Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа студентов как элемент методики высшего профессионального образования на кафедре «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств»'

Научно-исследовательская работа студентов как элемент методики высшего профессионального образования на кафедре «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / КАФЕДРА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / STUDENTS'' RESEARCH WORK / DEPARTMENT / PEDAGOGICS OF HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Владимир Борисович

Описана педагогика высшей школы, реализуемая на кафедре «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств» в том числе через научноисследовательскую работу студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS'' RESEARCH WORK OF AS ELEMENT OF METHODOLOGY OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AT THE DEPARTMENT "TECHNOLOGICAL SYSTEMS OF FOOD AND PROCESSING PRODUCTION"1

The pedagogics of higher school, is realized at the Department "Technological systems of food and processing production" including students' research work is described in the article.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа студентов как элемент методики высшего профессионального образования на кафедре «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств»»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

УДК 378.001:378.2:664

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИКИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПИЩЕВЫХ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ»

В.Б. Морозов

Описана педагогика высшей школы, реализуемая на кафедре «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств» в том числе через научноисследовательскую работу студентов..

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, кафедра, педагогика высшей школы.

Одной из форм организации педагогического процесса со студентами является их вовлечение в научно-исследовательскую работу (НИРС) [2].

Студенческая научно-исследовательская работа является наиболее важным условием становления умелого специалиста, эрудированного в сфере своих профессиональных и научных интересов. Как правило, в студенческом возрасте достигают своего максимального развития психологические свойства и высшие психические функции, активно формируется индивидуальный стиль деятельности, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности [3, 4].

Обучение через науку с использованием профессиональной составляющей активно внедряется в вузах, в т.ч. в Тульском государственном университете на кафедре «Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств» (ТСПиПП). Занятие исследовательской работой

не только улучшает усваиваемость изучаемого материала, но и повышает уровень остаточных знаний. При этом организуются процессы, способствующие социализации студента, повышению его статуса, формированию высоких личных качеств молодого исследователя и профессионала в области пищевых и перерабатывающих производств. Не малое значение играет и влияние научно-исследовательской работы непосредственно на популяризацию науки, осознание важности науки в условиях современной глобализации и имеющихся мировых проблем, решение которых предстоит будущим поколениям.

Основной целью НИРС является формирование и усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения молодёжи к научной, конструкторской, технологической, творческой и внедренческой деятельности, обеспечивающих единство учебного, научного, воспитательного процессов для формирования соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций [11].

Таким образом, в условиях реального образовательного учреждения основными задачами НИРС являются:

- обучение методологии рационального и эффективного добывания и использования знаний;

- совершенствование и поиск новых форм интеграции системы высшего образования с наукой и производственной деятельностью в рамках единой системы учебно-воспитательного процесса

- повышение навыков научной, творческой и исследовательской деятельности;

- участие студентов в научных исследованиях, реальных разработках и техническом творчестве;

- создание и развитие молодёжных творческих объединений; освоение современными технологиями в области науки, техники, производства;

- знакомство с современными научными методологиями, работа с научной литературой;

- выявление способной молодёжи для дальнейшего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях; развитие технического творчества абитуриентов магистратуры, обеспечение отбора в вузы молодёжи в целом, проявившей склонность к технике, творчеству и науке.

Так как научное исследование это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей, то на кафедре ТСПиПП научные исследования реализуются методами решения поставленных задач, сферами

применения результатов исследования, видами исследуемого объекта и другим формами.

Исследования проводятся как теоретически, так и теоретикоэкспериментально и экспериментально. Отнесение исследования к одному из видов зависит от применяемых методов и средств научного исследования.

Теоретические исследования базируются на применении математических и логических методов познания объекта. Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.

Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.

Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.

Экспериментальные исследования, проводятся как в лабораторных, так и в производственных условиях. Исследуются как натурным объекты, так и их модели. Для этого на кафедре работают соответствующие лаборатории, а также организован плотный контакт с предприятиями пищевого и перерабатывающего профиля.

Тема научного исследования является составной частью проблемы, решаемой не только в рамках научных направлений кафедры, но и при выполнении конкретных выпускных квалификационных работ бакалавра, специалиста или магистра. В результате исследований по теме получают ответы на определённые научные вопросы, охватывающие часть проблемы.

Каждое научное исследование студентов как будущих профессиональных специалистов осуществляется в общей последовательности выполнения условно самостоятельных его составных частей - этапов научного исследования. Кафедра ТСПиПП придерживается следующего алгоритма, широко принятого в научной практике:

1. Подготовка к исследованию. Сначала определяется цель исследования, обосновывается предмет и объект исследования, осваиваются накопленные знания по предмету исследования, проводится патентный поиск и обосновывается необходимость выполнения данного исследования, формируется рабочая гипотеза и задачи исследования, разрабатывается программа и общая методика исследования.

