Научная статья на тему 'Национальный центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования российской Федерации'

Национальный центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуратов А. К., Хеннер Е. К., Богданов М. Ю., Пахомов И. С., Бояшова С. А.

The article below presents the basic concepts and principal functions of the National Computer Literacy and ICT Competence Monitoring and Certification Center in Russia. The article covers the principles of the assessment system development, primary certification levels and modules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скуратов А. К., Хеннер Е. К., Богданов М. Ю., Пахомов И. С., Бояшова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national center of monitoring and certification of computer literacy and ICT-competence of an education system of the Russian Federation

The article below presents the basic concepts and principal functions of the National Computer Literacy and ICT Competence Monitoring and Certification Center in Russia. The article covers the principles of the assessment system development, primary certification levels and modules.

Текст научной работы на тему «Национальный центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования российской Федерации»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И СЕРТИФИКАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.К. Скуратов, к.т.н., доц., зам. директора Тел.: +7(495)229-49-60, E-mail: [email protected] Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций

«Информика» http://www.informika.ru Е.К. Хеннер, д.ф.-м.н., проф., проректор по научной работе и инновациям Тел.: +7(342)239-64-31, E-mail: [email protected] Пермский государственный университет http://www.psu.ru М.Ю. Богданов, директор Учебного центра «Навигатор» Тел.: +7(499)502-19-42, E-mail: [email protected] И.С. Пахомов, к.т.н.,с.н.с., директор Центра информационных и тестовых технологий Тел.: +7(812)962-26-80, E-mail:[email protected] Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,

механики и оптики http://www.ifmo.ru С.А. Бояшова, к.п.н., зав. сектором Тел.: +7(812)992-37-29, E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,

механики и оптики http://www.ifmo.ru А.В. Хорошилов, к.э.н., проф. Тел.: +7(495)103-48-85, E-mail: [email protected] В.В. Ярных, к.т.н., зам. проректора по научной работе, руководитель НИЧ Тел.: + 7(495)248-47-73, E-mail: [email protected] В.А. Перевалов, асп. каф. МО и ТП, начальник лаб. НОЦ НИЧ Тел.: +7(495)246-26-64, E-mail: [email protected] С.И. Макаров, асп. каф. МО и ТП, программист НОЦ НИЧ Тел.: +7(495)248-13-76, E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

http://www.mesi.ru

The article below presents the basic concepts and principal functions of the National Computer Literacy and ICT Competence Monitoring and Certification Center in Russia. The article covers the principles of the assessment system development, primary certification levels and modules.

Концепция разработана по итогам проекта ФЦПРО «Создание многоуровневой системы мониторинга и тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности», выполненного в 2006 году по заказу Федерального агентства РФ по образованию.

I. Введение

Высокий уровень компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) большей части населения страны является одним из

ключевых условий успешности ее социально-экономического развития и становления гражданского общества. Это было еще раз подтверждено 25 июля 2007 года на заседании Совета Безопасности РФ Министром

информационных технологий и связи Российской Федерации Леонидом Рейманом, который выступил с докладом по вопросу «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации». В силу этого формирование и сертификация ИКТ-компетентности (включающей компьютерную грамотность как первый уровень) граждан РФ является задачей государственной важности, которую необходимо решать, в

первую очередь, в системе образования.

В настоящее время национальная система мониторинга и сертификации ИКТ-компетентности в системе образования России отсутствует. Вместе с тем, на территории России активно действуют как отечественные коммерческие, корпоративные, так и зарубежные организации, которые занимаются сертификацией в сфере компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. Вследствие этого имеют место: рассогласованность требований к ИКТ-компетентности на разных уровнях системы непрерывного образования, отсутствие реального механизма систематической актуализации требований к уровню ИКТ-компетентности выпускников учебных заведений системы непрерывного образования, отсутствие легитимности сертификатов по компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности при проведении квалификационных процедур. Создание государственной системы мониторинга и сертификации ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования, а также работников системы образования позволит решить указанные проблемы и проводить государственную политику в вопросе формирования и оценки необходимого уровня ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями социально-экономического развития страны.

Уровень ИКТ-компетентности учащихся в системе непрерывного образования (основная общеобразовательная школа - полная средняя школа с профильным обучением -профессиональное образование (среднее, высшее) - дополнительное образование) должен в целом определяться требованиями к содержанию и уровню обучения, задавае-

мыми государственными образовательными стандартами (и дополняющими их документами). Право задания уровней ИКТ-компетентности на каждой ступени государственной образовательной системы должно принадлежать государству в лице федеральных органов управления образованием.

