Научная статья на тему 'Национальные элементы в древнерусских городских общинах XIII-XV вв'

Национальные элементы в древнерусских городских общинах XIII-XV вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ДРЕВНЕРУССКОЕ ПРАВО / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОРОДСКОЕ ПРАВО / SOURCES OF LAW / OLD RUSSIAN LAW / ETHNO-RELIGIOUS RELATIONS / CITY LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оспенников Юрий Владимирович

На основе анализа источников древнерусского городского права в статье выявляются критерии разграничения «свои» «чужие» в городских общинах. Показаны различия между двумя формами участия чужеземцев в городских общинах. Первая предполагала участие в ранних стадиях формирования городской общины, наряду с ведущим славянским элементом. Другая форма участия предполагала формирование корпоративных сообществ чужеземцев внутри древнерусских городских общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ELEMENTS IN OLD RUSSIAN CITY COMMUNITIES OF THE 13-15th CENTURIES

On the basis of the analysis of sources of the Old Russian city law in article criteria of distinguishing the «own» «alien» in city communities come to light. Distinctions between two forms of participation of strangers in city communities are shown. The first assumed participation in early stages of forming of a city community, along with the leading Slavic element. Other form of participation assumed forming of corporate communities of strangers in Old Russian city communities.

Текст научной работы на тему «Национальные элементы в древнерусских городских общинах XIII-XV вв»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2016. № 1-2 (18)

УДК 340.1

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДСКИХ ОБШИНАХ XIII-XV вв.*

© Ю. В. Оспенников

Оспенников Юрий Владимирович

доктор юридических наук профессор кафедры теории и истории государства и права Самарская

гуманитарная академия е-mail:

[email protected]

На основе анализа источников лревнерусского горолского права в статье выявляются критерии разграничения «свои» - «чужие» в горолских общинах. Показаны различия межлу лвумя формами участия чужеземцев в горолских общинах. Первая прел-пола-гала участие в ранних сталиях формирования горолс-кой общины, нарялу с велущим славянским элементом. Аругая форма участия прелполагала формирование корпоративных сообществ чужеземцев внутри лревнерусских горолских общин.

Ключевые слова: источники права, лревнерусское право, этноконфессиональные отношения, горолское право.

Проблема этноконфессиональных отношений в средневековом правовом пространстве относится к числу наиболее сложных и запутанных, особенно в связи со значительным количеством мифов и стереотипов, привнесённых исследователями. Эта сложность возникла на объективных основаниях: средневековое и современное представления об этноконфес-сиональной структуре общества существенно отличаются, средневековое сознание расставляло совсем другие акценты и приоритеты.

О том, что средневековое сознание достаточно чётко проводило разграничение «свой — чужой» говорят многочисленные тексты. В источниках древнерусского права также можно

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований по проекту № 15-03-00123/15 «Источники русского городского права в ХШ-ХУШ вв.»

найти свидетельства такого разграничения. К примеру, Псковская Судная грамота ясно говорит о «чужой земле» (ст. 17), которая очевидно противопоставляется Пскову и сельской округе1. В другой статье (ст. 105) встречается и логично следующее из этой терминологической конструкции понятие «чужеземец» — выходец из чужой земли («А которой чюжеиземець на чюжей земли...»)2.

Проблема, которая сразу же возникает, — как определять границы «своей» земли, за которой начинается «чужая», насколько эти границы совпадают с национальными границами или границами конфессиональных групп.

Анализ источников городского права Северо-Западной Руси убедительно свидетельствует, что противопоставление «свой — чужой» предполагало не национальный и даже не конфессиональный критерий, а критерий принадлежности к определённой городской общине. Например, в договорных грамотах мы встречаем разграничение «новгородцев» и «новоторжцев» («А от новгородьця и от новоторжьця у мыта имати от воза по 2 векши и от хмелна короба»)3 — учитывая, что новоторжцы относились к Новгородской земле и подлежали в широком смысле верховной власти новгородской общины, здесь формирующееся протогосударственное единство двух сообществ оказывается менее значимым, нежели отнесение их к разным городским общинам. Точно так же в другой договорной грамоте наряду с новгородцами упоминаются «бежичане» и «обонежане» («А судъ, княже, отдалъ Дмитрии съ новгородци бежичяномъ и обонижаномъ на 3 лета, судье не слати»)4, жители новгородских волостей.

