УДК 821.09(1-87)"18/19"
А. М. Скрябина
ДЕДУКТИВНАЯ ЛОГИКА К. ДОЙЛА В СБОРНИКЕ РАССКАЗОВ «ЗАПИСКИ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ» И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «ПРЕДМЕТ И МЕТОД»
Рассматривается вклад английских писателей XIX века (Г. Честертона, К. Дойла) в становление и развитие жанра «детективный рассказ». Исследуются причины всемирной популярности детективов английского врача-офтальмолога и писателя сэра Конана Дойла. Рассматривается дедуктивный метод известного сыщика в контексте аристотелевской логики и рационализма французского математика Рене Декарта. Образ главного героя рассказов Шерлока Холмса представлен в свете английского неоромантизма и неореализма, а произведения - как создание новой мифологии. Автор детективов познакомил читателей с социальным пространством эпохи - Лондоном викторианской эпохи. В описаниях персонажей нашла отражение и английская реалистическая живопись. Цель работы - проследить связь рассказов А. К. Дойла с научными идеями и концепциями конца XIX века. В процессе работы выяснилось и то, что лучшие образцы английской детективной литературы (рассказы о Шерлоке Холмсе) стали не просто любимой во всем мире беллетристикой, а явились толчком для изучения индивидуальных методов мышления (когнитивистика). Нашла отражение в рассказах одна из ключевых проблем науки XIX века -проблема «предмет и метод», точнее, субъективная природа метода, его индивидуальность. Методологической базой послужили работы К. Чуковского, Дж. Карра, В. Толмачёва, Н. Тугушевой, А. Бурцева, Е. Ушакова, В. Кохановского.
Ключевые слова: детективный рассказ, дедукция, дедуктивный метод, социально-психологический реализм, неоромантизм, неореализм, викторианская эпоха, когнитивная психология, рационализм Декарта, научный метод, Конан Дойл, Шерлок Холмс, новая мифология, английская реалистическая живопись, социальное пространство.
A. M. Skriabina
Conan Doyle^S Deductive Logic in the Collection of Stories "Memoirs of Sherlock Holmes" and a Scientific Problem "Subject and Method"
In this article contribution of English writers of the XIXth century into formation and development of a genre "the detective story" (G. Chesterton, Conan Doyle) are considered. In 1887 the detective novel was put on the strong base as an independent literary genre. The reasons of the world popularity of the English ophthalmologist and the writer sir Conan Doyle's detectives are investigated. The deductive method of the famous detective is considered in the context of Aristotle's logic and rationalism of French mathematician René Descartes. The image of the main character of the stories, Sherlock Holmes, is presented in the form of English neo-romanticism and neo-realism, and work - as creation of new mythology. The author of detective stories acquainted readers with social space of an era - London of the Victorian era. English
СКРЯБИНА Анастасия Михайловна - к. филол. н., доц. каф. английской филологии Политехнического института (филиала) СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail: nastya_skr@mail.ru
SKRABINA Anastasia Mikhailovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of English Language and Literatur Department Mirny Polytechnic Institute (Branch) of the M.K.Ammosov North-Eastern Federal University.
realistic painting is also reflected in descriptions of characters. The work's purpose is to track connection of stories of Arthur Conan Doyle with scientific ideas and concepts of the end of the XlXth century. In the course of work it was also found that the best samples of English detective literature (Memoirs of Sherlock Holmes) became not only the fiction which is loved around the world, but it became a push for studying individual methods of thinking (cognitive science). One of key problems of science of the XlXth century was reflected in stories, it was a problem "subject and method", or more exactly, the subjective nature of a method, his identity. The works of Korney Chukovsky, J. Kara, V. Tolmachyov, N. Tugusheva, A. Burtsev and E. Ushakov formed methodological base of this work.
Keywords: detective story, deduction, deductive method, social and psychological realism, neo-romanticism, neo-realism, Victorian era, cognitive psychology, Descartes's rationalism, scientific method, Conan Doyle, Sherlock Holmes, new mythology, English realistic painting, social space.
Введение
Детективная история возникла как следствие попыток человеческого сознания осмыслить причины совершения преступлений. В этом качестве она присутствует во многих произведениях как часть окружающей действительности, в которой борьба добра и зла идет непрерывно, где зачастую нарушаются нормы общественной жизни. (Вплоть до XVIII в. преступность относили по большей части к религиозно-моральной картине мира, нарушение закона считалось преступлением против Бога, а литература тех времён предупреждала человека об искушениях и грехопадении.)
Развитие в XIX в. в Европе капиталистических отношений принесло с собой и большое количество преступлений против человека и его собственности. Начиная с XIX в., криминальная литература меняется коренным образом, читателя стали больше интересовать не примеры грехопадения, справедливой кары и покаяния, а сама форма преступления, непосредственный процесс раскрытия того или иного хитросплетения, загадки.
Детектив (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю): 1) человек, специалист по расследованию уголовных преступлений, сыщик; 2) литературное произведение или фильм, в основе которых лежит расследование запутанного преступления, чаще убийства [1, с. 92].
Жанровые особенности европейского детектива
Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными.
Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого автор проводит читателя через процесс расследования, при этом последний получает возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.
