УДК 8
Амандурдыева Г.,
Преподаватель, Областная художественная школа имени Нури Сарыева Ахалского велаята Амандурдыева О., Старший преподаватель, Кандидат филологических наук.
Туркменский государственный университет имени Махтумкули
г. Ашхабад. Туркменистан
НАЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА Аннотация
Национальное наследие туркменского народа представляет собой богатое сокровище культуры, истории и традиций, на протяжении веков формировавшееся под влиянием различных этнических, религиозных и исторических факторов. В его основе лежат древние обычаи, ремесла, музыка, танцы, литература и язык, отражающие богатое многообразие этого народа.
Ключевые слова
традиции, ковры, архитектура, музыка, танцы, культурное наследие, история.
Наш уважаемый Аркадаг Гурбангулы Бердимухамедов в книге «Туркменская культура» отмечает: «Национальное танцевальное творчество невозможно представить без куштдепди. Танец «куштдепди» своего рода художественный образ, идеал туркменского искусства. В этом совершенном произведении искусства наряду с современными духовными веяниями сохранились и древние отрывки национальных принципов туркмен» [1. Стр. 196], следовательно, искусство куштдепди национальное сокровище, национальное наследие туркменского народа. На всех этапах истории поэтический фольклор был тесно связан с духовным миром народа, его политической, экономической, общественной деятельностью. Газели тоже часть поэтического фольклора. Будучи неразрывно связанным с поэтическим творчеством туркменского народа и со своеобразием сказания газелей как национального песенного творчества, этот энергичный танец обладает национальным духом, у его истоков стоит история нашего народа, его национальные характеристики, национальное сознание, красота туркменской природы. Но совершенное национальное искусство, достигая высот, проникает в духовный мир каждого народа, занимает свое место в искусстве и сознании всего человечества, тем самым становясь общечеловеческой ценностью. Искусство пения и танца «куштдепди» включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, что говорит о положении туркменского народа в мировой культуре. Этот вид искусства во все времена был на высоте.
Искусство куштдепди мелодия человеческого сердца. В народе бытуют разные теории возникновения куштдепди. Этот танец является не только чувственным, приятным для души, но и отражает историю туркмен, их быт. На протяжении веков в газелях куштдепди отображается мечта о единстве и свободе туркмен, воспевается храбрость, героизм, чистая любовь, изображается судьба и жизнь народа. Музыка и песни отдельно взятого периода отображают особенности своего времени. В газелях Эпохи могущества и счастья воспеваются наша свободная жизнь, гордость за достижения нашей страны. В разные периоды ученые рассматривали музыку и песни как самостоятельную науку и выдвигали по этому поводу различные научные мнения. Они изучали чрезвычайную силу и своеобразие эмоционального влияния музыки на сердца людей с точки зрения психологии и этики. В главе
«Прослушивание песен и музыки» книги «Знахарство пророка» Мухаммета Гаймаза Туркмена о влиянии музыки и песен на духовный мир человека говорится: «Это бальзам на душу, спокойствие для сердца, пища для духа. Музыка и песни лечат душу» [3. Стр. 228]. Абу Насыр аль-Фараби в книге «Музыкальная наука» изложил научные взгляды на теорию музыки. Русский ученый, внесший огромный вклад в изучение музыки народов Востока, В.А. Успенский в написанной им в 1925-1926 годах книге «Туркменская музыка» изложил собранную им ценную информацию о туркменских певцах и музыкантах того времени. При чтении любого эпоса или дастана у нас перед глазами проплывают образы героев, излагающих свои мысли только в музыкальном сопровождении. В эпосе «Горкут ата» первый певец говорит о Горкут ата: «Пришел дед мой Горкут, сыграл на гопузе. Забили в литавры». Информация из дастанов о том, что туркмены играли на таких музыкальных инструментах, как зурна, карнай, подтверждается и историей музыкального искусства. В легендах говорится о том, что первый гопуз был создан Горкутом ата, а первый дутар смастерил конюх Хезрета Али Баба Гаммар. Обнаруженные в Нисе античный сосуд с изображенными на нем в танце образами и ритоны с изображением музыкантов; найденные в Гонурдепе малые зурны, относящиеся ко II тысячелетию до нашей эры, подтверждают исторические корни музыкального искусства.
У туркменского народа в почете песенное и музыкальное искусство, подтверждением чему служат строки Махтумкули: «Делом бравого молодца станет музыка да беседы» [2. Стр. 347], «Слова Махтумкули идеально сольются с музыкой» [2. Стр. 215], «Пусть молодцы соберутся за разговорами и музыкой» [2. Стр. 18]; образ Ашык Айдын Пира, покровителя музыки и музыкантов в эпосе «Гёроглы», образ Неджепа в дастане «Неджеп оглан», образ Баба Гаммара в дастане «Юсуп-Ахмет», а также уважение учеников к своим наставникам, мастерам песенного искусства. Танец куштдепди исполняется под поэму, наложенную на музыку. Эту поэму называют газелью. Для нашего народа газель - это способ выражения мелодий своего сердца. В народе были певцы, репертуар которых состоял только из газелей. Танец куштдепди, берущий истоки из жизни туркмен, их душевной веры, традиций и обычаев, совершенствовался на протяжении тысячелетий. Совершенствование музыки, стихотворного творчества, искусства танца в жизни туркмен неразрывно связаны между собой.
