i в мире науки |
Национальное законодательство и система биобезопасности Беларуси
УДК 504.06: 575.856(476)(047.31)
Проблемы биологической безопасности и сохранения биоразнообразия выходят за рамки науки на уровень государств и международных организаций. Одним из документов, регламентирующих эту деятельность, является Конвенция о биологическом разнообразии (КБР), в которой человечество принимает ответственность за его сохранение, устойчивое использование и долгосрочное развитие. На людей возлагаются обязательства по обеспечению целостности природных мест обитания, рациональному применению биоресурсов, восстановлению экосистем и исчезающих видов, строгому контролю современных биотехнологий, разработке национальных экологических сетей и
законодательной институциональной базы [1].
Сергей Дромашко,
руководитель Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, доктор биологических наук
Евгений Попов,
ведущий научный сотрудник Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук
Елена макеева,
ведущий научный сотрудник Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук
В соответствии с принципом принятия мер предосторожности КБР 11.09.2003 г. вступил в силу Картахенский протокол по биобезопасности (КПБ), ратифицированный уже 160 странами. Его цель -содействие обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых генетически измененных ор-
ганизмов (ЖИО/ГИО) с учетом трансграничного перемещения и рисков для здоровья человека. Это связано с тем, что указанные организмы, являясь результатом применения современных биотехнологий, способны оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биоразнообразия.
Во всем мире правительства поддерживают развитие биотехнологий как движущую силу роста экономики, увеличения благосостояния и повышения конкурентоспособности. Поскольку они используются в различных отраслях промышленности, принята «цветовая» классификация. «Красный» - обеспечение здоровья человека, в том числе производство биофармпрепаратов; «зеленый» - разработка и создание генно-модифицированных растений, устойчивых к биотическим и абиотическим стрессам; «белый» - пищевая, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность; «серый» - природоох-
ранная деятельность, биоремедиация; «синий» - использование морских организмов и сырьевых ресурсов.
В Евросоюзе доходы биотехнологической отрасли составляют десятки миллиардов евро, а число предприятий приближается к 2 тыс. Большинство их них задействовано в «красной» сфере, но и агробизнес, построенный на использовании генно-модифицированных организмов (ГМО), стремительно увеличивается, повышаются урожаи, невзирая на изменение климата, рост населения и уменьшение доступных сельскому хозяйству площадей. Кроме того, применение ГМО дает возможность значительно сократить площади посевов, тем самым сохранить дикую природу и, как следствие, биологическое разнообразие.
Генная инженерия позволяет проводить обмен генетической информацией не только внутри одного вида, но и между абсолютно разными организмами, что недостижимо при использовании методов классической селекции. Основные цели «зеленой» генной инженерии -повышение урожайности, качества продуктов, устойчивости сельскохозяйственных культур к вредителям, болезням и т.д. Также появляется возможность выращивать растения, не вызывающие аллергию, синтезирующие моноклональные антитела для терапии инфекционных заболеваний человека и животных, способные очищать почву
научная публикация
от тяжелых металлов и нефтепродуктов и др. Сотни примеров свидетельствуют об огромной практической ценности ГМО, поэтому ожидается, что в ближайшие 10-20 лет около 80% основных сельскохозяйственных культур будут высеваться генно-модифицированными семенами. Уже ведутся исследования по клонированию хозяйственно ценных генов и созданию первичных трансгенных растений в большинстве стран Европы, регистрируются заявки на реализацию генетически измененной кукурузы, пшеницы, ячменя [2-5].
Однако создание ЖИО/ГИО потенциально рискованно, поскольку наличие трансгенных конструкций в геноме чревато непредсказуемыми изменениями в составе нуклеиновых кислот и балансе экспрессии генетического материала. В результате возможно возрастание токсичности и аллергенности, нежелательное ядовитое воздействие на нецелевые виды или появление сверхустойчивых вредителей. Могут также повыситься патогенность и инва-зивность, вероятность превращения в сорняк, биологическая агрессивность, неблагоприятные психологические воздействия, накопление в почве и воде токсинов трансгенных растений и др. [1,5]. Надлежащее правовое регулирование позволит предотвратить, а в чрезвычайных ситуациях минимизировать возможные негативные эффекты на человека и окружающую среду, предупредить нарушение прав граждан.
Введение в оборот нового ГМ-растения происходит поэтапно: сначала оно проходит проверку в лаборатории или в теплицах (с присвоением идентификационного номера), затем проводятся полевые испытания. Перед каждым выпуском ГМО в окружающую среду должно быть получено разрешение органов власти, при этом контролируется соблюдение мер безопасности.
В Евросоюзе для решения этих задач задействованы компетентные структуры. Например, в Германии это
Федеральное ведомство по защите прав потребителей и безопасности продуктов питания. При этом в выдаче разрешения на использование ГМО принимают участие Федеральное ведомство по охране природы, Институт по оценке риска, Биологический научно-исследовательский центр сельского и лесного хозяйства и Институт Роберта Коха. Кроме того, риск для людей, животных и окружающей среды определяют экспертные комиссии по биобезопасности. В Германии в состав такой рабочей группы входят специалисты в области микробиологии, токсикологии, генетики, растениеводства и экологии, экономики, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, защиты прав потребителей и организаций. Подобный состав обеспечивает участие всех общественных групп, в том числе ученых, скептически относящихся к генной инженерии.
Компетентные организации и общественность должны получить доказательства приемлемости рисков или их отсутствия, одновременно с этим разрабатываются и меры ликвидации
возможных негативных последствий. Если не будет выявлено недопустимых рисков, то может быть выдано разрешение на введение ГМ-растений в оборот. Они вносятся в общедоступный реестр, в том числе публикуемый на специальных сайтах, например www. transgen.de.
