Научная статья на тему 'Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция антропономии'

Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция антропономии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропономия (общая теория человека) / разделы антропономии / anthroponomy (General theory of the human) / sections of anthroponomy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович

Цель статьи – изложить концепцию антропономии, разработанную Нижегородской методологической школой. Антропономия (общая теория человека) – интегральная наука о человеке. Она ориентирована на изучение человеческого индивида как единичного представителя человеческого рода. Изложены разделы антропономии. Антропономия – теория среднего уровня в структуре науки о родовых качествах человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article aims to present the concept of the anthroponomy. The concept was developed by the Nizhny Novgorod methodical school. Anthroponomy (General theory of the human) the integral science of the human. She is focused on the study of the human individual as a single representative of the human genus. Set out sections of anthroponomy. Anthroponomy – theory of the average level in the structure of the science of generic qualities of the human.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция антропономии»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

123

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ АНТРОПОНОМИИ

Пищик Александр Михайлович

Доктор философских наук, профессор Дзержинского филиала РАНХиГС,

г. Дзержинск Нижегородской области

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - изложить концепцию антропономии, разработанную Нижегородской методологической школой. Антропономия (общая теория человека) - интегральная наука о человеке. Она ориентирована на изучение человеческого индивида как единичного представителя человеческого рода. Изложены разделы антропономии. Антропономия - теория среднего уровня в структуре науки о родовых качествах человека.

ABSTRACT

The article aims to present the concept of the anthroponomy The concept was developed by the Nizhny Novgorod methodical school. Anthroponomy (General theory of the human) - the integral science of the human. She is focused on the study of the human individual as a single representative of the human genus. Set out sections of anthroponomy. Anthroponomy - theory of the average level in the structure of the science of generic qualities of the human.

Ключевые слова: антропономия (общая теория человека); разделы антропономии.

Keywords: anthroponomy (General theory of the human); sections of anthroponomy.

Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы [713]. Авторская концепция антропономии, как интегральной науки о человеке (общая теория человека) сложилась в системе Нижегородского философского клуба (1990-1991 гг.) в процессе создании общественного объединения «Общероссийская академия человековедения» (25.09.1991 - рег. свид. №306 Минюста РФ) [5, с. 27]. Данная концепция была доведена до научно-педагогической общественности в 1991 г. на XIX межзональном симпозиуме «Проблемы антропономии» [14].

В первой статье о научно-исследовательской программе Нижегородской методологической школы указана её целевая установка - поиск гармонии меры человека и меры универсума: «Миссия программы - поиск фундаментальных научных основ гармонизации меры человек и меры универсума в деятельности личности и общества на основе авторской методологии системодеятельностного подхода» [7, с. 244]. Так же сказано, что мера человека исследовалась в рамках междисциплинарного (полидисциплинарного, мультидисциплинарного) научного комплекса человековедения (антропономия, общая теория человека) [8, с. 31]. Однако в перечень концепций «твёрдого ядра» программы концепция человековедения не вошла. Связано это, прежде всего, с методологическими трудностями научного и философского исследования бытия человека. Была выработана общая схема состава и структуры антропономии, как ме-ждисциплинарного/полидисциплинарного научного комплекса. Присутствовало понимание, что сил одной науки здесь недостаточно. Такое понимание оказалось созвучным концепции человековедения, разработанной в постклассической научной парадигме академиком В.П. Казначеевым: «В религиозных культах наличествуют значительные компоненты антропоэкологического опыта выживания, эмпирические наблюдения и знания. Эти знания подчас глубже

отражают действительность, нежели современное научное знание. Отсюда суждения по поводу картезианской неполноценности западной науки (Д. Бом, Л. Доссей и т.д.)» [6].

Преодолеть неполноценность западной науки в построении человековедения можно, опираясь на достижении всех типов мироосвоения. В предыдущей статье была изложена концепция шести основных типов мироосвоения [13]. Знания о человеке, накопленные в обыденном практическом народном опыте и мифах, религии и искусстве, философии и науке по принципу дополнительности обогащают человековедение как междисциплинарный/ полидисциплинарный комплекс знаний. Научные знания - важный, но недостаточный компонент для целостного понимания человека на базе накопленного человечеством опыта.

Антропономия, как интегральная наука о человеке, включает в себя следующие теоретические разделы [5, с. 27]:

1. Теория рождения человека.

2. Теория потенциала человека (потребности и способности).

3. Теория социализации человека.

4. Теория деятельности человека.

5. Теория социальных отношений.

6. Теория социальных институтов.

7. Теория судьбы человека.

8. Теория идеального человека.

