Научная статья на тему 'Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект): обзор материалов конференции'

Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект): обзор материалов конференции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белякова Евгения Гелиевна, Обласова Татьяна Владимировна, Плотников Леонид Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект): обзор материалов конференции»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Е. Г. Белякова,

Т. В. Обласова,

Л. Д. Плотников

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ): ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ

На базе Института психологии, педагогики, социального управления (ИППСУ) Тюменского государственного университета 1-2 марта 2011г. была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование личности в социокультурном информадионном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект)». Современный этап модернизации отечественного образования осуществляется согласно новым нормативным образовательным документам, к которым относятся проект «Современнее модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС нового поколения. Поиск путей и средств реализации стратегических установок и идей, отраженных в этих документах, анализ достигнутых результатов реформирования ставят перед педагогической наукой новые задачи, охватывающие не только методический, но и ценностно-целевой уровень организации образовательной деятельности.

В конференции приняли участие около 200 работников образования с различным педагогическим, научным и управленческим стажем и опытом работы, из разных городов России: Тюмени, Екатеринбурга, Тобольска, Ростова-на-Дону и др.

На пленарном заседании с докладами выступили ведущие ученые. Был произведен анализ и дана оценка актуального состояния и перспектив развития образования в информационном обществе, его возможностей и перспектив для развития личности. Докладчики подчеркнули значимость миссии образования в современном мире: образование становится образом жизни, основным средством всестороннего развития личности, достижения нового качества жизни, наращивания инновационного и интеллектуального

потенциала общества, грамотного и рационального потребления человеком информационных ресурсов и др. Такое понимание позволит преодолеть дисфункциональность отечественного образования, создаст возможности для целенаправленного использования его потенциала в развитии инновационной России (чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, проф., президент ТюмГУ Г. Ф. Куцев). Были проанализированы стратегические установки и практика реформирования образования в современном социокультурном пространстве. Отмечено, что в настоящее время наблюдается расхождение между декларируемой социальной стратегией и реальной политикой реформирования образования. В образовательной сфере наблюдается глубочайший кризис: снижение качества образования, агрессивность и бездуховность среды, кадровый кризис в педагогической профессии, подчиненность образования законам «дикого», коррумпированного рынка и др. Особую роль в преодолении кризиса должна сыграть наука, российским ученым необходимо занять гражданскую активно-преобразующую социальную позицию. Истинные стратегические цели образования должны быть ориентированы, прежде всего, на становление личности, формирование перспективного социума, создание ресурса для «экономики знаний», культуросбережение и культуросозидание (акад. РАО, д-р пед. наук, проф., зав. академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ В. И. Загвязин-ский). Кроме того, были раскрыты пути и средства взращивания социальной общности в социокультурном информационном образовательном пространстве региона (д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой теории и методики профессионального образования Пермского института внутренних войск МВД РФ, заслуженный учитель РФ Л. И. Лурье); обоснована антропологическая соразмерность воспитания личности в современном информационном пространстве отечественного образования (д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики Уральского государственного университета М. Н. Дудина); показаны возможности развития образования в условиях широкого внедрения информационных технологий (канд. социол. наук, проректор по новым образовательным и информационным технологиям ТюмГУ В. А. Филиппов); выявлены социализационные риски в условиях современного информационного пространства, обоснована необходимость соответствующей целенаправленной профилактической работы (д-р пед. наук, проф. кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ О. А. Селиванова).

Во время пленарного заседания были обозначены перспективы организации социокультурного информационного современного образовательного пространства для развития личности. Отмечено, что именно развитая социально-культурная среда образовательного учреждения является необходимым условием развития личности. Однако эта среда не

может быть самодостаточной и изолированной: для ее создания необходимо в полной мере использовать возможности социокультурной среды города, региона, где должна быть создана соответствующая социальная инфраструктура при непосредственном участии муниципалитетов. Задача состоит в поиске механизмов их включения в «ткань» учебно-воспитательной деятельности.