Детективная литература в узком смысле - проза о «разгадке» преступления, в более широком смысле - изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками [2]. Однако, несмотря на большую популярность детективных романов во всем мире, академическое литературоведение не признавало и не признаёт его серьёзным литературным творчеством, считая «низким» жанром, беллетристикой, произведениями-однодневками. Но интерес к произведениям детективного жанра не только не утрачивается, но и находит всё новых почитателей среди читателей и зрителей, писателей и режиссёров. Уже в 1887 г. детективный роман был поставлен на прочный фундамент как самостоятельный литературный жанр.
Главные персонажи классического детектива - это сыщик и рассказчик, с одной стороны, и преступник - с другой, которых часто дополняет глуповатый представитель
полиции. Кроме сюжета и героя, важными элементами детектива являются форма и композиция рассказа. В классическом детективе повествование ведётся не от первого или третьего лица, а от лица помощника сыщика. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Так же стереотипны мотивы действий (в том числе мотивы преступления) персонажей.
Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.
Уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. появились первые теоретические обоснования детектива. Г. Честертон, которого называют первым теоретиком жанра, в своем эссе «Как пишется детективный рассказ» изложил принципы, которые, по его мнению, должны лежать в основе успешного детективного произведения. В общем эти принципы могут быть сведены к следующему: 1) цель детективного рассказа - раскрыть читателю тайну, а не сбить его с толку; 2) суть детективного произведения простая: автор рассказывает тайну преступления; 3) преступник должен быть на переднем плане и вместе с тем совершенно не бросаться в глаза, быть вне подозрений; 4) детектив - игра, в которой читатель борется не столько с преступником, сколько с автором в лице сыщика; 5) детективная задача должна быть ясной и будничной: она содержит элементы тайны, но в целом реалистична.
В современном детективе акцент перенесён с интеллектуального расследования на приключенческие элементы: драки, погони, убийства, натуралистические детали в описаниях. Измельчилось и понимание главного признака детектива - изображение преступления - ведь изменился сам характер преступлений. Преступление из момента жизни узко ограниченного круга лиц вырастает до момента социального явления -преступности. Если в классическом детективе преступление совершается против одной или нескольких личностей, то в 1920-1930-е гг. преступления направлены против какого-то класса, социального слоя или общества в целом, они становятся безличностными. Поэтому психологическая тайна, загадка, являвшаяся залогом увлекательности классического детектива и интриговавшая читателя, утратила свое значение. Теперь главный герой детектива ищет разгадку не в закоулках человеческого ума, а в сложностях социального мира. Отбрасываются также многие существенные черты классического детектива, и это обусловило появление новых разновидностей детективной литературы. Так, причина преступления типизируется: это либо патологическая психика преступника или его экономические соображения. Кроме тяжкого криминала, в современных детективах расследуются преступления с экономической подоплекой (торговля оружием, наркотиками), с нарушением прав собственника (угон автотранспорта, вымогательства, грабежи).
Детективный жанр был в моде в разных странах — во Франции и Америке, но только в Англии была основана «классическая» школа детективной беллетристики. Здесь литературная форма подверглась наиболее внимательной и полной обработке. Уже много лет любители и критики детективного жанра не оставляют попыток разделить детектив на поджанры:
- детектив закрытого типа (классический детектив). Основные отличительные признаки: уединенное место, строго ограниченный состав персонажей, как правило, жёсткое следование правилам детектива. В детективах закрытого типа преступником не может быть посторонний, расследование ведёт частное лицо из строго ограниченного состава персонажей произведения (Агата Кристи, Эллери Квин, Д. Д. Карр, Энтони Беркли);
- психологический детектив. Уклон в такого типа детективах сделан в сторону психологических характеров героев. Часто в данном жанре написаны так называемые «перевёртыши», «обратные» детективы, где преступник известен или «известен» уже в начале. Существует целое направление - французская школа психологического детектива (С. Жапризо, У Айриш);
- «чёрный роман». Как правило, главный герой - это «Дон Кихот», «одинокий волк» или человек, попавший в безвыходную ситуацию и вынужденный в одиночку противостоять системе (Р. Чандлер, Д. Хэммет, Д. Х. Чейз, М. Спиллейн);
- полицейский детектив. Схема: преступление и кропотливая рутинная работа полиции (Э. Макбейн, Ж. Сименон);
- юридический детектив. Сюжет построен на работе адвоката по защите клиента. Как правило, тот же адвокат и помогает полиции найти истинного виновного (Э. С. Гарднер, Д. Гришем);
- исторический детектив. Исторические произведения с детективной интригой. Как вариант, «фантастическое» перемещение современных героев в прошлое (У Эко, Р. Ван Гулик, Д. Д. Карр);
- иронический (пародийный) детектив. Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют штампы детективного романа (И. Хмелевская, Сан-Антонио);
- фантастический детектив. Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире (Рэндал Гаррет и многие писатели-фантасты);
- политический и шпионский детектив. Произведения, сюжеты которых основаны на политических интригах (Джон ле Карре, Роберт Ладлэм).
В жёстком «детективе» преобладает описание преступления с многочисленными сценами убийств, драк, пыток, изобилуют натуралистические элементы в их описании. В триллере определяющим является само психологическое напряжение. Криминальная история изображает процесс совершения преступления или серии преступлений, между которыми изображаются действия полиции. В шпионских историях описываются игры и интриги спецслужб разных стран. Особняком стоит политический детектив, отправной точкой которого служат шпионские истории, но этот подвиг впитал в себя элементы практически всех остальных типов детективов, так что это скорее синтетический, а не самостоятельный подвид детектива.
