УЕБТ^1К У1ТЕЕБКООО ООБиВАКБГУЕННООО МЕЫТБ/ШКООО иН1¥ЕКБ1ТЕТА, 2017, УОЬ. 16, N1
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВГМУ (К ЮБИЛЕЮ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА)
ЩАСТНЫЙ А.Т., СУШКОВ С.А., ЛУД Н.Г., СОБОЛЕВСКАЯ И.С.
Витебский медицинский институт организован в 1934 году. Из воспоминаний профессоров Г.А. Медведевой и В.М. Величенко, окончивших институт в 1940 г., в довоенный период студенческого научного общества как единой студенческой организации не существовало. В процессе организации кафедр института, их становления образовывались группы студентов-активистов, которые под руководством преподавателей участвовали в выполнении научных работ, выступали с результатами своих исследований. Наиболее ярко проявили себя студенты Н. Арсентьев, В. Величенко, М. Винокурова, А. Котович, Г. Медведева, Ф. Стеклова, З. Хрулев и др. Так, во втором томе трудов ВМИ (1939 г.) напечатана статья студентки Г. Медведевой «О выделении нейрогуморов с поверхности регенерируемого конца нерва». Впоследствии такие студенты, как В. Величенко, Г.Медведева, стали профессорами, заведующими кафедрами и внесли большой вклад в развитие белорусской науки.
В декабре 1947 года из разрозненных студенческих научных кружков организовано студенческое научное общество, принят Устав СНО, введены членские билеты и учетная документация. В состав СНО входили 75 человек. Первым председателем Совета общества был избран студент 4-го курса Г. Богданович. Научным руководителем СНО стал профессор П.Н.Маслов. В последующие годы председателями студенческого научного общества избирались Д. Маслаков (1949), В. Никитин (1950), Т. Аксенова (1952), Л. Супрун (1953), И. Юпатов (1956), Ю. Родионов (1960), Л. Козлов (1961), Б. Садиков (1962), М. Канаш (1963), В. Вазило (1966), В. Батов (1967), Н. Луд (1969), В. Кожар (1975), В. Семенов (1980), А. Карпицкий (1987), Г. Сапко (1989), И. Борисов (1994), М. Конорев (1997), Т. Оленская (1998), И. Штурич (2000), И. Самсонова (2001), В. Косинец (2005), О. Матющенко (2008), А. Жучок (2010), Ю. Беспалов (2011), И. Соболевская (2015).
Научными руководителями СНО были профессора П.Н. Маслов (1947), Л.Н. Гольдман (1949), К.Н. Маркузе (1950), И.Б. Олешкевич (1953), Н.В. Виноградов (1961), Л.И. Богданович (1963), Н.Г. Луд (с 1975г. заместитель и с 1988 г. научный руководитель).
Девизом первых кружковцев стали слова академика И.П.Павлова: «Приучайте себя к сдержанности, терпению. Научитесь делать черную работу в науке...».
24 апреля 1948 года состоялась первая студенческая научная конференция института, которой предшествовала большая организационная работа. На конференции было заслушано 11 докладов.
Ежегодно в СНО вливались новые энтузиасты, росло число кружков, улучшалось качество работ. В 1951-52 учебном году в 17 студенческих научных кружках работали 224 человека, в 1963-64 учебном году в 35 кружках - 500, в 1973-74 учебном году при всех кафедрах института в студенческих научных кружках насчитывалось 1405 студентов, или 61,5% от общего числа занимающихся в институте, в 1980 году - 1715 (70%). С 1996-97 учебного года студенческие научные кружки при всех кафедрах университета активизировали работу, в них занималось 450 студентов, в 1997-98 учебном году - 693, или 40,4% от количества студентов дневной формы обучения, а в 2004-2005 учебном году - 1503 студента, или 87% от обучающихся в вузе.
Основной формой отчета студентов о своей работе в научном кружке за все годы существования СНО были выступления с докладами на итоговых студенческих научных конференциях. С конца 70-х годов и по настоящее время день проведения студенческой научной конференции объявляется Днем науки с отменой практических занятий и обязательным присутствием на за-
седании одной из секций. С 1987 года в университете проводятся совместные конференции молодых ученых и студентов с изданием сборников научных работ. С 2001 года ежегодно проводятся международные студенческие конференции.
