Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТКОНФЛИКТНОМ РАЗВИТИИ ДНР'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТКОНФЛИКТНОМ РАЗВИТИИ ДНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ФУНКЦИИ НАЛОГОВ / TAX SYSTEM / TAX SYSTEM EFFICIENCY / EFFICIENCY CRITERION / PERFORMANCE INDICATORS / QUANTITATIVE ANALYSIS / TAX FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астапова Г. В., Кононенко О. В.

В научной статье проанализированы подходы к определению эффективности налоговой системы государства. Систематизированы показатели, отражающие эффективность функционирования налоговой системы в условиях постконфликтного восстановления экономики государства. Проведен количественный анализ значений показателей эффективности функционирования налоговой системы ДНР по критериям исполнения налогами фискальной, регулирующей, стимулирующей и контрольной функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODICAL APPROACH TO ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE TAX SYSTEM IN THE POST-CONFLICT DEVELOPMENT OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC

The scientific article analyzed the approaches to determining the effectiveness of the state tax system; systematized the indicators reflecting the effectiveness of the tax system in post-conflict recovery of the state economy. A quantitative analysis of the values of performance indicators of the functioning of the DPR tax system has been carried out according by the criteria for the fulfillment of fiscal, regulatory, stimulating and control functions by taxes.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТКОНФЛИКТНОМ РАЗВИТИИ ДНР»

Финансы, денежное обращение и кредит

УДК 336.22

Г.В. АСТАПОВА, д-р экон. наук, главный

научный сотрудник

e-mail: [email protected],

О.В. КОНОНЕНКО, младший научный

сотрудник,

e-mail: [email protected]

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТКОНФЛИКТНОМ РАЗВИТИИ ДНР

В научной статье проанализированы подходы к определению эффективности налоговой системы государства. Систематизированы показатели, отражающие эффективность функционирования налоговой системы в условиях постконфликтного восстановления экономики государства. Проведен количественный анализ значений показателей эффективности функционирования налоговой системы ДНР по критериям исполнения налогами фискальной, регулирующей, стимулирующей и контрольной функций.

Ключевые слова: налоговая система, эффективность налоговой системы, критерий эффективности, показатели эффективности, количественный анализ, функции налогов.

Astapova G.V., Kononenko O.V.

Scientific and methodical approach to analysis of the effectiveness of the tax system in the post-conflict development of the Donetsk People's Republic.

The scientific article analyzed the approaches to determining the effectiveness of the state tax system; systematized the indicators reflecting the effectiveness of the tax system in post-conflict recovery of the state economy. A quantitative analysis of the val-

ues of performance indicators of the functioning of the DPR tax system has been carried out according by the criteria for the fulfillment of fiscal, regulatory, stimulating and control functions by taxes.

Keywords: tax system, tax system efficiency, efficiency criterion, performance indicators, quantitative analysis, tax functions.

В процессе исследования качественных преобразований налоговой системы в постконфликтных государствах обращает на себя внимание недостаточная теоретическая и методологическая проработка значительного перечня вопросов, связанных с налогообложением. В частности, недостаточно исследованы показатели эффективности налоговой системы, которые в особых условиях постконфликтного развития экономики приобретают исключительно важное значение для устойчивого социально-экономического развития государства. Поэтому следует обратить особое внимание на разработку основных методических положений по развитию налоговой системы, которая должна строиться с учетом множества факторов, влияющих на финансовую составляющую экономики.

© Г.В. Астапова, О.В. Кононенко, 2020

Результаты научных исследований в области повышения уровня эффективности налоговой системы отражены в трудах таких ученых, как В. Вишневский [1], А. Григорьева, П. Гринкевич [2], А. Гурнак, А. Кириенко, И. Майбуров [3]. Исследованию отдельных показателей эффективности налоговой системы посвящены научные работы Т. Амбросьевой [4], О. Васылыка [5], С. Гребенюк [6], А. Крысоватого [7].

Однако, научные исследования, которые отображают специфику оценивания эффективности налоговой системы, сформированной в условиях постконфликтного восстановления экономики, проводились крайне ограниченно.

Целью исследования является развитие научно-методических рекомендаций оценки эффективности налоговой системы в государстве с постконфликтным восстановлением экономики.

