Authoritarian State (On the Benefits of Political Parties in Russia)]. Pro et Contra. Winter. pp. 160-161.
13. Seligson, A.L. (1999) Civic Association and Democratic Participation in Central America: A Test of Outnam Thesis. Comparative Political Studies. 32. pp. 342-350.
14. Olson, M. (1982) The Rise and Decline of Nations: Economic Growth, Stagnation, and Social Rigidities. New Haven: Yale University Press.
15. Volodin, A.G. (2000) Grazhdanskoe obshchestvo i modernizatsiya v Rossii. Istoki i sovremennaya problematika [Civil Society and Modernization in Russia. Origins and Contemporary Issues]. Polis - Political Studies. 3. [Online] Available from: http:// www.politstudies. ru/fulltext/2000/3/102. htm.
16. Dahrendorf, R. (1998) Posle 1989. Razmyshleniya o revolyutsii v Evrope [Reflections on the Revolution in Europe]. Moscow: Ad Marginem.
17. Sundstrom, L.M. (2005) Foreign Assistance, International Norms and NGO Development: Lessons from the Russian Campaign. International Organization. 2 (59). pp. 419-449.
18. Galkin, A.P. (n.d.) Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: formy sushchestvovaniya i osnovnye vidy deyatel'nosti [Civil Society in Russia: Forms of Existence and Main Activities]. [Online] Available from: http:// www.civisbook.ru/files/File/Galkin_forms.pdf.
УДК 397
DOI: 10.24412/2070-075Х-2021-2-118-125
Фу Чжунфэн, Ян Го
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО МАЛЫХ НАРОДОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕСНОЙ ОХОТОЙ В БАССЕЙНЕ РЕКИ АМУР1
Настоящая статья имеет своей целью охарактеризовать особенности изобразительного искусства малых этнических групп, проживающих на территориях бассейна реки Амур. Методами исследования являются описание, синтез, классификация. В работе рассматриваются особенности архитектурного моделирования представителей орокенов, даур и эвенков, их пластического искусства, национального костюма, живописи. В работе сделан вывод о том, что, несмотря на схожесть, которую обусловливают образ жизни, религия, тесные взаимоотношения и единая главная промысловая деятельность названных этнических сообществ, изобразительное искусство лесных охотников обнаруживает самобытные черты, характерные для каждой народности.
Ключевые слова: эвенки, орокены, дауры, этнические меньшинства России и Китая, изобразительное искусство малых этносов.
Актуальность исследования
Вопрос о сохранении и популяризации культуры малых этносов сегодня стоит в научном мире достаточно остро. Трудно оспорим тот факт, что на современном этапе развития общества этническая идентичность малых народностей стирается под влиянием распространения массовых культур. Именно поэтому исследования, поднимающие вопрос изучения материальных и нематериальных образцов культурного наследия этнических меньшинств сейчас обретают все большую актуальность. Кроме того, актуаль-
1 Данная статья является результатом научно-исследовательского проекта провинциальных вузов Хэйлунцзяна. Номер проекта: 2018-KYYWF-1274.
ность обусловлена и растущим количеством публикаций, созданных в том числе в последнее десятилетие.
Степень научной разработанности проблемы
В рамках настоящего исследования рассматривается типологическая характеристика изобразительного искусства малых этносов, проживающих и осуществляющих свою практическую деятельность в бассейне реки Амур. Среди них особенно выделяются племена лесных охотников - эвенков, орокенов (ороченов) и даур. Их культура и историческое наследие не раз становились объектом научного интереса ученых. Рассмотрим некоторые современные публикации более подробно. Так, вопрос классификации изобразительного искусства малых этносов поднимался в трудах В.А. Варламова [1]. В.Л. Заболотняя также обращалась к проблеме сохранения культурного наследия эвенкийского народа [2]. Кроме того, эвенкийская народность оказывалась в фокусе научного интереса Ю.С. Замараевой с соавторами [3], Н.Н. Середкиной [4], А.А. Сириной [5], Н.Н. Пименовой [6]. Культурное наследие даур рассматривалось Б.Д. Цыбеновым [7], О.В. Дьяковой, В.В. Шевченко [8]. Некоторые особенности изобразительного искусства орокенов очерчены в труде Ричарда Нолла, Кунь Ши «Последний шаман орочонов Северо-Восточного Китая» [9]. Кроме того, современные публикации отражают стремление исследователей связать историческую культуру малых народов с современностью, в том числе и при воспитании подрастающего поколения (Санжеева Л.В. [10]).
