ВЛАДИМИРОВ В. А.. ЧЕРНИЧКО Б. И.
В последние годы проблемы национальной безопасности России стали предметом пристального внимания нашего общества. В свете этого представляют определенный интерес некоторые принципиальные вопросы взаимосвязи и взаимоотношений системы национальной безопасности страны и гражданской защиты - ее составного компонента.
Актуальность проблем национальной безопасности в современных условиях во многом обусловлена кризисным состоянием российского общества, охватившим все стороны общественной жизни - политическую, экономическую, духовную. В сложившихся условиях существенно возросли потенциальные угрозы и реальные опасности не только общенациональным интересам страны и общества в широком их понимании, не только всем сферам и институтам общественной жизнедеятельности государства, но и жизненно важным интересам и потребностям каждого отдельного человека. Можно сказать, что речь идет, в конечном итоге, о фактическом выживании нации.
Отсюда следует, что в сложившихся условиях национальная безопасность, понимаемая как такое состояние, при котором достигается в максимально возможной степени защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, становится важным государственным приоритетом. Этот приоритет государственной политики, в свою очередь, выступает важной предпосылкой на путях преодоления возникшего кризиса.
Поэтому значение Концепции национальной безопасности Российской Федерации отнюдь не в том, что она определяет и систематизирует всю совокупность официальных взглядов на проблемы безопасности личности, общества и государства в новых политических и социально-экономических условиях, но, главным образом, в том, что закрепляет важнейшие направления политики государства ( как основного субъекта безопасности), устанавливает эффективные механизмы ее реализации на ближайшую перспективу через создаваемую систему общественной безопасности.
В этой связи, по замыслу самого документа. Концепция национальной безопасности должна служить общей идейной и научно-методологической основой для разработки частных доктрин и частных концепций безопасности и защиты наииональых интересов в соответствующих сферах, при этом
национальные интересы следует трактовать как совокупные, интегральные, обобщенные по определенной иерархической схеме жизненно важные потребности личности, общества и государства.
В свете вышеизложенного закономерно возникает вопрос, может ли систсма считаться эффективной, а уровень национальной безопасности достаточным, если в общенациональном масштабе не будут решаться задачи безопасности и защиты жизнедеятельности личности, общества и государства от возрастающей угрозы различного рода бедствий?
Ответ очевиден. Именно по этой причине защита личности, общества и государства от бедствий - гражданская защита сформировалась и продолжает совершенствоваться как самостоятельная сфера общенациональной безопасности. При этом источниками бедствий могут выступать различные явления. К ним относятся разрушительные техногенные и природные катастрофы, периодически возникающие эпидемии, эпизоотии, социальные конфликты и гражданские войны, а также военные действия при различных вооруженных конфликтах и при ведении локальных, ограниченных, крупномасштабных и прочих войн.
В результате этих явлений на определенной или на всей территории страны в силу поражающих факторов и других обстоятельств может сложиться чрезвычайная (в смысле кризисная) ситуация, сопряженная с человеческими жертвами или угрозой жизни, здоровью и трудоспособности людей, которая повлекла или может повлечь значительные материальные и духовные потери, нарушение нормальных, привычных, исторически сложившихся условий жизнедеятельности населения и экологического равновесия в окружающей природной среде. Вошедшее в обиход понятие "чрезвычайная ситуация" (ЧС), хотя и не является с научной точки зрения строго корректным, вполне отражает в собирательном смысле состояние кризиса на определенной территории, где уже реализовались различные по характеру, продолжительности и масштабу угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства. •
Отсюда следует, что защита от чрезвычайных ситуаций - гражданская защита есть в определенном смысле защита от различнрго рода бедствий, угрожающих жизни, здоровью, окружающей среде, услориям жизнедеятельности, материальным и духовным ценностям каждого че/ювека, отдельной семье, населению в местах проживания, общественным и государственным структурам в зонах чрезвычайных ситуаций, а в отдельных случаях и на всей территории страны в целом.
