УДК 94(470.57)
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ БАШКИРИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
© Р. З. Фаткуллин
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 272 08 22.
Email: rinat.fatkullin@gmail. com
Статья посвящена истории интернациональных студенческих строительных отрядов (ИССО) как одного из направлений студенческого строительного движения Башкирской АССР в период с 1964 по 1991 год. Движение студенческих отрядов является одной из интереснейших и в то же время малоизученных страниц истории молодежного движения в Республике Башкортостан. На основе литературы и архивных источников в статье проанализированы общие предпосылки образования интеротрядов. Рассмотрены экономические причины, которые привели к необходимости применения труда студентов на объектах строительства. Раскрыта общая роль массового движения студотрядов в социально-экономическом развитии региона. На основании воспоминаний современников, интернациональные отряды рассматриваются как особый вид множества направлений студенческого движения. Раскрыта роль Башкирского государственного университета и других вузов республики в процессе становления движения интеротрядов в рассматриваемый период. В статье приведены примеры договорных взаимоотношений между отдельными вузами ГДР и Башкирской АССР на начальных этапах обмена студентов. Дан анализ качественной подготовки интеротрядов, а именно механизмы отбора, требования к студентам и руководящему составу. Приведены примеры создания отдельных интеротрядов с принципами формирования и их внутренней организационной структурой. Описано участие студентов в общественно-культурной жизни студотрядов. В статье даны причины и этапы разрушения системы студенческих отрядов и нынешнее их состояние. Данное движение студентов рассматривалось как исторический опыт, который имеет свое продолжение в современных условиях.
Ключевые слова: Башкирский, интернациональный, студенческий, строительный, отряд, университет, институт, третий, трудовой, семестр.
Организация интернациональных студенческих строительных отрядов (ИССО) имело свое особое значение в деятельности Башкирского областного комитета ВЛКСМ. Сильное развитие студотрядов произошло именно за счет сфер хозяйственной деятельности, где существовала нехватка рабочей силы. Это, в первую очередь, строительство и сельское хозяйство. Необходимость труда студенческих отрядов стала особо актуальна в середине 60-х гг. прошлого века, когда перед страной встала задача решения продовольственной проблемы. Появилась необходимость большего развития сельского хозяйства, потребовалось в короткий срок поднять целинные и залежные земли.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что движение студенческих отрядов — это неотъемлемая часть истории Республики Башкортостан и Российской Федерации. Тема определяется потребностью изучения и систематизации опыта деятельности студотрядов и его применения в современных условиях. С экономической стороны вопроса, возрождение сегодня в различных субъектах страны студенческих отрядов подтверждает, что опыт применения советской системы для поднятия народного хозяйства в советское время применим и в рыночной экономике. В то время был накоплен уникальный опыт подготовки будущих специалистов высших и средне-специальных учебных заведений (даже старшеклассников) в макси-
мально реальных условиях труда. Студенты — завтрашний фундамент общества, которые скоро будут определять направления политического, экономического, культурного развития страны. Из Большой советской энциклопедии: «Проявлением высокой общественной активности студентов стало их массовое участие в движении добровольного труда на различных участках экономического строительства» [1].
Развитие студенческого строительного движения объясняется нехваткой рабочей силы в различных сферах хозяйствования в 70-х гг. прошлого столетия. В то время, государством предпринимались попытки исправления положения за счет механизации производственного процесса, но были такие отрасли и территории, в которых это было невозможно. Особо трудоемкими отраслями являлись строительство и сельское хозяйство. Привлечение в эти отрасли труда студенческих отрядов было экономически выгодно само по себе, т.к. студенческий труд обходился очень дешево, студенты были мобильны, и имелась возможность концентрации их в необходимых участках работ. Таким образом, «летний» труд студентов очень подходил строительной отрасли, студотряды можно было перебросить именно в те районы, где ощущалась нехватка рабочей силы. Также ввиду высокого образовательного уровня молодых людей имелась возможность быстро овладевать ими навыками не-
обходимой специализации. Мобильность студенческих отрядов была связана, в первую очередь, с тем, что им не требовалось особых условий труда, а значит, затрат на жилье, иную инфраструктуру, культурно-бытовые учреждения было значительно меньше.