В качестве одной из мер безопасности, срок действия разрешения ограничивается 10 годами, по истечении которых он может быть продлен. При этом вновь проводится проверка, предоставляется план поиска ранее неизвестных воздействий на человека и окружающую среду. В случае возникновения сомнений в отношении безопасности разрешение на использование растения может быть в любое время аннулировано. Таким образом, гарантируется, что ЖИО/ГМО и произведенные из них продукты, представляющие опасность для здоровья, не попадут в окружающую среду или магазины [2].
По аналогичному пути идут некоторые страны СНГ, в том числе и наша республика (табл. 1). Беларусь, присоеди-
Таблица 1. Экспертные органы биобезопасности ЖИО/ГМО разных стран Европы [1, 2, 6]
ЕС (Германия) Центральная комиссия по биобезопасности Германии состоит из экспертов в области микробиологии, токсикологии, генетики, растениеводства и экологии, а также специалистов в сфере экономики, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, охраны природы, защиты прав потребителей и организаций, финансирующих исследования. Составы комиссий в ЕС аналогичны и обеспечивают участие в оценках риска всех общественных групп; во внимание принимаются также выводы ученых, скептически относящихся к ГИД
Молдова Национальная комиссия по биобезопасности назначается сроком на 5 лет и функционирует как межведомственный орган. В ее состав входят председатель, секретарь, 4 члена Академии наук Молдовы, 3 представителя других научных и университетских учреждений с биологическим и медицинским профилем, по одному эксперту от центральных органов экономики и здравоохранения и один специалист от неправительственных организаций, деятельность которых связана с охраной окружающей среды. Членство в комиссии несовместимо с трудовыми отношениями (юридическими и физическими) по производству и реализации ГМО
Беларусь Экспертный совет по биобезопасности является коллегиальным органом, в состав которого входят председатель, его заместители, секретарь, а также представители Минприроды, республиканских органов госуправления, ученые и специалисты в области безопасности ГИД, имеющие белорусское гражданство. Персональный состав утверждается приказом Минприроды
№7(101) Июль 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 71
i в мире науки |
нившись в 2002 г. к Картахенскому протоколу, разработала национальную систему биобезопасности [1]. Постановлением Совета Министров №734 от 5.06.2002 г. «О мерах по реализации положений Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии» за Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды закреплены функции, связанные с высвобождением ЖИО/ГИО. Министерство здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия осуществляют решение вопросов контроля генно-инженерной деятельности (ГИД) и использования ЖИО в хозяйстве, а Национальный координационный центр биобезопасности при Институте генетики и цитологии (НКЦБ) осуществляет связь с секретариатом КПБ [1, 6].
Основная цель центра - упорядочение и координация реализации стратегии и национального плана действий по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия в рамках конвенции ООН. Задачами являются сбор, анализ, систематизация
информации о законодательстве и научных исследованиях в сфере биобезопасности, полевых испытаниях ГИО, а также их ввозе, вывозе и коммерческом использовании. Эти данные предоставляются органам госуправления, СМИ, общественным объединениям и гражданам, кроме того, осуществляется обмен с международными организациями и координационными центрами других стран. Совместно с Минприроды ведется госреестр специалистов по биобезопасности в области ГИД, обеспечивается проведение научной экспертизы безопасности ЖИО/ГИО. Кроме того, оказываются консультации при разработке законодательных актов, руководств, инструкций по ТБ, предложений по соглашениям в сфере биобезопасности.
Фундаментом концепции госрегулирования безопасности ГИД служит мировой опыт, законодательство, система госуправления и ее обязательства по международным соглашениям. Важнейшие положения нашли
отражение в Законе №96 «О безопасности генно-инженерной деятельности» [6]. В совокупности с актами действующего законодательства, другими правовыми документами закон составляет фундамент нормативной правовой базы национальной системы биобезопасности Беларуси (рис. 1). Нужно отметить, что наряду с установлением правовых и организационных основ обеспечения безопасности ГИД в законе отмечается, что он не распространяется на отношения, регулируемые специальным законодательством о здравоохранении. К ним относятся применение генетической инженерии к человеку, его органам и тканям, вопросы обращения с фармацевтическими препаратами, продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, кормами для животных, полученными из ГИО или их компонентов. В целом безопасность ГИД, согласно статье 5 закона, обеспечивается путем принятия нормативных правовых актов, проведения государственной экспертизы безопасности ГИО, осуществления контроля ГИД и рядом других мер в соответствии с законодательством [6].
Продолжение в следующем номере.
Литература
1. Ермишин А.П. Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика. - Мн., 2005.
2. Зеехофер Х. Зеленая генная инженерия. - Берлин, 2008. [Эл. ресурс: www.biosicherheit.de. - Дата доступа: 22.07.2010].
3. Steward C.N. Plant biotechnology and genetics: principles, techniques and applications. - Hoboken, 2008.
4. Qaim M. The economics of genetically modified crops // The Ann. Rev. Res. Economics. 2009. Vol. 1. P. 665-693.
5. Brookes G., Barfoot P. GM crops: The global economic and environmental impact - The first nine years 1996-2004 // AgBioForum. 2005. Vоl. 8. No. 2-3. Р. 187-196.
6. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - Мн., 2010 [Эл. ресурс: http://biosafety.org.by/, http://www.pravo.by/lawnews/official.asp/ - Дата доступа: 21.09.2010].