В теории налогообложения сформировалось несколько подходов к определению эффективности налоговой системы:

через максимизацию налоговых поступлений в бюджет;

через эффективность сбора налогов; через соотношение затрат на сбор налоговых доходов бюджета и результатов сбора налогов (уровень или рост налоговых доходов бюджета);

через соотношение полезного результата и затрат на его получение, но под полезным результатом понимается приближение величины фактически поступивших доходов к максимально возможным [2, с. 493].

Основа формирования эффективной налоговой системы заложена во взаимодействии совокупности системы взаимосвязанных функций, а именно: фискальной (бюджетной), распределительной (социальной), регулирующей (экономической), стимулирующей и контрольной.

С помощью фискальной функции реализуется главное предназначение налогов - формирование благоприятной среды для инвестирования и развития бизнеса, мобилизации финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ.

С позиции эффективной регулирующей функции налоговая система должна быть необременительной для бизнеса в части процедур расчета представлять равные условия налогообложения для предприятий одной сферы, оборота. Социальная функция налогообложения отражает перераспределение общественных доходов между различными категориями населения [8, с. 166].

Регулирующая функция налогообложения направлена, в первую очередь, на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства

Стимулирующая функция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот и преференций [9, с. 55]. Тем самым, перед налоговой системой ставится задача не только поступления средств в бюджет на должном уровне, но и экономического стимулирования повышения эффективности производства [6, с. 61].

Благодаря контрольной функции налогообложения оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками посредством упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности. Через контрольную функцию также осуществляется охрана правомерной практики налоговой оптимизации от случаев незаконного уклонения от уплаты налогов, выявляется необходимость внесения изменений в

налоговую систему, а также в бюджет- действия налоговой системы в экономи-ную политику государства [8, а 167]. ческой теории предлагается использова-

Для определения формализирован- ние индексов, представленных в табл. 1. ного выражения критерия эффективности

Таблица 1

Систематизация индексов, отражающих эффективность налоговой системы государства (фискальная функция)

Название индекса | Экономический смысл

индекс концентрации дает возможность определить те налоги, за счет которых формируется подавляющая часть доходов бюджета

индекс дисперсии определяет существование (или отсутствие) налогов с низким объемом поступлений, которые осложняют систему налогообложения

индекс эрозии определяет степень соответствия фактических баз налогообложения потенциальным

индекс опоздания сбора определяет своевременность уплаты налогов плательщиками

индекс конкретности определяет простоту построения системы налогообложения с минимально возможным количеством налогов, которые имеют конкретные ставки налогообложения

индекс объективности определяет наличие в большинстве налогов объективно определенной базы налогообложения

индекс расходов при сборе налогов дает возможность обнаружить, насколько при сборе налогов возведенные к минимуму расходы

Составлено по материалам [2; 5; 7; 10].

Ключевым элементом оценки эффективности действующей налоговой системы является определение степени ее соответствия общему состоянию экономической системы государства. В условиях отсутствия достаточного уровня гибкости налоговой системы как главного инструмента, формирующего доходы бюджета, существует реальная угроза усиления экономического кризиса. Для определения такого состояния оценивают динамику изменения величины доходов бюджета относительно ВВП, используя классические коэффициенты эластичности и динамичности налогов [10].

Эластичность налоговой системы отражает степень эффективности автоматических стабилизаторов, присущих фискальной политике государства. Однако, ввиду нестабильности и постоянных изменений, которыми характеризуется налоговая система, фактическое вычисление коэффициента эластичности является достаточно проблемным.

Таким образом, эффективная налоговая система для государства, с одной стороны предполагает наличие условий

для эффективного развития экономики в целом, а с другой не исключает возможностей налогового воздействия, в части планирования и прогнозирования налоговых поступлений.

С практической стороны, важен не только экономический эффект от реализуемых налоговых правил, но и положительное влияние на развитие социальной составляющей. Налоговые правила, которые успешно функционируют в одних странах, совсем не работают либо имеют ограниченное влияние в других. Это объясняется тем, что каждое государство имеет свои особенности экономического развития, проводит удобную только ему бюджетную и налоговую политику в соответствии с общей динамикой экономических процессов. Развитие отдельных составляющих общей экономической системы, оказывает влияние на налоговую систему государства, которая должна постоянно приспосабливаться к изменениям в обществе.

В монографии, посвященной оценке эффективности налоговой системы [2] упорядочены существующие подходы к

нения и адаптации к системе показателей для оценки эффективности налоговой системы в условиях постконфликтного развития экономики государства, в частности Донецкой Народной Республики.

