Научная статья на тему 'Научно-методические аспекты формирования профессиональных компетенций рекрута у студентов и выпускников технических специальностей'

Научно-методические аспекты формирования профессиональных компетенций рекрута у студентов и выпускников технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / РЕКРУТ / РЫНОК ТРУДА / COMPETENCE APPROACH / COMPETENSES / TECHNICAL SPECIALITIES / RECRUIT / LABOUR-MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Владимир Борисович

Представлены механизмы и методы содействия становлению компетенций будущего специалиста технической направленности в рамках адаптации к рынку труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFICALLY-METHODICAL ASPECTS OF FORMING PROFESSIONAL RECRUIT COMPETENSES FOR STUDENTS AND GRADUATES OF TECHNICAL SPECIALITIES

Mechanisms and methods of assistance for becoming future specialist competenses of technical orientation within the framework of adaptation to the labour-market are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Научно-методические аспекты формирования профессиональных компетенций рекрута у студентов и выпускников технических специальностей»

The pedagogics of higher school, is realized at the Department "Technological systems offood and processing production" including students' research work is described in the article.

Key words: students' research work, department, pedagogics of higher school.

Morozov Vladimir Borisovich, candidate of technical sciences, qtay@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.001:377.5:664

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕКРУТА У СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В.Б. Морозов

Представлены механизмы и методы содействия становлению компетенций будущего специалиста технической направленности в рамках адаптации к рынку труда.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, технические специальности, рекрут, рынок труда.

ФГОС третьего поколения предусматривают помимо формирования знаний, умений и навыков у выпускников высшего профессионального образования, обеспечение развития личностных профессиональных качеств. Совокупность таких компетенций, который автор называет «рекрутинговые», позволяет молодому специалисту успешно трудоустроиться и результативно реализовать себя [2, 3].

Однако нередко описывается такая проблемная ситуация, когда выпускники разного рода учебных заведений при отличном уровне успеваемости в вопросах трудоустройства становились аутсайдерами. Действительно, среди преуспевающих деятелей бизнеса, науки, производства, культуры и т.д. не редко встречаются бывшие «неотличники». Многие же «отличники» канули в лета, не оправдав налагавшейся на них надежды окружающих. В чём причина этого? Почему нередко проявляется неприспособленность людей с высоким уровнем академической успеваемости к решению реальных рекрутинговых вопросов? Современная педагогическая система базируется на оценочных критериях общего, а зачастую и субъективного, уровня. При этом отличное выполнение академических образовательных требований формирует со стороны педагогов положительную ха-

рактеристику субъекта, что в настоящем социуме не всегда воспринимается идентично. Особенно такая проблема актуально вырастает в студенческой среде, где обучаемый уже рассматривается как самодостаточный, ответственный и независимый человек. Его личные и профессиональные качества даже в процессе учёбы выступают в реальной возможности их применения в жизни - временное трудоустройство, подработка.

Угрозой выступает сложившаяся система обучения и преподавания в образовательных учреждениях, в частности, в университетах и институтах. Высшая школа требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает некоторую задержку в социальном становлении студента по сравнению с другими группами молодёжи. Действительно, двадцатилетний студент в обществе всё ещё воспринимается как большой ученик, когда его ровесник уже самостоятельно строит свою жизнь, не испытывая к себе поблажек со стороны окружающих. Этот факт также порождает у преподавателя ошибочное представление о студентах как социально незрелых личностях, нуждающихся в постоянной опеке, снисходительном отношении. Сам того не осознавая, педагог в этом случае как бы ставит планку, ограничивая уровень, до которого студент, по его представлению может развивать свои личные качества, в данном случае ответственность, инициативность и самостоятельность. Воспитуемый неосознанно воспринимает такую программу и легко адаптируется к заниженным требованиям

[1, 6, 9].

Как правило, в студенческом возрасте достигают своего максимального развития психологические свойства и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности, преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщённая картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Если преподаватель не развивает именно эти способности, у студента может закрепиться навык в полумеха-ническом запоминании материала, что ведёт к росту показной эрудиции, но тормозит развитие интеллекта, что наиболее употребимо в проблематиках трудоустройства. Лишь немного более половины студентов повышают показатели интеллектуального развития от первого к пятому курсу, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов, а лучшие студенты часто уходят из вуза с тем уровнем интеллектуальных способностей, с которыми и пришли [6, 10].