С точки зрения литературной критики ХХ в. детектив является «замкнутой структурой», где сюжет не допускает смысловых колебаний и разгадка является единственно возможной. Детектив обычно рассматривается как явление, связанное преимущественно с беллетристикой. Список авторов, создавших образы колоритных сыщиков, весьма обширен: Ф. Крофте (инспектор Френч), Э. Куин (сыщик Э. Куин), Дж. Карр (доктор Г. Фелл и сэр Г. Меривейл), Э. Беркли (Р. Шеригем), Ф. Макдональд (Э. Гетрин), Э. С. Гарднер (П. Мейсон), М. Аллингем (А. Кэмпион) и Н. Марш (Р. Аллейн) и другие [3].
Социально-психологический реализм рассказов Конан Дойла
Первый теоретик жанра Г. Честертон называет в качестве примера и образца для подражания сборник рассказов «Записки о Шерлоке Холмсе» ирландского и английского врача, писателя сэра Артура Игнатиуса Конана Дойла (англ. Sir Arthur Ignatius Conan Doyle; 22 мая 1859, Эдинбург, Шотландия — 7 июля 1930, Кроуборо, Сассекс) [4]. Именно с его рассказов начался настоящий расцвет столь популярного в наши дни детективного жанра. Он вдохнул в него жизнь и движение, заставил читателей с увлечением следить за полными динамики и драматизма приключениями. Сам писатель считал рассказы о Холмсе «лёгким чтивом». Кроме того, его раздражало то, что читатели предпочитают
произведения о Холмсе, тогда как Конан Дойл считал себя прежде всего великим автором исторических романов («Затерянный мир», «История спиритизма» т. 1-2).
«Скандал в Богемии», первый рассказ из серии «Приключения Шерлока Холмса», был напечатан в журнале «Стрэнд мэгэзин» в 1891 г. Прототипом главного героя, ставшего вскоре легендарным сыщиком-консультантом, был Джозеф Белл, профессор Эдинбургского университета, славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека. В действительности Джозеф Белл не отрицал сходства. Он даже высказался в печати по этому поводу, признавая в методе Шерлока Холмса свою школу. С ещё большей определённостью указал он на своего способнейшего ученика - на самого Конана Дойла, достойно воспринявшего уроки наставника [5]. Известно также, что в 1918 г. сам писатель в частной беседе заметил: «Если Холмс и существует, то, должен признаться, - это я сам и есть» [6, с. 451].
Конана Дойла ценят за талант увлекательного рассказчика, за его жизнелюбие и веру в человека и его разум, за силу фантазии и мастерство, с каким он строит напряжённый детективный или приключенческий сюжет, за уважение к читателю, который любит занимательное чтение. Быть понятным, интересным и умным - вот требования, которые он всегда предъявлял к себе. Именно поэтому книги его до сих пор не выпускают из рук читатели самых разных возрастов. В рассказах много живых, заинтересованных и эмоционально-приподнятых интеллектуальных диалогов, используются слова, свойственные разговорной речи, самоирония и ирония. Непринуждённый тон повествователя, лёгкость и динамичность отличают язык его произведений. В текстах много конкретных лондонских адресов, описывается столичный уклад жизни людей разных сословий и профессий, принятые формулы обращения и общения.
Несмотря на невероятную популярность, уже в 1893 г. появляется рассказ «Последнее дело Холмса». Любимый герой всей Англии погибает в пропасти Райхенбахского водопада в Швейцарии от руки своего заклятого врага, профессора Мариарти. Этот грустный финал возмутил даже королеву Викторию. Читатели немедленно отреагировали на смерть своего кумира. Они завалили А. Конана Дойла письмами, умоляя воскресить Холмса. Но он был непреклонен. Однако в 1902 г. неожиданно для всех выходит новая повесть о Холмсе «Собака Баскервилей», действие которой происходит ещё до гибели сыщика. И лишь через три года он, наконец, соглашается официально оживить его в рассказе «Возвращение Шерлока Холмса». Успех снова был оглушительным [7]. Секрет такого успеха рассказов у читателей кроется не только в увлекательности.
Детективные истории Артура Конана Дойла - эталон классической детективной прозы, это не просто загадочные и изощрённые преступления, но и конкретно-историческая эпоха, характеры. Постоянной ареной приключений самого знаменитого сыщика Шерлока Холмса является Лондон и его окрестности. Холмс неотделим от Лондона конца XIX в. с его кэбами, гулко стучащими по булыжной мостовой, и газовыми фонарями, тускло светящими в холодные туманные вечера. Энтузиасты называют Лондон восьмидесятых и девяностых годов Х1Х в. Лондоном Холмса. Дойл создавал рассказ за рассказом, посвящая читателя в массу подробностей реальной жизни и быта Англии Х1Х-ХХ вв. разных слоёв её общества. Он создал вполне конкретное социальное пространство (термин, введённый в науку отцом американской социологии Питиримом Сорокиным в начале 1970-х гг.).
