ния, направленные на повышение качества трудовой жизни, лучшее использование трудового потенциала, совершенствование социально-трудовых отношений, а в итоге — на повышение социально-экономической эффективности работы отдельных звеньев и всей экономики в целом.
Библиографический список
1. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. Н. Новгород. НИМБ, - 2003. - 320 с.
2. Жулина Е.Г. Экономика труда. Курс лекций: учебное пособие для вузов / Е.Г. Жулина — М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 157 с.
3. Зайцев А.К. Качество трудовой жизни // Народонаселение. 2001. № 2. - С. 155-161.
4. Платонов O.A. Повышение качества трудовой жизни: опыт США. — М.: Культурно-производственный центр «РАДА», 1992. - 188 с.
5. Политика доходов и качество жизни населения / Под. ред. H.A. Горелова. - СПб.: Питер. - 2003. - 653 с.
ЦЫГАНКОВ Владимир Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и организация труда».
Статья поступила в редакцию 03.10.06. © Цыганков В. А.
Д. С. ВАЩИШИН
Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального
комплекса России
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
На основании проведенных автором статьи исследований сформулированы принципы стратегического управления развитием жилищно-коммунального комплекса крупного города в современных экономических условиях, уточнены задачи стратегического развития жилищно-коммунального комплекса города Омска, предложены экономические механизмы и сформулированы критерии оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ развития жилищно-коммунального комплекса.
л
S <
S
X
£
S
а;
m 1
_I
ШШ
возможность постоянно повышать образовательный и профессионально-квалификационный уровень.
Такое сочетание факторов социальной направленности, дополненное личностными характеристиками, необходимыми при выполнении конкретных зидов работ, по нашему мнению, должно положительно отражаться на трудовой активности работника. Возможность профессионального роста, уверенность в будущем, хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе, социальная полезность работы, интерес к выполняемой работе в совокупности призваны обеспечить работнику такую удовлетворенность трудом, при которой работа в данном коллективе может стать для него жизненной необходимостью.
Рассматривая всю систему факторов, следует помнить, что реальную оценку качества трудовой жизни можно получить только при анализе и оценке как объективной, так и субъективной составляющей каждого из рассматриваемых факторов, а значит, необходимо знать, как работающие сами оценивают влияние факторов КТЖ. Именно субъективная оценка, основанная на результатах исследования мнения работающих, позволяет оценивать удовлетворенность трудом отдельного работника, группы работников, всего трудового коллектива.
Комплексное и системное исследование факторов формирования КТЖ позволяет своевременно принимать организационно-управленческие реше-
УДК 332. 8(043)
Жилищно-коммунальный комплекс (далее — ЖКК) является одной из важнейших составных частей хозяйственного механизма любого поселения. От состояния ЖКК напрямую зависят уровень и качество жизни населения и, в конечном итоге, национальная безопасность страны. ЖКК крупных городов формировались как сложные системы в течение десятилетий, при этом основа их инженерных систем была спроектирована и построена в совершенно иных социальных и экономических условиях советского периода. Хозяйственный механизм ЖКК того периода был
ориентирован на административно-командные методы управления, затратные подходы к планированию, дешевые ресурсы и энергию, отсутствие конкуренции.
Отсутствие реального, эффективного собственника на большинство объектов жилищного фонда и коммунальной инженерной инфраструктуры долгое время было основным фактором, приведшим к кризису жилищно-коммунального комплекса и сдерживающим его развитие.
По нашему мнению, а также с учетом позиции [1], к основным проблемам ЖКК можно отнести:
— недостаточность собственных и бюджетных ресурсов для капитальных вложений в реконструкцию систем и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг;
— неэффективность эксплуатации инженерных систем ЖКК, в том числе большой объем потерь ресурсов и энергии, высокое удельное энергопотребление, низкая производительность труда персонала;
— недостаточный уровень профилактического технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов, обновления основных фондов;
— неэффективное использование инвестиционных ресурсов;
— неприемлемость устанавливаемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги для большинства потребителей;
— ограниченное использование приборов учета.
Сегодняшнее положение дел в жилищно-комму-
иальной сфере городов страны определяет необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований ЖКК.
В ходе реализации первогр этапа федеральной целевой программы "Жилище" на2002-2010 годы в ЖКК России были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации. За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, ЖКК, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений [2].
Вступивший в действие с 1 января 2006 года Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» четко регламентирует функции субъекта Федерации и муниципальных образований в области регулирования тарифов на услуги предприятий жилшцно-комму-нального комплекса. Реализация положений закона требует разработки комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры, обеспечения своевременного устранения факторов, препятствующих дальнейшему развитию отрасли.
Проведение жилищно-коммунальной реформы в крупных населенных пунктах требует глубоких проработок с учетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации в каждом городе.
Новый импульс к решению проблем формирования нового экономического механизма ЖКК дало принятие в конце 2004 года Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с новым Жилищным кодексом предусмотрено коренным образом изменить всю систему жилищного хозяйства, передав жилищный фонд в управление товариществам собственников жилья, управляющим органи-зациям или непосредственно собственникам жилья. Это ставит исключительно важную и сложную задачу по формированию новых структур управления жильем и, в первую очередь, по подготовке кадров для этих структур.
