Экономические науки
39
УДК 332.025
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Шумахов Р. В., кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования,
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ», Северо-Кавказский институт, г. Пятигорск
E-mail: [email protected]
В статье исследована экономическая политика в сфере импортозамещения проводимая в Российской Федерации в последние годы и практические пути ее реализации. Говорится о новых организационных структурах созданных на федеральном уровне, способствующих поддержке экспорта и процесса импортозамещения. Раскрывается практический ход реализации импортозамещения на примере Кабардино-Балкарской Республики.
Ключевые слова: регион, импортозамещение, экономические санкции, кредит, экономический рост, инвестиционная политика, экспорт, геополитика, стратегия.
IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR OF THE ECONOMIC GROWTH OF THE REGION'S ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)
Shumakhov R. V., candidate of economic sciences, associate professor of the department of economy and antimonopoly regulation,
FSBEI HE «Russian academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation, North Caucasion institute, city of Pyatigorsk
The article examines the economic policy in the field of import substitution carried out in the Russian Federation in recent years and practical ways of its implementation. It is a question of new organizational structures created at the federal level, which support export support and the process of import substitution. The practical course of realization of import substitution is revealed on the example of the Kabardino-Balkarian Republic.
Key words: region, import substitution, economic sanctions, credit, economic growth, investment policy, export, geopolitics, strategy.
Тема импортозамещения в современных экономических условиях прибретает особую актуальность. Введенные против Российской Федерации санкции и ответные меры российской стороны стали стимулом для развития идей импортозамещения в отечественной экономике.
Экономическая политика в сфере импортозамещения имеет своей целью восстановление роли и места промышленности и сельского хозяй-
ства в качестве базовой компоненты экономики страны на основе передового технологического уклада, путем решения комплекса взаимосвязанных экономических и организационных мероприятий. Реализация поставленных задач требует от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Российской академии наук, бизнеса и экспертного сообщества максимально
скоординированных действий с Федеральным собранием Российской Федерации в части законодательного обеспечения этой деятельности (4).
Импортозамещение в России рассматривается как тип экономической стратегии, направленной на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых товаров и технологий продуктами национального производства, которая реализуется с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счет стимулирования модернизации производства, роста ее эффективности и освоения новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Наряду с этим импортозамещение характеризуется как целостная реиндустриализация экономики, способствующая созданию крупных инновационных производств, интеграции промышленности и науки и созданию тысяч новых рабочих мест.
Вопрос о необходимости импортозамещения стал особенно актуальным во многом по причине применения в отношении России экономических санкций в 2014 г., последующего снижения цен на сырьевые ресурсы, резкого падения курса российского рубля по отношению к мировым валютам, блокирования доступа к кредитам на международных финансовых рынках и прекращения трансфера технологий. Это поставило экономику России в ситуацию, когда со всей очевидностью встал вопрос о необходимости мобилизации имеющихся внутренних возможностей поддержки экономики и предотвращения ее коллапса. Основные мероприятия по запуску политики импортозамещения были определены распоряжением Правительства РФ от 30.09.2014 г. №1936-р «План содействия импортозамещению в промышленности», которым была предусмотрена разработка отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в отраслях промышленности Российской Федерации (далее планы) на период до 2018 г. Такие планы к середине 2015 г. были разработаны и утверждены приказами Минпром-торга России.
Разговоры об импортозамещении ведутся в России не первый год и, конечно, не потеряли своей актуальности, особенно в моменты кризисов. Реализация процессов импортозамещения в нынешних непростых геополитических условиях неизбежна. Однако мировой опыт показывает, что в чистом виде эта модель недолговечна и может привести к кризису. Но сейчас, пожалуй,
вопрос стоит более глобально: по какому пути пойдет Россия? Выберет ли закрытую модель развития с ориентацией производства только на внутренний рынок или же останется включенной в глобальные экономические процессы? Сможет ли импортозамещение стать одним из факторов экономического роста? Будет ли наряду с ним сделана серьезная ставка на поддержку экспорта?
В 2013 г. импортозамещение рассматривалось как один из ключевых факторов роста экономики регионов и страны в целом. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, реализация программ в этом направлении в течение 5-7 лет могла бы обеспечить 10-15 % роста промышленного производства в Российской Федерации.