Цель, задачи и предмет исследования
В рамках настоящей статьи предпринята попытка типологической характеристики изобразительного искусства малых этносов, занимающихся лесной охотой в бассейне реки Амур. Это положение и явилось целью исследования. Для ее достижения были поставлены задачи по поиску и обработке существующей научной литературы по вопросу; классификации изобразительного искусства даур, эвенков и орокенов по признаку их видовой принадлежности (живописи, скульптуры (пластического искусства), архитектурного моделирования, декорирования и создания костюмов); описания особенностей каждого вида искусства конкретной народности; отражение общих и индивидуальных черт изобразительного искусства каждого их названных малых этносов.
Научная новизна исследования
Несмотря на то, что в рассмотренных трудах исследователей предприняты попытки отразить некоторые особенности изобразительного искусства малых этносов, занимающихся лесной охотой, однако целостной работы, в которой была бы представлена классификация видов изобразительного искусства «братских» племен орокенов, эвенков и даур, создано не было. Данный факт и определяет научную новизну настоящего исследования.
Методология и методы исследования
Для достижения поставленных задач исследования были использованы такие методы исследования, как описание, синтез, классификация.
Источниковая/эмпирическая база исследования
Источниковой базой настоящего исследования послужили фундаментальные авторитетные научные труды по теории искусства, среди которых концептуально важными оказались «Об искусстве» Ш. Бодлера [11], «Искусство и герменевтика в ее эстетических и социологических измерениях» Е.С. Громова [12], монография Е.А. Елиной «Вербальная интерпретация произведений изобразительного искусства. Номинативно-коммуникативный аспект» [13] и др.
Основная (аналитическая) часть (обсуждение, результаты)
Этническая группа лесных охотников - это не наименование однородного этнического образования, а собирательное название для множества малых народностей, проживавших в бассейне реки Амур в Китае и России, сформировавшихся в конце правления династии Мин и начале Цин, сосредоточенных в основном в среднем и верхнем течении реки Амур и в Большом Хингане. Представители лесных охотников объедине-
ны в племенные сообщества эвенков, даур и орокенов. По причине общности территорий обитания, единой промысловой деятельности названные этнические группы лесных охотников тесно взаимодействуют.
Эвенки, орокены и дауры формировали братские отношения в течение длительного периода развития. Все три малые народности происходят от единого племени сянь-бэй. Орокены и эвенки являются потомками этнической группы Шивэй в династиях Суй и Тан. Этническая группа даур представляет собой комбинацию Лоцзусивэй и Хэйшуй Мохэ. Данные исторически обусловленные факторы неизбежно повлияли на характер изобразительного искусства лесных охотников.
Изобразительное искусство названных этнических групп формировалось в ходе длительного развития охотничьего народа, художественный стиль с национальным колоритом является концентрированным выражением их этнической эстетики, обладая функцией важного носителя национального духа. Таким образом, классификационные исследования его изобразительных искусств способствуют более углубленному изучению этнокультуры малых народностей, в том числе и с эстетической точки зрения.
