УДК 339.13
АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Бубнов Юрий Викторович магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента
Кизим Анатолий Александрович
д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и
менеджмента
Старкова Надежда Олеговна к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и менеджмента
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
Проведено системное исследование современного мирового рынка легковых автомобилей. Выявлены основные тенденции и закономерности развития мирового авторынка Определены основные факторы, влияющие на сложившуюся социально-экономическую ситуацию на авторынках конкретных регионов, а также на краткосрочные и долго -срочные перспективы их развития
Ключевые слова: АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК, ОБЪЕМ ПРОДАЖ, РОСТ, СТАБИЛЬЗАЦИЯ, ДИЛЕР, ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ, АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
UDC 339.13
ANALYSIS OF THE WORLD CAR MARKET
Bubnov Yury Viktorovich
undergraduate of the World economy and management department
Kizim Anatoly Aleksandrovich Dr.Sci.Econ., professor of world economy and management department
Starkova Nadezhda Olegovna Cand.Econ.Sci., associate professor of the World economy and management department
Kuban State University, Krasnodar, Russia
Systematic analysis of the contemporary world car market has been done. The main tendencies and patterns of development of world car market have been identified. The main factors that influent the current socio-economic situation in the specific regions of the car market, as well as short-and long-term prospects for their development, have been determined
Keywords: AUTOMOBILE MARKET, SALES, GROWTH, STABILIZATION, DEALERS, PASSENGER CAR, AUTOMOTIVE INDUSTRY
В настоящее время мировой рынок легковых автомобилей отличается неоднородностью и развивается непропорционально. В 2012 году крупнейшие автомобильные рынки мира продемонстрировали различные тенденции - в США спрос на автомобили приблизился к докризисному уровню, Китай сумел сохранить звание крупнейшего авторынка мира, продажи в Европе обвалились на фоне финансового кризиса, а российских авторынок продолжил рост (табл. 1).
Наибольшая доля объема реализованных в мире автомобилей приходится на Китай. По данным Ассоциации автопроизводителей Китая (СААМ), в 2012 году китайцы купили на 6,8% машин больше, чем 2011 году. Количество реализованных в минувшем году новых легковых автомобилей составило 14,68 млн. единиц. [4].
Таблица 1 - Результаты продаж легковых автомобилей на ведущих
мировых рынках.
№пп Национальный рынок Объем реализации автомобилей в 2012 г., млн. шт. Прирост объемов реализации автомобилей на рынке, %
1 США 14,5 +13
2 Франция 1,9 -14
3 Испания 0,7 -13
4 Великобритания 2,04 +5,3
5 Германия 3,1 -2,9
6 Италия 1,4 -19,9
7 Япония 3,39 +26
8 Россия 2,76 +10
9 Китай 14,68 +6,8
Авторынок Китая начал резко расти в 2009 году, когда увеличение спроса на китайские машины составило 59,1% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. С тех пор китайский авторынок продолжает стабильно расти, не смотря на то, что темпы его роста существенно замедлились.
Лидерами роста авторынка Китая в 2012году (без учета местных марок) стали преимущественно люксовые европейские бренды - BMW, Audi, а также Jaguar и Land Rover. Спрос на автомобили BMW (326 тыс. машин) и Audi (405,8 тыс. машин) вырос за год на 30 - 40%, а для Jaguar и Land Rover Китай стал крупнейшим рынком сбыта: спрос на эти машины увеличился на 70% (73,3 тыс. машин в сумме для обеих марок).
Кроме того, заметно вырос спрос на автомобили американских компаний Ford и General Motors (2,85 млн), но не столь заметно, как у европейских люксовых марок. Рост составил 21% и 14,7% соответственно.
