Из общего числа работ, рассмотренных на заседаниях диссертационного совета, 7 кандидатских диссертаций были успешно защищены аспирантами и соискателями РГППУ (Н. В. Альбрехт, Н. Е. Жданова, Г. Р. Му-гинова, О. Е. Краюхина, М. В. Снегирева, В. П. Фалько, Л. Е. Шмакова). Важно отметить, что большинство защищенных за отчетный период работ (14 кандидатских диссертаций из 19) являются заказными. Они были посвящены проблемам становления, функционирования и развития профессионального начального, среднего и высшего образования, выполнялись в соответствии с координационными планами НИР в области профессионально-педагогического образования и программой Уральского отделения РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций».
Е. Г. Белякова,
Е. В. Неумоева-Колчеданцева
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ
На базе Института психологии, педагогики, социального управления (ИППСУ) Тюменского государственного университета (ТюмГУ) 18-19 марта 2010 г. была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-методическое и кадровое обеспечение образования на современном этапе инновационного развития экономики и социальной сферы». В последнее время наблюдается усиленное внимание государства к проблемам развития отечественного образования. Показателями такого внимания, в частности, являются новые нормативные образовательные документы - Концепция и проект стандартов общего образования нового поколения, образовательная инициатива «Наша новая школа», «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики». В условиях реформирования системы образования особую значимость приобретает поиск путей и средств практической реализации стратегических установок и идей, отраженных в этих документах.
В конференции приняли участие 200 человек из Тюмени, Екатеринбурга, Тобольска, Сургута, Ростова-на-Дону и др.
Работа конференции началась с пленарного заседания, по окончании которого проходили секционные слушания докладов. Во второй день конференции были организованы мастер-классы, проведен круглый стол.
В пленарных докладах был дан анализ состояния и перспектив развития образования на этапе инновационного развития экономики и социальной сферы. Сложившаяся ситуация в образовании оценивается как переход от этапа жесткого административного реформирования к широкому обсуждению проблем образовательной сферы на уровне общественности, педагогических и научно-педагогических кадров и других специалистов, проявлению их инициативы. Академик РАО, д-р пед. наук, профессор, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ В. И. Загвязинский отметил острую необходимость повышения социального статуса и престижа профессии педагога в российском обществе. Член-кор. РАО, д-р филос. наук, профессор, президент ТюмГУ Г. Ф. Куцев подчеркнул значимость образования как социального института, призванного обеспечить актуализацию духовного, интеллектуального, инновационного потенциала нашего региона и страны в целом. Докладчики обратили внимание на необходимость развития системы непрерывного образования (Г. Ф. Куцев), комплексного подхода к оценке качества образования, в котором обязательно должны учитываться результаты воспитания (В. И. Загвязинский). Была дана оценка достижений и просчетов регионального опыта реформирования образования, прежде всего опыта опережающего введения реформ в Тюменской области (В. И. Загвязинский, начальник отдела Департамента образования и науки Тюменской области Т. В. Надейкина) и опыта повышения квалификации педагогических работников на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования (д-р пед. наук., профессор ТОГИРРО Н. Г. Милованова). В докладе канд. пед. наук, профессора, директора Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ Л. Д. Плотникова были представлены стратегические подходы к подготовке педагогических кадров в условиях классического университета. Д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики УрГУ М. Н. Дудина проанализировала вопросы компетентного сопровождения информационно-коммуникационных технологий в вузовском образовании. Академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой Педагогического института Южного федерального университета Е. В. Бонда-ревская в своем выступлении говорила о проблемах подготовки педагогических кадров и недостатках педагогического образования и обосновала необходимость перехода к «опережающему» типу педагогического образования. Д-р пед. наук, профессор академической кафедры методологии и теории со-
циально-педагогических исследований ТюмГУ А. Ф. Закирова обозначила возможности педагогической герменевтики в контексте реализации компе-тентностного подхода в профессиональном образовании педагога.
