Научная статья на тему 'Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: банк алгоритмов теорий'

Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: банк алгоритмов теорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алгоритмы теорий / методология теорий / algorithms theories / methodology theories

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович

Цель статьи – изложить алгоритмы теорий (АРТы), разработанные Нижегородской методологической школой. АРТы были использованы при построении соответствующих теорий, представленных в серии монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article aims to present the algorithms theories (ART), developed by the Nizhny Novgorod methodological school. Arts were used to construct relevant theories, presented in the series of monographs.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: банк алгоритмов теорий»

170

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

26. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2003. - 576 с.

27. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1999. - 576 с.

28. Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. - М.: Алгоритм, 2007. - 272 с.

29. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997. - 1056 с.

30. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение

истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

31. Existence: A New Dimension In Psychiatry And Psychology / Ed. by Rollo May, Ernst Engel, Henry F. Ellenberger. New York: Basic Books, 1958.

32. Hegel G. W. F. Phanomenologie des Geistes // Georg Wilhelm Hegel’s Werke. Vollstandige Ausgabe. Bd. II. Berlin, 1832.

научно-исследовательская программа нижегородской методологической школы: банк алгоритмов теорий

Пищик Александр Михайлович

Доктор философских наук, профессор Дзержинского филиала РАНХиГС,

г. Дзержинск Нижегородской области

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - изложить алгоритмы теорий (АРТы), разработанные Нижегородской методологической школой. АРТы были использованы при построении соответствующих теорий, представленных в серии монографий.

ABSTRACT

The article aims to present the algorithms theories (ART), developed by the Nizhny Novgorod methodological school. Arts were used to construct relevant theories, presented in the series of monographs.

Ключевые слова: алгоритмы теорий; методология теорий. Keywords: algorithms theories; methodology theories.

Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научноисследовательской программы Нижегородской методологической школы [3-10].

Идея создания банка алгоритмов теорий (АРТов) возникла в 1976 г. Авторами идеи и разработчиками первых АРТов были Лев Александрович Зеленов и Рудольф Иванович Никифоров, применившие их в своей преподавательской деятельности на курсах повышения квалификации в системе Института повышения квалификации Министерства химической промышленности СССР [2, с. 5].

АРТы - алгоритмы теорий любого вида и типа: краткое, афористичное, системно-логическое изложение на 1-2 страницах текста теории любого объекта (теория образования, теория воспитания, теория дизайна, теория управления, теория деятельности, теория социальной экологии, теория архитектуры, теория ценностей и т.д.). Необходимость такой методологии (АРТ-методологии) была обусловлена рядом обстоятельств: 1) необходимость минимизации времени для изложения слушателям той или иной теории; 2) необходимость минимизации текста при изложении любой теории в статьях, монографиях,

диссертациях, учебной литературе; 3) максимальное использование схем, моделей, визуальных знаков при изложении теории; 4) наличие осмысленных и проверенных концепций и теорий по тому или иному вопросу; 5) многообразие аудитории при изложении той или иной теории (от школьников и студентов до рабочих и профессоров).

Банк АРТов (методология теорий) был опубликован в монографии Л.А. Зеленова и Р.И. Никифорова в 2015 г. [2]. Данные АРТы были положены в основу развёрнутого построения соответствующей теории, что представлено в серии монографий, которые указаны в конце каждого АРТа. Многие АРТы стали составной частью концепций, опубликованных нами в предыдущих статьях [4-10]. В данной статье будут выборочно изложены те АРТы, которые кроме изложенных ранее, по мнению автора статьи, наиболее актуальны.

АРТ. Диалог мировоззрений [2, с. 8-9].

История человеческого общества демонстрирует существование диалогового общения между всеми шестью типами мировоззрения, что при комбинаторике числа сочетаний из шести элементов по два даёт 15 возможных парных оппозиций (табл.1):

Таблица 1.

Диалог типов мировоззрения/мироосвоения

мировоззрение/ мироосвоение народное мифология религия искусство наука философия

народное 1 2 3 4 5

мифология 6 7 8 9

религия 10 11 12

искусство 13 14

наука 15

философия

171

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Все диалоговые оппозиции являются реальными, но их системно-типологический анализ не был предметом специального исследования.

АРТ. Социализация личности [2, c. 13].

