Научная статья на тему 'Научно-методические основы организации профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры'

Научно-методические основы организации профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФИЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SCIENTIFIC AND METHODICAL BASES / PROFILE TRAINING OF SENIOR PUPILS IN PHYSICAL CULTURE / A PROFILE TRAINING COURSE / PHYSICAL FITNESS / EDUCATION OF PUPILS IN PHYSICAL CULTURE / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / SOCIOCULTURAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глущенко Ирина Анатольевна, Бальба Роман Васильевич, Лундина Галина Анатольевна, Петьков Валерий Анатольевич

Рассматриваются научно-методические основы организации профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры. Раскрыты основные идеи, заложенные в историко-социальном, системно-деятельностном, системно-структурном, личностно-ориентированном и комплексном методологических подходах. Показано содержание профильного курса «Физическая культура: Основы знаний» и пути формирования интеллектуального компонента физической культуры, представляющего собой мощное средство, содействующее перерастанию обязательной учебной деятельности в процесс физкультурного самообразования, создания условий для успешного самоопределения, социализации личности в обществе. Освоение обучающимися авторской программы способствовало в конечном итоге повышению уровня развития личностной физической культуры, осознанного изменения взглядов на природу двигательной активности, её роли в жизни современного общества и человека, а значит, и формированию новой, отвечающей условиям и требованиям современной жизни структуры социокультурных интересов потребностей личности старшеклассников. Вскрытые научно-методические основы организации процесса профильного обучения школьников по физической культуре являются теоретико-методологической и методической базой, с учётом которой старшеклассники смогут не только повысить свой уровень образованности в сфере физической культуры и физической подготовленности, но и овладеть значимыми универсальными учебными действиями и социокультурными компетенциями, которые они смогут успешно применить в построении своего жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глущенко Ирина Анатольевна, Бальба Роман Васильевич, Лундина Галина Анатольевна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODICAL BASICS OF THE ORGANIZATION OF PROFILE TRAINING FOR SENIOR PUPILS IN PHYSICAL CULTURE

The paper discusses the scientific and methodical basics of the organization of senior pupils’ profile training in physical culture. The main ideas put in historical and social, system and activity, system and structural, personal focused and complex methodological approaches are disclosed. The paper shows the contents of a profile course "Physical Culture: Bases of Knowledge" and ways of formation of the intellectual component of physical culture representing the powerful tool to turn obligatory educational activity into process of sports self-education, to create conditions for successful self-determination and socialization of the personality in society. Mastering by pupils of the author's program promoted finally the increase in the level of development of personal physical culture, conscious change of views of the nature of physical activity, its role in life of modern society and the person, and as a result formation of new structure of sociocultural interests and needs of personality of senior pupils, meeting the conditions and requirements of modern life. The uncovered scientific and methodical bases of the organization of pupils’ profile training in physical culture are the theoretical-methodological and methodical base owing to which senior pupils will be able not only to increase the level of knowledge in the sphere of physical culture and physical fitness, but also to seize significant universal educational actions and sociocultural competences which they will be able to successfully apply in creation of the course of life.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы организации профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры»

УДК 373.6:37.037 ББК 74.200 Г 25

И.А. Глущенко

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики безопасности жизнедеятельности и физической культуры Невинномысского гуманитарно-технического института; E-mail: iro4ka-glushenko@yandex.ru

Р.В. Бальба

Преподаватель кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности и физической культуры Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, Невиномысск; E-mail: balba. roma@yandex.ru

Г.А. Лундина

Преподаватель кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности и физической культуры Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, Невиномысск; E-mail: lundina2014@yandex.ru