Рост популярности студотрядов среди различных видов отрядов, таких как: строительных (ССО), медицинских (СМО), педагогических (СПО), отрядов проводников (СОП) и т.п., приводит к появлению особого вида — интернациональных студенческих отрядов. Это направление движения студенческих отрядов также широко поддерживалось руководством республики в привязке к единой идеологии с широкой пропагандой среди населения движения студотрядов.
Обком комсомола Башкирской АССР значительное внимание уделял патриотической и интернациональной воспитательной работе с молодежью. Данная работа никогда не теряла своей значимости, хотя долгое время осуществлялась в искаженной форме. Тем не менее дружественные связи со студентами вузов других городов страны, а также со студентами зарубежных вузов были и остаются святыми по сей день. Особую активность в этом направлении в республике проявлял интерклуб Башкирского государственного университета (БашГУ) [2].
Комсомольские организации высших и средних специальных учебных заведений были основой студенческого движения в течение всего времени его существования, а основной базой, ресурсом формирования студотрядов были вузы и ссузы республики, от их деятельности зависела судьба студенческих отрядов. Порядок формирования интеротрядов был схож с обычными студотрядами, но имел свои особенности. Таким образом, работа в подготовительный период шла в соответствии с планом по подготовке [3] и с условиями, определенными договором между комитетами ВЛКСМ вузов и комитетами Союза свободной немецкой молодежи (ССНМ) (Союз свободной немецкой молодежи (ССНМ, нем. Freie Deutsche Jugend, FDJ) - немецкая молодежная организация наподобие советского ВЛКСМ. ССНМ был единственной признанной государством организацией молодежи в ГДР. В ФРГ существовала независимая организация «ССНМ в Западной Германии», но она была запрещена. ССНМ являлся членом Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ) и Международного союза студентов. Членство в ВФДМ сохраняется до сих пор.) вузов-партнеров, а также договором, заключенным с принимающей стороной [4]. Также необходимо отметить, что ИССО в Башкирской АССР в основе своей были строительными.
В 1966 г. был подписан договор о сотрудничестве между БГУ и Галльским университетом Германской Демократической Республики (ГДР). Через два года, летом 1968 г., во исполнение Поста-
новления бюро обкома ВЛКСМ от 16 июля 1968 г. «Об обмене студенческими строительными отрядами между БГУ и университетом г. Галле ГДР»: «По решению Секретариата ЦК ВЛКСМ от 3 апреля 1968 г. «Об обмене студенческими группами между учебными заведениями СССР и ряда социалистических стран», первые студенты (21 боец) БГУ выехали в округ Галле ГДР на сооружение нефтехимического предприятия «Буна — Верке»». За хорошую работу отряд награжден Памятным знаменем ЦК Союза свободной немецкой молодежи. Интеротряд Галльского университета им. Мартина Лютера (Университет имени Мартина Лютера Галле-Виттенберг (нем. Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg (MLU)) — университет в Германии, возникший в 1817 г. в результате слияния двух университетов. Старейший из них был основан в Виттенберге в 1502 г. и назывался Лейкорея, другой - в 1694 г. в городе Галле (Заале). Свое сегодняшнее название Университет имени Мартина Лютера Галле-Виттенберг получил 10 ноября 1933 г.), в свою очередь, приехал в Башкирскую АССР на сооружение Нефтекамского завода искусственных кож «Искож». При плане освоения 35 тыс. рублей немецкие студенты выполнили работу на 50 тыс. рублей. В последующие годы сотрудничество между Башкирским обкомом ВЛКСМ и комитетом ССНМ округа Галле продолжалось и осуществлялось путем обмена делегациями по 40 чел. с каждой стороны, интернациональными студенческими строительными отрядами. Обмен проводился один раз в год [5].
