КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА "PRIVATE DETECTIVE" (на материале рассказов о Шерлоке Холмсе автора Конана Дойла)
Елена Эльбрусовна Кусаева,
соскатель кафедры иностранных языков для естественнонаучных факультетов факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»
В статье анализируется профессиональная деятельность лингвокультурного типажа "private detective " с целью выявления научно-практической составляющей. Выделено пять научных монографий, которые составляют основу уникального метода расследования преступлений, изобретенного Шерлоком Холмсом - метода дедукции (method of deduction).
Ключевые слова: лингвокультурный типаж, художественный персонаж, детектив-консультант, метод дедукции.
SCIENTIFIC AND PRACTICAL COMPONENT OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE LINGUACULTURAL TYPE "PRIVATE DETECTIVE" (Based on the Stories about Sherlock Holmes by Conan Doyle)
Elena Elbrusovna Kusaeva,
soskatel department of foreign languages for the faculties of natural sciences faculty of foreign languages VPO "North Ossetian State University of K. L. Khetagurova"
The aim of the article is to analyze the professional activity of the linguacultural type «private detective» in order to highlight its scientific component. Five scientific monographs on the base of which Sherlock Holmes developed his own method of deduction are distinguished.
Keywords: linguacultural type, fiction character, consultant-detective, method of deduction.
Понятие «лингвокультурный типажа», т. е. узнаваемый образ представителя определенной культуры, соотносится с таким понятием как «персонаж». Подобно лингвокультурному типажу, художественный персонаж воплощает в себе черты, характерные для той или иной общественной группы, класса, народа [1: 58]. Данное утверждение дает нам право исследовать лингвокультурный типаж "private detective" посредством анализа художественного персонажа Шерлока Холмса - детектива-консультанта, созданного английским писателем Артуром Конаном Дойлом в 1887 году.
В XIX веке в эпоху Викторианства в Англии сложился новый социальный класс - класс профессионалов. Юристы, врачи, инженеры и ученые оказались облечены новой властью, наделены новой ролью и значительностью. Литературные жанры отозвались на эти перемены по-разному, но лишь один практически целиком посвятил себя «производственной» теме. Этот выбор оказался дальновидным - и с культурной, и с коммерческой точки зрения. Наиболее интересные публике профессии остались те же, что и в XIX веке, - врачи, юристы, полицейские [2: 221].
Социальные перемены нашли отражение в литературе, результатом которого стало появление детективного жанра с главным героем - частным детективом. С развитием нового литературного явления происходило формирование в английском языковом сознании лингвокультурного типажа "private detective" (с 1861 г.).
В ряду английских типажей исследуемый типаж занимает особое место, о чем свидетельствует постоянный рост популярности детективного жанра в литературе и киноискусстве, что приводит к усилению интереса ученых в стремлении выявить и проанализировать когнитивные признаки лингвокультурного типажа "private detective", благодаря которым ему удается сохранять актуальность вот уже более века.
Как у многих литературных персонажей, у Холмса был прототип. По словам автора Конана Дойла, прототипом Холмса был Джозеф Белл - профессор Эдинбургского медицинского университета, натурист, спортсмен, а также редактор Эдинбургского медицинского журнала на протяжении 23 лет. Среди студентов профессора Белла был сам автор «Приключений Шерлока Холмса», которого впоследствии он назначил своим ассистентом, благодаря чему Конан Дойл узнал о выдающихся способностях своего учителя - замечать мелочи и выводить из них логические заключения. Отличный хирург, Джозеф Белл был неповторим и в диагностике. При первом же осмотре и беседе с пациентом он не только определял болезнь, но и профессию, и характер больного.
Другие источники в качестве прототипа Шерлока Холмса называют самого автора Конана Дойла, который, по словам его сына, «.. .имел все данные, чтобы стать выдающимся сыщиком. Его мозг был огромным складом знаний и фактов, заключенных в ячейки, которые не поддавались губительному воздействию времени. Это
была абсолютная сосредоточенность ума; он взвешивал и сопоставлял, размышлял, анализировал и искал ключ к какой-нибудь тайне, которую принесли ему как в последнюю, решающую судебную инстанцию» [3: 12]. Таким образом, настоящие сведения позволяют говорить о том, что появление Шерлока Холмса в английской художественной литературе стало результатом слияния двух реальных образов -самого создателя Конана Дойла и профессора медицины, ученого Джозефа Белла.