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, Краснодар; E-mail: valerype@ mail.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются научно-методические основы организации профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры. Раскрыты основные идеи, заложенные в историко-социальном, системно-деятельностном, системно-структурном, личностно-ориентированном и комплексном методологических подходах. Показано содержание профильного курса «Физическая культура: Основы знаний» и пути формирования интеллектуального компонента физической культуры, представляющего собой мощное средство, содействующее перерастанию обязательной учебной деятельности в процесс физкультурного самообразования, создания условий для успешного самоопределения, социализации личности в обществе. Освоение обучающимися авторской программы способствовало в конечном итоге повышению уровня развития личностной физической культуры, осознанного изменения взглядов на природу двигательной активности, её роли в жизни современного общества и человека, а значит, и формированию новой, отвечающей условиям и требованиям современной жизни структуры социокультурных интересов потребностей личности старшеклассников. Вскрытые научно-методические основы организации процесса профильного обучения школьников по физической культуре являются теоретико-методологической и методической базой, с учётом которой старшеклассники смогут не только повысить свой уровень образованности в сфере физической культуры и физической подготовленности, но и овладеть значимыми универсальными учебными действиями и социокультурными

компетенциями, которые они смогут успешно применить в построении своего жизненного пути.

Ключевые слова: научно-методические основы, профильная подготовка старшеклассников в области физической культуры, профильный учебный курс, физическая подготовленность, образованность школьников в сфере физической культуры, универсальные учебные действия, социокультурные компетенции.

I.A. Gluschenko

Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Department of the Theory and Technique of Health Safety and Physical Culture of the Nevinnomyssk Institute of the Humanities and Engineering; E-mail: iro4ka-glushenko@yandex.ru

R.V. Balba

Teacher of Department of the Theory and Technique of Health Safety and Physical Culture of the Nevinnomyssk Institute of the Humanities and Engineering; E-mail: balba.roma@yandex.ru

G.A. Lundina

Teacher of of Department of the Theory and Technique of Health Safety and Physical Culture of the Nevinnomyssk Institute of the Humanities and Engineering; E-mail: lundina2014@yandex.ru

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Pedagogy and Psychology Department of the Kuban State University, Krasnodar; E-mail: valerype@mail.ru

SCIENTIFIC AND METHODICAL BASICS OF THE ORGANIZATION OF PROFILE TRAINING FOR SENIOR PUPILS IN PHYSICAL CULTURE

Abstract. The paper discusses the scientific and methodical basics of the organization of senior pupils' profile training in physical culture. The main ideas put in historical and social, system and activity, system and structural, personal focused and complex methodological approaches are disclosed. The paper shows the contents of a profile course "Physical Culture: Bases of Knowledge" and ways of formation of the intellectual component of physical culture representing the powerful tool to turn obligatory educational activity into process of sports self-education, to create conditions for successful self-determination and socialization of the personality in society. Mastering by pupils of the author's program promoted finally the increase in the level of development of personal physical culture, conscious change of views of the nature of physical activity, its role in life of modern society and the person, and as a result formation of new structure of sociocultural interests and needs of personality of senior pupils, meeting the conditions and requirements of modern life. The uncovered scientific and methodical bases of the organization of pupils' profile training in physical culture are the theoretical-methodological and methodical base owing to which senior pupils will be able not only to increase the level of knowledge in the sphere of physical culture and physical fitness, but also to seize significant universal educational actions and sociocultural competences which they will be able to successfully apply in creation of the course of life.

Keywords: Scientific and methodical bases, profile training of senior pupils in physical culture, a profile training course, physical fitness, education of pupils in physical culture, universal educational actions, sociocultural competences.

Реализация целей современного образования предполагает научное обоснование методических основ профильного обучения школьников.

В этой связи актуальной проблемой является разработка научно-методического обеспечения организации профильной подготовки

старшеклассников в области физической культуры [1; 2]. Для концептуального обоснования методических основ профильного обучения по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы нами были использованы идеи, заложенные в содержании следующих методологических подходов:

- историко-социальный подход, обеспечивающий возможность создания объективных представлений о социальной обусловленности структуры оснований и предметного содержания образования в сфере физической культуры на основе выявления особенности их связей с историей развития человеческого общества;

- системно-деятельностный подход, который является ведущим в процессе переосмысления сущности и содержания школьной физической культуры, ее направленности на формирование творческих способностей, самоопределения в овладении способами физкультурно-спортивной деятельности, преобразования окружающей действительности, собственного бытия и самого себя. Его использование обеспечивает развитие универсальных учебных действий и на их основе необходимых для школьника компетенций;

