Лутовинов В.И.1
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР И ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИИ, СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛУЧШЕГО БУДУЩЕГО
Ключевые слова: национальная идея, идеология, мировоззрение, развитие, стратегия, цивилизация, Россия, Отечество, общество, интересы, государство, ценности, народ, духовность, патриотизм, сознание, идентичность, политика, элита.
Keywords: national idea, ideology, worldview, development, strategy, civilization, Russia, Fatherland, society, objectives, interests, state, values, people, spirituality, patriotism, consciousness, identity, politics, elite.
Обращение к теме стратегии развития и модернизации Российской Федерации в современных условиях с неизбежностью предполагает рассмотрение целого ряда связанных с ней проблем, таких как: ускорение динамики изменений в мире, появление новых тенденций, факторов, трансформирующих источники, движущие силы и реальные, всё более сложные и противоречивые процессы глобального и регионального характера, их влияние на роль и место России в мире, значительно скорректированная стратегия развития США, других ведущих государств Запада по утверждению нового мирового порядка и их влияние на основы жизнеустройства и национальные интересы России, состояние российского общества, особенно с точки зрения национальной идентичности его граждан, уровня развития их национального самосознания и патриотизма, готовность и способность российской элиты обеспечить полноценное и динамичное развитие страны, готовность и способность высшего руководства к разработке и реализации национально ориентированной стратегии развития общества и государства, по крайней мере, на среднесрочную перспективу (1520 лет).
Разработка и решение этих проблем в сложных и неблагоприятных условиях, сложившихся после отрицания советского прошлого, продолжающегося поиска собственных идей, ценностей и интересов, необходимости противоборства с ведущими государствами Запада в важнейших сферах является крайне сложной задачей.
Анализ опыта постсоветского периода, характеризующегося большими сложностями, противоречиями, многими трудностями и нерешёнными вопросами, особенно стратегического уровня, связанными с необходимостью осуществления в российском обществе и государстве реальных позитивных изменений, предполагает обращение к базовым, первоосновным проблемам, обусловливающих все остальные. Среди них можно выделить следующие.
1. Формирование и обоснование национальной идеи, определяющей высшее назначение России как мировой державы и главную цель ее развития в первой половине XXI века.
2. Разработка и обоснование общероссийской идеологии, утверждающей высшие духовные социально значимые и иные ценности, национальные цели и интересы общества и государства взамен господствующей в настоящее время либерально-рыночной идеологии, прозападных ценностей и псевдоценностей, являющихся по сути инструментами глобализма.
3. Разработка и реализация стратегии развития России как мировой державы по важнейшим направлениям, создания её духовной, экономической, политической, военной мощи, незыблемых основ как самодостаточной, суверенной, уникальной цивилизации и одного из лидеров международного сообщества.
На протяжении XX века российское общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, которые заняли место государственной идеологии. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольное положение, в стране возникло, а затем было законодательно закреплено мировоззренческое разнообразие. Свобода мнений, убеждений, взглядов способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, росту гражданской активности. Одновременно она же поставила многих людей и государство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содействовать личностному становлению человека и эффективному развитию страны в новых социальных условиях, сплачивающих граждан и общество в решении общенациональных задач.
Для миллионов людей актуальным стал поиск новой мировоззренческой, культурной, гражданской идентичности, обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества. Многие утратили жизненные ориентиры, не нашли себя в череде непрерывных социально-экономических преобразований, оказались потерянными для общества и государства потому, что само общество и государство вступили в процессы длительного реформирования. В этом
1 Лутовинов Владимир Ильич - д.филос.н., профессор РАНХиГС. Профессиональные интересы: национальная идея и общероссийская идеология, национальная безопасность, патриотизм, патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, подготовка и готовность к защите Отечества и военной службе. E-mail: [email protected]
многие ученые, представители лучшей части интеллигенции усматривают главную причину современных трудностей в формировании национальной идентичности и патриотического сознания российских граждан.
В современных условиях в правящей элите российского общества предпринимаются усилия для решения многочисленных проблем, которые, обостряясь в течение многих лет, привели к кризисному состоянию. Проявления кризиса повсеместны, они пронизывают все сферы нашей жизни. Преодоление этого кризиса невозможно с помощью отдельных мер, многообещающих программ, громких проектов в каком-либо субъекте РФ, даже в крупном регионе, таком как Дальний Восток, или на одном из направлений в той или иной жизненно важной сфере - экономической, финансовой, социальной, политической, культурной и т.д. Такие попытки, в том числе в виде значительных перспективных инициатив, осуществляемых на государственном уровне, тем не менее не затрагивают тот ценностный ряд, который может стать подлинным, реальным источником развития - социального, экономического, духовного, научного, культурного, демографического и т.д.