В настоящей статье предпринята попытка проанализировать научную составляющую профессиональной деятельности детектива-консультанта Шерлока Холмса, на основе которой был изобретен его собственный метод раскрытия преступлений, уникальность которого состоит в отрицании и отбрасывании всех лишних фактов, а именно, в дедукции (methodof déduction). Главный принцип метода заключается в тщательном изучении фактов и улик путем их логического анализа с целью восстановления единой картины преступления и поиска единственного обвиняемого. Сам Холмс определяет свой метод как способность человека рассуждать от обратного:
déduction is reasoning backwards «дедукция заключается в умении рассуждать ретроспективно».
Существует достаточное количество опубликованного материала в поддержку того утверждения, что Шерлок Холмс был первый в мире ученый в области судебной науки (судебный эксперт) и криминалистики, применивший научные методы в раскрытии преступлений [4: 24]. Следует отметить, что в то время (конец XIX века) не было учебников по криминалистике или другой специальной литературы. Для того чтобы создать образ сыщика, автору необходимы были познания в области полицейского сыска, которые Конан Дойл собирал из газетных вырезок, из отчетов о судебных процессах. Приобретенные знания и умения, а также знакомство с уникальными способностями своего учителя Джозефа Белла, позволили ему создать литературного героя - детектива-консультанта, ученого и криминалиста. По мере того как Конан Дойл писал о Холмсе, развивались его собственные способности к дедукции, а также усиливалось его косвенное и прямое влияние на область криминалистики и судебного розыска. Доказательством этому служит тот факт, что первый большой труд по криминалистике Г. Гросса (основатель первого в мире научного журнала, посвященного криминалистике) «Руководство для судебных следователей» появился лишь после выхода двух первых романов о Холмсе в 1892 г. [5: 5].
Анализ исследуемого материала - 60 рассказов Конана Дойла о приключениях Шерлока Холмса - позволяет говорить о том, что в первую очередь детектив-консультант Шерлок Холмс был ученым в области химии и сопредельных науках, и только потом, успешно применив результаты своих научных экспериментов на практике, в области сыскной деятельности, ему удалось разработать уникальный метод дедукции, что позволило ему позиционировать себя как "private consultant -détective".
В поддержку нашего предположения приведем факты из научной биографии Холмса. Так, знакомство с Холмсом происходит в тот момент, когда он сделал научное открытие, которое, по его мнению, было очень важным для судебной меди-
цины. Важность открытия состояла в том, что при помощи найденного Холмсом реактива можно было определять пятна крови. Следует отметить, что Холмс не переоценил значимость своего достижения, так как ко времени опубликования рассказа (1887 год) в области серологии уже была проделана значительная работа в данном направлении. А к концу XIX века был открыт метод 100% идентификации пятен крови - спектроскопический метод.
- I've found it! I've found it,» he shouted to my companion, running towards us with a test-tube in his hand. «I have found a re-agent which is precipitated by haemoglobin, and by nothing else. ...The question now is about haemoglobin. No doubt you see the significance of this discovery of mine... Now we have the Sherlock Holmes's test, and there will no longer be any difficulty «Нашел! Нашел! - крикнул он, бросившись к нам с пробиркой в руках. Я нашел, наконец, реактив, который осаждается только гемоглобином и ничем другим! ...Вот гемоглобин - это другое дело. Вы, разумеется, понимаете важность моего открытия? Теперь у нас есть реактив Шерлока Холмса, и всем затруднениям конец!».
Как видно из примера, Шерлок Холмс обладал достаточно высокой самооценкой. Он убежден в том, что он единственный и, следовательно, лучший в своей профессии. Подобное самоопределение вполне оправдано, так как немногие детективы-консультанты могли похвастаться наличием уникального метода расследования преступлений, разработанного на базе собственных экспериментов и наблюдений, результаты которых были изложены в нескольких научных монографиях. Ниже приведен краткий обзор монографий, которые чаще других упоминаются в произведениях, посвященных Шерлоку Холмсу.
1) Upon the Distinction Between the Ashes of the Various Tobaccos «различие между пеплом разных сортов табака»
Результаты экспериментов с табаком легли в основу монографии, посвященной различению видов табачного пепла, подтверждение чему находим в ряде рассказов: "The Sign of Four" (1890), "The Boscombe Valley Mystery " (1891):
- I have been guilty of several monographs. They are all upon technical subjects. Here, for example, is one 'Upon the Distinction between the Ashes of the Various Tobaccos. ' In it I enumerate a hundred and forty forms of cigar, cigarette, and pipe tobacco, with coloured plates illustrating the difference in the ash «Я написал несколько монографий. Вот, например, одна под названием «Определение сортов табака по пеплу». Я описал сто сорок сортов сигарного, сигаретного и трубочного табака, иллюстрированных цветными фотографиями и показывающих разные виды пепла.