- системно-структурный подход, который позволяет представить общее физкультурное образование как целостное явление, как целостную педагогическую систему, формирующуюся в единстве и упорядоченности множества собственных системно-структурных элементов и связей;

- личностно-ориентированный подход, рассматриваемый нами с позиции проблемы индивидуализации, персонализации воздействий в процессе физического воспитания, позволяющий формировать и реализовывать на практике такую направленность содержания физкультурного образования, в центре внимания которого было бы развитие личности учащихся, их активное включение в деятельность

по совершенствованию собственной физической природы на основе складывающихся с возрастом индивидуальных интересов и потребностей в занятиях физическими упражнениями;

- комплексный подход, позволяющий изучить проблему с позиции представлений о единстве социального и биологического, физического и духовного в человеке и на этой основе единстве интеллектуального и двигательного компонентов физической культуры личности школьников [3].

Основные положения авторской концепции опираются на дидактические принципы гуманизации, непрерывности интегративности, фундаментализации содержания образования, оптимизации и демократизации системы общего образования в сфере физической культуры.

При определении содержания методических основ реализации профильного ориентированного теоретического курса «Физическая культура: Основы знаний» и инструктивно-методических занятий по физической культуре основной акцент был сделан на развитие интеллектуального компонента физической культуры личности, занимающего ведущее место в составе её базовых компонентов. Актуализируя проблему интеллектуализации физического воспитания, мы предполагали, что повышение эффективности воздействия на физическую природу человека возможно через более активное включение в этот процесс умственных способностей школьников. Для формирования интеллектуального компонента необходимо использование специфических средств. По нашему мнению, именно знания в области физической культуры представляют собой специфическое средство формирования фундаментальных основ интеллектуального компонента физической культуры личности, а не собственно физические

упражнения. Таким образом, формирование интеллектуального компонента физической культуры представляет собой мощное средство, содействующее перерастанию обязательной учебной деятельности в процесс физкультурного самообразования, создания условий для успешного самоопределения, социализации личности в обществе.

При методически верном подходе к реализации педагогами программы профильной подготовки выпускник должен обладать знаниями и умениями осуществления мониторинга собственного здоровья, адекватной оценки состояния своего организма, его динамики под влиянием физических упражнений и на этой основе вносить коррективы в их использование [4].

Задачи профильной подготовки, решаемые в общеобразовательных учреждениях, половые особенности юношей и девушек, различные степени физической подготовленности и здоровья накладывают свою специфику в методику учебно-воспитательного процесса.

В ходе экспериментальной работы школьниками изучался профильный курс «Физическая культура: Основы знаний», где в качестве основного учебно-методического обеспечения использовалось учебное пособие «Физическая культура: Основы знаний» (В.П. Лукьяненко, 2003), допущенное к пользованию Министерством образования Российской Федерации. Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями «Обязательного минимума образования по физической культуре» (А.П. Матвеев, 1995).

Особенностью методики курса было то, что курс был направлен не на «натаскивание» к ответам на экзаменационные вопросы, а на системное, последовательное усвоение содержащихся в ней материалов в процессе специально организованных знаний, проводимых в течение всего обучения в 10-11 классах.

Нами были разработаны и предложены к освоению этого курса 5 учебных занятий в неделю на профильном уровне: одно теоретическое, одно инструктивно-методическое и 3-практических.

Методическая направленность занятий была различной, так теоретические занятия проходили в виде лекций, инструктивно-методические занятия включали овладение сенсорно-информационнымиметода-ми (восприятия и обработки информации об упражнении (словесное, наглядное и рецепторное воздействие)) [5; 6] и др., направленными на освоение и практическое применение правил здорового образа жизни, определение уровня физической подготовленности, степени здоровья, физической кондиции и др., и проходили в виде методических и семинарских занятий. Практические занятия были направлены на расширение объема знаний о разнообразных формах физкультурной и соревновательной деятельности с дальнейшим применением их для совершенствования двигательных возможностей. Для этого использовались разнообразные методы, где основными выступали методы практического упражнения, а дополнительными - игровой и соревновательный.