В 2014 г. после введения санкций со стороны западных государств руководство страны объявило курс на импортозамещение. К активизации этого процесса подтолкнули не только санкции, но и девальвация национальной валюты (с начала года к ноябрю курс доллара вырос более чем на 40 %, евро - более чем на 26 %). Не стоит ориентироваться на то, что в ближайшие годы санкции будут сняты. В этой связи активизация импортозамещения очень важна. Можно констатировать, что в России стартовала масштабная кампания по импортозамещению (2).
Сложившаяся геополитическая ситуация требует сосредоточить внимание на стратегически важных первостепенных мерах, предотвращающих угрозы нанесения ущерба жизнеобеспечению и безопасности государства и общества, а также прямо влияющих на сохранение социальной стабильности в обществе. Основными направлениями являются обеспечение продовольственной и лекарственной безопасности, выпуск отечественных медицинских изделий, оборудования для легкой промышленности, а также политика импортозамещения в сфере технологий, программного обеспечения, в производственном секторе, станкоинструментальной отрасли. Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на пред-
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
приятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к:
- росту занятости населения и, как следствие, снижению безработицы и повышению уровня жизни;
- повышению уровня научно-технического прогресса и, как следствие, уровня образования;
- укреплению экономической и продовольственной безопасности страны;
- росту спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;
- сохранению валютной выручки внутри страны и, как следствие, росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны. Но также не стоит забывать, что на начальном этапе производимые товары, заменяющие ввозимые товары будут более низкого качества. Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности.
Но здесь следует напомнить, что при реализации импортозамещения, основным источником средств для придания экономике первоначального импульса роста останутся доходы экспортного сектора. Таким образом, не нужно забывать о том, что создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесславно потеряны при возвращении к привычному для данной страны курсу.
То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами (1).
По мнению специалистов Министерства промышленности и торговли РФ наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90 %), легкая промышленность (70- 90 %), электронная промышленность (80-90 %). Как отмечается в
итоговом аналитическом отчете, импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. Если рассматривать долгосрочную перспективу, то снижение зависимости от импорта возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. Согласно оценки Минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по различным отраслям промышленности с уровня 70-90 % до уровня 50-60 %, а в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. Для этого необходимо использовать различные механизмы.
В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действительными мерами по содействию импортозамещению может быть стандартизация. В частности, по данным ведомства, развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции. Другой инструмент - это использование отечественной продукции для госзаказа.
Необходимо также отметить, что за последние несколько лет на федеральном уровне созданы организационные структуры, деятельность которых направлена преимущественно на развитие производства, поддержку экспорта и процесса импортозамещения. Так, Российский экспортный центр создан для работы с экспортерами по вопросам предоставления финансовых и нефинансовых мер поддержки. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов является специализированным государственным институтом поддержки экспорта, посредством применения страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций.
Российская система качества учреждена в целях независимого исследования качества товаров и выдачи лучшим отечественным товарам российского Знака качества. Работа Фонда развития промышленности ориентирована на создание условий для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения путем предоставления льготных условий. К этим условиям можно отнести прежде всего софинанси-рование реализации проектов, направленных
на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе лучших из доступных технологий (3).
По данным исследователей, введение санкций против части ведущих российских компаний негативно сказывается на инвестиционном климате страны. Закрытие внешних рынков капитала снижает ресурсную базу банков, а рост премий за риск повышает стоимость заемных средств для предприятий.
Предполагается, что по мере снижения геополитической напряженности и смягчения кредитных условий, будет происходить восстановление интересов бизнеса к инвестированию, возобновится рост инвестиций частных компаний.
По мнению экспертов, основной сложностью для реализации масштабной программы по импортозамещению может стать недостаток ресурсов для реализации инвестиционной стратегии.
С макроэкономической точки зрения в условиях низких темпов роста экономики инвестиции в инфраструктуру являются привлекательными, так как повышают накопление капитала в среднесрочной перспективе и обеспечивают рост производительности в долгосрочной перспективе. Крупные межрегиональные проекты не только стимулируют развитие прилегающих территорий, но и приводят к снижению региональной дифференциации доходов населения. Необходимо создать специальные условия и инструменты для льготного привлечения длинных недорогих заемных средств в инфраструктурные проекты, в том числе институциональных инвесторов, включая Фонд национального благосостояния.
