Научная статья на тему 'Национальные интересы Кыргызстана в рамках Евразийского экономического Союза'

Национальные интересы Кыргызстана в рамках Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1088
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Евгения Анатольевна

Для Кыргызской Республики 2015 г. стал поворотным на пути экономического развития. Именно тогда Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского Экономического Союза. Это оказался непростой и трудоемкий процесс для республики, так как требовал адаптации к новым экономическим условиям с учетом национальных интересов и приоритетов развития страны. Вступление в ЕАЭС открывает для Кыргызстана новые перспективы. Снимаются барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Открываются новые инвестиционные возможности и перспективы реализации крупных инфраструктурных проектов. Граждане Кыргызстана получают право работать в любом государстве Союза на тех же условиях, что и граждане государства трудоустройства. В целом присоединение Кыргызстана к ЕАЭС это закономерный этап развития страны и реализации ее национальных интересов, который также придает новый импульс развитию потенциала самого Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы Кыргызстана в рамках Евразийского экономического Союза»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ КЫРГЫЗСТАНА В РАМКАХ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Е.А. Зайцева

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Бишкек, Кыргызстан

Аннотация. Для Кыргызской Республики 2015 г. стал поворотным на пути экономического развития. Именно тогда Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского Экономического Союза. Это оказался непростой и трудоемкий процесс для республики, так как требовал адаптации к новым экономическим условиям с учетом национальных интересов и приоритетов развития страны. Вступление в ЕАЭС открывает для Кыргызстана новые перспективы. Снимаются барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Открываются новые инвестиционные возможности и перспективы реализации крупных инфраструктурных проектов. Граждане Кыргызстана получают право работать в любом государстве Союза на тех же условиях, что и граждане государства трудоустройства. В целом присоединение Кыргызстана к ЕАЭС это закономерный этап развития страны и реализации ее национальных интересов, который также придает новый импульс развитию потенциала самого Союза.

Ключевые слова: Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), интеграция, экономика, национальные интересы, трудовая миграция, производство, потенциал.

NATIONAL INTERESTS OF KYRGYZSTAN IN THE FRAMEWORKS OF EURASIAN ECONOMIC UNION

E.A. Zaitseva

Jusup Balasagyn Kyrgyz National University, Bishkek, Kyrgyzstan

Abstract. For the Kyrgyz Republic, 2015 was a turning point in its economic development. Kyrgyzstan became a full member of the Eurasian Economic Union. This was a difficult and time-consuming process for the Republic, since it required adaptation to the new economic conditions, with regard to the national

interests and development priorities of the country. Joining the EAEU opened up new p erspectives for Kyrgyzstan. It allowed to remove barriers to the movement of goods, services, capital and labor. It opened new investment opportunities and prospects for the implementation of large infrastructure projects. Citizens of Kyrgyzstan receive the right to work in any state of the Union under the same conditions as citizens of the state of employment. In general, the accession of Kyrgyzstan to the EAEU is regarded as natural stage in the development of the country and the realization of its national interests, which also gives a new impulse for the development of the Union itself.

Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU), integration, economics, national interests, labour migration, manufacture, potential.

Ни для кого не секрет, что 2015 г. стал поворотным на пути экономического развития Кыргызской Республики. Этот год был ознаменован вступлением в силу договора о присоединении Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу, поворотным периодом на пути развития Кыргызстана, когда он стал полноправным членом союза наряду с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией. Общество затаив дыхание, если можно так выразиться, ждало решения правительства о вхождении в Союз и с надеждой смотрело в будущее -свое, своих детей и внуков, будущее всей страны.

Кыргызстан решил присоединиться к ЕАЭС еще в декабре 2014 г. Это оказался непростой и трудоемкий процесс для республики. Потребовался анализ экономических, социальных и политических рисков на короткий, среднесрочный и долгосрочный период при вступлении в ЕАЭС, а также определение мер адаптации к новым условиям экономики страны. Кроме того, потребовалось детальное рассмотрение нормативно-правовой базы, оценка текущих потребностей и приоритетов республики для обеспечения защиты и гарантии соблюдения интересов республики в целом и каждого ее гражданина. Потребовался анализ рисков и спадов в развитии на

начальном переходном этапе вступления в союз. Потребовалось также уточнение всех международных соглашений с иностранными государствами и международными организациями, освобожденными от таможенных пошлин, а также многое другое. Все эти меры были предприняты с учетом детального анализа и планирования, так как для Кыргызстана это происходит впервые в истории его развития, когда он становится частью столь глубокой экономической интеграции, до этого Кыргызстан не имел подобного опыта.