На сегодняшний день в Омской области созданы практически все необходимые условия для работы новых форм управления жильем. В Омской области, впервые в Российской Федерации, еще в 2001 году была принята комплексная программа — «Основные направления развития и модернизации отраслей жизнеобеспечения Омской области на 2001-2010 годы».
Отличительной особенностью омского пути преобразований в ЖКК стали разработка и реализация
комплекса областных целевых программ на период до 2010 года, направленных на решение ключевых задач модернизации жилищно-коммунальной сферы. Таким образом, появилась возможность реализации задач развития отрасли на всех уровнях власти — государственной и муниципальной. 11а сегодняшний день сформирована основа нормативной правовой базы жилищно-коммунального комплекса Омской области. Кроме целевых программ принято белее полусотни нормативных актов, направленных на реформирование, финансовое оздоровление отрасли, социальную защиту населения.
Во всех муниципальных образованиях области принято в общей сложности свыше 130 муниципальных целевых программ развития ЖКК. В 2005 году принят Закон Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», предусматривающий конкретные правовые механизмы жилищной политики.
По нашему мнению, с учетом рекомендаций [3] на сегодняшнем этапе реформ в ЖКК возникает необходимость решения следующих задач:
— первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех важнейших вопросов развития ЖКК;
— разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственных интересов на экономической и правовой основах;
— активное включение противозатратных рычагов хозяйствования;
— внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в ЖКК;
— обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем; обеспечение устойчивого ресурсообеспечения, прежде всего финансового обеспечения, за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы ЖКК и улучшения системы подготовки кадров.
Механизм стратегического управления развитием ЖКК должен иметь индикативный характер и в своей основе иметь правовые и экономические рычаги управления.
Как отмечают авторы работы |4], в рамках индикативного плана должны быть определены основные направления инвестиционной активности, указаны источники и объемы привлекаемых ресурсов, даны ориентиры развития на ближайшую и отдаленную перспективу. Опыт Японии и многих других развитых стран показывает, что возможностей влияния на выполнение индикативных планов (законодательных, административных, финансовых, кадровых и др.) у государства достаточно.
В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать следующие; целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий, хозяйственные договоры, муниципальный заказ и контракты. Косвенными экономическими регуляторами могут выступать налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и ряд других.
Организационно-правовые рычаги необходимы для организации разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполнение работ, проведение налоговой и финансово-кредитной политики в области управления данной сферой.
Главными участниками экономических отношений в ЖКК должны стать жилищно-коммунальные
шг*я
организации и непосредственные потребители предоставляемых ими услуг. Это будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, Появятся стимулы для создания ТСЖ, жилищно-строительных или жилищных кооперативов и развития рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. В конечном итоге это позволит усилить контроль и повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения.
Новый экономический механизм управления развитием ЖКК, по нашему мнению, должен базироваться на следующих принципах:
— ориентации на многообразие форм собственности и управления в ЖКК;
— приоритетности интересов населения перед отраслевыми и ведомственными интересами;
— проведение поэтапной демонополизации и (или) акционирования предприятий — естественных локальных монополистов при проведении антимонопольной политики (сохранении контроля за отдельными сферами их деятельности) со стороны соо тветствующих государственных и муниципальных органов;
— нормативный подход к проведению ресурсо-и энергосберегающей политики;
— ориентация на привлечение в отрасль инвестиций из различных источников: бюджетов всех уровней, средств населения, частных, в том числе зарубежных инвестиций;
— активное привлечение населения к проводимым преобразованиям, в том числе через систему органов территориального общественного самоуправления.
Муниципальные образования на вышеуказанные цели могуг использовать, кроме средств бюджетов, следующие финансовые источники:
— средства, сэкономленные от реализации мероприятий по модернизации, внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;
— собственные средства организаций жилищно-коммунального комплекса (прибыль, амортизация, ремонтный фопдит.д.);
— средства, полученные организациями жилищно-коммунального комплекса от оказания дополнительных услуг;
— частные инвестиции, кредиты, займы и т.д.
Целесообразно использовать возможность приобретения на условиях лизинга оборудования, приборов, машин, что, с одной стороны, дает дополнительные экономические выгоды лизингополучателю, а с другой - оптимизирует динамику финансирования мероприятий.
К числу основных исполнителей муниципальных программ можно отнести органы местного самоуправления, организации жилищно-коммунального комплекса, проектные, подрядные, общественные организации и их объединения (ассоциации), население через систему органов территориального общественного самоуправления и систему общественных работ. При этом отбор подрядных организаций - исполнителей мероприятий программ, независимо от форм собственности, целесообразно осуществлять на конкурсной основе.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года ответственность органов государственной власти за стратегическое развитие региона, в том числе развитие систем ЖКК, при ограниченности финансовых возможностей определяет необходимость
объединения ресурсов и действий государственной власти и частного сектора в различных формах государственно-частного партнерства [5]. При этом предполагается, что государственно-частное партнерство должно базироваться на использовании лизинговых и концессионных механизмов, финансировании с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.
