ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА SECTORAL MARKETS AND MARKET INFRASTRUCTURE
УДК 338.2
DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-2-368-378
Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» как инструмент развития территорий: первые итоги
Волоцков А.А.
Волгоградский государственный университет Россия, 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100 E-mail: [email protected]
Аннотация. Проектное управление в государственном секторе с начала XX века переживает новый период активности, а внедрение проектного менеджмента в практику государственного регулирования прошло ряд этапов. Появление национальных проектов (далее НП) «первой», «второй» и уже анонсированные в 2024 году Президентом РФ В. Путиным НП «третьей» волны доказало, что проектное управление в государственном секторе с начала XX века переживает новый период активности, а внедрение проектного менеджмента в практику государственного регулирования стало масштабным. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», реализуемый относительно недавно (2021-2024 гг.), влияет на достижение главных национальных целей развития России, что подчеркивает его межотраслевой, сквозной характер. В настоящее время для этого проекта установлено 7 показателей, по 6 из которых официальную статистическую информацию формирует Минэкономразвития России, по одному - Росстат. В состав Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» входят три федеральных проекта, каждый из которых направлен на решение задач и (или) достижение общественно значимого результата по достижению национальных целей развития. В рамках данного национального проекта предусмотрена масштабная работа с объектами капитального строительства, однако пока только треть российских регионов (30 из 89) имеют такие объекты, в числе лидеров по их количеству - Нижегородская область и Карачаево-Черкессия. В национальном проекте заложен емкий синергетический эффект, обусловленный интеграционным механизмом его реализации в рамках компетенций более 12 министерств и ведомств.
Ключевые слова: национальные цели развития, стратегическое планирование, государственное регулирование, проектный менеджмент, национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», капитальное строительство
Для цитирования: Волоцков А.А. 2024. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» как инструмент развития территорий: первые итоги. Экономика. Информатика, 51(2): 368-378. DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-2-368-378
National Project "Tourism and Hospitality Industry" as a Tool for Territorial Development: First Results
Alexey A. Volotskov
Volgograd State University 100 Universitetsky Ave, Volgograd, 400062, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. Since the beginning of the 20th century, project management in the public sector has been experiencing a new period of activity, and the introduction of project management into the practice of government regulation has gone through a number of stages. The emergence of national projects (hereinafter NP) of the "first", "second" and already announced in 2024 by the President of the Russian Federation V. Putin NP of the "third" wave proved that
project management in the public sector has been experiencing a new period of activity since the beginning of the 20th century, and the introduction of project management into public practice regulation has become widespread. The national project 'Tourism and Hospitality Industry", implemented relatively recently (2021-2024), influences the achievement of the main national development goals of Russia, which emphasizes its intersectoral, cross-cutting nature. Currently, 7 indicators have been established for this project, for 6 of which official statistical information is generated by the Ministry of Economic Development of Russia, and for one by Rosstat. The National Project "Tourism and Hospitality Industry" includes three federal projects, each of which is aimed at solving problems and (or) achieving a socially significant result in achieving national development goals. Within the framework of this national project, large-scale work with capital construction projects is envisaged, but so far only a third of Russian regions (30 out of 89) have such facilities, with the Nizhny Novgorod region and Karachay-Cherkessia among the leaders in terms of their number. The national project contains a significant synergistic effect due to the integration mechanism for its implementation within the competence of more than 12 ministries and departments.
Key words: national development goals, strategic planning, government regulation, project management, national project "Tourism and Hospitality Industry", capital construction
For citation: Volotskov A.A. 2024. National Project "Tourism and Hospitality Industry" as a Tool for Territorial Development: First Results. Economics. Information technologies, 51(2): 368-378 (in Russian). DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-2-368-378
Введение
В 2018 г. Правительством РФ был выдвинут перечень приоритетных в кратко- и среднесрочной перспективе национальных целей развития России (далее НЦ), cкорректированных в 2020 г., для достижения которых было рекомендовано активнее использовать национальные проекты (НП).
