Научная статья на тему 'Национальная среда региона как условие формирования патриотических качеств у обучающихся (на примере творчества Мустая Карима'

Национальная среда региона как условие формирования патриотических качеств у обучающихся (на примере творчества Мустая Карима Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ПАТРИОТИЗМ / МУСТАЙ КАРИМ / REGION / ETHNIC ENVIRONMENT / FORMATION / MORAL QUALITIES / PATRIOTISM / MUSTAI KARIM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Лариса Радимовна

Формирование патриотизма было и остается одним из центральных направлений воспитания обучающихся. Оно является частью целостной педагогической системы школы. В процессе патриотического воспитания должен формироваться индивид, готовый совершать поступки, основанные на стойких идейных и нравственно-патриотических позициях. Одна из важнейших задач воспитания это формирование конкретных моральных качеств учащихся в рамках конкретной национальной общности. Национальная среда, ее компоненты служат объективной основой для воспитания патриотических качеств. В статье рассматриваются взгляды народного поэта Башкортостана М. Карима на патриотическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC ENVIRONMENT IN THE FORMATION OF MORAL AND PATRIOTIC QUALITIES AT PUPILS (ON THE EXAMPLE OF MUSTAI KARIM WORKS)

The formation of patriotic feelings at pupils has always been essential in educational process. It composes the integral pedagogical system of school. The development of patriotism at pupils is to contribute the formation of an individual who is able and willing to act, basing on firm ideological and moral-patriotic positions. One of the most important and effective means of education is the formation of specific moral qualities at pupils within a specific ethnic community. The ethic environment and its components serve as an objective basis for the development of moral and patriotic qualities of schoolchildren. The article considers the philosophy of patriotic education developed by the national poet of Bashkortostan M. Karim

Текст научной работы на тему «Национальная среда региона как условие формирования патриотических качеств у обучающихся (на примере творчества Мустая Карима»

УДК 37.035.6:821.512.141.0Карим DOI 10.26293/chgpu.2019.104.4.023

Л. Р. Иванова1,2

НАЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА МУСТАЯ КАРИМА)

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, Россия

Аннотация. Формирование патриотизма было и остается одним из центральных направлений воспитания обучающихся. Оно является частью целостной педагогической системы школы. В процессе патриотического воспитания должен формироваться индивид, готовый совершать поступки, основанные на стойких идейных и нравственно-патриотических позициях.

Одна из важнейших задач воспитания - это формирование конкретных моральных качеств учащихся в рамках конкретной национальной общности. Национальная среда, ее компоненты служат объективной основой для воспитания патриотических качеств. В статье рассматриваются взгляды народного поэта Башкортостана М. Карима на патриотическое воспитание.

Ключевые слова: регион, национальная среда, формирование, нравственные качества, патриотизм, Мустай Карим.

L. R. Ivanova1,2

ETHNIC ENVIRONMENT IN THE FORMATION OF MORAL AND PATRIOTIC QUALITIES AT PUPILS (ON THE EXAMPLE OF MUSTAI KARIM WORKS)

'/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2Bashkir State Agrarian University, Ufa, Russia

Abstract. The formation of patriotic feelings at pupils has always been essential in educational process. It composes the integral pedagogical system of school. The development of patriotism at pupils is to contribute the formation of an individual who is able and willing to act, basing on firm ideological and moral-patriotic positions. One of the most important and effective means of education is the formation of specific moral qualities at pupils within a specific ethnic community. The ethic environment and its components serve as an objective basis for the development of moral and patriotic qualities of schoolchildren. The article considers the philosophy of patriotic education developed by the national poet of Bashkortostan M. Karim.

Keywords: region, ethnic environment, formation, moral qualities, patriotism, Mustai Karim.

Актуальность исследуемой проблемы. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подчеркивается важность воспитания у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшения межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам соци-

альной жизни, содействия созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга и др. [16]. Патриотическое воспитание составляет часть нравственного воспитания, оно направлено на формирование патриотических чувств, сознания и поведения обучающихся. Важным средством решения этой задачи выступает содержание учебных предметов федерального компонента, а также предметов регионального компонента - «История и культура Башкортостана», «Башкирский язык», факультативов «Башкирская народная педагогика», «Духовно-нравственная культура» и пр.