Встречающиеся иногда обобщающие формулировки (например: «Новгороцмъ гостити на Гоцкыи берегъ бес пакости, а немцьмь и гтъмъ гостити в Новъгородъ бес пакости и всему латиньскому языку.»)5 на самом деле не меняют предложенную выше концепцию. В приведённом примере под представителями «всего латинского языка» имеются в виду всё также члены отдельных немецких городских общин, коллективно вступавших в данное договорное отношение с Новгородом. А вот с другой стороны в договор вступали только новгородцы, поэтому ни о каких правах вообще представителей «русского языка» или «русской земли» в этом договоре речь не идёт.

Так же ярко проведение границы между «своими» и «чужими», как между представителями разных городских общин, предстаёт в регулировании института конфискации («поруба») товара представителей той или иной общины за вину их соотечественников. В данном случае важно, что под соотечественниками имеются в виду именно члены одной городской общины, а не вообще

1 Псковская Судная грамота // Российское законодательство X-XX вв. Т. 1. М., 1984. С. 333.

2 Там же. С. 341.

3 Договорная грамота Новгорода с тверским великим князем Ярославом Яросла-вичем 1264 г. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. № 1. С. 10.

4 Договорная грамота Новгорода с тверским великим князем Ярославом Ярославичем 1266 г. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. № 2. С. 11.

5 Договорная грамота Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами о мире и торговле 1262-1263 гг. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. № 29. С. 57.

русские, немецкие и т. п. купцы. К примеру, в договоре Новгорода и Пскова с Юрьевом 1474 года определяется, что за долги новгородцев недопустимо «рубить» псковичей и наоборот: «а юръевцомъ новгородцовъ во пъсковскомъ деле не порубати; такъже и псковичъ юръевъцомъ не порубати въ новгородскомъ деле никоторою нужою»6. В летописях также нередки упоминания о «порубе», то есть о конфискациях, применявшихся к купцам — см. например: «рубоша новгордць за моремь въ Дони»7.

Городские общины во многих областях древнерусских земель формировались как полиэтнические системы, в которых несколько этнических групп составляли исконное (не пришлое в более позднее время, что особенно важно) население. В качестве примера можно привести и кончанское устройство Новгорода, которое многими исследователями возводится к родоплеменным группам разноэтнического происхождения, или выявляемая на основе археологических данных столь же сложная природа формирования псковской общины («Вещевой инвентарь и детали погребального обряда указывают на этническую пестроту жителей города с прибалтийско-финским, славянским, а также заметным скандинавским (варяжским) компонентами»)8. Не только на северо-западе, но и в других регионах расселения восточных славян наблюдается такое же совместное проживание на территории древнерусских городов разных этнических групп. Однако мы не находим в памятниках права убедительных следов их особого правового статуса. Имена других национальных групп могут сохраняться в топонимике города и даже в обозначениях отдельных внутригородских структур, что косвенно говорит о длительном процессе ассимиляции и сохранении этих групп внутри общей массы городского населения, но их правовой статус ничем не отличается от статуса других горожан.

Помимо изначально существовавших групп разного этнического происхождения, в городских общинах существовали небольшие консолидированные группы чужеземцев, приезжавших и проживавших в иноэтническом окружении по своим торговым делам.