Отметим, что на совместном бюро обкома ВЛКСМ и комитета ВЛКСМ БГУ было принято решение о создании двух отрядов: один выездной в ГДР под названием «Башкирия» и второй, внутренний, - «Дружба». И такая традиция названия отрядов сохранилась в течении двух десятков лет на протяжении всего существования интеротрядов.
По приезде студенческих отрядов в г. Галле из ребят создавали два отряда, соединенных двумя отрядами студентов университета им. Мартина Лютера, таким образом, получались два смешанных отряда. Аналогично делалось и в республике. Работы, как правило, велись с начала и до конца июля. Пребывание студентов в ГДР не ограничивалась только производственной стороной, активно велась идейно-политическая и культурно-массовая работа. Проводилось множество встреч, дискуссий, культурных мероприятий. После завершения работ студентов ждала культурно-экскурсионная программа по ГДР. Студентов знакомили с городом Галле, университетом, университетской библиотекой, возили в другие города: Лейпциг, Веймар, Дрезден, Берлин и др. В примечательную традицию превратилось выступление башкирских студентов с концертной программой о Башкирской АССР. Между тем в округе Галле работали студенты из Москвы, Ленинграда, Харькова, Воронежа, Молда-
вии, Чехословакии, Болгарии. Между этими отрядами проводились различного рода соревнования по разным направлениям деятельности [6].
В БГУ квоты между факультетами распределялись по два студента с факультета и два переводчика -студента кафедры романо-германской филологии. Командиров было решено назначать из числа преподавателей и аспирантов университета. Для отличия от других студотрядов им шили специальную форму, что впоследствии стало традицией. Кстати говоря, у ИССО была более опрятная «целинка» (Целинка - куртка, форменная одежда, являющаяся обязательной атрибутикой бойца определенного студенческого отряда, на которую нашиваются шевроны и другие опознавательные знаки).
Как правило, формирование интеротрядов проходило по конкурсу. В отряд зачислялись лучшие студенты, общественники, имеющие опыт работы в студотрядах. По мнению участника интердвижения Н. М. Махмутова, отбор в интеротряд был подобен отбору космонавтов [7]. Все кандидатуры обсуждались на комсомольских бюро соответствующих факультетов, на заседаниях комитета ВЛКСМ и парткома университета (института). Отряды готовились к поездке по специальной программе, с ними проводились специальные занятия по истории и культуре, экономике и политике ГДР. Конечно же, уделялось большое внимание политической зрелости студентов. Члены интеротряда должны были знать основные сюжеты из истории, географии и литературы СССР и Башкирской АССР [8]. Обязательным было членство в комсомоле университета, а некоторые кандидаты были членами КПСС. Учитывалась прежняя работа претендентов в обычных студотрядах, а также любые творческие способности. Для студента попадание в интеротряд давало прекрасную возможность посмотреть другую, социалистическую страну.
Интеротряды готовили концертные номера, танцы народов Башкирии, везли с собой национальные костюмы, учили рецепты башкирских блюд, чтобы достойно представлять страну и республику на «Днях Башкирии» в ГДР. Придумывались речевки и приветствия для немецких студентов, закупались сувениры с башкирской национальной символикой. Наконец, приехав в ГДР, башкирские студенты были сильно удивлены свободой и «неорганизованностью» немецкой молодежи. Например, в общежитии, где их расселяли, не было ни администрации, ни коменданта, все возникающие вопросы решал студсовет, состоящий исключительно из студентов. Немцы легко и свободно говорили на любые темы, несильно признавали авторитеты, могли критиковать действия руководства и даже своего правительства [9].
