Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 16 (270). История. Вып. 51. С. 73-78.
ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
М. А. Шайхетдинов
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (1990-2008 ГОДЫ)1
В статье рассматривается деятельность наиболее крупных национальных молодёжных организаций Республики Башкортостан в 1990-2008 гг., занимающих значительную роль в общественно-политическом и этнополитическом пространстве многонационального региона. Среди широкого спектра национальных объединений республики национальным молодёжным организациям отводится особая роль, обусловленная статусом молодежи как специфической социально-демографической группы.
Ключевые слова: молодёжные организации, ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи), региональная власть, перестройка, реформы, демократизация.
Процессы, порожденные «перестройкой», вызвали определённые надежды в молодёжной среде. В итоге повысились уровень интереса к политике и общественно-политическая активность молодёжи республики. Однако общее падение производства в процессе проведения радикальных экономических реформ в России в начале 1990-х гг., происходящее на фоне либерализации цен и резкого снижения доходов населения, отрицательно сказались на развитии социальной структуры молодёжи и таких важнейших структурных компонентов её политического сознания, как жизненные идеалы, ценности и установки, политические ориентации.
Процесс демократизации общественно-политической жизни, с одной стороны, способствовал складыванию некоторых положительных тенденций в процессе формирования разных компонентов политического сознания молодёжи, с другой стороны, выйдя из-под общественного и государственного контроля и поэтому развиваясь стихийно, при дополнительном воздействии экономических факторов, вызвал и отрицательные тенденции в осознании молодёжью своего места в социальной структуре и политической жизни реформируемого общества, искажая многие элементы и деформируя политическое сознание молодёжи2.
ВЛКСМ, будучи единственной массовой общественно-политической молодёжной организацией, объединял в себе активную молодёжь и долгие годы занимал лидирующие позиции по авторитету и влиянию среди мо-
лодежи. Большинство молодых людей были охвачены обширной системой политической и комсомольской учебы. Ухудшение условий жизни населения после 1985 г. привело к возникновению тенденции ослабления интереса к политике, скептического отношения к перестройке. Усиление этой тенденции происходит с углублением кризиса официальной идеологии.
Изменения в жизни республики шли на фоне роста информированности и политизированности населения. Молодёжь, привыкшая в условиях идеологического диктата властей к однообразной подаче информации, стала активно поглощать эту новую информацию. С началом курса реформ система политпросвещения начала давать сбои3. Ее ценность, по оценке студенческой молодёжи, с 1987 по 1989 г. упала с 6 до 3,5 %4. В этих условиях ни партия, ни комсомол не справлялись с ситуацией.
Областной организацией ВЛКСМ Башкирской АССР была зафиксирована тенденция уменьшения числа желающих вступить в ком-сомол5. К началу 1990 г. она объединяла около 370 тыс. юношей и девушек. Сокращение ее рядов началось с 1985 г., когда она насчитывала свыше 568 тыс. чел. В отчетном докладе обкома ВЛКСМ XXXVII областной конференции (январь 1990 г.) отмечалось: «Коммунистический союз молодёжи переживает период коренной перестройки всех своих структур, и самое главное, происходит пересмотр основных принципов деятельности союза <.. .> Ведь
организации, которая бы защищала интересы молодёжи и отстаивала молодёжные приоритеты на государственном уровне, нет»6. В ходе работы областной конференции докладчиками фиксировалось значительное раздутие комсомольского аппарата, «т. к. первичные организации были не в силах вести или показывать видимость работы по тем формам, которые существовали ранее или вновь родились, а рядовые члены все чаще и чаще отождествляли членство в организации с необходимостью следовать сложившимся традициям»7. Первый секретарь обкома ВЛКСМ Р. М. Сафуанов заявлял, что в изменившихся условиях необходимо менять психологию комсомола, отказываться от монополии на молодёжь, необходимо сменить роль воспитателя и назидателя на роль организации, помогающей человеку раскрыться, саморазвиваться, коллективно защищать его интересы8. Признавая право меньшинства на отстаивание своей точки зрения, предлагалось дать комсомольцам право самим выбирать организацию, в которой они хотят состоять.
