УДК 323.3
А.М. Хамзаева
ВЛИЯНИЕ ЕАЭС НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ошский технологический университет имени М.М. Адышева
Аннотация: В статье освещены результаты анализа влияния членства Кыргызской Республики в ЕАЭС на социально-экономическое развитие страны. Обозначены задачи и проблемы социальной интеграции и обоснована необходимость выработки единой стратегии совершенствования социальной политики в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Кыргызская Республика, социальная интеграция, социально-ориентированные проекты, единая социальная политика.
UDC 323.3
A.M. Khamzayeva
INFLUENCE OF THE EAEU ON THE SOCIAL SPHERE AND SOCIAL DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Osh Technological University named after M.M. Adyshev
Abstract: The article reflects the results of the analysis of the impact of the membership of the Kyrgyz Republic in the EAEU on the socio-economic development of the country. The tasks and problems of social integration are outlined and the need to develop a unified strategy for improving social policy within the EAEU is justified.
Keywords: Eurasian Economic Union, Kyrgyz Republic, social integration, socially-oriented projects, common social policy.
Положительные результаты интеграции Кыргызской Республики в ЕАЭС в плане экономического развития, выражающиеся, в частности, в развитии реального сектора, росте внешнеторгового оборота, уже налицо и неоспоримы. Экономическое развитие в конечном итоге нацелено на обеспечение благосостояния общества, повышение уровня жизни населения, т.е. развитие социальной сферы в стране. Следовательно, участие республики как в ЕАЭС, так и в других экономических интеграционных объединениях в перспективе имеет цель развития социальной системы. Отсюда решение задачи достижения полной интеграции стран-членов ЕАЭС подразумевает интеграцию и в социальной сфере, разработку в евразийском пространстве единой социальной политики. При этом следует отметить, что в договоре о ЕАЭС уделялось недостаточное
58
внимание социальной интеграции [17].
В силу объективных факторов социальная политика сегодня становится одним из важных направлений деятельности данного объединения, поэтому странам-партнерам необходимо вести работу по сближению в социальном контексте, по унификации социальных систем, по гармонизации социальных отношений. При этом социальной ответственности бизнеса уделяется всё больше внимания [5; 14].
Единая социальная политика ЕАЭС способствует, во-первых, гармонизации социального законодательства в странах-участниках, во-вторых, признанию дипломов или эквивалентов свидетельств о профессиональной квалификации мигрантов; в-третьих, реализации их социальных прав наравне с гражданами стран-партнеров [1].
Договор ЕАЭС предполагает свободный наем на работу трудящихся-мигрантов из других стран ЕАЭС без разрешения на осуществление трудовой деятельности, а также применение для них и членов их семей, принятых для своих граждан условий социального страхования (кроме пенсионного) [11]. Однако механизмы автоматического признания социальных прав трудовых мигрантов в странах ЕАЭС требуют доработки.
ЕАЭС должен способствовать выравниванию уровня социально-экономического развития в его рамках; облегчению условий труда и жизни трудовых мигрантов в странах-партнерах; созданию рабочих мест; повышению уровня социального пакета. В первую очередь странам ЕАЭС необходимо развивать образование, науку и культуру совместными усилиями.
В целях согласования и координации социальной политики стран, формирования общей стратегии его совершенствования необходимо провести анализ состояния социальной политики стран-членов ЕАЭС.
Кыргызская Республика формирует социально-ориентированную рыночную экономику, цель которой - обеспечить в обществе социальную стабильность и развивать личности и человеческий капитал. Это возможно только в результате полной интеграции в ЕАЭС, модель которого будет способствовать углублению интеграции с наибольшей эффективностью [16].
Что касается предварительных итогов членства Кыргызской Республики в ЕАЭС в данном направлении, к сожалению, социальные показатели в республике намного уступают соответствующим показателям в странах ЕАЭС. Показатели прожиточного минимума, среднемесячной заработной платы, среднемесячной пенсии, уровня бедности, занятости у нас ниже, чем в других странах ЕАЭС. В Кыргызской Республике наиболее низкий уровень заработной платы среди стран ЕАЭС: в три раза меньше, чем в России, в 2,6 раза меньше, чем в Казахстане, в 2,3 раза меньше, чем в Белоруссии, в 2,2 раза меньше, чем в Армении. Размер средней пенсии в республике в 3,6 раза меньше, чем в России, в 3,1 раза меньше, чем в Казахстане, в 2,7 раза меньше, чем в Беларуси, в 1,1 раза меньше, чем в Армении [11].