Анализ деятельности школ Башкортостана показывает, что учителя в своей работе большое внимание уделяют обучению родному языку, приобщению школьников к национальной истории и культуре, боевым и трудовым традициям народа. Вместе с тем, как показали наши исследования, литературные труды выдающегося башкирского поэта М. Карима не всегда эффективно используются в патриотическом воспитании. Цель статьи - выявление воспитательного потенциала творчества М. Карима в патриотическом воспитании обучающихся.

Материал и методика исследований. Основными методами исследования явились изучение и анализ художественных произведений народного поэта Башкортостана М. Карима, документов об образовании, патриотическом воспитании, научных работ по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи.

Результаты исследований и их обсуждение. В литературе понятие «регион» определяется как часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, обладающая общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием. Башкортостан в числе 85 субъектов Российской Федерации является одним из ее самых больших по площади территориальных образований, регионом, в котором проживают представители более 130 национальностей. Многонациональная среда имеет определенную структуру. В качестве компонентов такой среды «...выступают: 1) доминирующие ... ценности, идеалы, потребности, определяющие характер взаимодействия в ней; 2) набор природных и вещественных компонентов...; 3) пространственно-предметная зона среды» [8, с. 34].

Многонациональная среда Республики Башкортостан является своеобразным совокупным условием воспитания патриотизма у обучающихся. В ней происходят взаимовлияние, взаимообогащение национальных культур народов, проживающих на территории республики. Национальные особенности каждого этноса подвергаются изменению в ходе исторического развития, отражаясь специфическим образом на характере процесса социализации личности. Понятия «национальный фактор», «национальные особенности», «национальные процессы», «национальное» находятся в постоянном развитии, обогащаясь инонациональным, интернациональным, общечеловеческим содержанием.

Компонентами понятия «национальное» выступают определяемые общей исторической судьбой материальная и духовная культура, социальный опыт, традиции, особенности языка, образы, этикет, специфика семейно-бытовых отношений, географические и климатические условия, своеобразие мировосприятия. Национальная среда, организованная на гуманистических принципах, служит объективной основой для формирования патриотических качеств [12].

Каждая личность рождается и воспитывается в конкретной национальной и семейной среде. В годы учебы в школе и вузе, в ходе профессиональной трудовой деятельности люди приобщаются к культуре, традициям других народов, расширяют свой кругозор, у них формируются толерантность, трудолюбие, ответственность, коллективизм, товарищество, честь, достоинство, чувство долга и другие нравственные качества. «Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных духовных типов

и культур... Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т. е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общественности» [1, с. 23].

В образовательных учреждениях Башкортостана осуществляется целенаправленное нравственное и патриотическое воспитание обучающихся. Средствами такого воспитания выступают культура, традиции, социально ценная деятельность; особое место в нем занимает национальная художественная литература [2], [3], в том числе произведения М. Карима.

Выдающийся башкирский поэт Мустай Карим (1919-2005) - явление мировой культуры, оставившее после себя большое творческое наследие. Тщательному изучению этого наследия посвящены труды И. И. Валеева [2], [3], [4], [5], [6]. Стихи, проза, пьесы М. Карима [8], [9], [10], [11], [12], [13] изданы многотысячными тиражами, читаемы, востребованы людьми разных возрастов, переведены на многие языки мира [3].

В своих произведениях и выступлениях в СМИ поэт много внимания уделял вопросам патриотического воспитания детей и молодежи. Он был убежден, что принципы историзма, народности должны пронизывать все содержание работы школы в силу того, что это связано с языком, культурой, боевыми и трудовыми традициями народов [7].

Этнокультурная деятельность школы, по мнению М. Карима, укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному краю, стране; развивает чувство ответственности за свои дела и поступки, дисциплинированность, трудолюбие, межнациональную толерантность и др. В воспитании патриотических качеств неоценимую помощь оказывают народные сказки, песни, былины, пословицы, поговорки, природа, памятники старины, и их нужно использовать с учетом возраста обучающихся [12].

По мнению М. Карима, национальное своеобразие школы определяется менталь-ностью народа, его культурой, изучаемым родным языком. Национальная школа воспитывает людей, в которых нуждаются нация, государство и общество. При этом важны три стороны воспитания: государственная, социальная и личная. Национальная школа - это школа добра и благоволения человеку, воспитания защитника Отечества. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [18, с. 78].

Формирование у обучающихся патриотических качеств - длительный процесс. Патриотизм, по словам М. Карима, зарождается и формируется в личности как чувство, связанное с родным домом, селом, краем, в более зрелые годы оно социализируется, возвышается и конкретизируется, особенно в процессе осуществления общественно-полезной деятельности [9], [12].

