_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5_
УДК 332
А.В. Лукьянова*, Д.Н. Клепиков
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия
125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д.20, корп.1
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В статье показано, что противоречия рыночных отношений в экономике обусловлены объективно существующей закономерностью интенсификации отрицательного воздействия на окружающую среду при росте экономического развития без учёта возможностей самовосстановления окружающей среды. Предложено формировать эффективное управление с учетом принципа совместимости обеспечения экологической и промышленной безопасности с финансовой независимостью промышленных компаний в рыночных условиях развития.
Ключевые слова: промышленная безопасность, экологическое мышление
Производственно -хозяйственная деятельность коммерческих предприятий в рыночной экономике, особенно в кризисных ситуациях, оказывает определенное воздействие на окружающую среду и представляет собой одну из составных частей глобальной опасности. Негативные тенденции структурно-технологического характера и, прежде всего, связанные со снижением технологического и технического уровня процессов и производств, существенно ограничивают возможности выпуска конкурентоспособной продукции. Например, средняя энергоемкость и материалоемкость по основным химическим продуктам в 1,5-2 раза выше, чем в ведущих странах, на 20-25 % выше потребление технологической и оборотной воды. Смена поколений многих технологических процессов осуществляется через 20-25 лет, при 7-10 летних сроках смены в ведущих странах. Износ основных фондов и оборудования достигает 80, а по ряду производств составляет 90 и более процентов. Кроме того, промышленность является основным источником загрязнения окружающей среды, как водного, так и воздушного бассейнов.[1]
Вместе с тем, растет и понимание того, что главными ценностями для нормального развития общества в целом и, человека, в частности, являются естественные блага - чистая вода, воздух, экологически чистые продукты питания, зоны отдыха. Решение социальных проблем постоянно требует развития экономики, расширения и интенсификации производств, что неизбежно ведёт к повышению антропогенной нагрузки, нарушению устойчивости экосистем.
Необходимо отметить, что в настоящее время научно-техническое развитие не оказывает существенного влияния на изменение технологического уклада промышленного комплекса России. Так, доля производства прогрессивных материалов ниже, чем в развитых капиталистических странах в 2-3 раза. Доля продукции, выпускаемой по устаревшим технологиям первого поколения, составляет более 50%, что приводит к дополнительным издержкам производства и ухудшению экологической безопасности. Такое состояние технического уровня ведет к снижению эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижению инвестиционной
активности предприятий и потенциальных инвесторов.
При социалистическом способе хозяйствования, имело место суждение, что Россия относится к странам, где очень низкие затраты на производство продукции и предоставление услуг из-за наличия относительно недорогих электроэнергии, газа, трудовых и земельных ресурсов, сырьевой составляющей промышленного производства, а также низких тарифов на перевозки всеми видами транспорта. При переходе к рыночной экономике все изменилось. Ресурсы оказались ограниченными, платными. Низкой, по сравнению с ведущими промышленно-развитыми станами осталась только заработная плата наемных работников.
По результатам оценок журнала «Эксперт» основными факторами риска для инвесторов на российском рынке в период современного кризиса являются криминал, система управления и социальный риски. В кризисных условиях коммерческие структуры, образованные некоторыми региональными чиновниками, менеджмент которых укомплектован преимущественно по родственному принципу, предпринимают не рыночные методы борьбы с «неангажированными» конкурентами. [2].
Однако существует и «справедливая» система регионального управления, основа для привлечения инвесторов. Многие субъекты РФ разрабатывают и внедряют стратегические концепции и программы развития, позволяющие инвесторам определиться с присутствием на конкретных промышленных предприятиях, сельскохозяйственных территориях и, соответственно, получать поддержку от государства. Региональные органы государственной власти стали применять методы стимулирующего характера потенциальных инвесторов. Некоторые регионы разработали и законодательно приняли нормативные акты, позволяющие проводить предварительную оценку эффективности инвестиционных проектов. Вместе с тем, выстраивание инновационной системы национальной экономики, не теряет своей актуальности.