С 1963 года СНО стало регулярно участвовать в республиканских смотрах-конкурсах на лучшую студенческую работу. В 1964 году студенты А. Чиркин, Б. Садиков, Г. Туркевич, И. Га-лендо были награждены дипломами Министерства высшего образования республики за успешные научные исследования. В последующие годы росла активность кружковцев, все больше интересных научных работ представлялось на республиканский конкурс: в 1971 г. - 32 работы, в 1975 г. - 120 работ, в 1976 г. - 150 работ. По итогам конкурса 1976 года институт занял почетное 3-е место среди всех высших учебных заведений республики. Количество лауреатов республиканского конкурса среди студентов выросло с 16 человек в 1971 году до 126 в 1979 году. За 70-е годы 902 студента были награждены дипломами Минвуза республики за лучшие студенческие работы. В 1997 году студентами ВГМИ оформлено и направлено на республиканский конкурс 20 работ (в 1996 году - 12 работ), а авторы 17-ти из них награждены Дипломами Министерства образования и науки Республики Беларусь. При этом дипломы I степени получили авторы 5 работ. В последующие годы количество направляемых на конкурс работ составляло: 1998 г. - 27, 1999 г. - 32, 2000 г. - 90, 2001 г. - 114. В 2002 году из 130 представленных работ 48 отнесены к первой категории, 33 - ко второй и 40 - к третьей категории.
Лучшие из лучших студенческие научные работы направлялись на Всесоюзный конкурс студенческих научных работ. Впервые студенческое научное общество вышло на Всесоюзный конкурс в 1969 году. Высшей наградой на конкурсе являлась медаль "За лучшую студенческую научную работу". Ежегодно на все медвузы страны выделялись 5-10 таких наград. Тем весомее звучат достижения наших студентов в этом конкурсе.
Первыми медалистами Всесоюзного конкурса были А. Барышников, Г. Адаменко, В. Ларина. В последующем они стали: А.Ю. Барышников -профессор, академик РАЕН, РМТА, Заслуженный деятель науки и техники РФ, директор НИИ экспериментальной диагностики и терапии опухолей Российского онкологического центра им. Н.Н. Блохина РАМН; Г.П. Адаменко - профессор, заведующий кафедрой клинической и лабораторной диагностики ВГМУ; В.И. Новикова (Ларина) - профессор, заведующая кафедрой педиатрии ВГМУ.
В 1971 году за работу «Импедансный реоплетизмограф на транзисторах» награжден медалью А. Литвяков, в 1972 году - Г. Альтшуль, В. Милькото, Т. Макаревич за работу «Арилги-дрозоны дигидразида мезоксалевой кислоты», в 1973 году вторая медаль у А. Литвякова - автора работы «Некоторые аспекты реализации конструктивных и диагностических возможностей реографии», в 1975 году награжден В.Памятихо за работу «Влияние минерального питания на содержание алкалоидов у раувольфии седоватой».
Дипломантами Всесоюзного конкурса студенческих научных работ стали 22 человека, среди них Т.Полунина, Б. Миронков, В. Синяк, М. Рабкин, Л. Воронова, А. Усович, Е. Овчинникова, Н. Шумихина, С. Пиманов, В. Морхат и др.
В 1968 году в г. Караганде состоялась первая Всесоюзная научная студенческая конференция с докладами на иностранных языках, на которой наши кружковцы А. Барышников, А. Липец, Н. Луд, Г. Христолюбова были награждены Грамотами М3 СССР. В последующем с 1969 года на итоговых студенческих научных конференциях нашего вуза проводились секции, на которых кружковцы делали сообщения на одном из иностранных языков.
Делегации СНО Витебского мединститута принимали участие во многих студенческих научных конференциях медицинских вузов (Минск, Гродно, Москва, Харьков, Волгоград, Ростов-на-Дону, Смоленск, Тбилиси, Карловы Вары и др.).
Многие годы хорошей традицией дружбы и сотрудничества были студенческие научные конференции медвузов Прибалтики и Белоруссии (Рига, Вильнюс, Каунас, Тарту, Минск, Гродно, Витебск), которые проводились ежегодно по очереди в 7 медвузах региона с 1959 года. На базе нашего университета трижды проходили эти интересные и весьма полезные межреспубликанские конференции.
Большое внимание уделялось популяризации НИРС. С этой целью с 70-х годов в холле на
втором этаже университета возле актового зала размещены красочно оформленные стенды, газеты «Поиск», «Вестник СНО», Доска Почета студенческого научного общества.
В университете, наряду с испытанной основной формой организации НИРС (студенческие научные кружки при кафедрах), разрабатывались и внедрялись другие формы организации научно-исследовательской работы студентов: студенческое конструкторское бюро, бюро перевода, студенческий отдел научной информации, студенческая проблемная научно-исследовательская лаборатория, студенческий научный кружок по изучению вопросов организации НИРС при Совете СНО, курс основ по НИРС для всех студентов института.
Эффективность исследовательской работы студентов находится в прямой зависимости от правильной, научно обоснованной ее организации. В связи с этим возникла необходимость в проведении научных исследований по проблемам организации НИРС.