В республике советские студенты совместно с представителями Галльского университета работали в двух интернациональных студенческих отря-
дах «Дружба - 1» и «Дружба - 2», которые в разные годы успешно работали на строительстве фабрики технического трикотажного волокна в г. Нефтекамске (трест «Башнефтепромстрой», СУ-3), объединялись в интернациональном лагере «Красная гвоздика». Кроме того, они работали в Демском районе г. Уфы на строительстве спецтреста «Баш-мелиоводстрой», птицефабрики в п. Авдон Уфимского района и др. Как правило, в этих отрядах командир немецкой группы был на правах заместителя командира ИССО [10].
Первые 6 лет существования движения ИССО республики их формирование обеспечивал только БашГУ. Постепенно выделение интеротрядов из общего числа обычных ССО сразу же усилило мотивацию остальных вузов республики присоединиться к такой форме работы. В 1974 г. УНИ и БГПИ заключили аналогичные договоры с немецкими коллегами из Мерзебургской технической школы и Высшей педагогической школы им. Крупской и создали соответственно свои первые интеротряды им. Матросова и «Дружба».
Из воспоминаний доктора исторических наук, профессора С. Ф. Касимова, который был командиром ИССО «Педагог», созданного в 1977 г. на базе БГПИ: «... в 1977 году мне поручили возглавить интернациональный отряд пединститута. Наш отряд назывался «Педагог», подготовка велась очень серьезная, отбор студентов шел жесточайший. В основном отбирали отличников, активистов, спортсменов. В ГДР, город Галле, от нас выехали тридцать человек. Немцы - народ атлетичный, спортивная нация, и мы не могли ударить в грязь лицом. Наши ребята марку во всем держали, не уступали. И вот вышли мы по всем интеротрядам на первое место, были первыми вместе с московскими студентами. Из СССР никого больше не было, только москвичи и мы. А еще работали немцы, чехи, поляки, венгры. Мы трудились на железной дороге, занимались так называемым «рихтовани-ем». Проложено было только полотно, рельсы, и нужно было вести обсыпку, выравнивание. Работа велась в самом городе Галле и на окраинах. Соревнования были между отрядами: рабочие, спортивные, культурные. Каждый отряд стремился показать себя с самой лучшей стороны, приглашал другие отряды, мероприятия разные проводил. Все представляли свои регионы, концерты давали. Нашей «маркой» были башкирские танцы, курай...» [11].
В дальнейшем, в период 1974-1976 гг., вузы республики работали в сфере организации интеротрядов самостоятельно и несистемно. Появилась необходимость сплочения сил, и в 1977 г. руководителями учебных заведений было принято решение создать объединенный интерлагерь «Красная гвоздика» в г. Туймазы. Это дало резкий скачок в развитии интернационального движения в республике. В составе первого интерлагеря были отряды БГУ, УНИ и БГПИ с соответствующими названия-
ми. В последующие годы интерлагерь базировался в г. Нефтекамске, который стал заслуженным центром ИССО Башкирской АССР [7].
1982 год примечателен присоединением к интерлагерю «Красная гвоздика» студотрядов БГМИ. В этот год общая численность интерлагеря составляла 169 бойцов, из них немецкая часть — 73 человека. Отряды были размещены в профилактории «Сосновый бор» на берегу реки Кама, недалеко от г. Нефтекамска, в ней было широко развернуто межотрядное соревнование по достойной встрече 60-летия образования СССР. Важное место в деятельности интерлагеря занимала организация различных встреч и вечеров. Проводились полит-семинары «Единство национального и интернационального в строительстве социализма и коммунизма», где обсуждались актуальные и наиболее интересные проблемы для молодежи разных стран.
В 1986 г. Башкирский сельскохозяйственный институт (БСХИ), заключив свой договор с Берн-бургской высшей школой сельского хозяйства и пищевой промышленности, создает строительные интеротряды «Агидель» (внутренний) и «Юность» (выездной), которые также входили в интерлагерь «Красная гвоздика».