Восьмидесятые годы XIX в. в Великобритании были ознаменованы крайним обострением политической, социальной и интеллектуальной активности англичан. Викторианское общество столкнулось с необходимостью обновления и реформирования нации; технический и научный прогресс не принёс счастья ни богатым, ни бедным, обнажив противоречия, поляризовав социальные силы и развязав целую серию колониальных войн, тоже не разрешивших противоречий [8]. И поэтому Лондон предстаёт перед читателями не в свете газетных статей и не в столичном блеске, а как «... огромный мусорный ящик, куда неизбежно попадают бездельники и лентяи со всей империи» [9, с. 115].
В 1800 г. число жителей Лондона перевалило за миллион, в 1900 г. - за шесть миллионов. С изумлением, ужасом и растерянностью современники наблюдали за бурным ростом мегаполиса. Бурный, он и обещал бурю, восстание низов. «В этом городе сам воздух был пропитан пороком, зло гнездилось на каждом углу. Лондон тогда считался столицей преступного мира. В различных районах Лондона были свои «центры» преступности. Так, драки обычно случались в восточной части города; здесь же чаще всего убивали и укрывали краденное. В западной части Лондона селились более приличные люди, поэтому здесь чаще совершались кражи со взломом, грабежи и разбойные нападения. В портовой части города орудовали речные пираты. Они грабили стоявшие на якоре суда и расхищали товары со складов. В этом же районе располагались и мастерские фальшивомонетчиков» [9, с. 117].
Несмотря на то, что детективный роман - это почти всегда фантазия, у каждого рассказа Артура Конана Дойла есть реальные прототипы и криминальные истории в основе. Например, в повести «Собака Баскервилей» Шерлок Холмс провозглашает победу фактов и науки над доминировавшими тогда в сознании англичан фантазиями и суевериями. Интерес Холмса к запискам, написанным от руки или напечатанным на машинке, вполне объясним («Собака Баскервилей», «Знак четырёх», «Скандал в Богемии»). Подлоги и фальшивки ведут свою постыдную историю с древних времен, а определение подлинности спорных документов является одной из сложнейших областей криминалистики. Английское судебное производство столкнулось с этой проблемой очень рано [10].
Художественный мир детективных рассказов К. Дойла
Автор достоверно изображает жизнь разных слоёв общества викторианской эпохи. В подробном натуралистичном бытоописании А. К. Дойла находит отражение английская реалистическая живопись ХКШ-Х1Х вв., связанная с именами Уильяма Хогарта, Джошуа Рейнолдса, Томаса Гейнсборо. Кстати, один из первых рассказов цикла носит вполне живописное название - «Этюд в багровых тонах». Иллюстрации к нему были выполнены отцом писателя - Чарльзом Дойлем.
В Шерлоке Холмсе и его верном друге докторе Ватсоне идеально воплотился образ справедливого правосудия - вековой мечты англичан, изнывающих тогда от порока и зла. Вплоть до конца 1880-х гг. в сознании большинства англичан, в том числе и представителей интеллигенции, сохранялась иллюзия незыблемости викторианства как комплекса социальных, этических и даже эстетических понятий [11]. Оживление романтической традиции, на рубеже веков ставшей формой противостояния викторианской затхлости, составило ещё одну примечательную черту искусства этого времени. Романтический идеал подвига, служения, отваги противопоставлены серой, будничной жизни. В творчестве преобладает фабульный исторический роман, в центре которого сильная, яркая, одинокая личность. Интерес к такой личности перерождается в прославление Британской империи.
Образ необыкновенно наблюдательного человека, способного разгадать некую головоломную ситуацию, объяснить нечто, казавшееся необъяснимым, появился в литературе до Конана Дойла. Эдгар По создал Дюпена и Леграна, предшественников Шерлока Холмса. У Коллинз написал детективный роман «Лунный камень», где профессиональный сыщик и проницательный деревенский врач разгадывают невероятно запутанную историю похищения индийского алмаза.
Холмс называет себя сыщиком-консультантом, он берётся только за сверхсложные, самые запутанные дела, от которых отказываются Скотланд-Ярд и частные агентства. Не выходя из комнаты, может распутать преступление, над разгадкой которого тщетно бились другие. Он принципиально отличен от стандартно мыслящих полицейских и сыщиков из Скотланд-Ярда, которым никогда не суждено стать профессионалами. Для Холмса занятие
сыщика - менее всего способ зарабатывать деньги. К решению любой задачи он относится как ученый, философ, художник, поэт. Чем труднее проблема, тем более она ему интересна. Уникальным Холмса делает высокий уровень качеств его личности. Любитель Гайдна и Вагнера, легко цитирующий Горация, Петрарку и Флобера, Холмс является автором трудов по психиатрии и химии. Ватсон свидетельствует, что Холмс почти не имел представления о современной ему литературе, политике и философии, он ничего не знал ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы и говорил Ватсону о том, что всё это ненужные знания. По мнению Холмса, человеку нужны лишь знания, которые являются инструментами познания мира [10].