Наш уважаемый Аркадаг Гурбангулы Бердимухамедов в книге «Туркменская культура» отмечает: «Во время наблюдения за движениями танцоров наибольший интерес вызывает момент, когда они в плотном кругу тянут руки вверх. Это похоже на гармоничное вращение планет Солнечной системы. В танцевальном искусстве поднятые выше тела руки означают преклонение перед Всевышним. Этот древний обычай нашел свое отражение и в современном танцевальном искусстве.
По мнению туркменского ученого Джелалетдина Руми, воздействие танца на душу идентично с тем, как радуется она солнечному теплу. Это мощная сила, исходящая из глубины сердца и приводящая тело в движение» [1. Стр. 194-195].
Издревле существует несколько видов танца куштдепди. Они исполняются по подражанию движениям и звукам птиц, движениям рыбаков, охотничьим обычаям.Разновидность куштдепди под названием «Зем-зем» предназначено для лечения душевнобольных с помощью музыки и песен. В древние времена верили, что болезнь можно изгнать звуками «хай-хай», «зем-зем», издаваемыми при исполнении этого вида. На лежащего больного набрасывались со звуками «хай-хай», «зем-зем», «Аллах-Аллах», веря, что при этом отгоняют от него всю нечистую силу. Название танца куштдепди «Зем-зем» связывают с названием источника, появившегося на том месте, где сын пророка Ибрагима Исмаил топнул ногой. Разновидность куштдепди «Зем-зем» начинается с исполнения газелей «отурма». Такие газели содержат элементы молитв. Издревле песенное упоминание имени Всевышнего исполнялось именно в составе газелей «отурма» в «Зем-зем». По окончании газелей «отурма» со словами: «Ыллалла», «хай-хай», «зем-зем» начинался танец, вокруг больного образовывали круг и кружились вокруг него в танце куштдепди. Разновидность куштдепди под названием «Дивана» исполняется в паре или в группе. Танцоры прыгают на одной ноге и одновременно двигают руками. Газели «дивана» исполняются в быстром темпе.
Движения танца бойкие. Одновременно напевается: «Хув-хув-хув». Это один из древних видов газели.В ранние времена дивана странники с мешком на плече ходили по поселкам. Когда кто-то болел, к нему для исцеления приводили странника, который исполнял газели, упоминая имя Всевышнего. Разновидность куштдепди под названием «Зедерат» также исполняется в паре или в группе. При его исполнении, когда танцор притоптывает правой ногой, одновременно движется и его правая рука. Движения танца «Зедерат» подражают движениям во время боя. Кораблям, находящимся в открытом море во время тумана, сложно найти путь к берегу. Люди на берегу исполняли куштдепди со звуками: «Айу-хей», молились о благополучном возвращении охотников и рыбаков, исполняя соответствующие газели: «Айу-хей-эй-эй, эй-ве-ей, йа Ресул, джан зедерат, йа Якутлы алемли ой зедерат». Это помогало морякам не потеряться в море, ориентируясь по звукам. Газели куштдепди, отображающие жизнь народа, его надежды и мечты - это зеркало его истории, моральных принципов, духовного мира. Разновидность куштдепди под названием «Хыммыл» подражает движениям и звукам морских птиц на берегу и исполняется радостно, ритмично, в основном, на торжествах. Газели «Хыммыл» исполняются горловым звуком со своеобразной интонацией. Разновидность куштдепди под названием «Хейневи» это танец, исполняемый по подражанию движениям потерявшихся птиц, ищущих своих собратьев. Разновидность куштдепди под названием «Уч депим» исполняется ритмично, притоптывая по три раза правой ногой, переставляют ее то вперед, то назад. Газели «Уч депим» исполняются со словами: «Аллей-аллей». Слова газелей «Уч депим» произносятся с паузами, с расстановкой. В Эпоху могущества и счастья куштдепди «Уч депим» исполняется фольклорными группами для воспевания и выражения гордости счастливой жизнью в нашей стране, и выражается такими строками: Разновидность куштдепди под названием «Бир депим» сегодня исполняется во всех уголках нашей страны. При «Бир депим» топают ногой только один раз, но более сильно. Газели исполняются с расстановкой. «Бир депим», в основном, исполняется в состязательной форме, и газели его также исполняются по очереди, в виде шуток. У каждого выхода свой мотив. В «Бир депим» мотив задается обычно повтором слов вроде: «Хоп-хоп-хоп так, куштдепди танцуй так». В книге «Туркменская культура» Наш уважаемый Аркадаг Гурбангулы Бердимухамедов отмечает: «В движениях, газелях, различных мотивах куштдепди отображается богатая история нашего народа, один за другим раскрываются слои его многослойного мира философии».
Список использованной литературы:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменская культура. Ашхабад, ТГИС. 2015.
2. Махтумкули. АшхабадДуран, 2012 .
3. Мухаммет Гаймах Туркмен. Пыгаммбер тебипчилиги.Ашхабад,2005.
© Амандурдыева Г., Амандурдыева О., 2024
УДК 8
Гафурова М.А., старший преподаватель Байрамов С.К., преподаватель Акжаев А.Р., преподаватель Бабаева Т.Г., преподаватель Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
MAGTYMGULY'S SECRET LINE IS A UNIVERSAL LAW IN THE NATURE OF THE WORLD
Keywords:
nationality, language, tradition, and religion.