В январе-феврале 2013 года продажи легковых автомобилей в Китае выросли самыми быстрыми темпами с 2010 года, несмотря на ослабление макроэкономических показателей в стране. Согласно данным Китайской
ассоциации автопроизводителей (CAAM), продажи автомобилей дилерским центрам в первые два месяца 2013 года подскочили на 20% - до 2,84 млн. единиц с 2,37 млн. за аналогичный период 2012 года [6]. Как прогнозирует CAAM, за 2013 год в целом продажи автомобилей на китайском авторынке увеличатся на 7% и впервые превысят 20 млн., чему будет способствовать восстановление экономического роста и продолжающийся отток населения в города. В прошлом 2012 году году наблюдался подъем на 4,3%, в 2011 году - на 2,5%.
Наиболее продаваемым седаном в Китае в 2012 году явился автомобиль Volkswagen Lavida. Первое место среди внедорожников заняла модель Haval производства китайской Great Wall Motor Co.
Продажи автомобилей в Китае, по мнению экспертов, будет увеличиваться вместе с растущей экономикой, но местные автопроизводители столкнутся с более заметными трудностями в своей борьбе за удержание и увеличение доли на рынке [4]. Конкуренция на китайском авторынке будет усиливаться, поскольку иностранные производители будут наращивать меры, направленные на увеличение своей доли. В частности, в наступившем году немецкий автоконцерн Volkswagen и американский General Motors будут соперничать за лидерство среди зарубежных автопроизводителей, улучшая свои позиции за счет снижения спроса на автомобили японских марок. Volkswagen в 2013 году может реализовать в Китае 2,7 млн. автомобилей, а GM - 2,65 млн. машин [5].
Положительная динамика роста наметилась на автомобильном рынке США. В США в 2012 году было продано 14,5 млн. машин, что на 13% больше, чем годом ранее. Для местного авторынка 2012 год стал лучшим за последние пять лет и ознаменовал возвращение к докризисным показателям (в 2007 году в США купили 16,1 млн. машин).
Эксперты считают, что расширению авторынка США поспособствовало укрепление экономики страны, а также рост уверенности американ-
цев в завтрашнем дне - многие автовладельцы, державшиеся за свои старые машины во время рецессии, наконец решили сменить свои автомобили. У людей появилась уверенность в перспективах собственного трудоустройства, а банки и другие кредиторы стали более открытыми - эти факторы повлияли на возвращение клиентов на рынок [3].
Лидерами роста в США в 2012 году стали компании Volkswagen за счет модели Passat, а также Chrysler, чьи автомобили Dodge Caravan и Jeep Grand Cherokee помогли компании достичь высоких результатов. Более того, Volkswagen смог превысить установленный ранее план продаж в 500 тыс. машин в США: по данным за ноябрь, компания уже продала в Соединенных Штатах 577 тыс. автомобилей [11].
Продажи японских компаний Toyota, Honda и Subaru выросли в США в 2012 году на 24-28%, эффективно компенсировав, таким образом, низкие показатели 2011 года, связанные с землетрясением в Японии. Из-за природного катаклизма поставки машин ключевых японских автопроизводителей на крупнейшие рынки были сорваны.
Кроме того, американские потребители продемонстрировали значительный интерес к автомобилям с альтернативными силовыми установками. По данным компании Mintel, продажи гибридов и электрокаров выросли на 73% в 2012 году в США, достигнув показателя в 440 тыс. машин.
Помимо этого американские производители первыми отреагировали на еще одну важную тенденцию мирового автомобильного рынка - массовое увлечение потребителей автомобильной продукции эко ориентированными системами. Переход автомобильной индустрии на более безопасные (для окружающей среды) механизмы - вынужденная мера, продиктованная пересмотром европейских стандартов. Вынужденные адаптировать собственные автомобили под международные требования, первыми занялись выпуском экономичных эко ориентированных установок в американской компании Форд (системы ЭкоБуст).
