Научная статья на тему 'Национальные интересы Исламской Республики Иран: концептуальные подходы'

Национальные интересы Исламской Республики Иран: концептуальные подходы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1472
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ И СВЕРХНАЦИОНАЛЬНЫЕ / ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАНА / ИСЛАМ / FOREIGN POLICY INTERESTS / NATIONAL AND SUPRANATIONAL / ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN / ISLAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шердуст Э. -а

Цель. Выделить основные национальные и сверхнациональные интересы Исламской Республики Иран в целях определения основных направлений реализации государственной политики. Методы. На основе сравнительного анализа сопоставить национальные и сверхнациональные идеи Ирана с направлениями и целевыми индикаторами внешней политики республики. Результаты. Выявлены основные цели внешней политики Исламской Республики Иран, на основе которых определены задачи концептуального изменения внутринациональных политических приоритетов и направлений. Научная новизна. Автор обращает внимание на то, что для анализа внешней политики любой страны надо сначала узнать национальные интересы, потому что основной целью государств является осуществление национальных интересов. Кроме того, выделяются на основе национальных и сверхнациональных интересов политические связки внешнего и внутреннего государственного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL INTERESTS OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN: CONCEPTUAL APPROACHES

Purpose. To highlight the major national and supranational interests of the Islamic Republic of Iran in order to determine the main directions of State policy implementation. Methods. Based on a comparative analysis of national and supranational compare ideas of Iran with directions and target indicators of the foreign policy of the Republic. Results. The tasks of conceptual changes in domestic political priorities and directions were defined on the basis of foreign policy goals of the Islamic Republic of Iran. Scientific novelty. The author pays attention to the fact that for the foreign policy analysis of any country must first learn the national interests, because the main purpose of the state is the implementation of national interests. In addition, on the basis of national and supranational interests of political connection of external and domestic policy were defined.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы Исламской Республики Иран: концептуальные подходы»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Шердуст Э.А.

аспирант, Таджикский национальный университет (Таджикистан), 734043, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Федина, 30, к. 11, [email protected]

УДК 32(396.5)

ББК 66.3(5Ирн)

Цель. Выделить основные национальные и сверхнациональные интересы Исламской Республики Иран в целях определения основных направлений реализации государственной политики.

Методы. На основе сравнительного анализа сопоставить национальные и сверхнациональные идеи Ирана с направлениями и целевыми индикаторами внешней политики республики.

Результаты. Выявлены основные цели внешней политики Исламской Республики Иран, на основе которых определены задачи концептуального изменения внутринациональных политических приоритетов и направлений.

Научная новизна. Автор обращает внимание на то, что для анализа внешней политики любой страны надо сначала узнать национальные интересы, потому что основной целью государств является осуществление национальных интересов. Кроме того, выделяются на основе национальных и сверхнациональных интересов политические связки внешнего и внутреннего государственного курса.

Ключевые слова: внешняя политика, интересы, национальные и сверхнациональные, Исламская Республика Ирана, ислам.

Sherdust E.A.

NATIONAL INTERESTS OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN: CONCEPTUAL APPROACHES

Purpose. To highlight the major national and supranational interests of the Islamic Republic of Iran in order to determine the main directions of State policy implementation.

Methods. Based on a comparative analysis of national and supranational compare ideas of Iran with directions and target indicators of the foreign policy of the Republic.

Results. The tasks of conceptual changes in domestic political priorities and directions were defined on the basis of foreign policy goals of the Islamic Republic of Iran.

Scientific novelty. The author pays attention to the fact that for the foreign policy analysis of any country must first learn the national interests, because the main purpose of the state is the implementation of national interests. In addition, on the basis of national and supranational interests of political connection of external and domestic policy were defined.

Key words: foreign policy interests, national and supranational, the Islamic Republic of Iran, Islam.

Национальные интересы - это материальные и духовные ценности, которые люди каждого народа к ним имеют чувство принадлежности, привязанности и собственности и стараются ради их сохранения и предупреждения их захвата другими народами и го-Ф товы платить за всё. Согласно данному определению, сЗ национальные интересы имеют общую и обобщённую ^ сущность и проявляются как единый вопрос среди лю-^ дей того народа. Поэтому ровно числу народов и независимых стран в мире существуют национальные

©

интересы.