Благодаря либеральному режиму и информационной открытости Кыргызстана сегодня в республике имеются благоприятные условия для информационного, гуманитарного и иного социального воздействия со стороны ЕАЭС. Тем не менее, влияние ЕАЭС на социальные процессы в республике ограничено пока социально-ориентированными проектами. Так, в период 1992-2006 годов большинство социально-ориентированных проектов в Кыргызской Республике ЕС реализовал в рамках программы ТАСИС, а с 2007 года - программы «Инструмент сотрудничества для развития». Внимание к социальной сфере Кыргызстана фокусируется в основном на образовании и продовольственной помощи, здравоохранении и малом бизнесе, а также различных гуманитарных проблемах. Всего под эгидой ТАСИС на социальные проекты в Кыргызской Республике было выделено 41 млн. евро, а под эгидой ИСР - более 50 млн. евро [15].
Главным направлением социальной политики является образование. Реализовано множество проектов по модернизации управления образованием, управлению финансами в образовательных учреждениях, а также предоставлению современного учебного оборудования в школах, обеспечению доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья [20].
В рамках программы ТЕМПУС национальная система высшего образования республики реформирована в соответствии с принципами Болонского процесса и внедрена трехуровневая образовательная система (бакалавриат, магистратура и докторантура). Начиная с 2007 года, в республике стала действовать программа «ЭрасмусМундус», а с 2014 года - «Эрасмус+» (по обмену студентами, научными и педагогическими кадрами, сотрудничеству для инноваций, обмену передовым опытом и поддержке образовательных реформ).
При этом европейская социальная политика в Кыргызской Республике носит исключительно адресный и избирательный характер, нацелена лишь на элиту и околоэлитные группы, а вовсе не на широкие слои населения [6; 15].
Поэтому требуется координация социальных проектов и программ и повышение эффективности использования возможностей интеграции в интересах развития.
Следует особо отметить, что Кыргызстан продвигает один из ключевых задач ЕАЭС - формирование цифрового пространства. Государствам-участникам ЕАЭС крайне важно гармонизировать цифровую политику в целях обеспечения максимального эффекта ее применения в экономике и социальной сфере [9; 18].
В целом, наиболее важным результатам участия Кыргызстана в ЕАЭС в социально-гуманитарном плане можно отнести:
- улучшение условий трудоустройства и жизни трудовых мигрантов и их семей в рамках объединения;
- социальное страхование (кроме пенсионного) мигрантов и членов их семей на общепринятых в стране трудоустройства условиях и порядках;
- увеличение денежных переводов, идущих в основном на потребление внутри страны, и являющихся важнейшим источником инвестиционного капитала [4].
Так, в своем отчете на пленарном заседании Жогорку Кенеша 14 июня 2017 года Премьер-министр Кыргызской Республики М. Абулгазиев отметил: «После вступления республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) условия труда наших граждан значительно улучшились. Теперь наши граждане имеют такие же равные условия при устройстве на работу, как и граждане страны пребывания. Помимо этого, кыргызстанцы и члены их семей получили доступ к социальным и медицинским услугам в государствах пребывания. При оформлении на работу документы наших граждан о профессиональной квалификации признаются работодателями страны пребывания». По его словам, в 2016 году денежные переводы увеличились на 24%, составив около $2.4 млрд.
По данным официальной статистики в настоящее время около 700 тысяч граждан Кыргызской Республики являются трудовыми мигрантами, из которых 640 тысяч человек трудятся в Российской Федерации, 35 тысяч - в Казахстане, 30 тысяч - в Турции. Присоединение Кыргызстана к ЕАЭС дало дополнительные преимущества для мигрантов республики: мигранты и члены их семей получили возможность нахождения в странах-партнерах без регистрации до 30 дней; длительность регистрации определяется сроками трудового договора; не требуется получение разрешения на работу (патента); начали признаваться документы, подтверждающие образование и квалификацию, выданные в странах ЕАЭС; социальное страхование и медицинская помощь мигрантам оказывается на тех же условиях, что и для своих граждан (в частности, в России). Следует при этом отметить, что данная услуга оказывается только самому мигранту, а для членов их семей данная норма остается недоступной.