В октябре 1990 г. прошел второй этап XXXVII Башкирской областной конференции ВЛКСМ. Учитывая коренное изменение содержания работы и функций комсомольских организаций, необходимость отражения в названии задач, достижимых в период пребывания в организации ее членов, сохранения преемственности в историческом развитии комсомола как одной из крупнейших молодёжных организаций и его значение в истории страны, было решено: переименовать Башкирскую областную комсомольскую организацию в Союз демократической молодёжи Башкирии (СДМБ), установив, что он является правопреемником Башкирской областной комсомольской организации и входит в ВЛКСМ9.
Кризис в ВЛКСМ повлек за собой распад комсомольских организаций. Остро встала проблема самоорганизации молодёжи. Однако уже в период конца перестроечных реформ начали создаваться новые молодёжные организации.
Молодёжь предложила свою альтернативу комсомолу и партии в виде различных неформальных объединений, которые активно формируются в этот период в Башкирии. Состав этих образований был разнообразным, но заметную роль в них играли учащаяся и студенческая молодёжь, представители интеллигенции. Большинство членов этих объединений не являлись комсомольцами и коммунистами,
а возникали они зачастую на почве недовольства формализмом и заорганизованностью официальных структур. Наблюдался протест-ный характер этих образований и высокий протестный потенциал политического сознания участников. Появление в республике этих объединений свидетельствует о формировании в обществе политической силы в лице молодёжи, бросающей своего рода вызов монополии КПСС, что говорит о серьезных изменениях в структуре и содержании политического сознания молодёжи республики. Протестный потенциал политического сознания участников неформальных объединений реализуется в нетрадиционных для советских людей приемах и методах решения политических проблем - распространении листовок, проведении митингов и демонстраций, организации пикетов.
Начавшийся на волне перестройки с демократизацией страны рост национального самоопределения привел к созданию молодёжных национальных организаций. Национальные движения к концу 80-х гг. охватывают все более широкие слои населения. По мере нарастания национального сознания у населения республики шло интенсивное становление эт-нополитических организаций, расширялась их социальная база10. Деятельность национальных объединений, с одной стороны, способствовала резкому росту национального самосознания, консолидации наций, их политизации, с другой - усиления напряженности в межнациональных отношениях, обособлению людей по национальному признаку11.
После оформления Башкирского национального центра «Урал» и Татарского общественного центра возникают Башкирский народный конгресс, Башкирская народная партия, Татарская демократическая партия «Идель-Урал». 16 мая 1990 г. проходит учредительное Союза башкирской молодёжи (СБМ), а 8 декабря - Союза татарской молодёжи «Азатлык» (СТМ)12.
Молодёжные национальные организации можно условно разделить на четыре группы: молодёжные объединения, базой которых являлась молодёжь наиболее крупных национальностей («Союз башкирской молодёжи», «Союз татарской молодёжи»); молодёжные филиалы национальных объединений («Союз чувашской молодёжи», «Союз украинской молодёжи»); религиозно-культурные организации (Ассоциация башкирской творческой молодёжи «Айбар», «Союз мусульманской
молодёжи»); башкирские студенческие землячества.
Впервые о себе СБМ заявил весною 1990 г., 16 мая 1990 г. состоялось учредительное собрание. 15 сентября 1990 г. в молодёжной газете «Ленинец» было опубликовано заявление группы молодых башкирских националистов. Активисты Союза башкирской молодежи отмечали, что «во всем мире слово "националист" не имеет отрицательной окраски и означает просто "патриот своей нации"». 3 ноября был проведен первый съезд организации, председателем был избран Ринат Баимов. Несмотря на ведущую роль в башкирском национальном движении Башкирского национального центра «Урал», СБМ не стал его молодёжным крылом. Т. Г. Мухтаров в своей монографии «Современный город и башкирская молодёжь» дает этому факту следующее объяснение: «. наиболее значительной причиной является роль независимой личности первого председателя Союза. Другая состоит в том, что СБМ сразу стал добиваться признания от башкирского рескома ВЛКСМ статуса преемника в условиях краха коммунистической идеологии. Поскольку ВЛКСМ формально не являлся частью КПСС, то и СБМ, по мнению его лидеров, никак не мог быть частью БНЦ "Урал", тем более в условиях демократизации и отхода от жесткой централизации политической дея-тельности»13.