Значение национальных интересов:

Существуют разные мнения об определении национальных интересов между экспертами разных стран, но можно сказать, что национальные интересы - это норма в политике, анализе и внешней политике, являющаяся согласно поведению политиков, и эксперты тоже по ней оценивают действия и реакции внешней политики.

Вера в национальные интересы и необходимость их последовательности со стороны властей, возвращается к старинной вере в мысли и политике. По

ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ Шердуст Э.А.

этому поводу, с точки зрения истории, власти всегда следовали за целями, которые признавали по своей пользе. В прошлом, цари и шахи следовали за индивидуальными целями, личными интересами и своими желаниями, не обращая внимание на интересы своих народов и следовательно, такоия дествияприводили к уничтожению большой части их интересов общества и даже самих их. Поэтому, в прошлом, вопрос об интересах больше всего носил индивидуальные характер и относился к самому царю и поскольку власть воспринималась в его личности, поэтому национальные интересы тоже были интересами царя, хотя данное явление встречалось больше всего в восточных странах.

Первую функцию национальных интересов под именем общих интересов можно найти среди древнегреческих учёных как Тегос и Фукидид. Фукидид - выдающийся древнегреческийисторик считает интересом позицию власти с точки зрения силы. Также по его мнению, интерес опирается на место страны по материальной и территориальной возможности. В демократии Афины, значение интересов больше всего выражает общие народные интересы, которые ближе к современному значению национальных интересов. Поэтому значение интересов носит старинный характер и среди властей и политиков, особенно европейских всегда существовало значение достижения интересов. В древнем Мире цари считали общие интересы своими интересами [1, с. 5]. Но то, что в качестве национальных интересов определяется, на самом деле является итогом создания национальных единиц, которые в национальной рамке превратили интересы в основную цель внешней политики властей.

С созданием национальных властей в Европе (после вестфальский мирный договор в 1648 г.), национальные интересы потеряли свою индивидуальную сущность и получили национальную сущность. Вдействительности, создание национальной власти не только преодолело традиционную форму правительства (шахскую или царскую), но и изменило значения силы и определило источник политической силы национальной властью.

Способы достижения национальных целей и интересов: власти и правительства используют разные инструменты и ценности для достижения национальных целей и защиты своих интересов, которые бывают следующими:

1. Сила: национальная сила в том числе мягкая и твёрдая, как фундамент и фактор осуществления национальных целей, другим словами, осуществление национальных целей и сохранение национальной жизни является необходимостью наличия силы в качестве его гарантии.

2. Дипломатия, достоинство, дипломатическое

умение и политическая подготовленность на международной арене, которые проявляются в форме внешней политики и дипломатических делегаций, являются очень важными для осуществления национальных целей и защиты национальных интересов, особенно если дипломатическая попытка опирается на гарантии национальной силы.

3. Коалиция и союз, стратегическая коалиция укрепления возможностей и национальной силы при помощи соединения возможностей нескольких политических единиц или стран. это является общим договором, который все члены обязуются сотрудничать и содействовать для достижения своих целей. Наоборот, разрыв союза и коалиции одним игроком, который его соперник с участием в них получаетбольшею силу, может ликвидировать образец сильного баланса и обеспечивать возможности национальных целей игрока, который ликвидировал коалицию своего соперника.

4. Война и физический конфликт: по-видимому, война является самым последним и безрезультативным способом, который используется для достижения национальных целей и интересов. Другими словами, война считается способом применения сил для достижения национальных целей. Иногда укрепление военной силы её демонстрация тоже облегчает достижение национальных целей.

5. Санкции: окружение и экономические, политические и коммуникационные санкции с использованием специфических инструментов страны и или международные рычаги и возможности(например совет безопасности) могут обеспечить возможность осуществления национальных целей и интересов.