Не смотря на то, что по мнению аналитиков рынка экономическая неопределенность внутри США и побочный эффект от замедления ведущих экономик за рубежом будут замедлять темпы экономического роста, включая показатели продаж автомобилей, тем не менее в данном секторе продолжается рост. Так, по итогам февраля 2013 года американский авторынок вырос на 4% и составил 1,2 млн. легковых автомобилей и внедорожников. Наибольший рост реализации по итогам первых двух месяцев 2013 года показали Volkswagen, Ford и General Motors.
Очищенный от сезонности годовой уровень продаж, рассчитанный из результатов февраля 2013 года, составил 15,4 млн. автомобилей, что чуть выше по сравнению с январем (15,3 млн. машин). По итогам двух месяцев 2013 года американский авторынок вырос на 8% до более чем 2,2 млн. машин.
Рынок Японии в 2012 году увеличился на 26% и достиг отметки в 3,39 млн. проданных машин. Кроме того в 2012 году японцы купили 1,98 млн. мини-каров - микролитражных автомобилей с двигателями объемом до 660 куб. см., набирающих популярность в последнее время, как наиболее экономичный вид легкового транспорта [8]. Данный результат стал первым показателем роста за два года. Причиной тому стали государственные субсидии, нацеленные на популяризацию экологически чистых автомобилей. Государственная поддержка способствовала стабилизации ситуации в японском автопроме и началу нового роста авторынка после падения в марте 2011 года в результате сильнейшего землетрясения, которое нанесло существенный урон японским производителям автомобилей и автокомпонентов, а также дилерам и потребителям, что на целый год парализовало рынок. К настоящему моменту государственная программа субсидирования экологически чистых автомобилей свернута, однако, за время реализации ею успели воспользоваться множество японцев, что прямо отразилось на развитии авторынка. Тем не менее, не смотря на общий за год прирост,
в последние четыре месяца 2012 года продажи автомобилей в Японии сокращались - наиболее заметное падение составило 9% и было зафиксировано в октябре. По данным Японской ассоциации автодилеров (JADA) [9], продажи легковых автомобилей в Стране восходящего солнца по итогам февраля 2013 года снизились на 13,3% до 261585 единиц, без учета мини-каров. В связи с завершением госпрограммы по субсидированию покупки экологически чистых автомобилей, а также ожидаемым увеличением различных налогов и удорожанием страховых полисов в JADA прогнозируют падение японского авторынка в 2013 году на 13% к показателям прошлого года (3 млн. 14 тысяч машин).
Общая социально-экономическая обстановка в Европе не могла не сказаться на состоянии европейского автомобильного рынка. В настоящее время авторынок Европы пребывает в условиях жесткого кризиса - в ряде европейских стран в 2012 году продажи автомобилей упали до минимальных отметок. В декабре 2012 года в ЕС было зафиксировано самое резкое снижение продаж новых автомобилей с 2008 года - на 16,3%. Годовой показатель уменьшился на 8,2%, до 12 млн. штук. Это худший результат с 1995 года и самое сильное падение продаж с 1993 года. На основных автомобильных рынках ЕС, кроме Великобритании, в декабре 2012 года отмечено падение продаж: в Германии - на 16%, во Франции - на 15%, в Италии - на 22,5%, в Испании - на 23%.
В Германии, в целом по результатам за 2012 год продажи сократились на 2,9%, до 3,1 млн. штук. По мнению авторитетных аналитиков [2], убытки автопроизводителей массового сегмента в прошлом году в Европе составили около 5 млрд. евро. А по мнению экспертов, опрошенных изданием Automotive News Europe, «реальный спад продаж гораздо хуже, чем отраженный в статистике, так как цифры продаж по итогам года были искусственно раздуты в результате регистраций автомобилей дилерами и самими автопроизводителями, что особенно касается немецкого рынка» [10].
Ассоциация автомобильной промышленности Германии (VDA) прогнозирует еще большее снижение продаж на автомобильном рынке к концу 2013 года, которое может произойти, даже несмотря на общий макроэкономический рост [7].