Обсуждение проблемы формирования личности в условиях социокультурного информационного образовательного пространства было продолжено на секциях, мастер-классах, заседании круглого стола, общая тематика которых включала в себя следующие вопросы:

• стратегические ориентиры современного образования в условиях информационного общества;

• региональный опыт проектирования социокультурного информационного образовательного пространства развития личности в рамках общего, дополнительного, профессионального и послевузовского образования;

• возможности, проблемы, перспективы гуманитаризации и информатизации современного образования;

• условия и способы практической реализации условий развития личности в социокультурном информационном пространстве образовательных учреждений разных типов;

• проблема минимизации социальных рисков, опыт и средства профилактики и корректирования условий развития личности в современном социокультурном пространстве;

• инновационные подходы и технологии в специальной педагогике (проблемы профессиональной подготовки и формирования компетентности специалиста-дефектолога, проблемы обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями);

• задачи здоровьесбережения в условиях современных образовательных реформ (подходы и средства сохранения здоровья детей, проблемы здоровья студентов педагогических специальностей и педагогов);

• новые требования к подготовке педагогов в условиях информационного общества;

• роль художественно-эстетической среды для развития личности, средства и способы ее обогащения.

На заседании круглого стола «Образование и культура: проблемы реализации культурологического и компетентностного подходов» (ведущие: д-р пед. наук, проф. академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ А. Ф. Закирова; д-р пед. наук, проф., руководитель Центра оздоровительной физической культуры ТюмГУ И. В. Манжелей) обсуждались проблемы, связанные со стратегиче-

скими ориентирами современного образования и способами практической реализации образовательных нововведений. Была подчеркнута значимость ориентиров современного образования на гуманистические ценности, центральная из которых - человек и его личностное развитие. Отмечена неоднозначная для развития личности роль информационного пространства, которое содержит как огромные ресурсы, так и серьезные опасности.

Рассматривая ключевой вопрос о стратегических (истинных и ложных) ориентирах современного образования и проблеме выбора направлений его развития, участники круглого стола говорили о трудности и большой доле хаотичности выстраивания этих ориентиров, о появлении в отдельных новых документах разнящихся требований к развитию личностных качеств учащихся, о неготовности образовательных учреждений к определению и выполнению своей миссии в свете общих задач. В выступлениях звучало одобрение критических положений, высказанных на пленарном заседании, в частности о важности для развития образования социальных условий, в том числе и его финансового обеспечения, продуманности преобразований, диктуемых сверху. Общую обеспокоенность вызывает тенденция к снижению гуманитарной составляющей в новых стандартах общего образования, намечающийся дисбаланс физического и духовного развития человека. Была высказана и мысль о необходимости широкого понимания гуманитарной компоненты образования, которая не может ограничиваться только представленностью гуманитарных дисциплин в учебном плане: подлинная гуманитарность - интеграция в образовательном процессе предметно-научных и метапредметных знаний, нацеленная на формирование у обучающихся целостной картины мира, гуманистических и культуросозидающих личностных установок.

Поднималась также проблема выбора ценностей и самоидентификации современного образования. Сегодня уровень и темпы развития информационного пространства, часто опережающие возможности человека, являются одной из причин затруднений в формировании конкретных целей образования. Педагог как субъект передачи знаний следующему поколению утратил средства контроля за потребляемой обучаемыми информацией. Дискуссию вызвало сделанное на основе последних научных исследований заявление об исчерпанности возможностей развития человеческих способностей управлять информационными потоками и о необходимости качественных изменений на физиологическом уровне. Участниками дискуссии был поддержан вывод о необходимости новых технологий управления информацией, доступных для освоения в любом возрасте.

Во время обсуждения перспектив интеграции образовательного потенциала, гуманитаризации и информатизации, условий и способов практи-

ческой реализации образовательных нововведений собравшиеся отметили ряд существующих проблем, не позволяющих достичь молодым педагогам необходимого уровня профессионально-педагогической компетентности. В их числе: отсутствие новых стандартов для высшего педагогического образования, низкий уровень мотивации лучших выпускников к работе в школе, недостаточность формирования инновационного мышления руководителей образования.

Особое внимание участники круглого стола уделили опасностям и рискам, связанным с освоением информационного пространства и нашедшим отражение в противопоставлении понятий «медиакультура / киберкультура». Утрата личностно-ценностного аспекта освоения социальной информации приводит к обезличенному подходу к проектированию процесса овладения культурным опытом. Важнейшим инструментом освоения культуры является чтение, препятствующее «превращению человека в киборга». Была подчеркнута значимость для современного образовательного процесса решения задачи формирования личностного характера читательской деятельности, позволяющей не только «вычерпывать» информацию на уровне значения, но и «проживать» знания, относиться к работе с информацией как текстовой деятельности, основанной на понимании и предполагающей становление и проявление ценностно-смысловой позиции учащегося.