Показатели, отражающие степень реализации эффективной налоговой системы, сгруппированные по совокупности критериев формирования, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Систематизация показателей, отражающих эффективность налоговой системы по критериям исполнения налогами их функций

Показатель-характеристика Экономический смысл Метод расчета

Наполнение доходной части бюджета

Коэффициент выполнения плановых налоговых поступлений отношение фактических налоговых поступлений к плановым относительные величины

Коэффициент «качества» уплаты налогов отношение фактических налоговых поступлений за вычетом поступлений в не денежной форме и поступлений от штрафов и финансовых санкций к запланированным относительные величины

Коэффициент своевременности своевременность поступления средств в бюджет (количество поступивших платежей в срок из каждых 100 на дату наступления обязательств) сравнение

Соответствие налоговой системы ее регулирующей функции

удельный вес налога на прибыль предприятий отношение поступлений налога на прибыль предприятий к общему объему налоговых поступлений структурная динамика

удельный вес подоходного налога граждан отношение поступлений подоходного налога граждан к общему объему налоговых поступлений структурная динамика

удельный вес сбережений Отношение средств, которые идут за сбережение, к структуре денежных доходов населения структурная динамика

удельный вес валовых частных внутренних инвестиций отношение валовых частных внутренних инвестиций к ВВП (рассчитывается методом конечного использования.) структурная динамика

Соответствия налоговой системы ее распределительной роли

коэффициент расслоения общества соотношение между доходами богатых и бедных людей в стране эмпирический

показатель обнищания населения удельный вес субсидий и дотаций в структуре населения или частица населения, которое получает социальную помощь общему количеству населения комбинированный

доля льгот в бюджете удельный вес субсидий (льгот), которые предоставлены бюджету, на единицу произведенной в разных отраслях народного хозяйства структурная динамика

Стимулирующее влияние системы налогообложения

удельный вес валовых инвестиций в ВВП отношение объемов инвестиций к ВВП структурная динамика

темпы изменения реального ВВП отношение прироста ВВП к ВВП реальному сравнение

показатель «производительности труда» отношение суммарных поступлений подоходного налога граждан, к численности работающих в народно-хозяйственном комплексе государства комбинированный

показатель «фондоотдачи» отношение суммарных поступлений налога на прибыль предприятий к средней стоимости основных фондов в целом по всем хозяйственным объектам комбинированный

показатель «инновационной активности» отношение части чистой прибыли хозяйствующих субъектов, направляемой на инновационное развитие к стоимости инновационных мероприятий эмпирический и комбинированный

Эффективность контрольной функции налоговой системы

результативность контрольных мероприятий отношение суммы средств, образовавшихся вследствие устранения выявленных в ходе проведения налоговых проверок, нарушений к общему количеству контрольных мероприятий сравнение

доля поступлений в бюджет после устра-нения выявленных нарушений удельный вес в общей сумме средств, образовавшихся вследствие устранения нарушений, выявленных по результатам налоговых проверок структурная динамика

Составлено по материалам [1; 7; 10; 11; 12].

оценке эффективности налоговой системы, с учетом противоречивости регулирующего воздействия налоговых инструментов. Данное исследование дает комплексное представление об оценке эффективности налоговой системы РФ на современном этапе.

Однако подходы, представленные в монографии, требуют дальнейшего научного исследования в контексте их приме-

Оценка, кроме количественного определения параметров системы налогообложения, имеет еще и качественное значение, которое в значительной мере определяется субъективными факторами, а именно: отношением человека к этой системе, которое, в свою очередь, определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуальным и моральным уровнем развития человека и т.д. Поэтому еще одним важ-

ным критерием оценки системы налогообложения следует считать доверие населения к органам налоговой службы и к государству в целом.

Результаты количественного анализа значений показателей эффективности функционирования налоговой системы ДНР с точки зрения исполнения налогами всех четырех функций приведены в табл. 3 и табл. 4.