Для каждой НЦ был разработан свой комплекс целевых показателей, а для каждого НП также были обозначены цели, задачи и целевые критерии. Однако известные экзогенные и эндогенные факторы (пандемия, СВО, санкции и т. д.), повлекшие за собой спад деловой активности, потребовали принятия на государственном уровне беспрецедентных антикризисных мер, направленных на поддержку российской экономики [Калинина, Митрофанова, Иванова, 2021; Волоцков, 2023].
Возрастает роль проектной деятельности именно в государственном управлении. Важно отметить, что речь идёт не о локальном или точечном применении данного инструментария, а о его адаптации и повсеместной интеграции в действующую систему государственного регулирования, включая процесс стратегического планирования пространственного развития [Митрофанова, Юрченко, 2021а, 2021б; Юрченко, Митрофанова, 2023].
Результаты исследования и дискуссия
Сама идея о национальном проекте по развитию в России туризма начала активно обсуждаться в 2019 г., но известные проблемы, вызванные затяжной пандемией, началом СВО, затем введенными внешнеэкономическими санкциями, привели к тому, что из проектов «второй волны» он был принят позже остальных и стал последним, тринадцатым. Реализованная ранее ФЦП развития туризма даже при относительно небольшом финансировании показала свою состоятельность. Значительное наследие Россия получила и в виде многочисленных объектов, построенных к Олимпиаде 2014 г. и Универсиаде.
НП «Туризм и индустрия гостеприимства» влияет на достижение главных НЦ развития (сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация; региональное развитие [Национальные цели развития ..., 2020]), что подчеркивает его межотраслевой, сквозной характер. НП призван развивать на только регионы с традиционными туристическими
локациями, но и направлен на создание новых туристических дестинаций. Как отметил А. Федулин, председатель общественно-экспертного совета по НП «Туризм и индустрия гостеприимства», спрос на номерной фонд в России превышал предложение в 4 раза.
В настоящее время срок реализации НП установлен на период 2021-2024 гг., однако в конце 2023 г. Президентом РФ было поручено обновить НЦ и НП с учетом актуального горизонта планирования до 2036 года. Думается, что данные изменения затронут и НП «Туризм и индустрия гостеприимства», особенно учитывая, что куратор НП вице-премьер Д. Чернышенко сделал акцент на реализации проекта на новых территориях РФ [Путин предложил запустить..., 2023; Чернышенко заявил о запуске..., 2023; Юрченко, 2023].
Общий объем финансового обеспечения НП за весь срок реализации установлен в объеме 755,56 млрд рублей (рис. 1).
Рис. 1. Объем финансового обеспечения НП «Туризм и индустрия гостеприимства» в разбивке по годам [Паспорт национального проекта, 2024]. Fig. 1. Volume of financial support for NP "Tourism and Hospitality Industry" by year [Passport of the national project, 2024]
Отдельно следует остановиться на показателях НП, являющихся индикаторами степени достижения целей и задач, которые поставлены перед НП. Фактические данные по показателям размещаются в Единой межведомственной информационно-статистической системе (далее ЕМИСС), координатором является Федеральная служба государственной статистики, оператором - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
В настоящее время для НП установлено 7 показателей, по 6 из которых официальную статистическую информацию формирует Минэкономразвития России, по одному - Росстат. По 2 показателям данные формируются по Федерации в целом и в разрезе субъектов РФ, по остальным - только на уровне РФ.