Патриотизм неразрывно связан с высшим уровнем развития личности. На таком уровне индивид идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Важным средством воспитания выступает положительный пример, в частности, для башкирского народа это личность С. Юлаева. Салават в понимании М. Карима - народный герой восставших башкир, ближайший сподвижник Е. Пугачева. Отвечая на вопросы корреспондента газеты «Вечерняя Уфа»: «Какое самое любимое Ваше произведение? Какой из ваших героев особенно Вам близок?», - М. Карим сказал: «Салават. Самый любимый мой герой - Салават ... Он - первый башкир по значимости, нет другого башкира, ему равнозначного. Он в двадцать два года завершил все свои дела, а память народа хранит его образ уже двести лет... дважды потерял Родину, дважды потерял любовь, он как бы исчерпал свои надежды и по своей воле, звеня кандалами, пошел в море... Вождь, поэт, военачальник - он разделил не только радость восхождения, духовного восхождения народа (ведь повстанцы не только оружие поднимали - они себя поднимали), он был и в падении, поражении вместе с народом. Вот моя концепция героя, поэтому Салават мне дорог» [13].

Актуальным для воспитания подрастающего поколения является вывод поэта о том, что герой по своей значимости был явлением не только чисто башкирским, но и общероссийским [12, с. 454]: «Салават объединил вокруг себя представителей других народов - татар, русских, чувашей, марийцев, мордвы... Надо отметить, многочисленные башкирские бунты, особенно в XVIII столетии, были вызваны вольнолюбивыми устремлениями народа, не желавшего попасть в грозящее рабство. Ибо у людей, превращенных в рабов, и униженный дух становится рабским. Он уже редко когда поднимет голову. Отстаивать свободу надобно, покуда она у тебя есть. Так, пожалуй, и мыслили те восставшие» [12, с. 445].

Технология формирования у обучающихся патриотизма связана с освоением научных знаний, включением их в различные виды социально ценной деятельности: учебно-познавательный, гражданско-патриотический, нравственно-практический, общественный, трудовой, культурно-массовый, спортивно-оздоровительный и др. «Само же формирование нравственных отношений и моральных качеств осуществляется как воспитание личностных качеств гражданина, работника, семьянина. Иначе говоря, хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина» [14], [15].

Патриотическое воспитание формирует такие качества растущего человека, гражданина Отчества, как гражданственность, национальная гордость и достоинство, мужество и храбрость, социальная активность, ответственность. Именно эти черты личности проявляли башкиры, потомки С. Юлаева, на фронтах Великой Отечественной войны; 278 из них за храбрость и мужество в бою были удостоены звания Героя Советского Союза, а М. Г. Гареев стал дважды Героем.

Содержание и методика организации работы, общественно значимой деятельности должны вызывать у подростков положительные эмоциональные переживания, способствовать формированию осознания своих обязанностей, гражданского долга, патриотизма, дисциплины, эстетических и других личностных качеств, которые присущи гражданину, работнику, семьянину [8], [13].

Патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразделенность, неразрывность с Отечеством, реализует свои способности и возможности в учебе и труде в интересах развития общества и укрепления государства.

М. Карим был убежден, что реальная консолидация населения России на основе патриотической идеи продиктована необходимостью решения насущных проблем, преодоления многих трудностей, которые препятствуют созданию нормальных, цивилизованных основ жизни. В понимании поэта патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей. Будучи важнейшим духовным достижением личности, он характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм, по М. Кариму, представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов [4].

Вместе с тем поэт признается, что ему дает силы ощущение того, что он стоит на своих ногах на своей родной земле. Это ощущение родной земли он переносит в очень интересную плоскость, рассуждая: «Для западного писателя жить в Америке или Швейцарии не имеет значения. Другая психология. Там люди раньше оторвались от земли. Я не могу оторваться от поля. Отсюда моя привязанность к истокам. Каждый день я должен видеть небо своей родины, ощущать запах своей земли... я менее подвержен духовному истреблению на моей родине. Раньше я чувствовал это подспудно, а сейчас говорю осознанно» [12].

Осознанно и от души слагает поэт и другие строки о своей родной земле, полные любви и признательности:

Мой край, возлюбленный навеки! За то, что часто я в пути, Как ветер, мчусь, теку, как реки, -Не осуди меня, прости [10, с. 117].

Я постиг основу Любви к земле... Я сердце ей отдам [10, с. 28].