На фоне ухудшения общей ситуации по Европе (обвал авторынков в Италии, Франции, Испании) авторынок Великобритании в 2012 году достиг максимума за четыре года - 2 млн. проданных автомобилей, что на 5,3% больше, чем результаты 2011 года. Результат превзошел ожидания аналитиков на 6,5%, но все равно оказался ниже докризисного показатели в 2,4 млн. проданных машин, зафиксированного в Великобритании в 2007 году. Таким образом, к концу 2012 года британский авторынок стал в ЕС вторым по объемам реализации автомобилей после Германии, оттеснив Францию на третье место. Однако в начале 2013 года продажи в Великобритании постигла такая же участь, как и другие европейские страны.
В феврале 2013 года пессимистичные прогнозы аналитиков автомобильного рынка стали находить свое подтверждение - продолжили падение четыре из пяти крупнейших авторынков Европы. Наибольший спад объемов реализации автомобилей отмечен в Италии - 17 %. Продажи машин в Германии упали на 11 % (и на 8,6 в январе). Испанский авторынок просел на 9,8 %. Продажи в Великобритании сократились на 7,9 %.
Падение продаж на европейском авторынке в январе 2013 года составило 8,5 %. В феврале 2013 года в регионе было реализовано 829 359 новых машин, что на 10,2 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам первых двух месяцев текущего года в регионе было реализовано 1,75 млн. машин, что на 9,3 % меньше, чем в 2011 году.
Больше всего пострадали General Motors Co. (-20 %), Fiat SpA (-16 %) и PSA Peugeot Citroen (-13 %), зафиксировав наибольшее снижение европейских продаж в феврале. Однако нынешняя ситуация сказалась и на результатах традиционно благополучных немецких концернов. В частности,
Volkswagen потерял 7,2 % в феврале. Его дочерний бренд Skoda - 12 %. Продажи непосредственно автомобилей марки Volkswagen сократились на 9,9 %, Audi - на 3,8 %. BMW потерял в продажах 2,8 % в феврале и 6,4 % в январе (по сравнению с показателями за аналогичные месяцы прошлого года). Результат Daimler сократился на 1,7 % в феврале и 3,7 % в январе. [1]. Многие европейские марки столкнулись с необходимостью закрытия своих заводов в Европе. К такой мере пришлось прибегнуть компаниям Opel, Ford, Peugeot, Citroen. Суммарное количество сокращенных из-за ликвидации заводов рабочих мест составит около 18 тысяч.
Причиной продолжившегося падения европейских автомобильных рынков могли явиться долговой кризис и общая экономическая и политическая неустойчивость в еврозоне, в сочетании с различными инициативами налоговой политики в области вредных выбросов в атмосферу, которые наблюдаются в настоящее время в Евросоюзе.
Экономическая ситуация на рынке автомобилей в РФ в настоящее время отличается от общей европейской. В 2011 году отечественный автомобильный рынок вышел на траекторию самостоятельного роста благодаря общему оздоровлению экономики после кризисного 2009 года, росту среднедушевых доходов, восстановлению рынка автокредитов, а также реализации государственной программы утилизации старых автомобилей.
В 2012 году рынок продемонстрировал 10% прирост. При этом динамика рынка в 2012 году значительно отличалась по полугодиям - во второй половине года рост значительно замедлился, демонстрируя тенденцию к стабилизации темпов роста.
После нескольких лет, демонстрирующих неустойчивый рост объемов продаж новых автомобилей на российском авторынке стали заметны признаки стабилизации. Рынок встал на путь устойчивого умеренного роста.
В 2012 году продажи новых легковых автомобилей увеличились на 10% в штучном выражении и на 21% в денежном выражении по сравнению
с прошлым годом (табл. 2). Иномарки российского производства показали лучший рост среди остальных категорий легковых автомобилей и увеличили свою долю авторынка до 44%.