В анализах работы интернациональных студенческих отрядов 80-х гг. неоднократно отмечаются слабая организационная подготовка к работам по технике безопасности строительных специальностей, привлечение большого числа несовершеннолетних, слабая медицинская подготовка, что приводило к госпитализации студентов, а также наличие у студентов хронических заболеваний с запретом питания в общепитах [12].
Говоря об интернациональной работе, следует отметить, что наряду с обменом со студентами из округа Галле ГДР в студенческих отрядах республики работали студенты из Кубы, Вьетнама, Панамы и Никарагуа. Обычно эти студенты учились в вузах и техникумах г. Уфы. Например, в 1988 г. из республики был направлен отряд по сбору зерен кофе для помощи никарагуанскому народу в Латинской Америке. В состав отряда вошли по одному студенту из БГУ, УНИ, УАИ и БГМИ. В том же году в Башкирском сельскохозяйственном институте был создан интеротряд «Айболит», в составе которого работали четверо студентов Социалистической республики Вьетнам [13]. Также известно, что в 1987 г. в республиканском интернациональном студенческом лагере работали 124 студента зарубежных стран, при этом 89 из них были из округа Галле ГДР.
1988 год стал последним годом проведения интерлагеря «Красная гвоздика». В последующие годы, после событий 1989 г., в т.ч. разрушения Берлинской стены, межвузовские интерлагеря не создавались. В самом 1989 г. БГУ после трудового семестра интеротряда «Дружба» в п. Инзер организовал сплав по рекам республики. А в 1991 г. БашГУ впервые направил студотряд «Башкирия» в ФРГ в составе 10 парней и 10 девушек.
Рост популярности формы универсального труда студенческих отрядов к середине 80-х гг. приводит к тому, что его начинают использовать для «затыкания дыр» и выполнения планов в срок в экономике. Студенческое движение начинает терять свою изначальную привлекательность, основанную на добровольности и романтике, которая была важна для части молодежи. А последующие события в стране и мире ликвидируют возможности для развития этого движения. На XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ, созванном в Москве 27-28 сентября 1991 г., было объявлено о самороспуске ВЛКСМ, после чего прекратил свою деятельность и Центральный штаб ССО, а с ним и все нижестоящие областные штабы. Движение студенческих отрядов остановилось с полным разрушением системы работы и механизмов взаимодействия. В итоге были утрачены все производственные связи и базовые ценности.
Примечательно, что через десятки лет после событий 90-х гг. круги общения и связи, сложившиеся в студенческих отрядах продолжают поддерживаться. Сегодня в республике регулярно проходят осенние встречи ветеранов студотрядов, которые каждый год, по традиции, организуются одним из вузов республики.
Помимо этого, имея более чем полувековую историю, добрые традиции интеротрядов Башкирской АССР сегодня продолжаются в виде международного обмена между студентами университетов Уфы и Галле. Если раньше студенты выезжали в составе студенческих отрядов для проведения строительных работ, то воссозданный с 2003 г. обмен «Уфа-Галле» не преследует производственных целей и имеет больше культурный и ознакомительный характер [14].
Современные студенческие отряды, возродившиеся с начала 2000-х гг., уже успели зарекомендовать себя в новых экономических реалиях. Они все чаще используются при строительстве крупных объектов в масштабах страны. И при этом студотряды не только экономически эффективны, но также дают отличную возможность для профессиональной адаптации будущих специалистов, имеют большой воспитательный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая Советская энциклопедия. М., 1977. Т. 25.
2. Кульшарипов М. М. , Низамов А. Г. История Башкирского государственного университета. Уфа, 1997. С. 169.
3. ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 30. Д. 275. Л. 189-192.
4. ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 41. Д. 111. Л. 27-33.
5. ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 30. Д. 173. Л. 4-6.
6. ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 30. Д. 187. Л. 187.
7. Махмутов Н. М. Интердвижение в Башкортостане. Хроника, очерки, воспоминания. Уфа, 2007. С. 7.
8. ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 30. Д. 173. Л. 9-11.