Показатели НП были существенно переработаны в декабре 2022 года и, начиная с 2023 года, 7 показателей были исключены, 2 новых дополнено, при этом по показателям Минэкономразвития, «перехватившего эстафету» полномочий упразднённого Ростуризма, данные формируются, начиная с 2023 г., поэтому проанализировать фактические значения в динамике возможно только за относительно небольшой промежуток времени. Результаты анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1 Table 1
Анализ плановых и фактических значений показателей НП «Туризм и индустрия гостеприимства» по РФ за 2022-2023 годы Analysis of planned and actual values of indicators NP "Tourism and Hospitality Industry" in the Russian Federation for 2022-2023
2022 2023 2023/ 2022,% (факт)
Наименование показателя Ед. % % 2024,
/ Годы изм. план факт вып-я план факт1 вып-я план
Средняя численность работников туристской тыс. чел. 2,35 2,4281 103 2,7 2,7128 100 112 2,9
индустрии
Количество номеров в классифицированных тыс. ед. 749,2 771,523 103 769,2 896,485 117 116 783,9
средствах размещения
Количество
предпринимательских
инициатив, направленных на развитие туризма, обеспеченных грантовой ед. 1265 1382 109 1915 2441 127 177 2441
поддержкой
Число въездных
туристских поездок иностранных граждан в РФ млн чел. 4,89 8,24 169 6,6 8,532 129 104 10
Число посещений Национального млн ед. 4,2 11,03 263 4,83 5,44 113 49 5,55
туристического портала
Число туристских поездок млн чел. 59,45 60,69 102 64,07 70,61 110 116 75,49
Экспорт туристских услуг млн долл. США 2027,63 3136,94 155 3517,8 3401,97 97 108 4720
Примечание. Составлено по: [Единая межведомственная..., 2024]
Как следует из данных таблицы 1, фактический уровень по мониторируемым показателям достигает плановых значений. В отношении факта по показателю «Экспорт туристских услуг» на уровне 97 % в 2023 г. не следует спешить с выводами о его недостижении, так как показатели представлены по ноябрь, а по итогам 2023 г. ситуация может быть нивелирована.
Несмотря на постоянный рост ожидаемого уровня, нельзя не отметить случаи установления плановых значений ниже уже достигнутого. Например, по показателю «Количество номеров в классифицированных средствах размещения» на 2023 г. план установлен ниже уже достигнутого уровня. Аналогичная ситуация имеет место с 2024 г., когда план ниже факта за 11 месяцев 2023 г. более, чем на 12,5 %. Такие примеры указывают на недостатки планирования.
Следует обратить внимание на всплеск числа посещений Национального туристического портала в 2022 г., когда факт в 2,6 раза превысил план 2022 г. и в 2 раза факт 2023 года. При
1 На момент подготовки статьи были опубликованы данные о фактическом достижении за январь - ноябрь
2023 г.
2 Данные за январь - декабрь 2023 года
этом методика расчета показателя по своей сути не менялась и определяется как суммарная посещаемость Национального туристического портала и его субдоменов на русском языке. Следовательно, вопрос о причинах такого точечного скачка остается открытым [Приказ Ростуризма № 488-Пр-21, 2021; Приказ Ростуризма № 268-Пр-22, 2022].
Интересные результаты получены при детальном анализе показателя «число въездных туристских поездок иностранных граждан в РФ», который формируется, в том числе, в разрезе стран, из которых приехали посетители (табл. 2).
Таблица 2 Table 2
Страны с наибольшим числом въездных туристских поездок иностранных граждан
в РФ за 2020 год - 9 месяцев 2023 года Countries with the largest number of inbound tourist trips of foreign citizens to the Russian
Federation for 2020 - 9 months of 2023
страна/годы 2020 2021 2022 2023 (9 мес.)
