УДК 338.1
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНЦИИ НА
АВТОТРАНСПОРТНОМ РЫНКЕ
Подхалюзина В.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) Дрейцен М.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет» (МАДИ)
В современных рыночных условиях наблюдается ужесточение конкурентной борьбы, как на рынке транспортных средств, так и на любом другом рынке. Конкурентная борьба усиливается, что придает особое значение конкурентоспособности субъектов хозяйствования (предприятий, фирм) и их продукции. В результате трансформации процесса развития конкурентоспособность субъектов хозяйствования, производимых и реализуемых потребительских товаров, работ и услуг делает актуальным исследование в области оценки конкуренции на отдельно взятом рынке, а именно рынке автотранспортных средств.
Ключевые слова: автомобильный рынок, конкуренция, автомобильный транспорт.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL PROVISIONS FOR ASSESSING COMPETITION IN THE MOTOR TRANSPORT MARKET
Podhalyuzina V., Ph.D., assоciate professor, Road transport Economy chair, FSEIHPE «Moscow Automobile and Road Construction
University» (MADI)
Dreytsen M., Ph.D., assоciate professor, Road transport Economy chair, FSEI HPE «Moscow Automobile and Road Construction University»
(MADI)
In the current market conditions there is a toughening of competition on the market of vehicles, or on any other market. Competition increases, which attaches particular importance to the competitiveness of economic entities (enterprises, companies) and their products. As a result of the transformation process the competitiveness of business entities, produced and sold consumer goods, works and services makes it relevant to study in the area of evaluation of competition in a particular market, namely the market of motor vehicles.
Keywords: automobile market, competition, automobile transport.
На современном этапе развития оценка конкуренции на автомобильном рынке может быть рекомендована к применению, в рамках данной методологии, в следующих случаях: исследования нарушений правил конкуренции на авторынке; определение границ авторынка; определение лидера на авторынке; установление факта ограничения конкуренции.
Научно-организационные действия, которые необходимо выполнить в рамках данной методики: определить интервал времени исследования авторынка; определить границы авторынка; определить перечень субъектов хозяйствования; рассчитать объем авторынка и доли субъектов; определить существующий уровень концентрации авторынка; определить фактические барьеры входа на авторынок; оценить конкуренцию на авторынке; определить лидирующее положение субъекта на авторынке; составить отчет.
Источники информации для осуществления методических разработок, в данном случае определяются, как: Росстат, АВТОСТАТ, АСМ-Холдинг; государственные органы, ЦБ РФ; покупатели и продавцы, результаты различных исследований и экспертиз и т.п.
На первом этапе научно-организационных мероприятий проводится определение интервала времени исследования автомобильного рынка. Определяемый интервал времени автомобильного рынка зависит от: целей проводимой оценки существующей конкуренции; продолжительности периода выявленного нарушения определенных правил существующей конкуренции; некоторых особенностей автомобильного рынка; доступности информации. Интервал времени исследования автомобильного рынка - минимум 1 год. Если необходимо провести оценку конкуренции на автомобильном рынке с целью изучения его характеристик, то достаточно провести ретроспективную оценку конкуренции.[2]
Если потребители товара не заменяют и/или не готовы заменить товар, который находится в потреблении таким же товаром, который приобретен в другой период, то выбор интервала времени учитывает следующие характеристики автомобильного рынка: сезонность поставок, возможности продавцов вносить любые изменения, периоды спроса (максимального и минимального), наличие возможности установления продавцами товара различных цен в различные периоды времени, сроки существующих договоров, время фактического появления товара на автомобильном рынке, уровень новизны появляющегося товара.[1] Необходимо отметить, что все характеристики автомобильного рынка должны быть определены в рамках одного уже установленного для исследования интервала времени.
На втором этапе определяются товарные границы автомобиль-
ного рынка. Установление границ автомобильного рынка - это порядок действий с целью определения товара, который не имеет заменителя на рассматриваемом автомобильном рынке. Порядок определения границ автомобильного рынка: первоначальное обозначение товара и его свойств, которые влияют на выбор покупателя, а также и товаров, которые могут быть взаимозаменяемыми для рассматриваемого товара. Мнение потребителей необходимо определять в ходе опросов и/или анализа предмета существующего договора реализация товара.