Как отмечалось в новостном канале Евразийской экономической комиссии, присоединение Кыргызстана к ЕАЭС явилось итогом большой совместной работы по интеграционному сближению со стороны всех государственных структур1. В 2014 г. были реализованы «дорожные карты» по присоединению Кыргызстана к евразийскому интеграционному проекту, которые способствовали адаптации экономики страны к законодательству и практикам ЕАЭС. В частности, был решен целый блок вопросов, связанных с модернизацией объектов таможенной инфраструктуры. И только в мае 2015 г. страна завершила ратификацию всех необходимых международных договоров и тем самым стала полноправным членом союза.

Для чего же нужна была эта интеграционная инициатива? Является ли присоединение Кыргызстана к договору о ЕАЭС преимуществом? Получен ли положительный эффект от присоединения к ЕАЭС? И каковы дальнейшие перспективы экономической интеграции республики в рамках Евразийского Экономического Союза?

В рамках данной статьи попробуем разобраться в обозначенных вопросах и дать краткую характеристику происходящих изменений в экономике страны, а также в обществе. Естественно изменения неизбежны при такого рода интеграции. Для Кыргызстана здесь было очень важно сохранить свою государственность и суверенность проведения внутренней и внешней политики теперь уже внутри Союза. Следуя принципам, правилам и нормам

1 Кыргызстан присоединился к Евразийскому Экономическому Союзу

ЕАЭС, Кыргызстан все же должен стараться проводить свою политику, учитывая свои национальные интересы. Его внешнеполитическая деятельность и его вовлеченность в процесс евразийской интеграции должны быть соразмерны его внутреннему потенциалу, следовательно, Кыргызстан должен уделять внимание своему внутреннему развитию в равной степени, как и внешнему. Это не должно противоречить национальным интересам Кыргызстана в укреплении независимости и суверенитета, обеспечении территориальной целостности и безопасности страны, укреплении конституционных основ, проведении демократических преобразований, добрососедстве, а также создании и совершенствовании инвестиционного климата в стране. Все эти приоритеты и национальные интересы стоят во главе угла при проведении модернизации и адаптации экономических, социальных и политических составляющих членства в ЕАЭС.

Так что же для Кыргызстана означает тот факт, что он является членом ЕАЭС. Прежде всего, вступление в ЕАЭС открывает для Кыргызстана новые перспективы в экономическом плане, трудоустройстве, образовательном пространстве, производстве и других сферах общественной жизнедеятельности. Снимаются барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Открываются новые инвестиционные возможности и перспективы реализации крупных инфраструктурных проектов, прежде всего в сферах энергетики, транспорта и сельского хозяйства. Граждане Кыргызстана получают право работать в любом государстве Союза на тех же условиях, что и граждане государства трудоустройства. Да и в целом присоединение Кыргызстана придает новый импульс развитию потенциала самого Союза. Интеграционное объединение усиливает свои позиции в глобальной экономической структуре.

При более детальном рассмотрении обозначенных вопросов становится очевидно положительное влияние членства Кыргызстана в ЕАЭС. Несмотря на то, что

http ://www. eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages /12-08-2015-1.aspx, доступ от 2.12.2018 г.

участие Кыргызстана в ЕАЭС требует полного пересмотра экономической составляющей развития республики, все же положительных моментов больше. Так, членство Кыргызстана в ЕАЭС привносит ряд преимуществ в развитие бизнеса.

Благодаря снятию таможенных барьеров снизилась себестоимость ввозимой продукции и товаров, что может положительным образом сказаться на развитии местного производства. Как известно, после распада Советского Союза многие предприятия на территории Кыргызстана терпели убытки и оказывались на грани банкротства, порою просто переставали существовать из-за возросшей в тот период себестоимости товаров. Теперь, будучи членом ЕАЭС, Кыргызстан благодаря внедрению модернизированных регистрационных документов для импортируемых товаров упростил для импортеров ввоз товаров из стран-участников Союза. Так, можно сказать, с вступлением в ЕАЭС, этот фактор устранен и многие предприятия гипотетически могут возобновить свою работу по производству. Это в первую очередь относится к машиностроению, станкостроению, приборостроению и другим наукоемким производствам.

То же самое можно сказать о предприятиях пищевой и легкой промышленности, которые, однако, находятся в более выгодном положении. В данное время они получили мощный импульс и уже успешно реализуют свою деятельность благодаря членству Кыргызстана в ЕАЭС. Долгое время данные предприятия-производители и импортеры продукции работали в рамках реэкспортного образца, и более жесткие требования к принятию единого порядка и норм технического регулирования производства были нелегким испытанием для переосмысления и переадаптации производственных норм. Несмотря на это, есть ощутимый прогресс в данной области. Можно сказать, что здесь Кыргызстан смог мобилизоваться и продвинуться вперед. К тому же, по словам экономиста И. Маратова, со стороны стран-участников ЕАЭС есть за-