В настоящее время по заданию МЧС России разработана доктрина
гражданской защиты, которая может рассматриваться как одна из частных доктрин в сфере национальной безопасности.
В указанной доктрине гражданская защита определяется как важная функция государства и трактуется как совокупность мер по поддержанию безопасности жизнедеятельности граждан, защите населения, объектов экономики, национального достояния и окружающей среды от поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций любого характера и масштаба, а также по обеспечению постоянной готовности органов управления, сил и средств к их ликвидации.
Доктрина гражданской защиты исходит из того, что актуальность проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями, и защиты населения и национального достояния при их возникновении в последние годы не снижается. Это обусловлено большим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых гибелью значительного числа людей и огромными материальными и нередко духовными потерями, что, естественно, ведет к отвлечению материальных и финансовых средств и вызывает определенную напряженность в обществе.
Причем более 70% ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций носят техногенный характер. Причины этого кроятся в изношенности основных производственных фондов, резком снижений дисциплины труда на потенциально опасных производствах, ликвидации' или неэффективности деятельности надзорных органов и служб безопасности. В результате этих бедствий страдают десятки тысяч людей, тысячи из них погибают, а материальный ущерб измеряется триллионами рублей.
Согласно статистике, в среднем вследствие только техногенных чрезвычайных ситуаций ежегодно в стране получают увечья свыше 250 тысяч человек, погибают в результате аварий и катастроф более 50 тысяч человек, ущерб достигает 15% национального дохода.
Возросшая в последнее время социально-политическая напряженность в отдельных регионах Российской Федерации, а также в ряде государств -участников СНГ служит дополнительной причиной роста чрезвычайных ситуаций, обостряет проблемы миграции населения, а в некоторых случаях вызывает массовую эвакуацию русскоязычного населения. Ясно, что и эти проблемы не могут оставаться за рамками национальной безопасности и должны решаться системой гражданской защиты.
Следует также отметить, что, несмотря на коренное изменение воен-
но-политической обстановки в мире, заметное снижение международной напряженности (хотя и не во всех регионах мира), не потеряла своей актуальности и проблема защиты населения и национального достояния при применении конфликтующими сторонами современных средств поражения. В связи с этим гражданская оборона страны должна оставаться одной из главных функций системы гражданской защиты. В рамках системы заблаговременно должны решаться многие проблемы защиты населения и объектов народного хозяйства, подготовки территорий и структур государственного управления к воздействию противника, созданию условий выживания страны в современной войне и поддержанию ее способности к вооруженной борьбе за национальные интресы.
Доктрина гражданской защиты учитывает, что Российская система гражданской защиты - единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) создана в России постановлением Правительства Российской Федерации еще в 1992 году.
Ее создание было важным шагом на пути решения задачи защиты населения, объектов экономики, окружающей среды, обеспечения жизнедеятельности при техногенных, природных и экологических бедствиях.
Создание и необходимость функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций подтверждены в декабре 1994 года в законодательном порядке принятым законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Этот закон определил правовую базу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. Рассматриваются законы "О гражданской обороне" и "Об аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей", которые расширят законодательную и нормативно-правовую базу для постепенного развития и совершенствования РСЧС, решающей задачу защиты населения и территорий в мирное и военное время в качестве составной части системы национальной безопасности России.
Функционирование РСЧС позволило объединить усилия органов исполнительной власти, их силы и средства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В краткой форме функции системы гражданской защиты могут быть сведены к трем положениям:
поддержание безопасности и устойчивости жизнедеятельности населения, общества и государства в любых чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
комплексная защита населения, объектов народного хозяйства, инфраструктуры и окружающей среды, обеспечение жизнедеятельности населения от воздействий в зоне чрезвычайной ситуации;
поддержание заблаговременной готовности государства к оперативному реагированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера и различного масштаба как в мирное время, так и в условиях ведения войны или преодоления вооруженных конфликтов.