- I found the ash of a cigar, which my special knowledge of tobacco ashes enables me to pronounce as an Indian cigar. I have, as you know, devoted some attention to this, and written a little monograph on the ashes of 140 different varieties of pipe, cigar, and cigarette tobacco. «Я нашел пепел от сигары, и мои специальные знания в области табачного пепла позволяют мне говорить о том, что это индийская сигара. Как ты знаешь, я уделил данной теме внимание и написал небольшую монографию по 140 сортам сигарного, сигаретного и трубочного табака».
В 7 из 60 рассказов для идентификации преступника детектив применял экспертизу пепла от табака, которая стала возможной благодаря глубокому изучению научных работ по данной тематике, уже изданных к тому времени: "Esperienze intorno a Diverse Cose Naturali" Реди 1686 г., и "de Conversationibus Venus Rebutee" Филона 1722г., "Geschichte des Tabaks" Фридриха Тидеманна, изданной в 1854 г.
2) The Tracing of Footsteps, with some remarks upon the uses of Plaster of Paris as a preserver of impresses «как читать следы, и использование гипса для снятия слепков»
В 29 из 60 произведений так или иначе фигурирует экспертиза следов обуви (footprint analysis), по которой Шерлок вычислял преступника. Он способен был проанализировать следы на любой поверхности: почва, снег, палас, пыль, грязь, кровь, пепел и даже занавесь. По отпечаткам обуви Шерлок Холмс мог с легкостью определить рост человека, особенности походки, способ передвижения человека (ходьба, бег, прыжки), мог определить, какой (мужской или женской) обувью оставлены следы, фасон, размер этой обуви, механизм образования следов. В рассказе "The Boscombe Valley Mystery " (1891) Холмс вычислил убийцу исключительно по следам от обуви. Он смог с точностью определить способ передвижения жертвы и его сына Маккарти, которого обвиняли в убийстве отца:
- Twice he was walking, and once he ran swiftly, so that the soles are deeply marked and the heels hardly visible «Он (Маккарти) проходил здесь дважды и один раз бежал так быстро, что следы каблуков почти не видны, а остальная часть подошвы отпечаталась четко».
Направление и характер следов показали, что сын не виновен. Джона Тернера, убийцу, вычислили также по следам и характеру движения:
- What do we have? Tiptoes, tiptoes. Square too, quite unusual boots. They come, they go, they come again «Что мы имеем? Отпечатки носовой части. Тоже квадратные, очень необычные ботинки. Следы возвращаются, идут вперед, затем опять возвращаются».
Заметим, что успешное применение экспертизы следов обуви было возможным благодаря тому, что во времена Шерлока Холмса производство обуви не носило массового характера, а изготавливалась индивидуально. В наше время ввиду малой информативности экспертиза следов обуви практически не применяется.
3) On the dating of documents «экспертиза документов»
Конан Дойл, который в 1890 году познакомился со статьей Александра Гаргила, описывающей значение почерковедческой экспертизы (handwriting analysis), наделил своего героя способностью интерпретировать по написанному. Из анализа почерка Холмс мог получить большой объем информации об авторе: пол исполнителя, возрастная группа, наличие определенных психических и иных заболеваний, мог установить факт выполнения одним лицом разных текстов, подписей и т. д., определить психическое состояние лица в момент выполнения рукописи, установить условия написания письма (неудобная поза, алкогольное опьянение и т. д.), определить умышленное искажение почерка. В первом из 2 рассказов, в которых преступники были идентифицированы путем экспертизы написанного ими письма,
"The Reigate Squires" (1893) по почерку Шерлоку удалось вычислить, что авторов было двое и оба они были причастны к преступлению:
- My dear sir, " cried Holmes, "there cannot be the least doubt in the world that it has been written by two persons doing alternate words. When I draw your attention to the strong t's of 'at' and 'to,' and ask you to compare them with the weak ones of 'quarter' and 'twelve,' you will instantly recognize the fact. A very brief analysis of these four words would enable you to say with the utmost confidence that the 'learn' and the 'maybe' are written in the stronger hand, and the 'what' in the weaker «Милейший полковник! -вскричал Холмс. - Не может быть ни малейшего сомнения в том, что этот документ писали два человека, по очереди, через слово. Если я обращу ваше внимание на энергичное "t" в словах "at" и "to" и попрошу вас сравнить его с вялым "t" в словах "guarter" и "twelve", вы тотчас же признаете этот факт. Самый простой анализ этих четырех слов даст вам возможность сказать с полнейшей уверенностью, что "learn" и "maybe" написаны более сильной рукой, а "what" - более слабой».