прос на нашу сельскохозяйственную и текстильную продукцию, что дает возможность привлекать инвестиции и поднимать свое внутреннее производство1. Так, по его словам, сейчас через Российско-Кыргызский фонд развития финансируется 23 инвестиционных проекта стоимостью 93 млн. долларов США. Большинство их используется в переработке сельскохозяйственных товаров, швейном и текстильном производстве, выпуске строительных материалов, транспортной и других отраслях. В то же время работают специальные программы банков по поддержке малого и среднего бизнеса. Размер ставки Фонда развития имеют самый низкий показатель на банковском рынке Кыргызской Республики. Напомним, Российско-Кыргызский фонд развития был создан в 2014 г. в рамках евразийской экономической интеграции. Целью Фонда является содействие модернизации и развитию экономики Кыргызской Республики, а также экономическое сотрудничество между странами-участницами Фонда.

Сегодня экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции, подлежащий ветеринарному контролю, разрешен 19 перерабатывающим предприятиям на территорию России и 8 - на территорию Казахстана. Также здесь немаловажен и тот факт, что большие таможенные сборы, существовавшие до вступления в ЕАЭС, остались в прошлом. Товары из Кыргызстана в Казахстан, Беларусь и Россию, которые ранее ввозились и продавались по более высоким ценам из-за больших таможенных сборов, теперь стали более привлекательны в ценовом плане.

Кыргызстан стал частью единого рынка услуг, который функционирует в 43 секторах (строительные и инженерные услуги; сельское и лесное хозяйство; оптовая и розничная торговля; франчайзинг, аренда машин и оборудования без оператора и др.). Благодаря этому кыргызстанские предприниматели могут работать в данных сферах на рынках стран Союза без дополнительного учреждения юридического лица. При этом разрешения на эти виды деятельности

1 Газета «Багыт^» №39 от 15.02.2017/стр.11

и профессиональная квалификация персонала поставщика услуг, полученные в Кыргызской Республике, признаются автоматически в странах-участницах Союза [Пер-ская 2016: 133-139].

Отсюда видно, что с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС, республика ориентирована на внутренне потребление в рамках Союза и развитие собственного производства, тем самым сокращая потребность в импорте товара из стран дальнего зарубежья. А это в свою очередь явно отвечает национальным интересам, обозначенным в национальной стратеги развития Кыргызстана на 2013-2017 гг.1, а также в новом документе о национальном развитии - Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) КР на 2018-2040 гг. «Таза коом - Жацы доор» («Чистое общество -новая эпоха»)2.

Таким образом, озвученная на очередном заседании Межправительственного совета ЕАЭС в ноябре сего года в Минске премьер-министром Кыргызской Республики М. Абылгазиевым инициатива по развитию агропромышленного комплекса посредством формирования межгосударственных программ и механизмов поддержки сельского хозяйства уже находит свое отражение в работе Союза3. Например, активно используются Белорусская и Российская сельскохозяйственная техника, а наша продукция пользуется спросом на рынках России. Так исторически сложилось, что с советских времен интегрирован-ность киргизской сельхозпродукции существовала вплоть до развала Союза и сейчас получила новый импульс.

Что же касается машиностроения и так называемого наукоемкого производства, следует отметить, что до сих пор не произошло открытие или возобновление подобных предприятий в силу многих причин. Пока остается надеяться, что правительство обратит внимание на этот вопрос и возможно внесет предложения по инициированию, организации и развитию совместных

производств в рамках Евразийского Экономического Союза. Подобную инициативу озвучил на том же очередном заседании в Минске премьер-министр КР М. Абылга-зиев. Инициатива заключалась в наращивании производственного потенциала и мощности по выпуску продукции, а также усилении межстрановых связей для создания совместных предприятий4. Данная инициатива видится вполне логичной, так как в рамках Союза проще создавать подобные предприятия в силу имеющейся сотруднической и производственной базы. Это напоминает в некотором роде, кооперацию предприятий во времена существования Советского Союза, что позволило бы налаживать высокую производительность, делать производство более дешевым и задействовать потенциал всех заинтересованных республик в рамках ЕАЭС.

Данная инициатива могла бы таким образом способствовать трудоустройству местного населения и снижению потока трудовых мигрантов, тем самым и снижению уровня безработицы как в отдельных регионах, так и по стране в целом.