Эффективное выполнение этих функций позволяет системе гражданской защиты решать весь комплекс задач национальной безопасности в той части, которая связана с защитой от бедствий страны, населения, национального достояния вне зависимости от того, что является источником чрезвычайной ситуации: природные катаклизмы, технологические катастрофы, экологические бедствия или целенаправленные вооруженные воздействия возможного противника.
В функции системы гражданской защиты не входит социально-экономическая реабилитация пострадавших зон или территорий. Это уже другая задача и решаться она должна другими методами, силами и средствами. Ликвидация чрезвычайной ситуации предполагает лишь устранение или нейтрализацию угроз, вызвавших кризисную ситуацию, оказание помощи и спасение пострадавших и восстановление в зоне бедствия безопасных условий жизнедеятельности населения, может быть, при определенных ограничениях на образ жизни, род занятий и поведение.
Государственная программа строительства Российской системы гражданской защиты была тесно связана с реформой ранее существовавшей системы гражданской обороны России. Эта реформа активно проводилась в последние годы и была направлена:
во-первых, на своеобразную конверсию и демилитаризацию самой системы гражданской обороны страны, расширение ее задач на мирное время по защите населения, национального достояния и окружающей среды, обеспечению жизнедеятельности населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях при сохранении задач военного времени, существующей структуры органов управления и сил, кадрового, материального и военно-технического потенциала;
во-вторых, на создание на базе гражданской обороны страны единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как своеобразного звена, на которое в законодательном порядке можно было бы возложить в федеральном масштабе задачи профилактики чрезвычайных ситуаций, поддержание готовности государства к оператив-
ному реагированию на них, организацию и руководство процессом ликвидации чрезвычайных ситуаций вплоть до восстановления безопасности жизнедеятельности в зонах бедствия;
и-третьих, на передачу управления системой гражданской обороны России, а в последующем и системой РСЧС с ведомственного уровня Министерства обороны Российской Федерации на правительственный уровень с формированием соответствующего органа федеральной исполнительной власти, а также на реорганизацию структур управления территориального и местного уровней, что стало своеобразной программой совершенствования управления системой гражданской защиты России в новых военно-политических и социально-экономических условиях.
В свете изложенного к числу проблемных вопросов следует отнести, прежде всего, вопрос о роли и месте системы гражданской защиты в обеспечении военной безопасности России. Для национальной безопасности государства проблема военной безопасности, как известно, всегда является ключевой. Влияние гражданской защиты на проблемы обеспечения военной безопасности в конечном итоге может быть сведено к оценке роли и места гражданской обороны (как одной из главных функций системы гражданской защиты) в оборонном строительстве государства в новых военно-политических и социально-экономических условиях.
Нам представляется, что обороноспособность страны не может быть признана достаточной, если заблаговременно не решены социально-экономические проблемы выживания населения, живучести экономики и устойчивости государственного управления в сложных условиях ведения вооруженной борьбы.
На этом основании можно заключить, что заблаговременное создание необходимых условий и отработка в мирное время эффективных механизмов поддержания устойчивости и восстановления безопасности жизнедеятельности населения, общества и государства в период войны должны быть неотъемлемым элементом сферы оборонного строительства и должны рассматриваться поэтому как важнейшая область не только оборонной, военной, но и социально-экономической политики государства.
Решение указанных задач в значительной мере входит в сферу компетенции МЧС России, на которое возлагается непосредственное руководство ведением гражданской обороны в стране, осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных применением возможным противником средств поражения, защита населения и территорий в случае их возникновения, обеспечение устойчивости функци-
онирования народного хозяйства в ходе войны.
Это звено оборонной политики государства должно быть приведено в полное соответствие с изменившимися геополитическими и социально-экономическими условиями. '
Заметим, что основные направления и принципы государственной политики в области гражданской обороны как важной сферы оборонного строительства будут законодательно закреплены, как предполагается, в законе "О гражданской обороне Российской Федерации”, проект которого находится на рассмотрении в Федеральном собрании.