В 2017 году проведены консультации кыргызско-русской рабочей группы по миграции миграционного ведомства в формате совещаний. Разработан и представлен на рассмотрение ЕЭК Проект Протокола по введению изменений и дополнений в договор по положениям о межгосударственных взаимоотношениях, который был рассмотрен консультативным комитетом ЕЭК по вопросам миграции и передан Рабочей группе по совершенствованию положений договора ЕЭК о ЕАЭБ.
Разрабатываются вопросы по признанию документов, удостоверяющих образование, а также научную степень и научное звание граждан стран-партнеров, вопросы страхования, защиты пенсионных прав, оказания медицинской помощи дорабатываются Консультативным комитетом ЕАЭС. В целях полноценной координации работ в области предотвращения продажи людей и борьбы с ним разработан проект закона «О введении изменений в закон Кыргызской Республики "О предотвращении продажи людей и борьбы с ним" (Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 30 ноября 2017 года). Также разработана и утверждена программа правительства Кыргызской Республики по борьбе с продажей людьми в КР на 2017-2020 годы и план его реализации.
Реализуется национальная инициатива «Мекен-карт», обеспечивающая преференциальные условия для бывших граждан республики, получивших иностранное гражданство. Что касается иностранных граждан, получивших разрешение на работу на территории Кыргызской Республики, ежегодно регистрируется около 100-120 тысяч граждан других стран у нас в республике. К примеру, в 2017 году 14768 иностранным гражданам даны разрешения на работу, в том числе 1017 иностранным предпринимателям, что составило 89,6% квоты, утвержденной Правительством Кыргызской Республики на 2017 год (квота - 14 490). Кроме того, в 2017 году 14 межведомственными комиссиями рассмотрены заявления иностранных граждан и лиц без гражданства по получению статуса иммигранта. В результате поддержаны просьбы 352 иностранных граждан и лиц без гражданства по получению права на постоянное местожительство, это 35,9% общей квоты (квота - 980).
Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, наиболее актуальными социальными проблемами в стране остаются: неразвитость системы социальной защиты, высокие показатели бедности, безработицы, трудовой миграции.
При этом социальная политика государства должна быть направлена на повышение уровня жизни населения и защиту социально-уязвимых категорий граждан с учетом реальных возможностей республики. Особое внимание следует уделять совершенствованию стандартов социальной защиты, укреплению и развитию института семьи, отцовства, материнства и детства, а также обеспечению базового минимального уровня гарантированной государством социальной защиты. Внедрение новых механизмов, в том числе оказания платных социальных услуг, аутсорсинга, государственно-частного партнерства, новых форм социальной работы способствуют развитию и расширению рынка социальных услуг [4; 10].
В сфере труда и занятости населения требуется создание условий для обеспечения эффективной занятости населения, рационального использования трудовых ресурсов, снижения уровня безработицы и дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда, защиты прав граждан Кыргызской Республики, работающих в других странах, обеспечения соответствия нормативно-правовых актов в сфере труда и занятости международным стандартам. Приоритетными направлениями занятости являются содействие трудоустройству населения и реализация программы регулирования внутренней и внешней миграции.
Следующее важное направление социальной политики - обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания, повышение роли общественного здравоохранения с учетом потребностей населения, совершенствование системы
здравоохранения [2; 7].
В области образования необходимо акцентировать внимание на обеспечении качества образования, активного участия работодателей в образовательном процессе, формировании навыков и знаний, отвечающих современным требованиям рынка труда, развитии социального партнерства на всех уровнях системы образования, совершенствовании информационной базы системы образования и науки; внедрении мониторинга и системы качества образования.
Главной целью государственной миграционной политики должно стать эффективное управление миграционными процессами для устойчивого развития государства. В связи с этим необходимо: обеспечение мигрантов базовыми социальными гарантиями, оказание комплексной помощи трудовым мигрантам, поддержка соотечественников за рубежом.
Следует отметить важность роли молодежной политики, направленной на создание нормативно-правовой базы, инфраструктурных условий для самореализации молодежи, формирования инклюзивной общественной сферы.