Об этом свидетельствуют многие объективные показатели, не только и не столько финансово-экономические, но и, что гораздо более важно, социально-гуманитарные, духовно-нравственные, характеризующие наиболее значимые стороны, признаки состояния российского общества, которое, к сожалению, не преодолело процесс деградации. Одним из самых характерных проявлений этого является депатриотизация общественного сознания, а главной причиной данного, отнюдь не ослабевающего процесса, является продолжающаяся деидеологизация, обеспечиваемая не только на правовой, но и на государственно-институциональной основе. Более конкретно речь идёт о разрушении института воспитания и, соответственно, о свёртывании, размывании, выхолащивании его стержневого, не только базового мировоззренческого, но и государственно-образующего направления формирования и развития граждан Российской Федерации - патриотического.
То, что мы наблюдаем сегодня в российском обществе - это результат духовной деградации очень значительной части граждан, которые не способны подняться до уровня патриотизма своей Родины. Как правило, проявляется любовь к своей «малой родине», к семье, к любимой работе или увлечению, но при негативном или безразличном отношении к России в целом. Это проявления регионализма, национализма, корпоративизма и прочих местечковых настроений, которые были очень характерны еще в период раздробленной и междоусобной Руси.
Обращаясь к решению проблемы патриотизма в России, хотелось бы отметить, что в ведущих странах Запада, а также Китае, Иране, Турции, Беларуси, Казахстане и целом ряде других уровень развития патриотизма выше, чем в России. Это проявляется во всем, прежде всего в их поступательном развитии, в динамике роста, во многих параметрах и качественных характеристиках государственной и общественной жизни. Например, в США основой идеологии патриотизма является американский образ жизни, высшие ценности, а также стремление к мировому господству, к распространению своих ценностей на весь остальной мир. Другие государства, такие как Китай, Великобритания, Франция, Турция, Израиль и иные, позиционируют себя как великие или региональные державы, устремленные в будущее.
А что же Россия? Каково ее место в современном мире? В чем состоит ее роль в мировом сообществе? Каково ее положение по отношению к ведущим странам мира? Что представляет ее курс и стратегия развития? Ответы на эти и другие вопросы, как известно, не могут произвести сколь-нибудь достойного или даже должного впечатления, особенно если обращаться к реалиям и проблемам российской действительности во всём их многообразии, малопредска-зуемости, а нередко - безысходности.
Богатство и драматизм нашей истории, великие достижения отечественной мысли предрасполагают обращение к истокам национального самосознания, духовно-нравственного, культурного и философского наследия России, рассмотрению различных идей, направлений, концепций, форм такой исторически сложившейся и в то же время устойчивой парадигмы, в русле которой формирование и развитие русской, российской цивилизации осуществлялось наиболее полно и плодотворно.
На каждом новом историческом витке развития любой народ должен отдать себе отчет в том, какова исходная база, на которую можно опереться и которая может способствовать усилению стремления народа к значительным переменам в поддержании своей жизнедеятельности и ее ориентиров. Эта база, безусловно, многомерна и многокомпонентна. Не все ее структурные элементы могут в равной степени представлять собой потенциал дальнейшего развития общества. И то, на чем оно остановит свой выбор сегодня, будет определяться избранной целью, содержанием соответствующей ей «национальной идеи».
В условиях огромных изменений, происшедших в российском обществе и по мере его дальнейшего развития, одни идеи находят воплощение, эфемерность других становится очевидной. Так было, так есть и так будет с той совокупностью проблем, которая получила наименование «русской национальной идеи»1.
По истечении уже целого исторического периода со времени разрушения коммунистической идеологии, Россия не обрела еще общенациональной идеи, способной сплотить современное общество. Появление этой идеи неизбежно. В ней воплотится все лучшее из традиционной русской идеи, обогатится и получит дальнейшее развитие с учетом новых исторических реалий великое культурно-историческое и духовно-нравственное наследие как русского, так и других народов России.
Споры вокруг русской идеи не ослабевают и нередко сопровождаются всякого рода домыслами, спекуляциями и извращениями. Дело доходит до того, что некоторые оппоненты пытаются изобразить русскую идею «опасной» для человечества, противопоставляют ее целям реформ, начисто игнорируя при этом кардинальной значимости обстоя-
1 См.: Павловский И.В. Политика национальных интересов России. - М.: Зебра Е, 2008. - С. 185-186.