Для выявления свойств товара, которые предопределяют выбор потребителя, необходимо проанализировать: функциональность и потребительские свойства товара, цель покупки, качественные и технические характеристики, стоимость, условия продажи, особенности маркетинговой стратегии. Чтобы выявить товары, которые могут быть потенциально взаимозаменяемыми, необходимо получить результаты: экспертных заключений, анализа сопоставимых по значимым свойствам товаров, которые входят в одну группу товаров.[3] Методы выявления товаров на замену: метод «предположительного лидера»; аналитический метод, расчет эластичности спроса. При использовании метода «предположительного лидера» условием будет являться длительное (свыше года) повышение цены на первый товар на 5-10% без учета инфляции. Этапы теста:
1. Проводится опрос потребителей с целью выяснения реакции на повышение цен на товар.
2. Если в ходе проводимого поросу будет выяснено, то потребители готовы заменить товар, то его продажи сократятся. А значит повышение цен невыгодно. Товар же, на который потребители готовы заменить, необходимо включить в список взаимозаменяемых. Особенности процедуры: опрос проводится с целью определения группа товаров, повышение цен на которые не снизят выгоды для "предположительного монополиста". Такие товары будут являться взаимозаменяемыми. Мера взаимозаменяемости товаров - показатель эластичности спроса по цене, которая определяется как отношение изменения показателя спроса на первый товар (в %) к динамике цены на другой товар за конкретный период (в%). Показатель эластичности должен превышать единицу. Если проводится ретроспективная оценка конкуренции на автомобильном рынке, то используются рыночные цены, которые существовали в течение уже определенного интервала времени исследования автомобильного рынка.
В соответствии с разработанной методикой, на следующем шаге определяются географические границы автомобильного рынка. Этапы определения границ: первоначальное определение границ;
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2017 | 57
обнаружение условий обращения исследуемого товара, которые ограничивают экономические и технические возможности покупки товара потребителем вне границ автомобильного рынка; выявление территорий, которые входят в границы автомобильного рынка. Информация, которая необходима для предварительного определения границ: сведения о территории с выявленными признаками нарушения действующих правил конкуренции; ценообразование на автомобильном рынке; географическая структура поставок товаров.
Для обнаружения условий обращения товара, которые ограничивают экономические и технические возможности покупки потребителем необходимо учесть: существующие требования к транспортировке; организационно-транспортные схемы покупки товара; наличие возможности перемещения товара к потребителю или наоборот; наличие и взаимозаменяемость средств транспорта для перемещения товара/потребителя; возможные расходы по поиску и покупке товара, расходы на транспорт; существующие особенности территории в предположительно определенных границах автомобильного рынка; возможные региональные особенности существующего спроса на товар; наличие условий, правил, обычаев существующего делового оборота.
Методы определение рассматриваемых границ автомобильного рынка: метод "предположительного монополиста", который описан выше; метод определения фактических районов продаж.
Состав субъектов хозяйствования на автомобильном рынке включает в себя только те субъекты хозяйствования, которые реализуют в его границах товар в рамках уставленного интервала времени.
Количество субъектов хозяйствования достаточно при выполнении одного из условий: обнаружены все субъекты хозяйствования на автомобильном рынке; выявленное количество позволит подтвердить/опровергнуть гипотезу о возможном доминирующем положении на автомобильном рынке; использована вся доступная информация для выявления субъектов хозяйствования.
В ходе выполнения настоящих методических разработок определяется состав субъектов хозяйствования с обязательным наличием следующих данных: полное наименование организации, место фактического нахождения, ИНН. Также возможно установить следующую информацию: принадлежность к некоторой группе лиц/ компаний; потребители товара и/или регионы продаж; наличие производства товара; продавцы товара.