Родину нужно любить и в непогоду и принять ее нужно такой, как она есть:

По мне была и горькая вода

Твоя, и черствая краюшка хлеба,

Твое терпенье, и твоя беда,

И черным дымом устланное небо [9, с. 81].

М. Карим часто упоминает, что башкирский народ во все времена воспитывал человека-патриота, способного защищать свою Родину. «Не последнее место занимало в жизни народа воинское ремесло, - пишет он, - оно было порождено необходимостью защиты своей земли, своей свободы, а также тем, что Башкирия долгое время была бастионом Российского государства на его восточных рубежах. Воинская сноровка, бесстрашие в бою стали теми качествами мужчины, что определяли его человеческое достоинство. Каждый юноша носил в своем сердце оседланного и взнузданного скакуна, и по первому зову он готов был встать в стремена. Воинская доблесть, гордость и непокорность - эти высокие черты характера, приобретенные и выстраданные в сражениях и походах, также завещаны нам предками» [11, с. 37]. Башкирский поэт точно подметил патриотические ценности своего этноса, его героизм, способность к самопожертвованию ради свободы:

Народ мой не был рабски покорен, Пусть был он нищ - не нищенствовал он, Носил он саблю только потому, Что не хотел надеть суму [11, с. 199].

М. Карим отмечал, что черпал силу для своего творчества в патриотических делах и творениях башкир: «Сменяя друг друга, шли времена и поколения - то героические, то заурядные. Худшие времена и робкие поколения создавали возвышенные легенды и героические поэмы о прекрасном, но невозвратно минувшем, о недосягаемой силе и отваге предков. Эти творения - и песни, и легенды, и поэмы - дошли до нас как драгоценные дары потомкам. Я люблю их и восхищаюсь ими, как всякий преданный и благодарный отцу сын. Я черпаю из этого родника вдохновение, живительные силы для своего скромного творчества» [9, с. 337].

Он признавался, что в своих поэмах «Декабрьская песня», «Ульмесбай» («Бессмертный») и в ряде стихотворений пытался рассказывать об истоках патриотического духа советского народа в годы Великой Отечественной войны. М. Карим также не приемлет огульного охаивания истории той страшной войны. К «неверующим» обращены следующие его строки:

Эй, вы! Кого судить беретесь строго! Крича «ура!», он не свершал подлога, Он в жизни никого не обманул. А вы теперь, когда прошла тревога, Вдруг завопили храбро: «Караул!» [11, с. 94].

М. Карим твердо верил, что на патриотические поступки наши люди были способны потому, что внутренне были свободны, так как для них было унизительным «чувствовать себя оружием, рабом, даже родины, ибо это оскорбительно для самой родины. А главное - у рабов не бывает родины» [10, с. 192]. Он дает достойный отпор тем, кто убеждает современную молодежь в том, что советские люди не были готовы к войне ни морально, ни материально: «...Предстоящие схватки с врагом для юношей моего поколения были не только манящей романтикой, где одни блистательные победы. Мы готовились сражаться и были готовы, если это необходимо, отдать жизнь за Отчизну. Мы хорошо понимали, что в сражениях бойцы падают не по выбору. Потом озеро Хасан, финская зима научили людей о серьезных вещах думать серьезно. Нас войной не пугали, я думаю, это было хорошо. Мы убеждались в ее фатальной неизбежности» [9, с. 29].

Он уверенно заявляет о том, что молодежь Советского Союза была готова к войне морально: «Мы к войне были готовы нравственно, готовы были жертвовать собой, умереть за Родину. Это был величайший итог воспитания советской молодежи» [10, с. 456].

М. Карим убедительно пишет, что узкоутилитарный и прагматический подход в патриотическом воспитании молодежи совершенно неприемлем: он неизбежно приводит патриотизм к разрушению, утрате его смысловых признаков и преобразует патриотически-коллективистские тенденции развития личности в противоположные - индивидуа-листско -эгоистические.

Любовь к Родине присуща каждому взрослому человеку, который любит ее не потому, что она великая, высокая, богатая, а потому, что это свое, неотъемлемое, самое высокое, дорогое, родное.

«Вечны нравственные ценности, - рассуждает башкирский поэт. - Они не нами придуманы. Это честь, совесть, верность, привязанность и любовь к Родине, ощущение родной земли. Личность не полна, если отсутствует одно из этих качеств. Но самая большая честность человека - его внутренняя свобода. На нее никто не может посягать, пусть я не всегда могу жить, как думаю, но внутренняя свобода помогает выжить. Критерий внутренней свободы - правдивость. Внутренняя свобода осознается человеком цивилизованным. Индивидуум обладает ею независимо от образования. Знал малограмотных людей в деревне, носящих свободу в себе» [12, с. 582].

