В.А. Литвиненко
артист балета, Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. Павла Вирского
(1970-1991 гг.), доцент, кафедра народной хореографии, Киевский национальный университет культуры и искусств, Украина
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА УКРАИНСКОГО БАЛЕТМЕЙСТЕРА ПАВЛА ВИРСКОГО
Аннотация. Статья посвящена определению места и роли народной традиционно-игровой культуры, элементов национальной обрядовости, танцевальной фольклористики в постановочной работе балетмейстера на примере творческой работы режиссера-постановщика Павла Вирского в Государственном заслуженном академическом ансамбле танца Украины. А также их значению в формировании творческой индивидуальности хореографа и некоторых противоречивых тенденций, которые не всегда способствуют достижению высшей цели высокохудожественных произведений - сохранению в их основе этих определяющих категорий.
Ключевые слова: народно-сценическая хореография, украинский танцевальный фольклор, национальные традиции, обряды, народная игровая культура, национальный колорит, жанр, сценический образ, массовая культура, балетмейстеры, Павел Вирский.
V.A. Litvinenko, Kiev National University of Culture and Arts, Ukraine
NATIONAL CONCEPTION OF CREATION OF THE UKRAINIIAN BALLET-MASTER PAVLO VIRSKOGO
Abstract. The article is devoted to defining the place and role of traditional-playing culture, elements of national rites, folklore dance in the acting-stage work of choreographer of the State Honored Academic Dance Ensemble of Ukraine named after Pavlo Virsky, as well as their significance in the formation of the creative individuality of choreographer.
Keywords: people's scenic choreography, ukrainian folk dance, national traditions ceremonies, folk games culture, national character, genre, stsenychnyy image, choreographers, Pavel Virsky.
Национальная концепция творчества в искусстве - тема большая и вечная. Современное стремление к духовному возрождению и гуманизации культуры связаны с обращением к культурному наследию и с осознанием ее непреходящей ценности. Традиционное искусство, в частности искусство украинского народного танца, в этом контексте выступает одним из важнейших средств сохранения культурных народных традиций, а, следовательно, ощутимым фактором национального самоутверждения. Анализируя состояние украинской народно-сценической хореографии на современном этапе, можно увидеть и некоторые противоречивые тенденции, которые не всегда способствуют достижению высшей цели высокохудожественных произведений - сохранению в их основе народных традиций, обрядов и народно-игровой культуры, что всегда зримо просматривалось в творческих работах украинского балетмейстера-постановщика Павла Вирского. Кроме того, процесс интеграции народно-сценической хореографии с такими разновидностями танца как классическая, современная и бальная, который наблюдается на фоне всеобъемлющего влияние массовой культуры, в определенной степени также нивелируют самобытную национальную специфику народного танцевального искусства.
Расцвет индивидуальности каждого выдающегося художника зависит от образа жизни и национальных традиций его народа. Чем больше художник проникает в национальные особенности своего народа, тем ярче и интереснее его творчество. Национальная концепция творчества - это изучение себя, своих корней и основы существования на отцовской земле. Это и осознание себя как феномена морального и духовного: кто ты, кто твои предки, каково твое назначение? Такое направление в творчестве мастера предполагает достижение единства личной его жизни с жизнью других людей и осознание связи своей судьбы с судьбой своего народа. Именно это способствует созданию образов, воздействующих на людей - на их разум и эмоции.
Каждая историческая эпоха выдвигает перед балетмейстером свои задачи, придает ко-
лорит его произведениям и образам. Среди хореографических постановок Павла Вирского есть произведения вечные и неподвластные времени, потому что их национальная основа, их правдиво отображаемые события способствуют духовному подъему народа.
Еще не одно поколение будет исследовать истоки глубинных поисков талантливого балетмейстера, тайну его творчества, потому что его духовность и эстетичность необъятные. В этом творчестве не только знания, профессионализм, логика, но и подсознательное, интуитивное, эмоциональное. В нём обряды, традиционная игровая культура, поэзия, музыка, природа -все то, что апеллирует непосредственно к эмоциям и чувствам людей. Его программы танцев -это хореографические эталоны, с множеством различных образов, на которые невольно опираешься и ориентируешься на своем творческом пути [8, с. 13].
Творческая жизнь Павла Вирского отличалась почти фанатичной работоспособностью, профессиональным мастерством, нравственным идеалом и национальной глубиной. Национальная направленность его творчества была органически связана с моральными вопросами: преданности, любви, героизма, изобличениями всего негативного. Балетмейстер оценивал действительность сквозь призму своего эстетического идеала.
«Сущность вещей человеку недоступна, - писал Ф.М. Достоевский, - а он воспринимает природу так, как она откроется в его идее, пройдя через его чувства...» [4, с. 75]. Чувства Павла Вирского были тождественны чувствам людей в каждом уголке страны и за ее пределами, потому что он отыскивал «главную идею национальной черты» в каждом образе - в то время, когда прототип образа был на данный момент самым не похожим на себя. Павел Вирский пронзительно остро чувствовал и видел многовариантность своих будущих произведений. Иногда это отображалось в том, что он создавал образы и форму танцев, которых еще не было. Автор впервые вводил их в нашу жизнь - и общество воспринимало их как глубоко национальные. Это, прежде всего, касается шуточного танца «Ползунец».