ед. доля, % ед. доля, % ед. доля, % ед. доля, %
Всего по странам мира 6 358 959 100 7 079 810 100 8 242510 100 6 129 537 100
Азербайджан 186 826 3 130 789 2 165 284 2 188 066 3
Армения 106 612 2 180 539 3 272 015 3 268 973 4
Беларусь 51 853 1 58 118 1 126 191 2 191 127 3
Китай 81 924 1 18 225 0 29 713 0 303 621 5
Казахстан 685 938 11 565 045 8 1 650 919 20 1 711 201 28
Киргизия 65 014 1 132 419 2 195 835 2 211331 3
Монголия 45 006 1 2 703 0 158 384 2 210 214 3
Таджикистан 141 402 2 279 167 4 504 677 6 630 811 10
Украина 3 236 742 51 3 931 580 56 2 205 845 27 176 554 3
Узбекистан 182 653 3 207 062 3 366 130 4 635 643 10
Абхазия 409 258 6 633 388 9 655 576 8 556 787 9
Иные страны 1 165 731 18 940 775 13 1 911 941 23 1 045 209 17
Примечание. Составлено по: [Единая межведомственная..., 2024]
Полученные результаты неоднозначны. Интерес со стороны жителей стран Азии, многие из которых в прошлом были республиками СCCР, привычен, особенно в контексте миграции трудовых ресурсов, а прибытие граждан Украины, которое в 2020-2021 гг. составило более половины от всех посещений иностранных граждан территории РФ, объяснимо эскалацией военно-политической ситуации в этой стране. Однако в соответствии с методологией расчета данного показателя при оценке числа въездных туристских поездок не учитываются граждане, прибывшие в РФ с целью работы, учебы, на постоянное место жительства, в качестве обслуживающего персонала транспортных средств, а также в качестве дипломатов и сотрудников консульств [Приказ Росстата № 640, 2019; Приказ Росстата № 26, 2022].
В рамках НП предусмотрена масштабная работа с объектами капитального строительства (далее ОКС). В настоящее время речь идёт о 177 ОКС с финансированием из федерального бюджета, сметной или предполагаемой (предельной) стоимостью 83,55 млрд руб., что составляет порядка 11 % от общего объема финансирования НП. Размещение данных объектов в разрезе федеральных округов представлено на рис. 2.
На рис. 2 наглядно отражено, что наиболее представлены ОКС в рамках НП на территории Приволжского (50 ОКС или 28 %), Сибирского (32 ОКС или 18 %) и Дальневосточного (29 ОКС или 16 %) федеральных округов. Очень слабо представлен Уральский федеральный округ, на территории которого расположен только 1 ОКС в рамках данного НП - выполнение инженерных работ по берегоукреплению набережной Тагильского пруда (II этап) в г. Нижний Тагил Свердловской области, стоимостью 470 млн руб. Впрочем, и в ЦФО, который является самым
многочисленным по количеству регионов в его составе, объекты представлены только в 3-х субъектах РФ (Костромская, Тверская и Ярославская области).
ЮФО УФО
Рис. 2. Распределение ОКС в рамках НП «Туризм и индустрия гостеприимства» в разрезе федеральных округов и субъектов РФ Fig. 2. Distribution of capital construction projects within the framework of the NP "Tourism and Hospitality Industry" in the context of federal districts and constituent entities of the Russian Federation
Проведенный анализ показал, что только треть регионов страны (30 из 89) имеет ОКС в рамках реализации НП. Наибольшее количество ОКС представлено в Нижегородской области (31 ед. или 18 %) и Карачаево-Черкесской Республике (20 ед. или 11 %). Наиболее дорогостоящие ОКС, стоимостью свыше 1,5 млрд руб., расположены в ДФО (автодорога к туркластеру «Три вулкана», около 8 млрд руб.); в ЮФО (инженерная инфраструктура экокурорта «Лаго-Наки», более 2 млрд руб.) [Интерактивная карта объектов ..., 2024].
С появлением НЦ в российском туризме появилось новое явление - избинг и глэмпинг.
Глэмпинг (отдых на природе) - это современная разновидность кемпинга, где имеются гостиничные удобства в полевых условиях: шатры или домики с продуманным интерьером и наполнением, зоной барбекю или рестораном авторской кухни, а также с организованными развлечениями: катаниями на лошадях, песнями под гитару и т. д. По статистике Российского союза туриндустрии, за 2018-2023 гг. их число в России выросло в 40 раз и сейчас их более 400. Больше всего глэмпингов расположено в Московской и Ленинградской областях, Краснодарском крае, на Алтае, в Карелии [Что такое глэмпинг ..., 2023].