Основная цель организации, согласно уставу СБМ, заключалась в защите «экономических, политических, юридических, социальных и других прав и интересов башкирского народа, особенно его молодёжи»14. Высшим органом организации в период между Курултаями (съездами) являлось Шуро (центральный совет).
В первой половине 90-хх гг. XX в. СБМ приобрел известность благодаря таким акциям, как срыв нового флага РСФСР со здания Общественно-политического центра (выражался протест по поводу возвращения «имперской» символики), где проходила сессия Верховного Совета Башкирской АССР; захват уфимского телерадиоцентра в знак протеста против перенесения выборов Президента БАССР; митинги в знак протеста против войны в Чечне. Сильный резонанс получил митинг, посвященный вводу российского паспорта нового образца, организованный СБМ 3 ноября 1997 г. В резолюции митинга отмечалось: «.. .изображение двуглавого орла является нелегитимным
и оскорбительным по отношению к малочисленным народам России, стремящимся к свободной, демократической жизни и усиливает противоречия между центром и регионами»15. Участники митинга обратились к Президенту республики и депутатам Государственного Собрания с требованием воздержаться от введения в практику российского паспорта.
Пик политической активности СБМ относиться к концу 90-х гг. XX в. В 1998 г. СБМ поддержал выдвижение М. Г. Рахимова на второй срок Президента Республики Башкортостан и взял на себя основную часть агитационной работы. Была разработана программа «Стратегии и тактики предвыборной компании М. Г. Рахимова на выборах Президента Республики Башкортостан». СБМ мобилизовал в свои ряды большое количество башкирской студенческой молодёжи для участия в политических акциях16. Существование «башкирских» групп и факультетов ВУЗов весьма облегчало активность СБМ в деле рекрутирования в свои ряды новых членов среди студен-чества17. Общая численность добровольцев достигла сотни человек.
Т. Г. Мухтаров отмечал, что политические акции постепенно исчезли из арсенала СБМ и патриотические убеждения башкирской молодёжи проявлялись уже не в политической форме, а через посещение культурных мероприятий, спортивных секций, увлечение национальными музыкальными инструментами, литературой, музыкой18.
В декабре 1990 г. был зарегистрирован Союз татарской молодёжи «Азатлык» - добровольное общественное объединение татарской молодёжи. Основная деятельность его была направлена на возрождение и развитие татарской нации на территории Башкирской АССР, создание национальных культурных центров, организацию национальных праздников и спортивных игр, поддержку и развитие национальных видов спорта19. Высшим органом СТМ в период между Курултаями (съездами) являлся Меджлис (совет), координирующий основную деятельность.
На VII Курултае СТМ в октябре 1997 г. было заявлено, что «татарская молодежь с тревогой наблюдает за развитием событий в Республике Башкортостан, где под прикрытием идей "суверенитета" идет широкомасштабное попрание национальных прав татарского на-рода»20. СТМ в качестве первоочередных мер для «оздоровления обстановки» предложил
следующее: 1) обеспечить полное финансирование национально-культурных, социально-экономических потребностей татарского народа Республики Башкортостан на основе национально-пропорционального распределения бюджета Республики Башкортостан;
2) придать татарскому языку в Республике Башкортостан статус государственного языка;
3) руководству Татарстана и Башкортостана договориться о создании комиссии по контролю за соблюдением национальных прав татарского народа; 4) в максимально сжатые сроки за счет госбюджета Республики Башкортостан обеспечить полный прием и трансляцию радио, телевидения Татарстана на районы Республики Башкортостан21. Однако татарское молодежное национальное движение так и не сумело организоваться в мощное объединение по защите национальных интересов.
