Научная статья на тему 'Научно-педагогические основы развития и становления детского движения в Казахстане'

Научно-педагогические основы развития и становления детского движения в Казахстане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
644
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СКАУТЫ / ПИОНЕРЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ / CHILDREN'S MOVEMENT / SCOUTS / PIONEERS / INVESTIGATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курсабаев Мухамедрахим Кадырбаевич

Автор рассматривает историю и современное состояние детсеого движения в Республике Казахстан и вопросы его научного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kazakhstans childrens movement development and growth pedagogic bases

The author examines Kazakhstans childrens movement history and modern state and its scientific research questions.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические основы развития и становления детского движения в Казахстане»

УДК 329.78

Курсабаев Мухамедрахим Кадырбаевич

кандидат педагогических наук Республиканский учебно-воспитательный Центр «Балдаурен» г. Астана, Казахстан

kursabaev_mr@inbox. т

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Автор рассматривает историю и современное состояние детсеого движения в Республике Казахстан и вопросы его научного изучения.

Ключевые слова: детское движение, скауты, пионеры, исследования.

Происходящие огромные социальноэкономические перемены и преобразования в стране оказывают сильное влияние на развитие современного общества. Современный Казахстан во главе с Президентом Н.А. Назарбаевым строит перспективные и амбициозные планы для устойчивого и интенсивного развития общества.

Стратегически важными и ключевыми задачами являются: построение демократического общества с развитой рыночной экономикой, вопросы гражданского общества и толерантности, улучшение благосостояния и здравоохранения граждан, экологическая безопасность, внедрение инновационных технологий во всех сферах общества, вопросы языка и этнокультуры народов Казахстана и другие.

Одной из основных государственных задач, безусловно, является сфера образования и воспитания. Необходимость реформирования системы образования с учетом современных научно-технических и информационно-интеллектуальных достижений отмечено в Стратегической программе «Казахстан-2030» выдвинутой Президентом Н.А. Назарбаевым. Сегодняшний Казахстан уверенно ориентируется в глобальном интеграционном пространстве. Государство и народ повсеместно находят важные и ключевые пути для скорейшего достижения поставленных стратегических задач. Казахстан один из первых стран бывшего СССР, который поддержал Болонский процесс. В республике происходят глобальные преобразования в области образования и воспитания, разработана государственная программа индустриально-инновационного развития страны, государственная программа развития образования до 2011-2020 гг, переход к 12-летней системе среднего образования. Действуют Законы «Об образовании в Республике Казахстан», «О науке», «Об общественных объединениях»,

ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка и другие законодательные акты.

Одним из объектов пристального внимания государства и общества является детские общественные группы и объединения, которые в основном базируются во внешкольных учреждениях, школах, в зданиях культурно-спортивных сооружений и других объектах. На государственном уровне деятельность детских и юношеских групп и организаций регулируется государственными органами в лице департамента образования областных, районных, городских, сельских и иных структур, в чьи компетенции входят создание условий для беспрепятственного взаимодействия детей и школьников и свободного посещения досуговых и других мероприятий не в ущерб учебного процесса в школе.

В республике в течение многих лет обобщен колоссальный педагогический опыт по организации учебно-воспитательных мероприятий и досуговых программ с привлечением детей и педагогов разного уровня. Деятельность детских общественных организаций была тесно связана с государственными органами образования, работой внешкольных учреждении, школ, лицеев и гимназий, а также промышленными и аграрными предприятиями. Развитие и становление детских (пионерских) общественных организаций в республике неразрывно связано с соседним государством в лице Российской Федерации. Многие союзные республики в составе СССР в большинстве доверили свою судьбу и судьбу своего подрастающего поколения именно русскому народу. Но это доверие через некоторые время обернулось в обратное.

На основе изученных нами материалов можно констатировать, что казахстанское содержание исследовательского потенциала касающееся проблем детского движения в основном рассматривались в ракурсе российского мировозрения. Об

этом свидетельствуют мало изученные материалы и скудная информация 20-30 годов ХХ столетия, где отраженыны вопросы в основном открытия школ для ликвидации безграмотности, а также создания смешанных школ на территории Казахстана с примуществом русской языковой среды. Такое соотношение ситуации позволило без-припятственно создавать на базе школы детские т.е детские коммунистические группы, превратившихся скоро в пионердвижение.