Избинг подразумевает отдых в отеле, сделанном под русскую избу. Концепция и сам термин разработаны А. Шевцовым (проект «Потаенная Россия»). Это уже зарегистрированный товарный знак. Первый избинг-отель: «Соборная слобода» в Плёсе на Волге. Высшая роскошь в Плёсе - жить в отдельном доме с садом в самом сердце заповедного города. Одиннадцать домов-номеров «Соборной слободы» - это подлинные старинные или воссозданные заново традиционные плёсские дома с авторскими интерьерами и всем
современным комфортом. Несмотря на внешний минимализм, внутри такой постройки есть все необходимое для комфортного отдыха.
Есть избинг-отели, состоящие из капитальных изб (объектов недвижимости) и избинги-глэмпинги - модульные отели из быстровозводимых некапитальных избушек. В любом случае используются и культивируются традиционные архитектурные формы, гармонично вписывающиеся в ландшафты исторических поселений и природных территорий России.
Некапитальные модульные избинги, как и их предшественники глэмпинги, являются инструментом ускоренного туристического развития территорий, на которых не разрешено или ограничено капитальное строительство. Но, в отличие от глэмпингов, избинги безупречно сочетаются с существующей исторической застройкой и могут использоваться как инструмент ускоренного возрождения утраченной исторической застройки. Технологии и модули обустройства избингов могут с успехом использоваться и при реконструкции ветхих и неблагоустроенных изб старинной постройки. Этот новый вид туризма в России набирает популярность, все больше путешественников стремятся окунуться в атмосферу деревенского отдыха. Спросом пользуются избинг-отели в Завидове, Истре, Калужской и Тульской областях, а также на Золотом кольце. Эти направления получили толчок в пандемию, начали развиваться после закрытия границ. Популярны отели возле парков «Угра», «Мещера», около Ясной Поляны и во Владимирской области [В России набирает популярность ..., 2023].
Заключение
В состав НП входят три федеральных проекта (далее ФП), каждый из которых направлен на решение задач и (или) достижение общественно значимого результата НП (рис. 3).
J1 - Развитие туристической инфраструктуры
*
J2 - Повышение доступности туристических продуктов
J3 - Совершенствование управления в сфере туризма
*
ОЗР: Граждане обеспечены современной туристической
инфраструктурой #
ОЗР: Создана и внедрена система поддержки, направленная на развитие внутреннего туризма, обеспечивающая прирост количества туристических поездок, в том числе для детей
ОЗР: Гражданам с целью отдыха и поддержания здоровья обеспечена доступность поездок по стране в условиях комфортной и безопасной
туристической среды *
Задача: Создана сквозная система финансовой и нефинансовой поддержки, направленная на развитие
экспорта туристских услуг *
ОЗР: Созданы и внедрены цифровые решения, обеспечивающие гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристическим цифровым сервисам
Задача: Увеличено число рабочих мест
и повышен кадровый потенциал отечественной туристической отрасли
Рис. 3. Влияние ФП на решение задач НП «Туризм и индустрия гостеприимства» Fig. 3. The influence of federal projects on solving the problems of the NP "Tourism and Hospitality
Industry"
Безусловно, достижение указанных на рисунке трех задач и результатов невозможно без участия территорий. В настоящее время в реализации НП принимает участие 75 регионов, главным образом в ФП по развитию инфраструктуры сферы туризма.
Основными расходами в рамках первого ФП (J1) являются льготные кредиты на создание туристской инфраструктуры, а также инвестиции корпорации «Туризм.РФ», которая создана для раскрытия экономического потенциала внутреннего туризма в России. Корпорация вместе с регионами формирует туристические кластеры страны и финансирует
создание туристской инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства. Кроме того, предоставляются гранты на поддержку инициатив по развитию туризма.