Патриотические и гражданские качества определяются старшим поколением. Мужество, героизм, благородство, честность, совесть, верность нравственным принципам, умение бороться за правду отражают состояние любящего Родину патриота. Эти нравственные качества связывают разные поколения, противостоят равнодушию, демагогии, безответственности со стороны отдельных людей.

По мнению М. Карима, потребность в патриотических действиях - это внутренне осознанное стремление человека к служению своему Отечеству, народу. Личности с развитым чувством патриотизма присуща соответствующая моральная деятельность во имя Родины.

Любовь к Отечеству начинается с любви к местам, где человек родился и вырос. Одним из ведущих принципов этнопедагогической культуры любого народа является воспитание словом. Оно во все времена, при непререкаемом авторитете старших, адресованное ими молодому человеку, находило живой отклик в его душе.

Сегодня многие критикуют словесное воспитание, но оно всегда было важным средством народной педагогики. Издревле слово наставников сочеталось с одобрением, требованием, советом, стимулированием участия в общественно-полезном труде. И итоги такого воспитания были результативными. Воздействие на душу ребенка проникновенным словом педагога, поэзией, рассказом о народных героях не может остаться без следа. Башкирские легенды, предания, сказки передавались из поколения в поколение посредством слова, развивались, обретали множество новых тем, мотивов, идей и сюжетов. Они проникнуты поэтическим и детским восприятием мира и его явлений. Поэт подчеркивал,

что в педагогике башкир словесное воспитание с использованием памятников устного народного творчества, художественных произведений поэтов и писателей имеет огромное значение: «С давних времен башкирский народ воспитывал детей на примере положительных героев, передавая посредством слова их благородные поступки и деяния из поколения в поколение» [2].

Сущность передачи народной педагогической культуры потомкам состоит в том, что нравственность старшего поколения возрождается в детях через воспринятые ими образцы героического, ответственного поведения. Постижение нравственных ценностей происходит в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого [17]. Высший принцип педагогической культуры этноса - в правде. Но правда, кроме честности, требует большого мужества и воли, способности совершать высоконравственные поступки, которые проповедовал народ. И пусть «бичи человечества - пошлость, одиночество и тягость жизни - минуют молодую душу творящего» [13]. Огромный жизненный опыт поэта позволял ему утверждать: «Наша мораль - это сгусток высоких общечеловеческих нравственных принципов» [9, с. 173]. Именно на этих принципах основывается все творчество самого М. Карима.

Резюме. Современное общество нуждается в воспитании личности, которая должна иметь высокий уровень нравственного и культурного развития, обладать качествами патриота, гражданина, труженика Отечества. Эта задача может быть решена путем умелого, целенаправленного использования воспитательного потенциала предметов национально-регионального компонента образования. Изучение творческого наследия М. Карима показывает, что его художественные произведения содержат большой воспитательный потенциал, позволяют приобщить обучающихся к башкирской национальной культуре, формировать нравственные и патриотические качества человека и гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулатипов Р. Г. Человек. Нация. Общество. - М. : Политиздат, 1991. - 308 с.

2. Валеев И. И. Башкирская этнопедагогическая культура и Мустай Карим. - Уфа : Изд-во БГАУ, 2002.-41 с.

3. Валеев И. И. Мустай Карим и его эпоха. - Уфа : Башкирская энциклопедия, 2019. - 300 с.

4. Валеев И. И. Мустай Карим - явление мировой культуры : в 2 т. Т. 1. - Уфа : Гилем, 2007. - 480 с.

5. Валеев И. И. Мустай Карим - явление мировой культуры. : в 2 т. Т. 2. - Уфа : Гилем, 2007. - 528 с.

6. Валеев И. И. Педагогические миниатюры Мустая Карима. - Уфа : Гилем, 2009. - 236 с.

7. Иванова Л. Р. Нравственные ценности как важнейшие духовные достижения личности (на примере творчества Мустая Карима) // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2(78), т. 2. -С. 22-24.

8. КаримМ. Возвращение. - Уфа : Изд-во «Башкортостан», 1994. - 191 с.

9. КаримМ. Притча о трех братьях. - М. : Современник, 1988. - 366 с.

