УДК 378.14:001.895
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
Ирина Владимировна Кокунова, к. техн. н., доцент ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА» Россия, г. Великие Луки
Рассмотрены вопросы организации научно-исследовательской работы студентов в вузе, отмечена ее роль в подготовке специалистов высшего профессионального образования, указаны основные виды НИРС в аграрном вузе, предложены различные формы мотивации творческой молодежи и преподавателей.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов; студенческая наука; стипендиальная программа; творческая молодежь; квалифицированные специалисты.
Современная аграрная политика государства ориентирует российских производителей сельскохозяйственной продукции на применение высоких наукоемких технологий и производство отечественных экологически чистых продуктов питания. По мнению экспертов, Россия способна в ближайшем будущем заявить о себе не только как крупный покупатель, но и как надежный и перспективный экспортер сельскохозяйственных продуктов.
Среди основных стратегических задач, которые необходимо решить для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, следует выделить модернизацию аграрного сектора экономики, оснащение производства сельскохозяйственной техникой нового поколения, широкое применение ресурсосберегающих техноло-
гий. Реализация планов по модернизации агропромышленного комплекса страны должна в обязательном порядке сопровождаться научным и кадровым обеспечением [1].
Сегодня, как никогда, приобретают огромную практическую значимость умения выпускников вузов адекватно воспринимать сложные жизненные и производственные ситуации, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым реалиям, целенаправленно перерабатывать и анализировать получаемую информацию, искать недостающую, знать закономерности ее оптимального применения, прогнозировать конечные результаты деятельности, используя при этом свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В итоговых материалах Болон-ских семинаров, проводимых в Бле-
де (Словения, 2004 г.), в Бергене (Норвегия, 2005 г.), в Суонси (Уэльс, Великобритания, 2006 г.), отмечается, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а так как приобретаемые знания быстро устаревают, то это противоречие необходимо преодолевать с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения следует развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать дальнейшее образование, так и реализовываться на современном рынке труда.
В связи с чем выпускник вуза должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и обладать определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям [3].
Все эти качества необходимо формировать еще на этапе обучения студентов в вузе. Прививаются они через активное привлечение молодых людей к участию в научно-исследовательской работе, которая в современных условиях приобретает все большее значение и является одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки квалифицированных кадров.
Подготовка выпускников вузов к решению профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности отражается в Федеральных государст-
венных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста высшего профессионального образования. Например, пункт 4.4 ФГОС ВПО констатирует, что бакалавр по направлению подготовки 35.03.06 «Агроинженерия» должен решать следующие профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности: участие в проведении научных исследований по утвержденным методикам; участие в экспериментальных исследованиях, составление их описания и выводов; участие в стандартных и сертификационных испытаниях сельскохозяйственной техники, электрооборудования и средств автоматизации; участие в разработке новых машинных технологий и технических средств.
Спектр решения профессиональных задач магистров по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия» более широкий. Он предусматривает возможность решения значительно большего количества научно-исследовательских задач, в том числе разработку рабочих программ и методик проведения научных исследований; разработку физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к процессам механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства; управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммер-
циализацию прав на объекты интеллектуальной собственности и др.
Рассмотрим организацию научно-исследовательской работы студентов (НИРС) на примере работы по данному направлению кафедры «Автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины» ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА». Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляет весь профессорско-преподавательский состав кафедры под непосредственным контролем заведующего кафедрой и ответственного по НИРС.
Организация НИРС, как системы деятельности студентов вуза, сложилась еще в советское время. Однако, несмотря на определенные изменения, происходящие в стране в последнее время, основные компоненты НИРС продолжают функционировать и сегодня. В зависимости от содержания работы и порядка осуществления мероприятий НИРС принято делить на три основных вида: научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, подразумевающая исследовательскую работу студентов в учебное время (во время проведения занятий); дополняющая учебный процесс (вне рамок основной образовательной программы); параллельная учебному процессу, подразумевающая исследовательскую работу студентов во внеучебное время (после учебных занятий).
Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс, предполагает:
• введение элементов НИР в учебные занятия, предусмотренные учебными планами вуза;
• выполнение курсовых проектов и выпускных квалификационных работ с отдельными исследовательскими разделами или полностью построенных на результатах проведения научных исследований;
• выполнение отдельных индивидуальных заданий научно-исследовательского характера в период прохождения студентами производственных практик;
• организацию специальных элективных курсов и подготовку творческих программ по изучению теоретических основ планирования, организации и проведения научного эксперимента, обработки данных научных исследований с целью подготовки студентов к самостоятельному выполнению научной работы путем развития у них умений и навыков, необходимых будущему квалифицированному специалисту и ученому.
Научно-исследовательская работа студентов, дополняющая учебный процесс, предусматривает:
• проведение индивидуальной научно-исследовательской работы со студентами;
• организацию студенческих научных кружков согласно профилю кафедры;
• участие студентов в научных состязательных мероприятиях различного уровня (вузовских, региональных, всероссийских, международных), стимулирующих дальнейшее развитие системы НИРС и твор-
чество каждого студента. К таким мероприятиям относятся научные семинары по различным научным направлениям, конференции, симпозиумы, выставки, конкурсы научно-исследовательских работ студентов, олимпиады по отдельным дисциплинам и специальностям и т.п.