В настоящее время реализация государственной политики в части импортозамещения усложнена такими сдерживающими факторами, как высокая степень износа и устаревания производственного оборудования, недостаточный уровень доступа предприятий к инновационной и инвестиционной инфраструктуре, низкий уровень конкурентоспособности, большая энергоемкость производства, высокая доля потребления импортных промежуточных товаров, кадровый дефицит. Наряду с этим, стремление к обеспечению экономической независимости и безопасности страны, сохранению и укреплению положительного сальдо внешнеторгового баланса обусловили существенные изменения кон-
центрации внешнеторговых связей в пределах межстрановых союзов и ассоциаций.
Глубина и острота этих проблем требует использования системного подхода к их решению на основе анализа структуры существующей экономической системы при учете цивилиза-ционной специфики национальной экономики. Государственное управление этим процессом должно базироваться на принципе совмещения стратегии импортозамещения с долгосрочной концепцией преобразования отраслевой и региональной структуры российской экономики, приоритетами реформирования структуры производства и системы управления с учетом общих для всех органов государственной власти подходов, правил и требований. Выделенные приоритеты обуславливают выработку механизмов поддержки российских производителей, направленных на сохранение действующих высокотехнологичных предприятий, содействие производствам с большим научным и производственным потенциалом, формирование специализированных мер государственной помощи предприятиям, организующим производство новых видов продукции в соответствии с отраслевыми планами по импортозамещению. Важнейшей задачей выступает инвестиционная поддержка предприятий. Отсутствие доступа к финансированию, высокие требования к залоговому обеспечению и существенная процентная ставка банков представляют собой барьеры, препятствующие участию производителей в реализации политики импорто-замещения.
Инвестиционная политика является важнейшей составной частью экономической стратегии Кабардино-Балкарской Республики.
Основные перспективные направления развития экономики Кабардино-Балкарии: ту-ристско-рекреационный комплекс, промышленность строительных материалов, химическая промышленность, агропромышленный комплекс, электроэнергетика. В настоящее время в регионе реализуется несколько инвестиционных проектов по выпуску промышленными предприятиями импортозамещающей продукции. В республике производятся включенные в планы импортозамещения лекарственные препараты, рентген-аппараты, кабельная продукция, алмазный инструмент, высоковольтные выключатели, глушители выхлопных газов. Одним из наиболее значимых для республики является проект создания инно-
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)_
вационного горно-металлургического комплекса на базе Тырныаузского вольфрамо-молибдено-вого месторождения. Федеральные и республиканские структуры совместно работают над производством готового инструмента из твердых сплавов. Минпромторг России и ГК «Ростех» подготовили проект по созданию комплекса твердосплавного производства, состоящего из четырех фаз переработки вольфрамосодержащего сырья: добыча и обогащение, производство ангидрида вольфрама, производство твердых сплавов, производство твердосплавного инструмента. В комплекс будут включены четыре предприятия СКФО: горно-обогатительное на базе Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения, новое гидрометаллургическое производство на базе ОАО «Гидрометаллург», производство твердых сплавов и готового инструмента на базе ОАО «Победит» и АО «Терекалмаз», а также другие предприятия РФ. Инвестиционные проекты, направленные на импортозамещение, реализуются также в ООО «Текстиль Индустрия» (текстильное полотно, продукция швейных фабрик, которые будут входить в состав кооперации текстильного и швейных производств), ООО «Каббалкнефтегаз» (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции), ООО «Севкаврентген-Д» (медицинское рентгеновское оборудование), ЗАО «Эрпак» (древеснополимерные композиционные материалы), ООО «Фарма Интернейшинал Ком-пани Россия-СНГ» (противотуберкулезные и противоопухолевые лекарственные препараты), ОАО «Прохладненский завод полупроводниковых приборов» (трехкомпонентные шприцы).
