Научная статья на тему 'Формирование готовности педагогов СПО к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности'

Формирование готовности педагогов СПО к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕРТИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPUTER LITERACY / ICT COMPETENCE / CERTIFICATION OF COMPUTER LITERACY EDUCATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Т. А.

ИКТ-компетентность работников образования необходимое условие качества современного образования. В статье рассматривается реализация независимой оценки региональным центром сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников среднего профессионального образования с целью определения готовности применения ИКТ в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF READINESS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

ICT competence of educators is a necessary condition for quality of modern education. The article discusses the implementation of an independent assessment of the regional center certification of computer literacy and ICT competence of secondary vocational education workers on the willingness of ICT application in their professional activity.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности педагогов СПО к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности»

- демонстрацию профессиональных навыков по нескольким компетенциям на одной территории;

- выставку достижений профессиональных образовательных организаций с использование интерактивных мобильных стендов;

- диагностику выпускников школ по современным методикам, групповое и индивидуальное консультирование.

На данный момент разработана дорожная карта некоммерческого движения ЖБЯ в Челябинской области, которая включает в себя основные количественные и качественные показатели профессионального образования Челябинской области, перспективу развития и систему практикоориентированных мероприятий на 2014-2016 годы.

В заключение можно сказать, что формирующиеся в России рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.

Работодателю нужен не просто работник, а хорошо подготовленный специалист. Понятие «хорошо подготовленный» включает в себя умение постоянно обучаться, применять полуБиблиографический список

ченные знания в профессиональных ситуациях, переносить их из одной сферы жизни в другую.

Поэтому основная задача, стоящая перед организациями профессионального образования, — это удовлетворение потребности личности в получении профессионального образования, подготовка квалифицированного работника, компетентного и конкурентоспособного на рынке труда.

Уровень профессиональной компетентности обучающихся организации профессионального образования обусловлен многими факторами: качеством теоретического и производственного обучения, степенью мотивированности обучения, особенностями материально-технического, программного и научно-методического обеспечения учебного процесса, компетентностью педагогических кадров и т. д.

Решение обозначенных проблем призвано привести профориентационную деятельность по вышеперечисленным направлениям в режим устойчивого развития, сделать систему профессионального образования Челябинской области адекватной потребностям рынка труда, дополнительно привлечь молодежь в реальный сектор экономики, обеспечить обновление кадрового состава предприятий, рост объема производства и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

1. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы) [Текст] : практ. рук-во для кл. рук. и шк. психологов / М. Ю. Савченко. — М. : Вако, 2006. — 240 с.

2. Соловьев, А. Выбор профессии [Текст] / А. Соловьев. — М. : Эксмо, 2013. — 384 с.

3. Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала [Текст] : учеб. пособие / А. Р. Фонарев. — М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 240 с.

УДК 377:004 Т. А. Наумова, преп. Первомайского технику-

ма промышленности строительных материалов (ПТПСМ), Челябинская обл., г. Коркино, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ СПО К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИКТ-компетентность работников образования — необходимое условие качества современного образования. В статье рассматривается реализация независимой оценки региональным центром сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников среднего профессионального образования с целью определения готовности применения ИКТ в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, ИКТ-компетентность, сертификация компьютерной грамотности работников образования.

Основная цель профессионального образования определяется как подготовка специалиста, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности. Для этого молодой специалист должен обладать достаточным уровнем сформированное™ общих и профессиональных компетенций. Информационное общество диктует свои требования к профессиональной подготовке специалиста. Выпускник должен не только приобрести навыки, необходимые для вхождения на все более технологичный и конкурентный рынок труда, но и постоянно совершенствовать эти навыки и приобретать новые, обучаясь на протяжении всей жизни [1]. А для этого он должен хорошо ориентироваться в огромном информационном поле, уметь самостоятельно находить решения. Именно ИКТ-компетентность выпускника может обеспечить его готовность к самообразованию и профессиональному развитию.

