Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1326
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГИ И СБОРЫ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / TAX SYSTEM / TAX BURDEN / TAX EFFICIENCY / TAXES AND FEES / TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдин Александр Викторович, Журавлева Ирина Александровна

В статье рассмотрены понятия налоговой системы и эффективность ее функционирования на современном этапе развития экономики. Приведены основные подходы к оценке этого показателя. Представлены количественные и качественные характеристики функционирования налоговой системы Российской Федерации в динамике. На основе обобщения полученной информации был рассчитан интегральный показатель эффективности, что позволило сделать выводы об успешности проводимых годами реформирований налоговой системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юдин Александр Викторович, Журавлева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ»

конференции. Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова. Казань, 2020. С. 196-198. (Saidasheva V. A., Taisheva G. R., Rabazanova A. A., Ismagilova E. R.On the issue of digitalization trends in the modern economy//In the collection: Vector of development of management approaches in the digital economy materials of the II all-Russian scientific and practical conference. Kazan innovative University named after V. G. Timiryasov. Kazan, 2020. P. 196-198.)

5.Сайдашева В.А., Махмутов А.Р. Управление продажами: тендерные характеристики персонала //В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития сборник докладов VII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 194-199. (Saidasheva V. A., Makhmutov A. R. sales Management: gender characteristics of personnel //In the collection: Actual problems of economic development collection of reports of the VII International scientific and practical conference. 2016. Pp. 194-199.)

6. Сайдашева В.А. Стратегическое управление клиентами в условиях сервисной экономики//В сборнике: Стратегическое и проектное управление Сборник статей. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет». Пермь, 2015. С. 163-168. (Saidasheva V. A. Strategic management of clients in the service economy//In the collection: Strategic and project management Collection of articles. Federal state budgetary

УДК 336.2

ГРНТИ 06.73.15

educational institution of higher professional education "Perm state national research University". Perm, 2015. Pp. 163-168.)

7. Таишева Г.Р., Хисамутдинова Г.Д. Анализ стратегических направлений в сфере услуг//Вестник Академии. 2008. № 3. С. 97-98. (Taisheva G. R., hisamutdinova G. D. Analysis of strategic directions in the sphere of services//Bulletin Of The Academy. 2008. no. 3. Pp. 97-98.)

8. Таишева Г.Р., Давыдова И.Ш. Теоретико-методические подходы к оценке потенциала выживания предприятия// Транспортное дело России. 2011. № 10. С. 142-144. (Taisheva G. R., Davydova I. sh. Theoretical and methodological approaches to assessing the enterprise's survival potential// Transport business in Russia. 2011. no. 10. Pp. 142-144.)

9. Таишева Г.Р., Валеева Ю.С. Стратегическая ориентация управления конкурентоспособностью предприятия //Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2007. Т. 2. № 2 (6). С. 23-28. ()

10. Таишева Г.Р., Гафурова Г.Т., Полторыхина С.В., Сайдашева В.А., Хабибулина А.Г., Рабазанова А.А. Формирование синтетического критерия классификации в авс анализе как фактор, влияющий на деятельность и результаты компаний //Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 7. № 10. С. 69-76. (Taisheva G. R., Valeeva Yu. S. Strategic orientation of enterprise competitiveness management //Bulletin of the Kazan state agrarian University. 2007. Vol. 2. No. 2 (6). Pp. 23-28.)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Юдин Александр Викторович

Студент Финансово-экономического факультета ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»

г. Москва Научный руководитель: Журавлева Ирина Александровна д.ф.н., кандидат экономических наук, доцент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» г. Москва, член IFA, чл.-кор. РАЕН

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены понятия налоговой системы и эффективность ее функционирования на современном этапе развития экономики. Приведены основные подходы к оценке этого показателя. Представлены количественные и качественные характеристики функционирования налоговой системы Российской Федерации в динамике. На основе обобщения полученной информации был рассчитан интегральный показатель эффективности, что позволило сделать выводы об успешности проводимых годами реформирований налоговой системы России.

ABSTRACT

The article considers the concepts of the tax system and its effectiveness. The main approaches to assessing this indicator are given. Various quantitative and qualitative characteristics of the functioning of the tax system of the Russian Federation in dynamics are presented. Based on a generalization of the information received, an

integral efficiency indicator was calculated, which allowed to draw conclusions about the success of the reforms of the tax system of Russia carried out over the years.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая нагрузка, эффективность налогообложения, налоги и сборы, налоговые доходы

Keywords: tax system, tax burden, tax efficiency, taxes and fees, tax revenues

История современной налоговой системы России началась с принятия закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Согласно его положениям, налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей [1].

Существуют и другие более обобщающие трактовки. С. В. Барулин утверждает: «налоговая система - это закрепленная налоговым законодательством комбинация форм и видов налогов, платежей, принципов, элементов и методов налогообложения, а также ответственности, прав и обязанностей участников налоговых правоотношений» [2].