Проведение научно-
исследовательской работы студентов, параллельной учебному процессу, предполагает:
• привлечение талантливой молодежи к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджетная и хоздоговорная тематика, грантовая деятельность кафедры и вуза);
• привлечение студентов к участию в конкурсах на получение грантов, ориентированных на учащуюся молодежь, проводимых различными учреждениями и организациями;
• знакомство студентов с российскими и международными стандартами на порядок выполнения научно-исследовательских работ и представление отчетов по проведенным исследованиям;
• освоение студентами различных систем научно-технической информации;
• привлечение молодежи к участию в научно-инновационной деятельности кафедры и вуза.
Научно-исследовательская работа студентов, проводимая на кафедре, дает возможность более тесного общения студентов со своими преподавателями в рамках решения
реальных производственных задач исследовательского характера, а также позволяет более глубоко изучать и осваивать дополнительный материал, повышающий уровень профессиональной подготовки выпускников вуза. Затрачивая дополнительное время, студенты развивают такие важные для будущих специалистов качества, как творческое мышление, способность самостоятельно принимать решения и отстаивать свою точку зрения.
Основными задачами НИРС являются:
• вовлечение студенческой молодежи в научные исследования на ранних этапах обучения в вузе и ее закрепление в научно-исследовательской сфере деятельности;
• формирование мотивации к научно-исследовательской работе и содействие студентам в овладении научными методами познания, углубленному и творческому освоению учебного материала;
• пропаганда среди студенческой молодежи различных форм научного творчества на основе принципа единства науки и практики;
• развитие интереса у студентов к фундаментальным исследованиям;
• воспитание творческого отношения к избранной профессии через научно-исследовательскую деятельность;
• освоение студентами методик самостоятельного решения научно-практических задач;
• привлечение наиболее талантливых студентов к целенаправлен-
ной научной деятельности и их дальнейшему обучению в магистратуре и аспирантуре вуза;
• содействие повышению имиджа вуза.
Основными формами научно-исследовательской работы студентов на кафедре являются:
• подготовка и публикация научных статей по результатам проводимых исследований под руководством преподавателей кафедры;
• разработка новых и модернизация действующих лабораторных установок, испытательных стендов, плакатов, используемых в учебном процессе и для проведения научных исследований;
• подготовка совместно с преподавателями материалов для мультимедийного сопровождения учебного процесса;
• участие в подготовке и проведении экспериментальных исследований ученых кафедры;
• участие в творческих конкурсах и выставках научно-исследовательских работ различного уровня, в том числе конкурсах на получение грантов;
• участие и выступление с докладами на научно-практических семинарах и студенческих научных конференциях;
• оформление документов и подача заявок на предполагаемое изобретение или полезную модель совместно с учеными кафедры.
Одной из форм НИРС, осуществляемой в учебное время, является внедрение элементов научных
исследований в лабораторные работы, предусмотренные рабочими программами учебных дисциплин. При выполнении таких работ студент может самостоятельно составить план проведения исследований, подобрать необходимые литературные источники, провести математическую обработку и анализ полученных результатов, оформить итого-вы й отчет и аргументировать выводы.
Для студентов младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются: подбор и составление списков литературных источников по изучаемой научной проблематике, составление библиографических записей, подготовка литературных обзоров, выполнение индивидуальных заданий с элементами научного поиска, приобретение практических навыков критического отбора и анализа необходимой информации, участие в работе предметных кружков.
В рамках студенческого научного общества на кафедре «Автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины» работают четыре научных кружка по различным направлениям механизации, ресурсосбережения и оптимизации технологических процессов в АПК:
• проблемы механизации технологических процессов при заготовке и хранении кормов из трав в условиях повышенного увлажнения;
• механизация технологических процессов уборки и послеуборочной доработки картофеля в сложных погодных условиях;
• энергосбережение в теплотех-нологиях АПК;
• диагностирование и регулировка топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания.
Участие студентов в работе научно-исследовательских кружков способствует развитию у молодых людей памяти, наблюдательности, самостоятельности рассуждений, способности сбора и анализа информации, принятию обоснованных решений. Каждый из выше указанных компонентов формирует у будущих специалистов профессиональные навыки в области научно-исследовательской деятельности.
Результаты своей работы студенты докладывают на студенческих научных конференциях в стенах своего вуза, а также принимают участие в работе всероссийских и международных научных конференций молодых ученых и специалистов. По результатам научных исследований осуществляется публикация материалов в различных изданиях.