Для формирования ИКТ-

компетентности учащихся необходим высокий уровень ИКТ-компетентности преподавателей, который также должен фиксироваться государственными требованиями. Нормативной базой для выработки требований к уровню ИКТ-компетентности учите -лей общеобразовательных учебных заведений являются документы и материалы, фиксирующие соответствующие требования в системе высшего педагогического образования (прежде всего, государственные образовательные стандарты). Для преподавателей профессиональных учебных заведений, для которых нормативная база для установления требований к уровню ИКТ-компетентности отсутствует, эти требования определяются экспертным путем и обеспечивают опережающий, по отношению к учащимся, уровень компетентности. Этот уровень возможно формировать на основе учета требований профессиональных сообществ работодателей.

Мониторинг и сертификация уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся в системе образования должны отражать этапность и преемственность ее формирования, имеющие место в системе образования России - от элементарной компьютерной грамотности к уровню профессиональной ИКТ-компетентности. В связи с этим, для проверки компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности предлагается новый механизм компьютерного тестирования, включающий в себя два уровня исследования:

• оценка компьютерной грамотности (степень усвоения знаний, умений и навыков);

• оценка ИКТ-компетентности (оценка когнитивной способности и рациональности в действиях - комплексная оценка, позволяющая оценить «эффективность» исполь-

зования знаний, умений и навыков в единицу времени).

Такая модель оценки позволяет создать максимально объективное и объемное представление о реальных возможностях испытуемого и дает возможность говорить о высокой степени надежности испытания и объективности результата.

II. Национальный центр мониторинга и тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности: базовые принципы

Логичным решением проблемы создания национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования на институциональном уровне является создание Национального центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности (Центр). Основные функции Центра:

мониторинг и сертификация компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся в системе непрерывного образования: основная общеобразовательная школа - полная средняя школа с профильным обучением -профессиональное образование (начальное, среднее, высшее) -дополнительное образование;

• мониторинг и сертификация компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности преподавателей учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, а также работников административного и методического аппарата системы образования;

• организационно-методическая деятельность: создание и актуализация системы контрольно-измерительных материалов для контроля уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе непрерывного образования;

• программно-техническое развитие системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности;

• аналитическая деятельность по определению уровня требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе не-

прерывного образования совместно с профессиональными организациями работодателей;

• мониторинг и аналитическая работа с результатами проводимого тестирования;

• создание и поддержка филиальной сети в регионах;

• нормативно-правовое развитие национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности.

Деятельность Центра в сфере контроля компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности будет:

• отражать структуру российской системы образования;

• исходить из непрерывности образования - от школы, включая профильную, через существующие виды профессионального образования, вплоть до дополнительного образования;

• распространяться как на учащихся, так и на преподавателей;

• предусматривать выдачу национальных сертификатов, связанных с положением сертифицируемого в национальной системе образования;

• непосредственно влиять на возрастание уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в стране в целом;

• обеспечивать объективную оценку актуального уровня компьютерной грамотности и ИКТ компетентности учащихся и работников отрасли, с возможностью анализа по регионам, возрастным и профессиональным показателям.

Способы контроля степени сформиро-ванности компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности, используемые Центром, будут адекватны соответствующему уровню образования и смогут использовать все многообразие возможностей педагогических технологий контроля знаний, навыков и творческих возможностей, включая тестовые задания на бумажных и электронных носителях с выборочным ответом, со свободным ответом, на дополнение, на сопоставление, а также проектную методику, наблюдение и анкетирование.

При создании методик контроля и на-

боров контрольно-измерительных материалов в Центре будет учтен опыт тестирования ИКТ-компетентности, накопленный в отечественной и зарубежной системах образования, а также в вендорных системах тестирования ИКТ-компетентности. При этом система сертификации должна стать максимально доступной, что обеспечивается:

в части информационного сопровождения - сайтом в сети Интрнет, публикациями в прессе, семинарами и иными акциями и мероприятиями, направленными на разъяснение сути системы;

в части организации - максимальным приближением к пользователям географически и финансово, то есть предоставлением равных прав на получение национального сертификата компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности всем жителям России без исключения.

III. О понятиях «компьютерная грамотность» и «ИКТ-компетентность»

Компьютерная грамотность - понятие, получившее широкое распространение в период введения в школу нового учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ)» (1985). Ниже приведено краткое наполнение понятия «компьютерная грамотность», которое сложилось в толкованиях специалистов.

1. Умение «общаться» с компьютером, включающее умение: подготавливать компьютер к работе, запускать и останавливать его, работать с клавиатурой, вводить и корректировать числа и символы, работать с простейшими сервисными программами.

2. Составление простейших программ для компьютера. Начальные навыки составления самостоятельных программ, основывающиеся на компонентах алгоритмической культуры.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ.

4. Представление об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.

ИКТ-компетентность не сводится к компьютерной грамотности. ИКТ-компетентность - не столько «знаниевая», сколько «деятельностная» характеристика

человека, подготовленного к привычному применению всего разнообразия компьютерных технологий в профессиональной работе и практической деятельности. ИКТ-компетентность примерно так же соотносится с компьютерной грамотностью, как устойчивые профессиональные навыки в интеллектуально емкой профессии соотносятся с элементарной грамотностью.