Одной из проблем современной налоговой системы РФ является феномен неясности эффективности ее функционирования. Оценка лишь фискальных результатов, связанных с наполнением бюджета, является необъективной и в будущем может привести к коллапсу всей экономической системы, как это уже случалось в 1990-х гг. Эффективная налоговая система должна обеспечивать реализацию не только прямых функций (фискальной, регулирующей и др.), но также и других функций (например, в первую очередь, стимулирующей), направленных на реализацию общественных интересов [4].

Актуальность работы обусловлена тем, что эффективность функционирования всей экономки страны находится в прямой зависимости от того, насколько грамотно выстроена налоговая система государства. В условиях рынка налоги являются основой механизма регулирования экономических процессов.

Целью исследования данной темы является изучение понятия эффективности налоговой

системы РФ, оценка результативности ее функционирования в динамике и предложение практических рекомендаций для решения обозначенной проблемы.

Согласно определению Григорьевой К.С.: «эффективность налоговой системы определяется исходя из соответствия принципов ее построения и выполняемых ею функций поставленным социально-экономическим целям на каждом этапе развития страны» [3].

Во-первых, принято выделять текущую (тактическую) эффективность, отражающую обусловленность понесенных затрат и эффекта, который получает общество т.е. поступления налоговых сумм в данном случае выступает выражением результативности налоговой системы.

Во-вторых, выделяют перспективную (стратегическую) эффективность. Такой подход выражает учет целостного воздействия налоговой системы на развитие экономики.

Оценка результативности налоговой системы является сложным и трудоемким процессом, так как необходимо ориентироваться не только на полученные значения аналитических показателей, но и на условия, в которых они были достигнуты. При этом такая оценка необходима, так как в процессе комплексного анализа всесторонне изучается исследуемый объект, как результат поэтапного развития и трансформаций.

В качестве наиболее важного показателя принято рассматривать коэффициент собираемости налогов. Согласно методологии Федеральной налоговой службы, он рассчитывается как отношение уплаченных налогов к начисленным (табл. 1).

Таблица 1.

Коэффициент собираемости налогов в 2014-2019 гг., %

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Коэффициент собираемости налогов 131 128 108 103 103 104

Источник: расчеты автора на основе «Отчет по форме № 1-НМ»

Приведенные значения демонстрируют, что налоговая система за анализируемый период обеспечивала полноту поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. При этом наблюдается ухудшение показателя в динамике,

обусловленное повышением точности

прогнозирования.

Примером индикатора тактической эффективности является показатель уровня затрат на организацию деятельности налоговых органов (табл. 2).

Таблица 2.

Расчет уровня затрат налоговых органов на 100 рублей поступлений в бюджетную систему РФ

в 2014-2019 гг.

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Расходы на ФНС и территориальные органы, млрд руб. 118,78 116,09 146,31 159,09 165,64 129,89

Доходы, администрируемые налоговыми органами, млрд. руб. 12670,20 13788,30 14482,80 17343,40 21328,50 22737,10

Уровень затрат на содержание налоговых органов в расчете на 100 руб. поступлений доходов, руб. 0,94 0,84 1,01 0,92 0,78 0,57

Источник: расчеты автора

Сравнение уровней затрат свидетельствует об улучшении результативности функционирования ФНС и ее территориальных отделений, что обуславливает снижение расходов в последние годы. Помимо этого, происходит уменьшение совокупной задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой (рис. 1) при оптимизации контрольной деятельности, предполагающей сокращение числа выездных проверок и рост их результативности.

Цифровизация и оптимизация контрольно-надзорных функций органов Федеральной налоговой службы позволила достичь такого феномена, когда число выездных проверок неуклонно идет на снижение, а налоговая дисциплина становится все лучше (табл. 3). На официальном сайте ФНС РФ действует не менее 50 электронных сервисов, включая личный кабинет физического лица [5].

Рисунок 1. Совокупная налоговая задолженность в бюджетную систему РФ в 2014-2018 гг., трлн руб. [7]

Значительная заслуга в достижении таких результатов принадлежит АСК НДС-2 -автоматизированной системе контроля за возмещением НДС, позволяющей отслеживать движение денежных средств, выстраивая цепочки взаимодействия с контрагентами, устанавливая признаки фиктивности операций и выявляя расхождения в налоговой отчетности. Если в первом квартале 2016 года среднероссийский показатель расчета налогового разрыва по НДС составлял 8% от всего НДС-оборота, то к настоящему времени на фоне роста НДС-оборота удалось добиться его снижения до 0,47% (в 2018 году - 0,84%) [5].

Последовательная реализация стратегии приоритетного применения аналитической составляющей контрольной работы также

позволила снизить число «фирм-однодневок». По состоянию на конец 2019 года в ЕГРЮЛ содержаться данные об около 4 млн. организаций, при этом численность компаний, имеющих признаки фиктивности, уменьшилось до 180 тысяч. То есть количество неблагонадежных фирм составляет не более 5% от общего числа [9].

Стоит отметить то, что более высокая точность планирования проверок и прогнозирования их результатов позволила одновременно снизить затраты на организацию контрольной деятельности и повысить сумму поступающих в бюджетную систему России денежных средств. По результатам проведенных выездных налоговых проверок в 2019 году в бюджет дополнительно поступило 195 млрд. руб.