146
тельство, заключающееся в невозможности обновления страны без духовности, нравственных и патриотических ценностей, исторического оптимизма, которые содержатся в русской идее.
Современное понимание русской идеи характеризуется наличием различных, в том числе противоположных позиций, оценок, что обусловливается противоречивостью сознания, духовного опыта и социальной практики россиян. Общество раскололось в понимании сущности исторического пути России, ее роли и места в мировой цивилизации, направлений и перспектив дальнейшего развития страны, реализации имеющегося потенциала во имя возрождения Отечества.
По выражению И.А. Ильина, русская идея не выдумана кем-то искусственно, «ее возраст есть возраст самой России»1. Поэтому русская, российская идея выступает сегодня как теоретическая и духовная доктрина возрождения Отечества, нашей исторической памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей действительности, совершенствования своей цивилизации и образа жизни, проявления ими высокой духовности, истинного патриотизма, мужества и жертвенности, стойкости и оптимизма.
Общероссийская, общенациональная идея должна соответствовать целому ряду требований и дать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия. Среди них, в частности:
«Что представляет Россия сегодня?
Каков её потенциал развития?
На что оно должно быть направлено, на построение какого общества?
Каковы источники, движущие силы достижения высшей цели развития? Каким представляется её реальное воплощение по завершении предстоящего этапа исторической эволюции?», а также некоторые другие.
Воплощая квинтэссенцию ряда высших духовных и социально значимых идей, ценностей, интересов и приоритетов истории, современности и будущего России, общенациональная идея призвана: определить главный вектор развития, его высший смысл, характеризующий предназначение и судьбу нашей цивилизации.
Высокая востребованность в общенациональной идее России XXI века обусловлена её спецификой, которая выражается:
- в уникальности России как одной из мировых цивилизаций;
- в особом историческом пути развития, величии и трагичности свершений;
- в мессианской роли России в мире, не только в прошлом, но и в современном мировом сообществе в качестве его важнейшего дееспособного субъекта;
- в сложности и труднопреодолимости проблем, требующих решения с участием всего народа, а не только лишь его малой части в лице правящей элиты;
- в особой роли духовного фактора в истории, современной и будущей России, являющейся духовным лидером в борьбе с мировым злом - государствами «золотого миллиарда»;
- в разрыве поколений, вызванном войнами и потрясениями XX века, в феномене «потерянной молодёжи», не позиционирующей себя воспреемницей не только Поколения Победителей, но и поколения советских людей-тружеников послевоенного времени;
- в депатриотизации общества и государства, вызванной развалом СССР, разрушением идеологии, либерализацией, вестернизацией и космополитизацией всех устоев жизни, отсутствием системы позитивно созидательных ценностей, норм, приоритетов;
- в наличии значительного опыта развития в процессе реализации общенациональной идеи, особенно на некоторых этапах отечественной истории (в XV-XVI вв., XIX-XX вв.).
Становится всё более очевидным, что дальнейшее полноценное и динамичное развитие России, всех сфер её жизни возможно только посредством обращения к историческим истокам, возрождения духовности, подъёма патриотизма и созидательной энергии общества в целом, благополучие, мощь и безопасность которого могут и должны стать высшей идеей, основой единения, движущими интересами каждого из наших соотечественников.
Поэтому среди многих проблем, требующих решения, определение, формулирование и обнародование общенациональной идеи представляется первоосновной и наиважнейшей. Это первоначало общественного сознания и всей социально значимой деятельности, любых идей, подходов, концепций, стратегий, программ и проектов, механизмов и технологий их реализации. Без главного, высшего, образующего и направляющего всё множество проблем, целей, задач, приоритетов и т.п. страдает малозначительностью, неопределённостью, нестабильностью, бессистемностью, незавершённостью, и, в конечном счёте, отсутствием смысла и достижения ожидаемых результатов.
Формирование и обоснование национальной идеи призвано определить высшее назначение России как мировой державы и главную цель ее развития в первой половине XXI века. В свою очередь, «общенаучная доктрина должна основываться на национальной идее, которая, в свою очередь, является важнейшим условием всех преобразований»2. При этом возрождение русской идеи, формирование научно обоснованной идеологической основы сплочения русского народа связано, прежде всего, с решением наиболее важной жизненной политической проблемы - предотвращения ослабления и развала Российского государства.