Архивные материалы направили нас в источник трудов первых революционеров-просветите-лей Г. Муратбаева, Н. Кулжановой, А. Оразбае-вой и С. Г аббасова. При этом следует принимать во внимание молодежную политику национально-буржуазной коалиции казахской интеллигенции, так называемом «Правительстве Алаш-Орды», где в частности рассматривались вопросы «казахского скаутизма» в период 1914-1919 гг. ориентированного с канцелярии Царя Николая II, который имел свои интересы в создании в Российской империи детско-юношеской организации «Русский скаутинг» (О. Пантюхов).

Педагогические проблемы и особенности детского колектива как общественное явление были отражены во многих трудах известных просветителей и ученых. Из истроии педагогики нам известны труды, посвященные проблемам детства и вопросам самовоспитания и самоуправления, такие как «Школа радости» Витторино де Фельт-ре (XIV в.), «Кодекс Куманикус» Кейхауса Гиланшаhа (XI в.), «Republic of School - Школьная Республика» Эрнеста Джиля (1898), «Бойскауты» Р. Бадэн Пауэля, «Национальная организация русских скаутов-разведчиков» О.И. Пантюхо-ва (1909). Огромную роль сыиграла Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина.

На сегодняшний день проблемы современного состояния детских организаций в научных кругах исследуются не на должном уровне. Многие ученые, в основном, в России, (М.В. Богуславский, Е. Чепурных, А.В. Волохов, К.Д. Радина, Л.И. Швецова, И.И. Фришман, А.Г. Кирпичник, РА. Литвак, Б.З. Вульфов, И.Д. Аванесян, ГП. Черный, З.А. Ходоровская, О.И. Сокрута, С. Бобрышев) предлагают выявлять феномен детского движения в аспекте психолого-педагогической науки в русле «социокинетики». Для координации научной, творческой и организационной деятельности, а также при поддержке правительства Москвы создана Международная ассоциация

исследователей детского движения. В ассоциации представлены казахстанские ученые Е.А. Дмитри-енко, М.А. Глушковская, Т.Н. Искандирова и др.

В научно-педагогической орбите исследовательские работы в области детского движения как основной объект пионерской работы в школе и во внешкольных учреждениях широко раскрыты в трудах Н.К. Крупской, С.Т Шацкого, П. Блонского, В. Луначарского, А.С. Макаренко. В.С. Су-хомлинского, В. Лебединского, З.А. Ходоровской,

Н.И. Болдырева, В.М. Коротова.

Пространство детства Казахстана было тесно связано с историей становления и развития детского движения Российской Федерации. В этом огомная заслуга известных ученых В. Лебединского, З. Ходоровской, Л. Алиевой, В. Зорина, М. Крупениной, И. Гордина, Т. Конниковой, К. Радиной, Б. Ширвиндта и других. Труды ученых на сегодняшний день остаются фундаментальной работой, хотя они пережили нелегкую критическую оценку со стороны нового поколения исследователей. Некоторые работы Б. Ширвинда были переведены на казахский язык.

В Казахстане они оповещены в трудах Р. Д. Ир-жановой, К. Кунантаевой, З. Байназарова, Н.Б. Абаевой, Н.Л. Татауровой, М. Копжасаровой, Б.И. Му-кановой и других авторов, где отмечается высокая педагогическая миссия и историческое значение пионердвижения как общественного явления.

Листая страницы истории педагогики, мы действительно узнаем о историко-педагогическом значении пионердвижения, которое вносило огромный вклад в дело воспитания будущего гражданина, защитника своей родины, приносящего пользу обществу. Законы пионеров, экспедиция «Моя Родина - СССР», тимуровское движение, торжественная клятва, прием в ряды пионеров, школы подготовки лидеров и активистов детского и пионерского движения «Артек», «Орленок», «Океан» и другие достижения пионерской организации были яркими образцами не только в постсоветском пространстве, но и за ее пределами. Немаловажную роль сыграло советское государство, не только наградив организацию правительственными наградами, заодно оказав максимальную материальную, финансовую, кадровую и идеологическую помощь.

