Политические науки
71
НАЦИОНАЛЬНО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЫХ РОССИЯН НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ1
© Титов В.В.* *
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва
В статье представлены результаты исследований специфики национально-гражданской идентичности российской молодежи, проведенных в рамках гранта Президента РФ для поддержки молодых российских ученых МК-7467.2013.6 «Формирование национальногражданской идентичности российской молодежи: политико-психологический и социокультурный анализ». Автор рассматривает процесс становления национально-гражданской идентичности российской молодежи в контексте социально-политических и социокультурных трансформаций постсоветского периода, взаимосвязь ценностных, социализационных факторов с процессами кристаллизации национально-гражданского самосознания молодых россиян в условиях противоречивой геокультурной динамики начала ХХ! века.
Ключевые слова идентичность, политическая социализация, политические трансформации, российская молодежь, Рунет.
Одной из знаковых тенденций развития политической системы современной России является непрекращающийся поиск российским обществом в целом, отдельными социально-политическими группами национальногражданской идентичности: образа собственного «мы» как некой символической и ценностно-смысловой основы, способной консолидировать социум. В особенности указанный процесс затронул молодежь - первое поколение постсоветской России.
Проблема национально-гражданской идентичности молодежи, её поиска и актуализации, серьезно обострилась на рубеже 2000-2010-х гг., в условиях нарастания глобальных рисков и новых геокультурных вызовов, обозначившихся перед Российской Федерацией Сегодня можно с уверенностью говорить, что молодые россияне представляют собой специфический с политико-психологической и культурной точки зрения социальный слой, в полной мере впитавший противоречивые ценностные трансформации российского общества 1990-х - 2000-х годов: переход от позднесоветского жиз-
1 Статья отражает результаты исследований, проведенных в рамках гранта Президента РФ для поддержки молодых российских ученых МК-7467.2013.6 «Формирование национальногражданской идентичности российской молодежи: политико-психологический и социокультурный анализ».
* Доцент кафедры Политологии, кандидат политических наук.
72
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ненного уклада к социально-политическим реалиям «новой России». В связи с этим сегодня, в начале 21 века, проблема формирования национальногражданской самоидентификации российской молодежи приобретает особо острое звучание и вызывает серьезные научные дискуссии.
В рамках проведенного нами исследования в центре внимания оказались психологические основания формирования национально-государственной идентичности молодежи как особого вида макрополитической идентификации, принципиально отличного от иных.
На наш взгляд, важное место национально-гражданской самоидентификации и связанных с ней ценностей в процессе политической социализации обусловлено следующим рядом факторов. Во-первых, отношение социализирующегося субъекта к нации и государству имеет объективную, «предписанную» составляющую. Личность ребенка и подростка изначально формируется в конкретном «государстве», политической системе со всеми её плюсами и минусами. Таким образом, первоначальный национально-государственный статус индивида фактически «задается» и формально (через институт гражданства) и, что гораздо более, существенно - в социокультурном плане. С другой стороны, когнитивная и эмоциональная «удаленность» политики, нации и государства от личности нередко порождает низкий уровень социально-политической рефлексии молодежи. Доминирующим оказывается не когнитивный (переосмысление), но априорный (некритическое принятие) характер самоидентификации [3].
Во-вторых, важную роль в становлении типа идентичности молодежи в целом, и современной российской молодежи в частности, играет раннее детство, дошкольный период - первый, «случайный», этап политической социализации [1]. Исследования российских политических психологов убедительно доказывают: представления о власти, стране и «людях», ее населяющих, равно как и этнические стереотипы, формируются в более раннем возрасте, чем начинается целенаправленная политическая социализация, связанная, прежде всего, с институтами школы и СМИ. Нередко подобные первичные структуры (например, этнические установки, бытовое неприятие «чужих»), некритически воспринятые на ранних стадиях политической социализации, предопределяют специфику восприятия политической реальности во взрослой жизни, «подгоняют» политическую информацию под уже сложившуюся «картину мира», привычную и психологически удобную для личности.
В-третьих, специфической чертой самоидентификации современной российской молодежи является множественность агентов политической социализации, несущих разнообразные (нередко - диаметрально противоположные по отношению друг к другу) идентификационные установки и смыслы. Информационное общество, и Рунет как его наиболее выразительное и противоречивое проявление, открывают молодым россиянам дополнительные возможности найти свое «Я» через многообразие всевозможных «Мы», как
Политические науки
73
реальных, так и виртуальных, симулятивных по своей информационно -психологической природе.
Как справедливо указывают российские политические психологи (Т.В. Евгеньева, А.Л. Зверев), кризис ценностей и смыслов, явившийся следствием распада советской «картины мира», спровоцировал вакуум гражданского самосознания [1, 3]. Более того, начальный период политической социализации 27-30-летних - рубеж 80-90-х годов ХХ столетия - ознаменовался форсированным социокультурным разрывом фактически со всем, а не только с советским, национальным историческим наследием.
Политическая социализация и формирование национально-гражданской идентичности младшей возрастной группы (нынешних 22-26-летних граждан России) протекали в условиях системной политико-психологической фрустрации середины и конца 90-х годов прошлого столетия, вызванной, на наш взгляд, четырьмя взаимосвязанными факторами.
Во-первых - затяжным социально-экономическим кризисом, в ходе которого в полной мере проявилась недостаточная управленческая компетентность властного слоя. Во-вторых - нарастающей деградацией института государства. Ее наиболее наглядными следствиями явились всплеск этноре-гионального сепаратизма во всевозможных, порой экзотических, его проявлениях, низкий уровень консолидации и высокая конфликтность внутри политических и экономических элит.
В-третьих - частичной утратой постсоветскими элитами «западнических» иллюзий, осознание ими неспособности российского государства к интенсивной интеграции в евро-атлантическое сообщество, что называется «по объективным причинам». И соответственно - объективно обусловленной неготовностью западных партнеров к институционализации российского «вхождения» в «Европу без границ». В-четвертых - неопределенностью политического курса и неспособностью значимых политических акторов (от официального Кремля - до многочисленных и разнообразных оппозиционных политических и общественных организаций) сформулировать полномасштабную «национальную идею».
Можно констатировать, что указанные условия предопределили фрагментарный, часто хаотический, характер политической социализации российской молодежи. То есть, что процесс формирования гражданских ценностей и связанной с ними национально-гражданской идентичности молодежи в постсоветской России носит крайне противоречивый характер, сталкиваясь с многочисленными социокультурными и психологическими «вызовами», от преодоления которых будет во многом зависеть успешность национально-государственного строительства России в условиях нарастающих социокультурных, геостратегических, информационных вызовов двадцать первого столетия.
74
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Список литературы:
1. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Образ «врага» как фактор формирования национальной идентичности современной российской молодежи // Политая: Анализ. Хроника. Прогноз (журнал политической философии и социологии политики). - 2007. - № 3.
2. Евгеньева Т.В., Титов В.В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи // Полис. - 2010. - № 4.
3. Зверев А.Л. Поколенческая специфика политической социализации граждан в постсоветской России // Политическая психология, культура и коммуникация. - М.: РАПН, Российская политическая энциклопедия, 2007.
4. Семененко И.С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. // Полис. - 2004. - № 1.