На следующем этапе необходимо определить объем автомобильного рынка, доли субъектов хозяйствования на этом рынке. Основной показатель расчета объема автомобильного рынка, а также долей субъектов хозяйствования - объем продаж на автомобильном рынке. Объем автомобильного рынка рассчитывается как: сумма всех продаж; сумма фактических объемов производства товара в установленных географических границах без учета экспорта; сумма фактических объемов покупок потребителями. Доля субъекта хозяйствования (в %) - отношение объема товаров данного субъекта за конкретный срок к объему автомобильного рынка за этот же срок.
Чтобы определить существующий уровень концентрации автомобильного рынка будем использовать показатели:
а) коэффициент концентрации - сумма долей трех лидеров.
б) индекс концентрации - сумма квадратов долей всех субъектов хозяйствования. По итогам значений коэффициента и индекса концентрации выделим уровни концентрации автомобильного рынка: высокий: 70% <= Коэффициент концентрации <= 100% или 2000 <= Индекс концентрации <= 10000, умеренный: 45% <= Коэффициент концентрации <= 70% или 1000 <= индекс концентрации <= 2000, низкий: коэффициент концентрации < 45% или индекс концентрации < 1000.
При определении барьеров для входа на автомобильный рынок, этапы могут быть следующие: определение наличия/отсутствия барьеров; наличие возможности преодоления барьеров. Барьеры для входа на автомобильный рынок: экономические, транспортные, административные, экологические, ограничения; отсутствие доступа к ресурсам; наличие минимального объема производства; преимущества субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность на автомобильном рынке; анализ барьеров осуществляется: с целью выявления потенциальной возможности поставщиков стать участниками автомобильного рынка, а также с целью выявления возможности субъектом хозяйствования увеличить свою долю.
Методы определения перечня потенциальных поставщиков: опрос по методу «предположительного лидера»; метод экспертных оценок (индивидуальные и/или групповые экспертные оценки). На-
личие возможности преодолеть барьеры оцениваем, используя сроки и величину затрат на преодоление (опрос поставщиков и экспертов). Барьеры преодолимы, если затраты на их преодоление экономически оправданны потенциальными преимуществами.
При оценке конкуренции на автомобильном рынке порядок может быть следующий: оценка конкуренции - определение вида рынка: с развитой или нет конкуренцией. Оценка конкуренции осуществляется на базе показателей: уровень концентрации, наличие и преодолимость барьеров.
Признаки рынка с неразвитой конкуренцией:
1. Высокий фактический уровень концентрации авторынка.
2. Наличие труднопреодолимых барьеров.
3. Наличие признаков ограничения конкуренции.
Признаки рынка с развитой конкуренцией:
1. Низкий уровень концентрации.
2. Отсутствие барьеров.
3. Отсутствие ограничения конкуренции.
Следующим моментом может быть определение лидирующего положения субъекта хозяйствования на автомобильном рынке. Признаки лидирующего положения:
а) доля субъекта, ее соотношение с долями организаций-конкурентов и потребителей;
б) длительность срока, в течение которого имеется возможность оказывать существенное влияние на условия продажи товара и цены;
в) наличие различного рода ограничений для входа на автомобильный рынок.
Лидирующим положение может быть признано для каждого из трех субъектов хозяйствования с наибольшими долями на автомобильном рынке, а их суммарная доля составляет не менее 50%.
Лидирующим положение может быть признано для каждого из четырех субъектов хозяйствования с наибольшими долями на автомобильном рынке, а их суммарная доля составляет не менее 70%.
Определение лидирующего положения субъектов хозяйствования осуществляется путем анализа обстоятельств:
а) срок сохранения лидирующего положения;
б) присутствие различного рода ограничений для входа на автомобильный рынок.
По итогам проведенной оценки конкуренции на автомобильном рынке составляется отчет со всеми результатами настоящих научно-методических разработок. Отчет содержит выводы, которые сделаны на каждом этапе оценки.
Литература:
1. Улицкая Н.М. Современный подход к индикативной оценке деятельности автотранспортной организации // Транспортное дело России. 2016. №1.
2. общественного транспорта в рыночных условиях // Транспортное дело России. 2014. №6.
3. Чириканова Е.А. Тенденции государственного таможенного регулирования импорта легковых автотраспортных средств // Транспортное дело России. 2012. №5.
58 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №1 2017 |