Место национальных интересов во внешней политики Исламской Республики Ирана

Существует тесная связь между национальными интересами и целями внешней политики, т.е. часто данные понятия употребляются как синоним, потому что отношение между национальными интересами и целями внешней политики является отношением общности, индивидуальности и совершенности. Но не существует единого согласия о том, какое понятие является более общим другого.общепринятное мнение считает, что когда абстрактное понятие национальных интересов становится объективным и операционным, тогда превращается в цели внешней политики. Национальные интересы являются более общими, чем цели внешней политики, поскольку цели внешней политики определяются на рамке и согласно национальным интересам [2, с. 11].

Обращая внимание на сущность и доказательство национальных интересов Ирана, цели внешней политики Исламской Республики Ирана выделяются на национальные и сверхнациональные или ислам-

ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ Шердуст Э.А.

ские. Национальные цели направляются к сохранению и повышения ценностей, являющихся необходимыми и экстренными и определяются в рамках национальных и территориальных границ. Сверхнациональные цели происходят из сущности исламской революции и исламской сути Исламской Республики Ирана.

1. Национальные цели:

Национальными целями внешней политики являются ценности и территориальные интересы, за которыми Исламской Республики Ирана в качестве одной власти - нации следует для своего сохранения или защиты ввзаимодействии и соперничестве с международными игроками.

1.1 Сохранение национальной безопасности и существования страны:

Сохранением существования и обеспечением национальной безопасности Исламской Республики Ирана являются самые важные, жизненные и экстренные цели внешней политики [3, с. 221-225]. В международной системе, где не существует центральной власти или силы и не может препятствовать агрессии, первой целью, т.е. преимуществом и приоритетом Исламской Республики Ирана становится сохранение национальной безопасности и вечности страны, осуществление других национальных целей. Поэтому безопасность и продолжение существования Исламской Республики Ирана в международной системе являются предпосылкой других целей и их интересы.

Национальная безопасность - это отсутствие угроз простив ценностей направления Исламской Республики Ирана. Безусловно, сохранением существования страны является самая важная и жизненная национальная ценность. Существование Исламской Республики Ирана определяется согласно сохранению территориального суверенитета, национальной силы, независимости и продолжению существования нации и режима исламской республики.

а) Сохранение территориального суверенитета: в основном, сохранение территориального суверенитета Исламской Республики Ирана как и другие страны может подвергаться угрозе двумя способами; первый: по причине формирования сепаратистских движений и чувств во внутри страны, второй: военное нападение или меры других стран для захвата или отделения одной части от территории Ирана.

Исламская Республика Ирана в течение во-его тридцатилетнего существования встречала обе угрозы. Всестороння удачная защита территориального уверенитета и народного единства Ирана свидетельствует о приоритете и важности данной цели во внешней политике.

б) Сохранение национальной силы и независимости: второй целью внешней политики Исламской

Республики Ирана в рамкесуществования и национальной безопасности является сохранение национальной силы и независимости страны. Национальная сила и независимость в качестве одной цели внешней политики заключается в свободе действия и независимости Исламской Республики Ирана от принятия решений, политики и их осуществления согласно своим национальным интересами и ценностям на международной арене.

в) Сохранение режима исламской республики: одной из других жизненных и безопасных целей во внешней политики Ирана является сохранение режима исламской республики. Защита режима исламской республики в качестве самых важных достижений исламской революции и одним из образованных факторов страны, считается самой важной целью внешней политики Исламской Республики Ирана.

г) Защита народа Ирана: населением является самым важным фактором любой власти. Потому что без участия народа и людей, формирование власти -нации невозможно. Поэтому сохранение существования народа и жизни людей тоже должно быть самой важной целью внешней политики [4].

1. 2. Экономическое развитие и благосостояние:

Одной из других целей внешней политики Исламской Республики Ирана являются общее благосостояние и экономическое развитие, к которым стремится параллельно безопасным и жизненным целям (5, с. 11-23, 79-85). В исламской республике стремлением к экономическому развитию в качестве одной самостоятельной цели для достижения благоприятного экономического положения и общего благосостояние таким, как государство старается с использованием экономической дипломатии, во-первых: облегчить и ускорить достижение рынка, товара и мирового капитала, во-вторых: старается обеспечить возможность эксплуатации внутренних источников и объёмов.