Различия в уровнях социально-экономического развития и моделях социальной политики стран ЕАЭС большие, что затрудняет решение вышеуказанных проблем, и обусловливает необходимость поэтапного продвижения на пути социальной интеграции.
Список литературы
1. 2 года в ЕАЭС: Чего добился Кыргызстан от вступления в союз // STAN RADAR: Экономика - Новости Центральной Азии. - 4.08.2017 г.
2. Baranov P.P., Mamychev A.Y., Ovchinnikov A.I. The legitimacy of power and power relations as a multi-level political and legal phenomenon: approaches, interpretation and conceptualization // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S3. С. 209-216.
3. Атабекова Н.К. К вопросу об основном субъекте социальной политики государства // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2012. № 2 (23). С. 13-17.
4. Берлизев Р.Н. Проблемы преобразования региональной экономической политики в россии: системная оценка // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона Сборник научных трудов. Краснодар, 2014. С. 17-20.
5. Болаев К.К., Манджиева Д.В., Хулхачиева Г.Д. Анализ современного состояния инвестиционной деятельности региона // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 73-84.
6. Бондарев В.Г., Стребков А.И. Экономическая и социальная политика современных государств: теоретические и практические аспекты // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. № 3. С. 107-116.
7. Валько Е.В., Листопад М.Е. Взаимосвязь пенсионной системы и социально-экономической безопасности Российской Федерации // Вестник НГИЭИ. 2016. № 11 (66). С. 24-31.
8. Задимидченко А.М. Оценка финансово-экономического состояния региона в инвестиционном проектировании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 3 (75). С. 35.
9. Зимин В.А., Морозова Г.А. Социальная реклама как фокус взаимоотношений государства и гражданского общества // Материалы конференций сборник статей. под редакцией В.К. Семёнычева. 2014. С. 89-95.
10. Искендеров Г.А., Гаджиева З.Н. Динамика и тенденции развития бюджета семей сельского населения дагестана в 60-70-е годы xx века // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т. 2. № 11. С. 135-138.
11. Канафина Г.Е. Социальная политика Кыргызской Республики в условиях вхождения в ЕАЭС // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С.120
1
Î
&
Is
A
s
J
'S
£
*
!
12. Кожошев А.О. Первые результаты и проблемы вхождения Кыргызстана в Евразийский Экономический Союз // Вестник КРСУ. 2016. Том 16. №10
13. Костюков А.Н., Маслов К.В. Правовые аспекты обеспечения налоговой безопасности государства // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 4 (45). С. 117-121.
14. Красулина О.Ю. Финансовая глобализация: позитивные и негативные последствия // В мире научных открытий. 2013. № 8 (44). С. 135-146.
15. Парамонов В.В., Строков А.В., Абдуганива З.А. Влияние Европейского Союза на Центральную Азию: обзор, анализ и прогноз. - Алматы: Фонд им.Фридриха Эберта. -2017 год. - 117 с.
16. Савин В.Е., Хоу Цзе. Социально-экономические условия интеграции в мировую экономику Кыргызской Республики // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 18. С. 2439-2450.
17. Селезнёв И. Перспективы формирования единой социальной политики ЕАЭС с учетом зарубежного опыта // Современные евразийские исследования. 2016. № 4.
18. Сидорова Г.М. Роль европейского союза в разрешении кризисных ситуаций в Африке // В сборнике: Международные аспекты конфликтных ситуаций в Африке Сер. "Поддержка ООН. Сила права" 2009. С. 34-42.
19. Сысоев А.М., Исмуратова Г.С., Кухарь В.С. Сущность, значение системы менеджмента качества на предприятиях агробизнеса в условиях вступления во всемирную торговую организацию // Известия Международной академии аграрного образования. 2012. Т. 1. № 13. С. 67-72.
20. Яап Ора. Между ЕС и КР прочные отношения // Кыргызское информационное агентство Кабар. - 27.12.2017г.
Информация об авторах:
Information about authors:
Хамзаева Айнура Мураталиевна
кандидат экономических наук, доцент, Ошский технологический университет имени М.М. Адышева, г. Ош, Кыргызстан
Hamzayeva Ainura Muratalievna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Osh Technological University named after M.M. Adysheva, Osh, Kyrgyzstan