Социализация - это межпоколенная трансляция социального опыта человечества. Она осуществляется в течение всей жизни, в организованной (педагогическая сфера) и неорганизованной (социальная среда) формах и охватывает четыре способа бытия человека с трёхаспектным переходом от одного к другому (Рис.1).

Рождение человека Идентификация 11нднвкду алкзаыня f Персона ли? яцкя1

Результат

Потенциальный человек Актуальный человек Индивидуальность Личность

Рисунок 1. Динамика социализации

Идентификация - процесс социализации в форме образования, обучения и воспитания.

Актуальный человек - индивид, обладающий всеми родовыми качествами человеческого рода.

Индивидуализация - процесс социализации в форме самообразования, самообучения и самовоспитания.

Индивидуальность - человек, обладающий специфическими индивидуальными качествами.

Персонализация - процесс социализации в форме развития самодеятельности как средства становления личности.

Личность - индивидуальность, ставшая социальным субъектом.

Вся педагогическая сфера общества (и педагогика как наука) должна быть основана на методологии и теории

исследования социализации с её этапами, уровнями, процессами, формами, средствами, компонентами и результатами.

АРТ. Динамика социальных отношений [2, с. 13-14].

Эта проблема изучается в социальной конфликтологии в связи с анализом типов разрешения конфликтов. Наш методологический анализ этой проблемы на основе использования однородных (гомогенные) и разнородных (гетерогенных) отношений позволяет выделить только четыре возможных варианта состояния конфликтных отношений (Рис.2).

Динамика отношений конфликтующих субъектов

Позитивный вектор

Негативный вектор

Гомогенное единство Гетерогенное единство Гетерогенная вражда Гомогенная вражда

Консенсус Компромисс Конфронтация Катастрофа

Рисунок 2. Четыре способа преодоления конфликта

Это так называемое правило четырёх «К». Векторы движения важно знать дипломатам, политикам, менеджерам, конфликтологам. Все эти четыре направления хорошо представлены в отношениях между государствами, партиями, объединениями и т.д.

^нэпрпфа _____I кои фронта EJitH-=3= ташф.тнк.1 -<=4 ьпмлргапюг =j инсевстс

172

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

АРТ. Регуляторы деятельности [2, с.24]. (общественные регламенты) и мотивацию (субъективные

Человеческая деятельность как целесообразная мотивы).

определяется самим фактом своего существования Комбинаторика сочетаний из 3 элементов по 3, 2, и 1

регуляторами как побудителями деятельности. даёт в итоге 8 вариантов регламентации деятельности или

Типологический анализ позволяет выделить три типа таких поведения человека. регуляторов, которые образуют три регулятивных системы: детерминацию (объективные законы), регламентацию

Варианты регуляции:

ДРМ jmiHяыризкеНяре::i&ле.ытекг£нл моишим;

ДР- зэ±юн в ри: ламгяц.1. ж» не принят,

Д— зашлн не оеознан;

-РМ peL .'[имен Г rit-nCu-L-Jin-lftLbL, НУ UTH.1 JIOTHElj-.Ч;

—М Мишина oSocHOBaHktK.' рeiдаMi'клируейн(кшipнл);

Д-М закон суСъектшЕЮ лспиан и стал мотивом:

-Р- регламент неососношш и не стал легашом:

— 1коВоешва1шад. нгрегламеилфоваикал1№им1Шфооашцл лея

TtltttOCTLr

Идеальный вариант - «ДРМ».

АРТ. Типология технических систем [2, с.28]. Техника - совокупность искусственных материальных средств человеческой деятельности. Технология - алгоритмы процессов использования техники. Технические системы (от каменного топора до космических кораблей) возникают: 1) для компенсации ограниченностей человека (анатомических, физиологических и психических),

2) осуществления четырёх функций (отражение, преображение, консервация и трансляция) и 3) воздействия на три объекта (вещество, энергия, информация). По этим трём основаниям можно построить типологию технических систем, включающую 36 типов технических средств (Табл.2).

Таблица2.