1.3. Достижение международного авторитета:

Достижение международного авторитета для Исламской Республики Ирана особо важно, потому что некоторые их великие державы стремились представить о ней негативное лицо в международном сообществе. Таким образом, с самого начала победы исламской революции и по причине идеологического конфликта между Ираном и США, данная страна старалась представить Исламской Республики Ирана нарушителем права человека, недемократическим режимом, защитником терроризма и милитаристом. Конечной целью США являются представлением Исламской Республики Ирана как опасной страной и угрозой против международного мира и безопасности.

Согласно этому, Исламской Республики Ирана выразила одну из своих политических целей достижением международного авторитета. Обеспечение

ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ Шердуст Э.А.

данной цели осуществляется в трёх этапах: первый: делать безрезультатным представленных нереальных пропаганд со стороны врагов и противников исламской революции, таким образом можно претендовать, что большая часть из дипломатических деятельностей Ирана сделана для обеспечения данной цели. Потому что первым шагом для достижения международного авторитета является предупреждение потери авторитета на международной арене. Второй: представление реального положительного лица среди международного общественного мнения. Потому что в международных отношениях, страны составляют свои отношения по посприятию и лицу Ирана.

Третьим этапом достижения международного авторитета является моделирование исламской республики. Потому что исламская революция является сверхнациональной революцией, которая ищет себе цели выше национальной границы Ирана и оценивает себе мировую миссию. Поэтому исламская республика собирается, представляя одну власть и политическую систему как образец, становится примером исламских стран и третьего мира.

1.4. Достижение и повышение национальной

силы:

Осуществление и обеспечение вышесказанных целей внешней политики, требуют имения минимальной национальной силы. Поэтому, в распространённом значении, национальная сила определяется как способностью одной страны в достижении целей и создания приятных результатов. Факторы национальной силы выделяются на материальные и нематериальные. Материальные факторы являются следующими: географическое положение, природные ресурсы, экономическое, промышленное и технологическое развитие, население и военная сила. Нематериальные факторы являются следующими: национальные характеристики, национальное настроение, качество государства, идеологические международные авторитет лицо, лидерство и дипломатия.

2. Сверхнациональные цели:

Сверхнациональные цели внешней политики Исламской Республики Ирана происходят из сверхнациональной сущности исламской революции и исламской сути режима Исламской Республики Ирана. Сверхнациональные или исламские цели определяются в рамке интересов, направленных на мировой и идеологический порядок Исламской Республики Ирана.

2.1. Сохранение бытия ислама:

Исламская Республика Ирана представляет себя центром исламского мира. Сохранение существования ислама и исламской революции в Иране является необходимостью защиты бытия ислама и революции и в международном и региональном уровне. Поэтому,

Исламская Республика Ирана обязуется на основе своей сверхнациональной и исламской ответственности и в рамке принципа поддержки и защиты мусульмане защитить бытие ислама и революции. Таким образом, Исламская Республика Ирана защищает афганских моджахедов, народа палестинцев, мусульмане Боснии и Герцеговины, шиитов Ирака и Ливана для сохранения существования ислама и исламских стран.

2.2 Экспорт ислама:

Всемирная миссия ислама с одной стороны, и сверхнациональная сущность исламской революции с другой стороны, сделали экспорт революции в территориальные границы Ирана неизбежным. Таким образом, распространение целей, идеалов и учений исламской революции по другим странам и обществам определяется как одной из сверхнациональных целей внешней политики Исламской Республики Ирана. На основе вышеуказанных исламских и революционных теоретических принципов, представляются 2 образца экспорта революции: насильственный и мирный.

Насильственный экспорт исламской революции никак не сделалась как одним официальным подходом во внешней политике Исламской Республики Ирана. Исламская республика старается достичь этого при помощи дипломатии и представления исламской власти с использованием коммуникационного и информационного мира. Мирный экспорт исламской революции осуществляется тремя способами: духовная невоенная поддержка освободительных движений, представлять власть, беря за образец исламскую республику, пропаганда [6, с. 58].