В целом в докладах была дана критическая оценка состояния современного образования, намечены основные ориентиры и обозначены перспективы его научно-методического и кадрового обеспечения, сделан акцент на актуальности инноваций в образовании в соответствии с требованиями динамично развивающегося российского общества.
В условиях непрерывного реформирования образования, в связи с национальной инициативой «Наша новая школа» и готовящимся переходом к новым образовательным стандартам общего (2-е поколение) и профессионального (3-е поколение) образования одна из важнейших задач педагогической науки - реально содействовать воплощению в жизнь идей и подходов нормативного пакета документов 2009-2010 гг. и искать перспективные пути развития образовательной и других сфер, определяющих формирование личности и социума. При этом крайне важно, чтобы политика и в Центре, и на местах способствовала этому, а практика искала и осваивала заложенные в этих документах подходы.
Обсуждение проблем реформирования образования было продолжено на секциях, мастер-классах, заседании круглого стола, общая тематика которых включила в себя следующие вопросы:
• региональный опыт современных образовательных инноваций (инновационные подходы и средства обучения в рамках общего, дополнительного, профессионального и послевузовского образования);
• проблемы кадрового, научного и методического обеспечения образовательных инноваций в системе высшего профессионального образования;
• региональный опыт модернизации в области социальной работы и молодежной политики (направления модернизации муниципальной системы дополнительного образования, опыт модернизации социальной работы и развития молодежных движений и инициатив);
• инновационные подходы и технологии в специальной педагогике (проблемы профессиональной подготовки и формирования компетентности специалиста-дефектолога, проблемы обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями);
• проблема психофизиологического сопровождения образовательного процесса в условиях современных образовательных реформ (подходы и средства сохранения здоровья детей, проблемы здоровья студентов педагогических специальностей и педагогов);
• основные ориентиры реформирования музыкального и художественного образования (проблемы научно-методического обеспечения му-
зыкального и художественного образования в системе общего, дополнительного и профессионального образования, проблемы эстетического развития личности, инновационные средства и технологии в системе профессионального и послевузовского образования учителей музыки и изобразительного искусства);
• инновационные формы толерантного сознания педагогов в системе профессионального образования и повышения квалификации и др.
На заседании круглого стола обсуждались вопросы, связанные с перспективами развития отечественного образования. Особенно активную полемику вызвал вопрос о том, какие ценности необходимо взять за основу при разработке современной модели образования. Его ценностная природа не вызывает сомнений. Актуализация вопроса связана с такими негативными явлениями, как нарастание ценностно-нормативного вакуума в обществе, отчуждение, культивирование потребительского отношения к жизни, утилитарно-прагматическая и гедонистическая ориентация современной молодежи, а также экспансия рыночного подхода к образованию. В широком социокультурном контексте можно выделять общечеловеческие, межнациональные, национальные, региональные, личностные ценности. Главным критерием «отбора» является их гуманистический, жизнеутверждающий характер. Участники круглого стола отметили недостаточность декларации ценностных оснований образования и подчеркнули необходимость создания соответствующей (ценностной) среды образовательных учреждений, «событийного» подхода к воспитанию
и вовлечения воспитанников в активный процесс социокультурного проектирования и творчества.
Обсуждался и вопрос о том, насколько реальна в современных условиях реализация основных положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Соглашаясь с общей стратегией образования, заявленной в документе (ориентация на формирование творческих компетенций личности, готовности к самообразованию в течение всей жизни, усиление воспитательного потенциала школы) и опережающим характером общего образования, участники дискуссии выразили сомнение по следующим положениям: 1) соблюдение права на доступное и качественное образование детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, детей с особыми образовательными возможностями; 2) привлечение к педагогической деятельности специалистов без педагогического образования; 3) зависимость оценки и оплаты труда педагогов от формальных показателей.