В 2014 г. Принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" [3], который регламентирует меры, направленные на стимулирование деятельности в сфере промышленности, поддержку
научно-технической деятельности и инновационной деятельности. Внесены изменения в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ). [4] Внесен ряд поправок в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике" по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. [5]
(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 254-ФЗ).
Это лишь часть тех законодательных инициатив, которые позволят снять имеющиеся национальные барьеры для развития инновационных процессов и создадут предпосылки для системного развития.
Вместе с тем, государство для развития общества, общественного производства
заинтересовано в добросовестной конкуренции, поступательном развитии бизнеса. Государство разрабатывает и вводит жесткие нормативы и стандарты, включая и экологические. Необходимость внедрения новой эффективной стратегии в области эколого-экономических отношений в России давно созревшая проблема. Об этом свидетельствует отставание производства наукоемкой промышленной продукции.
Необходимость достаточно быстрой
переориентации производственной деятельности промышленных предприятий применительно к жестким требованиям рынка в условиях резкого сокращения объема инвестиций в техническое развитие обострило влияние развивающихся на притяжении многих лет негативных тенденций и, прежде всего нарастающего отставания технического, экологического и экономического уровня производств от соответствующих показателей развитых стран. Тенденция снижения технического уровня приобрела устойчивый характер. Большинство предприятий
придерживается в своей инновационной деятельности в основном догоняющей стратегии, связанной с внедрением уже существующих технологий.
Интеграция России в мировое хозяйство и ориентация многих предприятий на внешние рынки сбыта своей продукции вызывают необходимость внедрения систем управления, основанных на принципах и требованиях международных стандартов, в том числе в области охраны окружающей среды. Экологические требования развитых стран предполагают выпуск экологически чистой и качественной сертифицированной продукции. В ближайшие годы мировой рынок будет закрыт для любой продукции, не имеющей подобного сертификата. Поэтому в ближайшее время актуализируется задача экологической сертификации российской промышленной продукции.
Достижение показателей международных стандартов в области экологии и охраны окружающей среды, из-за ряда объективных и субъективных причин для отечественных производителей промышленной продукции является
сложным. Это обусловлено их рекомендательным характером, отсутствием четкого целенаправленного внедрения, отсутствием экономических стимулов и др. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что мотивация внедрения различных международных стандартов формируется в России несколько иначе, чем в других странах. Общим для западных и отечественных производителей являются требования внедрения международных стандартов. В то же время, методы стимулирования этого процесса различны.
Для российских предприятий, первоначально необходимо создать целевую установку управления экономико-экологическими действиями по охране окружающей среды, включающей постоянное снижение нагрузки на окружающую среду, исключение риска нарушения технологического процесса, всеобщей платности за причинение вреда окружающей среде. Необходимо экономическое обоснование целесообразности включения в экологическое управление рыночных методов обеспечения безопасности при функционировании промышленных предприятий, таких как сертификация производства, платежи за загрязнение окружающей среды и экологическое страхование, которые создают действенные стимулы внедрения международных стандартов управления охраной окружающей среды.
Снижение нагрузки на экосистему возможно за счёт внедрения новых более экологичных технологий, что соответственно требуют дополнительных капитальных затрат уже действующих производств. Для собственников промышленных предприятий влечет за собой немалые затраты. Это возможно только в том случае, если компаниям компенсируют эти затраты. А компенсировать можно с помощью системы мер, государственного управления и регулирования деятельности предприятий, входящих в промышленный комплекс России и, прежде всего собственников, имеющихся производств и производств, планируемых к строительству.
Расширение или создание нового производства с социально экономической точки зрения выгодно и местной власти. Это позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, занятость населения, развивать территориальную
инфраструктуру и др. Поэтому к решению проблемы возможно привлечение и средств всех участников бюджетного процесса.