СБМ и СТМ в политической деятельности, как правило, по общероссийским проблемам выступали сообща (отрицательное отношение к ГКЧП, в референдуме об экономической независимости республики, по чеченскому вопросу, поддержка Б. Н. Ельцина на президентских выборах), но по внутриреспубликанским вопросам иногда оказывались оппонентами22.
Хотя русское население в Башкортостане составляло большинство, в республике отсутствовало широкомасштабное русское национальное движение. В 1992 г. возникло общественное объединение «Русь» и национально-культурный центр «Вече». Русские национальные организации находились в оппозиции действующей республиканской власти. На произошедшем 23 мая 1992 г. первом Соборе общественной организации «Русь» участниками объединения была принята резолюция с осуждением «национал-сепаратизма башкирских организаций». В резолюции первого Собора говорилось, что «из-за активных действий национально-сепаратистских сил растет опасность развала России, что может привести не только к потере русскими своей тысячелетней государственности, но и к утрате целостности самого народа»23. В своих выступлениях лидер общественного объединения «Русь» А. Н. Аринин утверждал, что «национальные отношения в Башкирии <...> стали разменной монетой в политике руководства Республики Башкортостан, заинтересованного в укреплении башкирской этнократии»24. Русская молодежь Башкортостана предпринимала попытки стихийной самоорганизации, вливаясь в ряды
различных неформальных неоязыческих, монархических, ультраправых организаций, зачастую довольно радикального толка.
В 1992 г. в Башкортостане появилась еще одна национальная молодёжная организация - Союз чувашской молодёжи Республики Башкортостан (СЧМ), который был создан на основе добровольного объединения молодых людей чувашской национальности независимо от их социального и имущественного положения, образования, вероисповедания и места проживания. Основными в деятельности СЧМ объявлялись принципы гласности, уважения к человеку, максимального учета мнений всех членов организации. Основой СЧМ являлись самостоятельные чувашские организации на местах. Целями деятельности СЧМ являлись защита экономических, политических, юридических, социальных и других прав и национальных интересов чувашского народа и сохранение и возрождение чувашского языка и культуры25. В 1998 г. СЧМ также поддержал выдвижение М. Г. Рахимова на второй срок Президента Республики Башкортостан. В предвыборной кампании за кандидатуру М. Г. Рахимова было задействовано около 300 членов Союза Чувашской молодежи РБ из всех первичных органи-заций26.
Каждая организация пыталась отстаивать свое право на первенство, лидерство в обществе. В отношениях между ними всегда присутствовала настороженность. Председатель Государственного комитета по молодёжной политике К. Ж. Давлетова обращала внимание на то, что национальные интересы мешали национальным молодежным союзам в полной мере взаимодействовать в решении общих и насущных проблем молодёжи республики в этот период27.
К концу 1990-х гг. в СБМ начался идеологический кризис, вследствие чего организация перестала справляться с задачами консолидации и социализации башкирской молодежи. СТМ также стал испытывать затяжной кризис, его структуры оказались разрушены или недееспособны, что в первую очередь было связано со сменой лидеров, в такой же ситуации находился и СЧМ. Со сменой лидеров в СТМ сменился и «вектор оппозиционности», организация стала выступать целиком в поддержку республиканской власти. В 2004 г. на II съезде татар Республики Башкортостан председатель СТМ «Азатлык» Р. Тулеганов отмечал, что «... ни одно мероприятие не состоялось бы, если
бы не всемерная поддержка, оказываемая государственными структурами, такими как Министерство культуры и национальной политики и его подразделение - Центр народного творчества, а также Государственным комитетом по молодежной политике РБ»28.