Таблица 2 - Результаты продаж новых легковых автомобилей в Рос-
сии в 2012 году
Категории Продажи, тыс . шт. Продажи, млрд. долл
легковых Ян- Ян- Изме- Ян- Ян- Изме-
автомобилей варь- варь- нение, варь- варь- нение,
де- де- % де- де- %
кабрь кабрь кабрь кабрь
2012 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г.
Отечественные 518 620 -6,5 6,7 60,9 -3
марки
Иномарки рос- 1215 1040 +17 31,2 23,7 +32
сийского про-
изводства
Импорт новых 965 840 +15 33,1 28,3 +17
автомобилей
ВСЕГО 2760 2500 +10 71 58,9 +21
Подтверждением стабилизации рынка является тот факт, что последние 3 года сезонность продаж год от года становится более стабильной и предсказуемой. Небольшие отклонения сезонности в 2012 году связаны, в основном, с адаптацией участников рынка к более умеренным темпам роста.
Стабильность является лучшей основой для продолжения устойчивого роста на автомобильном рынке. Если тенденция сохранится, то это положительно скажется на всех участниках рынка, поскольку это позволит осуществлять более эффективное планирование и снизить издержки в долгосрочной перспективе. Поэтому по-прежнему важным остается вопрос утилизация существующего количества вышедших из эксплуатации автомобилей в автопарке России. Тесное сотрудничество между тремя сторонами - государством, автопроизводителями и частными предпринимате-
лями - может послужить основой для создания утилизационной инфраструктуры, которая необходима для поддержания долгосрочного роста автомобильного рынка России.
Таким образом в целом в настоящее время ситуация на мировом автомобильном рынке является нестабильной. На ряду с ростом объемов реализации легковых автомобилей на рынках Китая, России, Японии, США, европейский автомобильный рынок пребывает в состоянии стабильного падения, что демонстрируют не только итоги 2012 года, но и ситуация первых месяцев 2013 года. Экономическая и политическая неустойчивость в сочетании с различными инициативами налоговой политики в области вредных выбросов в атмосферу, которые наблюдаются в Европе, привели к резкому падению объемов продаж на четырех из пяти крупнейших авторынках Европы в 2012 - 2013 годах.
Автомобильный рынок является очень чувствительным к общей экономической ситуации в регионе, поскольку приобретение автомобилей -товаров долгосрочного использования, люди предпочитают осуществлять будучи уверенными в перспективах своего экономического благополучия. Так, в США возвращение клиентов на рынок в 2012 году произошло в связи с тем, что общая стабилизация экономической ситуации повлияла на то, что у рядовых американцев появилась уверенность в перспективах собственного трудоустройства, а банки и другие кредиторы стали более открытыми - результат рост объемов рынка. Так же и растущая экономика Китая способствует росту спроса на легковые автомобили. Вместе с тем увеличение объемов китайского авторынка, на фоне европейского спада, влечет за собой и ужесточение конкуренции для китайских производителей. Конкуренция на китайском авторынке будет усиливаться, поскольку иностранные производители будут наращивать меры, направленные на увеличение своей рыночной доли.
В РФ автомобильный рынок перешел в стадию стабильного роста. В краткосрочной перспективе наибольшее влияние на отечественный авторынок могут оказать факторы, связанные с организацией эффективной утилизационной инфраструктуры, в долгосрочной - рост доходов населения и объемов автокредитования.
Список литературы
1. Германия ускорила падение продаж автомобилей в Европе // Автовести. Ве-сти.ги // URL: http://auto.vesti.ru/doc.html?id=503974&lentanews (20.03.13.)
2. Европейский авторынок в 2012 году показал худший результат продаж за 17 лет // За рулем. РФ. // URL: http://www.zr.ru/content/news/507947-jevropejskij_avtorynok_v_2012_godu_pokazal_khudshij_rezultat_prodazh_za_17_let/ (29.03.13.)
3. Злобин А. Авторынок России: когда сократится отставание от США? // Forbes http:// URL: www.forbes.ru/sobytiya/rynki/83283-avtorynok-rossii-kogda-sokratitsya-otstavanie-ot-ssha (31.03.13.)