Таким образом, не имея возможности отрабатывать динамику интеллектуального развития, «отличник» теряет навык к этому в целом и, сталкиваясь с жизненной ситуацией, не прибегает или неспособен к развитию себя в возникшем вопросе, а старается адаптировать имеющийся у него уровень интеллекта под ситуацию, что, безусловно, громоздко и не все-

гда результативно. Итогом выступает неспособность продуктивно отвечать на возникающие вызовы окружающей социальной среды. В этом случае, опасностью, таящейся в недрах интеллекта «отличника», выступает его ал-горитмированность. Привыкнув к решению учебных задач по заранее имеющимся предписаниям, он чётко и однозначно в них разбирается. Здесь нет подозреваемой многими зубрёжки, а имеется реальное понимание схемы решения той или иной задачи. При этом «отличник» лишь выбирает нужный алгоритм в своей памяти и блестяще его применяет. В реальности же возникают ситуации, не имеющие чёткого предписания к их решению, что вынуждает к самостоятельному его формированию, даже на креативном уровне [6, 8].

Характерным примером выступает следующая ситуация. Два молодых человека - юноши: один закончил учебное заведение с отличием, академические результаты другого слабо удовлетворительны. В какой-то момент перед ними появляется прекрасная возможность трудоустроиться, которая привлекательна для молодых людей. Первый («отличник») начинает перебирать в своей памяти возможные алгоритмы поведения, но, естественно, не находит нужного. Помимо этого, он понимает, что работодатель может и отказать, ущемив, таким образом, его самомнение. Привыкнув во время учёбы к академическому и не только лидерству, тот опасается оказаться в непривычной для него ситуации аутсайдера. Итогом его душеволнующих внутренних размышлений выступает отказ от вакансии. Другой же реципиент («неотличник»), наоборот не ищет никаких алгоритмов,

а, привыкнув к постоянной разноплановой активности в подобных ситуациях, смело идёт на собеседование, не опасаясь получить отказ, так как подобное (похожее) с ним уже не раз происходило и у него выработан своеобразный психологический иммунитет.

Формируемая социально положительная оценка высокого уровня успеваемости может оказаться в реальности лишь поверхностной. Общество и рынок труда испытывающие человека с разных сторон его жизненной и профессиональной пригодности, может психологически и организационно сломать человека, создать у него предпосылки к дальнейшей неспособности устойчиво и плодотворно существовать в кругу других людей, выбить его из намеченной светлой колеи.

Для «отличников» - академических лидеров, восхваляемых педагогами и обществом в целом, необходимо выявлять неизменность развития интеллектуального уровня и следование лишь алгоритмам, отсутствие способности к неординарности не только в учении, но и в жизни. Такая задача ложится на плечи учебных заведений в целом, и служб содействия трудоустройству в частности. Ориентируясь на формирование всесторонне развитой личности, педагог обязан своей профессиональной деятельностью способствовать организации у «отличников» условий для более глубокого, взаимосвязанного с личными качествами, становления профессиональных

и общественно значимых навыков и умений. Примером способов такой научно-методической работы могут выступать всевозможные педагогические приёмы, методы и схемы [2, 3, 5, 7, 10], применимые не только в аудиторной практике. Некоторые из них приведены ниже:

1. Ни в коем случае не следует подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их. Проверка интуиции логикой необходима, но это уже следующий этап творческого акта. Если не будет первого, то не будет и второго; негативные оценки опирающегося на интуицию предположения могут привести именно к этому. Учащегося следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

2. Необходимо формировать у учащегося уверенность в своих силах, веру в свою способность решать задачу. Тот, кто верит в себя, уже обречён на успех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей учащимся менее опасна, чем недооценка. Исключение из этого правила касается только учащихся с патологически завышенной самооценкой, которую преподавателю обычно удаётся быстро обнаружить.

3. Следует опираться на положительные эмоции: удивление, радость, симпатию, переживание успеха, влюблённость, добрые смех, юмор и т.д. Отрицательные эмоции подавляют проявление творческого мышления.

4. Нужно стимулировать стремление студента к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности. Однако это не должно отрицательно повлиять на достижение основной педагогической цели - получение базовых академических знаний, умений и навыков.

5. Необходимо поощрять склонность к рискованному поведению. Разумеется, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встаёт проблема выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью (недоличностью) или создание условий для развития полноценной и творческой личности, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к риску - одна из фундаментальных черт творческой личности.

6. Не следует допускать формирования комфортного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой студент, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав

заведомо абсурдную точку зрения только потому, что за неё высказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется, здесь необходимо чувствовать меру и такт, чтобы не унизить «конформиста».

7. Важно развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с «выдаванием» выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения на определённом этапе их умственного развития. Но даже в подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упрёки учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.

8. Необходимо формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. В этом случае могут помочь специальные задачи из психологического практикума, содержащие противоречия в картинках, рассказах и т.п. При этом само противоречие, даже формально-логическое, отнюдь не должно отождествляться с ошибкой, которую просто надо исправить. Основная роль противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез.

9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остаётся только найти или угадать. Само по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления.

10. Следует шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к этим открытиям. Знания, полученные с помощью этих методов, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

11. Нужно работать совместно со студентом в исследованиях и разработках. При этом должны задаваться вопросы, ответы на которые не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пул» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и другое. Для их актуализации и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включённость преподавателя в совместную деятельность со студентом.