Вместе с тем, социально-экономическое развитие общества связано с необходимостью преодоления или устранения противоречий. Процесс формирования системы эффективного управления отечественным промышленным комплексом напрямую связан с наличием интересов различных групп, зачастую разнонаправленных. При этом возникает необходимость поиска устойчивого вида сотрудничества для предприятий, организаций, собственников и органов государственной власти, т.е. разработка соглашений о взаимном сотрудничестве с целью получения результата, учитывающего интересы сторон. В условиях
рыночно ориентированной системы для успешного развития необходимо учитывать интересы всех участников процесса на всех уровнях развития.
Для эффективного функционирования и развития промышленного комплекса государство
способствует созданию цивилизованной
конкурентной среды, в том числе предоставляя различные льготы и преимущества.
С другой стороны, собственники решают проблемы: поиска рынков сбыта, минимизации издержек, уплаты налогов, поиска поставщиков, подрядчиков, потребителей, борьбы с конкуренцией на рынке и т. д. Однако, собственникам свойственно уклонение от выполнения социально-ориентированных обязательств, касающихся развития территорий, решения социально-экономических и экологических проблем, и интересов самих работников предприятий.
В алгоритме внедрения экологического управления обществом, промышленным
производством, предприятиями, собственниками бизнеса, есть этап, на стадии которого определяется наиболее рисковый участок (узел, установка) производства, т. е. элемент жизненного цикла продукции с наибольшей вероятностью возникновения аварийной ситуации, приводящей к загрязнению окружающей среды. При условии включения в экологическое управление экологического страхования величина страхового взноса объективно характеризует эффективность внедряемой системы экологического управления. Чем больше риск загрязнения окружающей среды,
тем больше страховой взнос. Стремление собственников бизнеса к уменьшению суммы страховых взносов будет стимулировать снижение негативного воздействия производства на окружающую среду. Такой подход позволяет минимизировать экономические издержки на соблюдение заданных норм антропогенного воздействия на окружающую среду, - что собственно и служит критерием эффективности в экологическом управлении.
Таким образом, современная природоохранная политика в обеспечении промышленной безопасности при функционировании предприятий должна ориентироваться не столько на ликвидацию последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, сколько на предотвращение такого воздействия с помощью различных рыночных механизмов. Необходима тотальная экологизация всех видов хозяйственной и иной деятельности. В этом синтезе проблем экологизации и деэкологизации необходимо создание целостной системы, объединяющей социально-экономическое развитие и проблемы окружающей среды. Потребуются кардинальные преобразования в сфере промышленного производства. Важную роль в решении этой проблемы должны сыграть экологическое образование, призванные
сформировать новое экологическое мышление. Необходимо изменение взглядов не только на возможности экономического роста, но и смена системы ценностей, ориентиров, стратегии поведения человека.
Лукьянова Анна Викторовна, к.т.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва
Клепиков Дмитрий Николаевич, к.э.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Вдовенко З.В., Клепиков Д.Н., Лукьянова А.В. Индустриальная система в условиях экономической нестабильности // Транспортное дело России. 2014. № 6.С.48-51.
Марченко Г., Мачульская О. Экономический потенциал регионов // Эксперт, № 49 (686), 21.12.2009.
2. Федеральный закон РФ от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
3. Федеральный закон РФ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.
4. Федеральный закон РФ от 21.07.2011 N 254-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
Klepikov Dmitri, Lukyanova Anna
D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
NATIONAL PROBLEMS OF THE INDUSTRIAL SECTOR OF THE ECONOMY
Abstract
In article it is shown that contradictions of market relations in economy are caused by objectively existing law of an intensification of negative influence on environment at growth of economic development without the account of possibilities of self-restoration of environment. It is offered to form efficient control taking into account a principle of compatibility of maintenance of ecological and industrial safety with financial independence of the industrial companies in market conditions of development.
Key words: industrial safety, ecological mentality