Научная статья на тему 'Национально-региональный компонент в образовательной деятельности бакалавров народно-певческого профиля'

Национально-региональный компонент в образовательной деятельности бакалавров народно-певческого профиля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TERTIARY MUSICAL EDUCATION / МОРДОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО / MORDOVIAN NATIONAL CULTURE AND ART / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / NATIONAL AND REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колесникова Юлия Львовна

Раскрываются содержание, формы и результат образовательного процесса бакалавров по направлению подготовки «Искусство народного пения» кафедры народной музыки Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», основанного на мордовских национальных традициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National and Regional Component of Bachelor’s Degree Educational in Folk Singing

It shows the content, form, and the result of the bachelor’s degree academic programme «The art of folk singing» of the Chair of Folk Music, Institute of National Culture of Mordovia N. P. Ogarev State University, based on the Mordovian traditions.

Текст научной работы на тему «Национально-региональный компонент в образовательной деятельности бакалавров народно-певческого профиля»

ный вокально-хореографический ансамбль «Литова», вокально-инструментальные ансамбли «Лайме», «Вастома». В качестве солистов выступали М. Н. Антонова, Р. М. Беспалова, Д. И. Еремеев, В. М. Ку-дряшев, Л. В. Кузнецова, А. Н. Куликова. Популярностью среди любителей музыки пользовались оркестр русских народных инструментов (рук. Г. Ф. Лукьянов) и симфонический оркестр (рук. М. И. Фролов-ский) Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова, Городской ансамбль скрипачей (рук. Л. В. Воронин), народный хор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (рук. Н. И. Бояр-кин), хор Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсе-вьева (рук. Т. И. Одинокова), детская хоровая студия Саранского дворца пионеров и школьников (рук. В. А. Кузин), хор Республиканской детской музыкальной школы-интерната (рук. Л. Ф. Кильдюшкина) и многочисленные самодеятельные коллективы в виде любительских хоров, ансамблей,

- КРУГЛЫЙ СТОЛ

кружков в системе клубов, учебных заведений, административных, производственных и сельскохозяйственных предприятий. Директор Саранского музыкального училища Л. П. Юшкова активно работала со студентами над постановками опер. С середины 1980-х гг. берет свое начало традиция проведения музыкальных концертов в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.

Создание в 1982 г. Союза композиторов Республики Мордовия вызвало новую волну интереса музыкантов-исполнителей к творчеству мордовских композиторов. Их музыка звучала на телевидении, радио, различных форумах, днях музыки, творческих встречах, музыкальных смотрах, фестивалях, концертах.

Таким образом, несмотря на общий характер «застоя» во многих сферах жизни, в указанный период активно развивались разные формы музыкального исполнительства и в этом процессе все большую роль играли профессиональные музыканты.

Поступила 28.04.2014

«ТОРАМА» - ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ МОРДВЫ Т. Н. ГУЛАЯ,

кандидат культурологии, доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Народная песня стала массовым явлением благодаря выходу музыкального исполнительского искусства из концертных залов на огромные концертные площадки и стадионы. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. на всей территории многонациональной России мы наблюдаем масштабное движение фольклорных коллективов, представляющих народно-песенные культуры страны.

Среди множества коллективов, знакомящих с фольклорным наследием мордовского народа, особое место занимает мужской фольклорный ансамбль «Тора-ма», созданный в 1990 г. одним из иссле-

© Гулая Т. Н., 2014

дователей и энтузиастов культурного возрождения Мордовии В. И. Ромашкиным. Свою задачу он видел в реконструкции «традиционного мужского многоголосия мордвы, исполнительских форм, присущих вокально-инструментальному интонированию» [1, 207]. Целью фольклорных экспедиций, организованных участниками коллектива в места постоянного проживания мордвы на территории республики и за ее пределами, являлась запись оригинального этнографического материала для сценического воплощения древних мордовских обрядов и ритуалов.

Финно-угорский мир. 2014. № 2

Репертуар «Торамы» непосредственно связан с возрождением живой песенной и инструментальной традиций и включает образцы обрядового, необрядового и детского фольклора. Песни, звучащие на мордовских языках, обладают мощной энергетической силой, захватывающей слушателей: «Мы поем громко, пронзительно, в нас много энергии, буйства. Почему? Потому, что мы хотим избежать конца, хотим уберечь наш народ и нашу землю от исчезновения» [4].

Экспериментальный проект «Торама-jazz», объединивший современный джаз с мордовским аутентичным фольклором, существует с 1999 г. Получив признание на джазовом фестивале в Гданьске (Польша, 2001 г.), коллектив продолжает выступать в настоящее время, воплощая, по мнению В. Б. Махаева, идею создания «синтетического действа, в котором соединились бы все жанры - фольклор и классика, джаз и рок, хореография и боевые искусства, даже живопись!» [2, 45]. Мордовская песня становится образцом этнофутуризма «посредством применения разработанной системы гармонических замен, джазовых импровизаций и бурдон-ного бассо-остинато» [3, 327].

Во многих своих начинаниях коллектив выступает первопроходцем. Так, впер-

вые в истории мордовской музыки были сделаны аудиозаписи эрзянских песен «Mordvin Songs» («Бог, благослави эрзян», Финляндия, 1996 г.). Второй альбом -«Mastorava» («Масторава», Финляндия, 1997 г.) - был записан совместно с женской финской группой «Me Naiset». Диск с мокшанскими старинными песнями «Taga Eriaza Shkai!» («Пусть живет покровитель!») вышел в Эстонии (2000 г.). Новым исполнительским составом записан компакт-диск «Shkanj sjulmot» («Связь времен», Саранск, 2010 г.). Творческая работа коллектива над созданием нового -пятого - альбома свидетельствует о том, что знакомство с самобытной культурой мордовского народа продолжится.

Поступила 28.04.2014

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бояркина, Л. Б. Хоровая культура Мордовии : фольклор, традиции, современность : энцикл. справ. / Л. Б. Бояркина ; под ред. Н. И. Бояркина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 272 с.

2. Махаев, В. Б. Лисенок на клавишах : записки

архивариуса Саранского джаз-клуба / В. Б. Махаев. - Саранск, 2006. - 320 с.

3. Тюрина, Т. В. К проблеме сценического воплощения фольклора // Регионология. -2013. - № 4. - С. 326-327.

4. Фолк-группа «Торама» [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.torama.ru.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ю. Л. КОЛЕСНИКОВА,

старший преподаватель

кафедры народной музыки, соискатель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

В настоящее время в системе высшего музыкального образования Мордовии, направленного на разностороннюю профессиональную подготовку бакалавров,

значительно возросла роль национально-регионального компонента. Изучение мордовской культуры является необходимым условием разностороннего раз-

© Колесникова Ю. Л., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.