Антропономия - интегральная наука среднего уровня, общее учение о человеке. Она ориентирована на изучение человеческого индивида как единичного представителя человеческого рода. Антропономию следует отграничить от смежных дисциплин, изучающих, как человечество в целом, так и те или иные объединения людей (этнология, демография, социология и др.). В этом отличие от концепции В.П. Казначеева: «Итак, человек, человечество, народы, их взаимодействие с природой, в которой они живут, взаимодействие человеческих и природных комплексов с планетой и космосом и являются предметом человековедения» [6].

124

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Ни психология, ни социология не могут стать интегральными науками о человеке, т.к. они не изучают все качества человека. Антропономия - интегральная наука среднего звена между мировоззренческим учением о человеке и частнонаучным учением о человеке.

Антропономия изучает человека как отдельное явление общего, как индивида человеческого рода, а не как часть целого - человеческого сообщества, человечества. Человек объективно находится в оппозиции к двум множествам: как часть, элемент человечества и как индивид человеческого рода. Предмет антропономии - второе отношение, в котором человек проявляет все свои родовые качества, не сводимые к возрасту, полу, расовым и этническим особенностям, профессии, религиозной принадлежности, месту проживания и т.д. [4, с. 81-82]. Антропономия изучает человека как отдельное проявление общего, а это отдельное содержит все признаки общего, т.е. человеческого рода.

Первая попытка выделения общих, родовых признаков человеческого рода представлена в монографии Л.А. Зеле-нова «Мера человека» [3]. В этой монографии было выделено четыре родовых признака человека как социального существа: сознание, язык, общение и деятельность. В этом составе деятельность представлена как интегральное образование, реализующее функционально все другие родовые качества человека. При этом все четыре общих, родовых качества обладают количественной степенью проявления и базируются на двух субстратных родовых сущностных силах человека: потребностях и способностях. Соответственно выделяются четыре первых блока проблем антропономии [4, с. 82]:

1. потребности и способности сознания;

2. потребности и способности языка;

3. потребности и способности общения;

4. потребности и способности деятельности.

Объективные основания этих родовых качеств потенциально заложены в генетической программе человеческого рода (интегральный генофонд), в генотипе, который актуально реализуется как фенотип или субъектотип (М.С. Каган) в отдельном человеке. Эта потенциальность реализуется в ходе индивидуальной жизни человека от рождения до смерти или бессмертия. Взяв этот принцип за индивидуально-генетическое основание анализа жизненного пути человека, Л.А. Зеленов выстраивает логику развёртывания проблем изучения человека, которые создают разделы антропономии [4, с.83]:

Теория рождения человека (анализ медико-биологических, психологических, социальных и нравственных проблем появления на свет человеческого ребёнка).

Теория потенциала человека (анализ потенциальных потребностей и способностей человека в их обращенности на сознание, язык, общение и деятельность).

Теория социализации человека (анализ этапов и функций трансляции обществом межпоколенного социального опыта человеческого рода и освоение этого опыта индивидом: идентификация, индивидуализация, персонализация; образование, обучение, воспитание; самообразование, самообучение, самовоспитание; человек - индивидуальность - личность).

Теория деятельности человека (анализ актуальной деятельности человека и самодеятельности личности, родов деятельности и её состава и структуры).

Теория социальных отношений (анализ отношений, в которые вступает личность в ходе деятельности, типы отношений по родам деятельности, виды отношений: позитивные и негативные).

Теория институционализации личности (анализ процессов входа личности в систему социальных институтов общества и выхода из неё).

Теория судьбы человека (анализ проблем биологической и социальной смерти и бессмертия человека, ювенологии, геронтологии и иммортологии).

Теория идеального человека (анализ существующих моделей перспективного и идеального состояния единичного представителя человеческого рода: узкий специалист, многосторонне развитый, разносторонне развитый, гармонично развитый, всесторонне развитый, универсальный; анализ ценностных качеств идеального человека: любовь, вера, надежда, равенство, справедливость, истина, красота, добро и т.д.).

Специальный анализ всех этих проблем дан в коллективной монографии «Антропономия. Общая теория человека»

[1] , в монографии Л.А. Зеленова «Становление личности»

[2] , а также в серии докторских и кандидатских диссертаций (Л.Филиппова, Ю.Лебедев, Н. Храменков, Ю. Филиппов, А. Штефан, Ж. Прахова, Н. Соколова, А. Пищик, А. Владимиров и др.) [4, с. 84].