Национальность эвенки - это трансграничная этническая группа на севере Китая, в основном проживающая в бассейне реки Амур, как в Китае, так и на территории России. Народность эвенков характеризуется небольшим числом представителей, однако широким распространением. Согласно шестой национальной переписи населения в 2010 году, этническая группа эвенков насчитывает всего 30 875 человек, в основном проживающих в провинциях Монголии и Хэйлунцзян [2, с. 138]. Как кочевой народ, в основном занимающийся охотой, эвенки сформировали уникальное изобразительное искусство в ходе длительного развития.
Наиболее развитое направление изобразительного искусства эвенков - это узоры, используемые мастерами при декорировании одежды. Наивысшего мастерства в художественном оформлении предметов одежды народные умельцы достигли в деле украшения костюмов шаманов (без них не обходился ни один религиозный обряд [3. С. 856]). Зачастую узоры костюмов эвенков представляют собой изображение солнца и луны (как символа «верхнего» и «нижнего» мира [3. С. 855]), оленей, змей и т.д. Например, на спине шаманских костюмов вышиты круглые красные очертания солнца и желтой луны в форме полумесяца. Другой пример: пояс шаманской группы украшен узорами в виде оленей, дополнен изображениями солнца, луны, гор, воды и другими вспомогательными образами, а головной убор шамана неизменно дополняют элементы декора в виде оленьих рогов.
Следующим проявлением изобразительного искусства эвенков является архитектурное моделирование, где народные умельцы также достигли значительных высот. Эвенки ведут кочевой образ жизни. «Жизнь за счет воды и травы» является характерной чертой не оседлых народностей. Поэтому архитектура эвенкийского народа сильно отличается от архитектуры земледельцев. Большинство из них представляют собой простые палатки, называемые сасигскими столбами, или попросту «столбами». Колонна Сасиг состоит из трех пересекающихся друг с другом деревянных опор и закреплена десятками деревянных опор, летом покрыта дерном, а зимой - кожаным ограждением, что затрудняет перемещение.
Изобразительное искусство эвенков также представлено живописью. Скульптурки шаманских богов являются основным выражением живописного искусства эвенков. Однако следует сказать о том, что продукты данной деятельности также претерпели изменения в процессе исторического развития народности (как отмечают исследователи, культура эвенкийского народа развивалась постоянно, и этот процесс не прерывается и по сей день [1]). В частности, значительные трансформации получила форма кукол богов: от первоначальных изображений тотемных богов до тех фигур, которые приближены к реальной человеческой форме. Например, фигурки горных богов представляют собой образ старика с бородой. Исследователями также отмечаются и традиции
других культур (в том числе и православной [4]), нашедших отражение в живописи эвенков.
Народ даур - одно из этнических меньшинств, проживающих и осуществляющих свою практическую деятельность на севере Китая. В основном эти племена сосредоточены в провинциях Монголии и Хэйлунцзяне, а также в Синьцзяне, Ляонине и на некоторых других территориях. В начале правления династии Цин наименование народности даур стало звучать как «дахуэр». После основания Китайской Народной Республики она была окончательно названа даурами согласно воле народа. Этническая группа даур с населением более 100 000 человек является самой густонаселенной среди рассматриваемых трех этнических групп Саурона. Она имеет богатую историю и культуру. Изобразительное искусство является самым ярким воплощением даурской этнической культуры.
Тканью для одежды даурского народа в основном служат шкуры животных, что продиктовано кочевым образом жизни этнической общности: шкуры-мантии, шкуры оленя и лисицы. Что примечательно, в разные сезоны они носят разную одежду. Цвета костюмов дауров ограничены материалами, а характеристики пластических искусств в основном проявляются в различных типах узоров, таких как геометрические, природные, обладающие различными символическими значениями.
По сравнению с народностью эвенков природные узоры народности даур более многообразны. В частности, в образах животных, помимо обыкновенного северного оленя, также встречаются узоры журавлей, драконов и фениксов.