Обращение к нормам новгородского Устава о мостех показывает, что организованные и сплочённые группы чужеземцев, временно проживавших на территории древнерусского города, воспринимались в качестве полноценных уличанских общин — перечисляя улицы, которые должны быть замощены уличанскими общинами, составители Устава отводят свой участок работ для «немцев» и «готов»: «...от великого ряду князю до Немецкого вымола, немцем до Еваня вымола, гтом до Гелардова вымола до заднего, от Гелардова вымола огнищаном до Будятина...»9. В приведённом тексте речь идёт о корпорациях иноземных торговцев, на которые возлагались такие же обязанности, как и на

6 Договорная грамота Великого Новгорода с епископом юрьевским о перемирии на 30 лет // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. № 78. С. 135.

7 Новгородская первая летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 3. СПб., 1841. С. 6.

8 Белецкий С. В. Древний Псков по данным археологии // Древности Северо-Запада России. СПб., 1993. С. 91.

9 Устав князя Ярослава о мостех // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. I. М., 1984. С. 238.

новгородские уличанские общины: «К обязанностям немцев относилось сооружение мостовой от Немецкого двора до пристани, видимо, принимавшей импорт («до Иваня вымола»), а представители Готского двора должны были мостить улицы до Алфердова вымола (предположительно, пристани Готского двора)»10.

Тем не менее, несмотря на формальную включённость этих корпораций чужеземцев в общегородскую структуру, в ряде документов просматриваются особенности их положения. В частности, в договорных грамотах новгородская община стремится формально ограничить княжескую власть в возможностях влияния на иностранных купцов и отдельные положения грамоты относятся именно к этой корпорации: «А въ Немецьскомъ дворе тобе торговати нашею братиею; а двора ти не затваряти; а приставовъ ти не приста[в]ливати»11. Здесь, конечно, прослеживается защита интересов не самих иностранных торговцев, а новгородских. Принципиально важным являлось сохранение приоритетного права новгородских купцов торговать с немецкими, не допуская до этой торговли купцов из Суздальской земли.

Другими словами, эти группы чужеземцев также встраиваются в структуру городской общины в качестве самостоятельных корпоративных единиц, что позволяет распространить на них права-обязанности, характерные для городских корпоративных лиц, но статус их членов имеет отличия от статуса других горожан, членов аналогичных городских корпораций. И эти различия проявляются в самых разных источниках городского права.

В исследовательской литературе именно с этими группами чужеземцев связывают появление первых правовых норм, фиксировавших определённый порядок их правовой защиты. В частности, уже И. Е. Андреевский указывал, что в первых мирных договорах в связи с расширением торговой деятельности появляются первые права иностранцев: «.время набегов, желание добычи должны кончиться; появляются мирные договоры, в следствие которых государства соседние перестают быть врагами, но напротив вступают в дружеские между собою отношения; члены их, при посещении земли такого нового народа, уже по самым договорам признаются с известными правами: как подданные государства соседнего»12. Однако здесь, как и во многих других работах, мы имеем дело с расширительной и осовремененной трактовкой «чужеземцев», которые в глазах И. Е. Андреевского предстают «подданными соседнего государства». Конечно, речь о межгосударственных отношениях ещё не может идти, как на Руси, так и в соседних регионах только шёл процесс формирования протогосударств, а «чужеземцы» воспринимались как представители другого общинного коллектива или общности такого рода коллективов.

Тем не менее, действительно, договоры древнерусских городских общин с немецкими общинами балтийского региона являются важным источником

10 Рогова О. В. Правовое положение социальных групп в древнерусском праве (Х-Х111 вв.). Самара, 2012. С. 96—97.

11 Договорная грамота Новгорода с тверским великим князем Ярославом Яросла-вичем 1270 г. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. № 3. С. 13.

12 Андреевский И. Е. О правах иностранцев в России до вступления Иоанна III Васильевича на престол великого княжества Московского. СПб., 1834. С. 20—21.

древнерусского городского права и устанавливают некоторые отличия правового статуса «чужеземцев».

Прежде всего, международные договоры декларировали право свободного приезда и безопасного пребывания иностранцев: «Новгороцмъ гостити на Гоцкыи берегъ бес пакости, а немцьмь и гтъмъ гостити в Новъгородъ бес пакости и всему латиньскому языку.»13. Из приведённого текста видно, что это правило носило двустороннюю природу и фиксировалось постольку, поскольку аналогичные права получали представители древнерусской городской общины, прибывавшие во владения общины-контрагента.