Компетентность - деятельностные индивидуальные способности и качества личности, определяющие ее возможность принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе продуктивной деятельности, а также умение ориентироваться в организационной среде. ИКТ-компетентность относится к сфере использования информационных и коммуникационных технологий, т. е. включает деятельност-ные индивидуальные способности и качества, определяющие возможности и умения:

• самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию;

• моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе - собственную индивидуальную деятельность;

• моделировать и проектировать работу коллектива;

• принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают в процессе продуктивной деятельности;

• ориентироваться в организационной среде на базе современных информационных и коммуникационных технологий;

• ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя современные средства информационных и коммуникационных технологий;

• использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии.

В табл. 1 приведены составляющие компьютерной грамотности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования (основная школа - полная средняя школа - ссуз - вуз). Требования к состав-

ляющим информационно-коммуникационной компетентности по разделу 8 формируются применительно к специальности, а компетенции из раздела 9 относятся только к преподавателям.

Составляющие (разделы), приведенные в табл. 1, выделены путем анализа нормативных документов, регламентирующих подготовку учащихся и преподавателей в российской системе образования. Начало данной работе было положено в ходе выполнения проекта «Разработка единых требований и системы практических заданий для определения общей информационно-коммуникационной компетентности студентов педагогических вузов» (2003 г., заказ Минобразования РФ, исполнители ГНИИ ИТТ «Информика» и Пермский ГУ).

Установление уровня компетентности для каждого раздела применительно к конкретной категории учащихся или преподавателей является отдельной задачей. По некоторым разделам (подразделам) требования к компетентности некоторых категорий учащихся и преподавателей могут отсутствовать.

На основании этого перечня должен быть составлен детальный список знаний, умений и навыков, подлежащих контролю, соотнесенный с контингентом тестируемых. Система сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности должна учитывать все те элементы знаний, умений и навыков применения в практической (а там, где уместно, - и в и профессиональной) деятельности, которые выделены в табл. 1. Конкретный уровень требований в каждом случае определяется экспертным путем, он является подвижным, зависит от текущего уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности образовательного сообщества и во многом определяется профессиональными сообществами работо-

дателей.

IV. Принципы построения системы тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности

В качестве основного средства измерения в деятельности Центра будет использоваться педагогический, гомогенный, полиформный, контролирующий тест, выступающей как эталонная мера качества усвоения испытуемым знаний, умений и навыков в области ИКТ.

Тест как целостная система представляет собой совокупность тестовых заданий возрастающей степени сложности. Уровень сложности заданий определяется числом логических операций, которые должен произвести испытуемый. Тестовые задания объединены в блоки по критерию сложности формы. Наиболее простые задания представлены в форме выбора правильного ответа из числа предложенных, далее следует блок заданий в открытой форме на установление правильной последовательности и установление соответствия.

Правильность и быстрота выполнения обозначенных групп заданий определяются уровнем общей осведомленности испытуемого в области ИКТ, уровнем развития памяти, уровнем понимания и быстроты распознания предмета профессиональной деятельности и другими личностными качествами.

В композицию теста повышенного уровня сложности включен блок имитационных заданий, выполнение которых предполагает наличие высокого уровня развития мыслительных способностей испытуемого (анализ, синтез оценка), а также высокий уровень профессиональной грамотности, дееспособности, компетентности в области ИКТ и в области непосредственной профессиональной деятельности. Основные метрологические характеристики тестов исследуются на репрезентативных выборках испытуемых в процессе их апробации по методикам, традиционно используемым в практике педагогических измерений.

По результатам исследований характеристик теста устанавливаются его длина, максимальное время тестирования, порядок

Таблица 1

Составляющие компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования

Раздел 1. Основы информатики

1.1. Информатика как наука 1.2. Информационные технологии 1.3. Информация, ее виды и свойства 1.4. Кодирование информации 1.5. Алгоритмы и алгоритмические языки 1.6. Кибернетические аспекты информатики 1.7. Информационное моделирование 1.8. Основы искусственного интеллекта

Раздел 2. Программное обеспечение ЭВМ

2.1. Операционные системы 2.2. Виды прикладного ПО 2.3. Системы обработки текстов 2.4. Системы компьютерной графики 2.5. Табличные процессоры 2.6. Средства разработки презентаций 2.7. Программы-организаторы 2.8. Антивирусные программы 2.9. Программы-архиваторы

Раздел 3. Вычислительная техника

3.1. Архитектура ЭВМ 3.2. Архитектура микропроцессоров 3.3. Организация памяти компьютера 3.4. Внешние устройства ЭВМ