4. Китайский авторынок показал максимальный рост продаж // Украшска правда. Экономiчна правда. 11.03.2013. // URL: http://www.epravda.com.ua/rus/news/2013/03/11/364968/ (13.03.2012)
5. Китайский авторынок в феврале упал из-за новогодних каникул // Аналитическое агентство «Автостат» // URL: http://www.autostat.ru/news/view/12912/ (28.03.13.)
6. На китайском авторынке зафиксирован максимальный с 2010 года рост продаж // Кореспондент.biz // URL: http://korrespondent.net/business/auto/1520982-na-kitaj skom-avtorynke-zafiksirovan-maksimalnyj -s-2010-goda-rost-prodazh / (14.03.2012)
7. Немецкий авторынок готовится к снижению продаж в 2013 году // За рулем. РФ. // URL: http://www.zr.ru/content/news/498020-nemeckij_avtorynok_gotovitsa_k_snizheniju_prodazh_v_2013_godu/ (29.03.13.)
8. Новая тенденция мирового автомобильного рынка: Хонда переходит на эко двигатели // Autoroute.ru // URL: http://avtoroute.ru/novaya-tendenciya-mirovogo-avtomobilnogo-rynka-xonda-perexodit-na-eko-dvigateli.html (31.03.13.)
9. Японский авторынок падает шесть месяцев подряд // Аналитическое агентство «Автостат» // URL: http://www.autostat.ru/news/view/12852/ (26.03.13.)
10. Jolley D. Western Europe car sales decline 10.6% // Automotive News Europe -March 8, 2013 URL: http://europe.autonews.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20130308/ANE/130309866/0/SEAR CH (21.03.13.)
11. United States Car Registrations // URL: http://www.tradingeconomics.com/united-states/car-regi strations (26.03.13.)
List of References
1. Germany hastened the fall in car sales in Europe / / Avtovesti. BBC News / / URL: http://auto.vesti.ru/doc.html?id=503974&lentanews (20.03.13.)
2. The European car market in 2012, showed the worst result in 17 years of sales / / Behind the wheel. RF. / / URL: (03.29.13.)
3. Zlobin A. Car market of Russia, when the gap to the U.S.? / / Forbes http:// URL: www.forbes.ru/sobytiya/rynki/83283-avtorynok-rossii-kogda-sokratitsya-otstavanie-ot-ssha (31.03.13.)
4. Chinese car market showed maximum increase in sales / / Ukrainska Pravda. Ekonomichna pravda. 03/11/2013. / / URL: http://www.epravda.com.ua/rus/news/2013/03/11/364968/ (13.03.2012)
5. Chinese car market in February, down from the Christmas holidays / / analytical agency "AUTOSTAT» / / URL: http://www.autostat.ru/news/view/12912/ (28.03.13.)
6. Chinese car market recorded a maximum of 2010 sales growth / / Korespondent.biz / / URL: / (03/14/2012)
7. German car market is prepared to lower sales in 2013 / / Behind the wheel. RF. / / URL: http://www.zr.ru/content/news/498020-nemeckij_avtorynok_gotovitsa_k_snizheniju_prodazh_v_2013_godu/ (29.03.13.)
8. The new trend of the world automobile market: Honda goes eco motors / / Auto-route.ru / / URL: (31.03.13.)
9. Japanese car market falls six months in a row / / analytical agency "AUTOSTAT» / / URL: http://www.autostat.ru/news/view/12852/ (26.03.13.)
10. Jolley D. Western Europe car sales decline 10.6% / / Automotive News Europe -March 8, 2013 URL: http://europe.autonews.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20130308/ANE/130309866/0/SEAR CH ( 21.03.13.)
11. United States Car Registrations / / URL: http://www.tradingeconomics.com/united-states/car-regi strations (26.03.13.)