- демонстрацию профессиональных навыков по нескольким компетенциям на одной территории;
- выставку достижений профессиональных образовательных организаций с использование интерактивных мобильных стендов;
- диагностику выпускников школ по современным методикам, групповое и индивидуальное консультирование.
На данный момент разработана дорожная карта некоммерческого движения ЖБЯ в Челябинской области, которая включает в себя основные количественные и качественные показатели профессионального образования Челябинской области, перспективу развития и систему практикоориентированных мероприятий на 2014-2016 годы.
В заключение можно сказать, что формирующиеся в России рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.
Работодателю нужен не просто работник, а хорошо подготовленный специалист. Понятие «хорошо подготовленный» включает в себя умение постоянно обучаться, применять полуБиблиографический список
ченные знания в профессиональных ситуациях, переносить их из одной сферы жизни в другую.
Поэтому основная задача, стоящая перед организациями профессионального образования, — это удовлетворение потребности личности в получении профессионального образования, подготовка квалифицированного работника, компетентного и конкурентоспособного на рынке труда.
Уровень профессиональной компетентности обучающихся организации профессионального образования обусловлен многими факторами: качеством теоретического и производственного обучения, степенью мотивированности обучения, особенностями материально-технического, программного и научно-методического обеспечения учебного процесса, компетентностью педагогических кадров и т. д.
Решение обозначенных проблем призвано привести профориентационную деятельность по вышеперечисленным направлениям в режим устойчивого развития, сделать систему профессионального образования Челябинской области адекватной потребностям рынка труда, дополнительно привлечь молодежь в реальный сектор экономики, обеспечить обновление кадрового состава предприятий, рост объема производства и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
1. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы) [Текст] : практ. рук-во для кл. рук. и шк. психологов / М. Ю. Савченко. — М. : Вако, 2006. — 240 с.
2. Соловьев, А. Выбор профессии [Текст] / А. Соловьев. — М. : Эксмо, 2013. — 384 с.
3. Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала [Текст] : учеб. пособие / А. Р. Фонарев. — М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 240 с.
УДК 377:004 Т. А. Наумова, преп. Первомайского технику-
ма промышленности строительных материалов (ПТПСМ), Челябинская обл., г. Коркино, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ СПО К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИКТ-компетентность работников образования — необходимое условие качества современного образования. В статье рассматривается реализация независимой оценки региональным центром сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников среднего профессионального образования с целью определения готовности применения ИКТ в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компьютерная грамотность, ИКТ-компетентность, сертификация компьютерной грамотности работников образования.
Основная цель профессионального образования определяется как подготовка специалиста, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности. Для этого молодой специалист должен обладать достаточным уровнем сформированное™ общих и профессиональных компетенций. Информационное общество диктует свои требования к профессиональной подготовке специалиста. Выпускник должен не только приобрести навыки, необходимые для вхождения на все более технологичный и конкурентный рынок труда, но и постоянно совершенствовать эти навыки и приобретать новые, обучаясь на протяжении всей жизни [1]. А для этого он должен хорошо ориентироваться в огромном информационном поле, уметь самостоятельно находить решения. Именно ИКТ-компетентность выпускника может обеспечить его готовность к самообразованию и профессиональному развитию.
Необходимым условием подготовки выпускника, способного использовать ИКТ в профессиональной деятельности, является квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по профессиональному развитию, стремящийся к самосовершенствованию, способный продуктивно использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Процесс обучения становится все более технологичным, предполагающим компьютерную информационную среду как универсальный инструмент в обретении знаний и профессиональных навыков [2].
Сегодня к работникам образования предъявляются квалификационные требования, включающие компетенции в области компьютерной грамотности. Квалификационными характеристиками предусматриваются функции, которые должны выполнять все педагогические работники, и одна из них — использование компьютерных технологий. Согласно требованиям, работники образования должны знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.
ИКТ-компетентность — это качество действий работника, обеспечивающее эффективность:
- нахождения, структурирования информации, ее адаптации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
- формулировки учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами;
- работы с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
- использования автоматизированных мест в образовательном процессе;
- готовности к ведению дистанционной образовательной деятельности;
- использования компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;
- ведения документации на электронных носителях [3].
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п/п «к» п. 1) Правительству Российской Федерации предписано «обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги». В оценке качества образования одним из критериев может и должна стать ИКТ-компетентность педагога. К инструментам независимой оценки принадлежит система сертификационного тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компе-тентности в сфере образования, разработанная ФГАУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» Минобрнауки России. В основу системы положены принципы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с использованием технологии дистанционного компьютерного тестирования с автоматической обработкой результатов и их мгновенным отображением. Сертификация осуществляется в рамках российского проекта «Создание национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности системы российского непрерывного образования» по 13 направлениям для сферы общего и профессионального образования. Она зарегистрирована в качестве системы добровольной сертификации «ИН-ФОРМИКАСЕРТ» № РОСС ЯИ.В612.04ИЦ00 от 17.12.2009 г и признается Европейским центром по качеству как система добровольной сертификации персонала в области качества
№ РОСС ЯИ.Ж174.04ПЖ00 [4]. Независимость процедуры сертификационного тестирования достигается за счет:
- использования единого закрытого банка тестовых заданий, имеющего свидетельство о государственной регистрации;
- формирования автоматическим способом индивидуального теста для каждого испытуемого;
- исключения заинтересованных лиц из процесса оценивания результата выполнения теста.
В октябре 2013 г. Первомайскому техникуму промышленности строительных материалов на основании рекомендательного письма Министерства образования и науки Челябинской области присвоен статус регионального центра сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений в Челябинской области. Центр осуществляет свою деятельность на основании договора с Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций Министерства образования и науки Российской Федерации.