Особенности изобразительного искусства даур проявляются и в архитектуре народности. Архитектурный образец даурского народного дома имеет традиционные черты центральной оси. Он построен с нескольких сторон к югу [7. С. 239]. Количество комнат варьируется от трех до пяти. По обе стороны находятся спальни, кухня, как правило, располагается посередине. Крыша покрывается травой.
Архитектурный стиль даурской народности в основном проявляется в резьбе по дереву, используемой для декорирования внутреннего убранства домов. Подобные узоры также имеют метафорическое значение, например, «счастье», «благополучие» и «долголетие».
Еще одним образцом воплощения изобразительного искусства даур оказывается живопись. Картины даурских мастеров представляют собой тотемные картины. Сюжет оригинальных картин основан на изображении «Банача», нарисованном на материале из белой березы после ее специальной очистки. Они обладают характеристиками естественной простоты.
Среди народных промыслов у представителей даурского этноса распространено вырезание из бумаги. Большинство мастеров использует в качестве сырья ткань, кожу и даже металлическую фольгу, а также рисует на них соответствующие узоры.
Народ орокенов (ороченов [9]) является одним из жителей провинции Хэйлунцзян с населением менее 10 000 человек. В основном они живут в горах и лесах Большого Хингана. Существуют документы, относящиеся к периоду правления династии Цин, в которых данная этническая группа называется «народом шули». Народность орокен является типичным кочевым народом, несмотря на то что само население по численности невелико, оно породило богатую национальную культуру, воплотившуюся в том числе и в изобразительном искусстве.
Костюмы орокенов представляют собой в основном халаты, сшитые из шкур животных. Одежда орокен имеет множество декоративных узоров, сосредоточенных на вырезе, манжетах и т.д., общие геометрические узоры (треугольные, волновые, точечные), узоры в виде растений, животных и т.п. Среди последних главенствующее положение занимают образы северных оленей, как и у представителей эвенкийского этноса.
Традиционная национальная архитектура народности орокенов - это «наклонная человеческая колонна», имеет конусообразную форму, поддерживаемую 20 или 30
деревянными шестами, покрытыми шкурами животных и берестой. Планировка отражает эстетические устремления данного народа; большое количество уникальных архитектурных узоров было сформировано в ходе длительного исторического развития. Внутри домов, как правило, находятся этнические тотемы и жертвенные боги, которые отражают важное влияние шаманизма на жизнь и быт орокенов.
Изобразительное искусство орокенов чрезвычайно развито: оно имеет в своем арсенале не только различные виды изображения плоскости, но и большое количество пространственных моделей. Например, при изображении плоскости более распространены рисование, разрезание шкуры животных и вырезание из бумаги.
В отличие от ханьцев, которые используют бумагу в качестве основного материала для рисования, представители орокенов часто используют местные материалы: бересту и кору других деревьев. Лепка из бересты - уникальное изобразительное искусство рассматриваемой народности. Изделия в основном окрашены в красный, желтый, зеленый и черный цвета, что символизирует природу: облака, птиц, животных и растений. Резка бересты - очень древнее изобразительное искусство народности орокен. Изделия представляют собой как схемы различных вышивок, так и многочисленные формы птиц и зверей, которые зачастую используются в качестве детских игрушек.
Выводы, их практическая значимость, возможные направления дальнейших исследований.
Подводя итог классификации и описанию национального пластического искусства лесных охотников бассейна реки Амур в Китае и России, можно выделить следующее:
1. Жизненно-ориентированные характеристики. Образ жизни лесных охотников во многом схож с кочевыми народами. Именно это обстоятельство и послужило главной особенностью национального изобразительного искусства всех рассмотренных в рамках настоящей статьи народов в бассейне реки Амур.