В качестве соперника Шерлока Холмса выступает профессиональный сыщик Скотланд-Ярда полицейский Лейстрейд, часто приписывающий себе успехи знаменитого детектива-любителя. По традиции, берущей начало в английском дендизме, любитель, делающий что-либо из одного только интереса и собственного удовольствия, выше профессионала, который работает ради куска хлеба. Именно поэтому Конан Дойл с помощью доктора Ватсона всячески подчёркивает, что его герой — джентльмен, любящий на досуге разгадать одну-две криминальные загадки и выбирающий наиболее интересные для себя. Шерлок Холмс может отказаться от дела герцога, сулящего неслыханный гонорар, и заняться историей простой гувернантки, не имеющей ни гроша. Король Богемии предлагал ему драгоценный перстень, но Шерлок Холмс попросил взамен лишь фотографию женщины, которая смогла раскусить его замысел и вызвала тем самым его восхищение. Особое обаяние этого образа связано с тем, что в нём удивительно сочетаются невероятная наблюдательность, острый ум с простыми человеческими привязанностями и слабостями.
Шерлок Холмс, как и Дюпен у Эдгара По, является детективом-любителем. Порой он изучает таинственные проблемы, о которых узнаёт от частных лиц, но иногда он оказывает услуги правосудию, разрешая тайны, которые оказались не по силам регулярной полиции. С полицией Шерлок Холмс всегда остаётся в дружеских отношениях, но при этом отчётливо сознаёт своё умственное превосходство. У Шерлока Холмса страсть к точным и достоверным знаниям. В лаборатории, где он работает, поблескивают бесчисленные бутыли и пузырьки, столы уставлены ретортами, пробирками и горелками. Он не читает систематически научной литературы. Однако некоторые предметы изучает с поразительным рвением и в некоторых областях обладает столь обширными знаниями, что порой ошеломляет ими. Он знает свойства ядов, имеет глубокие познания в химии, довольно точные - в анатомии, знаком со всеми подробностями каждого уголовного преступления, имеет основательные практические знания английских законов. Он ведёт размеренный образ жизни, ложится спать не позднее десяти часов, встаёт рано, целые дни проводит в лаборатории или анатомичке, уходит гулять в самые глухие закоулки Лондона или днями лежит на диване, не произнеся ни слова. Холмс отлично фехтует на шпагах и эспадронах, он прекрасный боксёр. Также он прекрасный скрипач, он любит музыку, табак и порой способен целыми днями лежать на диване, раскуривая трубку и предаваясь раздумьям. Но периоды апатии сменяются приливами огромной энергии, и вот он опять готов мчаться на другой конец Лондона, чтобы устраивать засаду или изучать место происшествия. Блестящая разгадка и поимка преступника — обычный финал таких историй. В этом образе можно проследить, с одной стороны, неоромантизм, с другой стороны, набирающие тогда популярность идеи художественного неореализма [12].
Успех Конана Дойла объясняют двумя главными причинами. Первая — это, конечно, особенность самих образов: Шерлока Холмса и доктора Ватсона, очерченных с чёткостью и блеском, которые создают впечатление реальности. Почти во всех странах мира слово «детектив» вызывает в памяти образ Шерлока Холмса, сухощавого, остролицего, сидящего, закутавшись в халат, с трубкой во рту, с увеличительным стеклом в руке. Его верный друг наблюдает, как он раскрывает тайну преступления путём
изучения сального пятна на куске материи или же распространяется «о больших делах, которые могут решаться шнурком от ботинок». Эти рассказы стали настоящими учебниками для следователей во всём мире [13], а также торжеством справедливости и стремлением к истине.
Вторая причина, определившая необыкновенный успех Конана Дойла на пяти континентах, в следующем. В век, лишённый романтики, когда жизнь с каждым днём становилась всё обыденнее, рассказы Конана Дойла внесли в жизнь рядового горожанина, в особенности в жизнь подростка, блестящую и волнующую прелесть игры и приключений. Заводскому рабочему, конторскому клерку или коммерсанту, отдыхающему в своей пригородной даче, нелегко было вообразить себя пиратом, краснокожим индейцем или, наконец, охотником за крупной дичью. Но, разжигаемый примером Холмса, рядовой англичанин вполне мог изучать отпечатки ног и колёс в грязи, осматривать одежду своих спутников в автобусе или поезде, рассматривать пепел от папиросы, надкушенное яблоко, пятна краски на заборе, царапину на оконном стекле, неправильно составленный документ. Отсюда он мог заключать о поведении и поступках тех, с кем ему приходилось сталкиваться. Каждый посыльный мог вообразить себя великим детективом, решая на манер Холмса те маленькие загадки, какие могли встретиться в повседневной жизни.
Существует достаточно литературоведческих, психологических, наконец, нравственных объяснений феномена чрезвычайной популярности Шерлока Холмса, которому Конан Дойл был обязан огромной долей своей славы. Он создал героев, превратившихся для каждого в тип или символ. Шерлок Холмс стал «живой легендой, унаследовав немеркнущую славу легендарного героя». Он стал героем мифологическим... Холмс представляет собой более пластичный, более податливый материал для мифотворчества, он, если угодно, человечнее, правдоподобнее, живее и во всех смыслах жизнеспособнее. И действительно, необычайная популярность Шерлока Холмса и доктора Ватсона постепенно переросла в отрасль новой мифологии, центром которой по сей день остаётся квартира в Лондоне на Бейкер-стрит, 221б. Многие читатели поверили в реальность Шерлока Холмса, начали писать письма на Бейкер-стрит. Это очень незаметная, тихая улица, но она известна всему миру именно потому, что там жил гениальный сыщик, деля квартиру со своим другом и летописцем доктором Ватсоном. (кстати, на известной всему Лондону и миру улице не было дома с номером 221б, для того, чтобы создать музей, городским властям пришлось его «найти».)