Раздел 4. Компьютерные сети и телекоммуникации

4.1. Локальные сети: аппаратные средства 4.2. Операционные системы локальных сетей 4.3. Глобальная сеть Интернет: принципы организации 4.4. Система адресации Интернет 4.5. Программная поддержка Интернет 4.6. Информационные ресурсы Интернет 4.7. Поиск информации в Интернет 4.8. Электронная почта: принципы организации, программная поддержка 4.9. Создание гипертекстовых информационных ресурсов

Раздел 5. Информационные системы

5.1. Модели данных 5.2. Базы данных 5.3. Системы управления базами данных 5.4. Автоматизированные информационные системы

Раздел б. Программирование

6.1. Языки программирования высокого уровня 6.2. Структуры и типы данных 6.3. Объектный и визуальный подходы к программированию

Раздел 7. Социальная информатика

7.1. Виды информационных ресурсов 7.2. Информационное общество 7.3. Правовое регулирование проблем, связанных с информацией 7.4. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства 7.5. Информационное противоборство и ин-фор мационные войны

Раздел 8. ПКТв профессиональной деятельности Раздел 9. ПКТв образовании

8.1. Информатизация как фактор, влияющий на изменения в системе образования 8.2. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся 8.3. Технологии и методики обучения, базирующиеся на информационных и коммуникационных технологиях 8.4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся 8.5. Методы оценки электронных учебных средств 8.6. Информационные и коммуникационные технологии в предметном обучении

расположения заданий. Далее формируется генеральная совокупность заданий и создается база тестовых заданий. В основе разработки тестирующей системы лежит метрологический подход к процессу педагогических измерений.

Данный подход позволяет обеспечить единство педагогических измерений, при котором результаты измерений выражаются в единых узаконенных единицах измеряемых величин, а погрешность результатов измерений известна с заданной вероятностью и не выходит за рамки установленных пределов.

Тестовая система включает в себя: - контрольно-измерительные материалы

(КИМ), обеспечивающие высокую точность и надежность педагогического измерения грамотности и ИКТ-компетентности;

- методики организационно-технического и информационно-технического обеспечения процедуры массового тестирования;

- технологии автоматизированной обработки результатов тестирования; технологии работы с базой данных результатов тестирования: создание выборок, формирование отчетов различного уровня сложности;

- методы защиты различных видов информации;

- описание распределения информационных потоков между минимизированным количеством исполнителей, в той или иной

степени имеющих доступ к материалам тестирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методики и схемы анализа результатов;

- правовую и психическую безопасность испытуемых при проведении тестирования;

- нормативно-правовую систему признания результатов тестирования.

Структурными элементами программного комплекса системы тестирования являются:

• комплекс тестирования и передачи данных (программа сервера тестирования, программа клиента тестирования);

• база тестовых заданий (модуль типовых заданий, модуль имитационных заданий);

• комплекс администрирования (программа импорта результатов и просмотра статистики испытаний, программа конструктора тестов, программа конфигурации заданий и формирования дистрибутивов).

Отличительные особенности системы:

• предназначена для оценки компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности различных категорий и уровней испытуемых;

• создана на основе последних достиже-

ний теории и практики тестирования с использованием новейших информационных технологий;

• отличается комплексным подходом к оценке выбранных показателей, привлекательным дизайном, надежностью информационной защиты.

Предложенная разработчиками идеология системы предусматривает вариативность и модульность тестовых заданий и контрольно-измерительных материалов, позволяющих обеспечить создание тестов, учитывающих как особенности возрастной группы учащихся, так и особенности профессиональной деятельности испытуемого (для работников отрасли). Описанная выше концептуальная эвристическая модель системы сертификации и тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности удовлетворяет всем необходимым критериям: связанности между элементами, константности (воспроизводимости и технологичности), наблюдаемости и обозримости.

В табл. 2 приведены основные уровни сертификации и тестирования работников системы образования.

Таблица 2

Основные уровни сертификации и тестирования работников системы образования

№ Возможные уровни сертификации Необходимое условие Достаточное условие Уровни тестирования

1 1)А Основное общее образование или НПО Тестирование Одноуровневая система теста

2 1)А; 2) В Среднее общее (полное) образование или СПО Двухуровневая система теста

3 1)А; 2) В; 3)С(1.а.), 3)С(1.Ъ.); 3) С (1.с.); 3) С (1.4) 4) С (1, 2. а.), 4) С (1, 2. Ь.); 4) С (1, 2. е.); 4) С (1, 2. а.) ВПО (педагогическое, гуманитарное) Двухуровневая, система теста

4 1)А; 2) В; 3) с (1.С.), 3) с (1.(1.) 4) Т> ВПО (техническое) Двухуровневая, система теста

А - основной уровень сертификации (для всех категорий работников). В - средний уровень сертификации (для всех категорий работников).

С - повышенный уровень сертификации (для категорий работников с профильным образованием в сфере ИКТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.