Отдаленно похожие нормы, предполагавшие обязательство сопроводить потерпевших кораблекрушение византийцев до «христианской земли» или до безопасного места, содержались уже в договоре Олега с греками: «Аще вывержена будеть лодьа ветром великим на землю чюжю, и обращуть ся тамо иже от нас Руси, да аще кто иметь снабдети лодию с рухлом своим и отослати паки на землю хрестьаньскую, да проводимъ ю сквозе всяко страшно место, дондеже приидеть въ бестрашное место; аще ли таковая лодьа ли от буря, или боронениа земнаго боронима, не можеть възвратитися въ своа си места, спотружаемся гребцем тоа лодьа мы, Русь, допроводим с куплею их поздорову...»14.

Понятно, что прежде всего предоставление этого права имело в виду безопасность торговцев и интересы самой общины, в связи с чем аналогичные положения встречаются и в других правовых актах, которые не относятся к источникам городского права (например: «От князя Ярослава ко рижаномъ, и к болшимъ и к молодымъ, и кто гоститъ, и ко всемъ: путь вашь чистъ есть по моеи волости; а кто мне ратныи, с тимъ ся самъ ведаю; а гостю чистъ путь по моеи волости»)15.

Другое важное право, фиксировавшееся в международных договорах в отношении чужеземцев, — определённая защита в случае предъявления обвинения, например: «А задолжает новгородец на Готском берегу, то в погреб его не сажать; также не делать этого и в Новгороде с немцем или готом, ни бирича к ним не посылать, ни за одежду их не хватать, а каждую сторону требует пристав тысяцкого»16. Под погребом в данном случае имеется в виду частная тюрьма, ограничение свободы должника по инициативе кредитора. В период составления рассматриваемых договоров такого рода действия трактуются как самоуправство кредитора и чужеземцы получают гарантию защиты от незаконного заключения. Соответственно, предписывалось разрешать такого рода дела посредством установленного порядка обращения к суду тысяцкого.

13 Договорная грамота Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами о мире и торговле 1262-1263 гг. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. № 29. С. 57.

14 Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. С. 27.

15 Грамота князя Ярослава Ярославича рижанам о свободном пути для гостей, по Менгу-Темирову слову 1266-1272 гг. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. № 30. С. 57.

16 Проект договорной грамоты Новгорода с Любеком и Готским берегом о торговле и суде 1269 г. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. № 31. С. 60.

В связи с этим другим важным принципом отношений с чужеземцами, закреплявшимся в договорах, являлась гарантия справедливого суда: «А новгородцомъ и псковичомъ судити немъчына, какъ и своего, право, безъ хитрости, своею пошлиною, по крестъному целованью; а немъцомъ судити новгородца и пъсковитина своею пошлиною, какъ и своего немъчина, право, безъ хитрости, по крестъному целованью»17.

Также в международных договорах закреплялись основы разрешения спорных дел и нередко определялись меры ответственности за наиболее часто встречающиеся правонарушения. Иногда в международных договорах встречаются упоминания о специальных запретах, налагавшихся на чужеземцев — например, запрет торговать пивом: «А корчмою, пивомъ немецкому гостю уво Пскове не торъговарти, а опрочь корчмы и пива всякии товаръ ко Пъскову добровольно возити, по старыне, на обе стороне»18.

Видимо, в отношении этих иноземцев следует различать компактно проживавшие группы чужеземцев, сохранявших свои связи с родной общиной и пребывавших на территории древнерусских городов временно, и тех иноземцев, которые поселились в русских городах, порвав свои связи с прежней общиной, и подлежали юрисдикции новой городской общины. В частности, к ним относятся духовные лица, выходцы из греков, которые, с одной стороны, уже являются «своими», они входят в состав городской общины, но, с другой стороны, в самом их наименовании летописцем сохраняется память об их иноземном происхождении19. Впрочем, сочетание обоих элементов складывается в пользу первого, то есть и здесь мы наблюдаем очевидный приоритет общегородской общности перед национальной принадлежностью. На правовое положение этих лиц никак не влиял фактор их происхождения, оно соответ-ствовало правовому статусу той общественной группы, в состав которой они входили.