Лучшие исследовательские работы направляются на конкурсы студенческих научных работ различного уровня и конкурсы выпускных квалификационных работ. Так, научные работы студентов неоднократно принимали участие в конкурсе инновационных студенческих работ в области механизации сельского хозяйства, проводимом в рамках Международной специализированной выставки сельхозтехники «АГРОСАЛОН» (МВЦ «КРОКУС ЭКСПО», г. Москва), участвовали во Всероссийской выставке научно-
технического творчества молодежи НТТМ (ВВЦ, г. Москва), где награждались дипломами победителей конкурса и отмечались дипломами участников мероприятий.
Ежегодно студенты кафедры принимают участие во Всероссийском конкурсе на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в номинации «Агроинженерия», где занимают призовые места.
В январе 2014 г. две студенческие научные работы участвовали в конкурсе на лучшую авторскую работу о сельском хозяйстве в номинации «Механизация сельского хозяйства» Стипендиальной программы «ЭкоНива-Студент». Организатором конкурса выступал один из ведущих агропромышленных холдингов России компания ООО «ЭкоНива-АПК Холдинг».
Целями Стипендиальной программы являлись: поддержка и поощрение талантливых студентов старших курсов и аспирантов ведущих аграрных вузов России; повышение уровня знаний учащихся в различных профессиональных областях; развитие партнерских отношений с ведущими аграрными вузами России и обмен информацией о потребности сельскохозяйственных предприятий холдинга в квалифицированном персонале; создание базы данных стипендиатов программы, как потенциального кадрового резерва компании. Заявленные цели конкурса указывают на заинтересо-
ванность реальных аграрных предприятий в высококвалифицированных профессиональных кадрах, подчеркивают важность научных знаний и умений для молодых специалистов [2].
В течение двух последних лет студенты и аспиранты кафедры со своими научными проектами участвуют в региональном конкурсе молодежных инновационных научно-технических проектов по направлению «Новые приборы и аппаратные комплексы», проводимом Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках программы «УМНИК» (Участник молодежного научно-инновационного конкурса).
Данная программа направлена на выявление молодых ученых, стремящихся к самореализации через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов, обладающих практическим и коммерческим потенциалом. Фонд финансирует реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) победивших проектов.
Участие в конкурсной программе УМНИК позволяет молодым ученым приобрести бесценный опыт подготовки и защиты своих научных проектов, дает возможность показать коммерциализацию научных разработок и получить грант на реализацию проекта.
Публичные выступления на конференциях, соавторство в научных работах с учеными кафедры, участие в разработке экспериментальных установок позволяют студенту приобрести авторские права на результаты научных исследований, что очень важно для молодого человека. Все это позволяет будущему специалисту получить общественное признание в среде профессионалов.
Для более широкого привлечения студенческой молодежи к творчеству, к проведению научных исследований по проблемам технического и технологического переоснащения аграрного сектора экономики, к созданию новых и модернизации действующих образцов техники необходимы различные формы мотивации талантливой молодежи и их наставников. Это может быть:
• привлечение студентов к гран-товой деятельности под руководством ведущих преподавателей кафедры;
• совместное выполнение научных исследований, проводимых учеными вуза, по заявкам предприятий;
• участие студентов в конкурсных и стипендиальных программах различного уровня;
• выдвижение наиболее одаренных студентов на соискание именных стипендий;
• моральное и материальное поощрение студентов и преподавателей вуза с объявлением им благодарности, награждением Почетными грамотами, дипломами, ценными подарками, денежными премиями за
успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе и организацию НИРС;
• направление активных студентов и их научных руководителей для участия в престижных научных выставках, конференциях, симпозиумах, конкурсах и т.д.
Молодые люди не всегда способны самостоятельно хорошо ориентироваться в многообразии научной тематики, выбирать перспективные направления исследований, грамотно оценивать перечень предлагаемых грантовых программ. Поэтому их наставники (научные руководители) должны оказывать необходимую консультативную помощь. И здесь очень многое зависит от личности самого преподавателя, от его профессионализма и способности увлечь студентов своими научными идеями.
Таким образом, образовательный процесс подготовки будущих специалистов к своей профессио-
нальной деятельности будет результативным, если в течение всего периода обучения в вузе студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской работы. В этой связи необходимо систематически и целенаправленно осуществлять подготовку выпускников к решению профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности; создавать научные коллективы с учетом интересов, способностей и возможностей студентов; обеспечивать необходимую материально-техническую базу для проведения научных исследований; всемерно поощрять творческую деятельность и самостоятельность молодых людей.
В современных условиях развития общества творческая активная молодежь является основой поступательного движения страны, в том числе и инновационного развития аграрного сектора экономики.
Список литературы
1. Ерохин М.Н. Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров для АПК / М.Н. Ерохин // Вестник ОрелГАУ. - 2007.
- №6. - С.21-23.
2. Кокунова И.В. Поддержка талантливой молодежи - важное звено в инновационном развитии АПК / И.В. Кокунова // Известия Великолукской ГСХА. - 2014.
- №1. - С.63-65.
3. Чупрова Л.В. Научно-
исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л.В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / под. общ. ред. Г. Д. Ахмето-вой. - СПб.: Реноме, 2012. - С.380-383.
E-mail: [email protected]
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, Великолукская ГСХА. Тел.: (81153) 7-16-22