Таблица 3.

Показатели качества контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации

в 2014-2019 гг.

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Доля выездных проверок, выявивших нарушения, % 98,8 99,0 99,1 98,1 97,8 96,2

Сумма, причитающаяся на каждую проведенную выездную проверку, тыс. руб. 8090 ,0 8734 ,5 1351 3,6 1544 3,4 2222 5,0 3198 9,9

Источник: Отчет по форме № 2-НК

Налоги являются одним из важнейшим рычагов финансового регулирования экономики, поэтому важно изучить способность налоговой системы к стимулированию и стабилизации макроэкономических процессов.

Нельзя не упомянуть об эластичности. Для России значение этого показателя за период с 1990 по 2019 гг. составило 1,034. Так как это больше единицы, то можно утверждать, что российская налоговая система является эластичной, налоговые доходы растут чуть быстрее валового внутреннего

продукта. Но при этом увеличивается налоговая нагрузка на экономику страны (рис. 2).

Финансовую и налоговую грамотность населения, а значит и выполнение обязанностей органов ФНС по информированию граждан оценить сложнее. В этих целях Росстатом было использовано анкетирование, показавшее, что лишь 60% респондентов считают свои познания относительно налоговой сферы

удовлетворительными.

Рисунок 2. Динамика налоговой квоты экономики Российской Федерации в 1995-2019 гг., % [8]

Критерием эффективности системы налогообложения является признак, который отражает способность налоговой системы полноценно и качественно выполнять возложенные на нее функции [6]. Чтобы дать этому абстрактному признаку количественную оценку, необходимо сформировать интегральный показатель, учитывающий все упомянутые ранее характеристики налоговой системы (табл. 4).

Интегральный показатель эффективности налоговой системы России имеет значение 85 баллов из 100 возможных. Поэтапное развитие и реформирование привели к достижению результативности функционирования налоговых институтов. Но не стоит забывать, что все еще остаются направления для дальнейшего совершенствования, особенно, в динамичных условиях.

Таблица 4.

Расчет интегрального показателя эффективности налоговой системы Российской Федерации

Показатель Эффективное значение Вес Оценка выполнения показателя (выполнение - 1, невыполнение- 0) Значение интегрального показателя

Контроль достаточности налоговых поступлений в бюджет

Коэффициент собираемости налогов (консолидированный бюджет РФ) > 100% 40 1 40

Контроль использования бюджетных средств на организацию налоговой системы

Уровень затрат налоговых органы в расчете на 100 руб. поступлений Снижение или стабильный уровень относительно периода 15 1 15

Контроль динамки налоговой задолженности

Общая сумма совокупной задолженности снижение прироста задолженности за отчетный период 5 0 0

Контроль эффективности работы налоговых органов

Коэффициент качества планирования проверок 100% или положительная динамика 10 1 10

Эффективность выездных проверок Положительная динамика 10 1 10

Контроль влияния на экономику

Коэффициент эластичности/дина-мичности налоговой системы > 1 10 1 10

Налоговая квота и нагрузка Тенденция к снижению 5 0 0

Контроль взаимоотношений "налоговая система-налогоплательщики"

Уровень налоговой культуры Налоговая грамотность более чем у 2/3 населения 5 0 0

Итоговый интегральный показатель 100 - 85

Источник: расчеты автора

По итогам проведенного исследования в соответствии с поставленной целью были получены следующие выводы:

• Проведенный анализ эффективности функционирования налоговой системы России, учитывающий как качественные, так и количественные ее характеристики, позволил сделать вывод об успешности проводимых преобразований в налоговой сфере.

• Учет эластичности и чувствительности объекта исследования к условиям экономической системы указывает на неизбежность дальнейшего развития налоговой системы, что повышает актуальность прогнозной деятельности для своевременного реагирования на изменения в жизни общества.

Таким образом, в заключение целесообразно отметить то, что развитие налоговой системы обусловлено объективными причинами. Будь то необходимость пополнения бюджета или же стимулирование экономических процессов, конечная цель преобразований остается неизменной - это эффективное функционирование налоговой системы, обеспечивающее выполнение возложенных на нее функций.

Список литературы:

1.Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон РФ № 2118-1 от 27.12.1991

2.Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система

Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 541 с.

3.Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе / К.С. Григорьева // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №317.

4.Журавлева И.А. Философские основы системономической модели развития налоговой системы / И.А. Журавлева // Аудит и финансовый анализ. 2019. №6. С. 15-27.

5.Новоселов К.В. и др. Организация и методика проведения налоговых проверок: учеб. пособие / К.В. Новоселов, Е.Е. Смирнова Е.Е., А.С. Адвокатова; под науч. ред. К.В. Новоселова. - М.: КНОРУС, 2020 - С. 242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение / В. Г. Пансков. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 436 с.

7.Федеральная налоговая служба. Статистика и аналитика. [Электронный ресурс] URL: https://analytic.nalog.ru/ (дата обращения: 07.05.2020)

8.Российский статистический ежегодник / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

9.РБК: Количество фирм однодневок в России обновило исторический минимум (09.04.2019) URL: https://www.rbc.ru/economics/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.