Показатели-характеристики Годы Абсолютные изменения Относительные изменения

2017 2018 2019 20182017 20192018 2018/ 2017 2019/ 2018

Эффективность исполнения фискальной функции

индекс концентрации 0,827 0,831 0,799 0,004 -0,032 1,005 0,961

индекс дисперсии Нет данных Нет данных Нет данных X X X X

индекс эрозии Нет данных Нет данных Нет данных X X X X

индекс опоздания сбора 0,526 0,517 0,466 -0,009 -0,051 0,983 0,901

индекс конкретности 1 1 1 0,000 0,000 1,000 1,000

индекс объективности 1 1 1 0,000 0,000 1,000 1,000

индекс расходов при сборе налогов Нет данных Нет данных Нет данных X X X X

коэффициент эластичности налоговых поступлений 0,039 0,043 0,047 0,004 0,004 1,103 1,091

показатели динамики налоговых поступлений:

коэффициент выполнения плановых налоговых поступлений 0,224 0,291 0,067 0,067 -0,224 1,299 0,230

соотношение темпов изменений налоговых поступлений в бюджет и числа налогоплательщиков 1,9649 1,287 1,2407 -0,678 -0,046 0,655 0,964

коэффициент своевременности 0,526 0,517 0,466 -0,009 -0,051 0,983 0,901

Эффективность исполнения регулирующей функции

удельный вес налога на прибыль предприятий в общем объеме налоговых поступлений, % 10,3 12,7 13,9 2,4 1,2 1,233 1,094

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удельный вес подоходного налога граждан в общем объеме налоговых поступлений, % 17 15,2 13,4 -1,8 -1,8 0,894 0,882

удельный вес средств, которые идут на сбережение (инвестиции), в структуре денежных доходов населения, % Нет данных Нет данных Нет данных X X X X

удельный вес субсидий (льгот), которые предоставлены хозяйствующим субъектам и населению, на ед. продукции, произведенной в раз-ных отраслях народного хозяйства Нет данных Нет данных Нет данных X X X X

Рассчитано авторами по данным [13; 14; 15; 16].

Таблица 3

Анализ эффективности исполнения фискальной и регулирующей функций налоговой системы ДНР

Рассчитано авторами по данным [13; 14; 15; 16]

Таблица 4

Анализ эффективности исполнения, стимулирующей и контрольной функций налоговой системы ДНР

Показатели-характеристики Годы Абсолютные изменения Относительные изменения

2017 2018 2019 20182017 20192018 2018/ 2017 2019/ 2018

Эффективность исполнения стимулирующей функц ¡ии

показатели стимулирования инвестиционной активности:

удельный вес валовых инвестиций в ВВП, % 0 0 0 0 0 X X

соотношение темпов изменений частных инвестиций и ВВП 0 0 0 0 0 X X

удельный вес валовых частных внутренних инвестиций в структуре капитала хозяйствующих субъектов, % 0 0 0 0 0 X X

показатели стимулирования деловой активности:

«производительность труда» Нет данных Нет данных 0,0397 0 0,040 X X

«фондоотдача» Нет данных Нет данных 0,0302 0 0,030 X X

«инновационная активность» 0 0 0 0 0 X X

Эффективность исполнения контрольной функции

результативность контрольных мероприятий Нет данных Нет данных 0,0042 0 0,004 X X

доля поступлений в бюджет в общей сумме средств, образовавшихся вследствие устранения нарушений, выявленных по результатам налоговых проверок, % Нет данных Нет данных 0,975 0 0,975 X X

Расчетные данные свидетельствуют об отсутствии устойчивых тенденций позитивного изменения показателей эффективности исполнения налогами фискальной и регулирующей функций.

Стимулирующая роль налогов, согласно полученным данным, не реализована, что подтверждается нулевым значением «инновационной активности» и низкими значениями показателей «производительности труда» и «фондоотдачи» (табл. 4).

Аналогичный вывод можно сделать по результатам расчета и анализа показателей эффективности исполнения налогами контрольной функции - значения показателей-характеристик невелики.

От эффективности и функционального содержания налоговой системы, полноты реализации ею функций как ре-

гуляторного института устойчивым развитием финансовой составляющей, зависит стабильность функционирования экономики государства в целом, его региональных подсистем и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому весь комплекс научно-методической и законодательной базы эффективной налоговой системы, как фундамент налоговой составляющей ДНР, требует постоянного мониторинга, проведения необходимых трансформаций, с целью дальнейшего совершенствования.