В процессе дискуссии о подготовке педагога к инновационной деятельности ее участники сошлись во мнении о том, что для этого необхо-
димо прежде всего соответствие между современными социально-педагогическими условиями и требованиями, предъявляемыми к педагогу. Нужны действенные меры по повышению социального престижа профессии педагога в целом, и меры, направленные на поддержку педагогов, работающих в инновационном режиме. Кроме того, требуется комплексная теоретико-методологическая, методическая и практическая подготовка педагога в периоды профессионального и послевузовского обучения. В связи с этим актуальна разработка модели педагога-инноватора. Еще один острый вопрос - мотивирование педагогов к инновационной деятельности, формирование инновационной готовности педагогов. Была также отмечена необходимость разумного соотношения инноваций и лучших традиций в профессиональном педагогическом образовании и в педагогической практике.
При обсуждении будущего профессионального образования центральным стал вопрос о преимуществах и ограничениях компетентностного подхода. Позитивным моментом является возможность операционализации (через компетенции) результатов профессионального образования и его адаптации к важнейшим потребностям личности (компетенции как своего рода средства взаимодействия человека с миром, позволяющие реализовать свой внутренний потенциал). Однако реализация компетентностного подхода вне ценностного контекста может привести к нравственной дезориентации личности, усилению утилитарно-прагматической ориентации молодого поколения, что поставит под угрозу консолидацию общества и его дальнейшее развитие. Кроме этого, пока не вполне ясно, как осуществлять реализацию ком-петентностного подхода в предметном обучении.
РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое и кадровое обеспечение образования на современном этапе инновационного развития экономики и социальной сферы» (18—19 марта 2010 г.)
Участники конференции констатируют, что в современной образовательной ситуации актуальной является проблема разработки механизмов практической реализации стратегических установок и образовательных инициатив, прежде всего создание научно-методического и кадрового обеспечения реформирования образования на этапе инновационного развития экономики и социальной сферы. Это позволит добиться большей адекватности социальной стратегии и политики по отношению к образовательной и другим сферам, сопряженным с ней.
Основными направлениями поиска путей практической реализации стратегических установок и идей, отраженных в новых нормативных обра-
зовательных документах (Концепция и проект стандартов общего и высшего образования нового поколения, проекты «Наша новая школа», «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» и др.), следует признать обеспечение опережающего характера образования, его ориентацию на развитие личности и перспективы социально-экономического развития страны, организацию единого образовательного пространства, курс на переход к компетентнос-тному принципу построения учебно-воспитательного процесса.
К числу позитивных моментов на современном этапе реформирования системы образования участники конференции относят:
• серьезное внимание государства, органов управления образованием к уже осуществляемым и предстоящим педагогическим инновациям;
• соответствие инновационной деятельности образовательных учреждений актуальным запросам социальной практики и основным ориентирам реформирования современного отечественного образования;
• активное опробование новых подходов к определению содержания образования и его организационно-управленческих решений в условиях современных инноваций;
• активное включение в процесс реформирования образовательных учреждений всех уровней, видов и типов;
• продолжающийся процесс освоения новых информационно-коммуникационных технологий и их интеграции в образовательный процесс школы; создание современной материально-технической базы для освоения ИКТ;
• возросшие требования и общий уровень культуры педагогов и руководителей общеобразовательных школ в условиях инновационных преобразований;
• продолжающийся процесс накопления инновационных традиций реформирования образования в Тюменской области в качестве региона-консультанта, опыт которого подлежит изучению и использованию другими российскими регионами.