В соответствии с этим в 1973 году при Совете СНО был создан студенческий кружок по изучению вопросов НИРС (руководитель - председатель СНО Н.Луд). Тематика научных работ этого кружка предусматривала такие вопросы, как формы и пути развития НИРС, изучение влияния социально-бытовых сторон жизни студента на работу в СНО, преемственность в работе СНО и др.
Успешная работа этого кружка, а также актуальность изучения вопросов высшей школы привели к созданию в вузе студенческой научно- исследовательской лаборатории по проблеме высшего медицинского образования. Эта лаборатория утверждена приказом ректора доцента Е.Н. Медведского 9 апреля 1975 года как новая форма организации НИРС. Советом СНО и ректоратом были разработаны положения о лаборатории и ее структура.
На кафедре биохимии с 1988 года активно работала студенческая биохимическая лаборатория (руководитель - профессор А.А. Чиркин).
На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения организована «Школа менеджмента» (руководитель - профессор В.С. Глушанко).
Успешно работает студенческая группа «Поиск» (руководитель - профессор Н.Ю. Конева-лова). Кружковцами проведено комплексное обследование всех студентов университета по специально разработанной программе.
Особой гордостью студенческого научного общества университета стало студенческое конструкторское бюро, объединяющее технически одаренных студентов-медиков. СКБ было создано одним из первых среди медвузов страны в 1970 году. В организации его работы принимали активное участие Б. Базеко, А. Литвяков, Н. Маклаков, В. Родионов и др. На небольшой производственной площади (2 комнаты в общежитии №3), при дефиците комплектующих деталей студенты-энтузиасты создавали новые приборы, не находящие аналогов в отечественном и зарубежном производствах. Эти аппараты затем широко применялись в научной деятельности и практическом здравоохранении. Лучшие приборы, созданные в стенах СКБ, успешно выставлялись на самых крупных выставках научно-технического творчества молодежи страны. В 1977 году в институте проведено Всесоюзное координационное совещание по работе СКБ не только медицинских, но и технических вузов.
Золотой медалью ВДНХ СССР в 1974 г. за прибор «Реограф» награжден А. Литвяков. Бронзовой медали ВДНХ СССР в 1976 г. удостоен В. Чеусов, автор «Автоматического регистратора гемодинамических параметров»; такой же медалью награждены А. Литвяков, А. Чиркин, И. Лейкин в 1978 г. за «Аппарат для биоуправляемой ультразвуковой терапии». Студент пятого курса С.В. Жаворонок за прибор «Малогабаритный ретрактометр» стал лауреатом Всесоюзной выставки НТТМ-74, а в 1976 году удостоен премии ЦК ЛКСМБ. Студент четвертого курса М.Г. Диваков был награжден дипломом Всесоюзной выставки НТТМ-76 за представленный прибор для определения степени умственной утомляемости. В 1984 году ему присуждена премия Ленинского комсомола страны (СССР). Успешно работали в СКБ В.А. Костюченко и С.И. Пиманов.
По итогам Всесоюзного конкурса СКБ всех вузов страны (включая технические вузы) в 1978 году СКБ ВГМИ признано лауреатом и награждено дипломом ЦК ВЛКСМ и Минвуза СССР и 3-й денежной премией.
С 1956 года лучших кружковцев после окончания института по рекомендации Совета СНО
стали зачислять в аспирантуру и клиническую ординатуру.
Многие из тех, кто работал в студенческих научных кружках, стали крупными учеными и организаторами здравоохранения. В их числе К.Н. Анищенко, И.М. Дробышевская, Н.Г. Кар-ташов, В.В. Колбанов, В.Н. Лекторов, В.М. Ореховский, А.С. Романенков, Н.И. Степаненко, профессора - Г.П. Адаменко, В.П. Адаскевич, В.В. Аничкин, И.М. Арестова, А.Ю. Барышников, Л.И. Богданович, Г.Н. Бузук, В.М. Беличенко, Л.Р. Выхристенко, И.И. Генералов, B.C. Глушан-ко, И.В. Городецкая, Ю.Н. Деркач, М.Г. Диваков, Т.С. Дивакова, Т.П. Дмитраченко, М.Л. До-ценко, Э.А. Доценко, С.В. Жаворонок, В.В. Жарков, И.В. Жильцов, Н.П. Жукова, С.Н. Занько, А.С. Карпицкий, А.А. Кирпиченко, Ан.А. Кирпиченко, Л.Н. Кирпиченок, Н.И. Киселева, В.И. Козловский, В.М. Козин, Н.Ю. Коневалова, М.Р. Конорев, А.Н. Косинец, В.А. Косинец, Ю.В. Крылов, В.И. Кузнецов, Е.С. Лепля, А.М. Литвяков, В.А. Лоллини, Н.Г. Луд, А.Н. Лызиков, Н.Ф. Лызиков, И.М. Лысенко, B.C. Макаренко, Е.В. Макаренко, Ю.Б. Мартов, Д.А. Маслаков, А.А. Матвеев, В.А. Матвеев, Г.А. Медведева, А.Н. Михайлов, И.В. Морхат, В.И. Морхат, О.Д. Мяделец, Л.М. Немцов, А.А. Николаев, Д.К. Новиков, П.Д. Новиков, В.И. Новикова, А.Н. Окороков, С.С. Осочук, В.И. Петухов, С.И. Пиманов, В.П. Подпалов, Л.Е. Радецкая, Ю.Я. Родионов, М.Г. Сачек, М.М. Сачек, В.М. Семенов, Д.М. Семенов, И.Н. Сипаров, А.П. Солодков, Л.Я. Супрун, Е.П. Сушко, А.К. Усович, Н.Е. Федоров, А.В. Фомин, Н.Г. Харкевич, О.М. Хишова, А.А. Чиркин, В.И. Шебеко, В.Л. Шелюто, В.Н. Шиленок, А.Т. Щастный, А.Н. Щупакова, С.И. Юпатов, Г.И. Юпатов и др.