2. Национальные особенности изобразительных искусств. Лесные охотники бассейна реки Амур в Китае и России являются многоэтническими племенами. Племена эвенков, даур и орокен сформировали тесные отношения в течение длительного периода развития. Эти отношения проявляются в отношениях сотрудничества, сложившихся в процессе товарооборота, что также отражается в сходстве на культурном уровне. Изобразительное искусство лесных охотников имеет ярко выраженный национальный характер. С макроэкономической точки зрения пластическое искусство этих народностей сильно отличается от изобразительного искусства других этнических групп Китая. На микроуровне различия существуют и между различными национальностями представителей лесных охотников.
3. Религиозная характеристика изобразительных искусств. Народы, промышляющие лесной охотой в бассейне реки Амур в Китае и России, имеют общие культурные черты, и наиболее заметной из них является общая вера в шаманизм. Шаманизм - примитивная религия, сформированная на основе народных верований. Он широко распространен на северо-востоке и северо-западе Китая.
Таким образом, уникальная природная среда и образ жизни в бассейне реки Амур наделяют этническое искусство и культуру данной территории особенными эстетическими характеристиками. В то же время они транслируют неотъемлемую идентичность искусства культуры каждой отдельной нации. Образ жизни лесных охотников, подразумевающий выживание в условиях ограничений естественной среды, является материальной основой для формирования особенной художественной и культурной формы.
Литература
1. Варламов А.Н. Эвенкийская культура в современном мире // Теоретические и методические аспекты преподавания эвенкийского языка и культуры в условиях модернизации образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции
«Современное состояние и перспективы преподавания эвенкийского и сойотского языков в условиях модернизации образования» (Улан-Удэ, 22-23 мая 2018 г.) / науч. ред. Е.Ф. Афанасьева. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2018. С. 31-34.
2. Заболотняя В.Л. Сохранение традиционной эвенкийской культуры: успехи и проблемы современности // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования: материалы научно-творческой конференции с международным участием, 22 марта 2014 г., г. Якутск / М-во культуры Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т искусств и культуры, М-во образования, культуры и науки Монголии, Монгол. гос. ун-т культуры и искусств, М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия); [редкол.: С.С. Игнатьева, кпн и др.]. Якутск: АГИИК, 2014. С. 138-143.
3. Zamaraeva Yu.S., Luzan V.S., Metlyaeva S.V., Seredkina N.N., Koptseva N.P., Fil'ko A.I., Khrebtov M. Ya. Religion of the Evenki: history and modern times. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 2019. 12 (5), 853-871. DOI: 10.17516/1997-1370-0428.
4. Середкина Н.Н. Православные образы в художественной этнокультуре современной Сибири // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 27-45.
5. Сирина А.А. Эвенки и эвены в современном мире. М: Восточная литература, 2012. 606 с.
6. Пименова Н. Н. Культурное наследие коренных малочисленных народов Красноярского края и современные культурные практики // Человек и культура. 2014. № 2. С. 28-66. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.11269
7. Цыбенов Б.Д. К изучению традиционного жилища дауров // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 8. С. 237-241.
8. Дьякова О.В., Шевченко В.В. Тунгусо-маньчжуры и дауры Приамурья: этнокультурное пограничье (по материалам фортификации) // Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве. Историческая география Золотой Орды: материалы VII Международной конференции, посвященной памяти Г.А. Федорова-Давыдова / под. ред. С.Г. Бочарова, А.Г. Ситдикова. Казань, Ялта, Кишинев, 2016. С. 28-30.
9. Нолл Ричард, Кунь Ши. Последний шаман орочонов Северо-Восточного Китая // Религиоведение. 2009. № 2. С. 19-37.
10. Санжеева Л.В. Классификация традиционной художественной культуры коренных малочисленных народов Севера в обучении студентов-бакалавров // Человеческий капитал. 2019. № 3 (123). С. 130-138. DOI: 10.25629/HC.2019.03.13
11. Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. 422 с.
12. Громов Е. С. Искусство и герменевтика в ее эстетических и социологических измерениях. СПб.: Алетейя, 2004. 335 с.