Вмещательство государства во внутренние дела пионерской организации привело к политизации детского движения. Особенно это ярко выявилась на ІХ Всесоюзном слете пионеров. Впер-

вые в истории пионердвижения дети открыто заявили свои несогласия по вопросу резолюции Слета. Уже в середине 80-годов ХХ века во многих союзных республиках (Эстония, Украина, Узбекистан) среди вожатых и пионеров формировалось общественное мнение по поводу выхода республиканской организации из состава Всесоюзной организации.

Следует отметить, что вышеуказанные исследовательские материалы на сегодняшний день представляют огромный интерес для магистрантов и соискателей PhD не только в Казахстане, но и за рубежом. Вопросы детского движения многими рассматриавются не как методическое руководство, к примеру подготовки лидеров микрогрупп и далее, а как познавательно-творческий материал с использованием Интернет-ресурсов (Смышляева Е., Сербин Н.).

Интересен материал А. Дуйсенбаевой где автор отмечая педагогическую особенность добровольного объединения детских коллективов, акцентирует внимание на компетентностный потенциал лидеров и вожатых организации.

Подытоживая конечный результат, мы пришли к выводу о том, что деятельность детских общественных объединении в республике имела огромное педагогическое значение в плане досугового мероприятия и занятности школьников в свободное время; оказания социальной помощи и услуг нуждающимся людьми в интересах детей и, самое главное, в объединении детей с целью коллективного достижения поставленных задач.

Материалы которые нами были изучены дают основание утверждать, что детское движение представляет собой общественное явление. Вкратце этот феномен можно охарактеризовать как социальную интеграцию взрослых и детей с целью достижения поставленных задач согласно взаимного доверия и творческой совместной деятельности. Вопрос феноменальности детского движения рассмотрены в тудах Л. Алиевой, А.В. Волохова, К.Д. Радиной, Л.И. Швецовой, И.И. Фришман, А.Г. Кирпичник и других ученых.

Наиболее близкими к нашим исследованиям являются труды Л. Алиевой. Она рассматривает детское движение как пространство гуманитарной ориентации. По ее мнению гуманизация образования в условиях деятельности и взаимодействия детских общественных объединений происходит как необходимое целое в единстве с другими ценностными ориентациями. Не менее цен-

на исследовательская работа А.В. Волохова, где автор направляет свое внимание на вопрос социализации детей в коллективах разного уровня (в классе, во временной группе, в совете добровольного объединения детей).

Авторами отмечено, что исследовательская потребность обусловлена деградационным положением системы образования и воспитания, а также необходимостью определения пути стратегического решения сложной проблемы в содействии государственным и общественным органам в условиях глобализации. Отсюда вытекает вопрос о конкретном определении педагогической природы детского движения как феномена общественного феномена.

На заре нового тысячелетия в научной орбите педагогического пространства появился новый термин «социокинетика». По мнению Т.В. Тру-хачевой, А.Г Кирпичника «социокинетика» представляется как активное участие детей и детских групп в социальной среде в процессе становления и развития [3, с. 138].

По данным ислледованиях Алиевой Л.В [4] и Богуславского М.В [5] вся история и становления детского движения должна стать объектом исследования не только педагогических наук, а также других общественных (исторических, психологических, социологических) наук.

Вопрос «социокинетики» как педагогический феномен впервые в Казахстане был интерпретирован в виде доклада Р. А. Литвак и Т.Н. Исканди-ровой на Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию детского движения «Атамекен» в г. Астане [2, с. 80]. В этом немалая заслуга казахстанских ученых Е.А. Дмит-риенко и М.А. Глушковской, которые в своих вступлениях и тезисах нередко поднимали вопрос о новом формате исследований проблем детства с учетом современного состояния в Казахстане и за его пределами.