Этот проект базируется на Концепции гражданской обороны страны, одобренной коллегией МЧС России. В основу концептуального подхода положен ряд фундаментальных положений, а именно:
- любое суверенное государство не может обойтись в современных условиях без гражданской обороны как своей важнейшей функции;
- потенциал гражданской обороны, ее инфраструктура, органы управления, силы и средства, мобилизационные резервы и запасы были и остаются важным элементом стратегического оборонного потенциала государства (следует особо подчеркнуть: оборонного, а не военного);
- в изменившихся военно-политических и социально-экономических условиях нужны новые подходы к оценке роли и места гражданской обороны как важного военно-стратегического фактора;
- с позиций государственной целесообразности следует рассматривать гражданскую оборону страны как особую функцию Российской системы гражданской защиты, сохранив преемственность и исключив формирование под любым предлогом самостоятельной параллельной системы гражданской обороны.
Исходя из этих принципов, следует заметить, что в рамках проводимой военной реформы государственная политика в области гражданской защиты и гражданской обороны не может не охватывать одновременно военные, экономические и социальные аспекты безопасности и выживания человека, общества и государства в условиях ведения современной крупномасштабной войны или даже локальных военных конфликтов различного масштаба и интенсивности.
Вместе с тем, к сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время в России пока еще нет целостной научно обоснованной политики государства по поддержанию готовности страны к преодолению военных конфликтов, по подготовке населения, экономики и систем государственного управления к функционированию в условиях современной войны.
Сложившееся положение является прямым следствием системного кризиса в стране' и обусловлено целым рядом объективных обстоятельств:
во-первых, изменившимися военно-политическими условиями, геополитическим положением России и ее национальными интересами;
во-вторых, разрушением единого народнохозяйственного комплекса, его экономическим реформированием и существенными изменениями в составе и структуре его отраслей;
в-третьих, ранее выработанные направления и рекомендации по подготовке к войне народного хозяйства, структур государственного управления и населения Советского Союза в настоящий момент существенно устарели и требуют серьезной корректировки или даже переработки;
в-четвертых, известные методические подходы к указанной проблеме исходили из старых военно-доктринальных положений о глобальном ракетно-ядерном характере войны и учитывали возможные варианты применения по важнейшим объектам и городам только ядерного оружия, без учета вероятности воздействия по ним обычного оружия, в том числе высокоточного, способного с достаточной эффективностью выводить из строя ключевые объекты базовых отраслей экономики и систем управления.
Отсутствие до настоящего времени официально принятых взглядов по указанным вопросам, а также неопределенность и несогласованность исходных данных не позволяют разрабатывать обоснованна планы гражданской обороны в центре и на местах, проводить заблаговременную подготовку экономики, в том числе мобилизационную, к устойчивому функционированию в военное время, подготовку и обучение населения действиям в условиях применения современных средств поражения.
Указанные вопросы тесно связаны с проблемами оборонного строительства и национальной безопасности России и поэтому должны быть, по нашему мнению, предусмотрены в программе военной рефррмы.
Существует еще один аспект рассматриваемой проблемы, который привлекает пристальное внимание аналитиков и специалистов гражданской защиты. Речь идет о социально-экономической стороне роенной доктрины, которая непосредственно касается концептуальных проблем гражданской обороны.
Отечественные военные специалисты традиционно выделяют две стороны военной доктрины - военно-политическую и военно-техническую. Такая точка зрения нам представляется по меньшей мере спорной. Более того, нам кажется вполне обоснованным, необходимым и целесообразным рассматривать на равных три стороны военной доктрины, а именно: военно-поли-
тическую, военно-техническую и социально-экономическую.
Социально-экономическая обеспеченность военной политики государства в современных условиях уже не может рассматриваться как сама собой формирующаяся и изначально существующая предпосылка. Она охватывает весьма широкий круг вопросов. Разумеется, что военная доктрина как составная часть общей концепции национальной безопасности не может оставлять за рамками все стратегически значимые социально-экономические проблемы.