13. Елина Е.А. Вербальная интерпретация произведений изобразительного искусства. Номинативно-коммуникативный аспект. Саратов: Изд-во Сарат. гос. соц.-экон. унта, 2002. 253 с.
Fine Art of the Small Peoples Engaged in Forest Hunting in the Amur River Basin
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2021, 2 (81), 118-125. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-2-118-125
Zhongfeng Fu, Heihe University (Heihe, People's Republic of China). E-mail: fzfart@vip. qq .com
Guo Yang, Heihe University (Heihe, People's Republic of China). E-mail: [email protected] Keywords: Evenks, Oroqens, Daurs, ethnic minorities of Russia and China, fine art of small ethnic groups.
The article is part of the Heilongjiang Provincial Universities Research Project, Project No. 2018-KYYWF-1274.
This article aims to characterize the features and present the typology of the fine art of small ethnic groups living and carrying out their practical activities in the Amur River
№ 2 (81), 2021
basin. The authors' attention is focused on the samples of cultures of three tribal peoples - the Daurs, the Oroqens and the Evenks, which have similarities in terms of living conditions, way of life and the main commercial occupation - forest hunting. The classification is based on the typological principle of fine art, in particular, each type of fine art inherent in a particular nationality (painting, architectural modeling, sculpture, paper cutting, modeling, etc.) is described. In the characteristics of each of the types of art of a particular ethnic group, an attempt is made to describe the peculiarities, distinctive features of the samples, which testify to the national identity of the representatives of the tribe. The classification is directly preceded by information and authors' observations on the fact that the Daurs, the Oroqens and the Evenks have common features (living conditions, religious beliefs, fishing activities, value orientations), which inevitably affects some similarity in the embodiment of their works of art. However, the article emphasizes the desire of each of the ethnic minorities to preserve and communicate their own identity, which is also manifested in fine art. The article also emphasizes that the fine art of these peoples is also different from the samples of the culture of Chinese ethnic minorities, but in aggregate they can represent a single embodiment of a common national culture. Consequently, the study, preservation and further popularization of the ethnocultural features of fine art will have a beneficial effect on the study of the integral system of the cultural heritage of the PRC.
References
1. Varlamov, A.N. (2018) [Evenk Culture in the Modern World]. Teoreticheskie i metodicheskie aspekty prepodavaniya evenkiyskogo yazyka i kul 'tury v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Theoretical and Methodological Aspects of Teaching the Evenk Language and Culture in the Context of Education Modernization]. Conference Proceedings. Ulan-Ude. 22-23 May 2018. Ulan-Ude: Buryat State University. pp. 31-34. (In Russian).
2. Zabolotnyaya, V.L. (2014) [Preservation of Traditional Evenk Culture: Successes and Problems of Our Time]. Traditsionnaya kul'tura kochevykh narodov v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya [Traditional Culture of Nomadic Peoples in the System of Art Educatio]. Conference Proceedings. Yakutsk. 22 March 2014. Yakutsk: AGIIK. pp. 138-143. (In Russian).
3. Zamaraeva, Yu.S. et al. (2019) Religion of the Evenki: History and Modern Times. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. 12 (5). pp. 853-871. DOI: 10.17516/1997-1370-0428
4. Seredkina, N.N. (2013) Pravoslavnye obrazy v khudozhestvennoy etnokul'ture sovremennoy Sibiri [Orthodox Images in the Artistic Ethnoculture of Modern Siberia]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education. 3. pp. 27-45.
5. Sirina, A.A. (2012) Evenki i eveny v sovremennom mire [The Evenks and the Evens in the Modern World]. Moscow: Vostochnaya literatura.
6. Pimenova, N.N. (2014) Cultural Heritage of the Small Indigenous Groups of Krasnoyarsk Krai and the Present-day Cultural Practices. Chelovek i kul'tura - Man and Culture. 2. pp. 28-66. (In Russian). DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.11269
7. Tsybenov, B.D. (2012) K izucheniyu traditsionnogo zhilishcha daurov [To the Study of the Traditional Dwelling of the Daurs]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 8. pp. 237-241.