Необходимым условием подготовки выпускника, способного использовать ИКТ в профессиональной деятельности, является квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по профессиональному развитию, стремящийся к самосовершенствованию, способный продуктивно использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Процесс обучения становится все более технологичным, предполагающим компьютерную информационную среду как универсальный инструмент в обретении знаний и профессиональных навыков [2].

Сегодня к работникам образования предъявляются квалификационные требования, включающие компетенции в области компьютерной грамотности. Квалификационными характеристиками предусматриваются функции, которые должны выполнять все педагогические работники, и одна из них — использование компьютерных технологий. Согласно требованиям, работники образования должны знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.

ИКТ-компетентность — это качество действий работника, обеспечивающее эффективность:

- нахождения, структурирования информации, ее адаптации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;

- формулировки учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами;

- работы с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;

- использования автоматизированных мест в образовательном процессе;

- готовности к ведению дистанционной образовательной деятельности;

- использования компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;

- ведения документации на электронных носителях [3].

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п/п «к» п. 1) Правительству Российской Федерации предписано «обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги». В оценке качества образования одним из критериев может и должна стать ИКТ-компетентность педагога. К инструментам независимой оценки принадлежит система сертификационного тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компе-тентности в сфере образования, разработанная ФГАУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» Минобрнауки России. В основу системы положены принципы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с использованием технологии дистанционного компьютерного тестирования с автоматической обработкой результатов и их мгновенным отображением. Сертификация осуществляется в рамках российского проекта «Создание национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности системы российского непрерывного образования» по 13 направлениям для сферы общего и профессионального образования. Она зарегистрирована в качестве системы добровольной сертификации «ИН-ФОРМИКАСЕРТ» № РОСС ЯИ.В612.04ИЦ00 от 17.12.2009 г и признается Европейским центром по качеству как система добровольной сертификации персонала в области качества

№ РОСС ЯИ.Ж174.04ПЖ00 [4]. Независимость процедуры сертификационного тестирования достигается за счет:

- использования единого закрытого банка тестовых заданий, имеющего свидетельство о государственной регистрации;

- формирования автоматическим способом индивидуального теста для каждого испытуемого;

- исключения заинтересованных лиц из процесса оценивания результата выполнения теста.

В октябре 2013 г. Первомайскому техникуму промышленности строительных материалов на основании рекомендательного письма Министерства образования и науки Челябинской области присвоен статус регионального центра сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений в Челябинской области. Центр осуществляет свою деятельность на основании договора с Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций Министерства образования и науки Российской Федерации.

В ноябре 2013 г. в техникуме проводилась работа по апробации системы. Сертификацию проходили сотрудники техникума. Проведено 49 сеансов тестирования. Участие в тестировании приняло 39 человек, из них сотрудников ГБОУ СПО (ССУЗ) «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», а также филиалов в г. Еманжелинске и п. Зауральском — 33 человека, из других образовательных учреждений — 6 человек. Имеют высшую квалификационную категорию 7 педагогических работников, первую — 6, соответствуют занимаемой должности — 15; 11 тестируемых являются руководителями учреждений и структурных подразделений. Основная часть участников сертификации — это работники в возрасте от 30 до 55 лет, их доля составляет 59 %; доля преподавателей, не имеющих категории, — 53 %.

Сеансы тестирования были распределены по направлениям сертификации следующим образом:

- КГО (соответствие требованиям к компьютерной грамотности в системе образования) — 17 сеансов;

- ИКО (соответствие требованиям к ИКТ-компетентности учителя) — 1 сеанс;

- СПЕ (соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ преподавателя СПО естественно-научного и математического профиля) — 1 сеанс;

- СПГ (соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ преподавателя СПО гуманитарного профиля) — 4 сеанса;

- СПА (соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ работника административно-управленческого аппарата учреждения СПО) — 11 сеансов;

- СПИ (соответствие требованиям к ИКТ-компетентности преподавателя СПО) — 13 сеансов.

Успешно прошли тестирование 26 сотрудников (67 %), в том числе при первой попытке — 19 человек (49 %), при повторной — 7 (18 %); не набрали необходимого количества баллов 13 человек (33 %). Основная доля участников сертификации, не набравших достаточного количества баллов, — это работники в возрасте старше 55 лет (5 из 10) и преподаватели, не имеющие категории (7 из 15). Среднее время тестирования составило 52 минуты.