В начале детективного расследования в рассказе "The Norwood Builder" (1903) Холмс определил по почерку, что завещание было написано во время движения поезда, а, следовательно, не могло быть оригинальным, так как подобные документы не составляются в таких местах. Вывод позволил ему напасть на след преступника:
- <...> it was written in a train. The good writing represents stations, the bad writing movement, and the very bad writing passing over points. A scientific expert would pronounce at once that this was drawn up on a suburban line, since nowhere save in the immediate vicinity of a great city could there be so quick a succession ofpoints. Granting that his whole journey was occupied in drawing up the will, then the train was an express, only stopping once between Norwood and London Bridge <...> «завещание было написано в поезде. Каллиграфические строки написаны на остановках, неразборчивые во время хода поезда, а совсем непонятные - когда вагон подскакивал на стрелках. Научный эксперт сразу определил бы, что оно составлено в пригородном поезде, потому что только при подходе к большому городу стрелки следуют одна за другой так часто. Если считать, что он писал всю дорогу, можно заключить, что это был экспресс и что между Норвудом и вокзалом Лондон-бридж он останавливался всего один раз».
Одним из поклонников и последователей почерковедческой экспертизы (а также других методов) Шерлока Холмса был Эдмон Локар (1877-1966), опытный французский криминалист и медик, с успехом использовавший метод Холмса и прямо призывавший следователей читать рассказы о Шерлоке Холмсе в качестве примера правильного научного подхода и перспективности новых направлений в науке расследования преступлений [6: 171].
4) The Typewriter and its Relation to Crime «печатная машинка и ее отношение к преступлению»
Научные изыскания Холмса легли в основу изобретенного им метода анализа печатных документов (1 рассказ) (typewritten documents). В рассказе "A Case of Identity" (1891) Холмс осознал важность того, что все письма, присланные Мэри Сазерленд, были напечатаны на машинке, даже имя автора. Заполучив напечатан-
ный документ от подозреваемого, Холмс блестяще проанализировал индивидуальные характеристики машинки, что помогло ему разоблачить мошенника.
- It is a curious thing... that a typewriter has really quite as much individuality as a man s handwriting. Unless they are quite new, no two of them write exactly alike. Some letters get more worn than others, and some wear only on one side. Now, you remark in this note of yours, Mr. Windibank, that in every case there is some little slurring over of the 'e,' and a slight defect in the tail of the 'r.' There are fourteen other characteristics, but those are the more obvious «Любопытно, что любая пишущая машинка обладает индивидуальными чертами в такой же мере, как почерк человека. Если исключить совершенно новые машинки, то не найти и двух, которые печатали бы абсолютно одинаково. Одни буквы изнашиваются сильнее других, некоторые буквы изнашиваются только с одной стороны. Заметьте, например, мистер Уиндибенк, что в вашей записке буква "e" расплывчата, а у буквы "r" нет хвостика. Есть еще четырнадцать характерных примет, но эти просто бросаются в глаза».
Интересен тот факт, что Холмс применил данный метод за 40 лет до открытия официальной лаборатории ФБР по анализу документов (1932).
5) Cryptology analysis «криптография»
Большое значение в детективной деятельности Шерлок Холмс уделял разгадыванию шифров (ciphers) - 3 рассказа. Детектив-консультант способен был разгадать до 160 различных шифров, которые подробно описал в своей монографии по криптографии (cryptology analysis). В своем умении Холмс опирался на опыт, используемый в военном деле. Так, в рассказе "The Gloria Scott"(1893), он осознал, что в записке, которая напугала Старшего Тревора, нужно было читать каждое третье слово. Метод подобной интерпретации шифра применялся во время гражданской войны в Америке. В рассказе "In the Valley of Fear" (1915) Холмсу удалось внедрить агента в преступную организацию профессора Мориарти. После получения закодированного послания Холмс догадался, что для зашифровки агент использовал книгу, а затем, выяснив какую именно, прочитал письмо. Данный метод зашифровки информации использовал Бенедикт Арнольд, когда передавал британцам сведения о передвижении войск Генерала Джорджа Вашингтона в войне за независимость (1775-1783). Наиболее успешное применение криптоанализа информации, закодированной при помощи фигур танцующих человечков, было описано в рассказе "The DancingMen"(1905). В основе дешифровки письма лежал частотный анализ букв, благодаря которому стало возможным определить соответствие каждого человечка и буквы. Здесь следует отметить, что для Холмса данный шифр был незнаком, однако его опыт и знания в области криптографии помогли ему разгадать его:
- I am fairly familiar with all forms of secret writings, and am myself the author of a trifling monograph upon the subject, in which I analyze one hundred and sixty separate ciphers, but I confess that this is entirely new to me. The object of those who invented the system has apparently been to conceal that these characters convey a message, and to give the idea that they are the mere random sketches of children. Having once recognized, however, that the symbols stood for letters, and having applied the rules which guide us in all forms of secret writings, the solution was easy enough «Я превосходно знаком со
всеми видами тайнописи и сам являюсь автором научного труда, в котором проанализировано сто шестьдесят различных шифров, однако я вынужден признаться, что этот шифр для меня совершенная новость. Цель изобретателя этой системы заключалась, очевидно, в том, чтобы скрыть, что эти значки являются письменами, и выдать их за детские рисунки. Но всякий, кто догадается, что значки эти соответствуют буквам, без особого труда разгадает их, если воспользуется обычными правилами разгадывания шифров».
