоопределения // Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 49-51.
8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.
А.В. Пархоменко
Интернет-технологии в организации учебного процесса в православных высших учебных заведениях
В статье представлен обзор средств интернет-технологий, использующихся в организации учебного процесса вузов Русской православной церкви, в которых любой человек имеет возможность в той или иной степени получить знания в области теологии.
Ключевые слова: образование в области теологии, Интернет, интернет-технологии, дистанционное обучение в области теологии.
2004.
2004.