НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УГРОЗЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Агабалаев Мухамед Имамединович, к.ю.н., докторант
Российская таможенная Академия
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению некоторых актуальных аспектов проблемы обеспечения общественной безопасности современной России. В работе автор подвергает анализу современное состояние обеспечения общественной безопасности Российской Федерации и, на основе полученных знаний, выдвигает научную гипотезу о том, что в сфере обеспечения общественной безопасности ключевым является определение жизненно важных (национальных) интересов государства, общества и личности, т.к. именно они определяют систему соответствующих угроз, которую необходимо учитывать при разработке концептуальных основ обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, т.к. данная совокупность угроз и служит базой для разработки правовых мер по предупреждению, локализации или ликвидации источников их возникновения. Ключевым вопросом в исследуемой проблематике является формирование комплексного административно-правового режима обеспечения общественной безопасности, объединяющего множество специальных административно-правовых режимов, упорядочивающих и закрепляющих правовой статус субъекта обеспечения общественной безопасности, объект управляющего воздействия, требуемую степень их подчиненности, а также информационного взаимодействия и т. д.
Ключевые слова: проблемы обеспечения общественной безопасности; жизненно важные (национальные) интересы, угрозы общественной безопасности, административноправовой режим обеспечения общественной безопасности.
Практика обеспечения общественной безопасности последних лет все больше убеждает в необходимости разработки принципиально новых подходов к вопросам обеспечения безопасности России. И это вполне закономерно: судя по масштабам и количеству вооруженных межнациональных конфликтов, террористических акций, росту преступных посягательств, а также обострение внешнеполитической напряженности - задача обеспечения безопасности сегодня превратилась в глобальную проблему современности.
Характеризуя современный этап развития нашего государства, Президент России Д. Медведев, в своем послании Федеральному Собранию особо отметил, что « ... произошли события, ставшие очень значимыми буквально для каждого в нашей стране. И одновременно - серьёзным испытанием для всей России. Это - варварская агрессия против Южной Осетии. И, конечно, набирающий обороты глобальный финансовый кризис. Две очень разные проблемы, имеющие, однако, общие черты, и можно сказать - общее происхождение».
Нападение грузинской армии на российских миротворцев обернулось трагедией для многих тысяч людей, для целых народов. В результате этой про-
вокации резко возросло напряжение во всем кавказском регионе. Конфликт на Кавказе был использован как предлог для ввода в Черное море военных кораблей НАТО, а затем и для ускоренного навязывания Европе американских противоракетных систем. Таким образом, «.локальная авантюра тбилисского режима обернулись ростом напряженности далеко за пределами региона, во всей Европе, во всем мире. Поставила под сомнение эффективность международных институтов обеспечения безопасности. Фактически - дестабилизировала основы глобального порядка1.
В связи с чем, сегодня перед всем мировым сообществом остро стоит вопрос создания новой глобальной архитектуры безопасности. Россия выступила с инициативой о разработке соответствующего договора - Договора о европейской безопасности, который позволил бы создать абсолютно четкие и понятные всем правила поведения, определить и зафиксировать единый подход к разрешению конфликтов.
Не секрет, что во многих странах, в том числе в Российской Федерации, обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации
В качестве аргументации заявленного тезиса следует уместным обратиться к некоторым фактам.
Так 7 августа 2008 г. в Лазаревском районе Сочи на пляже произошел взрыв. В результате два человека погибли, еще один тяжело ранен. Также 6 ноября 2008 г. в центре Владикавказа было взорвано маршрутное такси. Взрыв маршрутного такси произошел на одной из самых оживленных улиц столицы Северной Осетии, на остановке возле Центрального рынка. Мощность взорвавшейся бомбы составила 300-500 граммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва погибли 12 человек, более 40 получили ранения.
По версии следствия террористический акт был совершен членами бандподполья, связанными с международными террористическими организациями. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 105 и статьей 205 УК РФ (убийство и терроризм).