Советский писатель К. И. Чуковский писал: «Какие бы туристы ни приезжали, бывало, с экскурсией в Лондон — французские, канадские, австралийские, бельгийские, греческие, они всегда, еще на вокзале, просили, чтобы их раньше всего повели на Бейкер-стрит и показали им тот дом, где живёт Шерлок Холмс. Главное, что привлекает читателей к этому искоренителю преступлений и зол, — замечательная сила его мысли. Слишком уж огромен был успех повестей и рассказов, которые напечатал о Шерлоке Холмсе английский писатель Конан Дойл. Слишком уж громкой была слава этого любимого героя миллионов детей и подростков. Английские критики утверждали в то время, что из всех знаменитых героев, какие когда-либо появлялись в мировой беллетристике, Шерлок Холмс - самый знаменитый» [10, с. 10].
Детективные рассказы о Шерлоке Холмсе и философские проблемы научной методологии рубежа веков
Шерлок Холмс — чуть ли не первый из персонажей мировой литературы, главное занятие которого — мышление, логика. Почти в каждом рассказе о приключениях Шерлока Холмса его мыслительная работа демонстрируется как основной его подвиг. Мышление Шерлока Холмса реалистично, конкретно. Оно всегда касается житейских событий и фактов, потому его результаты очевидны для всех. Читателю то и дело
показывают сам процесс мышления, а это в беллетристике — величайшая редкость. Каждый рассказ о Шерлоке Холмсе есть, так сказать, наглядный урок о могуществе человеческого разума, гимн победительной логике — какой бы наивной и зыбкой ни казалась она иному читателю. Здесь и есть главная ценность всего этого цикла рассказов. «Даже те, кто не читал произведения Артура Конана Дойла, знают, что был на свете уникальный сыщик Шерлок Холмс. В то давнее время, когда впервые появились рассказы о Холмсе, никто из известных литературных героев не отличался такой сокрушительной логикой, таким проницательным и победоносным умом. Недаром к Шерлоку Холмсу со всего света стекаются люди, ошеломлённые каким-нибудь загадочным, необычайным событием, которое они не в силах понять. Они уверены, что Шерлок Холмс обладает почти чудодейственной мыслительной силой, что при помощи своей могучей аналитической мысли он разъяснит и распутает всё, что заурядным умам представляется безнадёжно запутанным» [10, с. 6].
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, сформировалась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Именно Аристотель (сын придворного врача) обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение. Существенный вклад в дедуктивную логику в XVII в. внёс французский математик Рене Декарт. Его имя стало символом рационализма. Именно с Декарта берёт своё начало современная философия как отражение проблематики новоевропейского разума: проблемы новой метафизики, индивидуального сознания, достоверности знаний, научного метода [14].
Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, дедуктивный - Аристотеля, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический - Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т. д. Поэтому методология (и по сей день) тесно связана с философией, особенно с такими её разделами (философскими дисциплинами), как гносеология (теория познания) и диалектика [15].
Начиная с Нового времени (несмотря на большие достижения формальной логики и порождённую ею иллюзию, будто только её методами можно решить все без исключения методологические проблемы науки), методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук: механики, физики, химии, истории и др. «Методологический срез» стал необходимым компонентом каждой науки. В наши дни стало совершенно очевидным, что «несомненно, магистральной линией современной цивилизации является разработка методов в самых различных сферах человеческой деятельности». Более того, в настоящее время «методология стала самостоятельной реальностью», под влиянием нынешних социокультурных условий, «и складывается профессиональная методология как одна из областей современной технологии - технологии мыслительной работы (деятельности)» [15, с. 552-553].
Любой метод детерминирован не только теорией, его породившей, но и предметом исследования. Говоря о тесной связи предмета и метода и их «параллельном развитии», Гейзенберг отмечал, что, когда предметом естествознания была природа как таковая, «научный метод, сводившийся к изоляции, объяснению и упорядочению» способствовал развитию науки. Но уже к концу ХК-началу XX вв., когда полем зрения науки стала уже не сама природа, а «сеть взаимоотношений человека и природы», научный метод «натолкнулся на свои границы. Оказалось, что его действие изменяет предмет познания, вследствие чего сам метод уже не может быть отстранён от предмета» [15].
Кроме того, каждый метод субъективен и в том смысле, что его «носителем» является конкретный индивид, субъект, для которого данный метод и предназначен. Любой метод не есть нечто «бессубъектное, внечеловеческое», он «замыкается» на реальном человеке, включает его в себя как своё субстанциальное основание. Тем самым движение метода
с необходимостью осуществляется в процессе жизнедеятельности реального человека - субъекта, творящего прежде всего своё собственное бытие и на этой основе - другие формообразования, включая сознание, познание, мышление, принципы и методы своей деятельности. Чрезвычайно важны сила и гибкость ума исследователя, его критичность, глубина воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д.