8. D'yakova, O.V. & Shevchenko, V.V. (2016) [Tungus-Manchus and Daurs of the Amur Region: Ethnocultural Borderlands (Based on Fortification Materials)]. Dialog gorodskoy i stepnoy kul'tur na Evraziyskom prostranstve. Istoricheskaya geografiya Zolotoy Ordy [Dialogue of Urban and Steppe Cultures in the Eurasian Space. Historical Geography of the Golden Horde]. Conference Proceedings. Kazan; Yalta; Chisinau. pp. 28-30. (In Russian).
9. Noll, R. & Kun Shi. (2009) Posledniy shaman orochonov Severo-Vostochnogo Kitaya [The Last Shaman of the Orochons of Northeast China]. Religiovedenie - Study of Religion. 2. pp. 19-37.
10. Sanzheeva, L.V. (2019) Klassifikatsiya traditsionnoy khudozhestvennoy kul'tury korennykh malochislennykh narodov Severa v obuchenii studentov-bakalavrov [Classification of the Traditional Artistic Culture of the Indigenous Minorities of the North in Teaching Bachelor Students]. Chelovecheskiy kapital - Human Capital. 123 (3). pp. 130-138. (In Russian). DOI: 10.25629/HC.2019.03.13
11. Baudelaire, Ch. (1986) Ob iskusstve [On Art]. Translated from French. Moscow: Iskusstvo.
12. Gromov, E.S. (2004) Iskusstvo i germenevtika v ee esteticheskikh i sotsio-logicheskikh izmereniyakh [Art and Hermeneutics in Its Aesthetic and Sociological Dimensions]. St. Petersburg: Aleteyya.
13. Elina, E.A. (2002) Verbal'naya interpretatsiya proizvedeniy izobrazitel'nogo iskusstva. Nominativno-kommunikativnyy aspekt [Verbal Interpretation of Works of Fine Art. Nominative and Communicative Aspect]. Saratov: Saratov State Socio-Economic University.
УДК 378.18
DOI: 10.24412/2070-075X-2021-2-125-143
Ф.В. Цраева, А.И. Рахаев
ПРИОРИТЕТЫ СТУДЕНТА-ВОЛОНТЕРА В КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА: НА ПРИМЕРЕ ОПРОСА СТУДЕНТОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ
Объектом исследования является совокупность ценностных ориентиров студентов-волонтеров Кабардино-Балкарии как результат их культурной деятельности. Основной метод - сравнение мотиваций участия/неучастия в волонтерской деятельности с затраченным на нее студентами временем. В центре внимания характеристика культуры региона, данная посредством анализа ценностных ориентиров (приоритетов) студентов-волонтеров на базе адаптированных к задачам культурологического исследования распространенных социологических опросных методик.
Ключевые слова: теория культуры, культура региона, ценностные ориентиры, молодежная культура, приоритеты, студенты, волонтеры, мотивация, методология.
Исследование культуры региона с помощью экспериментального метода оценки приоритетов студента-волонтера на примере опроса студентов Кабардино-Балкарии обусловлена стремлением к интеграции культурологии с новейшими квалитативными методами управления качеством. Философия всеобщего управления качеством (TQM -Total Quality Management) предполагает тесную взаимосвязь управления не только экономическими процессами, но и социокультурными. По мысли доктора экономических наук, первого вице-президента Всероссийского общества качества (ВОК) Ю.А. Гусако-ва, в XXI в. доктрина TQM опирается на комплекс фундаментальных концепций совершенства, отвечающих современным глобальным вызовам, и нацелена на повышение качества управления процессами с целью достижения стабильного социально-экономического развития и повышения качества жизни людей, - с целью создания устойчивого будущего [1]. С позиций современной теории социокультурной деятельности система