В агропромышленном комплексе Кабардино-Балкарии реализуется 18 инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение. Сумма привлеченных инвестиций составляет 40,2 млрд рублей. Планируемое количество рабочих мест в названных проектах - 3 тыс. 869, в том числе вновь созданных - 3 тыс. 844. Сформирован перечень импортозамещающей сельскохозяйственной продукции, производимой в республике. Наибольшая доля импортозамещения - в производстве овощной и плодовой продукции, семян кукурузы, мяса птицы и плодоовощных консервов (5).
Таким образом, расширение возможностей импортозамещения создает надежную базу для устойчивого социально-экономического развития Кабардино-Балкарии и является фактором экономического роста экономики региона.
Полагаем, что необходимо включить задачи поддержки импортозамещения в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в качестве приоритетных, предусмотрев широкий охват сфер жизни общества, в том числе вопросы технологий, права, развития государственных институтов и безопасности.
Руководство субъектов и предприниматели на местах должны быть активными участниками реализации процесса импортозамещения в регионах. Политика импортозамещения должна первично формироваться на уровне регионов, что позволит определить основные направления концентрации региональных сырьевых, финансовых и интеллектуальных ресурсов для организации производства импортозамещающей продукции. Региональные органы власти играют координирующую роль при организации процессов импортозамещения и могут создавать благоприятные условия и соответствующую инфраструктуру для сотрудничества компаний с целью рационального использования установленных мощностей и имеющихся ресурсов. Вместе с тем необходима координация региональной политики импортозамещения с федеральной, поскольку импортозамещение имеет политическое и стратегическое значение, что автоматически выводит его из компетенции регионального уровня на федеральный. На уровне Российской Федерации разработан ряд стратегических документов, в которых определены целевые показатели по импортозаме-щению. Среди них можно выделить Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, в которой представлены пороговые значения удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, обеспечивающих продовольственную безопасность. В Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. запланировано существенное снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке. В субъектах РФ разработано большое количество стратегических документов по импортозамещению.
Значительная часть существующих сегодня стран мира на пути своего развития уже проходили процесс ограничения импорта с целью стимулировать спрос на отечественные товары, однако специалисты расходятся в оценках эф-
фективности данной меры. Положительные стороны заключаются в том, что во времена, когда существуют весомые ограничения на постоянный поток импорта (низкий уровень доходов населения, слабые позиции национальной валюты), банковская система более концентрированно поддерживает национальное производство, возрастает количество рабочих мест, увеличивается экспорт продукта. Таким образом, внутренне производство увеличивает объемы выпускаемой продукции, которая постепенно вытесняет импортные аналоги. Другая сторона медали показывает, что все перечисленные плюсы носят временный характер. Годы показывают, что пик эффективности внутреннего производства проходит уже через десяток лет, как это произошло в государствах Латинской Америки. Страны быстро потеряли связь с внешними рынками технологий, что не могло не сказаться на конкурентоспособности продукции за пределами этих стран.
Опыт Китая, Бразилии и ряда других развивающихся стран показывает, что политика им-портозамещения не должна нарушать принципы международной экономической интеграции, а в долгосрочной перспективе должна создавать основу для формирования устойчивой экспортно ориентированной экономики. В связи с этим в качестве перспективных механизмов развития российской экономики сегодня рассматривается как поддержка отечественных промышленных и сельскохозяйственных производителей, так и стимулирование инвестиций в создание совместных предприятий и локализацию на территории России производства современной высокотехнологичной продукции. При этом одним из приоритетных направлений импортозамещения является стимулирование так называемой «глубокой» локализации, предполагающей развитие кооперационных связей, использование отечественных комплектующих, а также передачу ключевых технологий и формирование необходимого кадрового и научного потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурко Р. А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 301-303.
2. Кондратьев А. Импортозамещение: две стороны одной монеты // Журнал «Бизнес России». № 12. 2014. С. 52-55.
3. НосачевскаяЕ. А., ШумаховР. В. Стимулирование развития региональной экономики в современных условиях // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 4. С. 73, 74.
4. Рекомендации утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 24 мая 2016 года (Протокол № 106).
5. http://kbrria.ru/politika/yuriy-kokov-rasshiryaya-vozmozhnosti-importozameshcheniya-my-sozdaem-nadezhnuyu-bazu