12. Требуется всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать своё «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декламировать своё уважение к личности учени-

ка, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой личности.

Безусловно, процесс снижение доли негативности в высоком уровне академической успеваемости сложен и трудоёмок. Дополнительным немаловажным критерием выступают качества педагога и работа служб содействия трудоустройству: здесь фигурируют профессиональные и личные достоинства, программы, курсы, и прочее, что становиться ещё одним рычагом воздействия на формирование рекрутинговых компетенций. Конечно, в таком случае, необходимость в качествах педагога и соответствующих служб содействия трудоустройству оказывается обязательной. В Тульском государственном университете функционирует Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений (РЦСТ) помогает студентам стать более активными и мобильными в профессиональном и социальном смысле, представляет необходимую информацию студентам и выпускникам вуза о том, как найти работу и разобраться в системе отношений на рынке труда, как правильно произвести оценку своего профессионального потенциала и уровня собственных профессиональных притязаний.

Реализация описанных приёмов даёт положительный результат в успешном трудоустройстве. Кафедра «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств» (ТСПиПП) совместно с РЦСТ [2] использует в практике педагогического процесса описанные научнометодические аспекты. Результаты соответствующего мониторинга представлены в таблице (С - специалист; Б - бакалавр).

Результаты мониторинга занятости выпускников кафедры ТСПиПП

Год 2010 2011 2012 2013*

Академический уровень С Б С Б С Б С Б

Занятых, % 87,7 100 100 100 94,1 100 46,1 100

* - на момент выпуска, июнь 2013 г. (по данным РЦСТ).

Видно, что выпускники кафедры ТСПиПП реализуют себя на рынке труда с высокой эффективностью. Такие результаты указывают и на действенность в целом педагогических приёмов и методической работы по формированию профессиональных компетенций рекрута у студентов и выпускников технических специальностей.

Список литературы

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

2. Морозов В.Б. Механизмы и методы формирования профессиональных компетенций рекрута у студентов в педагогике технических специальностей // Вестник Тульского государственного университета. Автоматизация: проблемы, идеи, решения: Сб. науч. трудов XVII междунар. научно-техн. конф «АПИР-17». Тула: изд-во ТулГУ, 2012. С. 303-308.

3. Морозов В.Б. Обеспечение воспитания молодёжи в регламентированном преподавании технических дисциплин в вузе // Проблемы правового образования и воспитания молодёжи: сб. статей. Тула: «Папирус», 2009. С.19-23.

4. Морозов В.Б. Построение компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» в соответствии с ФГОС третьего поколения // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2011. № 6-2. С. 486-493.

5. Морозов В.Б. Приёмы преподавания специальных технических дисциплин для малочисленных групп студентов // Вестник ТулГУ. Автоматизация: проблемы, идеи, решения: Материалы Междунар. научно-техн. конф. «АПИР-15», 10-12 ноября 2010 г.; под ред. В.В. Прейса, Е.В. Давыдовой. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. С. 200-205.

6. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к творчеству. М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.

7. Сосков В.Б. Методика преподавания специальных дисциплин в условиях профессионально-ориентированного обучения // Вузовская наука. Традиции. Новации. Перспективы: межвузовский сборник научных статей. Тула: АНОВОПО «ИЭУ», 2007. С. 206-210.

8. Сосков В.Б. Методика проведения занятий по дисциплине «Системы качества в пищевой промышленности» с магистрантами / К новому педагогическому действию: Сборник материалов преподавателей и аспирантов Тульского государственного университета, получивших диплом «Преподаватель высшей школы». Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. С. 79-83.

9. Сосков В.Б. Негативная сторона высокого уровня академической успеваемости как вопрос педагогической компетенции // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. 2006. Вып. 4. С. 70-72.

10. Сосков В.Б. Реализация воспитательной функции в преподавании технических дисциплин / В.Б. Сосков, А.Ю. Воротынцев // Педагогическое мастерство: проблемы, поиски, решения; сб. материалов преподавателей Тульского государственного университета, получивших диплом

«Преподаватель высшей школы»; под ред. д-ра пед. наук, проф. В.М Пет-ровичева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. Вып. 4. С. 98-100.

Морозов Владимир Борисович, канд. техн. наук, доц., (4872) 33-25-38, qtay@rambler. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

SCIENTIFICALLY-METHODICAL ASPECTS OF FORMING PROFESSIONAL RECRUIT COMPETENSES FOR STUDENTS AND GRADUATES OF TECHNICAL SPECIALITIES

V.B. Morozov

Mechanisms and methods of assistance for becoming future specialist competenses of technical orientation within the framework of adaptation to the labour-market are presented in the article.

Keywords: competence approach, competenses, technical specialities, recruit, labour-market.

Morozov Vladimir Borisovich, candidate of technical sciences, qtay@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.