Вместе с тем, ведение войны на выживание становится весьма вероятным сценарием. Это вполне подтверждает опыт ведения военных действий в Персидском заливе и в других локальных военных конфликтах. Опыт ведения действий в Чечне не является исключением. В качестве примера достаточно вспомнить масштабы уничтожения военно-промышленной базы Ирака в ходе продолжавшейся более месяца воздушной кампании, решившей исход войны.
Это означает, что в условиях современной обычной войны, которая даже без применения ядерных вооружений может принять затяжной, изнурительный и истребительный характер, потребуется чрезвычайное напряжение сил и средств государства для защиты населения, национального достояния и ликвидации последствий разрушения экономики, особенно энергетики, металлургии, химически опасных предприятий, складов ядерных и
обычных боеприпасов, крупных железнодорожных узлов, гидротехнических плотин, мостовых переходов, тоннелей и т.п.
Отсюда следует вывод о том, что в современных войнах, вне зависи-
мости от их масштаба и интенсивности, первоочередной стратегической целью будет уничтожение военно-промышленной базы противника, разрушение инфраструктуры государства, парализация коммуникаций, энергоснабжения, разрушение систем обеспечения жизнедеятельности населения и государства в экстремальных условиях военного времени.
Поэтому социально-экономические аспекты военной доктрины, помимо прочих вопросов, должны непосредственно охватывать также проблемы выживания населения, экономики и самого государства в условиях ведения современной войны. Нам представляется, что эта сторона официально принятых взглядов на подготовку страны к отражению военных угроз имеет принципиально важное значение и должна найти отражение в основных положениях военной доктрины, определяющих важнейшие направления военной политики государства как субъекта военной безопасности страны.
Учитывая сказанное, представляется вполне обоснованным и целесо-
образным дополнить основные положения военной доктрины новой самостоятельной Концепцией поддержания устойчивости и безопасности жизнедеятельности общества и государства в условиях войны и военных конфликтов.
Такая Концепция должна официально определить и законодательно
закрепить всю систему взглядов высшего военно-политического руководства страны на проблемы выживания государства в войне, сохранение социально-экономической стабильности, защиты населения и национального
достояния, обеспечения устойчивости экономики и пэсударственного управления в чрезвычайных условиях военного времени.
Ясно, что такое дополнение усилит социальную направленность военной доктрины, поскольку теперь в ее положениях, кроме традиционных вопросов и аспектов, уже прямо и конкретно будут определены меры государства по обеспечению национальной безопасности и защиты жизненно
важных интересов личности, общества и государства от военных угроз и опасностей.
Такая триада концепций, а именно: предотвращение войны; пресечение и отражение агрессий; поддержание безопасности и устойчивости жизнедеятельности страны в условиях ведения войны. - как раз и соответствует. и отражает, по нашему мнению, три генеральных направления военной политики и оборонного строительства государства на современном этапе в новых изменившихся военно-политических и социально-экономических условиях.
Более того, отметим также, что последняя концепция указанной триады становится важным замыкающим звеном оборонной политики государства и уже по этой причине должна быть закреплена в военной доктрине.
Тем самым гражданская оборона страны восстанавливается в правах военно-стратегического фактора, причем на вполне научно обоснованных основаниях.
Практическая реализация основных положений указанной концепции в значительной мере входит в сферу компетенции МЧС Рдссии. Поэтому МЧС России заинтересовано и вправе настаивать на том, чтобы в доктринальных положениях оборонной политики государства были бы отражены, хотя бы в общих чертах, принципы организации, подготовки и ведения гражданской обороны страны как составной части оборонной достаточности и как стратегического фактора.
Таким образом, речь идет не только о влиянии военной доктрины на концепцию строительства, подготовку и ведение гражданской обороны, но и об обратном влиянии современной концепции гражданской обороны и
гражданской защиты на военную доктрину, особенно на ее социально-экономическую сторону.