Участники конференции выражают обеспокоенность по ряду вопросов:
• образовательный процесс современной школы не вполне соответствует требованиям «опережающей» модели образования, остаются нерешенными актуальные проблемы: создания условий здоровьесбережения, развития творческого потенциала учащихся, обеспечения системы непрерывного образования, взаимодействия школы с наукой и производством, определения и реализации задач воспитания;
• в реформировании нуждается содержание образования, в котором должны быть реализованы новые подходы к построению образова-
тельных программ, обеспечивающих переход от предметного принципа к комплексному, сочетающему предметное изучение с интегративным, воплощенным в метапредметных областях;
• принятый в качестве основного ориентира компетентностный подход открывает новые возможности для реформирования образования, однако требуется конкретизация в определении ключевых, базовых и специальных компетенций, которые должны формироваться у обучающихся;
• по-прежнему острыми и не имеющими удовлетворительного решения являются проблемы здоровьесбережения в образовательной сфере, где фактически разрушены валеологическая и медицинская службы;
• спорными остаются вопросы об определении качества образования, разработке системы его комплексной оценки, серьезной трансформации ЕГЭ и других вариантов ГИА. Необходима комплексная система оценки качества образования, отражающая условия здоровьесбережения, актуализации и развития творческого потенциала личности обучающихся, формирование их духовно-нравственных ценностей и социально-значимых качеств;
• актуальным остается вопрос о развитии системы специального образования, создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
• новые образовательные инициативы требуют значительно большей свободы в принятии решений «на местах» руководителями и педагогами в решении вопросов с учетом традиций, опыта, местных условий и ресурсов;
• в условиях реформирования образования по-прежнему требует решения проблема подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, кадров социальных работников и социальной защиты, руководящих кадров; недостаточно обеспечена их методологическая, психологическая, правовая компетентность в условиях введения двухуровневого педагогического образования;
• несмотря на новые подходы к оплате труда педагога, до сих пор профессия педагога не является престижной, не обеспечена достойной заработной платой и социальными гарантиями, что существенно затрудняет приток молодежи в образовательную сферу;
• требуется создание системы стимулирования педагогического труда в соответствии с современными представлениями о качестве образования и результатах педагогической деятельности, отражающей в своих принципах гуманистические ориентиры образования, а в ее рамках -преодоление преимущественно «рыночного» подхода к определению критериев и показателей оценки результатов деятельности педагога;
• актуальными остаются вопросы модернизации кадровой, методической, материальной составляющей системы учреждений молодежной политики, спорта и т. п.
На основе анализа, обсуждения всех проблемных вопросов, обмена опытом и конструктивной дискуссии участники конференции сформулировали следующие предложения:
1. Наряду с освоением новых ориентиров реформирования современного отечественного образования необходимо продолжать поиск решений актуальных проблем школы: развивать систему здоровьесбереже-ния субъектов образования, создавать условия для актуализации индивидуальных способностей и склонностей учащихся, обеспечивать преемственность и непрерывность образования на всех его уровнях, организовывать воспитательную среды школы. При этом приоритетной целью образования следует признать развитие личности обучающегося, не допуская подмены гуманистической стратегии реформирования образования рыночно-финансовыми ориентирами.
2. В условиях освоения новых образовательных стандартов, основываясь на компетентностном подходе, разработать содержание ключевых, базовых и специиальных компетенций, технологии реализации ком-петентностного подхода на разных уровнях образования.
3. Обеспечить достижение реального приоритета воспитания и воспитанности в образовании и социальном становлении личности с учетом нормативного, научно-методического и кадрового обеспечения, необходимого для успешного решения назревших в этой сфере проблем, в том числе межведомственного взаимодействия, необходимого для создания позитивно воспитывающей среды и преодоления разрушающих культурное поле и личность тенденций.
4. В определении «качества образования» применять гуманистический подход, исключающий ориентацию на количественные и формально-накопительные показатели результатов деятельности учащихся и педагогов. Включить в систему оценки качества образования не только результативные характеристики, но и условия здоровьесбережения, актуализации и развития творческого потенциала личности обучающихся, формирование их духовно-нравственных ценностей и социальнозначимых качеств.
5. Наряду с поддержкой талантливых учащихся обеспечить доступность и равенство образовательных возможностей для всех категорий учащихся, в том числе через интегрированное обучение.