26 ноября 2008г. группа хорошо вооруженных террористов атаковала несколько людных мест в г. Мумбаи, являющемся финансовым центром Индии. Скоординированным одновременным атакам подверглись два пятизвездочных отеля, здание
1 Российская газета 6 ноября 2008 г.
больницы, основная железнодорожная станция города, главное управление полиции и др. Практически везде в городе велись уличные бои, был атакован практически весь фешенебельный центр Мумбаи. Позже в прессе поступили сообщения о 200 убитых и 500 раненых мирных граждан.
Группировки, совершившие атаку на индийский город Мумбаи, могут быть связаны с международной террористической организацией «Аль-Каида»2. По предварительным данным, всю ответственность за теракты, совершенные в деловой столице Индии, взяла на себя до сих пор никому не известная группировка «Моджахеды Деккана». Однако аналитики утверждают, что теракт настолько дерзок и масштабен, что больше похож на дело рук террористов из «Аль-Каиды».
Приведенные выше факты, на наш взгляд, наглядно свидетельствуют о том, что уровень террористических проявлений в России, особенно на Северном Кавказе, продолжает оставаться высоким, оперативная обстановка в сфере противодействия терроризму остается сложной Участившиеся в последнее время вооруженные нападения бандитов на сотрудников органов государственной власти и правительственных структур в Ингушетии, Дагестане, Чеченской республике, обострение ситуации в регионах, примыкающих к зоне грузиноосетинского конфликта, являются источниками угроз национальным интересам и безопасности России в целом. Необходимо также отметить, что характерной особенностью современной обстановки в мировом социуме является повышенная активность международных террористических организаций в афгано-пакистанской зоне и странах Северной Африки и др. Усматривается устойчивая тенденция распространения их действий на территории европейских государств, в том числе и нашей страны.
Следует согласиться с В.В. Устиновым, который, на основе анализа зарубежного опыта правового регулирования борьбы с терроризмом вполне обоснованно пришел к выводу, что «столкнувшись с реальной угрозой терроризма на своей территории, правительства многих стран, ранее скептически относившиеся к различным специальным правовым нормам, направленным на усиление профилактики терроризма и подавление его проявлений уголовно-правовыми средствами, вынуждены были пересмотреть национальное законодательство, причем часто даже в ущерб тем или иным признанным демократическим принципам»3.
В этой связи перед юридической и, в частности, -административно-правовой наукой, возникают тео-
2 Российская газета 28 ноября 2008 г.
3 Устинов В. В. Зарубежный опыт правового регулирования борьбы с терроризмом: международно-правовые стандарты и
национальная законодательная практика //Законодательство. 2002, № 8, 9.
ретические и практические задачи по дальнейшему становлению, как данного направления законодательства, так и развитию правового режима обеспечения общественной безопасности в целом, с учетом критического осмысления национального и зарубежного опыта.
Представляется, главную роль в познании общественной безопасности должна играть теория права и государства, т.к. государство является основным субъектом обеспечения безопасности, в тоже время и другие отраслевые общественные науки, должны вносить свой вклад в формирование общей теории безопасности. Следует отметить, что здесь особенно важна роль административного права, регламентирующего деятельность субъектов обеспечения безопасности. Именно на основе административного права создаются правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных административно-правовых институтов безопасности, регулирующих режимы ее обеспечения в различных сферах жизнедеятельности человека и которые, на наш взгляд, должны стать эффективным инструментом государственного управления в исследуемой нами сфере.
С учетом реальных и потенциальных угроз общественной безопасности органы государственной власти Российской Федерации определяют стратегические и тактические цели и задачи ее обеспечения, которые, в свою очередь, являются методологической основой для разработки и реализации концептуальных основ обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. В этой связи для уяснения сущности структурно-
содержательных элементов концептуальных основ необходимо проанализировать и классифицировать по различным основаниям структуру источников возникновения угроз, представляющих опасность для жизненно важных, а по существу, - национальных интересов личности, общества и государства.