Назначение осенью 1999 г. В. В. Путина главой Правительства и избрание на должность Президента России стали поворотным пунктом во взаимоотношениях регионов с федеральным центром. С этого момента одним из основных направлений деятельности башкирского национального молодёжного движения становятся протестные акции, направленные против политики урезания полномочий республики федеральным центром. СБМ подчеркивал, что видит Республику Башкортостан в составе Российской Федерации, но выступал против унитарного принципа построения госу-дарства29.
В 2005 г. СБМ вошел в состав Евразийского союза молодежи. Главной своей задачей «евразийцы» считали противостояние общефедеральной «оранжевой оппозиции». Главными противниками были названы партии «Союз правых сил», «Яблоко» и КПРФ. В своем выступлении председатель СБМ Ф. А. Маликов на учредительном съезде Евразийского союза молодежи в Башкортостане отмечал: «На "оранжевый вызов" мы отвечаем созданием башкирской опричнины, Евразийского союза молодежи. Вокруг ЕСМ должны объединиться молодые пассионарии всех народов многонационального Башкортостана - это не только башкирская инициатива, проект СБМ»30. В апреле 2005 г. «евразийцы» провели «антиоранжевый» контрмитинг в Уфе против митингующих коммунистов, в основной части пенсионеров, выступающих за отмену реформы монетизации льгот31.
В 2007-2008-х гг. на общественно-политической арене Республики Башкортостан появляется Башкирское общественное движение «Кук Буре», организованное рядом молодых представителей башкирской гуманитарной интеллигенции, называвших себя «либеральными башкирскими националистами». Численность организации не превышала 30 человек. По характеру своей деятельности «Кук Буре» использовал методы работы башкирских национальных организаций начала 90-х гг. XX в.: «1) Уличные акции протеста, пикеты, демонстрации, шествия; 2) Отправка писем, факсов и телеграмм на адреса ведомств и чиновников,
от которых зависит решение вопросов, касающихся интересов башкирского народа»32. Своей главной задачей «Кук Буре» считал консолидацию гражданской позиции башкирских патриотических сил в деле отстаивания интересов башкирского народа средствами выражения гражданской позиции, предусмотренными Конституцией РФ (публикации в СМИ, обращения в официальные инстанции, уличные выступления). Широкое освещение в региональных и федеральных СМИ получили митинги и пикеты, организованные «Кук Буре» против принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», отменяющего национально-региональный компонент в государственном стандарте образования.
С начала 2000 г. в Башкортостане одной из новых и активных форм самоорганизации башкирской молодёжи являются студенческие землячества. Студенческое землячество - это форма самоорганизации молодёжи, выходцев из сельской местности либо небольших городов, в условиях большого города, объединенных по территориальному принципу. Следует отметить, что «студенческими» данные землячества называются за счет того, что основными членами являются студенты, и деятельность данных общественных объединений была направлена на студенческую молодежь, однако активное участие в деятельности принимала и трудящаяся молодежь. Землячества подчеркивали аполитичность и деидеологизирован-ность своих организаций. Молодёжные землячества способствовали развитию патриотизма, привлекая студентов - будущих специалистов, вернуться в родной район (город), решая важную проблему - оттока кадров в крупные города, также содействовали в подготовке и воспитании кадров для сельской местности. К 2008 г. количество студенческих землячеств возросло от 5 до 18, объединяющих примерно 5 тыс. че-
ловек33.
Национальные молодёжные организации оказали значительное влияние на реализацию национальной политики, стали важной составляющей общественно-политической жизни республики. В то же время очевидно, что деятельность национальных молодёжных организаций становилась объектом манипулирования, использовалась на определенных этапах как политический инструмент региональной
властью. Существовала также избирательная политика поддержки одних молодежных национальных организаций и игнорирование других. В этой связи сегодня понятно огромное значение установок Президента Республики Башкортостан Р. З. Хамитова (19 июля 2010 г. утвержден в должности Президента Республики Башкортостан) на консолидацию общества, укрепление дружбы и братского сотрудничества народов республики. Следует подчеркнуть, что 11 февраля 2011 г., в день проведения Президиума Госсовета РФ в Уфе, руководители национальных движений и организаций республики подписали Уфимский меморандум «О межнациональном согласии и дружбе народов России», которым была решительно подержана программа 2011 г. как «Года укрепления межнационального согласия в Башкортостане».