Также ФП предусмотрено туристическое территориальное планирование как на уровне макрорегионов, так и страны в целом, включая объекты инфраструктуры воздушного транспорта, железнодорожной, автодорожной, водной и иной транспортной инфраструктуры; создание объектов инженерной и иной обеспечивающей инфраструктуры. Запланированы завершение работ с ОКС с длительным сроком окупаемости и ввод в эксплуатацию модульных некапитальных средствах размещения, создание инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях в целях развития экологического туризма.
Отдельное внимание ФП уделено развитию яхтенного туризма Азово-Черноморского бассейна, созданию Всероссийского пляжного семейного курорта «Новая Анапа», комплексному развитию спортивно-туристического комплекса «Шерегеш» в Кемеровской области, созданию велодорожки «Куршский велотракт» в национальном парке «Куршская коса» Калининградской области.
ФП J2 направлен на стимулирование спроса и интереса к турпродуктам на рынке. Наиболее масштабным и финансово обеспеченным является комплекс мероприятий, направленных на государственную поддержку АО «Национальная система платежных карт», что, в свою очередь, позволяет снизить стоимость реализованных туристских услуг, в том числе поездок в организации отдыха детей и их оздоровления.
От реализации ФП ожидают достижение результата по популяризации внутреннего туризма, стимулированию спроса в сезоны пониженного спроса, в том числе в межсезонье.
Особое внимание в рамках ФП уделяется информированию населения, в том числе посредством проведения ежегодных торгово-промышленных мероприятий в субъектах РФ (конкурсы, выставки, ярмарки и др.), а также вовлечению молодежи в развитие отрасли. Так, в туристические поездки направляются участники программы гражданско-патриотического и общественно полезного молодежного туризма «Больше, чем путешествие».
Информирование населения осуществляется, в том числе, через различные информационно-телекоммуникационные ресурсы, в первую очередь, продвижение и функционирование Национального туристического портала, а также развитие информационной системы АИС «Туризм» и других цифровых проектов.
В рамках ФП предусмотрено утверждение плана мероприятий по содействию расширения присутствия российского туристического бизнеса на зарубежных отраслевых рынках. ФП предлагает спектр мер для иностранных туристов, например, оформление многократной туристической визы, оформление единой электронной визы, компенсации иностранным гражданам в международных аэропортах (ДФО) суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров (tax free). При формировании единой электронной базы объектов туристской инфраструктуры, туристских маршрутов и событий, а также услуг и сервисов, обеспечивается языковая доступность для иностранных туристов.
ФП J3, направленный на улучшение организации туристской индустрии, является наименее затратным по сравнению с иными ФП, входящими в состав НП. Основные финансовые вложения в рамках ФП производятся на обеспечение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей туристской отрасли в Республике Крым и городе Севастополе в условиях геополитического и санкционного давления.
Ключевые мероприятия ФП заключаются в подготовке специалистов в сфере туризма, разработке и реализации практико-ориентированных образовательных программ в целях подготовки кадров для туристической отрасли, в том числе посредством проведения онлайн мастер-классов по повышению квалификации.
В рамках данного ФП предусмотрена разработка стандартов и актуализации законодательства в сфере туризма, в том числе отдельных законодательных актов Российской Федерации в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на ООПТ, включая разработку соответствующей стратегии развития.
Также ФП обеспечивает развитие и сопровождение государственных, в том числе специализированных информационных систем сферы туризма, например, ГИС «Единая информационная система электронных путевок», единый федеральный реестр туроператоров, единый федеральный реестр турагентов, субагентов и реестр объектов туристской индустрии.
В НП заложен емкий синергетический эффект, обусловленный интеграционным механизмом его реализации в рамках компетенций более 12 министерств и ведомств.
Список источников
В России набирает популярность новый вид туризма: что такое «избинг». https://travel.rambler.ru/lo-cal/51594096/?utm_content=travel_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 20.10.2023).
Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL:
https://www.fedstat.ru (дата обращения: 17.01.2024). Интерактивная карта объектов капитального строительства. URL: https://budget.gov.ru/Национальные-проекты/Интерактивная-карта-объектов-капитального-строительства (дата обращения: 23.01.2024).
Национальные цели развития России, 2020. URL: https://rspp.ru/sustainable_development/nacionalnye-
celi-razvitiya-Rossii/?ysclid=lsk0gsjphz232988849 (дата обращения: 23.12.2023). Паспорт национального проекта. URL: https://budget.gov.ru/Национальные-проекты/Перечень-нацио-
нальных-проектов/Паспорт-национального-проекта (дата обращения: 16.01.2024). Путин предложил запустить обновленные нацпроекты. 21.12.2023. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/12/2023/65842ecb9a794711b3960cb8 (дата обращения: 16.01.2024).
Приказ Росстата от 19.01.2022 № 26 (ред. от 20.04.2022) «Об утверждении методики расчета показателя «Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosstata-ot-19012022-n-26-ob-utverzhdenii-metodiki/ (дата обращения: 16.01.2024). Приказ Росстата от 31.10.2019 № 640 (ред. от 09.04.2021) «Об утверждении Официальной статистической методологии оценки числа въездных и выездных туристских поездок». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosstata-ot-31102019-n-640-ob-utverzhdenii-ofitsialnoi/ (дата
обращения: 17.01.2024).
Приказ Ростуризма от 14.06.2022 № 268-Пр-22 (ред. от 05.08.2022) «О статистической методологии расчета показателей «Число туристских поездок», «Число посещений Национального туристического портала». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosturizma-ot-14062022-n-268-pr-22-o-statisticheskoi-metodologii (дата обращения: 23.01.2024). Приказ Ростуризма от 26.10.2021 № 488-Пр-21 (ред. от 09.02.2022) «О статистической методологии расчета показателей «Число туристских поездок», «Число посещений Национального туристического портала» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов», а также компонент (показателей) «Число туристских поездок», «Число посещений портала Russia.Travel» целевого показателя «Индекс вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosturizma-ot-26102021-n-488-pr-21-o-statisticheskoi-metodologiihttps://legalacts.ru/doc/prikaz-rosstata-ot-31102019-n-640-ob-utverzhdenii-ofitsialnoi (дата обращения: 20.01.2024) Чернышенко заявил о запуске нацпроекта по туризму в новых регионах. 23.01.2023. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63ce608f9a794771468e3d71?from=materials_on_subject (дата обращения: 16.01.2024).
Что такое глэмпинг простыми словами? URL:
https://lenta.ru/articles/2023/09/11/glamping/?ysclid=lty5sgqmxo846107272 (дата обращения: 20.09.2023).
Список литературы
Волоцков А.А. 2023. Новые национальные проекты: взгляд в будущее. Региональная экономика. Юг России, 11(4): 17-27. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2023A2
Калинина А.Э., Митрофанова И.В., Иванова Т.Б. 2021. Реализация национальных проектов «второй волны» в южных регионах России в координатах «КУБС»: экономико-политологический анализ. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения, 26(5): 151-166. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.202L5.
Митрофанова И.В., Юрченко К.Г. 2021a. Национальные проекты России: дайджест изменений, ожидаемых с 2021 года. Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика, 23(1): 6-26. DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.L1.
Митрофанова И.В., Юрченко К.Э. 2021б. Создание объектов капитального строительства как результат реализации проактивных мероприятий национальных проектов (на примере ЮФО). Региональная экономика. Юг России, 9 (3): 75-86. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2021.3.7.
Юрченко К.Г., Митрофанова И.В. 2023. Национальные проекты России: экспресс-оценка приоритетного инструмента государственного управления общенационального масштаба // Экономист будущего: меняем мир: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. Под общей редакцией Ю.С. Якуниной, Е.Е. Жернова (Кемерово, 30 марта 2023 года). Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева: 241.1-241.5.
