Научно-педагогическая деятельность профессора-психологии В.Г. Деева
Т.В. Калашникова, М.М. Калашникова
Аннотация: статья посвящена выдающемуся психологу-пенитенциаристу, заслуженному работнику высшей школы РФ, доктору психологических наук, профессору В.Г. Дееву, его вкладу в отечественную пенитенциарную науку как автору психологической концепции направленности личности осужденных. Ключевые слова: направленность личности, пенитенциарная психология, структура направленности, типология осужденных.
Summary: article is devoted the outstanding psychologist-penitentsiaristu to the doctor of psychological sciences, the professor, the Deserved worker of the higher school of the Russian Federation V.G. Deyev. To its contribution in domestic prison a science, as author of the psychological concept of an orientation of the person condemned. Keywords: orientation of the personality, prison psychology, structure of orientation, typology convicted.
4 марта исполнилось бы 80 лет со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора психологических наук, профессора, Виталия Григорьевича Деева, выдающегося психолога-пенитенциариста и талантливого педагога.
В.Г. Деев родился 4 марта 1930 г. в селе Град-Умет Уметского района Тамбовской области. Свои детские годы вспоминал, как самые счастливые. Его отец Григорий Иванович Деев получил
начальное образование, но в трудовой книжке, сохранившейся с тех пор, в графе «специальность» записано:«экономист». Он понимал, что знания необходимы, а потому окончил курсы по специальности «статистический учет» в Москве, Харькове, Тамбове. В 1939 г. работал в Тамбовском облисполкоме в должности заведующего сектором переписи населения и здравоохранения.К началу Великой Отечественной войны - начальником политотдела МТС под Грязями. В 1943 г. он был призван на фронт, а 12 апреля 1945 г. погиб. Мать - Марфа Александровна Деева - умная, но малограмотная женщина, оставшись после войны с двумя детьми, сумела вырастить их, дать образование.
С 1948 по 1949 год В.Г. Деев обучался в Тамбовском техникуме железнодорожного транспорта МПС СССР.
С 1949 по 1954 год работал в линейном отделе милиции станции г. Тамбова. Это был его первый профессиональный опыт работы с людьми, нарушающими закон. Многие методы работы следственных органов того времени не могли быть приняты им, поэтому по личной просьбе приказам начальника Дорожно-транспортного Управления МВД СССР на Московско-Рязанской ж. д. в январе 1954 г. он был уволен в запас.
В 1954 г. Виталий Григорьевич поступил в Тамбовский государственный педагогический институт на отделение иностранных языков (немецкий
язык). Учился заочно, работая при этом на заводе. Именно в годы обучения в институте В.Г. Деев увлекся научно-педагогической деятельностью и, став после его окончания в 1958 г. директором профессионально-технического училища, творчески относился к работе: создавал фотолаборатории, исследовательские кружки для учащихся, которые в основном были деревенскими, малообразованными ребятами. Активного директора заметили и предложили ему должность заместителя начальника областного управления профтехобразования по Тамбовской области.
Увлечение научно-исследовательской работой было осуществлено в области психологии. В.Г. Деев поступает в аспирантуру, блестяще сдает кандидатские экзамены. Особенно поразило преподавателей знание Деевым немецкого языка, практически свободное владение им.
Кандидатская диссертация, подготовленная под руководством профессора Игнатьева, была посвящена проблеме развития творческих способностей учащихся ПТУ.
Затем жизнь забросила его в Башкирию, он победил в конкурсе на замещение вакантной должности преподавателя психологии в Стерлитамакском педагогическом институте.
С 1971 по 2000 год научная и преподавательская деятельность В.Г. Де-ева была тесно связана с Академией права и управления Минюста России.
Первоначально он работал сотрудником лаборатории по исследованию проблем перевоспитания осужденных, с 1983 г. был ее начальником. В начале 90-х годов стал одним из организаторов психологического факультета акаде-
В.Г. Деев с родителями
мии, был первым начальником факультета.
Становление В.Г. Деева как ученого, психолога-пенитенциариста и преподавателя проходило в период работы в лаборатории. Дух творчества настолько был силен в ней, что впоследствии многие коллеги В.Г. Дее-ва стали известными, авторитетными учеными. Достаточно назвать имена доктора педагогических наук, профессора Н.А. Тюгаевой, доктора психологических наук, профессора А.И. Уша-тикова, доктора педагогических наук, профессора В.М. Литвишкова, кандидата философских наук, доцента В.Н. Казанцева, доктора психологических наук, профессора А.Н. Сухова, кандидата психологических наук, доцента В.А. Семенова и других.