Так, великий сыщик столкнулся с разновидностью шифра, который не только прячет смысл написанного, но, используя символы, похожие на детские картинки, скрывает сам факт передачи секретного сообщения. Герой успешно применял частотный анализ, а также предположения о структуре и содержании открытых сообщений для разгадывания шифра [7: 357].
5) Use of dogs in detective work «использование собак в детективной деятельности»
Одной из значимых тем в детективных произведениях Конана Дойла (в 4 рассказах) является роль собак и анализ их поведения в расследовании преступлений, материалы по которой легли в основу монографии, написанной Холмсом. Так, в рассказе "Silver Blaze" (1893) одна из ключевых фраз инспектора Грегори "The dog did nothing in the night-time" «собака ничего не делала в ночное время» привлекла внимание Холмса, так как он был убежден, что такое поведение собаки крайне необычно, в то время как из стойла уводили лошадь. Холмс с легкостью вычислил преступника, сузив круг подозреваемых до тех, кого хорошо знала собака:
- The Simpson incident had shown me that a dog was kept in the stables, and yet, though someone had been in and had fetched out a horse, he had not barked enough to arouse the two lads in the loft. Obviously the midnight visitor was someone whom the dog knew well «Из случая с Симпсоном явствовало, что в конюшне есть собака, но она почему-то не залаяла и не разбудила спящих на сеновале конюхов, когда в конюшню кто-то вошел и увел лошадь. Несомненно, собака хорошо знала ночного гостя».
Таким образом, анализ исследуемого материала, а именно рассказов Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, позволил выделить научно-практический компонент в профессиональной деятельности лингвокультурного типажа "private detective". Применяемый для идентификации преступника уникальный метод дедукции основан на научных результатах, полученных в ходе многолетних исследований в области химии, биологии, анатомии и т.д., проведенных самим Шерлоком Холмсом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карасик В. И., Ярмахова Е. А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». M.: Гнозис, 2006. 240 с.
2. Борисенко А. А. Не только Холмс // Иностранная литература. № 1. С. 220-227.
3. Baring Gould William. The Annotated Sherlock Holms. New York: Clarkson N. Potter, 1967. P. 688.
4. Heifetz Carl L. A Study in Scarlet Yields to the Methods of Sherlock Holmes. Scientist. Issue 12. Summer, 1998. P. 18-21.
5. Клименко Н. И., Кириченко А. А. Криминалистика как наука и учебная дисциплина: монография. Днепропетровск. ДДУ, 1996. 200 с.
6. Вагнер Э. Дж. Шерлок Холмс: наука и техника. 331 с. Электронный ресурс: http://www.litmir.info/br/?b=184354
7. David Kahn. Heterogeneous Impulses // The Codebreakers. The Story of Secret Writing. New York: Charles Scribner's Sons, 1967. 473 р.
REFERENCES
1. Karasik V. I., Yarmakhova E. A. Linguacultural type "английский чудак". M. Gnozis, 2006. 240 p.
2. Borisenko A. A. Not only Holmes / Foreign literature. № 1. P. 220-227.
3. Baring Gould William. The Annotated Sherlock Holms. New York: Clarkson N. Potter, 1967. P. 688.
4. Heifetz Carl L. A Study in Scarlet Yields to the Methods of Sherlock Holmes. Scientist. Issue 12. Summer, 1998. P. 18-21.
5. Klimenko N. I., Kirichenko A. A. Criminalistics as a science and educational program: monograph. Dnepropetrovsk. DDU, 1996. 200 p.
6. Vagner E. Dzh. Sherlock Holmes: science and technique. 331 p. URL: http://www. litmir.info/br/?b=184354
7. David Kahn. Heterogeneous Impulses // The Codebreakers. The Story of Secret Writing. New York: Charles Scribner's Sons, 1967. 473 р.