Вследствие этого возрастает необходимость решения проблемы разработки мировоззренческо-идеологических основ современного российского общества. Мировоззрение, высшие духовные и социально значимые ценности являются теоретико-формирующей составляющей идеологии, поскольку вооружает её «методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащают человека системой духовно-
1 Ильин И.А. Наши задачи: Статьи 1948-1954 годов: в 2 т. - М.: Рарогъ, 1992. - Т. 1. - С. 331.
2
См.: Современная Русская Идея и государство. - М., 1995. - С. 39.
ценностных ориентаций»1. Мировоззрение определяет идеологию общества, в том числе и идеологию воспитания новых поколений. Только выражающая важнейшие интересы общества, государства, направленная на решение его насущных проблем идеология может избавить наше сознание от тревожных сомнений, внутренних противоречий, социального и политического противостояния между людьми. Государственная идеология должна представлять собой совокупность официально признанных доктрин во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества, основанных на его интересах и ценностях, традициях и перспективах, достижениях, трудностях и проблемах.
Формирующаяся в качестве альтернативы либерально-демократическому направлению государственно-патриотическая идеология включает традиционные и исторические элементы российской культуры, образа жизни, национальных обычаев и представляет собой, по мысли ее теоретиков, «синтез русской идеи, современных реалий и исторического, в том числе социалистического опыта»2.
Возрождение национального самосознания России, реализация созданного многими поколениями духовно-нравственного и патриотического потенциала нашего общества является доминирующей тенденцией его современного развития и по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в XX веке серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов. Процесс поиска и обретения подлинно патриотической идеологии, основанной на российской духовности, истории, культуре, отражающей проблемы современного развития, особенности национального самосознания и менталитета, гармонизирующей интересы общества и личности, еще ждет своего относительного завершения.
В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. В этой ситуации общество и его социальные и государственные институты должны вновь вступить на путь развития, основанный на использовании бесценных богатств и ресурсов, которых у нас больше, чем у многих других народов, но которые используются крайне неэффективно. С учетом развития современных тенденций в общественной и государственной жизни, особенно если иметь в виду ее духовно-нравственный компонент, важно правильно определить прежде всего ценностные основы современной России.
Система базовых ценностей постоянно эволюционирует, претерпевает значительные изменения, которые осуществляются в контексте развития российского общества и государства, его институтов, Русской Православной Церкви, традиционных конфессий, общественно-государственных и общественных организаций и объединений.
Высшие ценности России - это наиболее важные для жизнеспособности и жизнеустройства страны состояния и характеристики народонаселения и устройства территории, государственного и общественного управления. По сути, они наполняют национальную идею качественным содержанием, отвечают на вопрос, «какой именно быть России?». Самой главной из высших ценностей является вечное существование самой страны Россия - Родины Народа России.
Высшие ценности мало просто объявить, они должны работать. Высшие ценности обязаны быть мотивацион-ными, деятельными, влиять не только на помыслы, но и на реальные решения.
Высшие ценности в совокупности формируют идеал, к которому сообща стремится вся страна. Государственная власть, ориентируясь на ценности и идеал, формулирует цели, которые необходимо достичь. На пути реализации этих целей обнаруживаются проблемы, для поиска решений которых включаются механизмы управления. Таким образом, выстраивается логичная и понятная схема управления государством: ценности (идеал) - государственная политика - целеполагание - проблема - госуправление - задачи - решения - исполнение - результат.
Обновленная система государственно-патриотических ценностей условно может быть разделена на главные сферы: духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений); гражданско-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).
Аккумулирование в содержании новой идеологии этих и других ценностей - отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности. Без таких ценностей и соответствующего идеологического обеспечения общественная и государственная система будет по-прежнему оставаться непрочной конструкцией, почти не связанной с основными социальными и государственными институтами и проблемами, волнующими российских граждан, включая обеспечение национальной безопасности страны.
Под воздействием системы идей эти ценности выступают как исходное начало интеграции и обеспечения целостности России, российского государства, как главные ориентиры формирования стратегии его развития и решения назревших проблем исходя из национальных интересов нашей страны.
Существует мнение, что возрождение России нужно начинать не с высших ценностей и патриотических деклараций, а с экономического обустройства жизни. Однако писатель-патриот Валентин Распутин незадолго до смерти сказал, что именно с патриотизма нужно начинать строительство страны, поскольку за ним стоит очень многое: и со-
1 См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1992. - С. 249-250.