В связи с этим следует отметить, что созданный в академии научный центр, прообраз лаборатории по исследованию проблем перевоспитания осужденных, возрождает традиции организации
научно-исследовательской деятельности, которые, в частности, создавались и профессором В.Г. Деевым.
Именно в годы работы в лаборатории и руководства ею В.Г. Деев проявил себя талантливым организатором, педагогом. Вокруг него начал формироваться коллектив его учеников. Он притягивал к себе способных людей, обладая редким даром убеждения, веры в возможности пенитенциарной психологической науки в деле исправления и перевоспитания осужденных, умения образно представить перспективы личностного и профессионального роста работающего с ним человека. Это была личность с мощной природной энергетикой, проявляющейся в активности, целеустремленности, удивительной работоспособности, требовательности к себе и другим.
В круг его научных интересов входили вопросы изучения психологических особенностей осужденных, коллектива несовершеннолетних осужденных, методов изучения личности осужденных, методик изучения и характеристика волевых проявлений осужденных в условиях изоляции. Но центральным в его научном творчестве стала разработка концепции направленности личности осужденных. Известно, что в психологию понятие «направленность личности» было введено С.Л. Рубинштейном «направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность - это направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряже-
ние, которое при этом возникает».1 К числу компонентов направленности личности С.Л. Рубинштейн относил установки, стремление, потребности, интересы, идеалы, склонности. Взяв за основу эти взгляды, проанализировав работы В.М. Бехтерева, В.А. Внукова, М.Н. Гернета, А.Д. Глоточкина, А.Ф. Ла-зурского, А.Е. Петровой, К.К. Платонова, В.Ф. Пирожкова, С.В. Познышева, К. Со-тонина, А.А. Щеглова и других ученых, В.Г. Деев дает свое определение понятию «направленность личности»: «направленность, будучи системой побуждений личности, определяет ее активность, избирательность отношений к внешнему миру, жизненные планы, перспективы и цели деятельности, мотивацию поведения; направленность личности является результатом формирующихся в социальных условиях потребностей, убеждений, идеалов, инте-
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 623.
ресов, влечений, склонностей».2 Данное определение позволяет ему описать структуру направленности личности, выделив в ней три подструктуры:
- генерализованная, включающая в себя влечения, желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения;
- подструктура отношений к обществу, нормам права, труду, учебе, политико-воспитательным мероприятиям;
- подструктура жизненных планов, включающих в себя перспективы и цели деятельности.
В.Г. Деев делает вывод о том, что «направленность относится к числу сложных и трудно познаваемых свойств личности. Это обусловлено тем, что индивид имеет возможность за внешними актами психический деятельности скрыть внутреннюю сущность направленности, что чревато в условиях колонии проявлением приспособленчества, возникновением конфликтных ситуаций».3 Поэтому изучение направленности личности осужденных должно осуществляться поэтапно. Им предложена и обоснована схема изучения направленности осужденных в условиях исправительных учреждений, включающая в себя четыре этапа. На первом этапе необходимо реализовать следующие цели: изучить сформированные у осужденного в условиях свободы интересы, идеалы, убеждения, жизненные планы, перспективы, систему его отношений к труду, учебе, обществу, коллективу, малым группам. На втором этапе подробно изучаются
интересы, идеалы, стремления, убеждения, жизненные планы и отношения осужденных в условиях исправительного учреждения. Третий этап изучения направленности личности осужденного проводится в последние два-три месяца его пребывания в колонии. На основании уже имеющихся данных уточняются жизненные планы, перспективы и цели деятельности осужденного, его интересы, отношение к близким родственникам, детям, родителям. Полученные сведения обобщаются и в форме характеристики направляются по месту предстоящей жизни и работы осужденного после освобождения из колонии. На четвертом этапе осуществляется проверка действенности средств ориентации направленности личности осужденного в колонии на основе анализа его образа жизни после освобождения.
С целью психодиагностики направленности личности осужденного В.Г. Де-евым был разработан и внедрен в деятельность исправительных учреждений Тамбовской, Рязанской, Пермской областей, Башкирской АССР тест «Самооценка направленности». Субъективные результаты по данному тесту он предлагал перепроверять, уточнять методами бесед, наблюдения, обобщения независимых характеристик, анкетного опроса.4 Представляет интерес разработанная В.Г. Деевым типология осужденных по содержанию их направленности: условные коллективисты, с активной отрицательной групповой направленностью, отрицательные инди-
2 Цит. по: Деев В.Г. Экспериментальные методы изучения направленности личности осужденных: учеб.-метод. пособие, Рязань, 1979. С. 22.
3 Деев В.Г. Экспериментальные методы изучения направленности личности осужденных: учеб.-метод. пособие, Рязань. 1979. С. 28.