Большой опыт по организации научной работы студентов в институте, знакомство с постановкой научной и учебно-исследовательской работы в ряде медицинских вузов, анализ публикаций по проблеме НИРС дали возможность сотрудникам вуза Л.И. Богдановичу, Н.Г. Луду, Е.Н. Медведскому, М.Г. Сачеку и др. обобщить имеющиеся материалы в виде монографии, «Научно-исследовательская работа студентов». Мн., Вышейшая школа, 1989 г., рекомендованной Главным управлением учебных заведений М3 СССР в качестве пособия для преподавателей и студентов медицинских и фармацевтических институтов. Н.Г. Луд, А.П. Солодков, В.А. Коси-нец издали учебные пособия «Научно-исследовательская работа студентов и основы науковедения» (Витебск: ВГМУ, 2005. - 273 с.) и «Основы науковедения» (Витебск: ВГМУ, 2007 - 347 с.). Опубликовано свыше 100 научных статей по проблемам организации НИРС. Среди них статьи в международном журнале социалистических стран «Современная высшая школа» (Варшава), в журналах «Советское здравоохранение», «Вестник высшей школы», «Советская медицина», «Здравоохранение Белоруссии» и др.
Учитывая это обстоятельство, на базе вуза было проведено Всесоюзное и два Республиканских совещания по организации НИРС. За успехи в организации научного творчества студентов в соответствующих конкурсах университет занимает призовые места.
Формы организации НИРС могут быть различными, но основной структурной единицей является студенческий научный кружок при кафедре. Содержание работы кружков на разных кафедрах имеет свои особенности, однако основным направлением в их деятельности является выполнение во внеучебное время научных исследований по проблемной тематике кафедр. Кроме того, студенты участвуют в операциях, ведут прием больных, дежурят в клиниках и тем самым совершенствуют свои знания по избранной специальности.
К руководству научной работой студентов привлечен почти весь научно-педагогический состав кафедры, а также аспиранты, старшие лаборанты и клинические ординаторы. В университете получило широкое распространение создание творческих групп для выполнения отдельных тем: профессор (доцент) - аспирант (старший лаборант, клинический ординатор) - группа студентов.
Большое значение в университете придается комплексному выполнению студенческих работ на двух-трех кафедрах.
Содержание и цель студенческой научной работы усложняются от курса к курсу. Если на первых двух курсах идет интенсивное развитие любознательности, расширяется кругозор студентов, то к третьему курсу определяется основное направление их научных исследований.
Студенческие научные кружки при кафедрах, другие формы НИРС являются неотъемлемой
частью научной и учебно-методической работы кафедр, в них студенты расширяют знания по теории и практике медицины и фармации, развивают интерес к научным исследованиям. СНО является постоянным источником пополнения научно-педагогических кадров высшей квалификации университета.
Перспектива развития НИРС в вузе заключается в совершенствовании различных форм научного творчества студентов во внеучебное и учебное время. Особого внимания заслуживает выполнение дипломных работ. Это одно из перспективных направлений по более широкому привлечению студентов и выполнению научных исследований. Необходимо обеспечить целенаправленную подготовку студентов для последующей научно- исследовательской работы, создав для этой цели группы, начиная с 3-4 курсов.
В заключение следует отметить, что качество подготовки врачей в настоящее время и в будущем во многом будет зависеть не только от совершенствования учебного процесса, что является необходимым залогом успеха, но и от роста научно-исследовательского потенциала студентов. Будущий врач — это врач-исследователь.