Типология техники

функции цОимхты кячееЛЛй человека

телесные (фнтнческне) чувственные (еснсрршл:) [□ггеятеЕлуальпые

ПСИН*."] НО

отражение опер пи 4 5 б

ЕЕЕЕформаШИ 7 1 5

ELTCU-LfiKU [0 L1 L2

преоОрхинше опер пи 13 14 Е5

ннфдрнАссня 1(5 17 ts

ВШЦЙСПИ] 19 20 21

срянслтячня +нер гни п 23 2-1

ШЕфОрМаиЕИ 25 26 27

вегггестио 2£ 25 30

конгер видок :+ш.у г ня 31 а зз

информанте 34 35 36

173

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

АРТ. Алгоритм человеческой деятельности [2, с.37-38].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Человеческая деятельность тогда достигает эффективности, когда она как целесообразная осуществляется по алгоритму (логике шагов) развёртывания цели (идеи). Анализ позитивных проектов показывает необходимость следования чёткому алгоритму:

Чаще всего люди склонны сразу от идеи переходить к практической деятельности без разработки концепции (содержание и обоснование идеи), программы (проектирование системы деятельности с её восьмью компонентами) и механизма реализации (заполнение проектируемой деятельности реальными кадрами, техникой, финансами, инфраструктурой и т.д.). Реализация проекта (практика) корректирует все звенья проекта от механизма реализации до первоначальной идеи.

АРТ. Структура метанауки (метатеории) [2, с.54-55].

Каждая наука предполагает при достижении своей зрелости построение собственного учения о себе самой. Метанаука - это саморефлексия науки, это учение науки о самой себе. Какие разделы должны образовывать состав метанауки? Об этом говорит опыт построения метатеоретических учений в математике, физике, истории, логике, эстетике и т.д. Пока приходится постулативно констатировать данные разделы. В перспективе предстоит их логическое обоснование и системное построение.

Метатеории метанауки

Предметология (учение о предмете и объекте науки).

Основания науки (имманентные и трансцендентные).

Терминология (понятийный аппарат).

Методология (система методов исследования).

Номология (система законов науки).

Системология (логика построения науки).

Праксиология (система значений науки).

Аксиология (система ценностей науки).

Источниковедение (документальные основания науки).

Историография (история исследований науки).

Междисциплинарные связи (отношения со смежными науками).

Педагогические эквиваленты науки (учебники и пособия).

АРТ. Логика минимизации (уплотнения) знания[1, с. 48]:

Значение изложения любого знания с использованием системы АРТов мы (представители Нижегородской методологической школы) видим в том, что это значительно сокращает время на освоение и передачу теоретического материала и способствует системному освоению этого материала. В этом мы убедились в многолетней практике преподавания множества дисциплин в школе, техникуме, вузе, магистратуре и аспирантуре, на курсах повышения квалификации: время сокращается в 5 раз (вместо 50 минут за 10 минут изложение любого учебного материала).

Всё это имеет общее значение в связи с наивным полаганием многими о безудержном росте информации на планете. Если иметь в виду, что информация - это новое знание, оригинальное, а не любое сообщение, то прав А.Моль: растёт объём сообщений, текстов, а не объём информации. Значит, надо учить поиску нужной информации в потоке сообщений.

В этом отношении АРТы являются прекрасным помощником в овладении системным, полезным и эвристическим знанием.

174

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Список литературы:

Банк алгоритмов теорий: Разработки Нижегородского философского клуба «Универсум». - Н.Новгород. 1978-1992 (неопубликованная рукопись).

Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. - Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. - 65 с. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250.

URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_

West_2012_1(3)/31.pdf

Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал. - 2015. -№4 (13). Часть 13. - С. 31-34.

URL: http://euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.04.2015/

evro_13_p13.pdf#page=31

Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция

восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 5 (14), Часть 14. - С. 44-48.

URL: http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.05.2015/ p8/4-68.pdf#page=1

6. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция сферы социума //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 6 (15), Часть 5. - С. 72-76. URL: http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/25-27.06.2015/p5/6-167.pdf#page=1

7. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа

Нижегородской методологической школы: концепция

функций основных сфер человеческой деятельности // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 7 (16), Часть 3. - С. 139-143.

URL: http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/24-25.07.2015/ p3/6-171.pdf#page=1

8. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа

Нижегородской методологической школы: концепция

дизайна // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 8 (17). Часть 3. - С.31-35. URL: http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/28-29.08.2015/p3/6-171.pdf#page=1

9. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция основных типов мироосвоения // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 9 (18), Часть 1. - С. 13-17. URL: http://www.euroasia-science. ru/files/arhiv/28-29.09.2015/p1/5-123.pdf#page=1

10. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция антропономии // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 10 (19) (в печати).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.