Таким образом, различие «свои» — «чужие» в средневековом городском праве проводилось не столько по этническому или конфессиональному признакам, сколько по принадлежности к определённой городской общине. В растущих древнерусских городах иноэтнические элементы были представлены в двух основных формах. Первая предполагала участие в ранних стадиях формирования городской общины, наряду с ведущим славянским элементом. Эти иноэтнические элементы, даже в том случае, если процесс их ассимиляции был длительным, имели в составе городской общины тот же правовой статус, что и представители славянского элемента, и не воспринимались в качестве «чужих». Другая форма участия предполагала формирование корпоративных сообществ «чужеземцев» внутри древнерусских городских общин. Эти сообщества включались в структуру городских общин и имели практически тот же статус, что и аналогичные корпоративные общности местного населения, но правовой статус их членов имел отличия от статуса горожан, что фиксировалось в большинстве источников городского права.

17 Договорная грамота Великого Новгорода с епископом юрьевским о перемирии на 30 лет // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. № 78. С. 135.

18 Там же. С. 134.

19 Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. С. 80, 83 и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреевский И. Е. О правах иностранцев в России до вступления Иоанна III Васильевича на престол великого княжества Московского. Санкт-Петербург, 1834.

2. Белецкий С. В. Древний Псков по данным археологии // Древности Северо-Запада России. Санкт-Птербург, 1993.

3. Грамота князя Ярослава Ярославича рижанам о свободном пути для гостей, по Менгу-Темирову слову 1266-1272 гг. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Москва ; Ленинград, 1949. № 30. С. 57.

4. Договорная грамота Великого Новгорода с епископом юрьевским о перемирии на 30 лет // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Москва ; Ленинград, 1949. № 78. С. 133—136.

5. Договорная грамота Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами о мире и торговле 1262-1263 гг. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Москва ; Ленинград, 1949. № 29. С. 56—57.

6. Договорная грамота Новгорода с тверским великим князем Ярославом Яросла-вичем 1264 г. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Москва ; Ленинград, 1949. № 1. С. 9—10.

7. Договорная грамота Новгорода с тверским великим князем Ярославом Ярославичем 1266 г. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. №2. С. 1011.

8. Договорная грамота Новгорода с тверским великим князем Ярославом Яросла-вичем 1270 г. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Москва ; Ленинград, 1949. № 3. С. 11—13.

9. Новгородская первая летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 3. Санкт-Петербург, 1841.

10. Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод. Москва ; Ленинград, 1950.

11. Проект договорной грамоты Новгорода с Любеком и Готским берегом о торговле и суде 1269 г. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Москва ; Ленинград, 1949. № 31. С. 58—61.

12. Псковская Судная грамота // Российское законодательство X-XX вв. Т. 1. Москва, 1984.

13. Рогова О. В. Правовое положение социальных групп в древнерусском праве (X-XIII вв.). Самара, 2012.

14. Устав князя Ярослава о мостех // Российское законодательство X-XX веков. Т. I. Москва, 1984.

NATIONAL ELEMENTS IN OLD RUSSIAN CITY COMMUNITIES OF THE 13-15th CENTURIES

Yu. Ospennikov

On the basis of the analysis of sources of the Old Russian city law in article criteria of distinguishing the «own» - «alien» in city communities come to light. Distinctions between two forms of participation of strangers in city communities are shown. The first assumed participation in early stages of forming of a city community, along with the leading Slavic element. Other form of participation assumed forming of corporate communities of strangers in Old Russian city communities.

Key words: sources of law, old Russian law, ethno-religious relations, city law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.