Примечания
1 Публикация статьи осуществлена при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 годы - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области гуманитарных наук». Тема НИР: «Этноконфессиональная история и языковое наследие народов Урала» (Государственный контракт от 30 ноября 2010 г. № 14.740.11.0772).
2 Мироненко, В. И. Комсомол в период реформации советского общества (1985-1991 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. С. 12.
3 Ильинский, И. М. Молодёжь и молодёжная политика. М., 2001. С. 359-360.
4 Шегорцев, А. А. Советская молодёжь : эволюция политических взглядов / А. А. Шегорцев, В. А. Шегорцев. М., 1990. С. 67-69.
5 Башкирская областная организация КПСС в цифрах. Уфа, 1986. С. 43.
6 Ленинец. 1990. 11 янв.
7 ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 50. Д. 1. Л. 18.
8 Там же. Оп. 59. Д. 1. Л. 118.
9 Там же. Л. 60-61.
10 См.: Буранчин, А. М. Республика Башкортостан в системе российского федерализма (конституционно-правовой и политологический анализ) / А. М. Буранчин, А. Ш. Бадранов. Уфа, 2009. С. 43.
11 См.: Хусаинова, Г. Т. Национальные движения в Башкирии в конце 80 - начале 90-х годов
// Страницы истории Башкирской республики : новые факты, взгляды, оценки. Уфа, 1991. С. 147.
12 ЦГАОО РБ. Ф. 10228. Оп. 59. Д. 1. Л. 3.
13 Мухтаров, Т. Г. Современный город и башкирская молодёжь. Уфа, 2004. С. 122.
14 ЦГАОО РБ. Ф. 10239. Оп. 1. Д. 7. Л. 2.
15 Там же. Д. 15. Л. 5.
16 Там же. Д. 18. Л. 50.
17 Мухтаров, Т. Г. Этническая социализация башкирской молодёжи в городах современного Башкортостана : дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2004. С. 115.
18 См.: Мухтаров, Т. Г. Современный город и башкирская молодёжь. Уфа, 2004. С. 125.
19 ЦГАОО РБ. Ф. 10228. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
20 Там же. Д. 13. Л. 1.
21 Там же. Л. 2.
22 См.: Каюмова, А. Ф. Молодёжные общественные объединения Республики Башкортостан в 1990-2010 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2011. С. 22.
23 Этнополитическая мозаика Башкортостана. М., 1993. С. 45.
24 Партии и общественно-политические движения. Республика Башкортостан. URL : http:// pfo.metod.ru/territories/bashk/issues/politic-part-party/viewpub.
25 ЦГАОО РБ. Ф. 10053. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.
26 Там же. Д. 4. Л. 8.
27 Материалы по реализации молодёжной политике в Республике Башкортостан. Уфа, 1995. С. 12.
28 Рустам Тулеганов: «Нам молодым, нечего делить». URL: http://www.bashinform.ru/ news/105547.
29 Манифест Союза Башкирской молодёжи Республики Башкортостан. URL : http://eawarn.ru/ pub/Bullpfo/WebHome/privol120.htm#gabd.
30 Звезда Чингисхана взошла над Башкирией. URL : http://www.rossia3.ru/bashkiriastar.
31 Ряд общественных организаций республики осудили действия оппозиции. URL: http:// www.bashinform.ru/news/122808/.
32 Программа БОД «Кук буре». URL: http:// www.kyk-byre.ru/programm.html.
33 Бадранов, А. Ш. Актуальные вопросы деятельности студенческих землячеств // Башкиры в составе Российской Федерации : история, современность и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., посв. III Всемир. курултаю башкир. Ч. 2. Уфа : БашГУ, 2010. С. 36.