2.3 Единство исламского мира:

Третей сверхнациональной целью внешней политики Исламской Республики Ирана являются союз исламских стран и затем единство исламского мира. Согласно исламских учений, все мусульмане образуют единую нацию. Ислам принимает географические и национальные границы, отделяющие мусульман друг от друга, считает как вторичным вопросом и мусульмане должны постепенно соединиться как одна единая нация. Поэтому, одной из важных целей и обязанностей исламской власти является стремление к объединению и единствумусульман и исламских стран [7, с. 217-233].

2.4 Формирование мирового исламского сообщества:

Конечной целью внешней политики Исламской Республики Ирана является формирование единого мирового исламского сообщества. На самом деле, другие цели являются подготовкой и облегчением осуществления данной долговременной цели. Всемирная миссия ислама требует, чтобы ислам представили ислама всем народам и нациям и, в конце концов, сформировали одно единое исламское сообщество [8, с. 431-432].

ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ Шердуст Э.А.

Литература:

1. Сейф задэ Х. Преобразование в значении национальных интересов / его замена человечесиким взаимными интересами. Тегеран: изд-во. центр по политическим и международным изучениям, № 2, 1991.

2. Plano, Jack C., and Olton, Roy. International Relations: A Political Dictionary. 5th ed. Santa Barbara, Calif.: ABC-Clio, 1995. 458 p. (Clio Dictionaries in Political Science))

3. Холсти К.Дж. (Holsti K.J.) Принципы анализа международной политики (перевод: Мостагими Б., Тарам сари М.). Тегеран: изд-во. центр по политическим и международным изучениям, 1994. 283 с.

4. Бузан Б. (Buzan Barry), Вевер О. (Wsver Ole), Де Вайлд Дж. (de Wilde Jaap) Безрасность: новые рамки для анализов (Security: A New Framework for Analysis). Лондон: изд-во. Boulder CO: Lynne Rienner Publishers, 1998.

5. Саджад пур М. Понятийные и иследовательские рамки для изучения внешней политики. Тегеран: изд-во. центр по политическим и международным изучениям, 2003. 316 с.

6. Рамзани Р. Экспорт иранской революции: политики, цели и значения / на работе Эспозито Джон Иранская революция: мировое влияние (The Iranian Revolution: the Global Impact). Флорида: International University Press, 1990. 354 с.

7. Нахаи Х. Согласие и создание затруднений наци-ональныхи исламских интересов. Тегеран: изд-во. центр по политическим и международным изучениям, 1997. 340 с.

8. Шакури А. Политический фикх ислама: принципы внешней политики. Кум: изд-во. Хор, 1982. 608 с.

References:

1. Sejf zadje H. Conversion in the sense of national interest/replace the loss of mutual interest. Tehran: Published by «Centr po politicheskim i mezhdunarodnym izucheniyam». 1991. №2.

2. Plano, Jack C., and Olton, Roy. International Relations: A Political Dictionary. 5th ed. Santa Barbara, Calif.: ABC-Clio, 1995. 458 p. (Clio Dictionaries in Political Science)).

3. Holsti K.J. Principles of international policy analysis (translated by Mostagimi B., Taram sari M.). Tehran: Published by «Centr po politicheskim i mezhdunarodnym izucheniyam», 1994. 283 p.

4. Buzan Barry, Waver Ole, de Wilde Jaap. Security: A New Framework for Analysis. London: Boulder CO: Lynne Rienner Publishers, 1998.

5. Sadzhad pur M. Conceptual and research framework for the study of foreign policy. Tehran: Published by «Centr po politicheskim i mezhdunarodnym izucheniyam», 2003. 316 p.

6. Ramzani R. Exporting the Iranian revolution: policies, goals and values / John Esposito «The Iranian Revolution: the Global Impact». Florida: International University Press, 1990. 354 p.

7. Nahai H. Agreement and create difficulties for National Islamic interests. Tehran: Published by «Centr po politicheskim i mezhdunarodnym i izucheniyam», 1997. 340 p.

8. Shakuri A. Political Islamic Fiqh: principles of foreign policy. Kum: Published by Hor, 1982. 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.