Проходной балл (в %) по направлению КГО составляет 50 %, по направлениям СПА, СПЕ, СПГ, СПИ — 70 %. Минимальный набранный балл в период сертификации составил 18 %, максимальный — 90 %. Распределение результатов тестирования по темам показано в таблице 1.

Высокие результаты показаны по темам «Ресурсы Интернета» (82 %) и «Обработка информации» (77 %), низкие— по темам «Алгоритмы и программирование» (49 %), «Компьютерные сети и телекоммуникации» (49 %), а также «Базы данных» (54 %), «Мультимедиа» (54 %). Среди руководителей продемонстрированы высокие результаты по темам «Вычислительная техника» (81 %), «Поисковые системы» (78 %), «Обработка информации» (78 %), «Программное обеспечение» (78 %), низкие — по темам «Дистанционное обучение» (50 %), «Базы данных» (58 %). Среди преподавателей высокие результаты показаны по темам «Ресурсы Интернета» (89 %), низкие — по темам «Компьютерные сети и телекоммуникации» (49 %), «Алгоритмы и программирование» (49 %), «Мультимедиа» (51 %) и «Базы данных» (52 %).

Таким образом, сертификационное тестирование позволило руководителям и педагогическим работникам:

- оценить свой профессиональный уровень;

- сформировать четкое представление о своем объеме (зоне) ответственности в области ИКТ;

- подтвердить имеющийся профессиональный уровень в области ИКТ (70 % сотрудников);

- определить направления дальнейшего повышения квалификации (дистанционное обучение, мультимедиатехнологии, компьютерные

Таблица 1

Распределение результатов тестирования по темам

№ Тема % выполненных заданий по направлениям сертификации Средний объем (в %) выполненных заданий по темам

КГО СПГ СПЕ СПА СПИ

1 Ресурсы Интернета 79 % 100 % 67 % 82 %

2 Обработка информации 48 % 89 % 67 % 78 % 75 % 77 %

3 Целостность информации 75 % 73 % 74 %

4 Поисковые системы 63 % 75 % 78 % 78 % 73 %

5 Программное обеспечение 67 % 75 % 78 % 73 %

6 Информационная безопасность 83 % 60 % 61 % 58 % 72 %

7 Передача информации в Интернете 80 % 50 % 77 % 78 % 71 %

8 Вычислительная техника 47 % 60 % 81 % 70 %

9 Социальная информатика 45 % 75 % 75 % 65 %

10 Дистанционное обучение 40 % 75 % 50 % 63 % 57 %

11 Веб-разработка 55 % 55 %

12 Основания информатики 55 % 55 %

13 Базы данных 50 % 58 % 54 % 54 %

14 Мультимедиа 38 % 57 % 62 % 59 % 54 %

15 Алгоритмы и программирование 39 % 50 % 59 % 49 %

16 Компьютерные сети и телекоммуникации 48 % 60 % 25 % 63 % 49 %

сети и коммуникации, базы данных, алгоритмы и программирование).

С целью стимулирования профессионального роста персонала и повышения имиджа сертифицированного персонала было предложено внести в положение о стимулировании надбавки за наличие сертификатов.

Центр сертификации готов к проведению данной процедуры для работников сферы обра-

Библиографический список

зования не только Челябинской, но и Свердловской области.

Введение сертификации позволит создать предпосылки для внедрения в образовательных учреждениях системы менеджмента качества образовательных услуг в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000 и действующим законодательством Российской Федерации.

1. ИКТ в профессионально-техническом образовании : аналитическая записка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214697.pdf.

2. Овчаров, А. В. Формирование профессиональной информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / А. В. Овчаров. — M. : Изд-во РГПУ ; Барнаул, 2007. — 489 а

3. Структура ИКТ-компетентности учителей : рекомендации ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf.

4. Создание национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.informika.ru/ projects/infotech/gram/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.