В заключение круглого стола прозвучали слова о возрастающей роли науки в развитии образования, необходимости методологической проработки междисциплинарных исследований и исследований прикладного характера. В условиях многообразия разнонаправленных информационных потоков и сосуществования различных общественных ценностных систем главным ресурсом социокультурного информационного пространства следует признать личностный ресурс, связанный с умением человека осмысленно работать с информацией, извлекать из нее актуальное содержание и осуществлять ценностно-опосредованную социально-преобра-зующую деятельность. Резюмируя выступления, академик В. И. Загвязин-ский сформулировал тезис о важности для развития личности в социокультурном информационном пространстве образования процессов смыслообразования как в личностном, так и социальном плане.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийской научно-практической конференции «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект)»

(1—2 марта 2011 г.)

Участники конференции констатируют, что в современной социокультурной ситуации, продолжающегося реформирования отечественного образования особое значение наряду с формированием общей культуры,

творческих способностей, профессиональной направленности приобретает поиск возможностей развития таких востребованных в современных условиях качеств личности, как компетентность, социальная мобильность, конкурентоспособность и др., посредством актуализации развивающих функций культурно-информационного образовательного пространства.

В настоящий период социальные риски в развитии образовательной сферы усиливаются, будут они расти и в ближайшей перспективе. С одной стороны, нарастает социальная напряженность в обществе, повышается экстремизм, социальное расслоение, терроризм, высок уровень коррупции и криминализации, в молодежной среде утверждаются потребительские идеалы, бездуховность. С другой стороны, очень сомнительны предлагаемые меры по дальнейшему реформированию образования: «оптимизация» сети и системы высшего образования, сокращение гуманитарной составляющей, ликвидация начального звена профессионального образования, урезание общеобразовательной подготовки старшеклассников и т. д. В этой связи особое значение приобретает разработка научно обоснованных рекомендаций по гармоничному развитию образования и воспитания молодого поколения с учетом традиций и перспектив, в том числе отдаленных. Общее и профессиональное образование должны стать составляющими единого социокультурного информационного пространства развивающего образования, в котором представлена социально-значимая информация и реализуются педагогические технологии, обеспечивающие ее продуктивное освоение и развитие, формирование личности в этом процессе.

В отличие от традиционной знаниевой парадигмы и четко выраженной в официальной образовательной политике рыночно-финансовой целевой установки должны быть выделены три основные цели и три результата (продукта) образовательной системы:

• личностный: развитие и реализация личностного потенциала,

способности к созидательной деятельности, социально ответственной, высоконравственной, компетентной, конкурентоспособной личности, обладающей высокой политической культурой;

• социальный: формирование межличностных отношений в социальных сообществах разного уровня, влияние на развитие созидательного потенциала общества;

• экономический: экономический эффект квалифицированного труда в эпоху «экономики знаний», технических и социальных инноваций, многократно превышающий затраты на образование (эффект «человеческого капитала») и обеспечивающий вхождение в систему рыночных отношений.

Эти цели воплощают современную образовательную парадигму -ориентацию на образование, опережающее современный социальный заказ,

обеспечивающее освоение компетентностного подхода и переход к культуросозидающему образованию, формирующему человека культуры, его ценностные ориентации, творческие способности, креативность, социальную ответственность.

К числу позитивных моментов на современном этапе реформирования системы образования участники конференции относят:

• серьезное внимание государства, органов управления образованием к уже осуществляемым и предстоящим педагогическим инновациям;

• соответствие инновационной деятельности образовательных учреждений актуальным запросам социальной практики и основным ориентирам реформирования современного отечественного образования;

• активное опробование новых подходов к определению содержания образования и его организационно-управленческих решений в условиях современных инноваций;

• активное включение в процесс реформирования образовательных учреждений всех уровней, видов и типов;

• продолжающийся процесс освоения новых информационно-коммуникационных технологий и их интеграции в образовательный процесс школы; создание современной материально-технической базы для освоения ИКТ;

• продолжающийся процесс накопления инновационных традиций реформирования образования в Тюменской области в качестве региона-консультанта, опыт которого подлежит изучению и использованию другими российскими регионами.