Социально-психологический реализм А. К. Дойла в «Записках о Шерлоке Холмсе» исследуется до сих пор и созданный им образ интересен читателю и зрителю XXI в. Писатель, прославившийся как автор детективных произведений, исторических и научно-фантастических романов, множества рассказов, повестей и стихов, Конан Дойл вошёл в историю мировой литературы как создатель образа необычайного детектива, имя которого стало в массовом сознании нарицательным и в то же время вполне конкретным.
Шерлок Холмс может оставаться вымышленным персонажем, но он учит читателя вполне реальным вещам. Он рассказывает о том, что наука дает не упрощённые ответы, а демонстрирует строгий метод формулирования вопросов, способных привести к нужным решениям [16]. Современники писателя были склонны преуменьшать величие Холмса, усматривая в нем своего рода гибрид Дюпена (Эдгара Аллана По), Лекока (Эмиля Габорио) и Каффа (Уилки Коллинза). Холмс отличается от предшественников: сочетание необычных качеств подняло его над временем, сделало актуальным во все времена. Во введении к сборнику рассказов на русском языке К. И. Чуковский пишет: «Мышление Шерлока Холмса тесно связано с другой его необыкновенной способностью — внимательно и зорко подмечать в окружающем мире такие явления, мимо которых мы обычно проходим, как слепые. Он редкостно наблюдателен... Рядом с ним все другие люди кажутся почти всегда ротозеями» [17, с. 18].
Проницательность Шерлока Холмса кажется сверхъестественной, но его объяснения всегда просты, и недогадливый доктор Ватсон с досадой констатирует, что и он мог бы сам догадаться, если бы обратил внимание на ту или иную деталь. «Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница», — объясняет Шерлок Холмс секрет своего искусства [16, с. 36].
Благодаря литературному герою «дедукция» из специального и известного только немногим термина превратилась в общеупотребительное и даже модное понятие [18]. Популяризация искусства правильного рассуждения - это заслуга писателя. Некоторые считают, что Конан Дойль ошибся, назвав этот метод дедуктивным. Но они не правы: от общих правил поведения и уклада лондонцев сыщик подходит к частным жизненным фактам. Это каждый раз движение от общего к частному.
Заключение
К детективным повестям А. К. Дойла филологи не проявляли серьёзный интерес, считая язык писателя простым и незамысловатым, а жанр примитивным. Сомерсет Моэм даже вынес приговор: «Я перечёл все сборники рассказов Конан Дойла. И нашёл их на удивление убогими. Завязка умело вводит в курс дела, обстановка описана прекрасно, но истории он излагает малоубедительные, и, дочитав их до конца, испытываешь чувство неудовлетворённости. Много шуму из ничего» (пер. Л. Беспаловой) [17, с. 19].
В случае с «Записками о Шерлоке Холмсе» можно констатировать: то, что кажется важным с точки зрения частного, может не являться таковым с точки зрения общего и наоборот. С позиций современной науки, детективные повести А. К. Дойла оказались действительно важными для всей мировой науки.
Таким образом, Конан Дойл в своём литературном творчестве отразил проблему научного метода с его объективной и субъективной составляющими. Со сменой предмета изучения меняется и методология научного знания. Человек, по мнению Фейербаха, становится центром всей методологии, субъектом метода. Именно в связи с этим дедуктив-
ный метод в раскрытии преступлений в рассказах персонифицирован. Исключительная логика героя стала соотноситься и с улицей, на которой живет сыщик, с его одеждой, манерами, привычками. В дальнейшем субъективная составляющая метода стала предметом особого исследования - когнитивного.
Значит, литературный герой популяризировал логико-методологическую культуру, раскрыв механизм человеческого мышления, подтолкнул исследования в области психологии. Именно благодаря «Запискам о Шерлоке Холмсе» в последнее столетие ход человеческой мысли стал исследоваться представителями специальных наук, а тридцать лет назад возникло целое когнитологическое движение, включающее в себя такие дисциплины, как когнитивная психология, когнитивные нейронауки. Эти новые научные направления возникли под влиянием информационного подхода. Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект [19]. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека.
Л и т е р а т у р а
1. Большая энциклопедия: в 62 томах.Т.15 [Текст]. - М.: ТЕРРА, 2006.- 592 с.
2. Тугушева М. П. Под знаком четырёх: о судьбе произведений Э. По, А. К. Дойла, А. Кристи [Текст] / М. П. Тугушева. - М.: 1991. - 460 с.
3. Толмачёв В. М. Зарубежная литература ХХ века [Текст] / В. М. Толмачёв, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 496 с.
4. Conan Doyle A. The Notes of Sherlock Holmes [Electronic resource] / A/ Conan Doyle // Access: http: // www.readbookonline.net/read/690, free
5. Ромашкина Е. А. Артур Конан Дойль [Текст] / Е. А. Ромашкина. - М.: 1993. - 510 с.
6. Карр Дж. Д. Артур Конан Дойл. Жизнь и творчество [Текст] / Дж. Д. Карр, Х. Пирсон, А. Конан Дойл. - М.: Изд - во «Эксмо», 2003. - 480 с.
7. Павлова Н. С. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература ХХ века [Текст] / Н. С. Павлова. - М.: Олимп, 1998. - 688 с.
8. Андреев Л. Г. Зарубежная литература ХХ века [Текст] / Л. Г. Андреев. - М.: Высш. школа, 2000. - 421 с.
