НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ инновационной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
С. Н. Нифонтов, кандидат педагогических наук, научный консультант ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум, архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово
Н. П. Негадаева, заместитель директора по научно-методической работе
Инновационные процессы в образовании на современном этапе являются объективной закономерностью, что обусловлено интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия, обновлением содержания современной философии образования, необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности обучающегося, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социальноэкономических условиях. В связи с этим важное значение приобретает инновационная деятельность педагога.
Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.
Инновационная педагогическая деятельность — целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении практического педагогического опыта, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики [4].
Данные положения вызывают необходимость пересмотра преподавателями и мастерами производственного обучения концептуальных оснований своей профессиональной деятельности.
В соответствии с этим содержание методической работы с педагогами должно обеспечивать условия для формирования современных компетенций педагога в области исследовательской, прогностической, проектной деятельности.
Для определения готовности педагогических работников техникума к инновационной деятельности и выделения приоритетных направлений научно-методического сопровождения этой деятельности было проведено анкетирование [1].
Целью анкетирования стало изучение таких составляющих педагогической инновационной деятельности, как:
С. Н. Нифонтов
Н. П. Негадаева
- восприимчивость педагогов к новшествам;
- мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств;
- барьеры, препятствующие освоению инноваций.
Анкетирование выявило причины, затрудняющие инновационную деятельность педагогов:
- отсутствие мотивации;
- невозможность определить приоритетные направления («распыление» в различных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата;
- осуществление педагогической деятельности в традиционном режиме из-за боязни неудачи в новом неизвестном виде деятельности.
Сложилась следующая система научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов техникума, представленная в методических рекомендациях, содержащих три основных блока:
1. Организационное обеспечение сопровождения инновационной деятельности педагогов техникума.
2. Содержание деятельности методической службы по сопровождению инновационной деятельности педагогов.
3. Обобщение и тиражирование опыта инновационной деятельности педагогов техникума через доклады на педагогических конференциях и публикации в педагогических изданиях.
Организационное обеспечение сопровождения инновационной деятельности педагогов техникума осуществлялось в ходе проведения педагогических и методических советов, на кото-
рых педагоги определяли для себя мотивы и цели, а также свою роль в инновационной деятельности образовательного учреждения.
Содержание деятельности методической службы по сопровождению инновационной деятельности педагогов организовано в соответствии с изменившимися запросами педагогов к формам и методам организации методического сопровождения, направленного прежде всего на формирование современных компетенций педагогов в области исследовательской, прогностической, проектной деятельности, проектирования новых систем в профессиональной деятельности, развитие у педагогов способностей к рефлексии, профессиональному самоопределению, к концептуальному мышлению [3].
Перспективной формой сопровождения инновационной деятельности педагогов является модерирование.
«Модерирование — деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих работника к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала специалиста. Оно не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом индивидуально значимое становится коллективно значимым. Функция модератора — помочь обучаемому специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения» [2].
Элементы модерирования используются при проведении практикоориентированных семинаров с привлечением представителей фирм-производителей строительных материалов в рамках мероприятий ресурсного центра техникума. Организационная структура семинара позволяет хорошо овладеть знаниями теоретических основ и содержания конкретных инновационных технологий, методик и применять их в своей профессиональной деятельности. Элементы модерирования есть и в проводимом в техникуме методическом фестивале «Инновации в образовании», цель которого — включение преподавателей и мастеров производственного обучения в творческий педагогический поиск. Педагогам оказывается методическая помощь и сопровождение в процессе подготовки к открытым урокам, олимпиадам, кон-
курсу методических разработок. Ежегодно полтора десятка преподавателей дают одновременно открытые уроки, а остальные педагоги имеют возможность познакомиться с представляемым опытом организации и проведения занятий, методического сопровождения (конкурс методических разработок) организации самостоятельной, исследовательской деятельности обучающихся. Открытое обсуждение, оценка по заранее известным критериям позволяют раскрыть потенциал педагога и сделать его опыт достоянием многих.
В ходе научно-методического сопровождения формирования инновационной личности педагога можно отметить следующие положительные результаты:
- 50 % педагогов принимают участие в конкурсах, конференциях;
- созданы и реализуются два образовательных проекта, направленных на совершенствование профессиональных и общих компетенций обучающихся;
- создан и реализуется педагогический проект, направленный на развитие социокультурной среды образовательного учреждения;
- тиражируется опыт педагогов в различных педагогических изданиях: «Образование. Карьера. Общество», «Профессиональное образование в России и за рубежом».
В феврале 2014 года Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства (КузТАГиС) принял участие в Международной выставке-ярмарке «Экспо-Сибирь», в рамках которой был проведен Кузбасский образовательный форум — 2014. Заявленная на конкурс «Инновации в образовании» в номинации «Комплексные (системные) инновации» методическая разработка «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов, награждена золотой медалью и дипломом. Организаторы форума отметили высокий инновационный потенциал педагогического коллектива КузТАГиС, который презентовал инновационные образовательные практики педагогическому сообществу.
Взаимосвязь всех форм работы методической службы позволила достичь планируемых результатов инновационной деятельности педагогов:
- учебно-методического и научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- формирования общих ценностей и научнометодических ориентиров профессионально-педагогической деятельности;
- повышения эффективности образовательного процесса в целом и конкретных направлений деятельности техникума;
- совершенствования существующих и внедрения новых технологий, форм, методов, способов обучения и воспитания, внедрения в образовательный процесс передового педагогического опыта, современных информационных технологий;
- стимулирования инновационной деятельности, педагогического творчества и инициативы, мотивации педагогов к саморазвитию и повышению профессиональной компетентности;
- совершенствования информационного обеспечения образовательной деятельности.
1. Мотивация педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности.— URL: http:// www.menobr.ru/materials-.
2. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супер-визия / под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. — 316 с.
3. Панина Т. С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. — Кемерово: ГОУ КРИРПО, 2009. — 408 с.
4. Сущность инновационной педагогической деятельности. — URL: http://banauka.ru/2460.html.