Участники конференции выразили обеспокоенность по ряду вопросов:

• в современной отечественной образовательной политике наблюдается отход от гуманистической парадигмы образования, смещение акцентов в сторону финансово-рыночных критериев, целей и результатов образовательной деятельности;

• в образовательной практике происходит существенное сужение воспитательного поля, сведение образования преимущественно к обучению и учебным программам, резкое сокращение персонала воспитателей;

• в системе управления образованием стабильно проявляет себя переоценка возможностей административно-регулирующего подхода к нововведениям;

• в целом проявилась несостоятельность нынешней системы мониторинга результатов образования, ориентированная преимущественно на «знаниевые» результаты в ущерб личностному развитию обучающихся. Так, по-прежнему спорными остаются вопросы об определении качества образования, разработке системы его комплексной оценки, серьезной трансформации ЕГЭ и других вариантов ГИА;

• достаточно быстро происходит коммерционализация образовательных услуг в дошкольном, школьном, дополнительном и высшем образовании, породившая усиление социальных рисков, падение роли образования как социального лифта и фактора социальной стабилизации;

• по-прежнему актуальными и не имеющими удовлетворительного решения являются проблемы здоровьесбережения в образовании, где фактически разрушены валеологическая и медицинская службы;

• актуальными остаются проблемы системы специального образования, необходимость создания условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;

• в условиях реформирования образования по-прежнему требует решения проблема подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в том числе и руководящих работников. Недостаточно обеспечена их методологическая, психологическая, правовая компетентность. Необходимо сохранить лучшие традиции и осовременить содержание педагогического образования в процессе трансформации высшего образования.

На основе анализа, обсуждения всех проблемных вопросов, обмена опытом и конструктивной дискуссии участники конференции сформулировали следующие предложения:

1. Наряду с реализацией новых ориентиров реформирования современного отечественного образования необходимо продолжить решение актуальных задач школы и образования в целом, проблем и противоречий, которые остаются нерешенными: развитие системы здоровьесбере-жения субъектов образования, создание условий для актуализации индивидуальных способностей и склонностей учащихся, обеспечение преемственности и непрерывности образования на всех его уровнях, организация воспитательной среды. При этом приоритетной целью образования следует признать развитие личности обучающегося, не допуская подмены гуманистической стратегии реформирования образования рыночно-финансовыми ориентирами.

2. Обеспечить достижение реального приоритета воспитания и воспитанности в образовании и социальном становлении личности, способствовать повышению социальной и личностной значимости образования как образа и смысла жизни современного человека.

3. В определении «качества образования» применять гуманистический подход, исключающий одностороннюю ориентацию на количественные и формально-накопительные показатели результатов деятельности учащихся и педагогов. Включить в систему оценки качества образования

не только результативные характеристики, но и условия здоровьесбере-жения, актуализации и развития творческого потенциала личности обучающихся, формирование их духовно-нравственных ценностей и социально-значимых качеств.

4. Совершенствовать условия для выявления и использования развивающего потенциала новых информационных технологий и всего информационного образовательного ресурса в целях развития личности школьников, студентов, преподавателей, всех граждан России, включенных в процесс самообразования. Способствовать тому, чтобы информационные ресурсы стали инструментом создания и использования культуросозидающей среды развития личности.

5. Способствовать реализации идеи здорового образа жизни в условиях современной цивилизации. Для этого требуется восстановление системы психологического и валеологического сопровождения в образовании, придание должного статуса медицинской службе в ОУ. Следует обеспечить научно-методическое сопровождение новых образовательных программ и технологий с учетом психофизиологических и психологических возможностей обучающихся; укомплектовать в необходимой мере штат воспитателей, педагогов дополнительного образования, психологов, социальных педагогов, медицинских работников, специалистов дефектологического профиля.

6. Наряду с поддержкой талантливых учащихся обеспечить доступность и равенство образовательных возможностей для всех категорий учащихся, в том числе через интегрированное обучение. Включить в содержание повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений модуль по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в рамках общего образования.

7. Сформировать и реализовать новую модель подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, отвечающую требованиям информационного общества; обеспечить современный уровень подготовки руководителей управлений и учреждений образования.

8. В процессе реформирования отечественного образования учитывать позитивный региональный опыт Тюменской области как региона-консультанта: совершенствование материально-технического оснащения городских и сельских школ, активную информатизацию учебных заведений, их подключение к Интернет, создание на селе базовых школ как ресурсных, методических и культурных центров, продуманную систему повышения их квалификации. Обратить внимание на некоторые проблемные варианты тюменского опыта: подушевое финансирование школ, нормативную оплату труда педагогов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.