В условиях постконфликтной экономики, характеризующейся кардинальными преобразованиями как социально-политической, так и хозяйственной системы, особенно значимыми становятся механизмы, обеспечивающие стабильность экономического роста, преодоле-

ние перманентно возникающих кризисных ситуаций в различных секторах экономики. Реализация стратегии постконфликтного восстановления экономики требует всесторонней концентрации усилий государства, воздействующего на экономические процессы, в том числе и с помощью совершенствования деятельности налоговых органов, структуры и состава налогов, порядка исполнения налоговых обязательств.

Эффективное функционирование налоговой системы выступает важным фактором в условиях постконфликтного восстановления экономики государства. Формирование сбалансированной налоговой политики, на основе совершенствования научно-методических подходов, направленных на повышение уровня ее эффективности существенно возрастает в ситуациях крайнего обострения социально-политической обстановки, что, в частности, проявилось в условиях восстановления экономики в ДНР.

Выводы

Проведенный анализ оценки эффективности функционирования налоговой системы свидетельствует о том, что налоговая система Донецкой Народной Республики требует дальнейшего согласования взаимодействия всех функциональных подсистем. Среди основных проблем в сфере налогообложения Республики целесообразно указать на следующие: несогласованность составляющих налоговой системы; неудовлетворительное решение фискальных заданий; низкий уровень развития современных финансовых институтов; низкий уровень налоговой дисциплины в предпринимательской среде; экономическая блокада и ряд других.

Перспективные направления реформирования налоговой системы Республики должны превратить ее в эффективный механизм по повышению экономической стабильности, развитию пред-

приятий, создания предпосылок для дальнейшего расширения производства, активизации инвестиционной и инновационной деятельности и повышения качества жизни населения.

Список использованной литературы

1. Уход от уплаты налогов: теория и практика / В.П. Вишневский, А.С. Веткин: монография. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2003. - 228 с.

2. Григорьева, К.С., Гринкевич, А.М. Оценка эффективности налоговой системы Российской Федерации. -Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. -320с.

3. Энциклопедия теоретических основ налогообложения / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 503 с.

4. Амбросьева, Т.Г. Теория и практика управления эффективностью налогообложения в России / Т.Г. Амбросьева // Сервис plus. - 2007. -№ 2. - С. 96-102.

5. Василик, О.Д. Податкова система Украши: навчальний поабник / О.Д. Василик. - К.: ВАТ «Лошграфкни-га», 2004. - 478 с.

6. Гребенюк, С.А. Актуальные аспекты налогового регулирования в условиях кризиса / С.А. Гребенюк // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2016. -№ 3 (87). - С. 57-63.

7. Крисоватий, А.1. Податковi тран-сформацп в €С та податкова пол^ика Украши в контекст евроштеграцп: моно-графiя / А.1. Крисоватий, В.М. Мельник, Т.В. Кощук; за ред. А.1. Крисоватого. -Тернотль: ТНЕУ, 2014. - 236 с.

8. Кутузова, К.Ю. Понятие налогов, их виды и функции на современном этапе / К.Ю. Кутузова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 2 (7). -С.162-167.

9. Маршавина, Л.Я. Налоги как стимулирующий фактор инновационного развития / Л.Я. Маршавина, А.В. Князева // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. -2014. - № 10 (76). - С. 53-64.

10. Мельник, В.Н. Принципы построения и критерии оценки налоговой системы [Электронный ресурс]. - URL: http://lybs.ru/index-4342.htm

11. Окунь, А.С. Методологические аспекты налогового стимулирования экономики России / А.С. Окунь, Ю.А. Стешенко // Финансовые исследования. - 2016. - № 2 (51). - С. 51-61.

12. Налоги и налогообложение / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 400 с.

13.Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; ГУ «Институт

экономических исследований». - Донецк, 2018. - 260 с.

14. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. - 260 с.

15. Доклад об итогах работы Министерства доходов и сборов за 2018 г. // Официальный сайт Народного Совета ДНР [Электронный ресурс]. - URL: https://dnrsovet.su/doklad-evgeniya-lavre nova-ob-itogah-raboty-ministerstva-doho dov-i-sborov-za-2018-god/

16. Доклад об итогах работы Министерства доходов и сборов за 2019 г. // Официальный сайт Народного Совета ДНР [Электронный ресурс]. - URL: https://dnrsovet.su/evgenij -lavrenov-dolo zhil-ob-itogah-raboty-ministerstva-dohodov-i-sborov-za-2019-god/

Статья поступила в редакцию 02.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.