10. Карим М. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 1 : Стихотворения, поэмы, сказки, трагедии. - М. : Худ. лит-ра, 1983. -558 с.

11. Карим М. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3 : Долгое-долгое детство : повесть; притча о трех братьях; статьи, воспоминания, беседы. - М. : Худ. лит-ра, 1983. - 480 с.

12. КаримМ. Сочинения : в 5 т. Т. 5 : Воспоминания, статьи, беседы. - Уфа : Китап, 1999. - 592 с.

13. КаримМ. Чувства добрые я в людях лирой пробуждал // Вечерняя Уфа. - 1980. - 3 апреля.

14. Павлов И. В., Павлов В. И., Григорьев Г Н. и др. Формирование личности будущего учителя в условиях регионально-национального образовательного пространства. - Чебоксары : Новое время, 2011. - 464 с.

15. Павлов И. В., Павлова И. И., Павлов В. И. Нравственное воспитание в поликультурной школе. -М. : Изд-во МГГУ, 2008. - 541 с.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/.

17. РерихН. К. О вечном... - М. : Республика, 1994. - 462 с.

18. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 2. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1988.-496 с.

Статья поступила в редакцию 20.04.2019

REFERENCES

1. Abdulatipov R. G. Chelovek. Naciya. Obshchestvo. - M. : Politizdat, 1991.-308 s.

2. Valeev 1.1. Bashkirskaya etnopedagogicheskaya kul'tura i Mustaj Karim. - Ufa : Izd-vo BGAU, 2002. -41 s.

3. Valeev 1.1. Mustaj Karim i ego epoha. - Ufa : Bashkirskaya enciklopediya, 2019. - 300 s.

4. Valeev 1.1. Mustaj Karim - yavlenie mirovoj kul'tury : v 2 t. Т. 1. - Ufa : Gilem, 2007. - 480 s.

5. Valeev 1.1. Mustaj Karim - yavlenie mirovoj kul'tury. : v 2 t. T. 2. - Ufa : Gilem, 2007. - 528 s.

6. Valeev 1.1. Pedagogicheskie miniatyury Mustaya Karima. - Ufa : Gilem, 2009. - 236 s.

7. Ivanovo L. R. Nravstvennye cennosti как vazhnejshie duhovnye dostizheniya lichnosti (na primere tvor-chestva Mustaya Karima) // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 2(78), t. 2. - S. 22-24.

8. KarimM. Vozvrashchenie. - Ufa : Izd-vo «Bashkortostan», 1994. - 191 s.

9. KarimM. Pritcha о trekh brat'yah. - M. : Sovremennik, 1988. - 366 s.

10. Karim M. Sobranie sochinenij : v 3 t. Т. 1 : Stihotvoreniya, poemy, skazki, tragedii. - M. : Hud. lit-ra, 1983.-558 s.

11. Karim M. Sobranie sochinenij : v 3 t. T. 3 : Dolgoe-dolgoe detstvo : povest'; pritcha о trekh brat'yah; stat'i, vospominaniya, besedy. - M. : Hud. lit-ra, 1983. - 480 s.

12. Karim M. Sochineniya : v 5 t. T. 5 : Vospominaniya, stat'i, besedy. - Ufa : Kitap, 1999. - 592 s.

13. Karim M. Chuvstva dobrye ya v lyudyah liroj probuzhdal // Vechernyaya Ufa. - 1980. - 3 aprelya.

14. Pavlov I. V., Pavlov V. I., Grigor'ev G. N. i dr. Formirovanie lichnosti budushchego uchitelya v usloviyah regional'no-nacional'nogo obrazovatel'nogo prostranstva. - Cheboksary : Novoe vremya, 2011. - 464 s.

15. Pavlov I. V., Pavlova I. I., Pavlov V. I. Nravstvennoe vospitanie v polikul'turnoj shkole. - M. : Izd-vo MGGU, 2008. - 541 s.

16. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 «О gosudarstvennoj programme „Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody"» [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/.

17. Rerih N. К. О vechnom... - M. : Respublika, 1994. - 462 s.

18. Ushinskij К D. Pedagogicheskie sochineniya : v 6 t. T. 2. - M. : Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1988.-496 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was contributed on April 20, 2019 Сведения об авторе

Иванова Лариса Радимовна - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; старший преподаватель кафедры иностранных языков Башкирского государственного аграрного университета, г. Уфа, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Ivanova, Larisa Radimovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Bashkir State Agrarian University, Ufa, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.