9. Волков А. Лондон в ожидании Холмса /Знание-сила. - 2004. - С. 115-123.
10. Вагнер Э. Дж. Шерлок Холмс: наука и техника [Текст] / Э. Дж. Вагнер. - М.: Эксмо, 2009. - 240с.
11. 1000 событий, которые изменили мир. Коллекция National geographic. Выпуск №5 (Борьба империй), 2012. - 68 с.
12. Бурцев А. А. История зарубежной литературы. Часть II (XIX-XX вв.) [Текст] / А. А. Бурцев, О. И. Иванова, С. В. Тесцов. - Якутск: Изд- во Якутского ун-та, 2010. - 244 с.
13. Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе [Текст] / А. Конан Дойл/ пер. с англ. - М.: Правда, 1983. - 608 с.
14. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник/ - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 592 с.
15. Кохановский В. П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В. П. Коханов-ский [и др.]. - Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 608 с.
16. Джалагония В. День рождения Шерлока Холмса [Текст] / В. Джалагония // Эхо планеты. - 2007.
- № 45. - С. 36-38.
17. Бороздин М. Он породил собаку Баскервилей [Текст] / М. Бороздин // Свет. Природа и человек.
- 2008. - № 4. - С. 17-20.
18. Рузавин Г. И. Основы логики и аргументации: учебное пособие/ Г. И. Рузавин. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2007. - 320 с. - (серия «Cogito ergo sum»).
19. Когнитивный подход. Научная монография / Ответственный редактор - академик РАН В.А. Лекторский. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. - 464 с.
R e f e r e n c e s
1. Bol'shaia entsiklopediia: v 62 tomakh.T.15 [Tekst]. - M.: TERRA, 2006.- 592 s.
2. Tugusheva M. P. Pod znakom chetyrekh: o sud'be proizvedenii E. Po, A. K. Doila, A. Kristi [Tekst] / M. P. Tugusheva. - M.: 1991. - 460 s.
3. Tolmachev V. M. Zarubezhnaia literatura KhKh veka [Tekst] / V. M. Tolmachev, G. K. Kosikov, A. Iu. Zinov'eva. - M.: Izd. tsentr «Akademiia», 2003. - 496 s.
4. Conan Doyle A. The Notes of Sherlock Holmes [Electronic resource] / A/ Conan Doyle // Access: http: // www.readbookonline.net/read/690, free
5. Romashkina E. A. Artur Konan Doil' [Tekst] / E. A. Romashkina. - M.: 1993. - 510 s.
6. Karr Dzh. D. Artur Konan Doil. Zhizn' i tvorchestvo [Tekst] / Dzh. D. Karr, Kh. Pirson, A. Konan Doil. - M.: Izd - vo «Eksmo», 2003. - 480 s.
7. Pavlova N. S. Entsiklopediia literaturnykh geroev. Zarubezhnaia literatura KhKh veka [Tekst] / N. S. Pavlova. - M.: Olimp, 1998. - 688 s.
8. Andreev L. G. Zarubezhnaia literatura KhKh veka [Tekst] / L. G. Andreev. - M.: Vyssh. shkola, 2000.
- 421 s.
9. Volkov A. London v ozhidanii Kholmsa /Znanie-sila. - 2004. - S. 115-123.
10. Vagner E. Dzh. Sherlok Kholms: nauka i tekhnika [Tekst] / E. Dzh. Vagner. - M.: Eksmo, 2009. - 240s.
11. 1000 sobytii, kotorye izmenili mir. Kollektsiia National geographic. Vypusk №5 (Bor'ba imperii), 2012. - 68 s.
12. Burtsev A. A. Istoriia zarubezhnoi literatury. Chast' II (XIX-XX vv.) [Tekst] / A. A. Burtsev, O. I. Ivanova, S. V. Testsov. - Iakutsk: Izd- vo Iakutskogo un-ta, 2010. - 244 s.
13. Konan Doil A. Zapiski o Sherloke Kholmse [Tekst] / A. Konan Doil/ per. s angl. - M.: Pravda, 1983.
- 608 s.
14. Ushakov E. V. Vvedenie v filosofiiu i metodologiiu nauki: uchebnik/ - 2-e izd., pererab. I dop. - M.: KNORUS, 2008. - 592 s.
15. Kokhanovskii V. P. Osnovy filosofii nauki: Uchebnoe posobie dlia aspirantov / V. P. Kokhanovskii [i dr.]. - Izd. 4-e.- Rostov n/D: Feniks, 2007. - 608 s.
16. Dzhalagoniia V. Den' rozhdeniia Sherloka Kholmsa [Tekst] / V. Dzhalagoniia // Ekho planety. - 2007.
- № 45. - S. 36-38.
17. Borozdin M. On porodil sobaku Baskervilei [Tekst] / M. Borozdin // Svet. Priroda i chelovek. - 2008.
- № 4. - S. 17-20.
18. Ruzavin G. I. Osnovy logiki i argumentatsii: uchebnoe posobie/ G. I. Ruzavin. - M.: IuNITI-DANA, 2007. - 320 s. - (seriia «Cogito ergo sum»).
19. Kognitivnyi podkhod. Nauchnaia monografiia / Otvetstvennyi redaktor - akademik RAN V.A. Lektorskii. - M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiia», 2008. - 464 s.
^íMSr^Sr