Возвращаясь к проблеме определения места антропономии в структуре человековедения, следует выделить три уровня (слоя) бытия человековедения (рис.1)

Мировоззренческий уровень человековедения строится усилиями шести основных типов мироосвоения: обыденного практического народного опыта и мифа, религиозного опыта и опыта накопленного в искусстве, научного и философского опыта постижения родовых качеств человека как индивида. При этом опыт каждого типа мироосвоения включает мотивационный (ценностные ориентации), информационный (знания) и операциональный (умения) компонент. К культуре относится такой опыт, который возвышает человека в границах меры его бытия. К антикультуре и бескультурью относится опыт деградации человека. Ми-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

125

ровоззренческий уровень человековедения даёт целостную картину системы «человек-универсум», т.е. место, роль и миссию индивида, как представителя человеческого рода, в универсуме, мире, окружающей его среде «глазами» народного опыта и мифа, религии и искусства, науки и философии.

Следующий уровень человековедения - общекультурный. Антропономия относится к этому уровню. Наряду с антропономией средний слой человековедения включает не только научный опыт, но и опыт других дисциплин. На этом уровне универсум, мир и среда в научной парадигме дифференцируются по следующим блокам: экосфера, техносфера, социосфера и антропосфера. Выстраивается отношение че-ловека-индивида (в его родовых характеристиках) к названным сферам. Определяется место, роль и миссия родового человека-индивида в природе, техносреде, обществе и антропосфере. Наряду с научным опытом, в построении этого уровня человековедения важную роль играет народный опыт и опыт других типов мироосвоения.

Третий уровень человековедения строится на основе опыта частных дисциплин. Для науки - это система частных наук о человеке (анатомия, физиология, биофизика, биохимия, психология, биомеханика, социология человека и др.), междисциплинарные взаимоотношения и интеграция которых позволяет выделить и наполнить конкретным содержанием родовые качества человека как индивида. Для религии и мифологии - это сакральные мистические религиозные практики, раскрывающие родовой потенциал человека-ин-дивида (практики умного делания в исихазме, практики йоги, даоские практики саморегуляции, духовные практики суфизма и т.д.). Для обыденного практического народного опыта - это практики народной медицины, народной педагогики, народного искусства, народного самоуправления, народной хозяйственной деятельности, народной природоохранной деятельности и т.д. Для искусства - это опыт постижения родовых качеств индивида в художественной литературе, живописи, графике, музыке, скульптуре, актёрском искусстве, орнаментально-декоративном искусстве и т.д.

Подводя итог статьи, следует отметить, что антропономия как интегральная наука о родовых качествах челове-ка-индивида, составляет существенную часть человековедения, как междисциплинарного научного комплекса. Однако человековедение - не только научный комплекс, но и междисциплинарный культурный комплекс. Общее здание человековедения строится на трёх уровнях - мировоззренческом, включающем шесть типов мироосвоения (теоретического и практического), общекультурном и частнокультурном, основанных на опыте, выработанном человечеством по освоению родовых качеств человека-индивида. Такой методологический подход в литературе по человековедению не встречается, поскольку в иных концепциях нет разведения отношений «часть-целое» и «общее (род) - отдельное (индивид)» в системе «человек - человечество», «человек - сообщество людей».

Список литературы:

1. Антропономия. Общая теория человека /под общ. ред. проф. Л.А. Зеленова. - Н.Новгород: НАСА, 1991. - 172 с.

2. Зеленов Л.А. Становление личности. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. - 168 с.

3. Зеленов Л. А. Мера человека: монография. — Нижний Новгород : «Издательский салон» ИП Гладкова

О. В., Общероссийская акад. человековедения, Научно-образовательный центр «Новация», 2009. — 124 с.

4. Зеленов, Л.А. Прикладная философия: педагогические этюды. Монография /Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ»,

2013. - 196 с.

5. Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. - Н.Нов-город: Общероссийская академия человековедения, 2015. - 65 с.

6. Казначеев В.П. Проблемы человековедения / Науч. ред. и послесловие А.И. Субетто - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 352 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://libed.ru/knigi-nauka/752679-1-problemi-chelovekovedeniya-ooboo-v-kaznacheev-problemi-chelovekovedeniya-vtu-pod-nauchnoy-redakciey-akademika-petr.php

7. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.unn.ru/pages/issues/ vestnik/99999999_West_2012_1(3)/31.pdf

8. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал. - 2015. -№4 (13). Часть 13. - С. 31-34 [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.04.2015/evro_13_ p13.pdf#page=31

9. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 5 (14), Часть 14. - С. 44-48 [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// www.euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.05.2015/ p8/4-68.pdf#page= 1

10. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция сферы социума //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 6 (15), Часть 5. - С. 72-76 [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:http://www.euroasia-science.ru/ files/arhiv/25-27.06.2015/p5/6-167.pdf#page=1

11. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция функций основных сфер человеческой деятельности // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 7 (16), Часть

3. - С. 139-143 [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:http://www.euroasia-science.ru/files/ arhiv/24-25.07.2015/p3/6-171.pdf#page=1

12. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция дизайна // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 8 (17). Часть 3. - С.31-35

126

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

13. [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:http:// www.euroasia-science.ru/files/arhiv/28-29.08.2015/ p3/6-171.pdf#page=1

14. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция основных типов мироосвоения // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный жур-

нал. - 2015. - № 9 (18), Часть 1. - С. 13-17 [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www. euroasia-science.ru/files/arhiv/28-29.09.2015/p1/5-123. pdf#page=1

15. 14. Проблемы антропономии // Тезисы докладов к XIX межзональному симпозиуму. - Н.Новгород: НАСА, 1991. - 242 с.

УДК 1(125)

ПРОБЛЕМЫ АВТОТРОФНОСТИ В РАЗВИТИИ НОВЫХ ИДЕЙ

ФИЛОСОФИИ

Савин Валерий Викторович

Канд. философских наук, доцент кафедры общей физики, г. Волжский

АННОТАЦИЯ

Настоящее исследование можно рассматривать как определенный этап в формировании онтолого - антропологических оснований самой автотрофности, целостной философской «теории всего», то есть необходимости исследования единого целого: космоса - природы - человека, которая в ряде случаев подчиняется общим закономерностям, имеет единый алгоритм. Основанием для такого переосмысления послужили открытия и выводы ученых в отношении процессов эволюции человека и законов развертывания Вселенной, законов пропорции числового ряда Фибоначчи.

Ключевые слова: автотрофность, алгоритм, антропология, Вселенная, космос, мироздание, пропорция Фибоначчи (пропорция Золотого сечения), резонанс.

ABSTRACT

The present study can be considered as a stage in the formation ofthe ontological - anthropologicalfoundations of the autotrophic holistic philosophical «theory of everything» that is, the need to study a whole: the cosmos - nature - human, which in some cases is subject to the general laws, a single algorithm. The basis for this was the discovery of rethinking and conclusions of scientists on the processes of human evolution and deployment of the laws of the universe, the laws of the proportions of the Fibonacci number series.

Keywords: autotrophic, algorithm, anthropology, the universe, the cosmos, the universe, the Fibonacci ratio (the proportion of the Golden Section) resonance.

Проблема антропологии автотрофности наиболее ярко проявляется в противоречивости всякой, уже ставшей авто-трофности, которая обусловливается как реальностью и наличностью ее запредельного бытия, так и отрицанием этого бытия. В качестве одного из вариантов решения последней рассмотрим возможность смены онтолого - антропологических оснований самой автотрофности. Парадигма разума предполагает совершенное мировоззрение, которое в науке распознается как «теория всего», а в философии универсальными принципами устройства микро- и макрокосмоса.

В реальной жизни проблема автотрофности находит самые различные проявления, но ее возникновение и обострение было предопределено еще в период создания основных идей автотрофности в трудах Н.Ф. Федорова, С.А. Подолин-ского, Э.К. Циолковского, В.И. Вернадского и других [13, 8, 14, 1].

Особую роль в процессе формирования указанной проблемы играет такое направление в развитии философской мысли как априоризм, а не рационализм и эмпиризм как обычно принято считать, в силу коренных основ понятия автотрофности. Именно априоризм погружается в транс-

цендентные высоты, туда, где нет места фактической данности, пропорционально-дискретной четкости и логично - размеренному мышлению. В настоящее время постулаты основателей идей автотрофности подвергаются самому решительному переосмыслению.

Большой интерес по исследуемой проблеме представляют работы В.П. Плыкина, Н.Н. Моисеева, В.Г. Горшкова, В.М. Котлякова, М.Е. Виноградова, Г.Е. Михайловского, А.С. Монина, М. Стронга и других, отличающиеся оригинальным видением идей автотрофности в развитии философской мысли.

В конце XIX - начале XX в.в. приходит осознание сущности возникшей проблемы, на почве естествознания, она содержала в себе явные потенции глобального характера, несмотря на то, что процесс глобализации еще не получил широкого развертывания. Непосредственным базисом концепции автотрофности человечества была теория монодисциплинарного характера, которая сначала получила развитие в физиологии, а затем в геохимии. Значительно позже к решению проблемы автотрофности подключились другие естественные, социально - гуманитарные и в особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.