В ноябре 2013 г. в техникуме проводилась работа по апробации системы. Сертификацию проходили сотрудники техникума. Проведено 49 сеансов тестирования. Участие в тестировании приняло 39 человек, из них сотрудников ГБОУ СПО (ССУЗ) «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», а также филиалов в г. Еманжелинске и п. Зауральском — 33 человека, из других образовательных учреждений — 6 человек. Имеют высшую квалификационную категорию 7 педагогических работников, первую — 6, соответствуют занимаемой должности — 15; 11 тестируемых являются руководителями учреждений и структурных подразделений. Основная часть участников сертификации — это работники в возрасте от 30 до 55 лет, их доля составляет 59 %; доля преподавателей, не имеющих категории, — 53 %.
Сеансы тестирования были распределены по направлениям сертификации следующим образом:
- КГО (соответствие требованиям к компьютерной грамотности в системе образования) — 17 сеансов;
- ИКО (соответствие требованиям к ИКТ-компетентности учителя) — 1 сеанс;
- СПЕ (соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ преподавателя СПО естественно-научного и математического профиля) — 1 сеанс;
- СПГ (соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ преподавателя СПО гуманитарного профиля) — 4 сеанса;
- СПА (соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ работника административно-управленческого аппарата учреждения СПО) — 11 сеансов;
- СПИ (соответствие требованиям к ИКТ-компетентности преподавателя СПО) — 13 сеансов.
Успешно прошли тестирование 26 сотрудников (67 %), в том числе при первой попытке — 19 человек (49 %), при повторной — 7 (18 %); не набрали необходимого количества баллов 13 человек (33 %). Основная доля участников сертификации, не набравших достаточного количества баллов, — это работники в возрасте старше 55 лет (5 из 10) и преподаватели, не имеющие категории (7 из 15). Среднее время тестирования составило 52 минуты.
Проходной балл (в %) по направлению КГО составляет 50 %, по направлениям СПА, СПЕ, СПГ, СПИ — 70 %. Минимальный набранный балл в период сертификации составил 18 %, максимальный — 90 %. Распределение результатов тестирования по темам показано в таблице 1.
Высокие результаты показаны по темам «Ресурсы Интернета» (82 %) и «Обработка информации» (77 %), низкие— по темам «Алгоритмы и программирование» (49 %), «Компьютерные сети и телекоммуникации» (49 %), а также «Базы данных» (54 %), «Мультимедиа» (54 %). Среди руководителей продемонстрированы высокие результаты по темам «Вычислительная техника» (81 %), «Поисковые системы» (78 %), «Обработка информации» (78 %), «Программное обеспечение» (78 %), низкие — по темам «Дистанционное обучение» (50 %), «Базы данных» (58 %). Среди преподавателей высокие результаты показаны по темам «Ресурсы Интернета» (89 %), низкие — по темам «Компьютерные сети и телекоммуникации» (49 %), «Алгоритмы и программирование» (49 %), «Мультимедиа» (51 %) и «Базы данных» (52 %).
Таким образом, сертификационное тестирование позволило руководителям и педагогическим работникам:
- оценить свой профессиональный уровень;
- сформировать четкое представление о своем объеме (зоне) ответственности в области ИКТ;
- подтвердить имеющийся профессиональный уровень в области ИКТ (70 % сотрудников);
- определить направления дальнейшего повышения квалификации (дистанционное обучение, мультимедиатехнологии, компьютерные
Таблица 1
Распределение результатов тестирования по темам
№ Тема % выполненных заданий по направлениям сертификации Средний объем (в %) выполненных заданий по темам
КГО СПГ СПЕ СПА СПИ
1 Ресурсы Интернета 79 % 100 % 67 % 82 %
2 Обработка информации 48 % 89 % 67 % 78 % 75 % 77 %
3 Целостность информации 75 % 73 % 74 %
4 Поисковые системы 63 % 75 % 78 % 78 % 73 %
5 Программное обеспечение 67 % 75 % 78 % 73 %
6 Информационная безопасность 83 % 60 % 61 % 58 % 72 %
7 Передача информации в Интернете 80 % 50 % 77 % 78 % 71 %
8 Вычислительная техника 47 % 60 % 81 % 70 %
9 Социальная информатика 45 % 75 % 75 % 65 %
10 Дистанционное обучение 40 % 75 % 50 % 63 % 57 %
11 Веб-разработка 55 % 55 %
12 Основания информатики 55 % 55 %
13 Базы данных 50 % 58 % 54 % 54 %
14 Мультимедиа 38 % 57 % 62 % 59 % 54 %
15 Алгоритмы и программирование 39 % 50 % 59 % 49 %
16 Компьютерные сети и телекоммуникации 48 % 60 % 25 % 63 % 49 %
сети и коммуникации, базы данных, алгоритмы и программирование).
С целью стимулирования профессионального роста персонала и повышения имиджа сертифицированного персонала было предложено внести в положение о стимулировании надбавки за наличие сертификатов.
Центр сертификации готов к проведению данной процедуры для работников сферы обра-
Библиографический список
зования не только Челябинской, но и Свердловской области.
Введение сертификации позволит создать предпосылки для внедрения в образовательных учреждениях системы менеджмента качества образовательных услуг в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000 и действующим законодательством Российской Федерации.
1. ИКТ в профессионально-техническом образовании : аналитическая записка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214697.pdf.
2. Овчаров, А. В. Формирование профессиональной информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / А. В. Овчаров. — M. : Изд-во РГПУ ; Барнаул, 2007. — 489 а
3. Структура ИКТ-компетентности учителей : рекомендации ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf.
4. Создание национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.informika.ru/ projects/infotech/gram/.