Процесс изучения феномена «социокинетики» в условиях Казахстана совпал с ранним этапом планомерного, комплесного и фундаментального исследования социально-исторической природы развития и становления детского движения в Казахстане. Ожидается, что при расширении сравнительно-исследовательской деятельности и нового системного подхода на глубинное изучение природы педагогики современного детского движения на материалах Казахстана, станет более уверенно ориентироваться будущим

исследователям в русле «социокинетики» на современном этапе.

Начало постпионерского периода (Т.В. Тру-хачева, Л.В. Алиева И.В. Руденко, А.Г Кирпичник, В.А. Кудинов) стал самым болезненным периодом в становлении и развитии детской организации в Казахстане в начале 1990 годов, хотя есть все основания называть 1987 год, ранним этапом начала постпионерского периода. Ведь именно на IX Всесоюзном Слете пионеров (Артек, 1987), бестрашный пионер Дима с дружины «Янтарная» первым бил тревогу, объявив всем

о своем несогласии с решением Слета.

После вожатской смены в Артеке, в 1988 году мы возвращаясь домой с полной энергией о мечте реформировать пионердвижение в Казахстане, вскоре не находя поддержки у властей, на базе родной школы (Каракольская СШ, Урджарский р-н, ВКО) начали создавать самостоятельную детскую организацию под названием «Атамекен -Земля предков». Некоторые моменты нашли отражение в исследовательской работе Д.В. Лепе-шева [7, 19].

Таким образом правоприемником пионерской организации Казахстана в 1988 году становится детская организация «Атамекен». В честь 20-летия детской организации «Атамекен» в новой столице независимого Казахстана в г. Астане 28-30 марта 2008 года была проведена международная научно-практическая конференция. Гость конференции д.п.н., профессор И.И. Фришман посещая выставку в СШ №58 посвященной истории развития и становления детского движения «Атамекен» подробно узнала о современной жизни юных «атамекенцев».

История детского движения «Атамекен» начиналась с маленькой пионерской комнаты в с. Ка-ракол. Позже по желанию детей «пионерская комната» постепенно превратилась в комнату «Атамекен ордасы». В 1990 году в с. Чулак-кур-ган (Б. Ауэзова) Южно Казахстанской области был проведен Региональный Курылтай детской организации «Атамекен». Решения Курылтая оказали сильное влияние на стихийное распространение идеи «атамекенцев». Были созданы штабы «Атамекен» во многих регионах Казахстана и за ее пределами, в частности в с. Каскат, Исил-кульского р-на (Ж. Оспанова) Омской области, с. Тобелер, Косагачского р-на (М. Ахметова) и с. Кирей, Кулундинского р-на, (К. Баринова) Алтайского края РФ, с. Чапчал провинции Ининь

(Кульджа) (М. Жетен) КНР, провинции Баян Уль-гей (Э . Ашайулы) МНР и других регионах.

На ’VII Слете (5-7 ноября 1990) попытка «ата-мекенцев» внести поправку в повестку дня Слета об изменении названия пионерской организации Казахстана им В.И. Ленина в самостоятельную детскую организацию им. Абылайхана не увенчалось успехом. Программа «Атамекен» была принята как нормативный документ Республиканского Совета Казахской Республиканской пионерской организации им. В.И. Ленина (РС КРПО).

В начале 1991 года во многих местах Казахстана появились базовые творческо-методические центры в с. Жанибек (С. Г айнушева, ЗКО), с. Ма-канчи (Т. Смагулова, ВКО), с. Тасбугет (Б. Сую-баева, Кызылординская обл), с. Егындыбулак (К. Нагыманова, Карагандинская обл), с. Махам-бет (А. Капуанова, Атырауская обл), с. Жана-Арка (Джезказканская обл), с. Карауыл (Н. Ежен-ханова, Семипалатинская обл), с. Кызылту (К. Исин, Кокчетавская обл), г. Аксу (Р. Хамит, Павлодарская обл) и в других районах и городах республики. Многие опытные педагоги принимали активное участие.