2. Экспериментальное исследование и обработка опытных данных. Этот этап исследования предполагает планирование опытов, подготовку к опытам их проведения, проверку и исключения резко отклоняющихся значений, статистическую обработку опытных данных.

3. Анализ и синтез результатов экспериментального исследования. Этот этап предусматривает переход от наблюдения к аналитическому описанию состояния системы и раскрытию характера воздействия отдельных факторов на процесс при помощи моделирования систем и математических методов анализа.

4. Проверка результатов обобщения на практике и оценка экономической эффективности результатов исследования.

Особую роль для студентов кафедры ТСПиПП играет НИРС в самостоятельном обучении, так как она является продолжением и углублением учебного процесса и непосредственно методически организованна на кафедрах, в её в лабораториях, в студенческих коллективах. Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и доценты.

Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, предусматривает:

- выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований;

- выполнение конкретных нетиповых заданий научно-

исследовательского характера в период практических занятий;

- изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных и т.д.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во вне-учебное время, организуется по форме:

- работы на студенческих научных семинарах;

- участия студентов группами или в индивидуальном порядке в конференциях различного уровня, конкурсах, выставках, грантах, в публикациях, семинарах и т.д.;

- работы в студенческих конструкторских коллективах разного уровня и содержания;

- в рамках общественной работы по популяризации науки, в т.ч. лекторской работы по распространению знаний в области науки, техники и культуры;

- выполнение исследовательских курсовых заданий (по согласованию с преподавателем).

Работа кафедры при подготовке специалистов высшего уровня с использованием механизмов НИРС даёт свои результаты (таблица).

Рейтинг НИСР кафедры ТСПиПП

Год 2008 2009 2010 2011 2012

Рейтинг 49,9 45,05 184,65 227,9 127,35

Рейтинг представляет собой абсолютную величину, учитывающую в весовом значении участие в различного рода конференциях, конкурсах и выставках, публикационную активность и награждения дипломами, медалями и именными стипендиями. Видно, что результативность и эффективность НИРС налицо, причём с характерной кратной динамикой.

Список литературы

1. Морозов В.Б. Инновационная педагогическая методика преподавания студентам технических специальностей // Молодёжный вестник политехнического института: сб. статей. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 24-26.

2. Морозов В.Б. Самостоятельная работа студентов в дисциплине «Процессы и аппараты пищевых производств»: учебно-методические пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 104 с.: ил.

3. Положение о научно-исследовательской работе студентов (НИРС) высших учебных заведений. URL: http://www.msta.ac.ru/web2 /naukan/nirs/common. aspx. (дата обращения 21.06.2011).

4. Сосков В.Б. Научная и академическая оценка актуальности, сути

и проблем инновационной деятельности России // «Инженерное образование». Вып. 5. 2009. С. 92-97. URL.: http://aeer.tomsk.ru/

winn/magazine/m5/art_13 .pdf.

Морозов Владимир Борисович, канд. техн. наук, доц., (4872) 33-25-38, qtay@rambler. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

STUDENTS' RESEARCH WORK OF AS ELEMENT OF METHODOLOGY OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AT THE DEPARTMENT ”TECHNOLOGICAL SYSTEMS OF FOOD AND PROCESSING PRODUCTION”

V.B. Morozov

The pedagogics of higher school, is realized at the Department "Technological systems offood and processing production" including students' research work is described in the article.

Key words: students' research work, department, pedagogics of higher school.

Morozov Vladimir Borisovich, candidate of technical sciences, qtay@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.001:377.5:664

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕКРУТА У СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В.Б. Морозов

Представлены механизмы и методы содействия становлению компетенций будущего специалиста технической направленности в рамках адаптации к рынку труда.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, технические специальности, рекрут, рынок труда.

ФГОС третьего поколения предусматривают помимо формирования знаний, умений и навыков у выпускников высшего профессионального образования, обеспечение развития личностных профессиональных качеств. Совокупность таких компетенций, который автор называет «рекрутинговые», позволяет молодому специалисту успешно трудоустроиться и результативно реализовать себя [2, 3].

Однако нередко описывается такая проблемная ситуация, когда выпускники разного рода учебных заведений при отличном уровне успеваемости в вопросах трудоустройства становились аутсайдерами. Действительно, среди преуспевающих деятелей бизнеса, науки, производства, культуры и т.д. не редко встречаются бывшие «неотличники». Многие же «отличники» канули в лета, не оправдав налагавшейся на них надежды окружающих. В чём причина этого? Почему нередко проявляется неприспособленность людей с высоким уровнем академической успеваемости к решению реальных рекрутинговых вопросов? Современная педагогическая система базируется на оценочных критериях общего, а зачастую и субъективного, уровня. При этом отличное выполнение академических образовательных требований формирует со стороны педагогов положительную ха-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.