2
См.: Современная Русская Идея и государство. - М., 1995. - С. 168.
весть, и долг, и истина, и добро, и вера, и личность, и гражданин, и многое другое: «Патриотизм - вот слово, которое представляется мне всеобъемлющим и если не спасительным, то в огромном клубке наших нравственных и духовных проблем тем узлом, который легче всего поддается распутыванию»1.
Распутин прав в том, что по-настоящему обустраивать Россию могут только люди патриотического мировоззрения. Казалось бы, таких в современной России немало, и, будучи сплоченными идеей патриотизма, они способны решить любую проблему, в считанные годы возродить экономический и духовный потенциал страны, вернуть её в число великих держав.
Между тем сложность и противоречивость современной ситуации в нашем обществе состоит в том, что, несмотря на всё ещё значительный потенциал патриотических настроений, его фактическая продуктивность, способность радикально изменить страну близка к нулю. Обществу и власти хронически не удаётся преобразовать этот потенциал в реальном процессе национального возрождения.
Причинами этого, в частности, являются: наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания, а также отсутствие системности и целенаправленной государственной политики в этой сфере. В общественном сознании отсутствует стабильная идеологическая форма, способная аккумулировать патриотическую энергию российских граждан для реализации социально значимых стратегий, программ, проектов.
Патриотизм при всей его исключительной важности сам по себе не может стать движущей силой развития общества. Он становится таковым, будучи встроенным в национальную идею в качестве её движущей основы. Важно не только любить Отечество, но и конкретно понимать, какую Родину любит человек, какой он хочет её видеть. Об этом хорошо сказал Е.Н. Трубецкой: «Особенность русского патриотизма заключается в том, что он никогда не воодушевляется идеей родины как такой, служением русскому как такому. Чтобы отдаться чувству любви к родине, нам нужно знать, чему она служит, какое дело она делает. И нам нужно верить в святость этого дела, нам нужно сознавать его правоту. Нам нужна цель, которая бы поднимала наше народное дело над национальным эгоизмом»2.
«Мир меняется, но запросы на духовно-ценностные ориентиры в пространстве социально-политического бытия у людей остаются. Эти запросы и есть первопричина идеологий»3. Именно идеологический аспект патриотизма является сегодня важнейшим условием пробуждения и мобилизации национального самосознания, способного материализоваться в реалиях и противоречиях нашего бытия на уровне целеполагания образа будущего России и необходимости его достижения. Поэтому определение и формирование единой общероссийской патриотической идеологии на кризисном рубеже развития отечественной истории и есть первоочередная задача патриотических сил нашего общества.
Это тем более необходимо, что под аккомпанемент декларирования особой значимости и незаменимости патриотизма на высоком официальном уровне реальное и определяющее воздействие на положение дел оказывает антагонистичная ему по своей природе идеология либерализма. Именно она фактически продолжает осуществлять политику нынешнего правительства: в экономике, социальной политике и культуре, науке, образовании и в других сферах.
Главным фактором, препятствующим воплощению патриотизма в реальные дела и поступки, является позиция элиты, глубинный, нередко даже нескрываемый, космополитизм, псевдопатриотизм и неослабевающая любовь к Западу словно вирус, проникающий в иммунную систему всех слоёв населения и растлевающий его дух.
Роль и значение патриотизма возрастает, когда развитие общества сопровождается повышением напряжения сил его граждан (расслоение, конфликты, обострение кризисных явлений, деформация самих устоев жизни социума, вырождение традиций, неопределённость будущего и т.п.). Именно такой сложный этап общенационального испытания переживает современное российское общество. Поэтому всё более возрастает необходимость в его возрождении, выздоровлении и полноценном развитии.
Таким образом, с точки зрения стратегии дальнейшего развития патриотизм не только и не столько духовно-историческая и нравственная ценность, но прежде всего условие выживания, основа программы реальных действий для любого гражданина России, связывающего с ней своё будущее. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, на основе которого сформируются национальная идея, общероссийская идеология и соответственно, готовность и способность граждан к активным действиям на благо Отечества, в том числе, если потребуется, по его вооруженной защите.
1 Распутин В. Время и бремя тревог. - М.: Литрес, 2017. - С.118.
2
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М.: Книжный клуб КниговеК, 2015. - С. 351.
3 Равочкин Н.Н. Проблема восприятия идеологии как типа духовного освоения действительности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2015. - № 1. - С. 66.