7 декабря 1991 года в здании ЦК ЛКСМ Казахстана был проведен I Республиканский Курыл-тай детской организации «Атамекен». Решением Курылтая были переименованы некоторые названия такие как: «вожатый - талимгер», «пионерская комната - Атамекен ордасы», «пионер -улан», «комсомол - мурагер» [8]. Внеочередной VIII Слет пионерской организации был вынужден изменить свое прежнее название и признать детскую организацию «Атамекен» как самодеятельную, добровольную общественную организацию детей и подростков. Решением Слета программы «Атамекен» и «Жулдыз» были приняты как программные ориентиры Союза детских и пионерских организации Казахстана (СДПОК).

Позже обновленный СДПОК (Д. Шайменова) существовал только формально. С 1993 года в Республике Казахстан появились многочисленные детские организации такие как «Жулдыз», «Мын бала», «Скауты Казахстана», «Болашак» и другие объединения. По инициативе ветеранов детского движения и детской организации «Атамекен» и с поддержкой лично Экс-министра образования и науки Бырганым Айтимовой был проведен

I Республиканский Слет детских организации Казахстана в РУОЦ «Балдаурен» (25 августа 2006 года)

и создан ОЮЛ «Республиканский союз детских организации» (Г.А. Баймухамбетова).

Библиографический список

1. www.booka.ru.

2. Материалы международной научно-практической конференции «Тенденции развития детского движения в условиях всеобщей глобализации», посвященной 20-летию Республиканского детского движения «Атамекен» (РК, Астана, 2830 марта 2008).

3. Мальцева Э.А., КостинаН.М. Педагогика детского движения. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2000.

4. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика: Монография. - М.: МАКС Пресс, 2002.

5. Богуславский М.В. Теоретические основы выдвижения, подготовки деятельности организаторов детских объединений // ТИМ: Теория, история, методика детского движения. Четвертый выпуск. - М., 1998.

6. http//www:rahim5.mylivepage.ru.

7. Лепешев Д.В. Летопись развития детского движения Казахстана: год за годом. // Наследие и развитие детского движения: Сборник тезисов конференции руководителей и исследователей детского движения 1-4 ноября 2009 г. в рамках проекта Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации «Команда» в г. Москве / редактор-составитель Н.С. Зотова, научный редактор С.В. Тетерский. - М.: ИД ДИМСИ, 2009.

8. Республиканская детско-юношеская газета «Улан». - 17.XII.1991.

УДК 329.78

Кудинов Владимир Андреевич

доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

vkudinov@mail. т

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РОССИИ В ХХ-ХХ1 ВЕКЕ

В статье дается анализ подготовки кадров детского движения — социальных воспитателей скаутов, пионеров и других. Автор опирается на исторические факты и выстраивает объективную динамичную картину развития педагогической системы подготовки кадров для работы с детьми в общественных объединениях России в ХХ—ХХ1 веке.

Ключевые слова: кадры социальных воспитателей, вожатые, скаутмастера, детское движение, скаутинг, пионерская организация.

На протяжении всего ХХ века и в начале XXI века на историческом пространстве России было два мощных, крупных детских общественных объединения, которые своим существованием, практикой деятельности, социализирующим потенциалом привели к результативным научным изысканиям и оказали влияние на формирование многих разделов различных отраслей науки, в том числе и науки педагогики. Это скаутская и пионерская организации. Многомиллионное членство детей в них, сотни тысяч руководителей различного уровня и их взаимная деятельность требуют, как научная проблема, осмысления и оценки. Сотни ученых такой анализ провели, для многих эти исследования повысили квалификацию - они стали кандидатами и докторами наук. Но, тем не менее,

рассмотрение этого процесса функционирования детских объединений, включая и взрослых в них под разными углами, с разных точек зрения, с позиций предметов различных наук справедливо не утихает.

Подготовка квалифицированных кадров для работы с детьми для каждой детской организации была актуальной проблемой, решение которой требовало постоянных и напряженных усилий.

И каждая организация ее решала по-разному. Но существуют два различных подхода в решении кадровой проблемы. Один - организация сама, из своей сферы постоянно выращивает кадры. Другой - государство, или общественная организация взрослых подготавливает кадры и направляет их для работы с детьми в детские организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.