6. Восстановить систему валеологического сопровождения в образовании, придать должный статус медицинской службе в дошкольных и сред-
них образовательных учреждений. Обеспечить научно-методическое сопровождение новых образовательных программ и технологий с учетом психофизиологических и психологических возможностей обучающихся. Расширить штат возрастных физиологов, педиатров. Признать комплексный междисциплинарный характер проблемы здоровья. Создать условия для повышения уровня подготовки педагогов и руководителей ОУ по вопросам здоровьесбережения. Осуществлять массовые исследования основных индикаторов здоровья для оценки эффективности проводимой здравоохранительной и образовательной политики. Определять здоровьесберегающие свойства образовательных технологий в качестве одного из базовых критериев ее принятия - непринятия.
7. Восстановить систему психологического и социально-педагогического сопровождения в образовании. Обеспечить научно-методическое сопровождение новых образовательных программ и технологий с учетом психологических возможностей обучающихся. Расширить штат воспитателей, руководителей кружков и секций, психологов, социальных педагогов. Создать условия для повышения психологической компетентности педагогов и руководителей ОУ. Создать условия для адаптации образовательных требований к образовательным потребностям индивидуальнопсихологическим особенностям учащихся.
8. Обеспечить современный уровень педагогической квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров, формирование инновационной культуры педагога, что может быть достигнуто через взаимодействие школы, науки и производства, в том числе в условиях интеграции классического университетского и педагогического образования; обеспечить современный уровень подготовки руководителей учреждений образования.
9. Обеспечить «поле» инновационной активности преподавателей и студентов в системе высшего профессионального образования (поиск механизмов, активизирующих кураторскую деятельность, инновационную деятельность преподавателей, проведение учебно-методических семинаров для преподавателей, поддержка проектной деятельности студентов, в том числе - междисциплинарных проектов, организация социальной практики студентов).
10. Усовершенствовать систему материального стимулирования труда учителя, педагога дополнительного образования, создать необходимые социальные гарантии, повысить социальный престиж профессии педагога для привлечения талантливой молодежи в образование и социальную сферу.
11. В процессе реформирования отечественного образования учитывать позитивный региональный опыт Тюменской области как региона-
консультанта, а также проблемы и требующие коррекции решения как центральных органов управления образованием, так и региональной администрации: совершенствование материально-технического оснащения городских и сельских школ, активная информатизация учебных заведений, их подключение к Интернету, создание на селе базовых школ как ресурсных, методических и культурных центров, значительный рост зарплаты учителей, продуманная система повышения их квалификации.
12. Реально предоставить оговоренную в последних государственных документах большую самостоятельность и инициативу руководителям и педагогам в решении вопросов с учетом традиций, опыта, местных условий и ресурсов, для чего следует ослабить административный пресс, дать возможность для дискуссий и обсуждений, не снимая, разумеется, ответственности за последствия принятых решений и их соответствия правовым нормативам.
ОБЗОР РАБОТЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ: НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ»
На базе Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) при информационной поддержке Уральского отделения Российской академии образования 2 апреля 2010 г. прошла VII Международная научно-практическая конференция «Проектирование модели менеджмента организации: научные и прикладные аспекты», в которой приняли участие 258 представителей научной и педагогической общественности, профессиональной аудитории, в том числе из стран СНГ (Беларуси, Казахстана, Молдовы, Украины) и 42 городов России (Брянска, Владивостока, Волгограда, Екатеринбурга, Краснодара, Красноярска, Москвы, Мурманска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Орла, Ростова-на-Дону, Самары, Сочи, Челябинска, Ярославля и др.).
Участников конференции приветствовали ректор УрГПУ, д-р пед. наук, профессор Б. М. Игошев и научный руководитель мероприятия канд. пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и практики управления организацией УрГПУ А. А. Симонова. Они отметили актуальность проблематики и значимость проводимой участниками конференции работы в решении проблем науки и практики управления, роль вузов в подготовке конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов.
В пленарной части с докладом «Особенности моделей корпоративного управления» выступила канд. экон. наук, доцент кафедры экономи-