Понятие «жизненно важные интересы» изложено в Законе Российской Федерации «О безопасности» и трактуется как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Национальные интересы Российской Федерации представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах, которые имеют долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Национальные интересы, как известно, подвержены негативному воздействию как внешних, так и внутренних угроз национальной безопасности
страны, общий спектр которых обусловлен негативными последствиями реформирования отечественной экономики, несовершенством системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-экономической поляризацией общества и криминализацией общественных отношений, ростом преступности и увеличением масштабов терроризма, обострением межнациональных и осложнение международных отношений.
К жизненно важным (национальным) интересам государства, общества и личности, прямо и косвенно связанным с обеспечением общественной безопасности Российской Федерации, можно отнести следующие: сохранение ее государственной целостности и независимости, обеспечение государственной, общественной и личной безопасности граждан, охрана материальных и духовных ценностей, недопущение перерастания социальных (межнациональных и т.п.) противоречий во внутренние вооруженные конфликты, обеспечение стабильности развития социально-экономической сферы и иных направлений и условий жизнедеятельности общества, государства и граждан.
Таким образом, следует констатировать, что в сфере обеспечения общественной безопасности ключевым является определение жизненно важных (национальных) интересов государства, общества и личности, т.к. именно они определяют систему соответствующих угроз, которую, на наш взгляд, необходимо учитывать при разработке концептуальных основ обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, т.к. данная совокупность угроз и служит базой для разработки правовых мер по предупреждению, локализации или ликвидации источников их возникновения.
Справедлива в этом отношении позиция А.А. Прохожева, согласно которой именно угрозы национальным интересам порождают необходимость выработки не только мер защиты, но стратегической политики их реализации4.
На наш взгляд, правовое регулирование в сфере предупреждения, локализации или ликвидации источников возникновения угроз жизненно важных (национальных) интересов государства, общества и личности предполагает:
- выработку приоритетов, целей и задач, а также соответствующих направлений государственной политики обеспечения законодательной, исполнительной, судебной власти в области обеспечения общественной безопасности Российской Федерации;
4 Прохожев А.А. Методологические основы решения проблем внутренней безопасности России //Проблемы внутренней безопасности России: Материалы научно-практической конференции (15 - 16 февраля 2001 г.). -М., 2001. С. 12.
- формирование в соответствии с целями и задачами обеспечения общественной безопасности государственных (федеральных и региональных) программ развития военной, экономической, научно-технической и других областей государственной и общественной деятельности России;
- создание единой системы информационного обеспечения общественной безопасности, включающей локальные программы обеспечения общественной безопасности по приоритетным ее направлениям;
- определение структуры и механизма реализации конкретных (отраслевых и т.п.) программ обеспечения общественной безопасности.
Представляется, одним из таких приоритетных направлений обеспечения общественной безопасности является защита национальных интересов в информационной сфере.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5 современный этап развития общества характеризуется «. возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации».
Очевидно, в структуре элементов, составляющих национальную, а равно и общественную безопасность Российской Федерации, представлены и ее национальные интересы в информационной сфере, где серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
На наш взгляд, заслуживает внимания классификация угроз общественной безопасности Российской Федерации, данная А.М. Вороновым. Как справедливо отмечает автор, «угрозы общественной безопасности Российской Федерации проявляются в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства: в политике, а
5 Российская газета, 28 июля 2006г.
иными словами - в системе отправления государственно-властных полномочий или в структуре административного управления; в социально-
экономической сфере; в сфере здравоохранения, науки, образования и культуры, организации производства и коммуникационных связей, экологии, правопорядка и т.д.»6.
Здесь следует отметить, что реализация национальных интересов личности, общества и государства обеспечивается институтами государственной власти, осуществляющими свои функции во взаимодействии с действующими на основе конституционного и иного законодательства общественными организациями. В связи с этим, в настоящее время наиболее опасную угрозу общественной безопасности Российской Федерации в системе органов государственной власти, бесспорно, составляет бюрократизм, коррумпированность части государственного аппарата, нарушения законности в деятельности органов государственной власти.
Коррупция-это угроза актуальна для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Однако самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься.
Уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким. Только в 2007 году, по официальной статистике, возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел в этой сфере. Однако, на наш взгляд, это просто вершина айсберга, т.к. эти преступления латентные и носят скрытый характер, в связи с чем представляет определенную сложность привлечение коррупционеров к ответственности.
В Российской Федерации в основном сформированы правовая и организационная основы противодействия коррупции. Значительный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по её проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. №1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.
За последнее время значительно активизировалась деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Однако в целом, несмотря на принятые меры, каких-либо значимых результатов на данном направлении не достигнуто. Многие антикоррупционные меры, предусмотренные различными документами, не реализованы, а выполненные мероприятия практического эффекта не
6 См.; Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: Монография. -М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 39-54.
дали. Предпринимаемые правоохранительными органами усилия не способны устранить главные причины коррупции, так как основные факторы, порождающие коррупцию, находятся в области функционирования государственного и хозяйственно-экономического механизмов, а также в социальной и культурной сферах.
Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных институтов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает большую тревогу в российском обществе и порождает недоверие к государственным структурам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Однако здесь уместно отметить, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция развития правового регулирования, направленного на нейтрализацию и ликвидацию существующей угрозы. Так, в целях совершенствования системы мер противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих при Президенте РФ образован Совет по противодействию коррупции7, подготовлен комплекс взаимоувязанных законодательных актов, среди которых можно выделить утверждённый Президентом Национальный план противодействия коррупции, а также федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»8.
В заключение необходимо отметить, что проблема обеспечения общественной безопасности требует особого подхода к правовому регулированию в различных сферах государственного управления. Представляется, ключевым здесь является формирование комплексного административно-
правового режима общественной безопасности, объединяющего множество специальных административно-правовых режимов, упорядочивающих и закрепляющих правовой статус субъекта обеспечения общественной безопасности, объект управляющего воздействия, требуемую степень их подчиненности, а также информационного взаимодействия и т. д.
Список использованных источников:
1. Послание Президента России Федеральному Собранию. Российская газета 06. 11. 2008 г.;
2. Устинов В. В. Зарубежный опыт правового регулирования борьбы с терроризмом: международно-правовые стандарты
7Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции». Российская газета 22. 05. 2008 г.
8 Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Российская газета 30. 12. 2008 г.
и национальная законодательная практика //Законодательство. 2002, № 8, 9.;
3. Прохожев А.А. Методологические основы решения проблем внутренней безопасности России //Проблемы внутренней безопасности России: Материалы научно-практической конференции (15 - 16 февраля 2001 г.). -М., 2001. С. 12.;
4. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Российская газета 30. 12. 2008 г.;
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Российская газета, 28. 07. 2006г.;
6. Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: Монография. -М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 39-54.;
7. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции». Российская газета 22. 05. 2008 г.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Российская газета 30. 12. 2008 г.
Рецензия
Статья посвящена рассмотрению некоторых актуальных аспектов проблемы обеспечения общественной безопасности современной России.
В работе автор подвергает анализу современное состояние обеспечения общественной безопасности Российской Федерации и, на основе полученных знаний, выдвигает научную гипотезу о том, что в сфере обеспечения общественной безопасности ключевым является определение жизненно важных (национальных) интересов государства, общества и личности, т.к. именно они определяют систему соответствующих угроз, которую необходимо учитывать при разработке концептуальных основ обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, т.к. данная совокупность угроз и служит базой для разработки правовых мер по предупреждению, локализации или ликвидации источников их возникновения.
Справедливо мнение автора о том, что ключевым вопросом в исследуемой проблематике является формирование комплексного административно-правового режима обеспечение общественной безопасности, объединяющего множество специальных административно-правовых режимов, упорядочивающих и закрепляющих правовой статус субъекта обеспечения общественной безопасности, объект управляющего воздействия, требуемую степень их подчиненности, а также информационного взаимодействия и т. д.
Представленная работа соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и, безусловно, может быть рекомендована к опубликованию.
Начальник отдела НИЦ Российской таможенной Академии доктор юридических наук, доцент М.А. Рыльская