Трудовая миграция из Кыргызстана в страны-участницы ЕАЭС, особенно в Российскую Федерацию и Казахстан, существует до сих пор, но теперь благодаря вступлению в ЕАЭС для трудовых мигрантов из Кыргызстана созданы благоприятные условия пребывания и работы в странах Союза. В настоящее время, например, упрощена процедура пребывания и регистрации мигрантов из Кыргызстана на территории Российской Федерации, а также сама процедура трудоустройства. Кыргыз-станцы работают на равных условиях с гражданами стран пребывания. Их права юридически защищены. Улучшены социальные условия жизни для мигрантов и их семей. Мигранты имеют все социальные гарантии, что и граждане России. Для кыр-гызстанцев в Росси стало доступно обязательное медицинское страхование. Дети трудящихся имеют право на посещение до-

1 Стратегия устойчивого развития Кыргызстана на 2013-2017 гг., с 382

2 Проект Стратегии устойчивого развития КР на

2018-2040 гг. «Таза коом. Жацы доор», с 11.

3 Информагентство «Sputnik - Кыргызстан». https://ru.sputnik.kg/politics/20181127/1042178403/mi nsk-eaehs-zasedanie-kyrgyzstan-abylgaziev.html

4 Там же

школьных учреждений и получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства. При этом Договор о ЕАЭС обеспечивает взаимное признание дипломов с целью трудоустройства по абсолютному большинству специальностей, что значительно упрощает поиск работы и повышает мобильность трудовых ресурсов.

Таким образом, резко сократилось число нелегальных мигрантов, поскольку теперь это попросту перестало иметь привлекательность в глазах самих мигрантов, им незачем это делать если теперь их права защищены и есть гарантия адекватного трудоустройства.

За годы членства Кыргызстана в ЕАЭС проделана большая работа по адаптации и усовершенствованию экономической составляющей развития страны согласно стандартам и нормам Союза, а также с учетом национальных интересов республики. Однако еще многое предстоит сделать. Учитывая национальные интересы республики, необходимо проработать ряд вопросов и предложений, например, таких как формирование общего финансового рынка ЕАЭС, дальнейшее развитие единого рынка услуг, наращивание производственного потенциала, дальнейшее развитие агропромышленного комплекса через межгосударственные программы сотрудничества, а также инициация и принятие совместных программ научно-технологического развития. Некоторые из этих вопросов кажутся пока недосягаемыми и труднореализуемыми в силу ряда причин. Так, например, обстоит дело с предложением Премьер-министра Абылгазиева о производстве и продвижении товаров и услуг под единым брендом ЕАЭС. Инициатива, нужно отметить интересная и очень необычная и наверняка заслужит внимания со стороны членов ЕАЭС. Но вопрос его скорой реализации все-таки остается открытым, так как для этого нужно пройти еще несколько этапов реализации совместной экономической и производственной деятельности.

Также далеки от исполнения пока и предложения о принятии совместных программ научно-технологического развития

и объединения усилий по созданию и использованию новых технологий и инноваций.

В заключение хочется отметить, что по ряду показателей - экономических, социальных и политических - процесс интеграции Кыргызстана в ЕАЭС идет в интересах национального развития республики. Так, например, реализуется принцип четырех свобод: свобода перемещения товаров, капитала, услуг и труда. Вступление Кыргызстана в ЕАЭС это закономерный этап развития страны и реализации ее национальных интересов. Кыргызстан идет по пути экономического развития и формирования равноправного и взаимовыгодного партнерства, основанного на взаимопомощи и поддержке, нацеленного на поступательность развития национальных хозяйств и повышение уровня благосостояния населения и через евразийскую призму смотрит в будущее с оптимизмом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мусакожоев Ш. М., Камчибеков Т. К., Жапаров А. У. Экономика Кыргызстана за 25 лет (проблемы и перспективы развития). Бишкек. Турар. 2016.

2. Перская В.В. Место и роль Кыргызстана в развитии ЕАЭС. Вестник Финансового Университета. Мировая экономика. № 6, 2016. С. 133-139.

3. Янученя М.А. Евразийская интеграция сегодня: результаты вступления Киргизии в ЕАЭС. Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 2(10). С. 168-171. Сведения об авторе: Зайцева Евгения

Анатольевна — преподаватель факультета международных отношений и востоковедения КНУ им. Ж. Баласагына (e-mail: [email protected]).

REFERENCES

1. Musakozhoev Sh. M., Kamchibekov T. K., Zhaparov A. U. Ekonomika Kyrgyzstana za 25 let (problemy i perspektivy razvitiya). Bishkek. Turar. 2016.

2. Perskaya V.V. Mesto i rol' Kyrgyzstana v razvitii EAEHS. Vestnik Finansovogo Universiteta. Mirovaya ehkonomika. № 6, 2016. S. 133-139.

3. Yanuchenya M.A. Evrazijskaya integraciya segodnya: rezul'taty vstupleniya Kirgizii v EAEHS. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki». 2016. № 2(10). S. 168-171.

About the author: Zaitseva Evgenia An-atolyevna - teacher of the Faculty of international relations and Oriental studies of KNU. Zh. Balasagyn (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.