4 См. указ. соч..
видуалисты, пассивные отрицательные, неустойчивые, активисты-одиночки, приспособленцы.
Обобщив теоретические и практические результаты исследования направленности личности осужденных, в 1985 г. В.Г. Деев одним из первых в стране и первым из наших преподавателей защитил в Академии МВД СССР докторскую диссертацию по юридической психологии на тему «Психология направленности личности осужденных, отбы-
вающих наказание в ИТУ». Он доказал, что в условиях провинциального города и неголовного вуза можно делать большую науку.
Созданная В.Г. Деевым психологическая теория направленности личности осужденных стала заметным вкладом в отечественную пенитенциарную психологическую науку. Это нашло отражение в фундаментальных учебниках по пенитенциарной психологии «Основы пенитенциарной психологии» (2001) и
«Пенитенциарная психология» (2003), авторами которых являются доктор психологических наук, профессор А.И. Ушатиков и доктор юридических наук, профессор Б.Б. Казак.
Свои научные идеи В.Г. Деев воплотил в более чем 100 трудах. К основным из них относятся: «Наблюдение как метод изучения личности осужденного» (1976), «Психология направленности личности осужденных молодежного возраста (1978), «Экспериментальные методы изучения направленности личности осужденных» (1979), «Психологическая характеристика осужденных
молодежного возраста» (1981), «Криминальная психология» (в соавторстве, 1997), «Психодиагностика осужденных» (в соавторстве, 2000). Он мечтал написать учебник по пенитенциарной психологии, много работал в этом направлении, но не успел реализовать свои идеи. Благодаря его ученикам Е.Н. Казаковой, И.В. Михалевой и А.В. Нап-рису в 2001 г. уже после его смерти опубликовано учебное пособие «Основы психологии исполнения уголовных наказаний», в которое вошли научные материалы, подготовленные В.Г. Деевым.
Опыт организации научно-исследовательской работы, приобретенный в ла-
боратории, защита докторской диссертации по юридической психологии позволили В.Г. Дееву целенаправленно проводить педагогическую работу с молодыми кадрами, будущими преподавателями высшей школы. Он искренне помогал людям найти себя в жизни, раскрыть в полной мере свои способности. Он успел подготовить в качестве научного руководителя 9 кандидатов наук, но намного большему количеству молодых ученых оказал помощь разнообразного характера в их научном, профессиональном становлении и самосовершенствовании.
В.Г. Деев является основоположником научной пенитенциарной психологической школы, которая отвечает всем требованиям, предъявляемым к данной форме организации научно-исследовательской деятельности группы ученых.
Научные идеи профессора В.Г. Деева продолжают жить и в настоящее время, воплощаясь в достижениях его учеников, которые, имея высокий научный потенциал, способность к саморазвитию, к научно-исследовательской деятельности, занимают ведущие позиции в отечественной пенитенциарной психологической науке, являются талантливыми организаторами, руководителями структурных подразделений различных уровней.
Это кандидат психологических наук, доктор юридических наук, профессор О.Г. Ковалев, кандидат психологических наук, доцент И.В. Михалева, кандидат психологических наук, доцент Е.Н. Казакова, кандидат психологических наук, доцент
A.В. Наприс, кандидат педагогических наук, доцент С.А. Лузгин, кандидат психологических наук, доцент Т.В. Калашникова, кандидат психологических наук
B.А. Родионов, кандидат психологических наук, доцент В.А. Семенов, кандидат психологических наук Г.А. Андрюшин.
Научные идеи профессора В.Г. Дее-ва сохраняют свою значимость не только для отечественной пенитенциарной науки, но для науки стран ближнего зарубежья. В частности, в 2003 г. по решению Ученого совета Кокшетауского университета Казахстана напечатана монография Р.Р. Бирюшова «Психология агрессивности и делинквентности», в основу которой, по признанию автора, легли идеи профессора В.Г. Деева о психологии направленности личности.
В.Г. Деев живет в памяти всех, кому пришлось работать с ним. Чем дольше его нет с нами, тем значимее становится его фигура, тем больше нам недостает его как талантливого ученого и педагога, требовательного, строгого, отзывчивого и доброго человека.
Информация
20 мая 2010 года в 15:00 состоится теоретико-методологический семинар на тему «Прикладная юридическая психология». На семинаре, в частности, будет обсуждаться концепция журнала с одноименным названием. Адрес: Институт психологии РАН, г. Москва, ул. Ярославская, 13. Тел: 8 (495) 683-59-30, 8-916-694-72-88.
Председатель оргкомитета семинара Савченко Татьяна Николаевна