Поскольку в профильный класс по положению принимаются все желающие старшеклассники, независимо от степени здоровья и уровня физической подготовленности, то программой предусматривалась организация дифференцированного подхода в обучении. Для его реализации выбран информационно-развивающий метод обучения, включающий показ, объяснение, демонстрацию схем, формул. Практический метод использовался в группах с высоким темпом обучения. В него были включены: выполнение упражнения в целом; в стандартных условиях; в усложненных условиях; в соревновательных условиях.

Коллектив педагогов школы разрабатывает и предлагает на выбор курсы различной направленности, для всех категорий учащихся. Элективные курсы выбираются самостоятельно учащимися, учитель разъясняет их значимость и осуществляет рекомендации для школьников и их родителей.

В ходе экспериментальной работы, организованной и проведенной на базе МСОШ № 11 г. Невин-номысска Ставропольского края в 2006-2016 гг., нами разработано и предложено на выбор для школьников старших классов 10 видов курсов. Они имеют образовательную, тренировочно-спортивную, оздоровительно-рекреационную направленность. На занятиях широко использовалась методика дифференцированного обучения. При реализации курсов образовательной направленности рекомендовалось использовать преимущественно словесные, наглядные методы; при реализации тренировочно-спортивной направленности - разнообразные методические приемы, относящиеся к методу вариативного (переменного) упражнения, игровому и соревновательному; при реализации оздоровительно-рекреационной направленности - методы строго регламентированных упражнений в равномерном, переменном, повтор -ном и интервальном режимах, а также сенсорно-информационные методы.

Для реализации условия образовательной мобильности школьников была предусмотрена возможность выбора курса обучения и перехода на другой образовательный курс.

Исследовательская деятельность школьников осуществлялась

самостоятельно, в группе и в школьном коллективе Её характер был обусловлен содержанием и направленностью выбранного школьником исследовательского задания. Каждый старшеклассник имел возможность продуктивно взаимодействовать с другими обучающимися и учителями, интеллектуально обогащаться сам и мог учить других тому, в чем сам хорошо разбирается. Деятельность учителя была направлена на комплексное изучение способностей и качеств личности школьника и способов их объективной оценки.

Освоение учащимися выбранной программы способствовало в конечном итоге повышению уровня развития личностной физической культуры, осознанного изменения взглядов на природу двигательной активности, её роли в жизни современного общества и человека, а значит, и формированию новой, отвечающей условиям и требованиям современной жизни структуры социокультурных интересов потребностей личности старшеклассников.

Мы полагаем, что описанные научно-методические основы организации у школьников процесса профильного обучения по физической культуре являются теоретико-методологической и методической базой, с учётом которой старшеклассники смогут не только повысить свой уровень образованности в сфере физической культуры и физической подготовленности, но и овладеть значимыми универсальными учебными действиями и социокультурными компетенциями, которые они смогут успешно применить в построении своего жизненного пути.

Примечания:

1. ЛукьяненкоВ.П.,ГлущенкоИ.А. Профильнаяподготовкастаршеклассников. Что это такое? // Физическая культура в школе. 2007. № 4. С. 1-6.

2. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия. Педагогика и психология. 2011. Вып. 4. С. 53-58.

3. Глущенко И.А. Система профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007.

4. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 24-28.

5. Maslow A. Some Educational Implications of the Humanictik Psychology // Harward Educational Review. 1968. Vol. 38, № 4. P. 670-690.

6. Петьков В.А. Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 4 (129). С. 179-183.

References:

1. Lukyanenko V.P., Glushchenko I.A. Profile training of high school students. What is it? // Physical culture at school. 2007. No. 4. P. 1-6.

2. Petkov V.A. Formation of the subject position of a senior pupil in professional self-determination // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 4. P. 53-58.

3. Glushchenko I.A. System of profile training of senior pupils in the field of physical culture: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2007.

4. Grinko M.A., Petkov V.A. Training of intending teachers for the design of individual guide for teaching senior pupils // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 3. P. 24-28.

5. Maslow A. Some Educational Implications of the Human Psychic Psychology // Harward Educational Review. 1968. Vol. 38, No. 4. P. 670-690.

6. Petkov V.A. Pedagogical support of personal growth of teenagers in physical culture and sports activity // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 4 (129). P. 179-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.