9. Махмутов, Н. М. А стройотрядовцы... шагают дальше. История движения ССО в Башкортостане. Уфа, 2012. С. 13.
10. ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 40. Д. 101. Л. 28-30.
11. Касимов С. Ф. Светлые страницы прошлого // Махмутов, Н. М. А стройотрядовцы... шагают дальше. История движения ССО в Башкортостане. Уфа, 2012. С. 175-177.
12. ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 40. Д. 101. Л. 19.
13. ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 41. Д. 111. Л. 27-33.
14. Описание международного обмена между студентами «Уфы - Галле». URL: http://ufa-halle.ru/obmen
Поступила в редакцию 23.06.2014 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcureTa. 2014. T. 19. №3
1095
INTERNATIONAL STUDENT TEAMS OF BASHKIRIA: HISTORICAL EXPERIENCE
© R. Z. Fatkullin
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 272 08 22.
Email: rinat.fatkullin@gmail. com
The following article is focused on the history of international student teams (IST), as one of the directions of movement of student construction brigades (SCB) of the Bashkir ASSR in the period from 1964 to 1991. This movement of student teams is one of the most interesting and at the same time little-known pages of the history of Youth Movement in the Republic of Bashkortostan. Their organization took a special significance in the activities of the regional committee of Komsomol of Bashkir republic. Student teams were needed in the economic sectors where there was a shortage of labor. These were such spheres as primarily construction and agriculture. Need for student teams work was particularly relevant in the mid 60-ies of the last century, when the country faced the task of solving the food problem. There was a need for greater development of agriculture, including the exploration of the virgin and fallow lands in a short time. On the basis of literature and archival sources we analyzed general education background, showing the role of the Bashkir State University and other universities of the republic in the process of becoming international student teams (IST) movement in this period. The article reveals basic mechanisms of the following teams and their internal organizational structure. Based on the memoirs of contemporaries we tried to show the features international teams, their differences from other types of student teams. The article also describes the causes and stages of their destruction and present condition.
Keywords: Bashkir, international, student, construction, teams, international student teams (IST), student construction brigades (SCB), third labor semester
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Bol'shaya Sovet-skaya entsiklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]. M., 1977. Vol. 25.
2. Kul'sharipov M. M. , Nizamov A. G. Istoriya Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta [The History of the Bashkir State University]. Ufa, 1997. Pp. 169.
3. TsGAOO RB. F. 341. Op. 30. D. 275. L. 189-192.
4. TsGAOO RB. F. 341. Op. 41. D. 111. L. 27-33.
5. TsGAOO RB. F. 341. Op. 30. D. 173. L. 4-6.
6. TsGAOO RB. F. 341. Op. 30. D. 187. L. 187.
7. Makhmutov N. M. Interdvizhenie v Bashkortostane. Khronika, ocherki, vospominaniya [Inter-Movement in Bashkortostan. Chronicle, Essays, Memoirs]. Ufa, 2007. Pp. 7.
8. TsGAOO RB. F. 341. Op. 30. D. 173. L. 9-11.
9. Makhmutov, N. M. A stroiotryadovtsy... shagayut dal'she. Istoriya dvizheniya SSO v Bashkortostane [And Students... Marching on. The History of the SCB Movement in Bashkortostan]. Ufa, 2012. Pp. 13.
10. TsGAOO RB. F. 341. Op. 40. D. 101. L. 28-30.
11. Kasimov S. F. Makhmutov, N. M. A stroiotryadovtsy. shagayut dal'she. Istoriya dvizheniya SSO v Bashkortostane. Ufa, 2012. Pp. 175-177.
12. TsGAOO RB. F. 341. Op. 40. D. 101. L. 19.
13. TsGAOO RB. F. 341. Op. 41. D. 111. L. 27-33.
14. Opisanie mezhdunarodnogo obmena mezhdu studentami «Ufy - Galle». URL: http://ufa-halle.ru/obmen
Received 23.06.2014.