С учетом приоритетов федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, по нашему мнению, можно выделить следующие основные задачи стратегического развития ЖКК города Омска до 2010 года:
— формирование нормативной правовой базы, разработка проектов нормативных правовых актов по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации; финансированию, модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов; организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов; организации эффективного тарифного регулирования; финансирования инвестиционных программ и т.д.;
— совершенствование системы управления в ЖКК, формирование конкурентной среды;
— техническое перевооружение предприятий ЖКК, реконструкция и модернизация жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры;
— финансово-экономическое оздоровление предприятий ЖКК, поддержка инвестиционной деятельности;
— проведение мониторинга хода реализации муниципальных целевых программ, повышение эффективности контроля за их исполнителями;
— широкое привлечение общественности к реализации муниципальных целевых программ.
Главными критериями оценки эффективности муниципальных программ могут выступать:
— целевая ориентация на обеспечение устойчивого развития и модернизации, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей;
— соответствие программ приоритетным задачам развития жилищно-коммунального комплекса муниципального образования;
— комплексный характер программных мероприятий;
— системность организационных, экономических, правовых, административных и других мер, необходимых для реализации программ, во взаимосвязи с планами социально-экономического развития муниципального образования.
Оценку эффективности реализации целевых программ развития ЖКК муниципального образования целесообразно проводить с использованием системы показателей индикаторной оценки эффективности по следующим направлениям; качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; эффективность реформирования системы управления собственностью ЖКК; финансово-экономическая эффективность ЖКК; социальная защита населения.
По нашему мнению, вышеперечисленное справедливо для большинства крупных городов России. Индикативное планирование на основе разработки и реализации муниципальных целевых программ развития ЖКК позволит значительно повысить эффективность реализации принимаемых в отрасли стратегических решений, обеспечить необходимые условия для модернизации отрасли и значительного
повышения, в конечном итоге, качества жилищно-коммунального обслуживания всех категорий потребителей.
Библиографический список
1. Методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства //Госстрой России - М., 2002.
2 О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. 6 февраля.
3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики /А.Г.Воронин. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 176 с.
4. Белкин В.Д,, Стороженко В.П. Индикативное планирование и наращивание инвестиций - необходимые предпо-
сылки повышения темпов роста / В.Д.Белкин, В.П.Стороженко //Экономическая наука современной России — 2002. - № 4. - С. 30-33.
5. О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года: Указ губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года № 18 //Омская правда. 2006. 17 февраля.
ВАЩИШИН Дмитрий Степанович, начальник отдела государственных инвестиций управления государственных инвестиций департамента городской экономической политики администрации города Омска, аспирант Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилиишо-коммуналоного комплекса Россия.
Статья поступила в редакцию 12.09.06. © Ващишин Д. С.
уД"34» 2 Т. М. ФАХРУТДИНОВА
Омский гуманитарный институт
СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ_
В публикации излагаются основные научные взгляды на проблему содержания стимулирования как средства обеспечения должного трудового поведения наемных работников, исследуется система общественных отношений в организации по его формированию; рассматриваются понятие и виды стимулов, поощрительные нормы как источник нормативной основы стимулирования. Анализируется роль мотивации в формировании отношений работодателя, работника и первичного производственного коллектива.
Устанавливаемые работодателем правила, требования к стандарту трудового поведения участников совместного труда нуждаются в средствах, способах обеспечения должного трудового поведения работников. Одним из эффективных методов является стимулирование.
В науке сложилось два основных взгляда на содержание правового стимулирования. Некоторые исследователи говорят о комплексном методе стимулирования, включающем позитивный (поощрение) и негативный (юридическая ответственность) структурны е элементы1 [1]. Этой же позиции придерживается ряд практиков2 [2,3,4], представителей экономической науки3 [5,6].
Иная точка зрения сложилась в науке трудового права. Юристы-трудовики считают, что, с правовой точки зрения, нельзя включать в понятие стимулирования санкции. В трудовом праве санкции отнесены к средствам принуждения. Это, прежде всего, меры материальной и дисциплинарной ответственности. А. И. Процевский выделял в составе трудового правоотношения поощрительные и правоохранительные правоотношения, возникающие в процессе осуществления трудового правоотношения" [7].
В.М. Лебедев считает, что принцип подвижности, динамичности правового состояния субъекта на уровне правоотношений позволяет разграничить правовые средства убеждения, стимулирования, принуждения (мер защиты и юридической ответственности по трудовому праву). Так, стимулирование характеризуется наделением субъекта дополнительными (новыми для него) правомочиями, т.е. улучшением (обогащением) его правового состояния5 [8].
Действительно, стимулирование — это один из способов обеспечения должного трудового поведения работников, применяемый работодателем наряду с убеждением и принуждением.
Стимулирование представляет собой, прежде всего, применение работодателем правовых форм поощрения добросовестного труда и используется как самостоятельный метод руководства трудовым процессом, специфический способ воздействия на поведение субъектов совместного, подчиненного работодателю труда.
Вопрос о средствах обеспечения должного трудового поведения работников исследовался В.И. Са-вичем. Он отмечал, что в социальном управлении