Юрченко К.Г. 2023. Оценка состояния сферы туризма регионов ЮФО и национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» как инструмент развития отрасли // Угрозы и риски на Юге России в условиях геополитического кризиса. Достижения и перспективы научных исследований молодых ученых Юга России: Материалы научных мероприятий Всероссийской конференции с международным участием; XIX Ежегодной молодежной научной конференции. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН: 193.
References
Volotskov A.A. 2023. Novye nacional'nye proekty: vzglyad v budushchee [New National Projects: A Look to the Future]. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii, 11 (4): 17-27. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2023.4.2.
Zaitseva N.A. 2022. Realizatsiya Natsional'nogo proyekta «Turizm i industriya gostepriimstva: pervyye itogi, problemy i perspektivy [Implementation of the National Project "Tourism and Hospitality Industry: First Results, Problems and Prospects]. Rossiyskiye regiony: vzglyad v budushcheye, 12: 105-115.
Kalinina A.E., Mitrofanova I.V., Ivanova T.B. 2021. Realizaciya nacional'nyh proektov «vtoroj volny» v yuzhnyh regionah Rossii v koordinatah «KUBS»: ekonomiko-politologicheskij analiz [Implementation of National Projects of the "Second Wave" in the Southern Regions of Russia Within Reference Points "Competitiveness, Sustainability, Security, Balance": Economic and Political Analysis]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya, 26 (5), 151-166. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.202L5.12.
Mitrofanova I.V., Yurchenko K.G. 2021a. Nacional'nye proekty Rossii: dajdzhest izmenenij, ozhidaemyh s 2021 goda [National Projects of Russia: Digest of Changes Expected from 2021]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 23(1): 6-26. DOI: https://doi.org/10.15688/ekjvolsu.2021.L1.
Mitrofanova I.V., Yurchenko K.G., 2021b. Sozdanie ob"ektov kapital'nogo stroitel'stva kak rezul'tat realizacii proaktivnyh meropriyatij nacional'nyh proektov (na primere YUFO) [Capital Facilities Construction As a Result of Proactive Measures of National Projects (The Case of the Southern Federal District)]. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii, 9(3): 75-86. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2021.3.7.
Yurchenko K.G., Mitrofanova I.V. 2023. Nacional'nye proekty Rossii: ekspress-ocenka prioritetnogo instrumenta gosudarstvennogo upravleniya obshchenacional'nogo masshtaba [National projects of Russia: express assessment of a priority instrument of public administration on a national scale]. Ekonomist budushchego: menyayem mir: sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiyem. Pod obshchey redaktsiyey
YU.S. Yakuninoy, Ye.Ye. Zhernova. (Kemerovo, 30 marta 2023 goda). Kemerovo, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev: 241.1-241.5. Yurchenko K.G. 2023. Otsenka sostoyaniya sfery turizma regionov YUFO i natsional'nyy proyekt «Turizm i industriya gostepriimstva» kak instrument razvitiya otrasli [Assessment of the state of the tourism sector in the regions of the Southern Federal District and the national project "Tourism and Hospitality Industry" as a tool for industry development]. Ugrozy i riski na Yuge Rossii v usloviyakh geopoliticheskogo krizisa. Dostizheniya i perspektivy nauchnykh issledovaniy molodykh uchenykh Yuga Rossii: Materialy nauchnykh meropriyatiy Vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem; XIX Yezhegodnoy molodezhnoy nauchnoy konferentsii. Rostov-on-Don, SSC RAS: 193.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 15.02.2024 Received February 15, 2024
Поступила после рецензирования 19.03.2024 Revised March 19, 2024 Принята к публикации 29.03.2024 Accepted March 29, 2024
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Волоцков Алексей Анатольевич, соискатель кафедры прикладной информатики и математических методов в экономике, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Alexey A. Volotskov, Applicant, Department of Applied Informatics and Mathematical Methods in Economics, Volgograd State University, Volgograd, Russia