Образная танцевальная лексика в этом неповторимом авторском произведении передавала дух Запорожской Сечи. Павел Вирский оригинально использовал движения украинской пляски «на низах». На протяжении всего танца исполнители не расправляют колен, их ноги остаются незаметными - скрытыми широкими шароварами. Глаза зрителей постепенно привыкают к этим коренастым танцующим фигурам, к оригинальным их движениям, которые исполнители выполняют в различных танцевальных коленцах. И когда в финале весь ряд танцовщиков, выстроенных по рампе, в конце-концов поднимается в полный рост, то кажется, что растет богатырская застава, чем и была Запорожская Сечь на границах родной Украины.
Искусство Павла Вирского не только отражало жизнь украинского народа, но и формировало национальное сознание общества. На протяжении всего своего творческого пути балетмейстер особое внимание уделял традиционной игровой культуре и танцевальной фольклористике, как первооснове народно-сценического хореографического искусства Украины. Определить их популярность и место в повседневном быту народа знаменитому балетмейстеру помогали фольклорные записи этнографов-историков, печатные и рукописные показания, а также рассказы и воспоминания непосредственных носителей и участников традиционных игр. Так, в работах украинских исследователей балетмейстер нашел старинный эффектный прием боя на пиках и саблях, вооружил ими участников композиции «Запорожцы» (муз Я. Лапинского), построив сценарий танца на сложных композиционных сочетаниях, на чередовании парных и групповых схваток, которые завершались общей победной атакой казаков [9, с. 70].
Павел Вирский понимал, что основы национального искусства заложены, прежде всего, в традициях и обрядах народа, в моральных ценностях древности и современности. И если разрушаются связи между поколениями, то теряется чувство уважения к своим предшественникам. И сам ты становишься тогда духовно опустошенным, и нет у тебя Родины. Не случайно концерт начинался танцем-приветствием «Мы с Украины». Вечно будет жить среди украинского
народа замечательная традиция - встречать дорогих гостей хлебом-солью. Именно с этого эпизода и начинается спектакль Государственного заслуженного академического ансамбля танца Украины. Танцоры, одетые в костюмы многочисленных народов и народностей разных регионов, которые проживают в Украине, пластическим языком танца рассказывают о своей многонациональной стране - о том, как живут, работают, отдыхают и празднуют люди. Каждую пару исполнителей художник наделяет определенным, только ей присущим фольклорно-хореографическим богатством танцевального рисунка. В каждом сольном танце сохранен яркий местный колорит [11, с. 264].
Воспроизведение национального колорита в народно-сценическом танце - это одна из коренных проблем дальнейшего развития многогранности народно-сценической хореографии [2, с. 67]. Каждая хореографическая композиция или миниатюра, созданная Павлом Вирским, пронизана специфическим колоритом той местности, на основе которой выстраивался сценарий и который придавал им особую национальную окраску, художественно отражая особенности культурной жизни того или иного региона Украины и республик бывшего Советского Союза. Образцом высокого качества может служить «Русский танец», поставленный мастером на основе народных хороводов и танцев, которые бытуют на территории России [2, с. 38]. В этом танце балетмейстер использовал наиболее интересные хореографические элементы и композиционные решения, которые всегда были украшением концертов коллектива ансамбля.
Национальная хореографическая культура, созданная тысячелетней памятью народа и обновленная произведениями Павла Вирского, является духовным источником воспитания высоких идеалов и моральных ценностей. Она чрезвычайно нужна для взращивания в душах людей ростков исконных и вечных ценностей народа, для утверждения их как творцов своей судьбы и патриотов, преданных своей родине.
Своим ярким творчеством балетмейстер Павел Вирский выражал веру и уверенность в том, что в будущее украинский народ пойдёт со своими лучшими народными качествами: честностью, открытостью, мудростью, юмором, работоспособностью и любовью к ближнему. Ведь сила народа - в невыразимо прекрасной и бесконечно щедрой родной земле, имя которой - Украина.
Список литературы:
1. Апанович А.М. Рассказы о запорожских казаках. Киев: Днепр, 1991. 335 с.
2. Боримськая Г. Самоцветы украинского танца. Киев: Искусство, 1971. 132 с.
3. Василенко К.Е. Лексика украинского народно-сценического танца. Киев: Искусство, 1996. 496 с.
4. Достоевский Ф.М. в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Художеств. лит., 1990.
5. Игры народов СССР / сост.: Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. М.: Физкультура и спорт, 1985. 269 с.
6. Календарно обрядовые песни / сост., ред., примеч. А.Ю. Чебанюк. М., 1987. 392 с.
7. Кононенко П.П. Свою Украину любите... / Петр Кононенко; худож. оформ. Б.О. Прокопенко. Киев: Твим интер, 1996. 224 с.
8. Литвиненко В.А. Образцы народной хореографии: учебник. Киев: Альтепрес, 2008.
467 с.
9. Павел Вирский: жизненный и творческий путь. Винница: Новая книга, 2012. 320 с.
10. Станишевский Ю. Русский балетный театр: история и современность. Киев: Музык. Украина, 2008. 411 с.
11. Старков В. Традиционная игровая культура населения Украины. Киев: Ин-т украин. археографии и искусствоведения им. М.С. Грушевского НАН Украины, 2009. 402 с.